\ ЗОЛОТАЯ МАСКА \
15 апреля в Гостином Дворе прошла церемония вручения премий XVII Национального театрального фестиваля «Золотая маска» за сезон 2009/2010 годов.
Парад регионов прошел
Список лауреатов открыл Музыкальный театр Хабаров- Саша ска (Татьяна Маслакова, номинация «Лучшая женская КАННОНЕ роль в оперетте/мюзикле», спектакль «Два бойца») и продолжили театры Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. И все же «Маски» в балетных и оперных номинациях традиционно поделили между собой две столицы, а призы за «Лучший спектакль большой и малой формы» и «Лучшую мужскую и женскую роль» получила Москва. И лишь награда за «Лучшую работу режиссера» уехала в Петербург, что, впрочем, тоже было вполне предсказуемо.
Лучшим драматическим спектаклем большой формы стал «Дядя Ваня» в Театре им. Евгения Вахтангова (постановка Римаса Туминаса). Лучшим режиссером и лучшим художником драмы — Андрей Могучий и Александр Шишкин (спектакль «Изотов» в Александринском театре). В номинации «Лучшая женская роль в драме» победила Ольга Яковлева («Обрыв», МХТ им. Чехова). За лучшую мужскую роль премирован Игорь Гордин (спектакль «Кроткая» в Московском ТЮЗе). Лучшим драматическим спектаклем малой формы признан «Триптих» Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».
Спектакли Музыкального театра как будто соревновались, который из них заработает большее количество «Масок». «Женщина без тени» Мариинского театра снискала две награды — как лучший спектакль в опере (режиссер Джонатан Кент) и за работу художника Пола Брауна. Три «Золотых маски» присудили «Воццеку» Большого театра (лучшим режиссером оперы назван Дмитрий Черняков, лучшим оперным дирижером — Теодор Курентзис, лучшим художником по свету — Глеб Фильштинский).
Но всех перегнал спектакль Театра музыкальной комедии Екатеринбурга «Мертвые души». У него четыре «Маски»: за лучший спектакль и лучшую режиссуру в жанре оперетта/мюзикл (режиссер Кирилл Стрежнев) и за лучшую работу дирижера и композитора (Борис Но-дельман и Александр Пантыкин).
«Золотой маской» за лучшую мужскую роль в опере награжден Нил Шикофф (спектакль «Иудейка», Михайловский театр), в женской номинации победила Елена Жидкова («Замок герцога Синяя Борода», Мариинка).
Лучшим художником по свету в драме стал Дамир Исма-гилов (спектакль «Гамлет», Александринский театр). Луч-
шим балетным спектаклем — постановка Иржи Килиана «Шесть танцев. Маленькая смерть» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Лучшая женская роль в номинации «Балет/современный танец» досталась Екатерине Кондауровой за роль Анны Карениной в одноименном спектакле Мариинского театра. Приз за лучшую мужскую роль в той же номинации — Леониду Сарафанову («Quatro», Театральный центр на Коломенской, Санкт-Петербург).
Лучшими хореографами названы Урви Ивги и Йохан Гребен («Песня не про любовь», Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург), лучшим художником кукольного театра — Эмили Валантен («Грибуль-простофиля и господин Шмель», Екатеринбург). Приз критики получил спектакль Драматического театра Прокопьевска «Экспонаты», причем постановка Марата Гацалова соперничала в соискании приза с другим номинантом «Маски» — одноименной постановкой Андрея Могучего (Александринский театр).
Легкое разнообразие в привычный порядок распределения премий внесли «золотые дебютанты» — артисты и коллективы, никогда прежде «Масок» не получавшие. Впервые стали лауреатами Михайловский театр и Театр им. Федора Волкова из Ярославля (специальная премия жюри с трогательной формулировкой «За достоверность проживания роли» присуждена Анастасии Светловой, спектакль «Екатерина Иванова»). Прокопьевск же с Костромой доселе на театральной карте России и вовсе не значились. Впервые «Маску» за лучшую работу дирижера в опере стяжала и главная оперная сцена страны — Большой театр.
Особое внимание привлекли к себе новые формы театральной кооперации — междугородние и международные проекты. Постановка «Медведь» (Театр кукол из Костромы и Московское Творческое объединение «Культ-проект») премирована как лучший спектакль в Театре кукол, а «Фальшивый купон» самарского театра «СамАрт» и Экспериментальной сцены Театра «Балтийский дом» из Петербурга, хоть и не снискал награды, стал трижды номинантом «Золотой маски» — за лучшую работу режиссера и художника (Анатолий Праудин и Алексей Порай-Кошиц) и как лучший спектакль в драме/малая форма. Проект «Молодые режиссеры — детям», представленный целой группой режиссеров —
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011
\ ОБЩЕСТВО \
1. За свою «Маску» Сергей Бархин поблагодарил... врачей
2. Спектакль ^ Пермского академического театра: главное не победа, а участие...
РИА-НОВОСТИ
в столиц
учеников Сергея Женовача, заслуженно получил свою награду — не только за театральные новеллы («Бесстрашный барин», «Волшебное кольцо», «Как кот гулял, где ему вздумается», «Почти взаправду», Театр РАМТ, Москва), но и за вполне реальный персонаж в лице новорожденной дочери двух режиссеров-участников.
Специальные премии достались лучшей оперной актрисе Наталье Ледовской (спектакль «Эсмеральда » Музы -кального театра Станиславского и Немировича-Данченко) и лучшему композитору в жанре «Опера» Кириллу Уман-скому (спектакль «Бег» Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского). В конкурсе «Эксперимент» победил спектакль «Гвидон» Театра «Школа драматического искусства». Лучшей зарубежной постановкой признана работа австрийского Драматического театра Граца «Час, когда мы ничего не знали друг о друге».
«Золотых масок» за вклад в развитие театрального искусства удостоены актриса Екатеринбургского театра драмы Галина Умпелева, а также солистка театра «Московская оперетта» Татьяна Шмыга — посмертно (награду вручили соратнику артистки, корифею российской оперетты Герарду Васильеву).
Что касается самой церемонии, то итоговое действо «Золотая маска — 2011» в версии Нины Чусовой и впрямь походило на парад. Некоторую помпезность зрелищу придало огромное пространство Гостиного Двора, и оформление Зиновия Марголина вполне этому соответствовало. При этом церемония менее всего походила на шоу, как успели окрестить ее в прессе еще в преддверии события. Получилось классично, без затей. Красная дорожка, музыкальное сопровождение Президентского оркестра и легкая дымка, визуально раздвигавшая пространство. Здесь особенно чувствовалось единство людей, собравшихся вместе, чтобы отметить красный день профессионального календаря.
Своих лауреатов не нашли номинации «Лучшая работа актера» и «Лучшая режиссура в Театре кукол», а также премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Но отсутствие лучших в сезоне 2009/2010 — не окончательный приговор. За XVII «Золотой маской» последует XVIII, и утешением послужат новые достижения.
PH0T0XPRESS
® Л
4. Андрей Могучий пробыл на церемонии 20 мин. Этого хватило, чтобы получить по заслугам.
Ш'
Щ ^
VI
ОЛЕГ ВЛАСОВ
5. Станислав Кузнецов признался в любви к опере...
6. ...а Сергей Маковецкий — к Римасу Туминасу.
ОЛЕГ ВЛАСОВ
5
\ ОБЩЕСТВО \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011
111