\ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ \
Саша КАННОНЕ
В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялась торжественная церемония вручения наград российской национальной театральной премии «Золотая маска». 15-я по счету, она стала этапной и прошла в новом формате.
В начале
Кажется, не успел фестиваль начаться, как пришло время его финального акта — традиционного награждения победителей. 15 лет — круглая дата, и организаторы форума решили отпраздновать ее небывалым количеством постановок. В итоге «Золотая» афиша оказалась столь плотной, что фестивальные дни пролетели, как один миг.
Всего в конкурсе участвовали 48 спектаклей. Но их не просто стало больше. «Главное отличие «Маски — 2009» — это большая внеконкурсная программа «Маска Плюс», — объяснила пресс-секретарь фестиваля Мария Бейлина. — Невзирая на кризис, она прошла в полном объеме. Огромное количество спектаклей!»
Номинантов в этом году набралось 129. Победителей чествовали дважды, что стало еще одним сюрпризом нынешней «Маски». Первым «актом» торжественной церемонии стало вручение премий как таковое. Начавшись в полдень, оно проходило в атриуме МАМТа, носило полуофициальный характер и протекало за закрытыми дверями. Публики не было, присутствовали только артисты и пресса. По замечанию Константина Райкина, акция эта «более походила на детский утренник, чем на мероприятие для взрослых». Впрочем, призы, которые Константин Аркадьевич вручал в номинациях драмы, были вполне настоящие, а это главное.
Лучшим драматическим спектаклем большой формы была названа «Чайка» Александринского театра. В малой форме приз отошел «Битве жизни» (театр «Студия театрального искусства», Москва). Специальные премии жюри драматического театра достались спектаклям «Бе-
рег утопии» российского молодежного театра и «Войцек» Алтайского театра драмы им. Шукшина.
Премию за лучшую женскую роль получила Полина Премию Агуреева (спектакль «Бесприданница», театр «Мастерс-
«За честь кая Петра Фоменко»). Лучшим актером признан Олег Баи достоинство» силашвили (спектакль «Дядюшкин сон», Большой драма-
получила тический театр, Санкт-Петербург). Лучшей режиссерской
критик работой стала «Женитьба» Валерия Фокина (Александ-
и историк ринский театр, Санкт-Петербург).
театра Инна В номинациях балета список финалистов огласила
Соловьева. живая легенда российского танца Майя Плисецкая. При
100 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009
\ ОБЩЕСТВО \
этом наибольшее количество теплых слов досталось от нее Диане Вишневой. За работу в спектакле Сергея Даниляна «Диана Вишнева: красота в движении» (Россия — США) прима-балерина Мариинки получила сразу три «Маски».
Композитор Родион Щедрин также присутствовал на церемонии, и не только в качестве супруга Майи Плисецкой — он получил премию за лучшую работу композитора. Вручил ее известный коллега Родиона Константиновича, петербургский композитор Леонид Десятников.
Второй акт церемонии по традиции начался в 19.00 и проходил уже в присутствии зрителей. В большом зале МАМТа не было ни одного свободного места: гости ждали «сладкого» — премьеры оперы «Золотое», которую организаторы «Маски» приготовили в качестве именинного пирога.
Написанная специально к 15-летию фестиваля, одноактная опера композитора Александра Маноцкова представляет собой юмористическое переложение русских сказок «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Курочка Ряба» (авторы либретто Михаил Дурненков и Александр Маноцков). Веселое попурри из оперных шлягеров, изрядно приправленное штампами современной театральной вампуки, готовили главный церемониймейстер «Золотой Маски» Андрей Могучий и режиссер Дмитрий Крымов. Отдав должное искусству «поваров», публика перешла к финальному действу фестиваля — вручению премий за честь и достоинство. Оглашение имен лауреатов самой почетной номинации «Золотой маски» не слу-
чайно перенесли во вторую часть церемонии. Публика, привыкшая снимать пенки, должна знать, кому она обязана. Артистов воспитывают, растят, питают идеями их учителя — режиссеры, историки театра, педагоги. Долгие годы они совершают свою работу, не всегда заметную даже для театралов. Между тем именно на их плечах держится пока российский театр.
В этом году премия за честь и достоинство досталась критику и историку театра, известному специалисту в области сценического искусства конца XIX — начала XX века, автору лучших монографий об истории Московского художественного театра и его создателях Немировиче-Данченко и Станиславском, профессору Инне Соловьевой. Второй лауреат высокой премии, главный режиссер Нижегородского театра «Комедїя» 85-летний Семен Лерман, присутствовать на вручении не смог. Все овации достались профессору Соловьевой. Премию вручал глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он зачитал приветственный адрес, написанный им лично, и в конце добавил: «Эпитеты не отражают, что вы сделали для нас. Благодаря вам мы узнали, что театр и совесть совместимы».
Зал аплодировал стоя, а критик, всю жизнь наводившая ужас на именитых режиссеров и артистов, растерялась и не нашла слов. «Спасибо, спасибо, спасибо», — повторяла она, взволнованная непривычными для нее знаками признания. Одетая в «золотое» платье, она стояла посреди сцены, на которую десятилетиями смотрела с другой стороны, и сама была золотом этой «Маски».
Майя Плисецкая вручала премию лучшей балерине Диане Вишневой, а Родион Щедрин получил
«Золотую маску» за оперу «Очарованный странник».
\ ОБЩЕСТВО \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009 101