Научная статья на тему 'Маска провинциала'

Маска провинциала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маска провинциала»

\ СОБЫТИЕ\

ЬЗВАН»

Ш

— —

БЕЗ Щ

ОЛЕГ ВЛАСОВ

16 апреля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялось вручение наград XIX Национального театрального фестиваля «Золотая маска». Главный приз достался Ярославскому театру.

Маска провинциала

В этом году на участие в театральном марафоне претен- 19 лет регионы довало 608 спектаклей. В шорт-лист попали 57 (драмати- кормили «аван-ческую и музыкальную команды отборщиков возглавили сами», номини-критики Марина Давыдова и Лариса Барыкина). Награды руя их наравне присуждали по 33 номинациям, что на одну больше про- со столицами тив обычного. Нововведением «Маски-2013» стал приз и не пропуская «За лучшую драматическую роль второго плана». Первой в лауреаты. его получила Светлана Немоляева (Домна Пантелеевна, Сегодня они «Таланты и поклонники», Театр Маяковского). действительно

Раздача российских театральных «слонов» прошла дель- сравнялись. но и собранно. Третий год кряду ее оформлением ведают режиссер Нина Чусова и художник Зиновий Марголин. По словам самой Нины Чусовой, стиль «постановки» зависит от места проведения и особенностей момента. В классическом Гостином Дворе («тучный» 2011-й) он клонился к академизму с оттенком буржуазности. В только что отреставрированном Большом (полный надежд 2012-й) был романтически-приподнятым. Церемония-2013 получилась минималистской, в стиле хай-тек, что также соответствует духу времени. Иллюзий поубавилось, театр ищет себя, сосредотачивается. Долой концертные номера (оставлен один — блестящий вокал американца Элии Васильева), прочь постановочные изыски, больше дела — меньше слов. Проникшись этим настроем, лауреаты в традиционных речах благодарности также были немногословны. Выходы победителей дублировали крупным планом на мониторах и световой бегущей строкой. В ритме джаза (музыкальное сопровождение — оркестр Олега Лундстрема) новоиспеченные «Маски» разлетались как горячие пирожки.

В отличие от прошлых церемоний, в которых то в кукольном жанре, то в мюзикле призы не присуждали вообще, в этом году все награды нашли своих адресатов. Но принцип «сестрам по серьгам» — не единственная особенность Х1Х-го фестиваля. Главным его сюжетом стала беспрецедентно высокая оценка работы региональных театров (конкурсное жюри возглавил худрук Александринки Валерий Фокин). В результате, минуя Саша столичные коллективы, изрядная часть наград укатила КАННОНЕ

в провинцию, включая почетные номинации «За лучший драматический спектакль большой формы», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль».

Борьба за них шла ожесточенная. На звание лучшего в драме («большая форма») претендовали девять спектаклей, включая «Пристань» в Вахтангове (фаворит гонки, спектакль Римаса Туминаса по бунинским «Темным аллеям» отмечен спецпремией жюри), «Гедду Габлер» в Александринке, «Маленькие трагедии Пушкина» в Сатириконе, «Год, когда я не родился» в Табакерке и «Фрекен Жюли» в Театре Наций. Но всех обошел первый в России, но долгое время считавшийся аутсайдером «золотого марафона» Волковский театр из Ярославля (спектакль Евгения Мар-челли по чеховскому «Платонову» — «Без названия»).

Пальму первенства в режиссуре оспаривали 16 работ. 11 из них имели московскую и питерскую «прописку». А премия уплыла в Новосибирск (Марат Гацалов — «Август: Графство Осейдж», театр «Глобус»). Лучшим актером опять-таки оказался ярославец — Виталий Кищенко, сыгравший Платонова в спектакле-лауреате. При этом без наград остались ни много ни мало Юрий Яковлев («Пристань», Театр Вахтангова) и Евгений Миронов («Фрекен Жюли», Театр Наций).

В музыкальных жанрах присутствие регионов не менее заметно. И если в категории «оперетта/мюзикл» три главных номинации — «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» — отошли Петербургу («Бал вампиров», Иван Ожогин, Манана Гогитидзе, театр Музыкальной комедии), то лучшими режиссером и дирижером стали пермяк Борис Мильграм («Алые паруса», Театр-театр) и Алексей Людмилин из Новосибирска («Алые паруса», Театр «Глобус»).

В балете пока лидируют столицы. «Маски» за лучший спектакль и лучшую женскую роль достались Диане Вишневой («Диана Вишнева: Диалоги», Мариинский театр, Петербург). Лучшим танцовщиком признан Олег Габышев (Роден — «Роден», Театр балета Бориса Эйфмана, Петербург). Лучшими балетмейстерами стали Гай Вайцман и Рони Хавер («История солдата», Проект «Платформа»,

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (133) 2013

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

70

Теодор Курентзис: «Будущее за регионами».

Татьяна Доронина, Иван Бобылев, Александр Белинский и Роберт Стуруа — «Маски» за вклад в развитие искусства.

Международный центр танца и перформанса «Цех», Москва, и Танцевальная компания Club Guy & Rony, Нидерланды).

В опере не столь безнадежно. «Золото» за лучшую мужскую роль взял Ильдар Абдразаков (Линдорф, Коп-пелиус, Доктор Миракль, Даппертутто, «Сказки Гофмана», Мариинский театр, Петербург), а лучшим режиссером и лучшим художником признан Дмитрий Черняков («Руслан и Людмила», Большой театр, Москва). Лучшей солисткой и лучшим дирижером назвали Надежду Кучер (Медея, Medeamaterial) и Теодора Курентзиса (Cosi fan tutte) из Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского в Перми.

Он же, Курентзис, получил «Маску» и как лучший балетный дирижер — за спектакль «Шут» (Театр оперы и балета), причем номинированный в этой категории дважды (вторая позиция — за балет «Свадебка», Театр оперы и балета, Пермь). «Орденоносный» грек выходил за наградами три раза (третью получил за проект «Дягилевские вечера» на пермской сцене). Благодаря за оказанную честь, артист посоветовал коллегам забыть про столицы и поселиться в регионах, «за которыми будущее, в которых вершится судьба театра».

Реванш регионов вообще стал лейтмотивом «Золотой маски — 2013». Об этом же говорил и заместитель Председателя Правления Сбербанка России Станислав Кузнецов, по традиции раздающий призы в оперных номинациях. «Российское оперное искусство с каждым годом выходит на все более высокий качественный уровень, — заявил банкир, представитель Генерального спонсора и многолетнего партнера фестиваля. — В оперном конкурсе этого года как никогда масштабно представлены региональные музыкальные театры со сложнейшими постановками, на равных конкурирующие с лучшими оперными и балетными труппами обеих столиц. Диапазон опер в этом сезоне максимально широк. Это многообразие в очередной раз доказывает, что опера — необычайно богатый, живой, развивающийся жанр, у которого — не только великое прошлое, но и славное настоящее и, без сомнения, блестящее будущее».

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов назвал лучшую актрису в опере (Надежда Кучер,

Medeamaterial, Пермь).

Светлана Немоляева — лучшая актриса второго плана.

Реванш регионов стал лейтмотивом «Маски-2013».

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (133) 2013

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.