Научная статья на тему 'Машиностроительный комплекс региона в условиях конверсии оборонных производств'

Машиностроительный комплекс региона в условиях конверсии оборонных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Машиностроительный комплекс региона в условиях конверсии оборонных производств»

Шмросы отраслевой и региональной экономики

A.B. Мошков,

кандидат географических наук, старший научный сотрудник ТИГДВО РАН

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ ОБОРОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ1

В региональных территориально-производственных системах KfftliCi Дальнего Востока отрасли машиностроения выполняют важную #бсд>живающую функцию, осуществляемую благодаря широкому разви-хшшо межотраслевых связей, которые основаны преимущественно на цршщнлах кооперации. Эти связи служат важнейшим условием функ-шонирования всех элементов системы, поскольку насыщают спрос в особых региональных рынках: средств производства и потребительском

Hai

[ j

Машиностроительный комплекс Дальнего Востока подразделяется к* следующие отрасли: общее машиностроение, точное машиностроение, мплротехническое, транспортное, сельскохозяйственное, химическое и zp В стр\тауре региональных ТПС Дальнего Востока машиностроение ■■юлняет задачу удовлетворения потребностей в ремонте оборудования рыболовных и транспортных морских судов, в производстве станков и мнстр\Д!ентов, навигационных приборов, различных металлоконструкции. производстве электробытовых приборов и т.д. [2,3,11,13]. Основным фактором конкурентоспособности продукции машиностроения является ос высокое качество и техническая новизна, особенно в новых и новейших отраслях. Кроме этого, большое внимание необходимо уделять увеличению количества выпускаемых разновидностей одного товара, послепродажному обслуживанию.

Непосредственно в Дальневосточном регионе потребляется меньшая часть произведенной продукции, что можно объяснить высоким \ровнем специализации производства, широкими связями по сбыту готовой продукции или комплектующих [2,6]. Отмечается высокая степень импортной зависимости по потребительским товарам машиностроительного комплекса. Импорт продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона оказывает определяющее влияние на конъюнктуру рынка товаров производимых машиностроительными предприятиями в регионах Дальнего Востока. Например, в машиностроительном комплексе Приморского края представлены отрасли, где производятся товары для рынка средств производства: авиастроение (г. Арсеньев), приборостроение (гг. Владивосток, Партизанск); судостроение (гг. Владивосток, Находка,

Работа выполнена при поддержке РГНФ (№ 99-02-00268).

Большой Камень, пос. Славянка, Преображение и др.). Кроме этого, существенную часть машиностроительного комплекса составляют оборонные предприятия (гг. Владивосток, Арсеньев, Партизанск, Большой Камень), продукция которых характеризуется высоким качеством и уникальностью, благодаря чему может иметь устойчивый спрос на мировом рынке военных товаров.

На предприятиях сельскохозяйственного машиностроения в Приморском крае до последнего времени производились средства производства: ремонт тракторов (г. Спасск-Дальний); комбайнов (г.Уссурийск); производство оборудования для животноводческих ферм (пос. Сибирце-во). Внедрение на территории края прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур создало дополнительные условия для формирования рынка потребительских товаров сельскохозяйственного машиностроения (производство специальной техники). Высокая эффективность подобных технологий и поддержка со стороны краевых властей могут сделать данную отрасль машиностроения весьма перспективной не только в Приморском крае, но и в других сельскохозяйственных регионах Дальнего Востока и Забайкалья. С отраслями сельскохозяйственного машиностроения довольно успешно могут конкурировать и некоторые конверсионные производства (в первую очередь, АО "Аскольд" в г. Арсеньеве).

Транспортное машиностроение в Приморском крае представлено ремонтными предприятиями: локомотиворемонтный завод (г. Уссурийск); судоремонтные заводы и авторемонтные предприятия (гг. Уссурийск, Спасск-Дальний, пос. Кавалерово, Шкотово), где производятся товары для рынка средств производства. Сильным конкурентом предприятий машиностроительного комплекса Приморского края на рынке судостроения и услуг судоремонта выступают компании Японии, Южной Кореи, Сингапура. Только стабильный производственный спрос, протекционистская политика государства, сокращение сроков ремонта (даже в условиях ограниченных валютных возможностях российских судоходных акционерных компаний и рыбодобывающего флота) может гарантировать сохранение прежних, устойчивых позиций отечественных предприятий на рынке судостроения и судоремонта. Без государственной поддержки отечественные предприятия, чтобы выжить, вынуждены увеличивать объемы производства потребительских товаров (например, выпуск мебели на судоремонтных предприятиях Владивостока и Большого Камня).

За время хозяйственных реформ доля отраслей машиностроительного комплекса в промышленности всех регионов Дальнего Востока уменьшилась практически в два раза (табл. 1). Особенно значительно сократилось производство машиностроительной продукции в Хабаровском и Приморском краях. Следует заметить, что именно в этих регионах был сосредоточен основной оборонный потенциал Дальнего Востока. В результате проведенной конверсии удельный вес гражданской продукции, выпускаемой предприятиями оборонного комплекса, в общем объеме промышленного производства этих предприятий (на 1995 г.) составил в Амурской области - 100 %; в Приморском крае - 53,8 и в Хабаровском

кр*е • 15.3 [10]. В связи с этим, особый интерес представляет положение • шшшюстроительном комплексе Приморского края, где пока еще со-фишлся высокий потенциал оборонных производств и имеется положи-шши опыт конверсии предприятий оборонного комплекса.

Таблица 1

Ихненение доли отраслей машиностроительного комплекса в промышленности Дальнего Востока *

Регионы Дальнего Востока 1985 г. 1995 г.

г *еся>блика Саха (Якутия) 4,0 1,9

Еюе^ои автономная область - 19,6

{ ЯЧтшгский автономный округ - 0,5

Орморскии край 24,3 9,8

Хлборовский край 36,0** 20,0

Атрои область 20,1 6,0

Ттп 1 1 щ область ш числе: Корякский автономный 9 з*** 8,3 0,2

[Мкшисш область 3,9

[ Ошянская область 5,6 4,3

Данные по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

••• - Данные по Камчатской области и Корякскому автономному округу.

••** - Данные по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

Прочерк - отсутствие данных.

Оборонные производства всегда играли существенную роль в отраслевой структуре промышленности Приморского края. В машиностроительных центрах, где размещены оборонные предприятия, на их бюс сформировалась целостная система коммунального жизнеобеспече-шт населенных пунктов. Нормальное функционирование данных градо-обрдз>тощих предприятий гарантировало населению благополучную социально-экономическую среду проживания. В крупных полифункцио-кальных городах на оборонных предприятиях были сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, здесь внедрялись передовые технологии, что обеспечивало высокое качество выпускаемой продукции. Плановая экономика гарантировала надежный сбыт продукции в стране и за р%^ежом.

В ходе реформирования экономики существенно снизился спрос на прол>тсцию машиностроительных предприятий. Новая государственная оборонная доктрина предполагала снижение военного потенциала страны а сворачивание торговли вооружением. В результате подобной конверсии государственный заказ на продукцию оборонного значения был существенно урезан, что поставило многие предприятия на грань банкротства.

В то же время при успешной реализации программ конверсии *ожно было получить дополнительный импульс развития всей экономика региона за счет включения механизма "мультипликационного эффекта оборонных расходов". В этом случае в ответ на увеличение одного из компонентов совокупного конечного спроса возрастает спрос в смежных

с оборонным сектором отраслях экономики, передающийся по цепочке межотраслевых связей. Параллельно с этим увеличивается и потребительский спрос занятых в оборонном секторе и смежных с ним отраслях, что в совокупности стимулирует общий рост производства. Данный мультипликационный эффект представляет собой материальную основу "условно-положительного воздействия" оборонных расходов на производство. В случае сокращения оборонных расходов весь механизм действует в обратном направлении, приводя к сокращению производства (или способствует ему), что собственно произошло в Приморском крае.

Также можно было получить и структурный (долгосрочный) эффект от оборонных расходов. Изменение производственного потенциала прослеживается посредством анализа инвестиционных потоков, благодаря которым отрасли насыщаются новой технологией и формируют хозяйственную базу для развития смежных отраслей. Важнейшим обстоятельством, которое определяет характер взаимоотношений оборонных производств с общественным производством, выступает воздействие оборонного спроса на общий инвестиционный спрос. Следует отметить, что в долгосрочной перспективе оборонное производство может выступать одним из факторов, отрицательно влияющим на инвестиционный сектор экономики. Оборонный сектор экономики способен перехватывать ресурсы, которые могли бы быть инвестированы в гражданские отрасли.

Сокращению роли оборонного сектора как "встроенного стабилизатора экономики" способствует характер современной государственной военной доктрины и особенности производства военной продукции. Производство в значительной степени зависит от небольшого круга специализированных отраслей, производящих наукоемкую продукцию. В результате такого монопольного положения оно во все возрастающих объемах начинает работать на "самого себя", что выражается в росте внутриотраслевого оборота. Таким образом, возрастает степень вертикальной интеграции, когда размещение заказов вовне заменяется внутрифирменными сделками, что, как показывает мировой опыт, менее эффективно. Для производства дополнительных единиц оборонной продукции требуется все меньше затрат со стороны "гражданских" отраслей. Увеличение заказов на производство военной техники не может в прежних объемах стимулировать экономический рост в регионах.

Принимая во внимание опыт ведущих стран мира в области конверсии оборонных производств и положение в оборонном комплексе Приморского края, следует отметить организационно-управленческие мероприятия, которые необходимо было провести с самого начала конверсии [1,4].

При президенте или правительстве следовало создать специальный Совет по переориентации оборонной экономики на производство гражданской продукции. Совет был бы обязан информировать не менее чем за год оборонные предприятия о возможном прекращении или сокращении заказа от Министерства обороны, готовить и распространять базовые рекомендации по конверсии, разрабатывать конкретные планы по участию

оборонных предприятий в необоронных общественных программах. В Ж!» Совета должны были входить представители правительства и ад-анвстрашш территорий, предпринимательства и профсоюзов, экономи-вжлорых значительным образом связана с оборонным производством.

Власти любой территории (края, административного района, городе*. социально-экономическое положение которой может ухудшиться из» прекращения оборонных заказов, должны иметь право обращаться за «мошью к центральному правительству. Правительство гарантировало бы обеспечение финансовой помощью уволенных в результате конверсии рабочих и служащих оборонных предприятий, а также оплачивало бы все ргмаи I по их переобучению и новому трудоустройству. Опыт конвер-ШШ ш США показывает, что финансовое обеспечение расходов на кон-Мрово должно осуществляться из правительственного фонда за счет от-Пркяии самих оборонных предприятий (в размере 1-2 % от стоимости ЯОШрактов с министерством обороны).

При выборе новой гражданской продукции для диверсификации «боронных предприятий Приморского края следовало максимально учи-пшть современные возможности предприятия (технологическое оборудование, квалификацию рабочих и управленческого персонала, условия оереобучения), а также потенциальный спрос на новую продукцию. На ш ваг ляд. продукты, которые имеют потенциальный спрос, подразделяются на продукцию: 1) замещающую аналогичную продукцию, поку-шиеыую за границей (экспорт замещающие производства); 2) необходима для гражданского сектора (индивидуального и производственного потребления и переоснащения уже существующих производств). Как цршило, данная продукция является результатом технических нововве-щвштк и НИОКР. При проведении конверсии выпуск подобной продук-ШЯШ наиболее предпочтителен, так как дает возможность предприятию з»оевать новые рынки сбыта. Например, в индустриально развитых странах при конверсии оборонных предприятий, действующих в электронной промышленности, большой интерес проявляют потребители к производству средств автоматизации канцелярского труда; автоматизированным системам управления производством; системам электронного управления транспортными потоками; средствам диагностики в медицине [12]. По этим направлениям перспективны контакты между оборон-шгми предприятиями Приморского края и ведущими Западными компа-шеечи

Основная задача конверсии оборонного комплекса в Приморском крае - проведение технического перевооружения легкой, пищевой, медицинской промышленности, что должно было способствовать удовлетворению существовавшего тогда повышенного спроса на дефицитные потребительские товары. В первую очередь предполагалось наладить выпуск медицинского оборудования и кондитерских печей для малых предприятий. Кроме этого, рыбодобывающим предприятиям требовались морские суда для прибрежного лова рыбы и морепродуктов: малые рыболовные сейнера, креветколовы. Однако эту задачу отечественные ма-

шиностроительные предприятия в полном объеме решить не смогли. При отсутствии реальной государственной поддержки федеральных программ конверсии оборонные предприятия (кроме также не оплачиваемых заказов министерства обороны) попытались перейти к выпуску потребительских товаров без полного и всестороннего учета реальных потребностей и возможностей рынка. Реализовать конверсионные программы по развитию производства товаров народного потребления в Приморском крае не удалось.

В Приморском крае ассортимент потребительских товаров машиностроительного комплекса всегда был представлен бытовой техникой: холодильниками, стиральными машинами, электроосветительными приборами, игрушками и др.

По своему качеству, дизайну отечественная бытовая техника не выдерживала конкуренции со стороны сравнительно недорогой и более качественной продукции, производимой в Японии, Ю. Корее, Гонконге, Тайване, Сингапуре. В первую очередь это относится к производству электробытовых товаров. Например, торговые компании, имеющие прямые поставки от производителя, продают российским покупателям товары иностранных фирм (теле-, видео-, музыкальную аппаратуру, печи СВЧ, двух - и трехкамерные холодильники, современные стиральные машины и др.), предоставляя различные скидки и дополнительные бесплатные услуги. Отечественные предприятия выпускали во многом устаревшую продукцию (однокамерные холодильники, стиральные машины, радиоприемники), которая не пользовалась большим спросом у покупателей. Из-за финансовых проблем предприятия-изготовители не з состоянии провести техническую модернизацию своего оборудования и, следовательно, не могут оказывать какого-либо серьезного сопротивления иностранным фирмам в борьбе за традиционные рынки сбыта (рис.1).

500000 400000 300000^

200000I

100000

01989 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

радиоприемники В холодильники □ стиральные машины I

Рис. 1. Производство бытовой техники на оборонных предприятиях Приморского края (шт.) [9]

Более того, компании, торгующие импортной бытовой техникой, приобретают отечественные машиностроительные предприятия, чтобы

шх производственных цехов наладить сборку изделий ведущих х фирм. Примером может служить компания "В-Лазер", ко-приобрела обанкротившееся предприятие "Родина" (г. Уссурийск) сборки из корейских комплектующих холодильников и стиральных

След>тощей особенностью проводимой в Приморском крае конвер-СН шляется резкое колебание размеров военных заказов со стороны го-щущп IIII Если в 1990 г. на оборонных предприятиях Приморского края военной продукции составляла - 69,5 % от общего объема производ-, ш 1993 г. она уменьшалась даже до 29,6 %, а в 1997 г. опять возросла щ % (рис. 2). Государство до сих пор не может определиться со оргтг: ней военных расходов и определить будущее предприятий обо-го комплекса.

8О1 60 40 20 0^

1990 г. 1992 г 1994 г. 1996 г. 1997 г.

Рис. 2. Доля военной продукции на предприятиях оборонного комплекса Приморского края, в % [9]

Начавшиеся в 1992 г. социально-экономические реформы поставили весь оборонный комплекс Приморского края на грань фактической деградации научно-технических и производственных возможностей предприятий. Государство не может гарантировать оборонный заказ. Бо-1ее того, не обеспечивается финансирование предприятий за уже выполненный государственный заказ. Возможности потребителей гражданской продукции оборонных предприятий (мелких предпринимателей и насе-жния края) еще более ограничены. Постоянные срывы сроков платежей я произведенную продукцию вынуждают предприятия обращаться за гредитом (как обычно - краткосрочным) в коммерческие банки. Это влечет за собой повышение себестоимости продукции и, соответственно, сокращение рентабельности всего машиностроительного комплекса (рис. 3> Тем не менее, уровень рентабельности предприятий комплекса в 1997 г во много раз превысил средний показатель рентабельности промышленного производства в крае (-3,5 %). Это говорит о том, что в отрасли еще сохранился достаточно высокий производственный потенциал.

40

20

-20

0 --т-------------^—

! 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

[—промышленность-машиностроение !

Рис. 3. Уровень рентабельности предприятий машиностроительного комплекса в Приморском крае, в % [9]

Тем не менее, производство военной техники наряду с богатейшим природно-ресурсным потенциалом территории и акватории - пока единственно значительные сферы, в которых Россия и Приморский край имеют неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках.

Высокой рентабельностью отличаются некоторые отрасли машиностроительного комплекса Приморского края: авиастроение, судостроение (подводные и надводные корабли, ракетно-торпедные катера), навигационное оборудование.

Рынок военной продукции очень динамичен, требователен к качеству продукции и имеет свойство быстро насыщаться. Отсюда насущная необходимость создания в структуре оборонных предприятий (или группы предприятий) специальных маркетинговых подразделений, которые оперативно реагировали бы на любые изменения в конъюнктуре рынка. Возможно получение дохода от лицензирования экспорта, а также от последующего технического послепродажного обслуживания. Следует отметить, что в сфере военного производства отечественные предприятия всегда находились в сравнительно сильной конкурентной среде. Поэтому им с этой точки зрения легче адаптироваться к современным условиям международной рыночной конкуренции. Однако в любом случае очень важно наличие у оборонных предприятий гарантированных государственных заказов, на боевую технику пользующуюся спросом за рубежом.

Значительную часть советского экспорта вооружений составляли самолеты, автоматы, танки. В настоящее время большой интерес покупатели проявляют к российским самолетам и вертолетам, противотанковым управляемым ракетам, торпедным катерам, стрелковому оружию (автоматам).

Оборонные предприятия Приморского края могли бы успешно реализовать свою конкурентоспособную продукцию (боевые вертолеты, торпедные катера, зенитные ракетные комплексы) на мировых рынках военной техники. Потребителями этой продукции могли бы стать как традиционные союзники России в Азии (Индия, Вьетнам, Лаос), так и быстро прогрессирующие Китай и Турция. При этом следует учитывать, что многие традиционные покупатели боевой российской техники сейчас испытывают серьезные финансовые трудности. Тем не менее, уходить с

этих рынков было бы весьма не дальновидно. Важно сохранить здесь свое присутствие, по крайней мере, в форме организации послепродажного обслуживания и модернизации уже поставленной советской боевой техники.

Проводимая в Приморском крае конверсия вызвала многие негативные явления: обвальное сокращение общего производства на предприятиях машиностроительного комплекса, рост объемов выпуска неконкурентоспособной гражданской продукции, нерациональное расходование сырья и материалов. В первую очередь это выразилось в свертывании производства и увольнении квалифицированных рабочих, простоях и неэффективном использовании имеющегося технологического оборудования. За все время реформ в отраслях машиностроения темпы выбытия устаревшего оборудования значительно опережали обновление основных фондов (рис. 4). В этом ряду исключение составляет достаточно благополучный 1993 г., когда в отрасли был отмечен сравнительно высокий процент обновления основных производственных фондов. В первую очередь это связано с появлением у предприятий (в связи с конверсией) небольших возможностей самостоятельно определять объемы и очередность технической реконструкции своего производства. К сожалению, оборонным предприятиям не компенсируют затраты, связанные с сохранением необходимых мобилизационных мощностей, что также повышает себестоимость продукции. Они ограничены в своих правах на получение части прибыли от реализации своей продукции за рубежом.

1—' и

СО ча- ю СО

О) са СП о>

О) О) О) О)

г— т—

□ Выбытие фондов

□ Обновление фондов

Рис. 4. Выбытие и обновление основных фондов в машиностроении и металлообработке Приморского края (по крупным и средним предприятиям, в % к стоимости фондов) [5]

Выход оборонных предприятий Приморского края на мировой рынок вооружений мог бы укрепить их финансовое положение, помочь провести модернизацию оборудования и перейти на производство более конкурентоспособной продукции (в том числе и гражданского назначения), при этом важен контроль со стороны федеральных и региональных органов государственной власти.

Основными машиностроительными центрами Приморского края являются города: Владивосток, Находка, Большой Камень, Партизанск, Арсеньев, Артем и поселки Славянка, Преображение, Новосысоевка, Си-бирцево. Оборонные производства Приморского края сосредоточены в

пяти промьппленных центрах (табл. 2). Об их роли в экономике края можно судить по тому факту, что на предприятиях этих машиностроительных центров была занята практически половина всего промышленного персонала края.

Таблица 2

Оборонные производства в машиностроительных центрах Приморского края (по численности промышленно-производственного персонала, в %, в 1993 г.).*

Название машиностроительного центра Доля центра в промышленном производстве края Доля оборонных производств в центре

_И---*- г. Владивосток 27,7 32,4

г. Арсеньев 7,1 93,8

.,. £——-—- г. Большой Камень 3,7 90,8

г. Партизанск 4,3 4,5

_Л—-—--- г. Уссурийск 7,0 10,2

* Составлено по [7].

Федеральные и региональные программы конверсии оборонных производств предполагали следующие перспективные направления развития машиностроительных центров Приморского края [ 12 ].

Для машиностроительного центра г. Владивостока ("Дальзавод", судостроительный завод, Владивостокское предприятие "Эра", "Варяг", "Изумруд", "Радиоприбор") рациональны связи по реализации продукции конверсионных производств с такими отраслями промышленности, как

1) транспортное машиностроение - строительство транспортных и

промысловых судов;

2) сельскохозяйственное машиностроение - выпуск мини-тракторов, техники для выращивания овощей по голландской технологии;

3) пищевая промышленность - выпуск оборудования для муко-мольно-крупяного производства и небольших хлебопекарен;

4) производство бытовой электротехники;

5) производство медицинской техники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство медицинской техники на оборонных заводах г. Владивостока имеет не только большой спрос со стороны крупнейших в крае медицинских учреждений, но и возможную гарантированную оплату через федеральные и региональные социальные программы и территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Машиностроительный центр г. Арсеньева (Авиационное объединение "Прогресс" и завод "Аскольд") может замыкать на себя потребителей:

1) бытовой электроники;

2) приборостроения;

3) легких маломестных самолетов и вертолетов.

Например, Авиационное объединение "Прогресс" выполнило заказ мэрии Москвы на производство легких вертолетов "Ми-34". Возможный диапазон использования последних достаточно широк: в ГИБДД, лесной пожароохране, для туризма, спорта, деловых поездок предпринимателей.

Сложное финансовое положение оборонных предприятий машиностроительного центра заставляет их искать быстрые пути выхода из кризиса (например, в сфере реорганизации своей структуры). В свое время совет директоров машиностроительного АО "Аскольд" принял решение о дроблении предприятия на ряд самостоятельных фирм (в статусе товариществ с ограниченной ответственностью). В товарищества были выделены: автотранспортная служба, снабженческая, строительная. Основное направление развития бывших вспомогательных служб предприятия -многопрофильные производственно-коммерческие структуры. При поддержке краевой администрации была успешно реализована программа диверсификации собственно машиностроительного производства на выпуск сельскохозяйственных механизмов для прогрессивной технологии обработки земли. На это оборудование имеется стабильный спрос у производителей сельхозпродукции в Приморском крае и в других регионах Дальнего Востока. В настоящее время АО "Аскольд" одно из немногих стабильно работающих предприятий г. Арсеньева.

Почти полное прекращение государственного финансирования предприятия, рост доли налогов и тарифов на энергию, транспортные перевозки - все эти проблемы практически невозможно решить в одиночку. Другое предприятие машиностроительного центра - АО "Прогресс" -пыталось выйти из кризиса при финансовой поддержке Приморской ассоциации товаропрозводителей (ПАКТа). На предприятии была принята антикризисная программа, по которой предполагалось свернуть неэффективное (из-за значительных транспортных затрат) производство пассажирских самолетов и основной упор сделать на производство вертолетов ("Ка-50", "Ми-34"). Их высокие тактико-технические характеристики позволяют надеяться на гарантированный сбыт как внутри страны, так и за рубежом. Однако АО "Прогресс" не было включено в список оборонных предприятий, финансируемых из федерального бюджета. В связи с этим было принято решение изменить стратегию своего развития. На первое место вышло производство зенитных ракетных комплексов "Москит", на которые имеются заказы из Китая. Вьетнам заинтересован в модернизации боевой техники, которая состоит на вооружении их военно-морских сил. Кроме этого, предприятие предполагает организовать ремонт и техническую модернизацию боевых вертолетов "Ми-24", находящихся сейчас на вооружении российской армии. Однако финансовый кризис августа 1998г. поставил под угрозу срыва выполнение и этих программ. Очевидно, что предприятие просто не может существовать без гарантированного государственного военного заказа даже при поддержке местных органов власти.

Тем не менее создание при поддержке местных органов власти конгломерата из предприятий - товаропроизводителей могло бы благоприятно сказаться на установлении рациональных хозяйственных связей между оборонными предприятиями Приморья. Например, предприятие "Эра" уже выполняло заказ АО "Прогресс" на освоение производства двигателей для стиральных машин, которые ранее завозились из Прибалтики и Закавказья. Такая организация могла бы обеспечить эффективную кооперацию промышленных предприятий и финансовых учреждений, это

позволило бы получить оборонным предприятиям поддержку и от местного финансового капитала.

Проблема выживания оборонных предприятий осложняется еще и их особой ролью в городском хозяйстве города Арсеньева. От нормальной работы предприятий напрямую зависят доходы населения и городское коммунальное хозяйство (оборонные заводы - основной источник поступлений в бюджет городского хозяйства, а котельные заводов обеспечивают теплом жилые кварталы города).

На предприятиях машиностроительного центра г. Большой Камень (Тихоокеанское предприятие "Эра", заводы "Красный Вымпел", "Восток", "Звезда") предполагалось выпускать:

1) небольшие пассажирские и промысловые суда;

2) оборудование для хлебопекарной промышленности;

3) бытовую электротехнику;

4) оборудование для торговли.

В настоящее время из перечисленных видов хозяйственной деятельности на предприятиях города уже налажено производство гражданских судов. Однако с геополитической точки зрения здесь важно сохранить также и производственные мощности, способные обеспечить государственный заказ на строительство и ремонт надводных и подводных кораблей Тихоокеанского флота России.

При подготовке машиностроительного центра г. Партизанска (заводы "Амур", "Ураган") к конверсии наиболее перспективным считалось производство бытовой техники. Кроме этого, оборонные предприятия предполагалось подключить к программам технического развития свободной экономической зоны (СЭЗ) "Находка". Но из-за неопределенности статуса самой зоны и высокой конкуренции на рынке товаров бытовой техники, производимой в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, эти возможности оказались не реализованными. Предприятия практически свернули свою основную производственную деятельность. Более того, несущественно их участие и в городских социальных программах, например по трудоустройству бывших рабочих Партизанского шахтоуправления.

Предприятия машиностроительного комплекса Дальнего Востока пока еще сохраняют значительный научно-производственный потенциал, который позволяет обеспечить многие потребности отраслей экономики и населения регионов в средствах производства и потребительских товарах. Предприятия оборонного комплекса регионов выпу скают высококачественную продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке вооружений. На основе производственно-сбытовых связей машиностроительных предприятий формируются взаимосвязанные межотраслевые территориально-производственные системы, что в целом положительно сказывается на эффективности хозяйственной деятельности в регионах. Социально-экономическая эффективность предприятий, входящих в подобные территориально-производственные сочетания, повышается за счет сокращения времени производственного цикла, уменьшения транспортных расходов. Развитие производственной базы благоприятно сказывается и на социальной обстановке в регионе: сокращается

безработица; за счет налогов с предприятий и работающего населения появляется возможность увеличить доходную часть местного бюджета и обеспечить финансирование социальных программ. Однако в настоящее время подобные интеграционные возможности машиностроительных предприятий региона практически не используются.

Литература

1. Анисимов А.Н. Анализ макроструктурной перестройки экономики. М.: Наука, 1992.

2. Дальний Восток России: экономическое обозрение/ Под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: Институт экономических исследований ДВО РАН, 1995.

3. Изменения в территориальных структурах хозяйства и расселения Дальнего Востока при переходе к рыночной экономике/ Под ред. П.Я. Бакланова. Владивосток: "Зов тайги", 1996.

4. Капитализм и рынок: экономисты размышляют / Под ред. В.И. Кузнецова и др. М.: Наука, 1993.

5. Капитальное строительство в Приморском крае в 1996 году. Владивосток: Приморский краевой комитет по статистике, 1997.

6. Минакир ПА., Рензин О.М., Чичканов В.П. Экономика Дальнего Востока: перспективы ускорения. Хабаровск: Кн. изд-во, 1986.

7. Основные итоги работы промышленных предприятий края, состоящих на самостоятельном балансе за 1993 год/ Стат. сб. Владивосток: Приморское краевое управление статистики, 1994.

8. Планово-экономический атлас Дальневосточного экономического района/ Вып. 2. Общая характеристика развития и размещения производительных сил. Хабаровск: Дальаэрогеодезия, 1988.

9. Приморский край в 1997 году/ Стат. сб. Владивосток: Приморское краевое управление статистики, 1998.

10. Регионы России/ Информ.-стат. сб. в 2 т. Т.2. М.: Госкомстат России,

1997.

11. Стратегия территориальной организации хозяйства Приморского края/ Под ред. П.Я.Бакланова, М.Т. Романова. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991.

12. Схема Развития и размещения производительных сил Приморского края: В 3 Т. Т.1 / Под ред. П.Я. Бакланова. Владивосток: Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 1994.

13. Хрущев А.Т. География промышленности СССР. М.: Высш. школа,

1990.

14. Шнипер Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: ВО "Наука", 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.