УДК 37 ББК 74.03
Исломов Озод Азимович, профессори кафедраи нашца, геометрияи тасвири ва усули таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд а номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш Хуцанд)
Кузиев Мурод Азимович,дотсенти кафедраи технология ва усусли таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии
Тоцикистон, ш.Хуцанд)
Исламов Озод Азимович,профессор кафедры черчении, начертательной геометриии
иетодика преподования Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистану. Худжанд) Кузиев Мурод Азизович,доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного
университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд)
Islamov Ozod Azimovich, Professor of the department of draughtsmanship, descriptive geometry and methods of their teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-MAIL: uchzaphgu@mail.ru Kuziyev Murod Azizovich, Associate Professor of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-MAIL:uchzaphgu@mail
Вожахри калиди: таърихи инкишоф, дарки мустакили, анъана, тафаккури педагоги
Яке аз роууои мууими уалли масъалаи ташаккули дарки мустауилии донишцуён дар цараёни уалли вазифауо ин ба раванди таълим дар муассисауои оли цори намудани масъалаи мазкур уамчун масъалаи асоси ва зарури ба шумор рафта, рощ уалли масъалаи мазкурро бо ёрии ташкил намудани курс ва чори намудани он ба раванди таълими фащои тахассуси цоиз мешуморем. Ташаккулёбии дарки мустацилияти донишцуён дар цараёни уалли вазифщо бештар назаррас мегардад, агар он уамчун цисми алоуидаи раванди таълим, ки ба тарбияи фаруанги меунатпазири, ташаккулёбии шаклуои гуногуни фаъолияти мустацилии донишцуён нигаронида шавад.
Барои муваффац шудан ба ташаккули дарки мустацилияти донишцуён дар цараёни уалли вазифауо зарур аст, ки омилуои ицтимои, таълими, равони ва амсоли инуо уамчун воситауои таъсиррасони ба сифати ташаккулёбии ин масъала ба уисоб гирифта шавад.
Ключевые слова: история развития, познавательная самостоятельность, традиция, педагогическая мысль
Одним из принципиальных подходов к решению проблемы развития познавательной самостоятельности студентов в процессе решения задач является включение этой задачи в учебный процесс вуза как объективно необходимого самостоятельного структурного компонента и превращение его из стихийного процесса в целенаправленный, что явилось объектом данной статьи.. Отмечается, что развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе решения задач осуществляется более эффективно, если оно рассматривается как часть целостного педаго-
МАСЪАЛАИ ТАШАККУЛВА РУШДИ МУСТАКИЛИЯТИ МАЪРИФАТИ ДАР ПЕДАГОГИКАИ
ТО ЦИК
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВА ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТАДЖИКСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE INDEPENDENCE IN THE TAJIK PEDAGOGICAL TRADITION
гического процесса, направленного на воспитание культуры умственного труда, развитие различных форм познавательной деятельности студентов.
В ходе анализа материала по теме исследования выявлено, что для успешного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе решения задач необходимо учитывать социальные, образовательные, психологические и процессуальные факторы, под воздействием которых осуществляется развитие рассматриваемого качества.
Keywords: history of development, cognitive self-sufficient, tradition, pedagogical thought
One of the principal approaches to solving the problem of the development of cognitive independence of students in the process of solving problems is the inclusion of this task in the educational process of the university as an objectively necessary independent structural component and its transformation from a spontaneous process to a purposeful one. The development of cognitive independence of students in the process of solving problems is more effective if it is viewed as part of a holistic educational process aimed at fostering a culture of mental work, the development of various forms of cognitive activity of students.
For the successful development of cognitive independence of students in the process of solving problems, it is necessary to take into account social, educational, psychological and procedural factors, under the influence of which the development of the quality under consideration
В решении проблем формирования и развития познавательной способности важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей: Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абуали ибн Сина, Носира Хусрава, Хафиза и Саади, Камола Худжанди и Абдурахмана Джами, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и другие, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.
По мнению древнейшего таджикского педагога Унсурулмаоли Кайковуса (изложенному в книге «Кабуснамэ»), люди по своим познавательным способностям различны: природноодарённые люди,
обладающие природным разумом, по своим способностям и разумности отличаются от других, обычных людей. Хотя каждый не может обладать природным разумом, но каждый, по утверждению автора, может приобретать разум (познание) при помощи обучения. "И знай, что разум бывает двух видов: один - разум природный, а другой -благоприобретённый" (3, 241).
Авиценна, собственно Абуали ал-Гусейн ибн Абдаллах ибн Сина, - знаменитый таджикско- персидский философ и врач, родился в 980 г. в Афшаме.
Изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Испагане и умер во время похода эмира Алаед-Дауда в Хамадане в 1037 году.
Авиценна оставил множество сочинений, из которых особенной известностью пользовался "Канон", где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системою Галена.
Арабский текст "Канона" был издан полностью только однажды (4 т., Рим, 1593), но существует множество переводов его на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658). Кроме того, в латинском переводе изданы многие другие медицинские и философские сочинения Авиценны. Особенное внимание схоластов обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее собственно комментарием к метафизике Аристотеля), в котором Авиценна высказал себя вполне самостоятельным мыслителем (1, 45).
Абуали ал-Гусейн ибн Абдаллах ибн Сина под самостоятельной работой понимает «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, нопод наблюдением учителя» (3, 28). В случае затруднений такая самостоятельная работа может переходить в коллективное задание.
К видам самостоятельной работы относят домашние задания, однако при этом нет указаний на необходимость осуществления подготовительных действий к самостоятельной работе (пояснение задания, планирование работы и т. д.) и систематического самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания.
В ряде публикаций предусматривается необходимость выделения определенного времени на выполнение задания, самостоятельное планирование работы, составной частью которой является видение системы, обязательность проявления обучающимися самостоятельности и умственного напряжения, уяснения поставленных перед ними учебных задач.
Следует заметить, что в определении сущности самостоятельной работы недостаточно внимания уделяется внутренним ее признакам, зависящим от структуры познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Другим недостатком определения сущности самостоятельной деятельности является исключение из ее структуры ряда важных звеньев деятельности учащихся, в том числе систематического внутреннего контроля за ходом выполнения работы. А без этого нельзя добиться эффективного самостоятельного выполнения обучающимися задания и формирования у них самостоятельности.
Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремится к подавлению воли ребёнка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребёнок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребёнка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводится к заботе о ребёнке, что следует осуществлять незаметно для него.
Возможность ребёнка высказывать своё мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далёким от истины оно ни было, или учёт его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью - всё это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребёнка и указывает ему правильное направление. С учётом этого мы можем достичь в воспитании ребенка нескольких целей:
а) приучим его высказывать своё мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности и заниматься ими;
б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения мы заставим его думать над формой выражения его взглядов и принимать решения;
в) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;
г) ребёнок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что - ошибочным;
д) благодаря этому мы готовим его к будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;
е) с помощью этого мы не даём ему превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем-нибудь страшным.
Примером независимого воспитания, к которому стремился посланник Аллаха и основам которого он обучил молодое поколение своих сподвижников, приучая их высказывать своё мнение, является то, что случилось с Абдуллахом бин Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что однажды посланник Аллаха спросил: «Аллах уподобил верующего дереву, листья которого не опадают. Знаете ли вы, что (это за дерево)?». Все (присутствовавшие) промолчали, и тогда посланник Аллаха сказал: «Поистине, это - пальма». Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, находился там вместе со- своим отцом, а когда они отправились домой, Абдуллах сказал своему отцу: «Я знал ответ на то, о чём спрашивал посланник Аллаха, но побоялся говорить в присутствии его сподвижников», и тогда его отец сказал: «Поистине, если бы ты ответил, это было бы для меня дороже красных верблюдов!» (3, 124)
Содержание самостоятельного действия в народной педагогике таджикского народа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравственно целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами общечеловеческих ценностей. Наиболее полно содержание такого воспитания Нашло отражение в народном идеале таджиков.
Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непрерывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не последнюю роль в которой играла самостоятельность.
Ведущим элементом развития самостоятельности выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллективная установка, как
конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравственно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.
Многие стихи персидского - таджикских мыслителя Низами Ганджеви посвящены самостоятельности. Они содержат ценные мысли. Наставление своему сыну
Сын мой! Мудрым наставленьям знающих внемли! В твой мактаб они скрижали знаний принесли. Только знанье - друг надежный, охранитель наш, Разрешитель всех сплетений, неусыпный страж.
Таким образом, таджикский народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек».
Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели».
Таджикская народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абу Али ибн Сино. Осори мунтахаб.Ч.2-Душанбе. Ирфон., 1963, С. 21-38.
2. Авесто. Перевод с пехлевийского дари (тадж. язык). / Перевод профессора И М. Стеблина-Каменского, введение В.А. Ливщица - Душанбе: Адиб, 1990, 176 с.
3. Антология педагогической мысли таджикского народа / сост. М. Лутфуллоев, С. Сулаймони, X. Авзалов - Душанбе, 2008- 448 с.
4. Лутфуллоев М. Гуманистическая педагогика - Душанбе, 1994.
5. Никандров Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе / Проблемы педагоги! высшей школы. -Л., 1972, С.22-29.
6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред/П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998, 640 с.
REFERENCES:
1. Abu Ali ibn Sino. Selected Works. -V.2. - Dushanbe: Cognition, 1963. - P. 21 - 38.
2. Avesto. Translation from Pahlavi Dari (Tajik language). / Translated by Pr. I.M. Steblina-Kamensko, the author of introduction V.A. Livshts. - Dushanbe: Man-of-Letters, 1990, - 176 p.
3. Anthology of Pedagogical Thoughts of Tajik Nation / Compilers: M. Lutfulloev, S. Sulaymoni, kh. Avzalov. - Dushanbe, 2008. - 448 p.
4. Lutfulloev M. Humanistic Pedagogy. - Dushanbe, 1994.
5. Nikandrov N.D. Organizational Form and the Methods of Tuition at Higher Schools / Problems of Pedagogy of Higher Schools. - L., 1972. - P. 22 - 29.
6. Pedagogy: manual for the students of pedagogical universities and colleges / under the editorship of P.I. Pidkasisto. - M.: Pedagogical Community of Russia, 1998. - 640 p.