УДК 93(470.4)(092)
А.Г. Хайрутдинов
Марьям Губайдулловна Нигматуллина: неизвестная представительница династии Буби
Статья посвящена Марьям Нигматуллиной - представительнице знаменитой династии просветителей Буби, имя которой до сих пор оставалось неизвестным. В период с 1917 по 1920-е гг. М. Нигматуллина являлась участницей татарского советского нациестроительства во внутренней России, а затем национально-освободительного движения народов Туркестана против большевистской оккупации. Вместе со своим мужем Али Рызой она сражалась в рядах армии Энвера-паши. В статье предпринята попытка восстановить основные этапы жизненного пути М.Нигматуллиной. Биографический материал, касающийся ее жизни, собран в ходе исследования малоизвестных и неизвестных татарской исторической науке источников, впервые вводимых в научный оборот.
Ключевые слова: династия татарских просветителей Буби, Марьям Губайдулловна Нигматуллина (Атмаджа), Бухарская Народная Советская Республика, татарская эмиграция, Али Рыза, Энвер-паша, Молла Нафиз, Заки Валиди Тоган, Гариф Карими.
Высокая социальная роль татарской мусульманской женщины выражалась не только ее активным участием в образовательно-педагогической, просветительской, журналистской и иных областях жизни в мирное время. История знает примеры того, как татарская женщина брала в руки оружие и плечом к плечу с мужчинами шла в бой. И речь идет не только о древней или средневековой истории.
В настоящей статье будет рассказано об одной татарской женщине, которая всего лишь сто лет тому назад сражалась вместе со своим супругом за свободу и независимость Туркестана. Речь идет о Марьям Губай-дулловне Нигматуллиной - дочери Губайдуллы Габдулгаллямовича Нигматуллина1, старшего брата знаменитого татарского религиозного деятеля и педагога Габдуллы Нигматуллина (Буби) (1871-1922). Поэтому, прежде чем перейти к фигуре самой Марьям-ханум, необходимо сказать несколько слов о ее отце.
Губайдулла Нигматуллин оставил след как талантливый педагог-реформатор и видный деятель татарского национального образования, ав-
1 В настоящее время известно, что у Губайдуллы Нигматуллина было двое детей: Фидаи Губайдуллович (1906-1932) и Зыя Губайдуллович (1908-1941) (см.: [Электронный ресурс]. URL: https://tt.wikipedia.org/wiki/Гобэйдулла_Буби (дата обращения: 26.04.2020)). Мое утверждение о том, что у него также была дочь Марьям, основывается на воспоминаниях З.В. Тогана и, отчасти, на публикации Гюльджан Сём (см. ниже).
тор учебников по географии, физике, естествознанию, этике, грамматике татарского языка2, а также как успешный предприниматель. Вместе со своим младшим братом Габдуллой Буби он открыл новую страницу в истории татарского национального образования. В частности, историк А.Х. Махмутова пишет, что Губайдулла Нигматуллин сыграл «значительную роль в духовном становлении Г.Буби» (Махмутова).
В 1895 г. Габдулла Буби, с благословления своего отца, приступил к масштабной реорганизации системы и содержания преподавания в Иж-Бобьинском медресе3. Работу по реформированию медресе Габдулла Буби проводил вместе со своим старшим братом Губайдуллой, который осенью того же года вернулся из Стамбула, завершив учебу в передовом турецком учебном заведении «Мектеб-и Фунун Мулькиййе»4 Губайдулла Нигма-туллин, получивший светское образование в одном из лучших учебных
2 Г.Нигматуллин написал следующие учебники: «Кавагыйде теркия» (Грамматика тюркских языков), 1898; «Мохтасар жргърэфия» (Краткая география), 1898; «Жргърэфия гомумия» (Общая география), 1898; «Кыйраэт терки» (Книга для чтения на тюркском языке), 1899; «Мохтэсар гыйльме халь» (Основы религии), 1907; «Кыйраэте фэнния» (Книга для чтения по науке), 1909; «Кечек ^эгърафия» (Малая география), 1910 и др.
3 Иж-Бобьинское медресе - татарское мусульманское учебное заведение в селе Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии, открытое в 1781 г. С 1895 г. в медресе осуществлялась поэтапная реформа и с 1907 г., наряду с исламскими дисциплинами (арабский яз., персидский яз., логика, этика и нравственность, Коран, хадис, история ислама), в его стенах начали преподаваться турецкий, русский и французский языки, общая история, философия, политэкономия, арифметика, геометрия, физика, химия, астрономия, география, ботаника, медицина, психология, педагогика, физическая культура. В период с 1908 г. до разгрома медресе российскими властями в 1911 г. в нем ежегодно обучалось 500 студентов (шакирдов). Образовательный уровень медресе соответствовал уровню российских университетов (см.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.wiki-wand.com/tt (дата обращения: 26.03.2020)).
4 «Мектеб-и Фунун Мулькиййе» (турецк.: Mekteb-i Fünün-i Mülkiyye) - основанное султаном Махмудом II в 1858 г. учебное заведение нового типа, фактически - университет, для подготовки квалифицированных должностных лиц широкого профиля. Было организовано преподавание арабской каллиграфии, турецкой литературы, архитектуры и строительных технологий, арифметики, статистики и статистического учета, геометрии, космографии, физики, геологии, географии, естественной истории, биологии, истории, экономической политики. Много внимания уделялось праву и законоведению - учащихся знакомили с новыми османскими законами и законодательством (Каванин-и-Джадида-и салтанат-и сениййе), с соглашениями Османского государства с зарубежными государствами (Муахе-дат-и-Девлет-и-Алиййе) и законодательством зарубежных стран (хукук-и-ми-ляль). Также преподавались исламское право (фикх), торговое законодательство, бухгалтерский учет, административный процесс, гражданское и уголовное право, судопроизводство (см.: [Электронный ресурс]. URL: https://islama-nsiklopedisi. org.tr/mekteb-i-mulkiyye (дата обращения: 26.04.2020)).
заведений Турции, «был генератором идей, можно сказать, мозговым центром преобразований. Братья, очень разные по характеру, хорошо дополняли друг друга», - пишет А.Махмутова.
В итоге два брата превратили медресе в селе Иж-Бобья в выдающийся очаг татарского мусульманского просвещения всероссийского масштаба, «подобного которому не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире» (Махмутова, 2019), и это при том, что татарское образование в Российской империи, за редким исключени-ем5, не имело систематической поддержки со стороны государства.
Также нельзя обойти вниманием мать Марьям-ханум Насиму Фай-зуллину (1887-1939). Брак Губайдуллы и Насимы-ханум состоялся благодаря тому, что Губайдулла учился в Стамбуле вместе с младшим братом отца Насимы Харисом Файзи. Род Файзи дал много знаменитых людей: помимо просветителя и педагога Хариса Файзи, из этого рода вышли видный драматург Мирхайдар Файзи, композитор Джаудат Файзи и др. Следовательно, спутница жизни Губайдуллы Буби Насима была представительницей интеллигентного и просвещенного рода. Насима-ханум Буби долгие годы преподавала уроки татарского языка и литературы в медресе «Иж-Буби» и в других школах6.
Также нужно учитывать роль, которую в деятельности реформированного медресе сыграла родная сестра братьев Нигматуллиных - Мухли-са Габдулгаллямовна Нигматуллина (Буби) (1869-1937), которая в сотрудничестве со своими братьями и их женами - Насимой-ханум и Хуснифа-тимой-ханум (Там же, с.162) - уже в 1901 г. создала в селе Иж-Бобья женскую школу с шестилетним курсом обучения. Уровень религиозных знаний и общей образованности Мухлисы Буби был настолько высок и общепризнан в высших кругах российского мусульманского сообщества, что на I Всероссийском мусульманском съезде, проходившем в Москве 1-11 мая 1917 г.7, она была избрана одним из шести шариатских судей-кадиев Цен-
5 Данные о ежегодном финансировании шести мусульманских медресе суммой в размере 500 руб. из городской казны г. Оренбурга приводятся в статье о состоявшемся в мае 1915 г. судебном процессе над сыном Ризаэтдина Фахретди-нова - Габдрахманом (см.: Ханипова, Назыпова, 2019). Однако, насколько факт выделения финансовых средств для татарских медресе соответствует действительности, остается неизвестным, ввиду ненадежности заявившего об этом лица.
6 См.: [Электронный ресурс]. URL: http://medresebubi.ru/biografija/ gubajdulla_nigmatullin-bubi/ (дата обращения: 09.05.2020).
7 I Всероссийский мусульманский съезд был продолжением четырех предыдущих Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905-1906 и 1914 гг. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 г. было принято решение с 1917 г. начать нумерацию съездов заново. Инициатором проведения съезда стала мусульманская фракция Государственной думы IV созыва.
трального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, что было неслыханным делом в истории ислама.
Рождение и воспитание Марьям-ханум Нигматуллиной в подобной семье и окружении родственников, увлеченных общим благородным делом, конечно же, не могло не сказаться на ее духовном и интеллектуальном развитии. Кроме этого, перипетии славной и, одновременно, трагической истории этой выдающейся татарской семьи также напрямую отразились на судьбе Марьям-ханум.
К сожалению, на данный момент информации о Марьям Нигматуллиной и о ее жизненном пути крайне мало. Например, еще только предстоит установить дату ее рождения и кончины. Однако уже удалось обнаружить ряд источников, изучение которых позволяет положить начало изучению биографии Марьям-ханум Нигматуллиной. В настоящее время мы имеем на руках пять источников, которые в том или ином объеме предоставляют прямую и косвенную информацию о Марьям-ханум:
1) упоминание о ней, содержащееся в воспоминаниях З.В. Тогана;
2) вступительная статья Али Бадемджи к подготовленному им изданию мемуаров Моллы Нафиза (Mirza Pimefes Türkistanli) (см.: Bademci, 2015);
3) собственно сами мемуары Моллы Нафиза;
4) небольшая по объему дневниковая запись, которую Молла Нафиз посвятил Марьям-ханум;
5) небольшая интернет-публикация турецкого исследователя Рамазана Балджи.
Практически вся информация о Марьям-ханум была почерпнута косвенным образом, а именно: из сообщений З.В. Тогана, вступительной статьи Али Бадемджи, воспоминаний Моллы Нафиза и из публикации Р. Балджи. Из них непосредственно о самой Марьям-ханум свидетельствуют только дневниковые записи Моллы Нафиза и публикация Рамазана Балджи.
Впервые имя Марьям Губайдулловны всплывает в воспоминаниях Заки Валиди Тогана8, которые он опубликовал в 1967 г. в Турции и которые в 1998 г. были переизданы в Уфе в переводе на русский язык. З.В. То-ган, не акцентируя внимание на Марьям-ханум, упоминает ее лишь в связи с именем ее мужа Али Рызы-бея (Ali Riza Bey): «Попавший в плен к рус-
8 Заки Валиди Тоган (Валидов Ахмет-Заки, 1890-1970) - видный военно-политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (1917-1920 гг.); активный участник и один из лидеров антибольшевистского сопротивления в Туркестане (1920-1923 гг.); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почетный доктор Манчестерского университета (1967). В 1923 г. эмигрировал и обосновался в Турции (см.: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Валидов,_Ахмет-Заки (дата обращения: 22.04.2020)).
ским в ходе Первой мировой войны Али Риза стал руководителем военной школы, организованной младобухарцами. Вместе с ним были его супруга, татарка Марьям-ханум (дочь известного мусульманского религиозного деятеля из казанских тюрков Губайдуллы Буби)» (Тоган, 1998, с.181).
На данный момент неизвестно, когда, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Марьям-ханум и Али Рызы-бея, а также место и дата их бракосочетания. Однако можно уверенно утверждать, что офицер османской армии в звании капитана (ytizbasl) Али Рыза попал в плен в ходе Сарыкамышской операции на Кавказском фронте (1914-1915), которая ознаменовала вступление Османского государства в Первую мировую войну и закончилась полным разгромом турецких сил. О том, что юзбаши Али Рыза оказался в плену именно в ходе боев при Сарыкамыше, свидетельствует интернет-публикация Рамазана Балджи (см.: Ва!сг).
Контрнаступление российской армии на этом фронте привело к пленению большого количества турецких военных. По разным данным, речь идет о 15000-60000 человек (Гусева, 2016). С ноября 1914 г. основная масса пленных шла транзитом через Сызрань и Самару: «Только в период с 22 марта по 28 марта 1915 г. через станцию Самара проследовало более 66 тыс.» пленных (Там же, с.97). Многие из них были больны и помещались в местные госпитали, больницы и лазареты. Турецких пленных размещали на Кавказе, отправляли на Украину, в Центральную Россию, в Сибирь и даже в далекую Маньчжурию (Сибгатуллина, 2010, с.205).
В годы Первой мировой войны российские мусульмане «создали многочисленные благотворительные общества, которые оказывали моральную и материальную поддержку турецким военнопленным» (Там же, с.216). География подобных обществ и организаций была широкой: Астрахань, Екатеринбург, Казань, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Симбирск, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Уфа, Царицын, Челябинск - фактически везде, где проживали татары. Поэтому где бы ни оказывались пленные турки на территории России, между ними и местным татаро-мусульманским населением, так или иначе, налаживались связи и даже создавались семьи. Многие турки даже после освобождения предпочли поселиться в татарских деревнях, создав семьи и приняв татарские обычаи и уклад жизни (Там же, с.217).
Исходя из вышесказанного, браки между пленными турками и татарскими женщинами не были чем-то экстраординарным. Поэтому знакомство Али Рызы и Марьям-ханум не является исключением. Полагаю, оно произошло позже уже после Октябрьской революции 1917 г., поскольку в это время также создавались и активно работали комитеты по оказанию помощи турецким военнопленным. В частности, в 1918 г. в Оренбурге «активно действовал Комитет вспоможения пленным туркам, организованный при местном комиссариате по мусульманским делам» (Гусева, 2016, с.105).
Предположение о том, что Али Рыза и Марьям Нигматуллина познакомились благодаря ее участию в деятельности одной из таких организаций уже в советский период, косвенно подтверждается воспоминаниями Моллы Нафиза. Он писал: «....она вынужденно примкнула к большевикам, и благодаря своей мудрости и сильному характеру, оказалась в рядах выдающихся лидеров той среды. Она вошла в узкий круг вождей большевизма и добилась поддержки со стороны своих новых товарищей» (ТйгШшЫг, 2016, 8.363).
Благодаря работе в органах советской власти Марьям Нигматуллиной удалось спасти большое количество турецких пленных, организовав их возвращение на Родину. Сообщается, что ради освобождения турецких военнопленных Марьям-ханум пожертвовала все свои сбережения, доставшиеся ей в наследство от ее отца. Речь идет о сумме в 10000 золотых рублей. Благодаря этому благородному поступку ей удалось освободить и организовать возвращение на Родину 1800 турецких военнопленных9. Впоследствии с одним из освобожденных ею военнопленных, а именно с капитаном (у^Ьа§1) османской армии Али Рызой, у Марьям Нигматуллиной возникли отношения, и она вышла за него замуж (Tйrkistanh, 2016, 8.364).
Дату создания новой семьи установить пока невозможно, однако имеются основания предположить, что это произошло в 1918 г. или в 1919 г. Об этом косвенно свидетельствует фотография, сделанная в период службы Али Рызы в армии Энвера-паши10 (т.е. в 1921-1922 гг.).
На фотографии, которую З.В. Тоган приводит в своей книге (Тоган, 1998), запечатлена группа турецких офицеров (вероятнее всего, бывших военнопленных), служивших у Энвера-паши в период с ноября 1921 г. по август 1922 г. В числе офицеров присутствует и Али Рыза, сфотографировавшийся вместе с дочерью, которой на вид не более 3-4-х лет (Илл.1).
О том, что у Марьям-ханум и Али Рызы в туркестанский период их жизни уже была трехлетняя дочь по имени Алия, свидетельствует в своих воспоминаниях и Молла Нафиз. Таким образом, ориентируясь на возраст изображенной на фотографии девочки, можно допустить, что церемония никяха Али Рызы и Марьям Нигматуллиной состоялась в 1918 г. либо в 1919 г. Если судить по записям Моллы Нафиза, в 1923 г. маленькой Алие было три года (Tйrkistanh, 2016, 8.350). Следовательно, девочка появилась на свет в 1920 г.
9 См.: Держатель аккаунта Twitter под ником Rusya Ara§tirmalari Enstitüsü (Институт Российских исследований) [Электронный ресурс]. URL: https://twitter. com/rusencenter/status/1172663819602034688 (дата обращения: 02.05.2020).
10 Энвер-паша (Исмаил Энвер, 1881-1922) - генерал османской армии, военный и политический деятель. Военный министр Османского государства во время Первой мировой войны. Один из руководителей басмаческого движения в Туркестане. В 1914 г. Энвер-паша выступил за военный союз Турции с Германией и содействовал вовлечению Турции в Первую мировую войну.
Также из воспоминаний Моллы Нафиза следует, что после того, как русские большевики резко изменили свою политику по отношению к нерусским народам, в особенности - к мусульманам, Али Рыза и Марьям-ханум приняли решение перебраться в Бухару (Turkistanll, 2016, s.364).
В те годы в Бухаре происходили важнейшие события: 2 сентября 1920 г. частями Красной Армии под командованием М.В. Фрунзе11 и при поддержке туркестанских национальных формирований, представленных младобухарцами12 и местными большевиками, был ликвидирован Бухарский эмират. Это позволило младобухарцам и большевикам взяться за создание в Бухаре Советской республики, с которой РСФСР 13 сентября 1920 г. заключила договор, признав ее независимость. Правительство Бухары в лице Ревкома и Совета назиров (комиссаров) было сформировано 14 сентября, а 8 октября 1920 г. была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика (БНСР). Военным комиссаром (назиром) БНСР был назначен Абдулхамид Арифов (1894-1925)13.
Али Рыза, как бывший кадровый военный, оказался востребованным при строительстве вооруженных сил БНСР. Из воспоминаний З.В. Тогана следует, что Абдулхамид Арифов, занимавший пост военного министра с марта 1921 г. по март 1922 г.14, поручил бывшему военнопленному, назначенному «заместителем военного назира Бухары» (Абдуллаев, 2009, с.201), организовать военную школу. Также Али Рыза-бей руководил созданием жандармерии (Тоган, 1998, с.46). Возможно, в то же время ему было присвоено звание полковника, соответствующее его высокой должности.
В сентябре и октябре 1921 г. Али Рыза все еще работал в военном комиссариате Бухарской Республики. З.В. Тоган, находившийся в Туркестане с осени 1920 г., сообщал о том, что в этот период времени Али Рыза передавал ему письма от Энвера-паши, который в это время был в Москве (Там же, с.67).
Еще с весны 1919 г. в Туркестане наращивала свою активность Красная Армия, перед которой стояла задача окончательно утвердить на этих территориях власть Москвы. Кроме этого, Кремль ставил перед военными более масштабную задачу, а именно - завоевание, через Туркестан, Афганистана и Ирана (Абдуллаев, 2009, с.194). Параллельно разрабатывалось
Фрунзе Михаил Васильевич (1885-1925) - революционер-большевик, советский государственный деятель, военачальник Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик.
12 Младобухарцы - представители национально-демократического движения, возникшего на территории Бухарского эмирата (1756-1920) в начале XX в. на базе движения джадидов.
13 См.: [Электронный ресурс]. 1510161553 (дата обращения: 02.05.2020).
14 См.: [Электронный ресурс]. 1510161553 (дата обращения: 01.05.2020).
URL:
URL:
https://centrasia.org/cnt2.php?st= https://centrasia.org/cnt2.php?st=
вторжение в Иран с территории оккупированного большевиками Азербайджана (Гасанлы, 2012, с.139).
Марионеточное правительство БНСР было вынуждено проводить политику, навязываемую из Москвы. В результате оно выступало на стороне красноармейцев, которые «приступили к массовым продовольственным заготовкам для нужд Красной Армии. Зерно, мясо и другие продукты вывозились из Восточной Бухары в Закаспий... насильственное изъятие продуктов или "продразверстку" Советская власть проводила за границей своего государства» (Абдуллаев, 2009, с.182), поэтому население новообразованной Бухарской Республики, и, в целом, Туркестана, испытало на себе бесчинства, творимые пришельцами с севера под прикрытием местных властей. Осознавая опасность сложившейся ситуации, председатель Совнаркома Бухарской Республики Файзулла Ходжаев (1896-1938) в июне 1921 г. послал в Москву на имя В.И. Ленина депешу следующего содержания: «Мясная разверстка в республике была выполнена с помощью русских вооруженных отрядов и вызвала ненависть масс к русским вообще и Красной Армии в частности» (Там же).
Кроме этого, недовольство народа вызывал тот факт, что красноармейцы и их командиры занимали для своих нужд школы, мечети и других священные, почитаемые местным населением места. Вооруженные пришельцы разрушали и разбирали немногочисленные деревянные жилища на дрова, оскверняли мечети. Таким образом, население стало воспринимать новую власть как организованную и вооруженную массу грабителей, вымогателей и осквернителей религии (Там же).
Ненависть масс к захватчикам выразилась в возникновении стихийного национально-освободительного движения, которое в советской историографии сознательно было названо несущим в себе негативный смысл словом басмачество, т.е. разбойничество. Повсеместно стали вспыхивать бунты против красных, население стало оказывать вооруженное сопротивление, которое переросло в вооруженное восстание.
Именно в этот критический момент, предположительно в конце октября (Абдуллаев) или, согласно данным З.В. Тогана, 20 декабря (Тоган, 1998, с.69) 1921 г. Энвер-паша внезапно оказывается в Бухаре. Он начинает знакомиться с обстановкой, проводя встречи с руководителями республики и лидерами национально-освободительного движения Туркестана, в частности с З.В. Тоганом. К тому времени Энвер-паша уже убедился в том, что изначально выбранный им путь сотрудничества с большевиками оказался неверным и решил присоединиться к басмаческому движению. З.В. Тоган писал о мотивах этого решения Энвера-паши следующее: «Свои окончательные решения, связанные с деятельностью в Туркестане, он принял здесь, после прибытия в Бухару, и подтолкнул его к этому решению отказ русских предоставить ему возможность встретиться с
Джемал-пашой15. Вдобавок консул Юренев16 позволил себе едва прикрытую угрозу по адресу самого Энвера-паши» (Тоган, 1998, с.76).
Таким образом, для реализации своих планов Энвер-паша решил воспользоваться недовольством населения политикой правительства БНСР и, в целом, действиями русских, выступавших от имени советской власти в Туркестане. Он считал, что и нарастающее басмаческое движение в Туркестане даст ему «шанс реализовать планы создания панисламистского государства или конфедерации государств. Во главе такой конфедерации он видел, конечно, свою Турцию, ярым патриотом которой он оставался до последнего своего вздоха. До конца своей жизни Энвер-паша не терял связи со своими сторонниками в Стамбуле и Анкаре и готовил почву для триумфального возвращения на родину» (Абдуллаев).
То, какие планы на самом деле вынашивал Энвер-паша, не касается темы, рассматриваемой в настоящей статье. Однако отмечу, что поскольку Энвер-паша поставил перед собой задачу свержения советской власти в Средней Азии, то к нему присоединились влиятельные лица из правительства БНСР, среди которых были и Али Рыза (Абдуллаев, 2009, с.201), его начальник А. Арифов и даже глава БНСР Ф. Ходжаев.
Освободительная война, которую возглавил Энвер-паша, закончилась поражением туркестанцев. Сам он погиб в бою с красными 4 августа 1922 г. Документ о «мученической смерти уважаемого Энвера-паши» (шаhид мвхтэрэм Энвэр-паша хэзрэтлэре) с указанием даты и коротким описанием места и обстоятельств гибели героя был заверен печатью и подписью заместителя (ИтЬ) Энвера-паши полковника (шгта1ау) Али Ры-зы (Илл.2).
По данным Моллы Нафиза, в БСНР Али Рыза занимал пост командующего Бухарской оперативной армией, а затем, после смерти паши, -пост командующего Южным фронтом (Turkistanll, 2015, s.341). Командуя силами туркменских моджахедов в районе между Керки и Афганистаном, Али Рыза сковал силы красных, засевших в гарнизоне городка Керки, не давая им творить бесчинства на прилегающих территориях. Вместе с Али Рызой находилась и его семья - Марьям-ханум, которая работала сестрой милосердия в госпитале, и маленькая Алия.
После окончательного поражения в Туркестане остатков армии Энве-ра-паши Али Рыза и Марьям-ханум были вынуждены эмигрировать в Афганистан. Это произошло в 1923 г., поскольку в воспоминаниях З.В. Тога-на имеется информация о том, что он случайно встретился с Али Рызой в
15 Джемал-паша (1872-1922) - османский военный и политический деятель-младотурок; во время сотрудничества с большевиками вынашивал идею с помощью Афганистана начать борьбу в Индии против Англии и при содействии Советов присоединить к своим исламским войскам туркестанцев (Тоган, 1998, с.58).
16 Юренев (Константин Константинович Юренёв (Кротовский), 1888-1938) -полномочный представитель РСФСР в Бухаре (с 16.05.1921 г. по 01.02.1922 г.).
первой декаде июня 1923 г. на территории Афганистана, в местечке Бедгах (что на пути между Гератом и Кабулом). Из дальнейшего повествования З.В. Тогана становится известно, что в то время Али Рыза, Марьям-ханум и их дочка держали путь из Кабула в Турцию (Тоган, 1998, с.181). Поскольку их путь лежал через Иран, то достигнув Мешхеда, они некоторое время жили на съемной квартире в ожидании турецкой визы (Tйrkistanh, 2015, s.341). В Мешхеде к ним присоединились Молла Нафиз вместе с другими соратниками (Там же).
24 октября 1923 г. турецкое консульство в Мешхеде выдало визы, а 4 декабря Али Рыза, Марьям-ханум с дочкой Алией, а также Молла Нафиз и еще более дюжины бывших повстанцев покинули Мешхед17. Далее Молла Нафиз описывает их трудный и долгий путь к турецкой границе. Путники передвигались верхом на конях и на двух верблюдах, которых Али Рыза взял с собой для продажи в случае необходимости. Часть путников шла пешком. Молла Нафиз отмечает необычайную выносливость и несгибаемый характер Марьям-ханум. 15 декабря небольшой караван достиг города Эстерабад (Гёрган), что недалеко от юго-восточного «угла» Каспийского моря. Здесь в последние дни их совместного путешествия Молла Нафиз и вписал в свои воспоминания главу о Марьям-ханум, перевод которой приведен в конце статьи.
В последний момент Али Рыза едва не привел группу к полному провалу. Во время званого ужина, который для «турецких офицеров» устроил командующий Северным фронтом Ирана Ахмет Казак Хан и на который были приглашены валий (мэр) города, начальник службы безопасности и даже советский консул, присутствовавшие пожелали услышать от Али Рызы о его приключениях в русском плену. Али Рыза, который, со слов Моллы Нафиза, любил прихвастнуть, начал рассказывать и в итоге разошелся настолько, что выложил не только историю своего пленения и выпавших на его долю мук, но и информацию о службе в Бухаре, об участии в боевых действиях против большевиков на стороне Энвера-паши, о своей борьбе с красными, будучи командующим Южным фронтом.
Ошеломленный такими откровениями, советский консул обратился к местным властям с просьбой задержать этих людей, которые, мол, лишь выдают себя за бывших военнопленных турецких офицеров, а на деле являются бунтовщиками, воевавшими против советской власти и поэтому их нужно передать советской стороне. В итоге группа была взята под охрану в том же доме, выделенном Ахметом Казак Ханом для их проживания.
17 Всего в группе собралось 18 человек, среди которых было четверо татар, коих М.Нафиз называет «тюрками Севера». В их числе был и Ариф Карими (Му-хаммед-Гариф Кэрими) - родной брат видного татарского общественного деятеля, писателя, издателя, публициста, хозяина типографии «Фатих Кэрими басма-ханэсе» Фатиха Гильмановича Карими (1870-1937).
Осознавая, какой их ждет конец, Молла Нафиз нашел возможность послать телеграмму послу Турции в Тегеране Мухиддину-паше, в которой сообщил о беде, приключившейся с группой турецких офицеров по пути на Родину. Это помогло: путники были переведены из статуса «задержанных» в статус «почетных гостей». Однако путь в Турцию был закрыт. Новый 1924 год путникам пришлось встретить в Гёргане, а затем их ждала дорога в Тегеран, куда они прибыли 20 января. 24 января состоялась встреча с послом Турции в Иране. Посол Мухиддин-паша объяснил, что не может оказать помощь странникам по официальной статье расходов, поэтому он помог им тем, что продал своего породистого коня и повозку-фаэтон, а выручку в размере 300 иранских туменов18 передал путникам. Эти деньги были необходимы им для того, чтобы добраться до турецкой границы, или как минимум до Тебриза (в 526 км к северо-западу от Тегерана), где путникам следовало прийти в турецкое консульство и предъявить сопроводительное письмо от Мухиддин-бея, чтобы уже там получить посильную помощь. 75 туменов из общей суммы были переданы семье Али Рызы в качестве подарка от Мухиддина-паши.
5 февраля 1924 г. пути Моллы Нафиза и семьи Али Рызы разошлись, поскольку последние решили добираться до Турции по окончании зимних холодов, дабы не рисковать здоровьем Алии. Молла Нафиз, Нафи-бей и остальные путники покинули Тегеран и отправились в Турцию.
Али Рыза и Марьям-ханум с дочкой благополучно добрались до Анкары весной 1924 г. Об этом свидетельствует последнее упоминание З.В. Тогана об Али Рызе, которое заканчивается такими словами: «Позже, в Турции, мы с ним встречались многократно. Они жили в Анкаре в доме, предоставленном им Фавзи-пашой, до самой своей кончины. Али Риза-бей после присоединения к паше был участником и очевидцем всех его приключений» (Тоган, 1998, с. 181).
Из перевода, а именно из фразы: «Они жили в Анкаре в доме, предоставленном им Фавзи-пашой, до самой своей кончины» следует, что Али Рыза и Марьям-ханум жили в доме Фавзи-паши19 до своей смерти. Однако, я полагаю, что переводчик допустил ошибку, неверно переведя притя-
18 Тумен (персидский туман) - официальная денежная единица Персии c 1825 по 1932 г. В середине XIX в. 1 персидский туман был равен 4 российским рублям (в одном рубле было 1,199 граммов чистого золота).
19 Фавзи-паша (тур. Mustafa Fevzi Qakmak Pa§a; 1876-1950) - османский и турецкий военный деятель, маршал, премьер-министр Турции (1921-1922) и ближайший сподвижник Кемаля Ататюрка. Именно Фавзи-паша остановил отступление турецкой армии и не позволил греческим войскам захватить Анкару. В 19201921 гг. занимал должность первого заместителя премьер-министра Турции, затем был назначен премьер-министром страны (с 24 января 1921 г. по 9 июля 1922 г.). В 1924 г. принял решение уйти из политики и посвятить себя военной службе, сложив полномочия депутата парламента. С 3 марта 1924 г. по 12 января 1944 г. являлся начальником Генштаба Вооруженных сил Турции.
жательное местоимение в турецком словосочетании, которое в оригинале, как я предполагаю, имело вид ölümüne/vefatina kadar. В таком виде фраза должна переводиться следующим образом: до его кончины. То есть в этой фразе говорится о смерти одного человека. Если бы речь шла о смерти двух человек одновременно, т.е. Али Рызы и его супруги (что само по себе маловероятно), то фраза имела бы несколько иной вид, а именно: ölümlerine/vefatlarina kadar. Из этого я делаю вывод, что З.В. Тоган имел в виду смерть Фавзи-паши, который умер в 1950 г.
Благодаря помощи Фавзи-паши, Али Рыза, вместе со своим сослуживцем по туркестанской кампании Нафи-беем, продолжил служить в турецких вооруженных силах (Bademci, 2015, с.15). О том же, как сложилась жизнь Марьям-ханум (или на турецкий лад - Мерьем) в Турции, судить сложно, поскольку каких-либо источников информации, кроме нескольких слов в воспоминаниях З.В. Тогана, в настоящее время не обнаружено.
Однако благодаря любезной помощи моего бывшего студента, коллеги и хорошего друга Ильяса Мифтахова, проживающего в Турции, мне удалось получить ссылку на документ, имеющий отношение к семье Али Рызы. Речь идет о передаче на основе закона №716 господину Али Рызе и его супруге госпоже Марьям Атмаджа, проживавшим в районе Калаба в Анкаре, дома в Стамбуле. Документ датирован 12 ноября 1945 г. Он хранится в Республиканском архиве Министерства государственных архивов Турции под номером 30-18-1-2. Таким образом, можно предположить, что в конце 1945 г. семья Али Рызы переехала в Стамбул.
Можно было бы сказать, что после этого следы Марьям-ханум теряются. Однако обратимся к размещенной в интернете фотокопии полуистлевшей газетной вырезки с некрологом по Марьям Атмаджа (Илл.3)20. В этом посте названо имя ее отца Ufali Ubeydullah Efendi, т.е. «Губайдулла эфенди из Уфы»21, и имя ее супруга - Али Рыза. Сама Марьям-ханум в некрологе фигурирует под фамилией Атмаджа (Atmaca). Некролог под названием «Скончалась турецкая женщина-патриот» (Vatanperver Bir Türk Kadini Vefat Etti) был опубликован в газете «Tasvir» и сопровожден фотографией Марьям-ханум, однако время сделало свое - качество фотографии очень низкое.
20 См.: [Электронный ресурс]. URL: https://onedio.com/haber/ruslara-esir-dusen-1800-askeri-babasindan-kalma-altinlarla-kurtaran-kahraman-turk-kadini-meryem-atmaca-867501 (дата обращения: 07.05.2020).
21 Уфа упоминается в связи с тем, что после разгрома медресе «Иж-Буби» в 1911 г. Губайдулла Нигматуллин был заключен в тюрьму, а после освобождения в ноябре 1912 г. он перевез свою семью в Уфу, где они жили приблизительно до 1924 г. (см.: [Электронный ресурс]. URL: http://medresebubi.ru/biografija/ gubajdulla_nigmatullin-bubi (дата обращения: 09.05.2020)).
Однако в результате поисков была обнаружена более качественная фотография Марьям-ханум с ее автографом следующего содержания (Илл.4):
Мегует Атаса 1941
Перевод: Марьям Атмаджа. Мой снимок, сделанный в 1941 году.
Фамилия Атмаджа является, скорее всего, фамилией, которую Али Рыза взял в период реформы 1935 г., когда турецкий парламент принял решение о введении в Турции фамилий на европейский лад.
После появления интернет-публикации Р.Балджи в интернете появились короткие видеосюжеты, в которых Марьям-ханум упоминается как героическая турчанка, пожертвовавшая своим наследством ради спасения жизней турецких военнопленных22. О том, откуда она была родом, дочерью какого народа является и какие на ее долю выпали испытания, не говорится ни слова.
Наконец, осталось изложить некоторые соображения по поводу даты смерти Марьям-ханум. Она в настоящий момент неизвестна. Однако имеются некоторые источники, согласно которым можно определить год ее кончины. Основным источником пока еще остается фотокопия фрагмента полосы газеты «Tasvir» с некрологом, но текст обрывается по горизонтали в нижней части. В нем сообщается, что Марьям Атмаджа умерла накануне. Однако дата выхода номера газеты также отсутствует.
По обе стороны полосы с некрологом располагаются соседние полосы с информацией на другие темы. Они также фрагментарны и оборваны по вертикали примерно посередине полосы так, что читается только половина размещенного в них текста.
Мной был произведен анализ доступных для чтения фрагментов текста на этих полосах. Удалось выяснить, что некролог с сообщением о смерти Марьям Атмаджа появился в тот момент, когда газета публиковала материалы о внешнеполитических трениях между СССР и Турцией по поводу Ирана, имевших место осенью 1945 г. и весной 1946 г. В частности, очевидно, что в газетном сообщении речь идет о сосредоточении советских войск на территории Ирана вблизи турецкой границы и об ожидании предъявления политических требований к Турции со стороны правительства СССР. Действительно, подобное обострение отношений между двумя странами имело место, и состояние дел отражалось в турецкой прессе. В
22 Подобные видео на YouTube можно найти по запросу Мегует Атаса.
частности, сообщение о происходящем размещала газета «Tanin» в номере от 14 марта 1946 г. (Uzman, 2018, s. 123).
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что Марьям-ханум Атмаджа покинула этот мир весной (возможно, в марте) 1946 г. Однако точную дату ее рождения и смерти еще только предстоит установить.
Перейдем теперь к воспоминаниям о Марьям-ханум, которые оставил Молла Нафиз. Этот соратник Энвера-паши, известный также под именами Мирза Пирнефес (Mirza Pirnefes) и Нафиз Тюркер (Nâfiz Türker Bey), занимал должность начальника разведки (Umumi Muhaberat Müdürü) в штабе турецкого генерала в те годы, когда он возглавил национально-освободительную борьбу туркестанцев против большевистской агрессии. Воспоминания Моллы Нафиза «Басмач в чалме» («Sarikli Basmaci») были опубликованы в Турции в 2010 г. и переизданы в 2015 г. под редакцией Али Бадемджи (Bademci, 2015). В своих достаточно объемных мемуарах Молла Нафиз несколько раз упоминает имя Марьям-ханум, и, не скрывая своего восхищения героизмом и самоотверженностью этой женщины, считает своим долгом посвятить ей и отдельную главу.
Воспоминания Моллы Нафиза (ум. в 1975 г.) (Bademci, 2015, s.32) являются единственным на данный момент основательным источником, из которого можно почерпнуть некоторые сведения непосредственно о Марьям-ханум - о ее человеческих качествах и «самоотверженном участии в борьбе за существование и единство тюркского мира» (см.: Приложение).
Такова вкратце история жизни одной татарской женщины, о которой я узнал, казалось бы, случайно - просто листал страницы книги «Sarikli Basmaci» в один из дней, когда имел счастье работать в Турецком историческом обществе в Анкаре. Я искал материалы о Мусе Бигиеве, и поиски привели меня к осознанию того, что великий татарский мыслитель не был сторонним наблюдателем грандиозных процессов, имевших место в Туркестане в первые годы после Октябрьской революции, что он горячо поддерживал национально-освободительную борьбу туркестанцев. Я имею все основания предполагать, что он принимал в них непосредственное участие. Поэтому мое внимание и привлекла книга воспоминаний Моллы Нафиза - нет ли в ней упоминаний о Мусе Бигиеве? Таковых не оказалось, но взгляд упал на одну строку в оглавлении: Meryem Hamm.
Что движет человеком в такие моменты? Почему меня потянуло вдруг познакомиться с этой главой поближе? Что привело меня, уже знающего, что речь в ней идет о моей соплеменнице, в один из крупнейших книжных магазинов турецкой столицы, где мне удается приобрести единственный (!) оставшийся в нем экземпляр этой книги, после выхода которой прошло уже четыре года?
Как бы там ни было, мой небольшой рассказ о неизвестной, но героической татарской женщине стал результатом следования моему призванию. И я счастлив, что мне выпала честь вернуть ее имя моему народу.
Список иллюстраций (см. на цв. вклейке) и их источников:
Илл.1. Али Рыза с дочкой (1921-1922 гг.). Источник фотографии: (Тоган, 1998).
Илл.2. Свидетельство о мученической смерти Энвера-паши (1922 г.). Источник фотокопии: [Электронный ресурс]. URL: https://web.facebook.com /ismailenverpasa/posts/10156537113282916?comment_id=10156552651517916 (дата обращения: 02.05.2020). В представленной фотокопии документа на турецком языке должность и звание Энвера-паши имеют вид: Turan ihtilal Ordulari Ba§komutam ve Türkistan Cephesi Kumandani ve Emir-i Le§ker-i islam-i Buhara Enver Pa§a (Главнокомандующий Освободительной армии, Командующий Туркестанским фронтом, Эмир Исламского Войска Бухары).
Илл.3. Фотокопия газетной вырезки с некрологом, посвященным Марьям-ханум Атмаджа. Источник фотокопии газетной вырезки: [Электронный ресурс]. URL: https://onedio.com/haber/ruslara-esir-dusen- 1800-askeri-babasindan-kalma-altinlarla-kurtaran-kahraman-turk-kadini-meryem-atmaca-867501 (дата обращения: 07.05.2020).
Илл.4. Марьям-ханум Нигматуллина (Атмаджа). Фото 1941 г. Источник фотографии: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pinterest.ru/pin/4486711816 19674026/?nic_v1=1aoqdO%2Bg95dDP1KHy3jSozLZ9a6kiz98k4G1SS6ypOTjddpY5 yvZb2T6RRyYCEv7oK (дата обращения: 09.05.2020).
Приложение
Марьям-ханум23
Поскольку настала очередь, я не пойду дальше, пока не расскажу вкратце о Марьям-ханум. Я не знаю имени ее семьи и не расспрашивал ее об этом. Скажу только, что она не была из тех, кто превозносится за счет имен своих предков, начертанных на надгробных камнях. Она была очень привязана к своей родине и народу. Лично я считаю для себя делом чести изложить известную мне информацию о ее самоотверженном участии в борьбе за существование и единство тюркского мира. Я не очень хорошо знаю о тех краях, где родилась эта самоотверженная Аиша Северных тюрков. Она, должно быть, была родом либо из Казани, либо из Уфы. Однако, откуда бы она ни была родом, она была настоящей тюркской женщиной.
Мне известно, что она росла и воспитывалась в богатой семье. Она имела наилучшее образование, основанное на национальных и модернистских началах. В Октябрьской революции, которая потрясла Россию в 1917
23 См.: Türkistanli, 2015, s.363-365; Bademci, 2015.
году, она вынужденно примкнула к большевикам, и благодаря своей мудрости и сильному характеру, оказалась в рядах выдающихся лидеров той среды. Она вошла в узкий круг вождей большевизма и добилась поддержки со стороны своих новых товарищей. В то время, когда большевики повернулись лицом к нерусским, эта мудрая женщина извлекла максимум пользы из своего высокого статуса. Привлекая на свою сторону противников большевизма, она спасла бесчисленное количество людей от несчастий и даже смерти. Среди тех, кто благодаря стараниям этой женщины спас свою жизнь и смог вернуться на Родину, был и ее будущий муж Али Рыза, и сотни турецких офицеров, которые попали в русский плен в ходе Первой мировой войны. Она вышла замуж за одного из спасенных ею офицеров - Али Рызу-бея, и они оба рука об руку стремились принести пользу Родине под прикрытием большевизма. В то время, когда с целью укрепления своей власти в России большевики стали избавляться от тех, в верности которых они сомневались, она и ее муж Али Рыза-бей поняли, что в сложившихся условиях больше нет возможности приносить пользу своему народу. Тогда они переехали в Бухару. Поскольку в тот момент только что была провозглашена Бухарская Республика, то они хотели найти там для себя какую-нибудь ответственную работу. Юзбаши Али Рыза-бей был приведен к командованию воинским подразделением, сформированным под названием Оперативная армия Бухарской Республики (Buhará Cumhuriyeti Hareket Ordusu).
Как я уже говорил выше, в то время, когда Энвер-паша присоединился к туркестанским басмачам, он [Али Рыза] вместе с президентом Османом Ходжой24 в союзе с лидерами Национального правительства поднял восстание против большевиков в Душанбе. Позже они влились в движение
24 Осман Ходжа (1878-1968) - узбекский интеллектуал, просветитель, издатель, историк и исследователь, один из лидеров среднеазиатского джадидизма; один из ключевых участников антимонархической революции в Бухаре, лидер политического движения и партии младобухарцев; один из основателей БНСР. С октября 1920 г. по декабрь 1921 г. работал в высших должностях БНСР (в августе 1921 г., на II съезде Советов БНСР, Осман Ходжа был избран председателем ЦИК Советов БНСР). Являлся одним из инициаторов и основателей Бухарской Красной армии (БКА). Выступал за самостоятельность БНСР и ее руководителей, за самостоятельность Бухарской Красной армии, а также за независимую внутреннюю и внешнюю политику молодой республики. Пытался организовать вывод Рабоче-крестьянской Красной армии с территории БНСР, но в ответ на эти действия нажил себе несколько противников как среди руководителей БНСР, так и среди руководителей РСФСР, которая являлась фактически опекуном БНСР. Впоследствии покинул ряды бухарских революционеров. После неудачной попытки мятежа против красноармейского гарнизона в Душанбе в январе 1922 г. он бежал в Кабул, а далее - в Турцию. Являлся одним из критиков и противников «советской оккупации Средней Азии», писал и издавал книги и статьи об истории и культуре Туркестана и Средней Азии.
Энвера-паши и стали подчиняться его приказам. После того, как в Восточной Бухаре окончательно испортились их отношения со сторонниками эмира Сеида Алим-хана25, стоявшими на кадимистских позициях, они перебрались в Афганистан. В это время Марьям-ханум все еще оставалась в Бухаре, затем она также перебралась к мужу в Кабул. Когда к враждебности последователей Сеида Алим-хана прибавилась и вражда большевиков, Али Рыза-бей вместе с другими руководителями БНСР, не признававшими усиления влияния большевиков в этой республике, по приказу Энвера-паши был отправлен служить в Туркменистан. Как раз в это время Марь-ям-ханум приехала к месту службы мужа в селение Керки26. Она принимала участие в сражениях, мужественно билась в первых рядах вместе с моджахедами. По мере усиления боев и увеличения количества раненых работала в передвижных госпиталях, занимаясь их лечением. Через ее заботливые руки прошли сотни раненых бойцов. Она, не зная устали, самоотверженно работала посреди тяжелого запаха крови и гноя, позабыв о собственных нуждах, став образцом добродетели. Однако этой Аише с Северной границы тюркского мира даже этих трудов словно было мало. Она до конца жизни служила народному делу среди туркмен Кызылкума, несмотря на то, что на ее руках была трехлетняя дочь Алие-Севим. И даже в этих условиях она готова была продать во имя дочери своего верблюда с целью покрыть дорожные расходы своих соратников.
В этот момент я взглянул на ее лицо, и мое чувствительное сердце учащенно забилось, и на глаза навернулись слезы. Ее выражающие бесконечную веру проницательные и мудрые глаза, сверкающие на изможденном лице, смотрели на меня так, словно бы осознавали чувство благодарности, которое я испытывал по отношению к ней. «Большое Вам спасибо, Марьям-ханум». Маленькая Алия спала. Закончился и чай, приготовленный Хамрахкулом...
25 Сеид Алим-хан (Сеид Мир-Мухаммад Алим-хан, 1880-1944) - 12-й эмир Бухарского эмирата (правил с 4 декабря 1910 г. по 30 августа 1920 г.). После начала революции 1917 г. в Российской империи и манифестаций в Бухаре обрушился на сторонников демократических реформ с репрессиями. После завоевания Бухары Красной армией бежал на восток Бухарского эмирата, а затем в Афганистан, где получил убежище. В Афганистане Сеид Алим-хан поддерживал Белое движение, сотрудничал с Британской империей, в надежде вернуть власть и возродить эмират.
26 Керки - город в Туркмении, административный центр Керкинского этрапа Лебапского велаята. Расположен на востоке Туркмении, на левом берегу Амударьи.
Источники и литература
1. Bademci, Ali. Türkistan'da Enver Pa§a'nin Umumi Muhaberat Müdürü Molla Nafiz'in Hatiralari. Sarikli Basmaci. istanbul: Ötüken Ne§riyat A.§., 2015. 400 s.
2. Balci, Ramazan. Meryem Atmaga Kimdir? O Bir Kahraman Türk Kadinidir [Электронный ресурс]. URL: https://www.haberasi.com/meryem-atmaca-kimdir-ruslarin-elinde-bulunan-1800-turk-askerini-altinlarini-vererek-kurtaran-kahra-man-turk-kadinidir/405/ (дата обращения: 07.05.2020).
3. Türkistanli, Mirza Pirnefes. Enver Pa§adan Sonra Dogu Buhara / Bademci, Ali. Türkistan'da Enver Pa§a'nin Umumi Muhaberat Müdürü Molla Nafiz'in Hatiralari. Sarikli Basmaci. istanbul: Ötüken Ne§riyat A.§., 2015. S. 33-393.
4. Uzman, Nasrullah. II. Dünya Sava§i Sonrasinda Sovyet Talepleri ve Türkiye'nin Tepkisi // Akademik Baki§. Cilt 11. Sayi 22. Yaz 2018. S. 117-142.
5. Абдуллаев К. От Синьцзяна до Хорасана. Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века. Душанбе: Ирфон, 2009. 573 с.
6. Абдуллаев К. Смерть «Летучего голландца Востока» [Электронный ресурс]. URL: https://vladislavvolkov.livejournal.com/39444.html (дата обращения: 01.05.2020).
7. Гасанлы Дж. «Иранская эпопея большевиков» и углубление конфликта на Южном побережье Каспия (1920-1921 гг.) // Кавказ & глобализация. Т.6. Вып.1. 2012. С.137-166.
8. Гусева Ю.Н. Турецкие военнопленные Первой мировой войны в Самарской губернии // Новый исторический вестник. 2016. №2 (48). С. 97-112.
9. МахмутоваА.Х. Габдулла Буби (1871-1922). [Электронный ресурс]. URL: http://tatarlarneftekama.blogspot.com/2012/09/1871-1922.html (дата обращения: 03.12.2019).
10. Махмутова А.Х. Мухлиса Буби (Бобьинская): к 150-летию со дня рождения // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2019. №9. Т.1. С.160-171.
11. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османкой империй на рубеже XIX-XX вв. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. 264 с.
12. Тоган, Заки В. Воспоминания: Книга 2. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1998. 366 с.
13. Ханипова И.И., Назыпова Л.Р. Дважды обвиненный... Новые документы о деятельности Габдрахмана Фахретдинова // Историческая этнология. 2019. Т.4. №1. С.179-198.
А.Г. Хэйретдинов
Гобэйдулла кызы Мэрьям Нигъмэтуллина: Бубыйлар нэселенец нэмэгълум вэкиле
Мэкалэ мэшhYP мэгърифэтче hэм татар мэгарифенец куренекле эшлеклелэре Бубыйлар нэселенец элегэ кадэр билгеле булмаган вэкиле - Гобэйдулла кызы Мэрьям Нигъмэтуллинага багышлана. 1917-1920 елларда М.Нигъмэтуллина эчке Русиядэ татар дэYлэтчелеген аякка бастыру белэн шегыльлэнгэн, соцыннан Тер-кестан халыкларыныц большевиклар hежYменэ каршы милли азатлык керэшендэ катнашкан. Ире терек офицеры Гали Рыза эфэнде белэн бергэлэп Энвэр-паша
алып барган сугышка Y3 елешен керткэн. Мэкалэдэ М.Нигъмэтуллина узган тормыш юлыньщ теп вакыйгаларын Tepre3Y омтылышы ясалды. Бу каhарман ханымнын тормышына караган мэгълYмат татар тарих фэнендэ киц таралыш тапмаган hэм бетенлэй мэгълум булмаган чыганакларга hэм фактларга таянып тупланды. Бу яктан караганда ул мэгълуматларныц кYбесе фэнни эйлэнешкэ бе-ренче мэртэбэ кертелэ.
Ачкыч сYзлэр: Бубыйлар нэселе, Гобэйдулла кызы Мэрьям Нигъмэтуллина (Атмажд), Бохара Халык Совет Республикасы, татар меhажирлеге, Гали Рыза, Энвэр-паша, Молла Нафиз, Зэки Вэлиди Тоган, Гариф Кэрими.
A.G. Khayrutdinov
Maryam Gubaidullovna Nigmatullina: an unknown representative of the dynasty of Bubi
The article is dedicated to Maryam Nigmatullina, - a representative of the famous Bubi dynasty, - educators and prominent figures of Tatar education, - whose name has remained unknown until now. In the period from 1917-1920, M. Nigmatullina was a participant of the Tatar Soviet nation-building in inner Russia, and then took a direct part in the national liberation movement of the peoples of Turkestan against the Bolshevik occupation. Along with her husband, Ali Riza, she fought in the army of Enver Pasha. In the article an attempt was made to restore the main stages of life of M. Nigmatullina. Biographical material concerning the life of M. Nigmatullina was collected in the course of research of sources and facts that are little known and unknown to Tatar historical science and are being introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: dynasty of Tatar enlighteners Bubi, Maryam Gubaidullovna Nig-matullina (Atmadja), Bukhara people's Soviet Republic, Tatar emigration, Ali Riza, Enver Pasha, Molla Nafiz, Zaki Validi Togan, Garif Karimi.
Информация об авторе:
Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Хэйретдинов Айдар Гарифетдин улы - тарих фэннэре кандидаты, доцент, ТР ФА Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институтыньщ диннэр тарихы hэм ижтимагый фикер бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).
Khayrutdinov Aydar G. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Senior Scientific Researcher, Department of the History of Religions and Social Thought, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).