Научная статья на тему 'Маршруты непрерывного образования по социальной работе'

Маршруты непрерывного образования по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / CONTINUOUS EDUCATION / EDUCATIONAL ROUTE / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терелянская Елизавета Викторовна, Черникова (живолупова) Нина Александровна, Шубина Анна Сергеевна

Описан маршрут непрерывного образования по социальной работе. Через сравнительный анализ содержания профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и ФГОС ВО по направлению «Социальная работа», анализ результатов исследования актуальных потребностей специалистов Волгоградского региона определены актуальное содержание дополнительного образования по социальной работе и его организационные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терелянская Елизавета Викторовна, Черникова (живолупова) Нина Александровна, Шубина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Routes of continuous education in social work

The article describes the route of continuous education in social work. The comparative analysis of the professional standard “Specialist in social work” and Federal state educational standard of higher education in “Social work”, the analysis of the results of the research of urgent demands of specialists in the Volgograd region determine the contents of additional education in social work and its organizational forms.

Текст научной работы на тему «Маршруты непрерывного образования по социальной работе»

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. ТЕРЕЛЯНСКАЯ, H.A. ЧЕРНИКОВА,

A.c. Шубина

(волгоград)

маршруты непрерывного образования по социальной работе*

Описан маршрут непрерывного образования по социальной работе. Через сравнительный анализ содержания профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и ФГОС ВО по направлению «Социальная работа», анализ результатов исследования актуальных потребностей специалистов Волгоградского региона определены актуальное содержание дополнительного образования по социальной работе и его организационные формы.

Ключевые слова: непрерывное образование, образовательный маршрут, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, социальная работа.

Современные реалии требуют переосмысления содержания подготовки будущих специалистов социальной работы, направленной на формирование у обучающихся восприятия и понимания получателя социальных услуг не через инструментальные и функциональные характеристики, а как многогранной системы «Человек». Это позволяет акцентировать внимание на ресурсном потенциале клиентов, обеспечивает активизацию базового принципа «помощь для самопомощи» и способствует выстраиванию «клиентоцентрированного» подхода в социальном обслуживании населения.

Профессиональная подготовка специалистов социальной работы осуществляется в условиях перехода к новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.03.02 Социальная

* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

© Терелянская Е.В., Черникова H.A., Шубина A.C., 2016

работа, модернизации высшего образования, обусловленной личностно-гуманитарной парадигмой (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук,

B.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), реализацией принципа непрерывного педагогического образования (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, Е.Н. Шиянов и др.); перестройки системы социальной защиты населения - реализация Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; введения профессиональных стандартов социальной работы. Данные тенденции определяют изменение как целевых, так и процессуальных характеристик учебного процесса: ориентацию не только на знаниевые, но и на развивающие задачи, включение в содержание образования личностного (допрофессионального) опыта обучающегося, уменьшение количества времени, отводимого на аудиторную работу и, соответственно, увеличение доли самостоятельной работы, использование эффективных педагогических технологий - проектных, диалоговых, игровых, компьютерных; инновационных форм обучения - дистанционных, электронных; развитие кластерного подхода в региональных образовательных системах и т. д.

общие аспекты профессионального образования в области социальной работы раскрываются в исследованиях В.Г. Бочаровой,

C.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.А. Никитина и др. В то же время контент-анализ научных работ, посвященных подходам к организации социальной работы в условиях внедрения новых стандартов - профессиональных (С.А. Анисимова, А. Бенмерабет, О.А. Расхо-дова, О.А. Шатняя, Ю.Л. Юрецкий и др.) и образовательных (О.Е. Станулевич, Е.И. Холо-стова, М.В. Фирсов и др.), показал отсутствие специальных исследований, рассматривающих закономерности процесса непрерывного образования специалистов социальной работы.

В ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» более 20 лет ведутся исследования по вопросам социальной работы (А.Н. Вырщиков, Г.Г. Бородае-ва, С.Б. Думов и др.). Фундаментальные основы непрерывного образования в данной области освещены в трудах профессора Н.К. Сергеева [7], который на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стоял у истоков международного проекта ТЕМ-ПУС / ТАЦИС JEP 10219 «Развитие учебного плана и программ по социальной работе, обучение и повышение квалификации преподавательского состава», интегрирующего россий-

ский и европейский подходы в подготовке социальных работников. В русле обозначенной парадигмы проведен ряд научных исследований (Н.А. Живолупова, Е.В. Ульянова, В.А. Черников и др.), раскрывающих различные теоретико-методологические подходы к организации образования и деятельности в сфере социально-педагогической работы.

Следует отметить, что понятия «подготовка» и «образование», как отмечено в трудах научной педагогической школы ВГСПУ (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук и др.), взаимосвязаны между собой как цель и средство ее достижения. В процессе подготовки специалист получает высшее профессиональное образование и готовится занять определенное место в структуре социальной жизни общества. Результатами профессиональной подготовки являются система специальных знаний, умений и навыков, качеств личности выпускника, его трудового опыта, сформиро-ванность норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной специальности, т. е. готовность к практической деятельности.

В этой связи важно уточнить понятие «профессиональная подготовка» и дать характеристику его состава. В.Л. Данилова и В.В. Воловик (1991) считают, что профессиональная подготовка включает человека в то или иное место в структуре жизни и деятельности, а образование помогает ему судить о том, соответствуют ли жизнь и деятельность культурным нормам, эталонам, образцам и отвечают ли они ориентации на те или иные идеалы. Е.И. Сахарчук отмечает еще одно отличие профессиональной подготовки от профессионального образования: подготовка связана с массовым педагогическим производством кадров и человек включается в нее как «обрабатываемый материал»; образование же предполагает свободное самоопределение его участников, уникальность их жизненных траекторий, рефлексивное отношение к существующим способам жизни и деятельности, переход от ролевого, «частичного» существования к личностному [5, с. 89].

Механистическое понимание процесса профессиональной подготовки, когда будущий специалист воспринимается исключительно как объект педагогического воздействия, не соответствует современному пониманию субъектной сущности педагогической деятельности, которая раскрыта в работах ряда исследователей (Н.К. Сергеев,

В.А. Сластенин и др.). Мы придерживаемся точки зрения Н.К. Сергеева о том, что непрерывное образование понимается как система, которая призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя (специалиста), который традиционной системе профессиональной педагогической подготовки предпочитает полноценную самореализацию в определенном личностном и профессиональном образе жизнедеятельности. для социального работника это особенно важно, ибо природа социальной деятельности такова, что требует «всего» человека, поэтому разностороннее развитие специалиста «и есть в подлинном смысле его полноценная профессиональная подготовка» [6].

дефицит исследований, описывающих практику непрерывного образования по социальной работе, а также актуальная ситуация, связанная с изменением теории и практики в сфере помогающих профессий, приводят к необходимости описания маршрута непрерывного образования по социальной работе (см. рис. на с. 29).

Актуальные тенденции развития высшего образования подразумевают наличие различных «входных» точек в профессию. Так, вход в профессию для будущего специалиста по социальной работе может начинаться еще до профессионального обучения через различные профориентационные мероприятия (формирование первых представлений о профессии) и собственный допрофессиональный опыт (первые пробы через волонтерство, реализацию социальных проектов в школе и др.). Наличие подобного опыта гарантирует абитуриенту более осознанный и обоснованный профессиональный выбор в области социальной работы. Этапы получения профессионального образования связаны с освоением бакалаврских (как минимально необходимого уровня) и магистерских программ. Обучаться по программам магистратуры в области социальной работы могут не только те студенты, которые имеют образование по профильному направлению (бакалавриат), но и выпускники других образовательных программ, а также уже работающие специалисты-практики. Кроме того, сегодня в учреждениях системы социальной защиты населения специалисты не всегда имеют профильное образование: часто это специалисты смежных профессий - педагоги, социальные педагоги, психологи и др. Многообразие вариантов входа в профессию приводит к необходимости разработки и внедрения про-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ Маршрут непрерывного образования по социальной работе

грамм повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющих практикам без профильного образования сформировать компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Такие программы необходимы и для специалистов, получивших профильное образование, это обусловлено внедрением профессиональных стандартов, задающих «идеальный образ» профессионала и определяющих направления дальнейшего профессионального развития.

Программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по структуре и содержанию должны соответствовать требованиям соответствующих профессиональных стандартов, что может быть достигнуто через соответствие формируемых компетенций и трудовых действий, заложенных в профессиональном стандарте.

Результаты проведенного нами анализа соответствия формируемых компетенций (согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»*) и трудовых функций Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [1; 2] представлены в таблице на с. 30.

Таким образом, содержание компетенций, заявленных во ФГОС ВО по направлению «Социальная работа», и трудовые действия, отраженные в Профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе», частично соответствуют друг другу. Бакалавр может

* Анализу подлежали только профессиональные компетенции, выбранные для разработки образовательной программы по направлению «Социальная работа» в ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», представляющие собой образовательные результаты программы академического бакалавриата (социально-технологическая и исследовательская деятельность).

быть подготовлен к реализации части трудовых действий профессионального стандарта на базовом уровне. Итогом освоения магистерских программ, на наш взгляд, могут стать расширение перечня трудовых действий, к выполнению которых готов выпускник, и его готовность к самостоятельному решению типовых профессиональных задач.

Дальнейшая подготовка специалистов должна происходить в рамках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержание которых ориентировано на отдельные трудовые действия профессионального стандарта и определяется запросами работодателей. Такие программы могут иметь модульное строение, включать в себя блоки дисциплин, ориентированных на подготовку к конкретной трудовой функции.

Исходя из описанных выше обстоятельств, нами была модифицирована анкета, представленная в диссертационном исследовании H.A. Живолуповой (2007), ориентированная на определение исходного уровня потребности специалиста-практика в дополнительном образовании по социальной работе (курсы повышения квалификации, тематические научно-методические семинары и др.). Для этого в структуру анкеты были включены 4 типа вопросов: 1-й тип характеризует направленность на деятельность; 2-й тип - на знания; 3-й тип - на синтез личного и профессионального опыта; 4-й тип - на дифференциацию знания [4].

Для определения актуальных потребностей в содержании и организационных формах дополнительного образования по социальной работе в 2012-2015 гг. было проведено лонгитюдное исследование со специалистами-

Соотнесение содержания Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и ФГОС ВО по направлению «Социальная работа»

Трудовые действия (Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе») Компетенции (ФГОС ВО)

Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Не обнаружено соответствующих компетенций

Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения Частичное соответствие ПК-1, ПК-2

Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности Частичное соответствие ПК-3, ПК-5, ПК-6

Деятельность по планированию, организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки Частичное соответствие ПК-13

Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки Не обнаружено соответствующих компетенций

Контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальной поддержки граждан Частичное соответствие ПК-4

Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения Частичное соответствие ПК-13

практиками учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области. Анкетирование проводилось в 2012-2014 гг., нами было опрошено 86 практикующих специалистов социальной работы Волгоградского региона: по тендерному составу - 23 мужчины и 63 женщины; средний возраст опрошенных 39 лет; 62% - представители сельских социальных служб, 38% - городских.

Ответы на вопросы 1-го типа «Профессиональную деятельность Вы связываете с социальной работой?», «Планируете ли Вы пройти стажировку на базе другого социального учреждения?», «Есть ли у Вас допрофессио-нальный опыт организации социальной работы?» и др. (цель - выявить устойчивость мотивации специалиста на практическую деятельность, видение этапности профессионального поля организации социальной работы) показали, что 67% опрошенных целенаправленно готовы заниматься социальной работой и в будущем, 19% - не определились в своих предпочтениях и 14% респондентов не собираются работать в данной сфере.

При сравнении ответов на вопросы 2-го типа видно, что только 26% участвовавших в анкетировании ставят перед собой задачу са-

мостоятельно углублять знания по социальной работе, 53% признали, что информация подобного рода их интересует в организованной форме (семинары, курсы и т. д.), и 21% указали, что проявляют к рассматриваемой области периодический интерес. Это свидетельствует об отсутствии или неустойчивости потребности в приращении профессиональных знаний, ситуативности организации практиками самообразования.

Сопоставление результатов по 3-му типу направленности выглядит следующим образом: у 76% опрошенных наблюдается некорректный, этически недопустимый перенос житейского опыта в профессиональную деятельность, и наоборот, использование научного знания в межличностном взаимодействии; 24% специалистов социальной работы периодически не соблюдают ограничения синтеза специального и личного опыта. Можно интерпретировать эти данные как отсутствие четких представлений у работников об этических стандартах социальной работы, а также навыков самоанализа и саморегуляции.

ответы респондентов на вопросы 4-го типа фокусируют наше внимание на умениях специалистов социальной работы анализиро-

- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ

вать, сопоставлять и дифференцировать накопленные знания о социальном обслуживании различных категорий граждан. Для большинства опрошенных оказалось затруднительным определить разницу, например, между социальной защитой и социальной поддержкой инвалидов и пожилых, это указывает на несфор-мированность понятийно-категориального аппарата и умения самостоятельно конструировать определения.

Основываясь на описанном нами линейном сопоставлении результатов анкетирования, мы осуществили общий анализ, что выявило ряд несоответствий, расхождений в характеристике исследуемой группы: 1) 13% специалистов, ориентированных на практическую деятельность, не ставят перед собой задачу овладеть дополнительными знаниями; 2) 28% респондентов, интересующихся информацией о социальной работе, не могут охарактеризовать и четко выделить те знания, которыми они овладели за период обучения в вузе; 3) у превалирующего большинства опрашиваемых прослеживается склонность к включению информации личного плана в профессиональную деятельность и наоборот. Эти данные послужили основанием для проведения беседы с руководителями учреждений социального обслуживания (19 чел.) по результатам данного анкетирования. результаты бесед подтвердили полученную ранее информацию и позволили определить вектор развития системы дополнительного образования по направлению «Социальная работа».

Исходя из полученных результатов, мы модернизировали программу дополнительного профессионального образования по направлению «Социальная работа» (1500 ч.), в которую были включены такие дисциплины, как «Саморегуляция специалиста социальной работы», «Этические основы социальной работы» и др., актуализирующие те компетенции, которыми не владеют большинство специалистов-практиков.

Востребованность программы оказалась низкая - до настоящего времени обучен 1 слушатель. При этом на фоне этого образовательного предложения был получен и реализован заказ на организацию курсов повышения квалификации «Организация социальной работы с пожилыми» (72 ч.) - обучено 24 человека. Отметим, что при этом специалисты-практики повышали квалификацию регулярно по целевому направлению в ином образовательном

::сионального образования -

учреждении (реорганизовано в 2015 г.) и, соответственно, не были мотивированы к самостоятельному выбору программ обучения.

Сложившиеся обстоятельства инициировали необходимость проведения углубленных интервью со специалистами-практиками (2015 г.), основная цель которых была выяснить причины низкой востребованности образовательных услуг по профилю. Покажем выборочно ответы респондентов.

1. работники не считают целесообразным самостоятельно оплачивать обучение. Наиболее комфортный вариант, если обучение включено в проект, реализуемый учреждением: «...им (работодателям) надо, пусть они платят...» (Елена К.).

2. Вопросы профессионального обучения для специалиста актуализируются при необходимости проходить аттестацию, переходе на другую должность или учреждение: «Пойду на курсы, если меня повысят.» (Мария Г.).

3. Условия доступности и мобильности образовательных услуг: «Я живу в Котово..., ездить далеко и накладно» (Римма С.).

4. Проблема «временных ресурсов» (дол-госрочность обучения): «Меня не отпустят с работы» (Виктор М.); «.это долго.мне сложно совмещать с работой» (Алевтина П.).

Представленные выше данные позволили нам скорректировать учебные программы дополнительного образования. В частности, нами разработаны и реализованы программы переподготовки кадров по направлению «Социальная работа» (квалификации «Специалист по социальной работе» - 346 ч.) и «Руководитель организации социального обслуживания» - 352 ч. Обучение проводилось в очной форме по следующим модулям: «Актуальные проблемы получателей социальных услуг», «Технологии социальной работы», «Управление в социальной работе», «Психология социальной работы» и др., которые спроектированы в соответствии с профессиональными стандартами.

Соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы представлено в следующих пропорциях: 37,5 и 62,5% соответственно. В качестве площадки для стажировки (СРС) был предложен ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения» (г. Волгоград). В процессе обучения слушателям была предоставлена возможность участвовать в мероприятиях по международному сотрудничеству (научно-методические семинары «Инновационные практики социального

обслуживания различных категорий дезадаптированных граждан»; «Технологии социального и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми» и др.).

Пилотно нами были апробированы фрагменты занятий в дистанционной форме. Острота проблемы внедрения данной формы обучения для слушателей состоит в том, что больше половины обучающихся - представители сельского социума, «бюджетники», поэтому не имеют возможности использовать широкополосный (высокоскоростной) Интернет; испытывают трудности в обращении с компьютером, выходом во Всемирную сеть и др.; не имеют ПК (в частности 1 чел.). Указанные обстоятельства обозначали для нас круг проблем, которые актуализировали необходимость сохранения очной формы дополнительного профессионального образования, которая в современных условиях, как правило, полностью модифицируется в дистанционную. Отсюда вывод о том, что целесообразно развитие трех вариантов обучения: очного, дистанционного и «смешанного» (очно-дистанционное), что создает вариативность и позволяет получателю/заказчику образовательной услуги выбирать форму обучения.

Изложенные выше тенденции в сфере образования по социальной работе и обозначенные результаты исследований легли в основу разработки новой тематики и содержания курсов повышения квалификации: «Профессиональные стандарты по социальной работе», «Социальная работа с мигрантами», «Социальное сопровождение в деятельности учреждений социального обслуживания», «Организация методической работы в учреждении социального обслуживания», «Технологии межведомственного взаимодействия в социальном обслуживании граждан», «Получатели социальных услуг: общая характеристика», «Технологии социально-групповой работы», «Технология социально-культурного проектирования», «Художественно-творческие технологии в социальной работе» и др.

Анализируя серьезные изменения, происходящие на современном этапе развития педагогического образования, можно предполагать, что в ближайшем будущем продолжится модернизация профессионального образования в области социальной работы. Так, например, в 2014-2016 гг. Волгоградский государственный социально-педагогический университет (в частности, кафедра психологии образования и развития) стал участником ре-

ализации стратегического проекта Минобрна-уки РФ - Федеральной программы модернизации педагогического образования РФ на 20142017 гг. Целью программы стало реформирование системы педагогического образования страны, повышение качества образования студентов, получающих педагогическую подготовку, посредством приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка и реализации нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного и дошкольного образования. Итоги реализации проекта показали, что у выпускников бакалаврских и магистерских программ удалось сформировать высокую степень готовности к выполнению трудовых действий [3]. Учитывая положительный опыт проекта, можно сделать футуроло-гический прогноз о необходимости приведения содержания социального образования в соответствие с запросами рынка труда. На сегодняшний день реальным способом решения проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в области социальной работы являются программы послепрофессионально-го образования.

Список литературы

1. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе»: Приложение к Приказу Минтруда России № 571н от 22.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/131 (дата обращения: 25.04.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Приложение к Приказу Минобрнауки России № 8 от 12.01.2016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/390302.pdf (дата обращения: 25.04.2016).

3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. С. 31-39.

4. Живолупова Н.А. Подготовка будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

-педагогика общего и проф

5. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография. Волгоград: Перемена, 2003.

6. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография. СПб.; Волгоград: Перемена, 1997.

7. Сергеев Н.К. Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки социального работника // Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: вопросы теории и практики: тез. и материалы меж-дунар. симпозиума. Волгоград, 30 пояб. - 1 дек. 1998 г. Волгоград: Перемена, 1999. Вып. 2. С. 16-18.

* * *

1. Professional'nyj standart «Specialist po so-cial'noj rabote»: Prilozhenie k Prikazu Mintruda Rossii № 57ln ot 22.10.2013 g. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po social'noj rabote» [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/131 (data obrashhenija: 25.04.2016).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija: Prilozhenie k Prikazu Minobrnauki Rossii № S ot 12.01.2016 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 39.03.02 «Social'naja rabota» (uroven' bakalavriata) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/390302.pdf (data obrashhenija: 25.04.2016).

3. Andrushhenko T.Ju., Shashlova G.M., Shubi-na A.S. Praktiko-orientirovannaja model' podgotovki magistrov po programme «Shkol'naja psihologija» // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2015. T. 20, № 4. S. 31-39.

4. Zhivolupova N.A. Podgotovka budushhih specialistov social'noj raboty k professional'noj dejatel'nosti v sfere semejno-brachnyh otnoshenij: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2007.

5. Saharchuk E.I. Upravlenie kachestvom podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: gumanitarnyj podhod: monografija. Volgograd: Peremena, 2003.

6. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepcija i tehnologii uchebno-nauchno-pedagogicheskih kompleksov (Voprosy teorii): monografija. SPb.; Volgograd: Peremena, 1997.

7. Sergeev N.K. Problemy i perspektivy razvitija professional'noj podgotovki social'nogo rabotnika // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti podgotovki social'nyh rabotnikov: voprosy teorii i praktiki: tez. i materialy mezhdunar. simpoziuma. Volgograd,

© Затямина Т.А., Пожарская А.В., 2016

::сионального образования -

30 nojab. - 1 dek. 1998 g. Volgograd: Peremena, 1999. Vyp. 2. S. 16-18.

Routes of continuous education in social work

The article describes the route of continuous education in social work. The comparative analysis of the professional standard "Specialist in social work" and Federal state educational standard of higher education in "Social work", the analysis of the results of the research of urgent demands of specialists in the Volgograd region determine the contents of additional education in social work and its organizational forms.

Key words: continuous education, educational route, educational standard, professional standard, social work.

Т.А. зАТяМинА, А.в. ПОЖАРСКАЯ (волгоград)

ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства*

Выделены ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Рассматриваются гуманитарно-антропологическая интерпретация предметного содержания учебной дисциплины «Изобразительное искусство», а также эстетическое мировосприятие школьников, его структурно-содержательные характеристики и уровневая модель.

Ключевые слова: эстетическое мировосприятие, гуманитарно-антропологическая интерпретация произведений искусства.

Ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя всецело связаны с изменениями, происходящими в детях. Чтобы это положение стало действенным, учитель

* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.