Научная статья на тему 'Маркиза дю Деффан и ее салон'

Маркиза дю Деффан и ее салон Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
625
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКИЗА ДЮ ДЕФФАН / ОБЩЕСТВО ГЕРЦОГИНИ ДЮ МЭН В СО / САЛОН В МОНАСТЫРЕ СЕН-ЖОЗЕФ НА УЛИЦЕ СЕН-ДОМИНИК / ФИЛОСОФЫ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / MARQUISE DU DEFFAND / SOCIETY OF DUCHESSE DU MAINE IN SCEAUX / SALON OF THE SENT-JOSEPH ABBEY AT THE RUE SENT-DOMINIQUE / PHILOSOPHERS / ENLIGHTENERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куцева Елена Александровна

Статья посвящена одной из самых известных женщин Франции XVIII века, которая смогла создать в Париже салон, ставший популярным благодаря интеллектуальному, но смешанному обществу философов, литераторов, аристократов и темам, обсуждаемым в нем. На протяжении 30 лет маркиза дю Деффан поддерживала славу и популярность своего салона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARQUISE DU DEFFAND AND HER SALON

The article is devoted to the one of the famous women in the France of XVIII century, marquise du Deffand, who succeeded in creating a salon in Paris, which had became famous thanks to mixed intellectual community of philosophers, aristocracy, writers, and to actual themes which were discussed by the guests. For 30 years, the marquise du Deffand maintained the fame and popularity of her salon.

Текст научной работы на тему «Маркиза дю Деффан и ее салон»

УДК 94(44)(035)

МАРКИЗА ДЮ ДЕФФАН И ЕЕ САЛОН

© 2014 Е.А. Куцева Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара

Поступила в редакцию 28.02.2014

Статья посвящена одной из самых известных женщин Франции XVIII века, которая смогла создать в Париже салон, ставший популярным благодаря интеллектуальному, но смешанному обществу философов, литераторов, аристократов и темам, обсуждаемым в нем. На протяжении 30 лет маркиза дю Деффан поддерживала славу и популярность своего салона.

Ключевые слова: маркиза дю Деффан, общество герцогини дю Мэн в Со, салон в монастыре Сен-Жозеф на улице Сен-Доминик, философы, просветители.

Салон мадам дю Деффан, как и сама маркиза, вошли в историю. Все в один голос говорили о блеске, интеллектуальности, обсуждении актуальных тем в данном салоне, отмечая, что маркиза дю Деффан не только исполняет роль радушной хозяйки, но и активно участвует в беседах, не уступая ни в уме, ни в остроумии знаменитым философам XVIII в. В данной статье рассматривается формирование салона, его традиции, а также жизнь, характер маркизы дю Деффан, которая смогла сохранить славу своего салона на несколько десятилетий.

Салон занимает особое место в культуре Просвещения. В отличие от других институтов эта публичная сфера вращалась вокруг женщины. Независимо от того, насколько яркие мужчины посещали салон, его хозяйка оставалась центром внимания и задавала тон общения1. Салоны Просвещения существенно отличались от салонов XVII века, они стали частными формами объединения людей, разделявших общие вкусы, ценности, идеи и мечты. В них собиралась не только высшая знать, но и литераторы, которые, по словам Дидро, изменили привычный образ мысли. Именно в это время окончательно салон превратился в институт, независимый от двора2.

Хозяйки салонов XVIII в. часто чувствовали беспокойство, неудовлетворенность и устраивали салоны, поскольку сами не умели творить и хотели убить скуку, порожденную этой неспособностью. «Вы не знаете и не можете знать, -писала маркиза дю Деффан Вольтеру, - каково состояние тех, кто думает, мыслит, кто что-то делает и который одновременно не имеет ни таланта, ни занятия, ни развлечения. У меня нет больше средств против скуки. Я страдаю от недостаточного образования; невежество делает

Куцева Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики обучения. E-mail: eakuceva@mail.ru

старость чрезвычайно тягостной, его бремя кажется мне непереносимым»3.

Несмотря на популярность парижских салонов, в энциклопедии Дидро, издаваемой в это время, нет упоминаний о маркизе дю Деффан, как, впрочем, и других хозяйках салонов и их знаменитых современниках, так как она задумывалась как энциклопедия новых понятий и достижений в искусстве, науке, технике и т.д. В целом в данной энциклопедии нет статей, посвященных салонам вообще и салону мадам дю Деффан в частности. В Большом универсальном словаре Ларусса XIX века уже есть статья, посвященная салонам, дается определение, что салон - это комната в апартаментах, где собирается общество и обсуждаются разные темы. По составу общества и темам выделяются литературные, музыкальные и философские салоны, а также в словаре представлено разделение по социальному составу: аристократические и буржуазные салоны. В продолженном издании Универсального словаря Ларусса есть краткая статья с портретом, посвященная маркизе дю Деффан, в которой ее называют одной из самых знаменитых женщин XVIII в., возглавившей салон более блестящий по своему составу из известных людей того времени.4

Мари де Виши-Шамрон, дочь Гаспара де Виши, графа Шамрона и его жены Анны Брюл-лар, родилась 25 сентября 1697 г., возможно, в родовом замке Шамрон в Бургундии. Ее отец был первым президентом Парламента Бургундии. Мадмуазель де Виши получила образование в монастыре в Париже, при нем был пансионат для девочек из дворянских семей. Уолпол, один из близких ее друзей, оставил запись со слов самой маркизы дю Деффан, что ей не было и 15 лет, когда она попала в монастырь. Имея острый ум, она отказывалась верить во все религиозные легенды, уже тогда она выражала ряд сомнений. В те годы Мари де Виши посещала ее

тетя герцогиня де Люинь, достаточно набожная женщина, которая старалась наставлять племянницу на праведный путь.

После монастырской жизни она довольно быстро вышла замуж. Все вспоминали, что в юности мадам дю Деффан была необычайно красива и умна. 2 августа 1718 г. мадмуазель де Виши-Шамрон вышла замуж за Жана-Батиста де Ла Лонда, маркиза дю Деффан. Маркиз дю Деффан принадлежал к роду Орлеанских, придав значимость положения и своей юной жене, которая принадлежала хоть и к знатному, но менее известному роду. Маркиза дю Деффан рассматривала свой брак как возможность войти в высший свет и получить полную свободу действий. Уже с 1722 г. они стали жить отдельно друг от друга. 24 июня 1750 г. маркиз дю Деффан умирает в Париже в возрасте 62 лет после короткой болезни5.

Мадам дю Деффан жила с 1730 г. на улице Бом, где собирала известных людей, ее другом становится Даламбер, затем она привлекала общество на улицу Сен-Доминик, где она стала жить и собирать литераторов и философов6.

С 1730 г. маркиза дю Деффан присоединяется ко двору герцогини дю Мэн. Двор располагался в замке Со, около Бург-ла-Рейна. Круг герцогини дю Мэн включал Фонтенеля, Сен-Олара, Ла Мотт, Даламбера, Вольтера, президента Эно7. Именно тогда и сложились долгие отношения маркизы дю Деффан и президента Эно, другим близким человеком и ее поклонником был граф де Пон дю Вей, племянник мадам де Тансен.

В то время маркиза дю Деффан летом проживала в Со, а зимы проводила в Париже, в своем маленьком доме на улице Бом. Эно в своих мемуарах рассказывает об этом обществе: «Компания, которая собиралась в ее доме, была небольшой. Число друзей постоянно увеличивалось, так что ее дом не мог вместить всех. Для нее дружба превратилась в страсть. Несмотря на средний достаток, нехваток средств не делал ее дом уединенным». Со временем ее окружение станет более блестящим, наполнится интересными людьми из разных сословий, тут будут и аристократы, и буржуазия, и философы8.

Постепенно жизнь в Со начинает затихать, герцогиня дю Мэн еще сохраняет свой ближний круг - маркизу дю Деффан, Эно, Даламбера, но остальные все реже и реже приезжают в замок. Со смертью дю Мэн ее салон распался.

Будущий салон маркизы дю Деффан располагался на улице Сен-Доминик, в монастыре Сен-Жозеф, и был одним из наиболее ярких салонов своего времени (1747-1780). В то время было достаточно распространено среди женщин высшего света (вдов или незамужних) арендо-

вать отдельные апартаменты в главном корпусе, отделенном от самого монастыря. Договор аренды был заключен 24 апреля 1747 г. Умеренная арендная плата позволяла снимать достаточно изысканные апартаменты в мирской части дома, которые обслуживались своими слугами. При этом жильцы пользовались полной свободой и не обязаны были подчиняться правилам монастыря9. Маркиза очень долго сомневалась в выборе своего нового дома. Ее подруга, мадам де Стааль, писала ей в Со: «Я рада, что вы наконец смирились с вашими апартаментами в Сен-Жозеф, я опасалась только вашего недовольства местом, от которого вам неудобно отказываться и неприятно, но хорошо, что быть здесь вам теперь приятно и комфортно».

Маркиза дю Деффан снимала часть левого строения монастыря. Эти апартаменты раньше занимала во время Регентства Монтеспан, основательница монастыря Сен-Жозеф. Салон в Сен-Жозеф был устроен со всем вкусом и возможной элегантностью. Обивка и шторы были из муара с золотыми бутонами, бархатистые глубокие кресла, маленькие диваны, расширявшиеся по краям, специально созданные для удобства дам, элегантные столы всех форм, на которых размещались книжные новинки.

В этом салоне Эно играл на публике роль хозяина дома. Д'Аржансон, который не склонен к снисходительности, говорил о нем: «он очень любезный, прост в общении, и можно говорить о большом достоинстве. Он знает учтивые манеры, имеет здравое суждение и много послужил в должности президента». Вслед за Эно в ее салон в Сен-Жозеф потянулись те, которые были в окружении герцогини дю Мэн, бывали в доме маркизы дю Деффан на улице Бом - это президент Монтескье, Даламбер, граф де Пон де Вей, шевалье Эйди, Мармонтель, Лагарп, тулузский архиепископ Ломени де Бриен, маркиз д'Аржан-сон, герцогиня д'Эйгийон, сестра маршала де Ришелье, принц и принцесса де Бово, маршальша де Мирепуа, маршальша де Люксембург, вдова герцога дю Буффлэ, герцогиня де Лавальер, графиня де Буффлэ и, наконец, Пекиньи, ставшая потом герцогиней де Шольн, бывал и Вольтер10. Первоначально в нем царили энциклопедисты. Душой салона был любимец хозяйки Даламбер.

Мармонтель оставил такой ее портрет: «В Париже есть мадам дю Деффан, женщина полная ума, характера и насмешливости. Обходительная и довольно красивая в молодости, но в то время, о котором я рассказываю (время салона Сен-Жозеф), потерявшая зрение, в результате характер ее изменился, став более язвительным, некоторые ее называли даже злой. Удалившись в обитель, она не прервала связей и

общения с высшим обществом, стала собирать его у себя»11.

Разговор был неотъемлемой частью общения в салоне, но устная речь там была тесно связаны с письменным словом. Стихи, эссе, письма распространялись или читались вслух, своеобразная практика предоставила авторам возможность получить отзывы перед публикацией. Если их работы воспринимались благосклонно, молодые писатели могли ожидать поддержки от более известных и связанных с салонами авторов. Салоны были центром для сбора и распространения новостей. В салоне философы находили идеи и единомышленников через дискуссии и обмен мнениями и новостями. Здесь также бывали иностранные гости: Дэвид Юм, Эдвард Гиббон и Бенджамин Франклин - они завоевали популярность в парижских интеллектуальных кругах12.

Маркиза всегда поддерживала философов, входивших в ее круг, именно благодаря ее протекции Даламбера после трех неудачных попыток избирают во Французскую Академию13. Также она гордилась, что Монтескье принадлежал к ее кругу, всячески ему помогала. Вот письмо, подтверждающее признание друг друга, которое отправил Монтескье из Бреды 12 августа 1752 г. к Деффан: «Мадам, я хочу быть в Париже вашим философом и не быть в другом месте вас теряя, пребывать в вашей свите и видеть вас постоянно. Я счастлив, выражаю Вам свое почтение»14.

С Вольтером у Деффан завязалась долгая дружба и переписка. Она всячески выказывала ему расположение, а Вольтер в ответ отправлял ей свои произведения, посвящал стихотворения и оды. «Я имею честь отправить Вам, мадам, статьи малой Энциклопедии, я подумал, что смогу Вас этим развлечь, чтобы провести время и взглянуть на различные стороны вещей»15.

В салоне обсуждались литературные новинки, философские темы, научные достижения, новые открытия и путешествия. Когда салон собирался, хозяйка предлагала на обсуждение повестку дня, при этом старалась избежать разногласий и слишком жарких споров, - считалось ее обязанностью проводить в жизнь правила вежливости и любезности. Это помогало умерить агрессивный и часто персонализированный стиль дебатов, что было свойственно французским писателям16.

Однажды обсуждали религиозную тему, кардинал де Полиньяк рассказал легенду о Святом Дени, что после отсечения его головы он взял ее в руки и шел на протяжении многих метров. Кто-то из гостей маркизы возразил, не поверив в этот случай. Она улыбнулась и промолвила: «Почему бы и нет? Труден только первый шаг!»17. Потом об этом случае в своих произведениях рассказал Вольтер, и эта фраза стала афоризмом.

В 1754 г. Деффан взяла компаньонкой Лес-пинас, которая многими называлась незаконнорожденной дочерью старшего брата маркизы дю Деффан. Еще когда у нее начало ухудшаться зрение, маркиза отправилась в родовой замок Шам-рон, где и присмотрела девушку, удивительно умную для своих лет. После того как дю Деф-фан лишилась зрения, она ее вызвала в Париж.

По традиции салона в Сен-Жозеф общество собиралось после 6 часов вечера, до этого времени дю Деффан отдыхала, а после выходила из своей комнаты в гостиную. Но со временем гости стали собираться раньше на час, общаясь с молодой и очаровательной компаньонкой мадмуазель Леспинас. Так как маркиза раньше шести не выходила, то собирались в покоях Леспинас, а потом переходили в гостиную. Но однажды маркиза вышла раньше и увидела, что собрались у Лес-пинас и прекрасно общаются те, кто входил в ее ближнее окружение (Даламбер, Шателю, Тюрго, Мармонтель и др.). Она восприняла это как предательство и оскорбление, никогда не простив этого Леспинас. Последняя была вынуждена покинуть маркизу дю Деффан. А многие друзья маркизы, сочувствуя молодой девушке, перешли в ее круг, покинув салон дю Деффан18.

Салону Деффан остались верны Эно, Монтескье, Вольтер, остальные во главе с Даламбе-ром выбрали общество мадмуазель де Леспинас. Состав салона дю Деффан вскоре совсем изменился: умер Монтескье, умер президент Эно, места философов стали занимать родственники хозяйки, принадлежавшие к высшей знати. Так с 1764 г. по 1780 г. ее салон становился все более и более аристократическим19.

Маркиза дю Деффан так описывала в письме близкому другу один октябрьский вечер 1766 г. и отношение к высшему обществу: «Я восхищалась вчера вечером многочисленным обществом, которое было у меня; мужчины и женщины красиво одеты, уезжают и приезжают, говорят и смеются бездумно, без размышления, без чувств; каждый играет свою роль по привычке: мадам герцогиня д'Эгийон, кажется, вот-вот лопнет от смеха, мадам де Форкалькье делает вид, что всех презирает, а мадам Ла Валльер наоборот злится на всех. Мужчины также играют не лучшие роли»20.

По письмам мадам дю Деффан к ее английскому другу Хорасу (Горацию) Уолполу можно проанализировать круг посетителей ее салона: «Я ужинала с моими дамами Ла Валльер, Эгий-он, Форкалькье, Крюссоль, господами Броглио, Пондевей, Уолпол, Кретц, вашей племянницей (мадам Шольмонделей), Санадоном. В середине этого ужина возвратилась маркиза де Буффлэ, которая не хотела оставаться у мадам графини де Ла Марш, потому что весь Пале-Руайль при-

ходил сюда»21. В другом письме она пишет: «Я довольна друзьями, или, чтобы сказать более справедливо, знакомыми. Когда я давала ужин в субботу, ко мне приходили мадам д'Эгийон, Мирепуа, маркиза де Буффлэ, Крюссоль; господа Бофремон, Пондевей, его отправил Палатин и ваш кузен, который мне выразил дружбу; я его нашла умным, с большим сердцем и большой искренностью»22.

В октябре 1780 г. в Литературной корреспонденции была написана заметка о смерти маркизы дю Деффан: «она умерла 24 сентября 1780 г. в возрасте 84 лет. Общество, уже не находилось больше у нее, но без него она не могла обходиться даже в свою крайнюю старость. И после 80 лет она выезжала на званые обеды почти каждый день и бодрствовала до 3-4 часов утра. Ее лучшие друзья, Люксембург, Шуазель и Камбиз»23.

Маркиза дю Деффан, потерявшая зрение, смогла создать блестящий салон своего времени, который прославил ее в истории, запомнился современникам как общество, где одновременно можно встретить и принца крови, и генерального откупщика, и литератора с философом, каждый из которых обладал талантом, вместе они и создавали славу салону.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 MeltonJ. Van Horn. The Rise of the Public in Enlightenment Europe. Cambridge University Press, 2001. Р.197.

2 Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. В. Ферроне и Д. Роша. М.: Памятники истор. мысли, 2003. С.259-261.

3История женщин на Западе. В V тт. Т.III. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; Под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж. СПб.: Алетейя, 2008. С.431. 4 Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers / par une société de gens de lettres; mis en ordre et publié par M. Diderot,... et quant à la partie mathématique, par M. d'Alembert. Paris: Éd. Briasson, David, Le Breton, S. Faulche, 1751-1765. Т.4 C-D; Idem. Т.14. R-Sem; Grand dictionnaire universel du XIXe siècle: français, historique, géographique, mythologique, bibliographique... T.14. S-TESTA / par M. Pierre Larousse. Paris: Éd. Administration du grand Dictionnaire universel,

1875. Р. 137-139; Larousse P. Larousse universel en 2 volumes: nouveau dictionnaire encyclopédique. T.1 / Paris: Éd. Larousse, 1922. Р.614.

5 Lettres de la marquise du Deffand а Horace Walpole (17661780). 3 tt. T.1. Londres: Methuen et Cie, 1812. P.XXXIV-XXXV.

6 Soboul A., Lemarchard G., Fogel M. Le siècle des Lumières. T.1. L'essor (1715-1750). P.: Predde universaites de France, 1997. P.604.

7 Craveri B. Madame du Deffand y su mundo. Madrid, Siruela: Biblioteca de encayo, 2005. P.45.

8 Lettres de la marquise du Deffand а Horace Walpole T.1. P.XXXVI-XXXVIII.

9 Craveri B. Op. cit. P.71.

10 Herpin L. Le président Hénault et madam du Deffand. La cour du régent, la cour de Louis XV et de Marie Leczinska. P.: Calman Lévy, éd., 1893. Р.300-301. Р.305.

11 MarmontelJ.-F. Mémoires de Marmontel. 3 vol. T.2. Paris: Librairie des bibliophiles, 1891. Р.231.

12 Melton J. Van Horn Op. dt. Р.205.

13 Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М.: Искусство, 2001. С.171.

14 Lettre de Montesquieu а madam de marquise du Deffand. De Brede, le 12 aût 1752 // Montesquieu, Ch.-L. de Oeuvres complètes de Montesquieu. Paris: Éd. L. de Bure, 1834. Р.671.

15 M. de Voltaire а madam la marquise du Deffand, 12 juillet 1770 // Correspondance complète de la marquise du Deffand avec ses amis: le président Hénault, Montesquieu, d'Alambert, Voltaire, Horace Walpole. 2 t. T.2. P.: H. Plon, Imprimeur-éditeur, 1865. Р.77.

16 Melton J. Van Horn. Op. dt. Р.206.

17 Bled V. Du La société française du XVIe siècle au XXe siècle. Amateurs et artistes, manieurs d'argent et fermiers généraux, femmes et salons du XVIIIe siècle, la société polie pendant le règne de Louis XVI, figures de favorites, la vie mondaine de 1789 а 1793. Paris: éd. Perrin, 19001913. Р.162-163.

18 MarmontelJ.-F. Mémoires de Marmontel. 3 vol. T.2. Р.232-233; Craveri B. Op. cit. P. 159-161.

19 Bluche Fr. La noblesse française au XVIII s. P.: Hachette, 1995. Р.231.

20 De du Deffаnd а monsieur Horace Walpole. Lundi, 20 octombre 1766 // Lettres de la marquise du Deffand а Horace Walpole (1766-1780). 3 tt. T.1. Р.41.

21 Lundi, 1 février 1770 // Lettres de la marquise du Deffand а Horace Walpole, depuis comte d'Orford, écrites dans les années 1760 a 1780, auxquelles dont sointes des lettres de madam du Deffand а Voltaire, écrites dans les années 1759 a 1775. Т.2. Р.14.

22 Mercredi, 9 janvier 1771 // Ibid. Р.122.

23 Correspondance littéraire, philosophique et critique de Grimme et Diderot. T.10. 1778-1781. P.: Ch. Furue, Libraire, 1830. Р.349-350.

MARQUISE DU DEFFAND AND HER SALON

© 2014 E.A. Koutseva

Volga Region State Social-Humanitarian Academy, Samara

The article is devoted to the one of the famous women in the France of XVIII century, marquise du Deffand, who succeeded in creating a salon in Paris, which had became famous thanks to mixed intellectual community of philosophers, aristocracy, writers, and to actual themes which were discussed by the guests. For 30 years, the marquise du Deffand maintained the fame and popularity of her salon.

Key words: marquise du Deffand, society of duchesse du Maine in Sceaux, salon of the Sent-Joseph abbey at the Rue Sent-Dominique, philosophers, enlighteners.

Elena Koutseva, Associated Professor, Department of World History and Educational Methodic. E-mail: eakuceva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.