Научная статья на тему 'Античные "кружки друзей" и французские салоны периода Нового времени: сравнительная характеристика'

Античные "кружки друзей" и французские салоны периода Нового времени: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / CLASSICAL ANTIQUITY / НОВОЕ ВРЕМЯ / ФОРМА ОБЩЕНИЯ / FORM OF COMMUNICATION / КРУЖОК ДРУЗЕЙ / CIRCLE OF FRIENDS / САЛОН / SALON / АСПАЗИЯ / ASPASIA / ПЕРИКЛ / PERICLES / СЦИПИОН ЭМИЛИАН / ГАЙ МЕЦЕНАТ / GAIUS MAECENAS / EARLY MODERN PERIOD / SCIPIO AEMILIANUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носко К.Г.

В статье рассматриваются сообщества друзей Древней Греции и Рима, а также салоны Франции как традиционные формы общения античности и Нового времени. Изучаются античные частные кружки и французские салоны, определяются особенности их деятельности, анализируются схожие и отличительные черты их развития, характеризуются наиболее популярные и влиятельные социальные объединения античного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIQUE "CIRCLES OF FRIENDS" AND FRENCH SALONS OF THE EARLY MODERN PERIOD: COMPARATIVE CHARACTERISTICS

This article discusses the friends' community of ancient Greece and Rome, as well as the salons of France as traditional forms of communication of the Classical antiquity and the Early modern period. We study the ancient private circles and the French salons, define the characteristics of their activities, analyze the similarities and distinctive features of their development, give characteristics to the most popular and influential social association of the Classical antiquity.

Текст научной работы на тему «Античные "кружки друзей" и французские салоны периода Нового времени: сравнительная характеристика»

D.G. Larionov

(Candidate of Historical Sciences) Belarusian State University (Minsk, Republic of Belarus) e-mail - dglarionova,yandex.ru THE MODERNISM-TRADITIONALISM CONTROVERSY WITHIN THE CATHOLIC CHURCH (19th - EARLY 21st CENTURY)

Annotation. The strife between the two tendencies within the Catholic Church - the Modernism and the Traditionalism has been analyzed in the article. The reasons caused strengthening of the Modernists in the 20th century are revealed. The official Vatican role in transformation of the Church value system is discussed. The fact that nowadays the Traditionalists have become the marginalized minority is noted.

Keywords: Catholic Church, Vatican, Catholic Traditionalism, Catholic Modernism, Vatican Council II, Liberation Theology.

Поступила в редакцию 27.04.2016 г.

УДК 94(37+38+(4+7))

К. Г. Носко

(аспирантка кафедры всемирной истории) Донецкий национальный университет (г. Донецк, ДНР) e-mail: karina-psyola yandex. ru

АНТИЧНЫЕ «КРУЖКИ ДРУЗЕЙ» И ФРАНЦУЗСКИЕ САЛОНЫ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. В статье рассматриваются сообщества друзей Древней Греции и Рима, а также салоны Франции как традиционные формы общения античности и Нового времени. Изучаются античные частные кружки и французские салоны, определяются особенности их деятельности, анализируются схожие и отличительные черты их развития, характеризуются наиболее популярные и влиятельные социальные объединения античного времени.

Ключевые слова: античность, Новое время, форма общения, кружок друзей, салон, Аспазия, Перикл, Сципион Эмилиан, Гай Меценат.

Переосмысление ценностных ориентиров современного общества делает актуальным изучение лучших форм духовной жизни прошлых веков. Потребность в интеллектуальном общении, которое отличается камерностью, а также возможностью самосовершенствования, побуждала людей к поиску путей и форм её реализации. В античном мире возникли и получили широкое распространение разного рода социальные объединения, среди которых можно выделить следующие типы: социально-политические (сообщества или кружки друзей, гетерии), философские (кружок Сократа, Платоновская Академия, Аристотелевский Ликей), религиозные (фиасы) и религиозно-профессиональные. Общественная жизнь средневековья характеризуется деятельностью цеховых товариществ, братств и светских сообществ. Принадлежать к тому или иному из них значило занимать определённое место в свете. В эпоху Возрождения появляется бурный интерес к античности. Возникают новые виды социальных сообществ, которые, как правило, использовали формы

общественной организации, характерные для античного периода. Так, заимствование традиционных форм общения древних греков и римлян привело к появлению салонов, нового явления общественно-политической и культурной жизни Франции XVП-XIX вв. Степень же заимствования нам и предстоит определить далее.

В научной литературе данная проблема мало представлена. Отсутствует фундаментальное исследование о возникновении и развитии традиционных форм социального общения. Изучение деятельности различных социальных объединений проводится, как правило, в рамках одного исторического периода. Основное внимание уделяется исследованию античных политических кружков (работы Г. Бюттнера, В. Фишера [1]), а также религиозных и религиозно-сценических союзов (работы П. Фукара, О. Людерса, Ф. Поланда, Ю. Б. Устиновой). Комплексную оценку альтернативных родовым социальных сообществ эпохи античности (по материалам Древней Греции) в своей работе представил коллектив авторов в составе Э. Д. Фролова, Е. В. Никитюк, А. В. Петрова и А. Б. Ширниной [2]. Специальные исследования о древнеримских общественных объединениях, в отличие от древнегреческих, малочисленны. Общую характеристику традиционных форм общения римлян даёт в своей статье К. В. Вержбицкий [3]. Отдельные социальные объединения Древнего Рима рассматривают в своих монографиях Н. Н. Трухина [4], М. фон Альбрехт [5], Д. Дилите [6], В. С. Дуров [7] и К. Куманецкий [8]. Условия возникновения, деятельность и значение французских салонов Нового времени рассматривают в своих монографиях М. Гужи-Франсуа [9], А. Лилти [10], А. Мартен-Фюжье [11].

Источниковая база исследования представлена историческими трудами (Плутарх, Аристотель, Гай Светоний Транквилл), произведениями художественной литературы (Вергилий, Гораций, Марциал), а также эпистолярными источниками (мемуары, дневники, письма хозяев салонов и их гостей).

Цель данной статьи - проанализировать деятельность социальных сообществ Древней Греции и Рима, а также Франции периода Нового времени, выделить их сходные и отличительные черты.

В период античности широкую популярность получили частные кружки, своего рода неформальные объединения образованной публики. Эти сообщества имели сходные черты с салонами, появившимися во Франции в XVII в., и достигшими наивысшего расцвета в XVIII - первой половине XIX вв.

Прежде всего, частные кружки, как и салоны, являлись формой человеческого общения, характерной для определенного исторического периода: античности и Нового времени. Отличительными чертами данной формы общения выступали камерность, эстетическая и общефилософская направленность, возможности самосовершенствования и самореализации.

Подобного рода сообщества составляли друзья, регулярно собирающиеся в частном доме для обсуждения литературных, философских и политических вопросов. Как правило, эти собрания соединялись с застольем.

В Древней Греции встречи членов кружка проходили на мужской половине дома (мегарон, андрон). Женщина не имела права принимать участия, как в трапезах, так и собственно в сопровождавших их беседах (симпосионах). В отличие от Древней Греции, характерной чертой древнеримских собраний, как и французских салонных встреч, служило присутствие на них женщин. Следует отметить, что и в первом, и во втором случае речь идёт о полноправных гражданках. Когда собирались одни мужчины, то они рассуждали и спорили, а в присутствии дам им прихо-

дилось «болтать». Сенека даёт характеристику этой болтовни, затрагивающей всё и не исчерпывающей ничего, легко перескакивающей с предмета на предмет. При этом много времени посвящали разговорам о сущности человеческой натуры. Этот интерес к самонаблюдению объяснялся привычкой жить в постоянном соприкосновении друг с другом [12, с. 243].

Главным занятием во время данных собраний выступали беседы на определённые темы из области литературы, искусства, философии, политики. Важно отметить, что в античности отсутствовала чёткая направленность отдельных частных кружков, поскольку на собраниях обсуждались вопросы, относящиеся к различным областям знаний. Французские же салоны мы можем классифицировать, исходя из сферы интересов, следующим образом: литературно-музыкальные (салоны мадам де Рамбуйе, М. Скюдери, маркизы дю Деффан), философско-литературные (сообщества М. Жоффрен, Л. Д'Эпине, Ж. де Леспинас) и общественно-политические (салоны герцогини дю Мэн, баронессы де Тансен, мадам Ролан).

Большой интерес участники как античных кружков, так и французских салонов проявляли к литературе. Особую популярность получили поэтические произведения, целью которых было развлекать избранное общество. В Древнем Риме, например, в них воспевались музыка, танцы, азартные игры (кости, шахматы), плаванье, рыбная ловля, гостеприимство [12, с. 243]. Во время салонных встреч заслушивались и обсуждались литературные произведения не только известных писателей, но и новичков. Достаточно подробный рассказ о чтении своей трагедии «Аристомен» в салоне мадам де Тансен оставил в мемуарах Мармонтель [13, с. 232-233]. Таким образом, салоны формировали моду на те или иные произведения и их авторов.

В беседах и спорах на этих собраниях часто затрагивались вопросы политики. Как правило, эти разговоры имели фрондирующий характер. Ценным считалось умение остроумно высмеять своего ближнего. Даже высшие государственные чиновники не составляли исключения. Поэтому шутки в адрес последних могли иметь негативные последствия для их авторов. Так, претор Антистий был подвергнут изгнанию за оскорбительные для Нерона стихи, которые он прочёл на одном из пиров [12, с. 241-242].

Социальный состав участников античных кружков разнообразен. Можно выделить следующие их типы: гражданские, то есть включавшие только граждан, чужеродные, состоящие из людей чуждого для данного общества происхождения (например, метеки или перегрины), и смешанные, когда в сообщество входили как граждане, так и неграждане (например, вольноотпущенники). Салонные же встречи отличались элитарностью, поскольку их посещали, как правило, представители аристократического и буржуазного сословий.

В кружках и салонах сложились определенные правила поведения, общения и речи. Следить за ходом беседы, направляя её и не допуская крайностей, должен был хозяин сообщества. Требования к разговору во время встреч формулирует в своем труде «Моралии» Плутарх. Они сводились к двум основным пунктам: непринужденность и остроумие. Так, предмет вопроса должен быть знаком для собеседника и связан с его положительным опытом, ведь «людям тягостно, если их спрашивают о том, чего они не знают» [14, с. 71], а ответ - изысканным (то есть содержать что-то новое для окружающих), вызывать у слушателей похвалу, благорасположение и уважение. Также высоко ценилось умение искрометно шутить. Важно, чтобы шутка была уместной, то есть пришлась кстати в обстановке общего

разговора, в ответ на чей-либо вопрос или насмешку, а не оказалась заранее приготовленной. О мере в смешном нам сообщает Аристотель: «Те, кто в смешном переступают меру, считаются шутами и грубыми людьми, ибо они добиваются смешного любой ценой и скорее стараются вызвать смех, чем сказать [нечто] изящное, не заставив страдать того, над кем насмехаются. А кто, не сказавши сам ничего смешного, отвергает тех, кто такое говорит, считается неотёсанным и скучным. Те же, кто развлекается пристойно, прозываются остроумными» [15, с. 24].

Как правило, конкретный салон или кружок носил имя его владельца, реже семьи. Основные функции хозяев сообществ, чаще всего мужских по своему составу, заключались в подборе гостей, обдумывании тем для бесед на определённый вечер, наблюдении за их ходом. В отличие от собраний античности, ведущие позиции во французских салонах Нового времени занимали женщины. Именно они, выделяясь своим умом, красноречием, манерами, выступали хозяйками салонных встреч.

В истории Древней Греции и Рима можно выделить наиболее популярные и авторитетные частные кружки, которые впоследствии выступили образцами организации общественного досуга для следующих поколений. О них и пойдёт речь далее.

В V в. до н.э. в доме гетеры Аспазии в Афинах собирались выдающиеся деятели искусств и политики. Аспазия была родом из ионийского города Милета. Существует несколько версий того, как она попала в Афины. Согласно одной из них, приехала вместе с отцом, купцом Аксиохом [16, с. 213]. В другой говорится, что её в раннем детстве похитили и увезли в Мегару или Коринф. Здесь она жила в качестве невольницы. Позже привлекательная и умная девушка очаровала богатого афинянина, который выкупил её, и она оказалась на свободе. Есть также и третья версия, по которой Аспазия, пережившая в детстве трагедию своего родного города Милета, связанную с войной, совершила морское путешествие в Афины, духовный центр эллинского мира по тем временам [17, с. 47].

Плутарх характеризует Аспазию как красивую, образованную, красноречивую девушку, которая имела авторитет в философских и этических вопросах [16, с. 213]. Благодаря уму этой девушки, а также манерам, умению вести разговор и спорить, собрания, проводившиеся в её доме, стали широко популярны в Афинах. Подтверждением может служить круг её гостей: политик Перикл, драматурги Софокл и Еврипид, философы Анаксагор, Сократ, Зенон, Протагор, врач Гиппократ, скульптор Фидий и другие. Во время собраний обсуждался широкий спектр проблем политики, философии, искусства, семьи и брака, образования, научных истин.

Вскоре, после женитьбы Аспазии и Перикла встречи начали проводиться в доме последнего. Именно в это время наблюдается рост влияния и авторитета этого кружка в афинском государстве, вследствие исходивших от его членов новых интеллектуальных веяний, социальных и политических инициатив, строительных и художественных проектов.

В истории Древнего Рима также известно подобного рода общественное явление. В середине II в. до н.э. центром культурной жизни Рима был кружок Сципиона. Публий Корнелий Сципион Эмилиан - известный римский полководец и государственный деятель. В 146 г. до н.э., будучи консулом, он захватил и разрушил Карфаген (за что получил прозвище Африканского), завершив III Пуническую войну. В 133 г. до н.э., Сципион Эмилиан, будучи вторично консулом, подавил восстание нумантинцев и закрепил Испанию за Римом.

Кружок состоял из людей единомышленников, связанных общими духовными интересами (прежде всего, к греческой культуре). В нём не допускались отношения первенства и подчинения ни по рангу, ни по возрасту, ни по таланту [18, с. 49]. Членами этого сообщества друзей были представители высшей римской знати: Гай Лелий, Луций Фурий Фил, Маний Манилий, Спурий Муммий, Квинт Элий Тубе-рон, Публий Рутилий Руф, а также римские и греческие литераторы: автор комедий Теренций, сатирик Луцилий, историк Полибий, философ Панетий.

Первоначально центральной темой бесед на встречах кружка была литература. Однако после приезда в Рим Диогена Вавилонского в составе делегации трёх философов (155 г. до н.э.) члены сципионовского сообщества образовали штаб римских стоиков. Интерес вызывали и политические вопросы. Во второй половине 50-х гг. в их среде была выработана оригинальная апология римской государственной системы. В её основе лежало учение о справедливом равновесии авторитетов сената, магистратуры и народного собрания, воплощавших принципы аристократического, монархического и демократического правления. Как показало будущее, теория равновесия властей нашла отражение в их политической практике [4, с. 121].

В I в. до н.э. во дворце на Эсквилинском холме, который принадлежал известному государственному деятелю Гаю Меценату, проводились литературные собрания. Гай Цильний Меценат происходил из древнего рода Лукумонов этрусского города Арреции, из привилегированного сословия всадников. Имея промонархические взгляды, он поддержал во время гражданской войны Октавиана - будущего императора Августа. Благодаря тому, что Меценат владел талантом легко решать проблемы, с которыми сталкивался император (помогал успокаивать народные волнения, раскрывать заговоры, в частности, Эмилия Лепида, находить общий язык с оппонентами, например, с Марком Антонием), он быстро стал ближайшим другом, советником и помощником Октавиана Августа, фактически, вторым лицом в государстве, не занимая при этом никакой государственной должности. На время своего отсутствия в Риме (в 36-33 и 31-29 гг. до н.э.) Октавиан оставлял его вместо себя.

Постоянными участниками собраний в доме Гая Мецената были знаменитые поэты Вергилий, Гораций, Проперций, Варий Руф, Домиций Марс. Он создал условия деятелям культуры для свободного творчества, покровительствовал им и материально поддерживал. Так, Вергилий в 40 г. до н.э. благодаря Меценату получил обратно своё отцовское имение [19, с. 237]. Горацию он подарил своё сабинское поместье [20, с. 297]. Марциал также упоминает, что Домиций Марс обогатился за его счёт [19, с. 237]. В ответ поэты с благодарностью вспоминают о Меценате в своих стихах. Вторую книгу «Георгики» Вергилий сочинил в честь Мецената [21, с. 238] и по его настоятельному совету: «Ты, Меценат, повелел нелегкое выполнить дело» [22, с. 105]. Проперций посвящает Меценату вторую книгу своих стихов. Гораций адресует ему оды и послания: «Зачем томишь мне сердце тоской своей?// Так решено богами и мной самим:// Из нас двоих умру я первым,// О Меценат, мой оплот и гордость» [23, с. 117].

М. фон Альбрехт считает, что Гай Меценат поддерживал поэтов, которые уже приобрели известность в области литературы, но при этом их происхождение не имело для него существенного значения [5, с. 710]. «Нет! Ты орлиный свой нос задирать перед теми не любишь// Кто неизвестен, как я, сын раба, получившего во-

лю!» [20, с. 264], «... и не на знатность глядит, а на жизнь и на чистое сердце...» [20, с. 265].

Вергилий, сын мелкого крестьянина, попал под покровительство Мецената уже после написания «Буколик». Светоний указывает: «Буколики, явившись в свет, имели такой успех, что даже певцы нередко исполняли их со сцены » [21, 239]. Также, уже будучи известными, членами кружка стали Гораций (сын вольноотпущенника), Проперций, Варий Руф и Домиций Марс.

Во время собраний обсуждались, в основном, литературные вопросы, зачитывались новые произведения. Гай Меценат предоставил поэтам достаточную свободу творчества, и его указания по поводу тем произведений были скорее пожеланиями, чем приказами. Он пробовал себя и в поэзии, как автор небольших стихотворений, и в прозе, описывая предметы естественной истории. Однако слог его был изнеженный, изысканный, необыкновенный, переходил в искусственность и вычурность, изобиловал умилительными и кудрявыми словами, и потому был неестественен и непонятен [24, с. 186].

Таким образом, рассмотрев деятельность частных кружков античности и французских салонов периода Нового времени можно выделить их сходные и отличительные черты. К числу сходств относятся: место проведения собраний (частный дом влиятельного и уважаемого человека), особая роль хозяина или хозяйки сообщества в организации его деятельности и подборе гостей, специфические занятия (общение на определенные темы из области литературы, искусства, философии, политики), а также комплекс правил поведения, общения и речи, выработанный во время встреч. Отличия же связаны, прежде всего, с дифференциацией французских салонов в зависимости от сферы интересов их членов (в связи с этим принято выделять литературно-музыкальные, философско-литературные и общественно-политические типы), исключительной ролью женщин, выступающих в качестве хозяек салонов, а также камерным, элитарным характером салонной культуры. Наличие широкого круга сходных черт в деятельности частных кружков и салонов указывает на реальный факт заимствования аристократическими кругами Франции периода Нового времени, увлечёнными античным наследием, традиционных форм общения древних греков и римлян. Отличия же свидетельствуют о дальнейшем развитии и совершенствовании этих форм в условиях новых социальных, политических и культурных реалий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Vischer W. Die oligarchische Partei und die Hetairien in Athen. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://books.google.com.ua/books?id=nG5SAAAAcAAJ&pg=PA30&dq=1.%09.

2. Фролов Э. Д. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2002. - 320 с.

3. Вержбицкий К. В. Традиционные формы общения у римлян и оппозиция Юлиям-Клавдиям// Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - Выпуск 2. - С. 104-107.

4. Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 183 с.

5. Альбрехт М. История Римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи: В 3 тт. - М.: Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 2004. - Т. 2. -1390 с.

6. Дилите Д. Античная литература: Пер. с лит. Н. К. Малинаускене. - М.: Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 2003. - 488 с.

7. Дуров В. С. История Римской литературы. - СПб.: Филологич. фак-т Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 624 с.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.

- 456 с.

9. Gougy-François M. Les Grands salons féminins. - Paris: Debresse, 1965. - 190 p.

10. Lilti A. Le Monde des salons. Sociabilité et mondanité à Paris au XVIIIe siècle. - Paris: Fayard, 2005. - 568 p.

11. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь или как возник «весь Париж»: Пер. с фр. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 480 с.

12. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян: Пер. с фр. - СПб.: Алетейя, 1995. -598 с.

13. Memoires de Marmontel: En 3 tt. - Paris: Librairie des bibloophiles, 1891. - T. 1. - 297 p.

14. Плутарх. Моралии: Пер. с греч. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 1119 с.

15. Аристотель. Никомахова этика/ Пер. Н. Брагинской - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1997. - 494 с.

16. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Пер. с греч. В 3 тт./ Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. - М. : Изд-во АН СССР, 1961. - Т. 1. - 507 с.

17. Ботвинник М. Н., Рабинович М. Б., Стратановский Г. А. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М.: Просвещение, 1988. - 166 с.

18. Цицерон М. Т. Письма: В 3 тт./ Пер. с лат. В. О. Горенштейна - М.: Ладомир, 1994. -Т. 2. - 502 с.

19. Марциал М. В. Эпиграммы/ Пер. с лат. Ф. Петровского. - М.: Художественная литература, 1968. - 488 с.

20. Гораций К. Ф. Сатиры// Оды, эподы, сатиры, послания: Пер. с лат. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 245-317.

21. Светоний Г. Т. Вергилий// Жизнь двенадцати цезарей: Пер. с лат./ Отв. ред. С. Л. Утченко. - М.: Наука, 1964. - С. 237-241.

22. Вергилий. Георгики// Буколики. Георгики. Энеида: Пер. с лат. - М.: Художественная литература, 1979. - С. 90-224.

23. Гораций К. Ф. Оды// Оды, эподы, сатиры, послания: Пер. с лат. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 43-213.

24. Сенека. Нравственные письма к Луцилию/ Пер. с лат. С. А. Ошеров - М.: Наука, 1977.

- 383 с.

K. G. Nosko

(Postgraduate at the Department of World History) Donetsk National University (Donetsk, Donetsk People's Republic) e-mail: karina-

psyol ayandex. ru

ANTIQUE «CIRCLES OF FRIENDS» AND FRENCH SALONS OF THE EARLY MODERN PERIOD: COMPARATIVE CHARACTERISTICS

Annotation. This article discusses the friends' community of ancient Greece and Rome, as well as the salons of France as traditional forms of communication of the Classical antiquity and the Early modern period. We study the ancient private circles and the French salons, define the characteristics of their activities, analyze the similarities and distinctive features of their development, give characteristics to the most popular and influential social association of the Classical antiquity.

Key words: the Classical antiquity, The Early modern period, form of communication, circle of friends, salon, Aspasia, Pericles, Scipio Aemilianus, Gaius Maecenas.

В редакцию поступила 31 мая 2016 г.

УДК 130.2:316722(520)

А. В. Семёнова

(аспирантка кафедры философии) Донецкий национальный университет (г. Донецк, ДНР) e-mail: jus. shima@gmail. com

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ

Аннотация. В данной статье речь идёт о традиционализме, который рассматривается, как важнейшая черта характера японской нации. Показано, что несмотря на проходящие в современном мире процессы модернизации и глобализации, японцам удалось сохранить нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений. Автор статьи демонстрирует это на примере отношений в коллективе, отношения к работе и семье, этикета общения.

Ключевые слова: традиция, традиционализм, преемственность, Япония, глобализация, менталитет.

Особенности национального характера любой этнической общности по своей природе социальны. «Своеобразие условий жизни каждого народа, - как справедливо отмечает Н. Джандильдин, - специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определённый оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т. е. то, что даёт ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов» [1, с. 90].

В современном глобализирующемся мире происходят значительные изменения в социокультурной сфере, которые не могут не влиять на национальные культуры, в том числе и японскую, главная особенность которой заключается в том, что в ней гармонично соединились традиции Востока и новации Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.