Научная статья на тему 'Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития'

Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1332
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обязательная маркировка товаров / государственный контроль / контрафактная продукция / идентификационные знаки / предпринимательская деятельность / цифровая экономика / центр развития перспективных технологий / mandatory labelling goods / state control / counterfeit products / identification marks / entrepreneurship / digital economy / center for the development of advanced technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писанкова Валентина Александровна, Хохлова Полина Владимировна

Исследование посвящено анализу становления российской системы маркировки товаров средствами идентификации и перспектив ее развития. Показана последовательность расширения системы маркировки и развития национальной системы цифровой маркировки «Честный ЗНАК». Проанализированы эффекты от ее использования для государства, потребителя и предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Писанкова Валентина Александровна, Хохлова Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labelling Goods: Current State and Development Prospects

The study is devoted to the analysis of the formation of the Russian system of labelling goods by means of identification and the prospects for its development. The sequence of expansion of the marking system and the development of the national digital marking system “Honest SIGN” is shown. The effects of its use for the state, the consumer and the entrepreneur are analyzed.

Текст научной работы на тему «Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития»

УДК 346.544.44

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-185-188

В. А. ПИСАНКОВА, П. В. ХОХЛОВА

Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития

Исследование посвящено анализу становления российской системы маркировки товаров средствами идентификации и перспектив ее развития. Показана последовательность расширения системы маркировки и развития национальной системы цифровой маркировки «Честный ЗНАК». Проанализированы эффекты от ее использования для государства, потребителя и предпринимателя.

Ключевые слова: обязательная маркировка товаров, государственный контроль, контрафактная продукция, идентификационные знаки, предпринимательская деятельность, цифровая экономика, центр развития перспективных технологий.

V. A. PISANKOVA, P. V. KHOKHLOVA

Labelling Goods: Current State and Development Prospects

The study is devoted to the analysis of the formation of the Russian system of labelling goods by means of identification and the prospects for its development. The sequence of expansion of the marking system and the development of the national digital marking system "Honest SIGN" is shown. The effects of its use for the state, the consumer and the entrepreneur are analyzed.

Keywords: mandatory labelling goods, state control, counterfeit products, identification marks, entrepreneurship, digital economy, center for the development of advanced technologies.

В современных условиях важнейшим направлением развития торговли становится внедрение систем отслеживания перемещения товаропотоков. Такие системы дают возможность контролировать движение товара от создания до потребления и способствуют искоренению рынков фальсифицированных и контрабандных товаров. Актуальность проблемы определила цель исследования - анализ становления российской системы маркировки товаров средствами идентификации и перспектив ее развития.

Первые шаги для создания и полноценного функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации сделаны в 2016 году с изданием постановления Правительства РФ от 24.03.2016 № 235 «О проведении эксперимента

ПИСАНКОВА Валентина Александровна, студент экономического факультета Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

ХОХЛОВА Полина Владимировна, студент экономического факультета Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Ворона Анастасия Александровна, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры управления, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,

по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха"». В настоящее время организационная работа завершена, выбран единый оператор национальной системы цифровой маркировки «Честный ЗНАК» (далее - «Честный ЗНАК», система). Система разработана ООО «Центр развития перспективных технологий», созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

Принцип работы маркировки заключается в том, что для определенной единицы товара существует свой идентификатор в виде цифрового кода (Data Matrix код), который дает информацию о продукте и передвижении данного продукта. Цель маркировки состоит в упрощенном процессе контроля оборота товара и недопущения к продаже контрафактной и неоригинальной продукции. Функция генерирования кодов и выдачи по запросу производителей осуществляется лишь оператором системы. Система безопасности маркировки не допускает возможности подделать зашифрованные коды, а также пресекает процесс повторного использования, поскольку после списания товара или продажи конечному покупателю код маркировки выводится из оборота, что по факту является заключительным этапом существования кода. Маркировку можно характеризовать, как систему достаточно простую в использовании и исполнении. В 2020 г. стоимость маркировки составляла 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор [1].

После выпуска кода государство может отследить большую информацию о товаре. Например, к сведениям, которые поступают в информационную систему маркировки, можно отнести информацию о производителе и о процессе производства, импорте, всех передвижениях и др.

В 2021 г. маркировка товаров базируется на использовании контрольно-кассовый техники, которая онлайн представляет информацию о продаже товара оператору фискальных данных [1].

Список товаров, подлежащих маркировке, постоянно расширяется. С 1 июня

2019 г. обязательной маркировке подвергаются меховые изделия; с 1 июля 2019 г. -табачные изделия; с 1 января 2020 г. - все лекарственные средства; с 31 мая

2020 г. - велосипеды, обувь; с 1 октября 2020 г. - парфюмерная продукция и фотооборудование; с 1 ноября 2020 г. - шины; с 1 января 2021 г. - одежда и текстиль для дома [2].

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» определен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке на 2021 год. К ним относятся сигареты, обувь, одежда, парфюмерия, шины, домашний текстиль, фотооборудование. С 1 апреля 2021 г. введена обязательная маркировка питьевой воды, а с 1 июня - молочной продукции.

Планируется дальнейшее расширение списка товаров для обязательной маркировки. К 2024 г. система маркировки должна охватить всю потребительскую продукцию в России, должен быть создан национальный каталог, объединяющий информацию обо всех российских товарах. Намечено создание единой системы отслеживания товаров в рамках ЕАЭС.

Введение системы маркировки товаров оказало влияние на разные сферы национальной экономики и заинтересованные стороны.

1. Для государства внедрение системы оказало положительное влияние на цифровизацию экономики, увеличение части легальной продукции, становление эффективного государственного контроля, рост таможенных и налоговых платежей, возможность использовать онлайн статистические данные на уровне страны. В целом, если ранее нельзя было точно определить количество производителей и импортеров многих изделий, то сейчас процесс маркировки способствует созданию прозрачности рынка, а это повышает доверие населения к государству.

2. Для потребителей товаров плюсы от внедрения системы заключаются в надежности, уверенности в подлинности товара, а также в растущей информированности. Система позволяет через приложения сканировать коды и получать необходимую информацию о приобретенном товаре, а при обнаружении нарушений есть возможность подать жалобу онлайн. Такие приложения достаточно распространены, ими уже воспользовались более миллиона человек.

3. Для предпринимателей система повлияла положительно на темпы роста прибыли, минимизацию издержек, рост конкурентоспособности легального бизнеса, возможность отслеживания передвижения своей продукции [3].

По мере развития системы маркировки товаров происходит легализация рынка. Например, до 31 мая 2020 г. Discovery Research Group оценивала объем российского рынка обуви в 329 млн пар. Однако после введения обязательной маркировки обуви система «Честный ЗНАК» по запросу продавцов выпустила более 2 млрд кодов для маркировки обуви. Это показывает, как сильно был занижен объем отечественного рынка обуви.

Похожая ситуация наблюдается с табачной продукцией. В конце 2018 - начале

2019 г. табачные производители начали представлять в Федеральную налоговую службу сведения о максимальной розничной цене. с введением маркировки табачных изделий было выявлено на 30 % табачных производителей больше. Возможно эти компании продавали свою продукцию без акцизов и вынуждены были возобновить процесс подачи документов в Федеральную налоговую службу.

социально-значимый аспект маркировки товаров наиболее ярко проявился в фармакологической сфере. с начала функционирования системы - 1 января

2020 г. - зафиксировано значительное снижение оборота дорогостоящих медикаментов и контрабанды лекарственных препаратов (в 2,5 раза). BIOCAD заявляет, что нелегальный рынок онкологических препаратов снизился в 10 раз. В 2018 г., по сообщению DSM Group, на отечественном фармакологическом рынке цена более 400 препаратов снизилась, а сам рынок расширен более чем на 500 позиций препаратами стоимостью до 20 рублей [2].

Российская система маркировки товаров является уникальной в мире по сферам охвата и численность маркируемой продукции постоянно расширяется. Наиболее целесообразным, по мнению регулятора, является внедрение маркировки в сектор алкогольной продукции, поскольку на тот сектор приходится наибольшее количество контрафактной и недоброкачественной продукции [4]. К 2024 г. единую систему маркировки планирует распространить на товары из перечня минимальной потребительской корзины.

Дальнейшее развитие системы «Честный ЗНАК» связано с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». ООО «Центр развития перспективных технологий» вошел в состав наблюдательного совета АНо

«Цифровая экономика», унитарной некоммерческой организации, созданной для предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики Российской Федерации. Одной из целей этой организации является оказание поддержки социально-значимых идей и проектов цифровой экономики, помощь при взаимосвязи с бизнес-организациями, научно-образовательными и другими организациями, органами государственной власти. В результате этот шаг позволит расширить взаимодействие в сфере государственно-частного партнерства, будет способствовать выводу на мировой рынок российских инноваций, а ООО «Центр развития перспективных технологий» получит доступ к дополнительной актуальной информации о предпринимателях, реализующих продукцию на территории России, а также к новым идеям и перспективам развития [5].

Таким образом, исследование становления российской системы маркировки товаров средствами идентификации уже показало свою эффективность. Несмотря на отдельные заявления о трудоемкости и удорожании процессов, система продемонстрировала синергетический эффект, распространяющийся как на государство, так и другие заинтересованные стороны. «Честный ЗНАК» способствует становлению более эффективного государственного контроля, увеличению таможенных и налоговых поступлений в бюджет, снижает оборот нелегальных и недоброкачественных товаров, защищает потребителя, помогает предпринимателям легального бизнеса увеличить выручку и снизить издержки производства. Создание единого каталога российских товаров и использование система маркировки товаров будет способствовать формированию цифровизированной регуляторной среды не только в Российской Федерации, но и в рамках Евразийского экономического союза.

Список литературы

1. Обязательная маркировка товаров с 2019 года. URL: https://www.moysklad. ru/poleznoe/markirovka-tovarov (дата обращения: 12.03.2021).

2. Обязательная маркировка товаров «Честный ЗНАК». URL: https:// честныйзнак.рф (дата обращения: 12.03.2021).

3. Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития. URL: https://uvtc.su/stati/markirovka-tovarov (дата обращения: 12.03.2021).

4. Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы на 2021 год. URL: https://www.alta.ru (дата обращения: 12.03.2021).

5. Цифровая экономика России 24. URL: https://data-economy.ru (дата обращения: 12.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.