Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1776
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МАРКИРОВКА / КОНТРАФАКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / ИЗДЕРЖКИ / «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» / DIGITAL MARKING / COUNTERFEITING / BUSINESS SECTOR / COSTS / HONEST SIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Статья посвящена выявлению особенностей внедрения системы цифровой маркировки товаров в Российской Федерации, обозначены причины введения цифровой маркировки, преимущества и отрицательные стороны цифровой маркировки товаров. Отражены несколько групп проблем, которые связаны с внедрением системы цифровой маркировки товаров на современном этапе: высокая стоимость внедрения, что может быть экономически затратным для малого и средне -го бизнеса; убытки за счет нечитаемых кодов, так как такие товары будут подлежать списанию; дублирование функций системы аналогов. При анализе проблем автором статьи затрагивается вопрос организации цифровой маркировки товаров не только производящихся на территории Российской Федерации, но и за рубежом, поскольку будет необходимо определить: на кого лягут затраты по такой маркировке, как эти данные будут отражены в системах, каким образом будут туда заноситься. Проводится анализ издержек, с которыми столкнется предпринимательский сектор при внедрении системы цифровой маркировки товаров. На основе выявленных проблем в статье предлагаются методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF DIGITAL MARKING AND TRACEABILITY OF GOODS IN RUSSIA

The article is devoted to identifying the features of the introduction of a digital marking system for goods in the Russian Federation, the reason for the introduction of digital marking, the advantages and disadvantages of digital marking of goods are indicated. Several groups of problems are reflected that are associated with the introduction of a digital labeling system for goods at the present stage: the high cost of implementation, which can be economically costly for small and medium-sized businesses; losses due to unreadable codes, as such goods will be subject to write-off; duplication of functions of the analog system. When analyzing the problems, the author of the article touches on the issue of organizing digital marking of goods not only produced in the territory of the Russian Federation, but also abroad, since it will be necessary to determine: who will bear the costs of such marking, how these data will be reflected in the systems, how will they be entered there ... An analysis is made of the costs that the business sector will face when introducing a digital labeling system for goods. Based on the identified problems, the article proposes methods for their solution.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Doi 10.475776/2712-7516_2020_3_17 уДК 778.14

система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в российской

федерации

Аксенов Илья Антонович

кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир, e-mail: il_aks@mail.ru

Реферат. Статья посвящена выявлению особенностей внедрения системы цифровой маркировки товаров в Российской Федерации, обозначены причины введения цифровой маркировки, преимущества и отрицательные стороны цифровой маркировки товаров. Отражены несколько групп проблем, которые связаны с внедрением системы цифровой маркировки товаров на современном этапе: высокая стоимость внедрения, что может быть экономически затратным для малого и средне -го бизнеса; убытки за счет нечитаемых кодов, так как такие товары будут подлежать списанию; дублирование функций системы аналогов. При анализе проблем автором статьи затрагивается вопрос организации цифровой маркировки товаров не только производящихся на территории Российской Федерации, но и за рубежом, поскольку будет необходимо определить: на кого лягут затраты по такой маркировке, как эти данные будут отражены в системах, каким образом будут туда заноситься. Проводится анализ издержек, с которыми столкнется предпринимательский сектор при внедрении системы цифровой маркировки товаров. На основе выявленных проблем в статье предлагаются методы их решения.

Ключевые слова: цифровая маркировка; контрафакт; предпринимательский сектор; издержки; «честный знак».

udc 778.14

system of digital marking and traceability

of goods in russia

Aksyonov Ilya

Candidate of Economics, associate professor, Vladimir State University, Russia,

Vladimir, e-mail: il_aks@mail.ru

Abstract. The article is devoted to identifying the features of the introduction of a digital marking system for goods in the Russian Federation, the reason for the introduction of digital marking, the advantages and disadvantages of digital marking of goods are indicated. Several groups of problems are reflected that are associated with the introduction of a digital labeling system for goods at the present stage: the high cost of implementation, which can be economically costly for small and medium-sized businesses; losses due to unreadable codes, as such goods will be subject to write-off; duplication of functions of the analog system. When analyzing the problems, the author of the article touches on the issue of organizing digital marking of goods not only produced in the territory of the Russian Federation, but also abroad, since it will be necessary to determine: who will bear the costs of such marking, how these data will be reflected in the systems, how will they be entered there ... An analysis is made of the costs that the business sector will face when introducing a digital labeling system for goods. Based on the identified problems, the article proposes methods for their solution.

Keywords: digital marking; counterfeiting; business sector; costs; honest sign.

Борьба с контрафактом и повышение качества производимой и реализуемой внутри страны и за ее пределами продукции, опти-

мизация контроля импортно-экспортных операций являются приоритетными задачами в Российской Федерации в связи с высокими

объемами нелегальной продукции на рынке. Планируется разработка и внедрение на территории РФ системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, которая даст возможность проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе посредством мобильной связи.

В настоящее время прослеживается отчетливая тенденция: всех участников процесса маркировки товаров средствами идентификации можно условно разделить на сторонников маркировки, которые поддерживают идею маркировки и представляют ее как вид борьбы с контрафактом, и ее противников. По мнению сторонников маркировки, потребитель получит гарантию подлинности приобретаемой продукции. С помощью приложения на смартфоне он сможет узнать всю информацию о продукте, и в случае обнаружения подделки сообщить об этом в контролирующие органы. Производители повысят прозрачность взаимодействия с контрагентами, оптимизируют бизнес-процессы, что позволит им сократить транзакционные издержки.

Что касается противников маркировки, то они считают, что введение маркировки приведет к повышению расходов производителей и росту цен на товары, а также может поставить под угрозу исчезновения малый и средний бизнес в России.

В качестве одного из недостатков маркировки следует отметить высокий уровень затрат для бизнеса.

Возьмем, например, пищевую промышленность и посчитаем примерный объем затрат на внедрение цифровой маркировки в кондитерской отрасли.

По данным Росстата в 2019 году в России было произведено 3,6 миллиона тонн кондитерских изделий. Производителям пришлось бы промаркировать примерно 36 миллиардов упаковок данной продукции.

Первая статья расходов - средства идентификации.

Стоимость средств идентификации, которые необходимо закупить производителю у Центра развития перспективных технологий для маркировки 36 миллиардов упаковок, составит 18 миллиардов рублей год.

Вторая статья расходов - оборудование. Не стоит забывать, что производителям не-

обходимо будет приобрести специальное оборудование для нанесения меток и их считывания, а также выделить средства на его обслуживание и амортизацию. Например, совокупные затраты производителей и продавцов всей пищевой продукции составят не менее одного триллиона рублей в год.

Третья статья расходов - нечитаемые коды и списываемый товар. Во- первых, в настоящее время не существует достаточного количества принтеров и считывателей для производителей продовольственных товаров. Кроме того, современные линии фасуют и упаковывают сотни и тысячи единиц товаров в минуту, и скорость существующих принтеров не соответствует скорости фасовки, поэтому производителям придется снижать скорость работы линии для нанесения маркировки. Также в настоящее время современная техника не может гарантировать считывания информации с каждого нанесенного кода [1]. Если в настоящее время продавцы в магазинах могут вручную ввести нечитаемый штрих-код с упаковки товара, то система центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) такого не допустит: код может быть считан только посредством специального оборудования. В этом случае нечитаемый товар придется списать и в соответствии с оценками некоторых экспертов ежегодно придется списывать не менее 5% продукции с нечитаемыми штрих-кодами на сумму примерно 750 миллиардов рублей. Производители лекарственных препаратов уже столкнулись с ситуацией, когда персонал аптек не смог считать код с упаковки и занести товар в информационную систему. В итоге продукция не была реализована, а производитель понес убытки.

Таким образом, в силу больших затрат многие представители мелкого бизнеса, которые приобретают продукцию оптом у производителя и делят ее на розничные партии, не смогут покрыть расходы по маркировке, если они затронут большой перечень товаров, что может привести к их закрытию, и, как следствие, увольнению сотрудников и росту безработицы. Данная проблема является одной из самых серьезных, так как малый и средний бизнес - это существенная составляющая экономики Российской Федерации. Вследствие вышеописанных проблем возникает вопрос о компенсации убытков бизнеса,

и очевидным является то, что эти убытки понесут покупатели маркированной продукции, так как бизнес не может позволить себе работать в убыток. Следовательно, маркированная продукция вырастет в цене [3].

Что касается таможенного контроля маркированных товаров, то здесь тоже есть определенные проблемы. Одна из них заключается в том, что импортную продукцию, подлежащую обязательной маркировке, нужно маркировать до ввоза на территорию РФ.

Евразийской экономической комиссией было предложено вносить коды маркированных товаров в таможенную декларацию: участникам внешнеэкономической деятельности придется вписывать в графу 31 декларации на товары идентификационный код товара, а также код проверки. Подобное решение требует тщательной технической проработки. Если маркировке будет подвергаться каждая единица продукции, это потребует дополнительных трудозатрат. К примеру, в одном контейнере в среднем может быть размещено до 20 тысяч единиц среднегабаритной продукции. В первую очередь, необходимо определить: на кого лягут затраты по такой маркировке, как эти данные будут отражены в системах, каким образом будут туда заноситься.

Также недостатком работы системы является то, что она дублирует некоторые функции ее аналогов - Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), «Меркурия» Россельхоз-надзора и других. Так, с помощью ЕГАИС контролируется количество производимого алкоголя и табачных изделий, а налоговые органы имеют возможность точно рассчитывать и взыскивать акцизы. Система «Меркурий», в частности, позволяет отслеживать наличие недопустимых ингредиентов в молочной продукции. Следует отметить, что система ЦРПТ не планирует использовать эти данные, а станет формировать свои. Таким образом, действующие системы про-слеживаемости уже позволяют государству осуществлять налогообложение и ограждать потребителей от фальсификата [5].

Рассмотрим возможные пути решения ранее выделенных проблем.

Одним из путей решения проблемы высоких расходов при переходе на цифровую маркировку является бесплатное ее внедре-

ние за счет Центра развития перспективных технологий. Данная мера используется в настоящее время только производителями лекарств, которые успели вовремя подготовиться к маркировке с 1 января 2020 года.

Пилотный проект осуществлялся с февраля 2017 года по декабрь 2019 года, таким образом, на подготовку отрасли к маркировке и прослеживанию отводилось три года. Несмотря на это, небольшая часть компаний все же не успела корректно спланировать график внедрения. Для таких компаний запрет на выпуск немаркированных препаратов наступит в июле 2020 года. Те компании, которые интегрировались в систему и готовы к работе, будут получать цифровые коды до июля бесплатно. Данное решение, предложенное оператором ЦРПТ, который возьмет затраты на эти коды на себя, поддержано регулятором [2].

В настоящее время для лекарств категории 7 - высокозатратных нозологий - цифровая маркировка стала обязательной с 1 октября 2019 года. При этом компании, поставляющие препараты, предназначенные для лечения высокозатратных нозологий, зарегистрированы и с октября производят маркированную продукцию, плата за коды взимается. Оператор также предложил отменить платность для этой категории до конца июня 2020 года, чтобы не создавать искусственных преимуществ для других категорий лекарств в отрасли, это решение поддержало Правительство РФ. Таким образом, для того чтобы минимизировать убытки компаний целесообразным является предоставление возможности бесплатного перехода на цифровую маркировку производителям и других видов продукции.

С целью снижения издержек в пилотном проекте протестирована технология печати кода маркировки в типографии на этапе изготовления этикетки или упаковки. Выяснилось, что данная технология подходит для крупных и средних производителей, закупающих готовую упаковку. Для небольших компаний, фермеров и мелких производителей протестирована возможность использования термотрансферного принтера, стоимость которого составляет от 10 тыс. руб.

Для проблемы дублирования функций систем-аналогов решение удалось найти только для производителей молочной отрасли

посредством интеграции системы с системой ветеринарных сертификатов «Меркурий». Компании смогут работать и с системой «Честный ЗНАК», и с «Меркурием» по принципу одного окна на объединенной веб-платформе.

В качестве меры совершенствования целесообразным представляется распространить данные решения и на мелких производителей для того, чтобы снизить объем их затрат.

Таким образом, к недостаткам национальной системы маркировки относятся:

- высокая стоимость внедрения, что может быть экономически затратным для малого и среднего бизнеса;

- убытки за счет нечитаемых кодов, так как такие товары будут подлежать списанию;

- дублирование функций системы-анало-гов;

- затраты на маркировку импортной продукции, которая должна осуществляться до ввоза на территорию РФ.

Для совершенствования системы цифровой маркировки предлагается расширение мер по ее бесплатному внедрению для производителей других товарных групп, в частности, для малого и среднего бизнеса, для которых цифровая маркировка является значительной статьей расходов. Для того чтобы решить проблему дублирования данных с аналогичными системами в молочной отрасли предложена интеграция системы с системой ветеринарных сертификатов «Меркурий». Компании смогут работать и с системой «Честный ЗНАК», и с «Меркурием» по принципу одного окна на объединенной веб-платформе. Подобного рода решения следует искать и для других товарных групп.

Список литературы:_

1. Белоусов, Ю. Л. Маркировка товаров в таможенном деле на территории ЕАЭС / Ю. Л. Белоусов, А. О. Кор -пусова // Инновационная экономика и общество. - 2017. - № 2 (16). - С. 41-46.

2. Головкин, р. Б. Правовые аспекты цифровой идентификационной маркировки некоторых объектов и субъектов правоотношений / Р. Б. Головкин, О. А. Цыганова // Вестник Владимирского юридического института. - 2019. - № 3 (52). - С. 143-147.

3. Корсая, Д. Д. Цифровая экономика Российской Федерации: особенности внедрения национальной маркировки товаров // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 3 (104). - С. 180-183.

4. худжатов, М. Б. Анализ особенностей обязательной маркировки лекарственных препаратов, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. - 2020. - № 1 (27). - С. 63-75.

5. црПТ: затраты на маркировку одной единицы продукции составят от 0,1 до 4 копеек: итоговые документы. - URL: https://xn80ajghhoc2aj1c8b.xnp1ai/info/smi_o_nas/tsrptzatratynamarkirovku odnoyedinitsyproduktsii sostavyatot01do4kopeek/ (дата обращения: 02.04.2020). - Текст : электронный.

References:_

1. Belousov Yu. L., Korpusova A.O. Markirovka tovarov v tamozhennom dele na territorii YEAES, Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo, 2017, no. 2 (16), pp. 41-46.

2. Golovkin R. B., Tsyganova O. A. Pravovyye aspekty tsifrovoy identifikatsionnoy markirovki nekotorykh ob»yektov i sub»yektov pravootnosheniy, Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta, 2019, no. 3 (52), pp. 143-147.

3. Korsaya D. D. Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii: osobennosti vnedreniya natsional'noy markirovki tovarov, Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2019, no. 3 (104), pp. 180-183.

4. Khudzhatov M. B. Analiz osobennostey obyazatel'noy markirovki lekarstvennykh preparatov, vvozimykh na territoriyu Rossiyskoy Federatsii, Marketing i logistika, 2020, no. 1 (27), pp. 63-75.

5. TSRPT: zatraty na markirovku odnoy yedinitsy produktsii sostavyat ot 0,1 do 4 kopeyek: itogovyye dokumenty. Available at: https://xn80ajghhoc2aj1c8b.xnp1ai/info/smi_o_nas/tsrptzatratynamarkirovku odnoyedinitsyproduktsiisosta vyatot01 do4kopeek/ (accessed 02.04.2020). i-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.