Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / МАШИНОЧИТАЕМЫЙ КОД МАРКИРОВКИ / КОД ИДЕНТИФИКАЦИИ И КОД ПРОВЕРКИ / ILLEGAL CIRCULATION OF INDUSTRIAL PRODUCTS / MACHINE-READABLE MARKING CODE / IDENTIFICATION CODE AND VERIFICATION CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Т.А., Путило А.П.

Актуальность тематики маркировки промышленной продукции в Российской Федерации обусловлена наметившейся борьбой с контрафактной (фальсифицированной) продукцией, защитой прав потребителей и выявлением объемов неучтенной продукции для целей налогообложения, введением обязательной маркировки табачной продукция - с 1 марта 2019 г., обуви - с 1 июля 2019 г.; с 1 декабря 2019 г. подлежат маркировке духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда из кожи, женский и детский трикотаж, верхняя одежда, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, а также фотокамеры и лампы-вспышки. Основным методологическим принципом выступает принцип объективности, который означает, что исследование реализуется на фундаменте материалистической диалектики, опирается на критерий практичности и изучает маркировку товаров не только с точки зрения публичной обязанности, но значимости этого явления для самого субъекта предпринимательской деятельности, которая для него означает конкурентные преимущества, легальное осуществление предпринимательской деятельности. В статье делается вывод о необходимости создания эффективной комплексной системы противодействия незаконному обороту товаров и внедрение с этой целью единой национальной информационной системы маркировки и прослеживаемости оборота товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Т.А., Путило А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING ILLEGAL TURNOVER OF INDUSTRIAL PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the subject of marking of industrial products in the Russian Federation is due to the emerging struggle against counterfeit (falsified) products, consumer protection and identification of the volume of unaccounted products for tax purposes, the introduction of mandatory labeling of tobacco products - from March 1, 2019, shoes - from July 1, 2019; from December 1, 2019 are subject to marking perfume and toilet water, tires and tires, leather clothing, women's and children's knitwear, outerwear, bed, table, toilet and kitchen linen, as well as cameras and flash lamps. The main methodological principle is the principle of objectivity, which means that the survey is implemented on the Foundation of materialist dialectics, based on the criterion of practicality and examining the labelling of products not only from the point of view of public duty, but the significance of this phenomenon for the subject of entrepreneurial activity, which for him means a competitive advantage, and legal entrepreneurship. In the article the conclusion about necessity of creation of effective complex system of counteracting the illegal turnover of goods and implementation with the goal of a unified national information system for marking and traceability of goods turnover.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 346.3

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусева Т.А., Юридический институт ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», г. Орел, Российская Федерация, guseva2002@rambler.ru

Путило А.П., ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», г. Москва, Российская Федерация, afp@ostu.ru

Актуальность тематики маркировки промышленной продукции в Российской Федерации обусловлена наметившейся борьбой с контрафактной (фальсифицированной) продукцией, защитой прав потребителей и выявлением объемов неучтенной продукции для целей налогообложения, введением обязательной маркировки табачной продукция - с 1 марта 2019 г., обуви - с 1 июля 2019 г.; с 1 декабря 2019 г. подлежат маркировке духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда из кожи, женский и детский трикотаж, верхняя одежда, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, а также фотокамеры и лампы-вспышки. Основным методологическим принципом выступает принцип объективности, который означает, что исследование реализуется на фундаменте материалистической диалектики, опирается на критерий практичности и изучает маркировку товаров не только с точки зрения публичной обязанности, но значимости этого явления для самого субъекта предпринимательской деятельности, которая для него означает конкурентные преимущества, легальное осуществление предпринимательской деятельности.

В статье делается вывод о необходимости создания эффективной комплексной системы противодействия незаконному обороту товаров и внедрение с этой целью единой национальной информационной системы маркировки и прослеживаемости оборота товаров.

Ключевые слова: незаконный оборот промышленной продукции, машиночитаемый код маркировки, код идентификации и код проверки.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-59-63

UDC 346.3

COMBATING ILLEGAL TURNOVER OF INDUSTRIAL PRODUCTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Guseva T.A., Law Institute of Orel State University named by I. S. Turgenev, Orel, Russian Federation,

guseva2002@rambler.ru

Putilo A.P., FGKU «Special Department of FPS № 3 EMERCOM of Russia», Moscow, Russian Federation,

afp@ostu.ru

The relevance of the subject of marking of industrial products in the Russian Federation is due to the emerging struggle against counterfeit (falsified) products, consumer protection and identification of the volume of unaccounted products for tax purposes, the introduction of mandatory labeling of tobacco products - from March 1, 2019, shoes - from July 1, 2019; from December 1, 2019 are subject to marking perfume and toilet water, tires and tires, leather clothing, women's and children's knitwear, outerwear, bed, table, toilet and kitchen linen, as well as cameras and flash lamps. The main methodological principle is the principle of objectivity, which means that the survey is implemented on the Foundation of materialist dialectics, based on the criterion of practicality and examining the labelling of products not only from the point of view of public duty, but the significance of this phenomenon for the subject of entrepreneurial activity, which for him means a competitive advantage, and legal entrepreneurship.

In the article the conclusion about necessity of creation of effective complex system of counteracting the illegal turnover of goods and implementation with the goal of a unified national information system for marking and traceability of goods turnover.

Key words: illegal circulation of industrial products, machine-readable marking code, identification code and verification code.

Б01: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-59-63

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» [1] была принята «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. и плановый период до 2025 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. № 2592-р [2].

Анализ развития отечественных отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота продукции позволил выявить системные проблемы:

- нарушения при перемещении товаров через таможенные границы Евразийского экономического союза;

- незаконное производство промышленной продукции, в том числе широкое распространение фальсифицированных товаров, произведенных без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;

- изготовление и использование заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами; иные нарушения.

«Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 по 2015 год Российская Федерация относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией наряду с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Республика Индонезия. Российскую Федерацию опережают и находятся на лучшей позиции такие страны, как Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Республика Бразилия.

Между тем, анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции показывает, что определение и реализация системных мер противодействия незаконному обороту позволяет выстроить эффективный контроль в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и снизить объемы незаконного оборота» [2].

Стратегией разработаны цель и задачи формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

В целях реализации указанной стратегии был принят Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [3], направленный на защиту от фальсифицированных или контрафактных товаров в России. В связи с этим создается единая информсистема мониторинга оборота маркированных товаров, которая постепенно должна охватить все отрасли промышленности. Правительство будет включать такие товары в специальный перечень. На них будут наносить машиночитаемый код маркировки, состоящий из кода идентификации и кода проверки. Система сможет проследить движение таких товаров от производителя до конечного потребителя.

Депутатами Государственной Думы при принятии закона обсуждались следующие вопросы. Было отмечено, что в 2016 году Федеральной налоговой службой уже запущен пилотный проект по маркировке меховых изделий, который в настоящее время показал свою эффективность. В 2018 году заработала система маркировки табака и обуви [4].

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 620 с 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года на территории РФ проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации обувных товаров. Целью эксперимента, в частности, является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации обувных товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, и также для обеспечения повышения собираемости таможенных и налоговых платежей.

Обеспечивают проведение эксперимента Минпромторг России, Минфин России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ФСБ, ФНС, ФТС и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Функции оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента, возложены на коммерческую организацию ООО «Оператор-ЦРПТ».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. № 1433 [5] отечественная и импортная табачная продукция, реализуемая на территории РФ, маркируется электронными средствами идентификации: уникальными двухмерными кодами DataMatrix, которые наносятся на каждую сигаретную пачку (блок, коробку) и

позволяют проконтролировать ее подлинность, исключить возможность оборота контрафакта.

Коды состоят из трех групп символов. Первая группа позволяет идентифицировать товар по соответствующей товарной номенклатуре ОБ1. Вторая - идентифицирует конкретную упаковку табачной продукции. Третья группа символов содержит код проверки и предоставляет покупателю и дилеру возможность проконтролировать подлинность приобретаемой продукции.

Уникальные коды присваиваются вновь изготовленной продукции по запросу компании-производителя.

В эксперименте добровольно участвуют производители и импортеры табачной продукции, а также организации оптовой и розничной торговли. Маркировке подлежат сигареты (с фильтром и без фильтра), а также папиросы. Конец эксперимента приходится на 31 декабря 2018 г.

С 01.03.2019 г. маркировка табачных изделий становится обязательной (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р) [6]. Согласно Федеральному закону от 29.07.2018 г. № 272-ФЗ, с марта 2019 года в России допускается оборот только тех сигарет, которые прошли обязательную маркировку средствами идентификации.

Чтобы продавать сигареты в 2019 году, все производители, поставщики и розничные продавцы обязаны зарегистрироваться в Информационной системе маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Для регистрации в ИС МОТП претенденту нужно подать заявление, указав в нем наименование организации/ИП, их ИНН/КПП; адреса производственных площадок, складских помещений, адреса электронной почты. Дополнительно участники маркировки указывают сведения об осуществлении ими деятельности по получению и нанесению средств идентификации на табачную продукцию, в том числе на стадии ее производства или упаковки. Для регистрации в системе необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

В случае соответствия заявления установленным требованиям оператор ИС МОТП включает организацию/ИП в реестр участников, открывает для участника личный кабинет и в срок не более 2 часов уведомляет участника об этом. В уведомлении указываются регистрационные номера, присвоенные сведениям об участнике маркировки.

Порядок работы системы маркировки табачных изделий установлен в соответствии с методическими рекомендациями, утв. Минпромторгом России 25.12.2017 г. После регистрации производитель сообщает о произведенной продукции и запрашивает у оператора необходимое количество

кодов. Сгенерированные коды направляются производителю. Коды наносятся на каждую потребительскую (сигаретную пачку), групповую (сигаретный блок) и транспортную (коробку) упаковку. Использованные коды сообщаются оператору системы и вносятся в другой специальный реестр.

При продаже сигарет оптовым поставщикам оформляются первичные документы, в которых проставляются нанесенные на упаковку коды. В дальнейшем данные коды проверяются/сверяются оптовыми и розничными поставщиками на всех этапах движения табачной продукции от изготовителя к конечному потребителю. Для сканирования маркировки в целях ее сверки требуется сканер двумерных кодов, поддерживающий Ба1аМаШх.

Итоговый контроль происходит на кассе розничной торговой точки: считываются коды с приобретенных покупателем сигаретных пачек и отправляются оператору для уничтожения (выведения из оборота).

В 2019 году планируется присоединить ещё 12 категорий, а в 2024 году рассчитывается присоединить все группы товаров. Однако существующий процесс идентификации товарных позиций разный, что затрудняет процесс обработки данных

[7].

Эффективное разрешение сложившейся ситуации может обеспечиваться разработкой и внедрением единой системы маркировки и прослежива-емости для разных товарных групп, а также определением единых стандартов и принципов развития данной системы [8]. В связи с этим и был подготовлен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Принятые нормы позволят создать эффективную комплексную систему противодействия незаконному обороту товаров и внедрить единую национальную информационную систему маркировки и прослеживаемости оборота товаров.

Потенциал такой системы огромен, ведь использование этих масштабных первичных данных позволит государству более эффективно контролировать незаконный оборот товаров [9], вывести эту работу на новый уровень [10], увеличить поступление налогов и других платежей, а покупателям - получать товары более высокого качества с возможностью видеть всю цепочку производства, реальные свойства, дату производства и многое другое.

Товаропроизводители получат гарантированную защиту от фальсификации и объективную информацию об объёмах продаж товаров, что позволит исключить перепроизводство.

Принятие закона позволит эффективно реализовать такие конституционные права и свободы, как единство экономического пространства и свободное перемещение товаров. Законом устанавли-

вается, что регулирование маркировки товаров и механизмы реализации данных норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Литература

1. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции: указ Президента Рос. Федерации от 23 янв. 2015 г. № 31: в ред. от 13 нояб. 2018 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.01.2019).

2. Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. № 2592-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.01.2019).

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 25 дек. 2018 г. № 488-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2019).

4. О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 мая 2018 г. № 620 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2019).

5. О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции: постановление Правительства Рос. Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1433 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2019).

6. Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2019).

7. Копылова О.П., Путило А.П. В России вводится единая система мониторинга маркированных товаров // Современное общество и право. 2018. № 6.

8. Крутякова Т.Л. Годовой отчёт 2018. М.: Изд-во «АйСи», 2018.

9. Бриллиантов А.В., Галахова А.В. и [др.] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Федерации: в 4 т. Т. 2; Особенная часть. Разделы VII-VIII / отв. ред. д.ю.н., проф. В.М. Лебедев. М.: Изд-во "Юрайт", 2017. 371 с.

10. Орлова Е. Новшества законодательства в 2019 году // Налоговый вестник. 2018. № 12.

References

1. O dopolnitel'nykh merakh po protivodeistviyu nezakonnomu oborotu promyshlennoi produktsii: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 23 yanv. 2015 g. № 31: v red. ot 13 noyab. 2018 g. // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 23.01.2019).

2. Ob utverzhdenii Strategii po protivodeistviyu nezakonnomu oborotu promyshlennoi produktsii v Ros-siiskoi Federatsii na period do 2020 goda i planovyi period do 2025 goda: rasporyazhenie Pra-vitel'stva Ros. Federatsii ot 5 dek. 2016 g. № 2592-r // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi infor-matsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 23.01.2019).

3. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii» i stat'i 4.4 i 4.5 Federal'nogo zakona «O primenenii kontrol'no-kassovoi tekhniki pri osushchestvlenii raschetov v Rossiiskoi Federatsii»: feder. zakon Ros. Federatsii ot 25 dek. 2018 g. № 488-FZ // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.01.2019).

4. O provedenii eksperimenta po markirovke sredstvami identifikatsii obuvnykh tovarov na territorii Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 30 maya 2018 g. № 620 // Ofitsial'nyi internetportal pravovoi informatsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.01.2019).

5. O provedenii eksperimenta po markirovke tabachnoi produktsii sredstvami identifikatsii i monitoringu oborota tabachnoi produktsii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 27 noyabrya 2017 g. № 1433 // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.01.2019).

6. Perechen' otdel'nykh tovarov, podlezhashchikh obyazatel'noi markirovke sredstvami identifikatsii: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 28 aprelya 2018 g. № 792-r // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.01.2019).

7. Kopylova O.P., Putilo A.P. V Rossii vvoditsya edinaya sistema monitoringa markirovannykh tovarov // Sovremennoe obshchestvo i pravo. 2018. №6.

8. Krutyakova T.L. Godovoi otchet 2018. M.: Izd-vo «AiSi», 2018.

9. Brilliantov A.V., Galakhova A.V. i [dr.] Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii. Federatsii: v 4 t. T. 2; Osobennaya chast'. Razdely VII-VIII / otv. red. d.yu.n., prof. V.M. Lebedev. M.: Izd-vo "Yurait", 2017. 371 s.

10. Orlova E. Novshestva zakonodatel'stva v 2019 godu // Nalogovyi vestnik. 2018. № 12.

Поступила в редакцию 4 февраля 2019 г.

Received 4 February, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.