Научная статья на тему 'Маркетинговый потенциал региона: сущность, подходы, моделирование'

Маркетинговый потенциал региона: сущность, подходы, моделирование Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
281
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / REGIONAL MARKETING / MARKETING POTENTIAL OF THE REGION / MARKETING STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Назарова Эльмира Аляровна, Кхалаф Карина Зиад

Формирование маркетингового потенциала региона - одно из важнейших направлений развития региональной политики. В данной работе выполнен анализ структуры основных макроэкономических показателей, обоснована необходимость применения маркетингового подхода к управлению регионом. Маркетинговое управление регионом - это интеграция материальных и нематериальных активов, применение маркетинговых технологий управления, направленных на удовлетворение регионального потребителя. Маркетинговый потенциал региона представляет собой совокупность ресурсов, направленных на формирование конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. Позиция авторов нашла отражение в предложенной модели маркетингового потенциала региона. Информация, полученная в результате оценки маркетингового потенциала региона, позволит разработать региональную маркетинговую программу развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Назарова Эльмира Аляровна, Кхалаф Карина Зиад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING POTENTIAL OF THE REGION: ESSENCE, APPROACHES, MODELING

Formation of the region marketing potential is one of the most important directions of regional policy development. This paper analyzes the structure of the main macroeconomic indicators, justifies the need to apply a marketing approach to regional management. Marketing management of a region is the integration of tangible and intangible assets, the use of marketing management technologies aimed at satisfying the regional consumer. The marketing potential of the region is a set of resources aimed at creating competitive advantages that ensure sustainable economic development. The authors “ position is reflected in the proposed model of the region”s marketing potential. The information obtained as a result of evaluating the marketing potential of the region will help to develop a regional marketing development program.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый потенциал региона: сущность, подходы, моделирование»

DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10037

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ

Красюк Ирина Анатольевна,

профессор, д.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

¡ri-krasjuk@yandex.ru

Назарова Эльмира Аляровна,

аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-

Петербург, ул. Политехническая, 29

green.tea.with.mint@yandex.ru

Кхалаф Карина Зиад,

руководитель отдела по работе с Федеральными сетями ООО «ВЕЛТОРФ»; 182115, Псковская область,

Великие Луки, ул. Гоголя, д. 1А

k.khalaf@veltorf.com

Формирование маркетингового потенциала региона - одно из важнейших направлений развития региональной политики. В данной работе выполнен анализ структуры основных макроэкономических показателей, обоснована необходимость применения маркетингового подхода к управлению регионом. Маркетинговое управление регионом - это интеграция материальных и нематериальных активов, применение маркетинговых технологий управления, направленных на удовлетворение регионального потребителя. Маркетинговый потенциал региона представляет собой совокупность ресурсов, направленных на формирование конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. Позиция авторов нашла отражение в предложенной модели маркетингового потенциала региона. Информация, полученная в результате оценки маркетингового потенциала региона, позволит разработать региональную маркетинговую программу развития.

Ключевые слова: региональный маркетинг; маркетинговый потенциал региона; маркетинговые стратегии.

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование региональной экономики оказывает влияние на экономику страны. Экономическое состояние федеральных округов определяет эффективность и результативность национальной экономики в целом. Условия функционирования региона зависят от сформировавшейся конкурентной среды и межрегиональной специализации.

Спрос и предложение становятся индикаторами эффективности функционирования региональной экономики, что обусловливает необходимость применения марке-

тингового инструментария. Маркетинг определяет направления развития региональной экономики, дает информацию о востребованности отдельных товаров и услуг. Система межрегионального товарообмена характеризуется определенной специализацией.

На рисунке 1 представлена информация о добыче полезных ископаемых, развитии обрабатывающих производств в региональном масштабе*. 38% полезных ископаемых добывают в УФО, а обрабатывающие производства традиционно сосредоточены в ЦФО — 33,5% и СЗФО - 13, 9%.

Для реализации маркетинговых стратегий необходимо ресурсное обеспечение, на рисунке 2 представлена информация о финансовых вложениях и инвестициях в основной капитал**.

Наибольший объем финансовых вложений имеет ЦФО — 57,6% и СЗФО — 11,2%; инвестиции в основной капитал активно внедряются в ЦФО 27,8% и СЗФО — 10,8%.

Реализация региональных продуктов на внутреннем и внешнем рынках является важным показателем, показывающим, насколько

* Федеральная служба государственной статистики иШ: https://rosstat.gov.ru/.

** Там же.

продукция региона востребована. В структуре оборота розничной торговли наибольшую долю имеет ЦФО - 35,0% и СЗФО -10,2%. Значительна доля ЦФО — 55,0% во внешнеторговом обороте; доля СЗФО составила — 13,6% (рис. 3)3*.

Межрегиональная специализация определяет состав и структуру региональных рынков, формирует инструменты маркетингового управления регионом. Система

маркетингового управления регионом постоянно эволюционирует, для нее характерно расширение количества предлагаемых определений, адаптация принципов и функций к изменяющимся условиям внешней среды, активизация инструментария регионального маркетинга. Применение маркетингового подхода соответствует потребностям обеспечения управления региональным развитием с использованием инструментария маркетинга.

Определение объема спроса на товары и услуги предполагает определение емкости региональных рынков. Результаты изучения системы маркетингового управления регионом свидетельствуют о том, что в настоящее время не сформирована единая теоретико-методическая база, позволяющая выработать комплексный подход к формированию и оценке маркетингового потенциала региона. В большинстве работ рассмотрена проблема маркетингового

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Дальневосточный 13,7%

Сибирский 15,5%

Уральский 38:

Приволжский 14,1%

Центральный

10,3% Северо____Западный

Южный 5,8%

2,4%

Северо-Кавазский 0,2%

Сибирский 10,9%

Уральский 11,6% Приволжский 20,3%

Северо-Кавазский 1,0%

Дальневосточный

2,5%Центральный — 33,5%

СевероЗападный 13,9%

Южный

6,3%

Рис.1. Структура основных макроэкономических показателей в I полугодии 2020 года по федеральным округам: добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства

Инвестиции в основной капитал

Дальневосточны й 7,8%

Сибирский 10,4% Уральский 19,6%

Приволжский 13,6%

Нераспределённые

0,4% Центральный 27,8%

Северо-Западный —10,8% Южный 7,1%

Северо-Кавазский 2,5%

Сибирский Уральский 7,6% 8,5%

Приволжский 6,4%

Северо-Кавазский 40,0%

финансовые вложения

Дальневосточный

3,4%

Южный 4,9%

Центральный

57,6%

Северо-Западный 11,2%

Рис. 2. Структура основных макроэкономических показателей в I полугодии 2020 года по федеральным округам:

инвестиции в основной капитал и финансовые вложения

Сибирский 6,7%

Дальневосточный

5,5%

Уральский 7,2%

Приволжский Северо- 7,7%

Кавазский

____ Южный

0,3% --

4,1%

Северо-Западный

13,6%

Внешнеторговый оборот

Оборот розничной торговли

Центральный

55,0%

Дальневосточный Сибирский 5,5%

8,9% Уральский 8,9%

Приволжский

17,4% Северо-Кавазский 4,3%

Южный 9,8%

Центральный

35,0%

Северо-Западный 10,2%

Рис. 3. Структура основных макроэкономических показателей в I полугодии 2020 года по федеральным округам:

внешнеторговый оборот и оборот розничной торговли

' Там >

потенциала территории, например, исследования Т.Н. Целых [1], Б.Э. Аибы [2], Я.Ю. Салиховой [3], Н.А. Данилова [4], Т.П. Гореловой [5], однако региональная специфика не была учтена.

По мнению авторов, маркетинговое управление регионом предполагает интеграцию материальных и нематериальных активов, применение маркетинговых технологий управления, ориентированных на удовлетворение потребительских предпочтений и формирование адаптивных промышленных и торговые структур в условиях конкурентного рынка. Маркетинговый потенциал региона представляет собой совокупность ресурсов, направленных на формирование конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. Оценка маркетингового потенциала региона предусматривает разработку конкретных мер повышения эффективности использования маркетинговых ресурсов.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Возникновение понятия маркетингового потенциала региона находится в прямой зависимости от становления теории территориального маркетинга. Стоит отметить, что формирование термина «территориальный маркетинг» в общей концепции маркетинга имело несколько этапов (рис. 1). Хотелось бы отметить в развитии теории территориального маркетинга роль российских ученых А.М. Лаврова и В.С. Сурнина, которые в 1994 году ввели в отечественную литературу термин «региональный маркетинг», они определили его как элемент системы рыночных отношений на мезо-уровне. Безусловно, большое влияние на развитие регионального маркетинга и территориального

маркетинга оказали работы Ф. Котлера, который дал определение «маркетинга мест» — как системы территориального управления, направленной на выявление сильных и слабых сторон, формирование имиджа, продвижение «мест» целевым группам предприятий, реализацию маркетинговых программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К началу 21-века, благодаря исследованиям А.П. Панкрухина, Т.В. Сачук, А.М. Лаврова и В.С. Сурнина, В.Б. Зотова, З.М. Макашевой и ряда других, в российской литературе по маркетингу было обосновано применение маркетингового подхода при принятии управленческих решений, что соответствовало уровню развития теории и практики регионального маркетинга; были разработаны маркетинговые программы регионов, что обусловило теоретические исследования по формированию и оценке маркетингового потенциала.

Для наглядности хронологию становления теории территориального маркетинга представим в виде рисунка 4[6—12].

В Российской Федерации понятие маркетингового потенциала было впервые рассмотрено Г.Л. Багиевым [13]. Далее данное понятие, со стороны когнитивного и комплексных подходов к управлению поведением массового потребителя в условиях формирующегося общества потребления, рассматривала О.У. Юлдашева [14]. О.В. Жердева предложила несколько способов оценки территориального маркетингового потенциала: за счет расчета надбавки к цене территории — в данном случае надбавка образуется вследствие использования маркетинговых инструментов; путем расчета количества потенциальных потребителей территории [15]. Д.В. Толстых разработал методику оценки

Рис. 4. Хронология становления теории территориального маркетинга Источник: составлен авторами на основании данных [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

территориального маркетингового потенциала на базе скрытых резервов территории [16]. Е.Н. Колесник рассматривала применение маркетингового потенциала предприятий в процессе развития маркетинговой деятельности [17]. Ю.Г. Канюка занималась рассмотрением вопроса становления и развития фундаментальных и прикладных концепций развития, совершенствования и использования маркетингового потенциала компании на новых рынках [18]. М.А. Машу-тина рассмотрела проблему формирования и развития сети пространственных маркетинговых коммуникаций фирмы [19].

Результаты изучения теоретических исследований маркетингового потенциала региона позволяют сделать вывод, что он является, с одной стороны, инструментом управления социально-экономическим развитием региона, а с другой — позволяет изучить рыночную ситуацию, предполагающую впоследствии разработку региональных маркетинговых программ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В теории и практике изучения территориального маркетинга было проведено достаточно большое количество исследований, что обусловило необходимость конкретизации применения маркетингового подхода на региональном уровне. Применение маркетингового подхода для регионального развития позволяет синтезировать научные знания таких направлений как: региональная экономика, экономическая география, маркетинг. Реализация данного подхода на уровне регионов предполагает наиболее полное удовлетворение региональных потребностей, привлечение инвестиционных ресурсов, фор-

мирование региональных конкурентных преимуществ. Маркетинговое управление регионом формирует новое качество управленческого процесса, результативность которого зависит от степени удовлетворенности потребителей в региональных благах, товарах и услугах.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Пространственное развитие экономики требует учета многочисленных факторов территориального развития. В качестве ключевого приоритета должен выступать маркетинговый потенциал, в основе которого должна быть реализация стратегических маркетинговых целей. Недооценка маркетингового потенциала лежит в основе диспропорций территориального развития. Клиентоори-ентированность, омниканаль-ность, стандартизация бизнес-процессов, учет специфики территориального развития, в основе которых поликреодичность — как многообразие факторов, определяющих стратегические маркетинговые цели [20]. Стратегический маркетинг территорий должен определять такой конструкт развития, который позволит удовлетворить потребности всех субъектов рынка. Маркетинговое управление территорией определяет стратегии развития и условия устойчивого функционирования рыночных структур, направленных на реализацию региональных социально-экономических программ, важной составляющей которых является оценка маркетингового потенциала региона. Маркетинговые решения региона — это разработка маркетинговых стратегий, направленных на формирование новой цепочки создания потребительской ценности, в основе которой лежит вариативность

принимаемых решений, построение социально-ориентированной модели бизнеса.

Важно определить, какие факторы оказывают влияние на формирование маркетингового потенциала региона. Для выявления сущности понятия маркетингового потенциала региона обратимся к физической сущности потенциала, под которым понимается работа, выполненная телом для его перемещения из точки А в точку Б. Работа же как физическое понятие представляет собой произведение силы и пути.

С данной позиции можно рассматривать и маркетинговый потенциал региона, определив его как работу, совершаемую регионом для перемещения региона из фактического состояния в идеальное, иными словами, это совокупность ресурсов, компетенций и возможностей региона, которые позволяют в течение определенного времени, применяя в качестве силы воздействия инвестиции и инструментарий регионального маркетинга, маркетинговые стратегии, оценку маркетингового потенциала создать условия для полного удовлетворения региональных потребностей, обеспечения маркетинговыми ресурсами и компетенциями, формирования конкурентных преимуществ (рис. 5).

Маркетинговый потенциал региона подразделяют на достигнутый и перспективный. Достигнутый маркетинговый потенциал — результат при имеющихся ресурсах и способностях региона. Перспективный маркетинговый потенциал — максимально возможный результат при оптимальном использовании ресурсов и способностей региона. Отметим, что недостаточно рассматривать маркетинговый потенциал региона лишь на

двух уровнях. В литературе отсутствует рассмотрение маркетингового потенциала региона на уровне нереализованного (резервного), то есть всех тех способностей и ресурсов региона, которые по каким-либо причинам остались не задействованы, то есть сохранились в качестве резерва. Нереализованный (резервный) маркетинговый потенциал региона представляет собой частное перспективного и достигнутого потенциала [5].

Таким образом, основной целью выявления сущности маркетингового потенциала региона можно назвать определение направлений вложения инвестиций в регион для улучшения его благосостояния, что позволит создать условно идеальное состояние региона, которое характеризуется наличием маркетинговых ресурсов и компетенций, формированием конкурентных преимуществ. Маркетинговое управление регионом будет способствовать продвижению региональных товаров и услуг, формированию регио-

нального имиджа, превращению региона в «уникальный товар», обеспечивающий привлечение инвестиций. Результативность маркетингового управления регионом обеспечивается маркетинговыми компетенциями управленческих структур.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, проведенное исследование маркетингового потенциала региона позволяет сделать следующие выводы:

1. В условиях глобализации экономического пространства происходит интеграция регионов в мировую экономику, что обусловливает необходимость применения регионального маркетинга. Современный регион выступает в роли «товара», продвижение которого в экономическом пространстве возможно при использовании инструментария регионального маркетинга.

2. Развитие теории и практики регионального маркетинга созда-

ет условия для капитализации ресурсов регионов посредством оценки маркетингового потенциала региона. Авторский подход заключается в выявлении причинно-следственной связи между маркетинговым и инвестиционным потенциалами региона посредством преобразования ресурсов в маркетинговые ресурсы, компетенций в маркетинговые компетенции, возможностей в конкурентные преимущества.

3. Узнаваемость региональных товаров и услуг является неотъемлемой частью «уникального продукта» региона, который позволит выделить конкретный регион из числа других, что будет способствовать формированию конкурентных преимуществ. Представленное в работе многоуровневое ядро состояния региона позволит осуществить оценку маркетингового потенциала региона и составить инвестиционную карту развития региона.

маркетинговое управление регионом

-даа.

....... /Ту Ресурсы Л^х^ Маркетинговые

/ /V У \ \ ресурсы

/ ( ) \ маркетинговые

/ V у \ стратегии: 1 \ Маркетинговые у 1

1 \ Компетенции у 1 портфельная;

\ _______^ ] активного компетенции

\ / \ - /

Возможности У диверсификации; \ Конкурентные /

поликреодичности N. преимущества

ФАКТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

инструментарии регионального маркетинга

ЦЕЛЬ: полное удовлетворение потребностей

РЕЗУЛЬТАТ: новые региональные товары и услуги

Рис. 5. Модель маркетингового потенциала региона

ИСТОЧНИКИ

1. Целых Т.Н. Оценка согласованности маркетинговых процессов в формировании маркетингового потенциала территории и использование в социально-экономическом прогнозировании // Проблемы современной экономики. — 2016. - № 4(60). - С. 107-109.

2. Аренкова И.А., Айба Б.Э. Модель формирования маркетингового потенциала территории // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 149-151.

3. Айба Б.Э., Салихова Я.Ю. К вопросу об оценке маркетингового потенциала региона // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2(50). - С. 224-226.

4. ДаниловН.А. Маркетинговый потенциал региона. Предпосылки формирования маркетингового потенциала // Вопросы управления. - 2018. - № 3(33). - С. 66-69.

5. Горелова Т.П. Маркетинговый потенциал региона // Вестник академии. - 2016. - № 11. - С. 21-25.

6. Ashworth G.J., Voogd H. Marketing the city: concepts, process and Dutch applications // Town Planning Review. -1988.- Vol. 59 (1). - P. 65-79.

7. Meer J. van der. The Role of City Marketing in Urban Management. - Rotterdam: Euricur, Erasmus University, 1992. - 432 р.

8. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 376 с.

9. ЛавровА.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты Региональный маркетинг и тенденции его развития. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - 106 с.

10. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 279 с.

11. ПанкрухинА.П. Маркетинг территорий. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 327 с.

12. Сачук Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге. - Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2005. - 157 с.

13. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг. - М.: Экономика, 2001. - 718 с.

14. Юлдашева О.У. Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала фирмы. - СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2005. - 357 с.

15. Жердева О.В. Оценка маркетингового потенциала локальной территории: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. С.-Петербург, гос. ун-т. - СПб., 2007. - 30 с.

16. ТолстыхД.В. Маркетинговый потенциал как фактор социально-экономического развития территории: Дисс. канд. экон.: 08.00.05. - СПб.: ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», 2013. - 241 с.

17. Колесник Е.Н. Оценка и развитие маркетингового потенциала предприятий по производству пищевых продуктов: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тольятти: Оренбургский гос. ун-т, 2014. - 26 с.

18. Канюка Ю.Г. Совершенствование подходов к формированию, развитию и использованию маркетингового потенциала компании на новых рынках: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. - 20 с.

19. Машутина Н.А. Формирование и развитие сети пространственных маркетинговых коммуникаций фирмы: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург: СПб, ФГБОУ ВО СПбГЭУ, 2015. - 17 с.

20. Красюк И.А. Теоретико-методологические основы маркетинговой концепции организации розничной торговли в регионах, моногр. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - 252 с.

Marketing Potential of the Region: Essence, Approaches, Modeling Krasyuk Irina Anatolievna,

Professor, Doctor of Economics, Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, Saint-Petersburg, Russia, 195251 (iri-krasjuk@yandex.ru)

Nazarova Elmira Alyarovna,

Postgraduate Student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, Saint-Petersburg, Russia, 195251 (green.tea.with.mint@yandex.ru)

Khalaf Karina Ziad,

Head of the Department for Work with Federal Networks of VELTORF LLC; Gogol str. 1A, Velikie Luki, Pskov region, Russia, 182115 (k.khalaf@veltorf.com)

Formation of the region marketing potential is one of the most important directions of regional policy development. This paper analyzes the structure of the main macroeconomic indicators, justifies the need to apply a marketing approach to regional management. Marketing management of a region is the integration of tangible and intangible assets, the use of marketing management technologies aimed at satisfying the regional consumer. The marketing potential of the region is a set of resources aimed at creating competitive advantages that ensure sustainable economic development. The authors " position is reflected in the proposed model of the region"s marketing potential. The information obtained as a result of evaluating the marketing potential of the region will help to develop a regional marketing development program.

Keywords: regional marketing; marketing potential of the region; marketing strategy.

REFERENCES

1. Tselykh, T.N. (2016) Assessment of the consistency of marketing processes in the formation of the marketing potential of the territory and its use in socio-economic forecasting. Problems of the modern economy, 2016, No.4, pp. 107—109.

2. Ayba, B.E.; Salikhova, Ya.Yu. (2014) On the issue of assessing the marketing potential of the region. Problems of the modern economy, 2014, No. 2, pp. 224—226.

3. Arenkova, I.A.; Ayba, B.E. (2014) The model of formation of the marketing potential of the territory. Problems of the modern economy, 2014, No. 1, pp. 149-151.

4. Danilov, N.A. (2018) Marketing potential of the region. Prerequisites for the formation of marketing potential. Management issue, 2018, No. 33, pp. 66-69.

5. Gorelova, T.P. (2016) Marketing potential of the region. Bulletin of the Academy, 2016, No. 11, pp. 21-25.

6. Ashworth, G.J.; Voogd, H. (1988) Marketing the city: concepts, process and Dutch applications. Town Planning Review, 1988, Vol 59 (1), pp. 65-79.

7. Meer, J. van der (1992). The Role of City Marketing in Urban Management. Rotterdam: Euricur, Erasmus University, 1992, 432 p.

8. Kotler, Ph.; Asplund, K.; Rein, I.; Haider, D. (2005) Place marketing. Attracting investment, businesses, residents, and tourists to cities, communes, regions, and countries in Europe. Saint Petersburg: Stockholm, School of Economics in Saint Petersburg Publ., 2005, 375 p.

9. Lavrov, A.M.; Surnin, V.S. (1994) Reforming the economy: regional aspects Regional marketing and trends in its development. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ., 1994, 106 p.

10. Zotov, V.B.; Makasheva, Z.M. (2002) Municipal management. Moscow, UNITI-DANA Publ., 2002, 279 p.

11. Pankrukhin, A.P. (2003) Marketing of territories. Moscow: RAGS Publ., 2003, 327 p.

12. Sachuk, T.V. (2005) Consumer behavior in territorial marketing. Petrozavodsk: Karelian scientific center of the Russian Academy of Sciences Publ., 2005, 157 p.

13. Bagiev, G.L.; Tarasevich, V.M.; Ann, H. (2001) Marketing. Moscow: Ekonomika Publ., 2001, 718 p.

14. Yuldasheva, O.U. (2005) Theory and methodology of formation and development of the company's marketing potential. Saint Petersburg: Info-Da Publ., 2005, 357 p.

15. Zherdeva, O.V. (2007) Evaluation of the marketing potential of a local territory: author's abstract ... Cand. Econ. Sciences: 08.00.05. St. Petersburg, state University. Saint Petersburg, 2007, 30 p.

16. Tolstykh, D.V. (2013) Marketing potential as a factor of socio-economic development of the territory: Diss. Cand. Econ.: 08.00.05. St. Petersburg, 2013, Russian state University of trade and Economics, 241 p.

17. Kolesnik, E.N. (2014) Evaluation and development of the marketing potential of food production enterprises: author's abstract ... Cand. Econ. Sciences: 08.00.05. Tolyatti, 2014; Orenburg state University, 26 p.

18. Kanyuka, Yu.G. (2017) Improving approaches to the formation, development and use of the company's marketing potential in new markets: autoref. Diss. ... Cand. Econ. Sciences: 08.00.05. Saint Petersburg, 2017, Saint Petersburg state University of Economics, 20 p.

19. Mashutina, N.A. Formation and development of the company's spatial marketing communications network: autoref. Diss. ... Cand. Econ. Sciences: 08.00.05. Saint Petersburg, 2015; Saint Petersburg state University of Economics, 17 p.

20. Krasyuk, I.A. (2018) Theoretical and methodological foundations of the marketing concept of the organization of retail trade in the regions, Monograph. Saint Petersburg: publishing house of Polytechnic University, 2018, 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.