Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ развития круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии'

Маркетинговый анализ развития круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / CRUISE TOURISM / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / TOURISM INFRASTRUCTURE / КОНКУРЕНТНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ / COMPETITIVE POSITIONING IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

В настоящее время круизный туризм в странах Северо-Восточной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Для Приморского края со столицей в порту Владивосток очень желательно включиться в деятельность на этом рынке. В работе представлен анализ рынка круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии. Анализ показал, что в настоящее время Владивосток обладает большим потенциалом для развития круизного туризма. Зарубежные компании высказывают заинтересованность во включении города в свои круизные маршруты. Однако для включения Владивостока в круизные маршруты зарубежных компаний город должен обладать минимальным набором туристических объектов, соответствующих международным стандартам, и инфраструктурой, позволяющей осуществлять обслуживание большого потока туристов. Развитие круизного туризма должно строиться с учетом развития других видов туризма, привлекательных для туристов из сопредельных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Analysis of Cruise Tourism in North-East Asia

Nowadays cruise tourism in North-East Asia is one of the most developing types of tourism. It is extremely desirable for Primorsky Krai with the capital in port of Vladivostok to be involved into business in this market. The analysis of the cruise tourism market in North-East Asia is presented in the article. The analysis has revealed that currently Vladivostok has great potential for cruise tourism development. Foreign companies are extremely interested in incorporating the city into their cruise itineraries. But for Vladivostok will be included in the cruise itineraries of foreign companies, the city should have a set of tourism facilities conforming international standards, and infrastructure to provide service to more tourists. Cruise tourism development should incorporate the development of other types of tourism, attractive for tourists from neighbor countries.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ развития круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии»

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Мартышенко Наталья Степановна,

к. э. н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014 г. Владивосток, ул. Гоголя 42) natalya.martyshenko@vvsu.ru

В настоящее время круизный туризм в странах Северо-Восточной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Для Приморского края со столицей в порту Владивосток очень желательно включиться в деятельность на этом рынке. В работе представлен анализ рынка круизного туризма в странах Северо-Восточной Азии. Анализ показал, что в настоящее время Владивосток обладает большим потенциалом для развития круизного туризма. Зарубежные компании высказывают заинтересованность во включении города в свои круизные маршруты. Однако для включения Владивостока в круизные маршруты зарубежных компаний город должен обладать минимальным набором туристических объектов, соответствующих международным стандартам, и инфраструктурой, позволяющей осуществлять обслуживание большого потока туристов. Развитие круизного туризма должно строиться с учетом развития других видов туризма, привлекательных для туристов из сопредельных государств.

Ключевые слова: круизный туризм; въездной туризм; инфраструктура туризма; конкурентное позиционирование в туризме.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время круизный туризм в странах Северо-Восточной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Для Приморского края со столицей в порту Владивосток очень желательно включиться в деятельность на этом рынке. Сегодня правительством России созданы наиболее благоприятные условия для расширения международных экономических связей края со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Многие туристы сейчас предпочитают традиционные поездки в зарубежные страны и проживание в отелях заменить на морские круизы. Сегодня это не только туризм для избранных. Иногда такое путешествие оказывается даже дешевле, чем традиционный тур. За короткое время удается посетить много городов и при этом нет необходимости тратить очень много времени на заезды и выезды из гостиниц, распаковывание багажа и другие утомитель-

ные процедуры, после которых уже не хватает сил на посещение достопримечательностей. Потом и сами переходы по морю чаще доставляют удовольствие. Во время круиза можно посетить такие места, которые вообще малодоступны для других видов транспорта. Например,круизное судно может бросить якорь у экзотических островов в океане. Огромным спросом сейчас пользуются круизы в Арктику. Такие туры бронируются за год и более.

Круизный туризм является очень специфическим видом туризма. В нашей стране из-за климатических условий морской кру-изный туризм не очень развит. В связи с возрастанием спроса на мировом туристическом рынке, в последние годы этот вид туризма начал активно обсуждаться и в отечественных публикациях [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Прежде чем перейти к роли стран Северо-Восточной Азии на мировом рынке круизного туризма, определим масштаб круизно-го туризма вообще.

МИРОВОЙ РЫНОК

КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

Круизный туризм достаточно популярен во всем мире. В условиях глобального кризиса он развивается даже быстрее чем многие другие виды туризма. Круиз-ный туризм обеспечивает многие тысячи рабочих мест на морских судах и на берегу. По данным Международной ассоциации круизных линий (Cruise Lines International Association — CLIA), годовой оборот круизного туризма в 2015 году составил 39,6 млрд долл. [8] Услугами круизных компаний воспользовались около 23 млн пассажиров. С учетом ускоренного роста круизного туризма в Северо-Восточной Азии CLIA изменила прогноз на 2016 год до 24,2 млн пассажиров (рис. 1).

Мировой круизный флот в 2015 году насчитывал 350 лайнеров. К 2022 количество круизных судов возрастет еще на 42 единицы.

Круизное судно — это особый вид судна, который располагает полным набором услуг для удовлетворения потребностей туристов.

Это не простой вид транспорта, а настоящая плавучая база отдыха. Тысячи пассажиров судна должны иметь достаточно пространства для проведения досуга на любой вкус.

Масштаб круизного судна можно оценить по данным 10-ти крупнейших судов этого класса (табл. 1). Очень больших лайнеров (тоннаж свыше 130 000 т) в мире всего 31 и запланировано строительство еще 23.

Стоимость таких судов тоже очень высока. Например, стоимость недавно сданного в эксплуатацию круизного судна Harmony of the Seas оценивается в 1 млрд долл. США. Срок окупаемости таких судов, соответственно, тоже достаточно большой и может превышать 10 лет. Поэтому вкладывать такие деньги под силу только крупнейшим мировым компаниям.

Большинство круизных судов (140 судов) имеют тоннаж от 50 000 до 130 000 т. Это тоже очень большие суда. Для сравнения: «Титаник» был водоизмещением 40 000 т. Самые дорогие (люксовые) каюты — на лайнерах среднего размера (тоннаж от 25 000 до 50 000 т).

В мировом круизном бизнесе большинство круизных маршрутов выполняют несколько крупнейших международных корпора-

ций. То есть, круизные суда одной компании могут работать в самых разных странах. Возглавляет список круизных компаний холдинг Carnival Corporation & PLC, который контролирует 44,8% мирового рынка морских круизов. Следующая по значимости, группа компаний Royal Caribbean имеет долю 24,7% объема рынка. Объем рынка третьей по величине компании Norvegian Cruise Line составляет 8,9%. Четвертая крупнейшая группа компаний MSC Cruises имеет 6,4% рынка. Первые три группы компаний базируются в США. Четвертая группа MSC Cruises является крупнейшим судовладельцем Европы. Всего в мире насчитывается более 150 морских круизных компаний. Они разбросаны по всему миру: США, Греция, Италия, Испания, Дания, Норвегия, Китай, Япония и другие (всего 26 стран).

30

Порты, принимающие круизные суда, делятся на порты отправления и порты захода. В мире насчитывается около 1 000 круизных портов. Из них только 185 портов являются портами отправления. Они расположены в 72-х странах мира.

Большинство круизных гигантов построены на верфях Германии, Италии, Финляндии, Франции. Япония тоже строит суда такого класса. Говоря о судостроении, невозможно не упомянуть Южную Корею, являющуюся мировым лидером судостроения, — здесь производится почти половина всех кораблей мира по тоннажу. Однако Южная Корея не входит в список стран, специализирующихся на круизных судах. Но здесь строят крупнейшие паромы, которые могут быть использованы как туристские суда. При необходимости верфи Южной Кореи

25 20 15 10 5 0

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016* г.

Рис. 1. Количество пассажиров круизных судов за период с 2009 по 2016 гг.

(*- прогноз)

Крупнейшие круизные суда мира

Таблица 1

Название Год постройки Тоннаж Длина, м Количество пассажиров Экипаж Пароходство Класс

1 Harmony of the Seas 2016 226 963 362,12 6 360 2 384 Royal Caribbean International Oasis

2 Quantum of the Seas 2014 168 666 347,08 4 905 1 500 Royal Caribbean International Quantum

3 Oasis of the Seas 2009 225 282 361,00 6 400 2 165 Royal Caribbean International Oasis

4 Allure of the Seas 2010 225 282 360,01 6 300 2 165 Royal Caribbean International Oasis

5 Norwegian Epic 2010 153 000 325,00 5 400 1 690 Norwegian Cruise Line Freedom

6 Independence of the Seas 2008 154 407 338,75 3 634 1 360 Royal Caribbean International Freedom

7 Queen Mary 2 2003 148 873 345,03 2 620 1 253 Cunard Line Vista

8 Freedom of the Seas 2006 154 407 338,75 4 375 1 400 Royal Caribbean International Freedom

9 Liberty of the Seas 2007 154 407 338,75 4 375 1 360 Royal Caribbean International Freedom

10 Voyager of the Seas 1999 137 276 311,10 3 838 1 176 Royal Caribbean International Voyager

вполне способны построить любой круизный корабль. А вот Китай очень стремится к тому, чтобы иметь собственные круизные суда. До сих пор Китай еще не строил судов такого класса. Сейчас судостроительная компания «Вайгаоцяо» из Шанхая приступила к проектированию круизного судна. К сборке судна предполагается приступить в 2017 году. Завершить постройку судна планируется в 2020 году. Компания «Вайгаоцяо» намерена и далее специализироваться на строительстве круизных судов тоннажем более 100000 тонн. Всего в ближайшие годы планируется построить 5 таких океанских лайнеров.

В настоящее время мировой рынок нуждается в увеличении количества судостроителей, способных строить круизные суда, потому что наличные верфи уже не справляются с ростом заказов на новые суда. Всего, потребность мирового рынка круизных путешествий составляет 13 новых круизных кораблей в год. Для удовлетворения растущего спроса необходимо семь судов и шесть — для замены устаревших судов круизного флота.

Основными поставщиками туристов в странах Северо-Восточной Азии служат три крупнейших страны региона: Китай, Южная Корея, Япония. Сегодня за туристов из этих стран борются все туристические компании мира.

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ В КИТАЕ

В 2015 году Китай стала мировым лидером по количеству выездных туристов. Более 128 млн китайцев побывали в путешествиях.

В последние годы Китай демонстрирует рост спроса на круизные путешествия. Кроме того, туристический бизнес в Китае вышел на первое место в мире, а рост круизного туризма в три раза пре-

вышает среднемировой. В 2015 году количество китайских туристов, совершивших международные путешествия на круизных лайнерах, достигло 1,9 млн человек. Масштаб рынка превысил 700 млн долларов США.

По данным анализа развития круизного туризма в Китае за 2015 год, произведенного китайским министерством транспорта и коммуникаций, круизные лайнеры принимали 10 китайских портов: Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Янь-тай, Шанхай, Чжоушань, Сямэнь, Гуанчжоу, Хайкоу, Санья. Через эти порты в общей сложности прошло 629 круизных рейсов, что на 35% больше чем в предыдущем 2014 году. В настоящее время в стране имеется три порта отправления круизных судов (Тяньцзинь — Пекин, о. Хайнань — Санья, Шанхай). К 2017 году Китайская Народная Республика должна стать вторым по величине круизным рынком мира. По прогнозам Министерства транспорта и коммуникаций, в 2020 году количество китайских туристов, путешествующих на теплоходах, достигнет 4,5 млн человек.

Наиболее посещаемым круиз-ными судами портом является порт города Тяньцзинь. В 2015 году порт принял 96 рейсов. Это на 76% больше, чем годом ранее. На принятых лайнерах находи-

лось 427 тысяч пассажиров. Данный показатель вырос на 92% в годовом сопоставлении. Международный порт города Тяньцзинь в 2016 году планирует принять уже более 100 круизных лайнеров. Популярность порта связана с его возможностями принятия сразу нескольких самых современных круизных судна. Порт находится на расстоянии 180 км от Пекина. Время в пути при поездке на автомобиле от Пекина до пристани составляет около 2—3 часов.

Что движет китайскими туристами при выборе круизных путешествий? Данные маркетинговых исследований, проведенных китайскими учеными, приоткрывают тайну популярности круизного туризма в этой стране (рис. 2) [9].

Дополним еще, что китайские туристы хотят получить максимум впечатлений за короткий период отпуска. В настоящее время 83% отправляются в круизные путешествия в Японию и Южную Корею. Остальные тоже путешествуют не так уж далеко от родных берегов, выбирая Сянган, Аомэнь, Тайвань, а также Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии.

Высокие темпы роста туризма в Китае возникли не на пустом месте.

С ростом экономики за последние годы в Китае существенно вы-рослазаработная плата населения.

Необычное путешествие Экономия времени и средств на оформление виз

Низкие затраты на путешествие Привлекательная программа путешествия [ Нет необходимости пересадок на транспорте Болше возможностей для релаксации Больше разнообразия развлечений

| 50,5' | 55 55

=1

61,0% ] 61,2% 164,

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 2. Анализ причин выбора круизного туризма китайскими туристами

Приведем некоторые цифры по средней заработной плате в различных отраслях экономики (в долларах США за один расчетный месяц) [10]: сфера интегрированных технологий — 3 500; наука и образование — 3 430; здравоохранение — 2 460;добыча полезных ископаемых — 4 080; производство — 2 450; сельское хозяйство — 980; общественное питание - 2 320.

Китайцы не только не жалеют денег на туризм, но и обожают делать покупки за рубежом. Они оставили далеко позади даже такую богатейшую страну как США (рис. 3). Это в большой степени объясняет столь высокий интерес туристических фирм мира к китайским туристам. США даже ввели упрощенный визовый режим для туристов из Китая.

Правительство Китая вкладывает значительные средства в развитие туризма в стране. По данным Госуправления по делам туризма, КНР в туристскую отрасль в 2015 году было инвестировано 1 трлн 7,2 млрд юаней (1 долл. США =

Таблица 2

Примеры круизных маршрутов из портов Китая (включая специальный административный район Гонконг)

№ Маршрут Корабль Компания Дней Цена, руб.

1 Шанхай (Китай) - Сеул (Инчхон) - Шанхай (Китай) Quantum Of The Seas New Ship 2014 Royal Caribbean Cruises 5 дней / 4 ночи 82 440

2 Пекин (Тяньцзинь) - Сеул (Инчхон) - Пекин (Тяньцзинь) Ovation Of The Seas New Ship 2016 Royal Caribbean Cruises 5 дней / 4 ночи 81 899

3 Пекин (Тяньцзинь) - Сеул (Инчхон) - Пусан -Фукуока (Япония) - Пекин (Тяньцзинь) Ovation Of The Seas New Ship 2016 Royal Caribbean Cruises 7 дней / 6 ночей 118 930

4 Пекин (Тяньцзинь) - Сеул (Инчхон) - Пекин (Тяньцзинь) Ovation of the Seas Royal Caribbean Cruises 5 дней / 4 ночи 82 324

5 Шанхай (Китай) - Пусан - Нагасаки - Сеул (Инчхон) - Шанхай (Китай) Queen Mary 2 Cunard Line 8 дней / 7 ночей 75 338

6 Шанхай (Китай) - Пусан - Сеул (Инчхон) -Шанхай (Китай) Quantum Of The Seas New Ship 2014 RRoyal Caribbean Cruises 6 дней / 5 ночей 75 277

7 Шанхай (Китай) - Токио (Япония) - Осака (Япония) - Коти (Япония) - Шанхай (Китай) Quantum of the Seas Royal Caribbean Cruises 11 дней / 10 ночей 111 974

8 Гонконг - Килунг (Тайвань) - Шанхай - Пусан -Нагасаки - Сеул (Инчхон) - Шанхай - Гонконг Queen Mary 2 Cunard Line 15 дней / 14 ночей 151 514

9 Гонконг - Тайбэй - Нагасаки - Пусан - Чеджу -Сеул (Инчхон) - Пекин (Тяньцзинь) - Шанхай Celebrity Millennium Celebrity Cruises 15 дней / 14 ночей 137 783

10 Гонконг - Килунг (Тайвань) - Нагасаки -Пусан - Чеджу - Сеул (Инчхон)- Пекин (Тяньцзинь) - Шанхай Celebrity Millennium Celebrity Cruises 15 дней / 14 ночей 118 166

6,5 юаня), что на 42% больше, чем в 2014 году. В 2016 году планируется дальнейшее увеличение объема инвестиций в туризм. К 2020 году объем инвестиций в туристскую отрасль должен удвоиться по сравнению с показателем 2015 года и составит 2 трлн юаней.

Китай вкладывает средства преимущественно в крупные туристские проекты. В 2015 году в Китае насчитывалось 2057 туристских объектов с объемом капиталовложений выше 1 млрд юаней. На такие объекты приходится 62,6% всех реализованных инвестиций. Еще 27,4% инвестиций пришлось на объекты с объемом капиталовложений свыше 5 млрд юаней

(404 объекта). На проекты стоимостью выше 10 млрд юаней (185 проектов) приходится 15,9% реализованных инвестиций.

Результаты деятельности по развитию туризма в стране дают ощутимый результат. По данным Государственного управления по делам туризма КНР, в 2015 году Китай принял 133 млн зарубежных туристов. По итогам 2015 года страна заработала на туризме $114 млрд. По уровню доходов от туризма Китай вышел на второе место в мире, уступая только США ($178 млрд).

Из портов Китая отправляются в рейс крупнейшие круизные суда (табл. 2).

Южная Корея Россия Франция Великобритания Германия США Китай

Ц25 | 35 | 38

] 63

Ц76

300

Рис. 3. Страны, лидирующие в мире по расходам на зарубежный туризм в 2015 году

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ

В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Южная Корея окружена тремя морями: Японским, Восточно-Китайским и Желтым. Большинство круизных маршрутов, посещающих страну, проходит через порт Инчхон (недалеко от столицы страны — Сеула) на западе страны. Есть крупные порты и на юге (порты Мокпхо, Чинхе и Масан) и востоке страны (Ульсан, Пусан и Донхэ).

Туристский рынок Южной Кореи продолжает динамично развиваться. По данным Организации Всемирной Торговли ООН (UNWTO), в период с 2009 по 2011 страна показывала самый высокий ежегодный прирост туристов в мире (на 12,5%). В 2015 году страну посетили 13,36 млн туристов (рис. 4). Снижение потока было вызвано паникой из-за распространения в стране в самый разгар сезона коронавирусной инфекции МЕРС. Из общего числа туристов, посетивших Корею в 2015 году, 6,15 млн человек прибыли из Китая, что составило почти половину всех прибывших туристов (46,1%).

После Сеула, самым посещаемым иностранными туристами местом в Южной Корее является остров Чеджу. Природные достопримечательности южнокорейского острова Чеджу считаются объектом Всемирного наследия. В 2014 году остров посетили 3,328 млн иностранных туристов. В 2015 году был отмечен спад туристов, но в 2016 году вновь отмечается рост турпотока.

Южная Корея служит промежуточным портом для круизов, которые формируются в портах Китая и Японии (см. табл. 2, табл. 3). Таких круизных рейсов так много, что образовывать какие-то новые рейсы по этим направлениям про-

сто не имеет смысла. Южная Корея в настоящее время инициирует только разовые круизные рейсы класса люкс.

Вообще говоря, при массовом заходе круизных судов в порты страны, круизный туризм очень выгоден. В этом случае принимающая страна даже имеет определенные выгоды, поскольку часть неэффективных затрат на организацию тура берет на себя организатор круиза.

Но как преимущественно морская держава Корея имеет паромные связи с соседними странами (в том числе и с Приморским краем России). Паромы осуществляют регулярные рейсы, которыми пользуется много туристов в обоих направлениях.

Обычно, путешествие в круизе, в отличие от пассажирского рейса, осуществляется по замкнутому кругу. Сейчас обсуждается вопрос о новом круизном маршруте, который бы начинался в Южной Корее, проходил вдоль побережья России до Камчатки и опять возвращался в порт отправления.

По своей стоимости круизный туризм является вполне доступным для среднего жителя страны. Большинству жителей доступны и более дальние путешествия. Но, в силу своей занятости, основная масса туристов страны не выезжает за пределы треугольника соседних стран Северо-Восточной Азии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особый интерес у жителей Южной Кореи вызывают памятники природы. Особенный восторг у них вызывают горячие источники.

КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ В ЯПОНИИ

Япония — островное государство, поэтому морской транспорт для страны имеет очень важное значение. В Японии насчитывается 24 порта, из которых 6 относятся к категории портов отправления круизных судов: Токио, Иокогама, Кобе, Нагасаки, Отару (о. Хоккайдо), Наха (о. Окинава).

Практически каждый среднестатистический китаец может себе позволить полноценный отдых в Японии, так как цены в Стране восходящего солнца достаточно приемлемы для гостей из КНР. На увеличение потока туристов из Поднебесной в Японию повлияло упрощение визового режима КНР с Японией. Поэтому огромные лайнеры, курсирующие между странами, всегда заполнены. Отличительной чертой японского круизинга является наличие большого количества внутренних круизных рейсов, которые курсируют по всем Японским островам (табл. 3).

Внутренние круизы пользуются большой популярностью. Считается, что стоимость стандартного круиза вокруг Японии на 10—11 дней на лайнере DiamondPrincess 5* Uux (по системе всё включено, кроме

16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рис. 4. Динамика туристского потока в Южную Корею с 2003 по 2015 год

Таблица 3

Примеры внутренних круизных маршрутов Японии

№ Маршрут: Корабль Компания Дней Цена, руб.

1 Токио (Япония) - Кусиро (Япония) - Южно-Сахалинск (Россия) - Саппоро (Япония) - Хакодате (Япония) - Аомори (Япония) - Токио (Япония) Diamond Princess Princess Cruises 10 81 400

2 Токио (Япония) - Пусан (Южная Корея) - Нагасаки (Япония) - Токио (Япония) Diamond Princess Princess Cruises 6 37 300

3 Токио (Япония) - Симидзу (Япония) - Коти (Япония) - Нагасаки (Япония) -Пусан (Южная Корея) - Хакодате (Япония) - Токио (Япония Diamond Princess Princess Cruises 9 67 800

4 Токио (Япония) - Акита (Япония) - Аомори (Япония) - Сакаиминато (Япония) -Пусан (Южная Корея) - Пролив Канмон (Япония) - Коти (Япония) - Токусима (Япония) - Токио (Япония) Diamond Princess Princess Cruises 12 122 100

5 Токио (Япония) - Нагоя (Япония) - Внутреннее Японское Море (Япония) -Пусан (Южная Корея) - Пролив Канмон (Япония) - Нагасаки (Япония) - Осака / Киото (Япония) - Токио (Япония) Diamond Princess Princess Cruises 9 67 800

6 Отару - Хакодате - Аомори -Садо - Каназава - Сакаиминато - Хиросима -Миядзима - Кобе Clipper Odyssey Silversea 12 713 135 (класс люкс)

спиртного) в 2—3 раза ниже, чем аналогичный наземный тур с остановками в отелях 3—4* (и только завтрак).

Однако среди внутренних круизов по Японии встречаются рейсы категории люкс, которые большинство россиян могут удивить своими заоблачными ценами. Но в Японии люди получают совсем другую зарплату и иногда могут позволить себе некоторые излишества.

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В КРУИЗНОМ РЫНКЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

При расширении круизного туризма в соседних странах есть необходимость искать новые интересные пункты для включения в маршрут круиза. У Владивостока сегодня есть уникальный шанс стать одним из портов, постоянно посещаемых круизными судами. Разовые посещения Владивостока круизные суда осуществляют и сейчас. За 24 года город посетили более 100 круизных лайнеров с туристами. Только в период подготовки к саммиту в 2011 и 2012 году Владивосток посетили 20 круизных судов. Для портового города это очень мало. На-

пример, Санкт-Петербург ежегодно принимает до 260 круизных судов.

В последние два года существенно возрос интерес зарубежных круизных компаний к столице Приморского края. В 2015 году Владивосток посетили пять крупных круизных лайнеров, в 2016 году таких посещений будет не меньше. Интерес вызван введением во Владивостоке режима «свободного порта». В соответствии с законом, уже в июле 2016 года заработает упрощенный визовый режим,позволя-ющий иностранцам восемь дней пребывать на территории края без оформления визы.

Однако, по мнению экспертов, город обладает потенциальными возможностями принимать до 100 круизных судов на регулярной основе. Но для этого необходимо проделать большую подготовительную работу, которая окупится многократно.

Первое, что необходимо сделать, это улучшить дисциплину таможенного оформления туристов. Представители компании, осуществляющей паромные перевозки пассажиров между Южной Кореей и Владивостоком, удивляются работе нашей таможни. Как так получается, что при заходе во Вла-

дивосток одного парома в неделю с 430 пассажирами, таможенный контроль длится полтора часа и более, а в Корее всего полчаса? При таком отношении к туристам Владивосток не скоро сможет принимать поток зарубежных судов.

По мнению корейцев, Владивостоку необходимо решать вопросы по внутренней логистике прибывающих туристов. Сегодня для приема зарубежных туристов нет элементарных условий: отсутствуют парковки для экскурсионных автобусов и туалеты. Имеющиеся в настоящее время в городе туристические объекты совершенно не приспособлены для одновременного обслуживания многочисленного потока туристов. Кроме того, у круизного судна очень жесткое расписание и распорядок дня. Туристы круизного судна не могут ожидать в очередях или отложить посещение объекта. То есть, кру-изный туризм предъявляет особые требования к туристическим объектам, которые можно включать в программу посещения портового города, расположенного на пути следования судна.

В мире происходит обновление круизного флота. Последние проекты выдвигают более жесткие требования к причалам. В 2013 и 2014

годах уже был отменен ряд ранее запланированных заходов круиз-ных судов во Владивосток по причине того, что у морского вокзала Владивостока недостаточная глубина. Поэтому порт Владивостока требует срочной модернизации.

Во Владивостоке в перспективе планируется построить второй терминал для приема пассажирских судов на острове Русском. Новый пассажирский терминал планируется построить в бухте Парис. Это гидротехническое сооружение будет способно принимать суда с осадкой около 13 м и одновременно ставить к причалу два лайнера длиной более 350 м и вместимостью до 2,5 тыс. человек. Терминал планируют построить между Дальневосточным федеральным университетом и Океанариумом. Новый порт приема пассажирских судов станет еще одним объектом, который должен дополнить список туристических объектов края.

Рассчитывая осуществлять прием крупных круизных судов во Владивостоке, необходимо иметь достаточный перечень туристических объектов, отвечающих мировым стандартам. Особое внимание необходимо уделить природным объектам.

Увеличить привлекательность города должны культурные объекты. В настоящее время в городе Владивостоке построен современный театр оперы и балета, в котором выступают ведущие артисты страны. В ближайшее время планируется открытие филиала Эрмитажа. Ведутся переговоры еще с несколькими центральными музеями страны с целью открытия новых филиалов. В итоге Владивосток должен достойно представлять культуру России в Восточной Азии.

В числе ближайших планов стоит реализация в крае двух международных круизных проектов. С мая следующего 2017 года на регулярной основе начнут ходить комфортабельные крупные круиз-ные лайнеры с восточного побережья Южной Кореи с заходами в порты России и Японии. Еще один лайнер на 1,7 тысяч пассажиров планируется направить из Кореи в Петропавловск-Камчатский с заходом во Владивосток.

В 2016 году может быть открыто регулярное сообщение между Шанхаем и Владивостоком на базе круизного парома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время у Владивостока появились большие возможности развития международного туризма, которые связаны с принятием ряда законодательных актов, способствующих расширению международного сотрудничества. Приморский край в плане развития туристской привлекательности должен, в первую очередь, рассчитывать на туристов из сопредельных государств. Для выявления предпочтений зарубежных туристов используются маркетинговые исследования туристской среды в соседних странах [11, 12, 13, 14]. Круизный туризм является одним из таких видов туризма, который может привести к увеличению потока зарубежных туристов. В связи с ростом круизного рынка азиатского региона Владивосток имеет большие возможности выйти на этот мировой рынок.

Для развития въездного туризма в Приморском крае не хватает информации о туристических объектах края, которые доступны и приемлемы для посещения зарубежными туристами. Такого мнения придерживается большинство зарубежных экспертов. Населе-

ние в сопредельных государствах имеют совершенно искаженное представление о городе Владивостоке (особенно в Японии и Южной Корее). Большинство населения представляет себе Владивосток только как военно-морскую базу, а о возможностях что-либо посмотреть в городе не имеют никакого представления. Типичным является представление о Владивостоке как о «месте в глухой сибирской тайге с медведями и суровым климатом».

Следовательно, Владивосток остро нуждается в продвижении своих туристских продуктов в соседних странах. Большего эффекта можно добиться, если рекламная кампания будет сопряжена с использованием ивент-стратегии. В крае проводится множество мероприятий и праздников, которые могут быть интересны для зарубежных туристов[15]. Необходим выпуск рекламных буклетов и размещение информации о туристских достопримечательностях края в сети Интернет на языках сопредельных государств. Мировой опыт продвижения портовых городов доказывает высокую эффективность проведения спортивных мероприятий международного масштаба. Создание благоприятного имиджа — это длительный процесс, который может занять годы кропотливой работы.

Многие туристы боятся ехать во Владивосток, опасаясь условий жизни и угроз безопасности. Кстати, туристы из Южной Кореи признаны самыми притязательными туристами в мире к условиям проживания. Японцы по своему менталитету не менее требовательны. Уровень жизни в этой стране очень высок.

Круизный туризм может выступить как рычаг, который может вывести бренд Дальнего Востока

на мировой рынок туризма. Заметим, что в этом случае продвижением туристских достопримечательностей города будут заниматься организаторы туристских круизов.

Администрация края должна содействовать налаживанию взаимодействия туристических организаций и представителей сферы культуры края с круизными туроператорами и судоходными компаниями. Для улучшения туристской привлекательности необходимо шире привлекать экспертов из соседних государств. Представители зарубежных туристических компаний и сейчас делятся своими предложениями по организации в крае приема зарубежных туристов.

Очень большой проблемой нашего бизнеса является заторможенная реакция на предложения зарубежных партнеров. Они привыкли к тому, что новые бизнес-идеи реализуются «прямо с колес» [16, 17]. А мы, многие предложения вообще игнорируем. Например, недавно на конференции

прозвучало предложение коллег из Кореи по созданию комбинированного круизного тура, в который, кроме морского путешествия, был бы включен железнодорожный маршрут до озера Байкал и обратно. Для этого требуются несколько специальных комфортабельных вагонов. Зарубежные компании готовы проработать вопрос о возможности загрузить целый туристский состав, который был бы привязан к расписанию круизного судна.

Эксперты отмечают несовершенство российской правовой базы в части приема круизных лайнеров. В настоящее время назрела необходимость внесения изменений в закон «О государственной границе», касающихся групповых туристов. Край в настоящее время не готов к приему большого потока зарубежных туристов.

Для создания инфраструктуры под массовый туризм необходимы крупные инвестиции. В этой части государство должно внести свой вклад, имея в виду высокую соци-

альную значимость многих туристических объектов [18, 19].

Отдельные мероприятия не требуют крупных инвестиций и могут быть решены на местном уровне. В международном порту, рассчитывающем принимать много зарубежных бизнесменов и туристов, необходимо создавать комфортабельную среду для иностранцев. Во-первых, это надписи и таблички на нескольких языках. Создание атмосферы гостеприимства при церемонии встречи круизных лайнеров. Во-вторых, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В-третьих, больше внимания уделять чистоте и порядку на улицах города.

Развитие круизного туризма необходимо рассматривать только в комплексе с развитием других видов туризма, привлекательных для зарубежных путешественников [20, 21, 22].

И, наконец, зарубежным туристам должна быть гарантирована безопасность пребывания на территории Приморского края.

ИСТОЧНИКИ

1. ЛогуноваН.А. Использование маркетингового подхода при формировании стратегии развития круизного туризма / / Практический маркетинг. 2014. № 4 (206). С. 30—38.

2. Логунова Н.А. Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма // Бизнес информ. 2014. № 3. С. 207—212.

3. Нездойминов С.Г. Региональное развитие рынка круизных услуг (на примере северного Причерноморья) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 105—110.

4. Николаева А.Н., Рыживолова Э.А. О развитии морского круизного туризма в России // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 299—302.

5. РомановМ.Т., Романова И.М. Евразийские трансконтинентальные экономические оси и их опорные узлы // Наука и Мир. 2014. №9(13). С. 172—178.

6. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4—1. С. 83—87.

7. Телепченкова Н.В. Современные проблемы развития круизного туризма в России // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 1 (107). С. 89—96.

8. Круизный рынок в 2016 году планирует 60% рост http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/34480.html (дата обращения 16.06.2016).

9. China Outbound Cruise Travel Market Insight 2015 http://www.chinainternetwatch.com/16037/china-outbound-cruise-travel-insight-2015/ (дата обращения 16.06.2016).

10. Средняя зарплата в Китае в 2015 — 2016 году http://zarplatyinfo.ru/v_mire/srednyaya-zarplata-v-kitae-v-2015-2016-godu.html/ ( дата обращения 16.06.2016).

11. МартышенкоН.С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток — Китай // Практический маркетинг. 2010. № 5 (159). С. 24—32.

12. МартышенкоН.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в Северо-Восточной Азии // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5. С. 153—163.

13. Мартышенко Н.С., Ильин А Е. Методические подходы к оценке структуры потребления услуг в туристских поездках из Приморского края в Китай // Вестник национальной академии туризма. 2011. № 1 (17) январь — март. С. 34—37.

14. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. 2012. № 12. С. 33—48.

15. Мартышенко Н.С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-мар-кетинг. 2012. № 3. С. 178—197.

16. Худякова Т.А. Диверсификация производства как способ стабилизации рыночной ситуации // Проблемы совершенствования и развития экономических отношений в переходной экономике: Сборник научных трудов. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. С. 329—340.

17. Худякова Т.А., Шмидт А.В., Лисицина В.Г. Повышение устойчивости российского рынка туризма на основе внедрения инновационных подходов // Актуальные проблемы экономического развития: сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа, Аэтерна, 2014. С 313—314.

18. БуньковскийД.В. Процессный подход в управлении инвестиционными проектами // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2014. № 10. С. 18—21.

19. ВечерскаяЕ.С. Формирование экологического сознания населения средствами лесоохранной пропаганды // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 112—115.

20. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., ГусевЕ.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 6. С. 90—97.

21. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Формирование позитивных структурных сдвигов туристского комплекса региона // Академический журнал западной Сибири. 2007. № 1. С. 69—71.

22. Соколова И.С. Кластеры как перспективная форма повышения инновационного потенциала региона // Научные труды SWorld. 2011. Т. 10. № 1. С. 31—34.

Marketing Analysis of Cruise Tourism in North-East Asia Martyshenko Natalya Stepanovna,

Candidate of Economic Sciences, Professor at the Department of International Marketing and Trade, Vladivostok state University of Economics and Service; Gogolya str. 42, Vladivostok, 690014, Russian Federation (natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Nowadays cruise tourism in North-East Asia is one of the most developing types of tourism. It is extremely desirable for Primorsky Krai with the capital in port of Vladivostok to be involved into business in this market. The analysis of the cruise tourism market in North-East Asia is presented in the article. The analysis has revealed that currently Vladivostok has great potential for cruise tourism development. Foreign companies are extremely interested in incorporating the city into their cruise itineraries. But for Vladivostok will be included in the cruise itineraries of foreign companies, the city should have a set of tourism facilities conforming international standards, and infrastructure to provide service to more tourists. Cruise tourism development should incorporate the development of other types of tourism, attractive for tourists from neighbor countries.

Keywords: cruise tourism; inbound tourism, tourism infrastructure, competitive positioning in tourism.

REFERENCES

1. Logunova, N.A. (2014) Ispolzovanie marketingovogo podkhoda pri formirovanii strategii razvitiya kruiznogo turizma [Using a marketing approach to strategy development of cruise tourism]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2014, no. 4 (206), pp. 30-38.

2. Logunova, N.A. (2014) Formirovanie strategii effektivnogo razvitiya kruiznogo turizma [Formation of strategy of efficient development of cruise tourism]. Business inform, 2014, no. 3, pp. 207—212.

3. Nezdoyminov, S.G. (2016) Regionalnoe razvitie rinka kruiznikh uslug (na primere severnogo Prichernomorya) [Regional development of the market of cruise services (experience of north Black sea Coast)]. Sovremennie problemiservisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges], 2016, vol. 10, no. 1, pp. 105—110.

4. Nikolaeva, A.N.; Ryzhivolova, E.A. (2016) O razvitii morskogo kruiznogo turizma v Rossii [About the development of sea cruise tourism in Russia]. Kurortno-rekreatsionniy kompleks vsisteme regionalnogo razvitiya:innovatsionniepodkhodi [Resort-recreational complex in the system of regional development: innovative approaches], 2016, no. 1, pp. 299—302.

5. Romanov, M.T.; Romanova, I.M. (2014) Evraziyskie transkontinentalnie ekonomicheskie osi i ikh opornie uzli [Vladivostok and Lianyungang as the territories of advanced development and the eurasian transcontinental economic axes]. Nauka i Mir [Science and World], 2014, no. 9 (13), pp. 172—178.

6. Selivanov, V.V. (2015) Issledovanie nekotorikh osobennostey kruiznogo turizma: istochniki zabluzhdeniy [Research of some aspects of cruise tourism: sources of misconceptions]. Tavricheskiy nauchniy obozrevate/[Taurida scientific review], 2015, no. 4—1, pp. 83—87.

7. Telepchenkova, N.V. (2015) Sovremennie problemi razvitiya kruiznogo turizma v Rossii [Contemporary problems of cruise tourism development in Russia]. Sotsialnaya politika i sotsiologiya [Social policy and sociology], 2015, vol. 14, no. 1 (107), pp. 89—96.

8. Kruizniy rinok v 2016 godu planiruet 60% rost [Cruise market is planning a 60% growth in 2016]. Available at: http:// www.atorus.ru/news/press-centre/new/34480.html (accessed 2016.06.16).

9. China Outbound Cruise Travel Market Insight 2015. Available at: http://www.chinainternetwatch.com/16037/china-outbound-cruise-travel-insight-2015/ (accessed 2016.06.16).

10. Srednyaya zarplata v Kitae v 2015—2016 godu [Average salary in China in 2015—2016]. Available at: http:// zarplatyinfo.ru/v_mire/srednyaya-zarplata-v-kitae-v-2015-2016-godu.html/ (accessed 2016.06.16).

11. Martyshenko, N.S. (2010) Issledovanie strukturi potrebleniya turistskikh uslug po turam Vladivostok — Kitay [Research of structure of consumption of tourist services in rounds Vladivostok — China]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2010, no. 5 (159), pp. 24—32.

12. Martyshenko, N.S. (2011) Konkurentnoe pozitsionirovanie predlozheniya territorialnogo turistskogo produkta Primorskogo kraya v Severo-Vostochnoy Azii [Competitive positioning offer territorial tourist product of Primorski Territory in Northeast Asia]. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economy and entrepreneurship], 2011, no. 5, pp. 153—163.

13. Martyshenko, N.S.; Ilyin, A.E. (2011) Metodicheskie podkhodi k otsenke strukturi potrebleniya uslug v turistskikh poezdkakh iz Primorskogo kraya v Kitay [Estimation techniques of a service consumption structure during tourist trips from Primorsky Territory to China]. Vestnik natsionalnoy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2011, no. 1 (17) January-March, pp. 34—37.

14. Martyshenko, N.S.; Katrichenko, E.E. (2012) Usloviya i tendentsii razvitiya mezhdunarodnogo turizma v Yuzhnoy Koree [Conditions and Tendencies of Development International Tourism in South Korea]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2012, no. 12, pp. 33—48.

15. Martyshenko, N.S. (2012) Formirovanie Ivent-strategii razvitiya v"ezdnogo turizma v Primorskom krae [The Event-strategy of tourism development in Primorsky Krai]. Event-marketing, 2012, no. 3, pp. 178—197.

16. Khudyakova, T.A. (2000) Diversifikatsiya proizvodstva kak sposob stabilizatsii rinochnoy situatsii [Diversification of production as a way of stabilizing the market situation]. Problemi sovershenstvovaniya i razvitiya ekonomicheskikh otnosheniy vperekhodnoy ekonomike: Sborniknauchnikh trudov[Problems of improvement and development of economic relations in transition economies: Collection of scientific works]. Chelyabinsk, SUSU Publishing House, 2000, pp. 329—340.

17. Khudyakova, T.A.; Schmidt, A.V.; Lisitsyna, V.G. (2014) Povishenie ustoychivosti rossiyskogo rinka turizma na osnove vnedreniya innovatsionnikh podkhodov [Enhancement of Russian tourism market stability through innovative approaches]. Aktualnie problemi ekonomicheskogo razvitiya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of economic development: collection of works of International scientific-practical conference], Ufa, Aeterna Publ., 2014, pp. 313—314.

18. Bunkovskiy, D.V. (2014) Protsessniy podkhod v upravlenii investitsionnimi proektami [Process approach in the investment projects management]. Aktualnie problemi prava, ekonomiki i upravleniya [Actual problems of law, economics and management], 2014, no.10, pp. 18—21.

19. Vecherskaya, E.S. (2014) Formirovanie ekonomicheskogo soznaniya naseleniya sredstvami lesookhrannoy propagandi [Formation of ecological consciousness of the population through forest protection propaganda]. Alma mater(High School Herald), 2014, no. 2, pp. 112—115.

20. Martyshenko, S.N.; Martyshenko, N.S.; Gusev, E.G. (2008) Optimizatsiya kalendarnogo plana realizatsii programm na osnove sinergeticheskogo podkhoda [Optimization of the calendar plan of programs implementation on the basis of synergetic approach]. Problemi teorii ipraktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management], 2008, no. 6, pp. 90-97.

21. Martyshenko, S.N.; Martyshenko, N.S.; Gusev, E.G. (2007) Formirovanie pozitivnikh strukturnikh sdvigov turistskogo kompleksa regiona [The formation of positive structural shifts in the tourism complex of the region]. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri[Academic journal of West Siberia], 2007, no. 1, pp. 69-71.

22. Sokolova, I.S. (2011) Klasteri kak perspektivnaya forma povisheniya innovatsionnogo potentsiala regiona [Clusters as prospective form of increasing the innovative potential of the region]. Nauchnie trudi SWorld[Scientific works SWorld], 2011, vol. 10, no. 1, pp. 31—34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.