Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования в оценке эффективности фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова'

Маркетинговые исследования в оценке эффективности фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2204
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / СВАДЕБНЫЙ САЛОН / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЛОГОТИП / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕКЛАМА / CORPORATE STYLE / WEDDING SALON / COMPARATIVE ANALYSIS / LOGO / PRINTING PRODUCTS / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сковородникова Юлия Петровна

Целью исследования является проведение сравнительного анализа фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова. Методологическую основу исследования составили труды, посвященные проблеме создания объектов рекламы и организации рекламно-информационного пространства средствами графического дизайна. Для достижения поставленной цели была проведена процедура позиционирования, и выявлено наличие следующих данных: существующий имидж компании, конкурентные преимущества, ценовая стратегия, имеющаяся в наличии система фирменного стиля, подробное описание конкурентной среды, существующих креативных стратегий сильнейших конкурентов. В ходе анализа были сделаны выводы, что среди популярных свадебных салонов города Тамбова только один имеет фирменный стиль, благоприятно влияющий на имидж салона и его популярность среди покупателей. Значительная часть свадебных салонов города не имеет стилевого единства в оформлении компонентов фирменного стиля, а некоторые и вовсе не имеют фирменного знака, фирменного цвета, фирменных шрифтов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новой дизайн-концепции фирменного стиля свадебного салона. Практическая значимость анализа заключается в выявлении наиболее конкурентноспособных свадебных салонов города Тамбова, что позволяет определить эффективность фирменного стиля в маркетинговых мероприятиях. Проведенное исследование фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова помогло определить четкий стилистический вектор фирменного стиля в свадебной индустрии. Сопоставление полученной информации дает четкое понимание того, каким должен быть фирменный стиль свадебного салона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH IN EVALUATION OF EFFICIENCY OF CORPORATE STYLE WEDDING SALON OF TAMBOV

The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the corporate style wedding salons in Tambov city. The methodological basis of the research were the works devoted to the problem of creating objects advertising and organization advertising and information space by means of graphic design. For achieving the goal we conducted a positioning procedure and found the following data: the existing image of the company, competitive advantages, pricing strategy, the observable system of corporate identity, a detailed description of competitive environment, existing creative strategies strongest competitors. During the analysis it was concluded that among the popular wedding salons of Tambov, only one has a corporate identity, that positivly effect on the image of the salon and its popularity among buyers. A large part of the city wedding salons has no stylistic unity in the design of the components of corporate identity, and some do not have a logo, company colors, and company fonts. The results can be used to develop a new design concept of corporate style wedding salon. The practical significance of the analysis is to identify the most competitive wedding salons of Tambov, which allows to determine the effectiveness of corporate identity in the marketing activities. The research firm style of wedding salons of Tambov helped define a clear stylistic vector corporate style in the wedding industry. A comparison of the information obtained gives a clear understanding of which a corporate style wedding salon should be.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования в оценке эффективности фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова»

УДК 339.138 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-76-80

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ СВАДЕБНЫХ САЛОНОВ ГОРОДА ТАМБОВА

СКОВОРОДНИКОВА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Целью исследования является проведение сравнительного анализа фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова. Методологическую основу исследования составили труды, посвященные проблеме создания объектов рекламы и организации рекламно-информационного пространства средствами графического дизайна. Для достижения поставленной цели была проведена процедура позиционирования, и выявлено наличие следующих данных: существующий имидж компании, конкурентные преимущества, ценовая стратегия, имеющаяся в наличии система фирменного стиля, подробное описание конкурентной среды, существующих креативных стратегий сильнейших конкурентов. В ходе анализа были сделаны выводы, что среди популярных свадебных салонов города Тамбова только один имеет фирменный стиль, благоприятно влияющий на имидж салона и его популярность среди покупателей. Значительная часть свадебных салонов города не имеет стилевого единства в оформлении компонентов фирменного стиля, а некоторые и вовсе не имеют фирменного знака, фирменного цвета, фирменных шрифтов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новой дизайн-концепции фирменного стиля свадебного салона. Практическая значимость анализа заключается в выявлении наиболее конкурентоспособных свадебных салонов города Тамбова, что позволяет определить эффективность фирменного стиля в маркетинговых мероприятиях. Проведенное исследование фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова помогло определить четкий стилистический вектор фирменного стиля в свадебной индустрии. Сопоставление полученной информации дает четкое понимание того, каким должен быть фирменный стиль свадебного салона.

Ключевые слова: фирменный стиль, свадебный салон, сравнительный анализ, логотип, полиграфическая продукция, реклама

Разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа российских компаний. Это обусловлено их усилившимся вниманием своему корпоративному имиджу, от которого во многом зависит устойчивый и продолжительный коммерческий успех.

Важным показателем в исследовании эффективности фирменного стиля свадебных салонов г. Тамбова является заимствование технологий маркетинговых исследований: изучение сферы деятельности компании, ее продукции, целевой аудитории, рынка.

Большинство свадебных салонов имеет сходный спектр услуг и осуществляет свою деятельность в одном ценовом сегменте. Часть клиентов салоны получают ввиду удобного местоположения, доступных цен, наличия дополнительных услуг, привлекательного экстерьера. Все это позволяет иметь определенную стабильность в развитии. Тем не менее, для каждого заведения вопросы конкурентоспособности и увеличение объема продаж оста-

ются актуальными. В таких условиях именно фирменный стиль помогает сосредоточить внимание на том, что позволит выделиться среди остальных и запомниться клиентам. Наличие фирменного стиля у свадебного салона - это показатель солидности и надежности. А в современной ситуации - это неотъемлемая часть деловой этики.

Фирменный стиль - это средство формирования имиджа компании, а также определенный носитель информации. Фирменный стиль может состоять из множества элементов, но базовыми для свадебного салона являются следующие элементы: логотип, корпоративные и персональные визитные карточки, фирменный бланк, различные типы конвертов, фирменные шрифты, фирменные цвета и брэндбук [2]. Компоненты фирменного стиля помогают потребителю отличить один свадебный салон от других, а соблюдение фирменного стиля положительно влияет на фактор доверия. В Тамбове нередко пренебрегают имиджем свадебного салона и его составляющими, необходимостью постоянной работы над ним. Фирменный стиль является неотъ-

емлемой частью хорошего имиджа и важным его компонентом.

Фирменный стиль - это комплексная система визуальной коммуникации, способствующая формированию благоприятного имиджа свадебного салона, росту его репутации и известности и усиливающая эффективность ее контактов с потребителями [1]. Фирменный стиль представляет собой набор графических, словесных и образных элементов, которые, будучи весомой рекламной составляющей, проходят связующим звеном через все рекламные сообщения и передают философию фирмы, ее миссию или просто сферу деятельности компании на рынке.

Основываясь на вышесказанном, следует вывод, что фирменный стиль свадебного салона - это совокупность стилеобразующих элементов, объединенных одной идеей, выраженной графическим способом. Стилеобразующими элементами являются: знак, логотип, фирменные цвета и их сочетания, фирменные шрифты, композиционные решения, фирменные фактуры, принципы использования графических изображений (фотографий, иллюстраций).

Таким образом, фирменный стиль - это одна из составляющих образа свадебного салона, который складывается из многих компонентов, таких как: идеология салона, принципы и организация его работы, отношение к потребителю, качество и стоимость товаров и услуг.

Создание фирменного стиля является сложным процессом. Только после того, как сформировалась общая концепция фирмы, можно начать разработку основных составляющих стиля. Правильная разработка фирменного стиля является сложным творческим и организационным процессом. Идентификация организации, единство стильного решения -главная задача дизайнеров, которые работают над созданием внешнего образа фирмы. На этапе исследования целесообразно ознакомиться с основным содержанием печатной продукции других фирм, попытаться оценить ее достоинства и недостатки, творчески трансформировать основные идеи для создания собственных оригинальных решений [3].

Определяя оценку эффективности фирменного стиля свадебных салонов г. Тамбова, возникла необходимость рассмотреть их печатную продукцию, а также оценить достоинства и недостатки. В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

- целостная система фирменного стиля во многом зависит от существующего имиджа компании, ее конкурентных преимуществ, ценовой стратегии;

- важное значение имеет также оценка ситуации на рынке в целом, подробное описание конкурентной среды, существующих креативных стратегий сильнейших конкурентов.

Необходимые данные удалось получить посредством сбора доступной вторичной информации (через средства массовой информации, Интернет) и изучения полиграфической продукции.

В ходе исследования были рассмотрены аналоги фирменного стиля следующих свадебных салонов: «Ро1а^>» «Мой ангел», «Фея», «Красотка», «Татьяна Люкс», «IZUMRUD».

Для анализа фирменного стиля свадебного салона «Ро1а^» использованы такие элементы полиграфической продукции, как визитка и бирка. В основе цветовой гаммы визитки и бирки лежит бежевый цвет, что ассоциируется с солидностью и уверенностью, нежностью, гармонией и красотой. В логотипе используется ненавязчивый графический элемент - цветочный шар, как образ свадебного букета. Тонкие вытянутые вертикально буквы надписи говорят об утонченности, женственности. Подобная стилизация неслучайна, так как данный салон предоставляет свадебные услуги исключительно невестам. Визитка и бирка свадебного салона «Ро1а^» выполнены в одном стиле, оба элемента содержат логотип комбинированного типа графический элемент - изображение девушки в свадебном платье. Рассмотренный свадебный салон расположен рядом с центром г. Тамбова на втором этаже ТД «Данилицкий», имеет транспортную доступность и среднюю ценовую категорию ассортимента, который регулярно пополняется новыми моделями. Фирменный стиль свадебного салона «Ро1а^» является одним из наиболее успешных и выделяется среди других, поскольку соблюдение созданного имиджа положительно сказывается на доверии покупателей, являясь показателем организованности и надежности.

Для сравнительного анализа фирменного стиля салона дизайнерского свадебного платья «Мой Ангел» была рассмотрена визитка данного салона, нежно-розовая цветовая гамма которой подчеркивает нежность и чувственность образа невесты. Легкая летящая надпись текстового логотипа выполнена в коричневом цвете и гармонично выглядит на фоне гаммы приглушенных розовых оттенков. На визитке данного салона имеется вензель, который также создает ощущение романтики и торжественности. В качестве графического элемента на визитке представлено изображение девушки в свадебном платье. Все элементы фирменного стиля салона дизайнерского платья «Мой Ангел» дополняют друг друга, создавая единый образ невесты. Салон дизайнер-

т Р. SKOVORODNIKOVA

ского свадебного платья «Мой Ангел» расположен в северной части г. Тамбова на первом этаже ТРК «Фестиваль», имеет транспортную доступность. Высокая ценовая категория обоснована ассортиментом платьев известных дизайнеров свадебной индустрии, таких как Gabbiano, Sonesta, Nora Naviano, Татьяны Каплун, Оксаны Мухи. Однако фирменный стиль салона дизайнерского платья «Мой Ангел» в сравнении с предыдущим свадебным салоном уступает в оформлении композиционного решения. Так, например, в композиционном плане визитки акцент смещен на изображение невесты, вследствие чего логотип становится менее заметным. Логотип является одним из ключевых компонентов успешной политики свадебного салона, а грамотно разработанный логотип - важнейшим маркетинговым инструментом [4]. Не учитывая данный фактор, салон дизайнерского платья «Мой Ангел» не сможет построить успешную стратегию общения с покупателями и поддерживать положительный имидж салона.

Для рассмотрения фирменного стиля студии свадебного платья «Фея» использован буклет. В создании логотипа текстового типа фирменного стиля данной студии используются прямые линии, отсутствуют изящные и вытянутые линии. Логотип выполнен в фиолетовом свете, что не вызывает положительных эмоций, поскольку черный цвет фона в значительной степени утяжеляет его. В качестве графического элемента на буклете имеется изображение силуэта свадебного платья на вешалке, низ которого украшен бабочками и цветами. Фирменный стиль студии свадебного платья «Фея» абсолютно не проработан, о чем свидетельствует множество ошибок. Так, например, в создании буклета, предоставленном студией свадебного платья «Фея», использованы несочетаемые цвета и формы, активно использован черный цвет, что затрудняет считывание печатной информации и вызывает негативное восприятие в целом. Цвет - один из самых значимых структурных компонентов графического дизайна, он способен повлиять на решения покупателя [1]. В данном случае студией свадебного платья «Фея» было не соблюдено соответствие цвета объекту рекламы, что негативно отражается на имидже салона. К достоинствам можно отнести расположение студии свадебного платья «Фея» - центр г. Тамбова, цокольный этаж ТЦ «21Век» и низкую ценовую категорию.

Для изучения элементов фирменного стиля свадебного салона «Красотка» был также использован буклет, выполненный в бежевой пастельной гамме, что ассоциируется с нежностью, легкостью и величием свадебного образа невесты. Текстовый

логотип светло-коричневого цвета гармонирует с фоном, в его написании использованы округлые изящные формы. Свадебный салон «Красотка» находится в центре г. Тамбов и имеет транспортную доступность. Ассортимент салона не включает в себя дизайнерские модели платьев, нечасто пополняется, что компенсируется низкой ценовой категорией. Фирменный стиль свадебного салона «Красотка» привлекает дизайном оформления. Теплая цветовая гамма и пастельные оттенки создают впечатление нежности и спокойствия. Привлекает внимание то, что в качестве фона использовано изображение девушки в свадебном платье. Это выделяет данный буклет среди полиграфической продукции других свадебных салонов, однако акцент на изображение делает менее заметным логотип свадебного салона, что в свою очередь приводит к отсутствию идентификации салона перед покупателями.

В качестве анализируемого элемента фирменного стиля салона свадебной моды «Татьяна Люкс» была использована визитка. В ее цветовой гамме преобладает ярко-малиновый цвет, это делает визитку яркой и выделяющейся. Текстовый логотип и графические элементы по краям визитки выполнены в белом цвете, что создает ощущение романтики, невинности и ожидания радостного момента в жизни. Однако в ее композиционном решении просматривается ряд недостатков. Так, например, изображение девушки в свадебном платье, расположенное в левой части визитки салона, является лишним, поскольку оно не гармонирует с общей цветовой гаммой и стилем в целом. В связи с отсутствием единой концепции всех элементов фирменного стиля о нем не создается целостное представление. Таким образом, отсутствие единого фирменного стиля салона свадебной моды «Татьяна Люкс» значительно снижает эффективность рекламы, что является причиной отсутствия популярности у покупателей, несмотря на центральное месторасположение салона.

Для изучения фирменного стиля салона свадебного платья «IZUMRUD emerald» были использованы такие элементы полиграфической продукции, как визитка и буклет. Логотип комбинированного типа выполнен в белом цвете, графическим элементом логотипа являются два изумруда. В создании фона визитки данного салона использована палитра темно-зеленых оттенков, что не является удачным цветовым решением для свадебного салона. В качестве свадебного элемента на обратной стороне визитки присутствует изображение силуэта жениха и невесты. Для создания буклета использован комбинированный логотип темно-зеленого цвета на белом фоне. Графическим эле-

ментом буклета является изображение лица девушки, на половину скрытой за белой вуалью. Салон свадебного платья «IZUMRUD emerald» наиболее популярен среди покупателей, поскольку расположен в центре г. Тамбов в свадебном доме «Модерн», имеет транспортную доступность и широкий ассортимент актуальных моделей разной ценовой категории. Однако фирменный стиль салона свадебного платья «IZUMRUD emerald», также, как и предыдущий свадебный салон, имеет множество ошибок в своем оформлении. Во-первых, в создании фона визитки данного салона использована палитра темно-зеленых оттенков, что не является удачным цветовым решением для свадебного салона. Кроме того, элементы фирменного стиля салона свадебного платья «IZUMRUD emerald» оправдывают название салона, однако не ас-

В результате сравнительного анализа выяснилось, что в разработке фирменного стиля для свадебных салонов чаще всего используют стилизованные образы людей. Преобладающая часть анализируемых знаков и логотипов имеют округлые формы, плавные линии. Для фирменного блока используются оригинальные шрифты. Преобладают плавные, крупные шрифты без засечек, что делает логотип читаемым и запоминающимся. Основным свойством проанализированных фирменных блоков является цвет. Продуманное цветовое решение при подборе фирменных цветов - это одно из условий создания хорошего логотипа, они помогают усилить его эмоциональную составляющую. Удачная цветовая гамма - это залог успешного продвижения свадебного салона. Выбор цвета в фирменном стиле ориентирован на целевую аудиторию - ее средний возраст, уровень достатка, статус в обществе и жизненные позиции. Проведенное исследование фирменного стиля свадебных салонов помогло определить четкий стилистический вектор фирменного стиля, подходящего для свадебного салона. Фирменный стиль должен быть торжественным, при этом передавать романтические ощущения. Для создания настроения праздника наиболее удачными будут теплые цвета и их оттенки. При выборе фирменного цвета необходимо учитывать особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях.

социируется со свадебной тематикой. В данном случае неумение сбалансировать визуальную информацию нарушает единство, что способствует снижению эффективности рекламы.

Для проведения детального анализа эффективности фирменного стиля свадебных салонов Тамбова была разработана анкета, включающая в себя основные критерии оценки фирменного стиля. Исследование является анонимным, проведенным при помощи социальной сети VK.com среди жителей города от 18 до 35 лет. Данные опроса были автоматически рассчитаны сервисами портала. После сбора, сортировки и анализа данных была составлена таблица основных результатов, значение которых для наглядности приведено в процентном соотношении (табл. 1).

Таблица 1

Шрифтовая часть не должна перегружать общий вид. Фирменный стиль свадебного салона должен быть наделен чертами женственности и грациозности, благородства и легкости. Тонкий орнамент, переплетенный с аккуратными буквами названия салона послужит украшением фирменных визиток, буклетов, баннеров и календарей.

В заключение следует сделать вывод, что фирменный стиль играет неоценимую роль для создания визуального образа салона свадебных услуг. Свадебный салон с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия не смогут принести желаемой прибыли.

Литература

1. Фирменный стиль: создание, психология, восприятие. М., Прогресс, 1990.

2. Куприна Ю. П. Теоретические основы дизайна. Тамбов, 2015.

3. Добробабенко Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки. М.: ИнфраМ, 2010.

4. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. СПб., 2011.

Результаты оценки эффективности фирменного стиля свадебных салонов города Тамбова

Polang Мой ангел Фея Красотка Татьяна Люкс IZUMRUD

38 % 15 % 10 % 14 % 11 % 12 %

YU. P. SKOVORODNIKOVA

References

1. Firmennyj stil': sozdanie, psihologiya, vos-priyatie [Korporate style: creation, psychology, perception]. M., Progress, 1990.

2. Kuprina Yu. P. Teoreticheskie osnovy dizajna [Theoretical fundamentals of design]. Tambov, 2015.

3. Dobrobabenko N. S. Firmennyj stil': prin-cipy ra-zrabotki [Corporate style: design principles]. M.: InfraM, 2010.

1. Ejri D. Logotip i firmennyj stil'. Rukovo-dstvo di-zajnera [Logo and corporate identity. designer's Guide]. SPb., 2011.

* * *

MARKETING RESEARCH IN EVALUATION OF EFFICIENCY OF CORPORATE STYLE WEDDING SALON OF TAMBOV

SKOVORODNIKOVA YULIYA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the corporate style wedding salons in Tambov city. The methodological basis of the research were the works devoted to the problem of creating objects advertising and organization advertising and information space by means of graphic design. For achieving the goal we conducted a positioning procedure and found the following data: the existing image of the company, competitive advantages, pricing strategy, the observable system of corporate identity, a detailed description of competitive environment, existing creative strategies strongest competitors. During the analysis it was concluded that among the popular wedding salons of Tambov, only one has a corporate identity, that positivly effect on the image of the salon and its popularity among buyers. A large part of the city wedding salons has no stylistic unity in the design of the components of corporate identity, and some do not have a logo, company colors, and company fonts. The results can be used to develop a new design concept of corporate style wedding salon. The practical significance of the analysis is to identify the most competitive wedding salons of Tambov, which allows to determine the effectiveness of corporate identity in the marketing activities. The research firm style of wedding salons of Tambov helped define a clear stylistic vector corporate style in the wedding industry. A comparison of the information obtained gives a clear understanding of which a corporate style wedding salon should be.

Key words: corporate style, Wedding Salon, comparative analysis, logo, printing products, advertising

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.