Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования как функция информационно-консультационной службы'

Маркетинговые исследования как функция информационно-консультационной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования как функция информационно-консультационной службы»

 Единицы измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г.

В том числе: с выездом в хозяйства шт. 2 3 3

в консультационном центре шт. 14 4 3

Оказано помощи в сбыте сельскохозяйственной продукции на сумму тыс. р. 76,0 110,0 92,0

Оказано помощи в приобретении премиксов на сумму тыс. р. 51,0 59,2 67,0

В том числе: коллективным с.-х. предприятиям тыс. р. 36,0 41,7 43,6

фермерским хозяйствам тыс. р. 15,0 17,5 23,4

Подготовлено бухгалтерских отчетов для К(Ф)Х шт. 46 50 0

Не решены вопросы финансирования службы из федерального бюджета. Поиск источников финансирования особенно важен для информационно-консультационных служб, созданных в рамках датско-российского проекта в связи с его завершением. Некоторым выходом из ситуации могло бы быть формирование внебюджетных фондов и поэтапный переход к оказанию платных услуг. Но основным источником финансирования службы в ближайшее время, на наш взгляд, все же должны являться местные бюджеты, как это делается во многих регионах России.

К серьезным недостаткам следует отнести слабую материально-техническую базу, недоукомплектованность коллективов региональных и районных ИКС Смоленской области кад-

рами высокой квалификации, отсутствие четко выстроенной вертикали управления службой, отсутствие федеральной целевой программы и концепции развития службы.

Устранение отмеченных недостатков и формирование единого информационного пространства, включающего систему взаимодействия регионального ИКС с органами управления, научными и образовательными учреждениями в сельском хозяйстве Смоленской области, более полно отвечает запросам рынка консультационных услуг и решает задачу объединения существующих разрозненных элементов, выполняющих в той или иной степени информационную, инновационную, консультационную, научно-исследовательскую и обучающую функции.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ФУНКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

О. В. Борисова, к.э.н., ведущий науч. сотр., доц. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики

сельского хозяйства

Утвержденная Правительством РФ программа развития АПК до 2010 г. предусматривает активное формирование информационноконсультационных структур, широкое использование инновационного потенциала аграрной науки, внедрение передовых информационных технологий, повышение роли регионов в этом процессе; тем не менее на сегодняшний день наблюдается значительное отставание в развитии информационно-консультационных структур регионов. При достаточно высоком кадровом потенциале и широких возможностях имеющихся научных и образовательных учреждений в регионах недостаточно развита информационно-консультационная сеть. Это обусловлено рядом причин: низким платежеспособным спросом сельхозтоваропроизводителей на консультационные услуги, ограниченным использованием имеющегося в регионах потенциала научных и образовательных учреждений, недостаточным вниманием к региональной составляющей развития информационно-консультационной системы со стороны областного (краевого) руководства АПК.

Базовыми звеньями здесь являются научные и образовательные учреждения, органы управления АПК, а также информационно-

консультационные структуры сельских муниципальных районов, обслуживающие участников воспроизводственного процесса в АПК. Указанные учреждения инфраструктуры имеют различные функции, ресурсы и степень влияния на информационно-консультационный процесс в АПК. Так, например, административные учреждения, в связи с институциональным характером своей деятельности, по большей части несут административную нагрузку, связанную с планированием, организацией, координацией, контролем и распоряжением финансовыми средствами. Такой состав функций обусловливает и наличие соответствующего ресурсного потенциала - административного, финансовораспорядительного и организационного.

Очевидно, что именно у региональных (областных) органов управления АПК сосредоточен основной информационно-консультационный потенциал, именно они являются основными звеньями системы. Это обусловливается рядом характерных особенностей современного агропромышленного производства в России.

Специфика сельскохозяйственного производства такова, что каждый хозяйствующий субъект, даже в рамках одной природноклиматической зоны, имеет свои специфические

особенности, требующие индивидуального решения, поэтому значительный сегмент рынка информационно-консультационных услуг должен быть представлен специалистами-кон-сультантами, работающими на уровне сельского муниципального района. Развитие районных информационно-консультативных служб позволит интегрировать деятельность всех участников рынка АПК, оказывающих научнопроизводственные, образовательные, информационные, финансовые, правовые и прочие услуги, в единый инфраструктурный комплекс.

На наш взгляд, информационноконсультационные услуги районного уровня должны формировать бизнес-инкубатор, в который включаются готовые бизнес-проекты и рекомендации по направлениям диверсификации сельскохозяйственных предприятий данной территории. Под диверсификацией в данном научном исследовании понимается освоение принципиально новых направлений деятельности, направленных на создание рабочих мест и стабилизацию социально-экономической ситуации в сельской местности. Внедрение стратегий диверсификации позволит сельхозпредприятию повысить свою финансовую устойчивость за счет получения прибыли от новых видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей рынка. Стратегии диверсификации реализуются сельскохозяйственными предприятиями путем модернизации деятельности в традиционных отраслях или освоения деятельности в принципиально новых, они направлены на укрепление конкурентных позиций предприятия на рынках товаров и услуг.

При родственной диверсификации сельхозпредприятия основными ее направлениями должны стать расширение деятельности в животноводстве и растениеводстве за счет расширения продуктовой линии, а также развитие маркетинговой и коммерческой деятельности, направленной на продвижение собственной продукции на рынке, создание сбытовых кооперативов совместно с другими производителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия сельского административного района.

При неродственной диверсификации необходимо опираться на результаты исследований в области территориального маркетинга и создавать предприятия, в том числе совместные, в тех отраслях, которые реально повлияют на повышение качества жизни местного населения. Таким образом, для определения направлений диверсификации необходимо использовать следующие виды маркетинговых исследований:

- анализ внешних факторов (оценка природно-экономического потенциала, рекреа-

ционных особенностей конкретной территории, в том числе сельского административного района; изучение социальных, политических, правовых и гражданских факторов; анализ текущей конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия; оценка трудового потенциала диверсификации сельскохозяйственного предприятия и сельского административного района);

- SWOT-анализ сильных и слабых сторон территории (исследуются такие составляющие внутренней среды сельского муниципального района, как уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; репутация данной продукции на региональном рынке; доля товаров собственного производства на территориальном и региональном рынках; развитость инфраструктуры рынка; наличие стратегии развития территории);

- анализ внутренних факторов (оценивается конкурентоспособность сельхозпредприятия, его сильные и слабые стороны, деловые качества руководства, организационная культура сельскохозяйственного предприятия);

- составление матрицы возможностей (обобщаются данные исследования состояния территории, оценивается вероятность успеха на базе анализа значимости успеха с учетом природно-климатических особенностей);

- составление матрицы Ансоффа (на основании конъюнктуры рынка определяются возможные направления диверсификации на конкретном товарном рынке для сельскохозяйственных предприятий конкретной территории);

- разработка матрицы развития горизонтальной связанной диверсификации (определяются перспективные направления горизонтальной связанной диверсификации сельскохозяйственных предприятий в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции);

- разработка матрицы развития конгломератной диверсификации (определяются перспективные направления развития диверсификации, основанные на использовании природных ресурсов и трудового потенциала территории).

Такая последовательность маркетинговых исследований позволяет детально изучить потенциал территории и определить наиболее привлекательные направления диверсификации.

В ходе проведения маркетинговых исследований нами были разработаны перспективные направления диверсификации для различных природно-экономических зон Алтайского края.

В горных районах Алтайского края, имеющих богатые рекреационные ресурсы,

более мягкий климат и богатейший запас трав, перспективными направлениями диверсификации являются:

- в области горизонтальной связанной диверсификации - развитие животноводства молочного направления, создание заготовительных, перерабатывающих предприятий, в том числе в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов; восстановление и развитие мясного коневодства; развитие пчеловодства, создание заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации меда и продукции пчеловодства; расширение продуктовой линии растениеводства за счет внедрения технических культур - льна и сахарной свеклы;

- в области конгломератной диверсификации перспективным направлением является развитие международного рынка туризма, однако в настоящее время вероятность успеха в данном направлении низка в связи с отсутствием инфраструктуры туризма на должном уровне, следовательно, необходимо развивать строительный бизнес и создавать сеть мотелей, гостиниц, баз отдыха, турбаз, при наличии целебных источников - лечебнопрофилактических учреждений.

В степных районах Алтайского края, отличающихся суровым резко-континентальным климатом, частыми засухами, значительным количеством природных водных ресурсов, перспективными направлениями диверсификации являются:

- в области горизонтальной связанной диверсификации - развитие овцеводства, птицеводства (водоплавающая птица - утки и гуси), рыболовства и рыбоводства;

- в области конгломератной диверсификации - создание малых предприятий, направленных на использование ресурсов территории, развитие творческой инициативы населения, стабилизация на рынке труда, совершенствование развития рынков и услуг. Основными направлениями развития несельскохозяйственного предпринимательства могут стать: строительный бизнес; реконструкция электросетей и строительство малых электростанций в сельской местности, работающих на газе, местных видах топлива и возобновляемых источниках энергии; создание заготовительных организаций с широким профилем деятельности; развитие овчинно-шубного производства; туризм соотечественников; сельский туризм; создание сервисного обслуживания на автотрассах, развитие общественного питания и ресторанного бизнеса; возрождение народных промыслов и ремесел и т.д.

Таким образом, маркетинговые исследования позволят более четко сформировать бизнес-инкубатор информационно-консультационной службы, что будет способствовать активной диверсификации на территории сельского муниципального района.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АПК РЕГИОНА

А.Б. Письменная, д.э.н., вед. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Академик В.Л. Макаров в своем докладе «Экономика знаний: уроки для России» подчеркивает, что во всем цивилизованном мире «резко возрастает роль человеческого капитала, первоочередного решения проблемы создания развитой инфраструктуры, позволяющей использовать и способствовать еще большему развитию накопленного опыта и знаний в области производства и потребления» [1]. В развитых странах от 70 до 85% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, подготовке кадров, организации производства. Поэтому в этих странах доля расходов на науку в ВВП постоянно растет и приближается к 3%, из которых государство финансирует в среднем 3540%. В России объем финансирования научных исследований снизился по сравнению с 1990 г. более чем в 20 раз, число научных работников резко сократилось. Несмотря на наметившиеся за последний год позитивные тенденции в плане государственной поддержки отечествен-

ной науки, говорить о кардинальных изменениях в лучшую сторону пока преждевременно.

Доля наукоемкой продукции в современной агроэкономике России составляет не более 0,6% от ее объема, а инновационный потенциал АПК России используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет более 50%. В связи с этим развитие и совершенствование механизма распространения новых знаний, технологий и передового опыта в агропромышленном комплексе, утратившим свое значение в период реформирования экономики, становится первоочередной задачей бизнес-менеджмента [2]. Потребность предприятий агропродовольствен-ного комплекса в специалистах, способных использовать современные информационные технологии и базы данных для принятия обоснованных решений, направленных на рост производства АПК и повышение конкурентоспособности его продукции на внутренних и мировых рынках, чрезвычайно велика. Эти решения бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.