Научная статья на тему 'К вопросу о развитии информационно-консультационной службы АПК региона'

К вопросу о развитии информационно-консультационной службы АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии информационно-консультационной службы АПК региона»

более мягкий климат и богатейший запас трав, перспективными направлениями диверсификации являются:

- в области горизонтальной связанной диверсификации - развитие животноводства молочного направления, создание заготовительных, перерабатывающих предприятий, в том числе в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов; восстановление и развитие мясного коневодства; развитие пчеловодства, создание заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации меда и продукции пчеловодства; расширение продуктовой линии растениеводства за счет внедрения технических культур - льна и сахарной свеклы;

- в области конгломератной диверсификации перспективным направлением является развитие международного рынка туризма, однако в настоящее время вероятность успеха в данном направлении низка в связи с отсутствием инфраструктуры туризма на должном уровне, следовательно, необходимо развивать строительный бизнес и создавать сеть мотелей, гостиниц, баз отдыха, турбаз, при наличии целебных источников - лечебнопрофилактических учреждений.

В степных районах Алтайского края, отличающихся суровым резко-континентальным климатом, частыми засухами, значительным количеством природных водных ресурсов, перспективными направлениями диверсификации являются:

- в области горизонтальной связанной диверсификации - развитие овцеводства, птицеводства (водоплавающая птица - утки и гуси), рыболовства и рыбоводства;

- в области конгломератной диверсификации - создание малых предприятий, направленных на использование ресурсов территории, развитие творческой инициативы населения, стабилизация на рынке труда, совершенствование развития рынков и услуг. Основными направлениями развития несельскохозяйственного предпринимательства могут стать: строительный бизнес; реконструкция электросетей и строительство малых электростанций в сельской местности, работающих на газе, местных видах топлива и возобновляемых источниках энергии; создание заготовительных организаций с широким профилем деятельности; развитие овчинно-шубного производства; туризм соотечественников; сельский туризм; создание сервисного обслуживания на автотрассах, развитие общественного питания и ресторанного бизнеса; возрождение народных промыслов и ремесел и т.д.

Таким образом, маркетинговые исследования позволят более четко сформировать бизнес-инкубатор информационно-консультационной службы, что будет способствовать активной диверсификации на территории сельского муниципального района.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АПК РЕГИОНА

А.Б. Письменная, д.э.н., вед. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Академик В.Л. Макаров в своем докладе «Экономика знаний: уроки для России» подчеркивает, что во всем цивилизованном мире «резко возрастает роль человеческого капитала, первоочередного решения проблемы создания развитой инфраструктуры, позволяющей использовать и способствовать еще большему развитию накопленного опыта и знаний в области производства и потребления» [1]. В развитых странах от 70 до 85% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, подготовке кадров, организации производства. Поэтому в этих странах доля расходов на науку в ВВП постоянно растет и приближается к 3%, из которых государство финансирует в среднем 3540%. В России объем финансирования научных исследований снизился по сравнению с 1990 г. более чем в 20 раз, число научных работников резко сократилось. Несмотря на наметившиеся за последний год позитивные тенденции в плане государственной поддержки отечествен-

ной науки, говорить о кардинальных изменениях в лучшую сторону пока преждевременно.

Доля наукоемкой продукции в современной агроэкономике России составляет не более 0,6% от ее объема, а инновационный потенциал АПК России используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет более 50%. В связи с этим развитие и совершенствование механизма распространения новых знаний, технологий и передового опыта в агропромышленном комплексе, утратившим свое значение в период реформирования экономики, становится первоочередной задачей бизнес-менеджмента [2]. Потребность предприятий агропродовольствен-ного комплекса в специалистах, способных использовать современные информационные технологии и базы данных для принятия обоснованных решений, направленных на рост производства АПК и повышение конкурентоспособности его продукции на внутренних и мировых рынках, чрезвычайно велика. Эти решения бу-

дут тем точнее и правильнее, чем более объемной и всесторонней будет информация.

Однако отдельным руководителям аг-ропродовольственного комплекса все еще кажется, что для управления предприятиями комплекса, особенно сельхозпредприятиями, не обязательны современные информационные технологии. В доказательство этому утверждению приводятся примеры из жизни, когда какие-то предприятия без каких-либо информационных технологий ведут более успешную деятельность, чем предприятия, имеющие подобную систему. «Такая логика порочна и ведет к сползанию назад, чуть не в прошлый век» [3].

Необходимость получения адекватной информации из специализированных информационных сетей можно проиллюстрировать на следующем примере. В 2002 г. был собран урожай зерна в количестве 91 млн т. Осталось в запасе от 2001 г. 12 млн т зерна. Следовательно, реализации подлежало 103 млн т зерна (с учетом необходимости возобновления запасов зерна). В период массового сбора урожая 2002 г. цена 1 т зерна опустилась до 500 р. Затраты на производство зерна немалые, и только при цене 2 300-2 400 р. за 1 т можно достичь небольшой рентабельности этого производства. Естественно, сельхозтоваропроизводители не продавали зерно по предлагаемой цене, так как она не покрывала даже затрат на его производство. На наш взгляд, причиной такой ситуации на рынке зерна в условиях высокого урожая явилось отсутствие необходимой информации, обеспечивающей проникновение на мировой рынок зерна, поскольку страна привыкла быть покупателем, а не продавцом зерна другим странам.

Невозможно организовать эффективное управление агробизнесом без постоянно обновляемой и соответствующей действительности информации. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятие АПК должно следить за всеми изменениями на рынке (соотношением цен, конкуренцией, требованиями потребителей). Перспективным и прогрессивным источником получения информации для эффективного маркетинга являются информационные сети.

Минсельхозпрод России интенсивно работает над развитием системы рыночной информации и информационно-консультационных служб АПК. Основными задачами системы рыночной информации в АПК являются: обеспечение всех объектов хозяйствования оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих пред-

приятиях и т.п. до реализации конечным потребителям).

Пока же у сельхозтоваропроизводителей Саратовской области возможности получения информации очень невелики, хотя отдельные шаги в этом направлении осуществляются. Однако специалисты, владеющие информационными компьютерными технологиями и ориентированные на рынки агропродовольствен-ной продукции, вообще не подготавливаются. Нам могут возразить, что ориентация именно на агропродовольственные рынки специалистов, обладающих необходимыми информационными знаниями, может осуществляться в процессе их практической работы. Однако острая проблема, возникшая на рынке зерна в Саратовской области в конце лета - осенью 2002 г., показывает, что отраслевая неграмотность не позволила дать должную информацию производителям зерна, чтобы они ориентировались на соответствующие изменения на рынке [4].

В Саратовской области пока невозможно для массовых сельхозтоваропроизводителей перейти на инфокоммуникации. Это связано как с отсутствием соответствующего технического и технологического обеспечения, так и с информационной неграмотностью пользователей этой отрасли экономики. По данным опроса, проведенного Центром общественного мнения среди работников сельского хозяйства [5], менее 10% семей имеют персональный компьютер и около 10% работников имеют доступ к ресурсам Интернета (дома, на работе и т.д.).

Кроме того, в Саратовской области нет не одного района, где бы сетью Интернет можно было бы устойчиво пользоваться. В едином электронном пространстве было бы, безусловно, легче управлять развитии агропродоволь-ственного рынка региона.

На наш взгляд, государство вправе и даже обязано информационно обустроить основные товарные рынки, в частности, агропро-довольственный рынок, обеспечить обучение специалистов по каждому его сегменту. Это нанесет и сильнейший удар по теневому рынку, размеры которого все еще очень велики.

Еще одним важным следствием доступа к информационным сетям является возможность прогнозирования развития агропродовольствен-ного рынка региона. Современные информационные технологии на базе соответствующей информации позволяют использовать с высокой эффективностью известные количественные методы прогнозирования - анализ временных рядов, экономико-математи-ческое моделирование, метод аналогий и др. Использование методов прогнозирования позволит оптимизировать использование ограниченных ресурсов и повысить эффективность деятельности и сельхозпроизводителя, и АПК региона в целом.

Литература

1. Макаров, В.Л. Экономика знаний: уроки для России: доклад ООН РАН/ В.Л. Макаров. - М., 2002. -С. 10.

2. Зюзина, Н.В. Управление консалтинговой деятельностью в агропромышленном комплексе региона: автореф. ... дис. ... канд. экон. наук / Н.В.Зюзина. - Саратов: ИАгП РАН, 2003. - С. 4.

3. Ушачев, И.Г. Управление АПК на базе современных информационных систем. /Доклад на семинаре ВИАПИ, 1999.

4. Власов, П.П. Формирование информационного сопровождения рынков региона: автореф. ... дис. ... канд. экон. наук / П.П. Власов. - Саратов: ИАгП РАН, 2003. С. 142.

5. Там же. С. 143.

ИНФОРМАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ (на примере информационно-консультационных центров в АПК Саратовской области)

М.В. Муравьева, к.э.н., доц. Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова

Интенсивное развитие аграрного сектора экономики региона и страны в целом зависит от сбалансированности действия всех факторов производства: не только от эффективного использования земли, капитала, человеческого капитала (труда и предпринимательской способности), но и, с развитием техники и технологий, - от информационного фактора. Достоверная и необходимая для сельхозтоваропроизводителя информация, содержащая последние практические и методические рекомендации в области сельского хозяйства, определяет скорость внедрения инноваций, повышения результатов деятельности субъектов агроэкономики.

Консультационное содействие сельским жителям, а также предприятиям АПК оказывают информационно-консультационные службы села. На сегодняшний день такие службы созданы во многих субъектах РФ, все они имеют различную структуру, степень зависимости от органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, различный характер оказания услуг в области агросферы (на возмездной и безвозмездной основе), но основой целью их деятельности является создание эффективного сельского хозяйства.

В мае 2006 г. при финансовой поддержке Министерства сельского хозяйства Саратовской области и на базе ФГОУ «ВПО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова» были созданы информационно-консультационные центры в АПК Саратовской области (далее - ИКЦ в АПК). Общая структура организации включала центральный офис, координирующий, организующий деятельность центров и восьми районных центров (Балашовского, Вольского, Ершовско-го, Калининского, Лысогорского, Новоузенско-го, Пугачевского, Советского), расположенных по основным агроэкономическим зонам области. Только за семь месяцев функционирования ИКЦ В АПК было проведено 52 семинара районного, межрайонного и областного уровней, в которых принимали участие как органы управ-

ления сельского хозяйства, крупные и средние сельхозтоваропроизводители, так и малые предприятия АПК, а также ЛПХ. В качестве экспертов-консультантов выступали ведущие ученые саратовских вузов, НИИ, представители государственных комитетов и служб, специалисты крупных компаний, т.е. привлекались лучшие специалисты (количество привлеченных экспертов составило 214 человек) в области растениеводства, зооветеринарии, средств защиты растений и сельскохозяйственных животных, экономики, бухгалтерского учета и финансов, кредитования и кооперации, а также аграрного права и трудовых вопросов.

Информационная деятельность осуществляется в нескольких формах:

1.Семинары и конференции. Данные мероприятия проводятся как по конкретной тематике, так и в виде универсальных. На встречу с экспертами приглашаются определенные группы слушателей, которые определяются в зависимости от темы семинара, а также даются объявления через районные органы управления сельским хозяйством. По итогом года на семинарах, организованных ИКЦ в АПК, побывало свыше 1 700 руководителей и специалистов предприятий АПК.

2. Индивидуальные консультации. В центральном офисе и районных подразделениях организуются группы экспертов по два-четыре человека, которые выезжают по заявкам предприятий или сельских жителей в районы области и отвечают на интересующие вопросы.

3. Интернет-консуль тации. Сотрудн и ка -ми ИКЦ создан информационный сайт, содержащий новости АПК области и страны, практические рекомендации, а также страницу консультаций, где любой специалист и руководитель может задать вопрос экспертам центра. На индивидуальных консультациях и Интернет-консультациях в 2006 г. было задано 7 598 вопросов по различным темам (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.