Научная статья на тему 'Информационное консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей как мотивационный фактор роста эффективности (на примере информационно-консультационных центров в АПК Саратовской области)'

Информационное консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей как мотивационный фактор роста эффективности (на примере информационно-консультационных центров в АПК Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей как мотивационный фактор роста эффективности (на примере информационно-консультационных центров в АПК Саратовской области)»

Литература

1. Макаров, В.Л. Экономика знаний: уроки для России: доклад ООН РАН/ В.Л. Макаров. - М., 2002. -С. 10.

2. Зюзина, Н.В. Управление консалтинговой деятельностью в агропромышленном комплексе региона: автореф. ... дис. ... канд. экон. наук / Н.В.Зюзина. - Саратов: ИАгП РАН, 2003. - С. 4.

3. Ушачев, И.Г. Управление АПК на базе современных информационных систем. /Доклад на семинаре ВИАПИ, 1999.

4. Власов, П.П. Формирование информационного сопровождения рынков региона: автореф. ... дис. ... канд. экон. наук / П.П. Власов. - Саратов: ИАгП РАН, 2003. С. 142.

5. Там же. С. 143.

ИНФОРМАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ (на примере информационно-консультационных центров в АПК Саратовской области)

М.В. Муравьева, к.э.н., доц. Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова

Интенсивное развитие аграрного сектора экономики региона и страны в целом зависит от сбалансированности действия всех факторов производства: не только от эффективного использования земли, капитала, человеческого капитала (труда и предпринимательской способности), но и, с развитием техники и технологий, - от информационного фактора. Достоверная и необходимая для сельхозтоваропроизводителя информация, содержащая последние практические и методические рекомендации в области сельского хозяйства, определяет скорость внедрения инноваций, повышения результатов деятельности субъектов агроэкономики.

Консультационное содействие сельским жителям, а также предприятиям АПК оказывают информационно-консультационные службы села. На сегодняшний день такие службы созданы во многих субъектах РФ, все они имеют различную структуру, степень зависимости от органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, различный характер оказания услуг в области агросферы (на возмездной и безвозмездной основе), но основой целью их деятельности является создание эффективного сельского хозяйства.

В мае 2006 г. при финансовой поддержке Министерства сельского хозяйства Саратовской области и на базе ФГОУ «ВПО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова» были созданы информационно-консультационные центры в АПК Саратовской области (далее - ИКЦ в АПК). Общая структура организации включала центральный офис, координирующий, организующий деятельность центров и восьми районных центров (Балашовского, Вольского, Ершовско-го, Калининского, Лысогорского, Новоузенско-го, Пугачевского, Советского), расположенных по основным агроэкономическим зонам области. Только за семь месяцев функционирования ИКЦ В АПК было проведено 52 семинара районного, межрайонного и областного уровней, в которых принимали участие как органы управ-

ления сельского хозяйства, крупные и средние сельхозтоваропроизводители, так и малые предприятия АПК, а также ЛПХ. В качестве экспертов-консультантов выступали ведущие ученые саратовских вузов, НИИ, представители государственных комитетов и служб, специалисты крупных компаний, т.е. привлекались лучшие специалисты (количество привлеченных экспертов составило 214 человек) в области растениеводства, зооветеринарии, средств защиты растений и сельскохозяйственных животных, экономики, бухгалтерского учета и финансов, кредитования и кооперации, а также аграрного права и трудовых вопросов.

Информационная деятельность осуществляется в нескольких формах:

1.Семинары и конференции. Данные мероприятия проводятся как по конкретной тематике, так и в виде универсальных. На встречу с экспертами приглашаются определенные группы слушателей, которые определяются в зависимости от темы семинара, а также даются объявления через районные органы управления сельским хозяйством. По итогом года на семинарах, организованных ИКЦ в АПК, побывало свыше 1 700 руководителей и специалистов предприятий АПК.

2. Индивидуальные консультации. В центральном офисе и районных подразделениях организуются группы экспертов по два-четыре человека, которые выезжают по заявкам предприятий или сельских жителей в районы области и отвечают на интересующие вопросы.

3. Интернет-консуль тации. Сотрудн и ка -ми ИКЦ создан информационный сайт, содержащий новости АПК области и страны, практические рекомендации, а также страницу консультаций, где любой специалист и руководитель может задать вопрос экспертам центра. На индивидуальных консультациях и Интернет-консультациях в 2006 г. было задано 7 598 вопросов по различным темам (табл. 1).

Тематика запросов Всего В том числе

крупными хозяйствами всех форм собственности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами ЛПХ, садоводами, огородниками

Растениеводство 2 902 814 1 184 904

Животноводство 1 226 242 204 780

Механизация 134 52 78 4

Первичная переработка 0 0 0 0

Экономика 896 288 402 206

Бухгалтерский учет, цены, финансы 34 0 34 0

Правовые вопросы 850 308 290 252

Налогообложение 372 124 194 54

Кредитование 738 40 218 480

Национальные проекты 10 2 4 4

Земельные вопросы 436 128 84 224

Всего оказано услуг 7598 1998 2 692 2 908

4. Разработка и издание печатной продукции за счет средств ИКЦ в АПК. Текущая информация о самых ярких событиях в АПК области, научно-практические статьи ученых и практиков на наиболее актуальные темы, информация о предприятиях, производящих необходимое сырье и оборудование для предприятий, а также общая характеристика инно-

вационных разработок публикуются в цветном ежеквартальном журнале «Информационное консультирование в АПК Саратовской области». Наиболее подробная информация об инновационных разработках, практические рекомендации, вопросы об изменениях в аграрном праве и т.д. публикуются в информационных листах и брошюрах.

Органы исполнительной власти Саратовской области (Министерство сельского хозяйства)

Саратовский ГАУ им .Н .И .Вавилова, научные и образовательные учреждения

Политическая

эффективность

Временная составляющая: моментальный эффект, долгосрочная обработка информации ее

ИКЦ В АПК Саратовской области

Эффективное внедрение научных разработок

Предприятия АПК

предприятия, производящие сырье и оборудование для АПК

сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности (включая К(Ф)Х)

предприятия переработки сельскохозяйствен ной переработки

Экономическая

эффективность

предприятия рыночной и производственной инфраструктуры (банки, страховые компании, торговый сектор и т.д.)

Социальная

эффективность

Сельский житель, ЛПХ.

Рис.1. Субъекты аграрного информационного консультирования в Саратовской области

и приоритетные виды их эффективности

Оценить эффективность деятельности информационной службы можно в нескольких направлениях. В отличие от производственной деятельности количественная оценка данных видов услуг сложна, так как включает не только получение непосредственного результата, но и косвенного, различного по времени действия (рис.1). Каждый участник проекта получает свой вид эффективности: органы исполнительной власти - политическую эффективность через аутсорсинг разъяснительной работы; научные учреждения - ускоренное внедрения своих новейших разработок на производство и более тесная связь с производителями; предприятия АПК заполняют на безвозмездной основе информационный вакуум и получают подробные разъяснения по интересующим вопросам касающимся непосредственно сельского хозяйства в условиях Саратовской области, сельские жители- находят необходимые ответы, которые они не могут получить в местной администрации по вопросам социального сек-

тора села; предприятия инфраструктуры получают расширенный доступ к клиентам.

За семь месяцев действия ИКЦ в АПК было привлечено свыше 46 млн р. инвестиций в сельское хозяйство области. Если учитывать, что в один год деятельности центров затрачено на их организацию и деятельность 10 млн р., то на 1 р. затрат привлечено 4,6 р. инвестиций, в 2007 г. этот показатель запланировано увеличить до 9,3 р.

Конечно, год существования такой службы на практике не является показателем масштабности ее деятельности, существуют проблемы которые необходимо решать для более мобильного доступа информации (так ряд служб неохотно сотрудничают по некоторым вопросам, например, касающиеся налогов, закрытостью необходимой информации).

Но главным преимуществом такой деятельности является то, что любое предприятие АПК (сельхозтоваропроизводители) и сельский житель могу бесплатно и оперативно получить нужную информацию.

Раздел 18. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

ТЕНДЕНЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

М.Я. Васильченко, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Целеполагающие принципы сохранения продовольственной безопасности и достижения устойчивого развития аграрной сферы России предполагают наличие инновационной мотивации, т.е. способности реагировать на возникающие проблемы рынка. Это относится, прежде всего, к расширению диверсификации производства, сбыта и экспорта продовольственных товаров. В настоящее время агропро-довольственный сектор испытывает сильную импортную зависимость; для внешнеторгового потенциала характерны признаки «голландской болезни», несбалансированная структура экспорта и импорта продовольствия, феномен «андертрейдинга». Импорт по отдельным видам мяса превышает 30% (при максимально допустимом по международным критериям пороге 20%).

Отражая своеобразную реакцию на многообразие потребительских предпочтений, диверсификация существенно снижает производственные, финансовые и коммерческие риски, сглаживает различия в уровне рентабельности различных видов продукции. Сельскохозяйственные предприятия могут реализовывать возможности диверсификации на ос-

нове развития многоотраслевого профиля предприятия, переработки сельскохозяйственной продукции, использования разнообразных каналов сбыта, формирования устойчивых связей с крупными агропромышленными фирмами.

В то же время для сельского хозяйства диверсификация производства не всегда адекватна диверсификации сбыта, а следовательно, диверсификации возможностей увеличения доходов.

Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры и стабильных связей приводит в отдельных регионах к большой зависимости производителей от местных перерабатывающих предприятий; наблюдаются значительные потери от реализации продукции из-за низких цен или затянувшихся сроков оплаты. Нарушение традиционных связей и трудности сбыта вынуждают производителей к стихийному поиску новых покупателей.

Освоение новых видов продуктов или услуг имеет значительные ресурсные ограничения. По результатам опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН [1], в 2003-2005 гг. в среднем по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.