ЭКОНОМИКА АПК
УДК 631.15;338.431;303.43:330.131.7 В.А. Кундиус,
В.В. Чермянина РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРНОГО ПАРТНЕРСТВА
Ключевые слова: многофункциональность, сельская экономика, агротуризм, территориальные кластеры, экономическое кластерное партнерство.
Повышение уровня и качества жизни в сельской местности, решение проблем занятости, возрождение и развитие сельских территорий в современных условиях неизбежно связаны с расширением многофункциональности сельской экономики, диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований. Исследования проблем многофункциональности сельской экономики позволяют определить реальные и перспективные виды несельскохозяйственной деятельности в сельском хозяйстве Алтайского края.
Это, прежде всего, развитие собственных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности: минимельницы, убойные пункты животных, колбасные цехи, сыроварни; закупочные службы, кооперативы для многих мелкотоварных производителей, проживающих в малонаселенных селах и деревнях, где затруднена реализация продукции, произведенной на личных подворьях.
Следующее направление диверсификации деятельности сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий — открытие собственных торговых точек на опто-
во-продовольственных рынках края и продовольственных рынках, организация структур (малых предприятий), занимающихся заключением договоров, реализацией произведенной продукции за пределами региона по более высоким рыночным ценам.
Оживление сельской экономики непременно обусловит расширение строительства, производства строительных материалов как на межрайонном, так и региональном уровнях. Развитие стройиндустрии, в свою очередь, мультпликативно еще в большей мере будет способствовать диверсификации и многопрофильно-сти сельской экономики, занятости сельского населения.
Актуальное направление диверсификации предприятий АПК на Алтае — заготовка и переработка дикоросов. Создание заготовительных организаций, занимающихся сезонной заготовкой лекарственных растений, дикорастущих плодов, ягод, грибов и ежедневным сбором молока, яиц, закупкой мяса сельскохозяйственных животных и птицы, является перспективным направлением диверсификации деятельности сельхозпредприятий. Для лесостепной и предгорных зон эффективна организация предприятий лесоперерабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, народных промыслов, изготовления сувениров в связи с развивающимся туризмом и других.
Для предприятий АПК целесообразно развитие таких направлений диверсификации деятельности: кожевенной и галантерейной промышленности, садоводства, рыбоводства, пчеловодства; шорного производства; коммерческой деятельности, предприятий гостиничного сервиса, сельского, ностальгического и этнографического туризма, особенно в связи с близостью и востребованностью этого вида услуг японцами, китайцами, корейцами. При этом актуально развитие ресторанного бизнеса, фирменной торговли, возрождение народных ремесел и промыслов.
Особый интерес в Алтайском крае проявляется к сельскому туризму. Начало развития агротуризма было положено еще в 70-х годах с целью приостановки массового оттока населения из села в город. По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание нормальных условий для его жизни и работы в деревне. В то же время у жителей мегаполисов появилась потребность в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине. Поэтому массовое распространение агротуризм получил, прежде всего, в промышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США — на 4%, Западной Европе — на 2-3%).
Формы организации агротуризма, применяемые в мировой практике, представлены в виде: микрогостиниц, организованных на базе малого семейного гостиничного хозяйства, усадеб; специализированных частных отелей в форме стилизованных аг-ротуристических деревень, культурноэтнографических центров и других; создание сельскохозяйственных парков в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Эта модель преследует цели популяризации и пропаганды достижений сельского хозяйства страны, сохранения в нем традиционных практических навыков, демонстрации приемов национального сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации данной концепции обычно курирует ведомство, ответственное за развитие аграрного сектора экономики (а не туризма). Сельскохозяйственные парки, являясь многофункциональными центрами и туристическими объектами для отдыха, параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу.
Основной целью развитию туризма на селе является улучшение условий жизни местного населения. Развитие агротуриз-
ма, в свою очередь, мультипликативно будет стимулировать развитие местной экономики путем формирования малых экономических оборотов местных ресурсов в производстве туристского продукта. Интерес предпринимателей к относительно новому делу возрастает в условиях реализации мер государственной поддержки. В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., одним из приоритетных направлений несельскохозяйственных видов деятельности предусмотрено развитие сельского туризма [1].
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Алтайский край определен в качестве пилотного региона по развитию туризма в сельской местности. В крае принята Ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма Алтайского края на 2008-2012 годы». Цель программы — создание в Алтайском крае благоприятных условий для сельского туризма, развитие транспортной, рыночной и социальной инфраструктуры, в конечном счете, — обеспечение повышения качества жизни и занятости сельского населения [5].
Исполнителями программы являются Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Алтайская региональная ассоциация туризма «Арат»; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ООО «Алтайский центр сертификации».
На территории Алтайского края в таких районах, как Алтайский, Солонешенский, Краснощековский, Чарышский, Змеиногорский, Курьинский, Советский, Солтон-ский сельскими жителями уже оказываются туристические услуги. К видам сельского туризма относят: рекреационный, активный, познавательный и экологический отдых, а также сопутствующие виды отдыха, охоту и рыбалку, сбор дикоросов и гастрономический туризм.
Среди основных преимуществ сельского туризма можно выделить: снижение уровня безработицы, рост доходов и уровня жизни сельских жителей, улучшение благоустроенности усадеб и сел, развитие малого предпринимательства на селе, стимулирование охраны местных достопримечательностей, обычаев, фольклора, народных промыслов.
Современные ученые, экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. Зарубежные ученые В. Фельдман, Е. Дах-
мен и другие понимают под кластером диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты — выпуск» [2, 6].
Исследуя развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, мы пришли к выводу, что формирование экономических кластеров в АПК имеет экономическую и социальную целесообразность. При таком подходе целесообразно рассматривать кластер на основе системно — интеграционной теории. Г.Б. Клейнер так же рассматривает промышленные кластеры с системноинтеграционных позиций [3]. Согласно этой теории экономические системы представлены объектами, процессами, средами, проектами в координатах «время — пространство».
В соответствии с выделенными признаками предлагается характеризовать кластер как группу географически и технологически взаимосвязанных конкурирующих предприятий и обслуживающих организаций, объединившихся с целью выпуска и реализации продукции или специализированных услуг, соответствующих мировым стандартам на основе непрерывного инновационного процесса и тем самым взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. На основе выделенных признаков и определения сущности кластеров предлагается подразделять их на инновационные производственно-технологические, многопрофильные и специализированные. Отличительными особенностями инновационных производственно-технологических кластеров являются:
- наличие научно-исследовательских учреждений как ядра кластера, вокруг которого сосредотачиваются элементы (участники) кластера — инновационные предприятия и поставщики оборудования;
- применение принципиально новых технологий, продукции или услуг, пользующихся или способных пользоваться спросом на мировом или региональных рынках;
- осуществление полного цикла производства инновационной продукции или услуги от идеи до ее воплощения.
По нашему мнению, территориальные кластеры в большей или в меньшей мере являются инновационными, связанными с нововведениями, новообразованиями. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве их ядра выступают предприятия промышленности
или сферы услуг, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках, в том числе производящие турпродукт. В этой связи диверсифицированные виды деятельности могут иметь место в агротех-нологических кластерах или специализированных, непроизводственных. В частности, целесообразно формирование кластера агротуризма, объединяющего сельских производителей, туристические фирмы, научные, маркетинговые центры, специализированные фирмы и другие инфраструктурные объекты (рис.).
В каждой стране, имеющей конкурентоспособные кластеры, при их формировании и развитии учитывались специфические социально-экономические, географические, политические особенности территорий. В этой связи при оценке возможности использования кластерного подхода в регионах России необходимо выделить позитивные и негативные факторы для его внедрения.
Позитивными факторами для развития кластеров в России являются: наличие
большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологической культуры и др.
Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти и др. В связи с вышесказанным предлагается следующий, шестиэтапный и четырехуровневый алгоритм выделения потенциальных кластеров в регионе.
1. Выявление перспективных видов товаров. На первом этапе выявляются перспективные виды продукции, производимые предприятиями региона на основе анализа их доли в мировом, общероссийском, региональном производствах.
2. Прогнозный этап (тенденции рынков по отобранному перечню товаров). На данном, втором, этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование динамики цен и объемов мирового производства товаров и услуг.
Рис. Организационная схема кластера агротуризма в регионе
3. Определение эффективности функционирования предприятий, способных создать ядро кластера (выпуск перспективной продукции). На данном этапе анализируются показатели финансовой устойчивости и эффективности функционирования предприятий.
4. Определение наличия ресурсов для развития кластера. Анализируется обеспеченность отобранного круга предприятий, выпускающих перспективную продукцию, сырьем, финансовыми ресурсами, производственными мощностями и другими.
5. Анализ возможностей для создания недостающих элементов инфраструктуры функционирования кластеров. Анализируется обеспеченность потенциальных кластеров инфраструктурой, в том числе логистической и энергетической.
6. Определение уровня взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков). На данном, заключительном, этапе выявляется уровень взаимодействия потенциальных участников кластера на основе анкетного опроса руководителей перспективных предприятий.
На каждом из этапов производится отсев видов продукции и предприятий региона. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у
региона имеются конкурентные преимущества. При этом необходимо учитывать как масштаб, так и тип потенциальных кластеров. Предлагается выделить кластеры местного, регионального, федерального и мирового уровня с соответствующими количественными критериями их выделения [4].
Выбор стратегии диверсификации сельхозпредприятий зависит от конкурентной позиции предприятия на рынке и темпов роста рынка.
Вместе с тем необходимо на государственном уровне стимулировать развитие в сельской местности несельскохозяйственной занятости, обеспечить льготные условия и упрощение процедуры открытия на селе предприятий различных отраслей, организовать переобучение работников для замещения новых альтернативных рабочих мест. Также необходимо проводить консультирование сельских жителей (желающих работать) по организационноправовым основам малого бизнеса и предпринимательства в несельскохозяйственных видах деятельности.
Роль координатора и консультанта по вопросам развития диверсифицируемых отраслей могут выполнять как управления сельского хозяйства, информационноконсультационные центры муниципальных образований, так и вузы, учреждения системы Сибирского отделения РАСХН и РАН.
Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств и СПК будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению их развития.
Библиографический список
1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Пост. Правительства от 14.07.2007 г. № 446. - М., 2007.
2. Запольский М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе Беларуси / М.И. Запольский. — Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2008. - 318 с.
3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. — М.: Дело, 2008. — 568 с.
4. Печаткин В.В. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / В.В. Печаткин, С.М. Гаймалова // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3(31).
5. Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2009 г. № 88 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы».
6. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 19191939 / E. Dahmen. — Stockholm, 1950.
7. Режим доступа: http://www. agro-tourism.narod.ru.
8. Режим доступа: http: //www.agro. altai.ru.
+ + +
УДК 658.336.8 М.В. Носкова
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключевые слова: организационные
особенности моделей развития кадров, модель индивидуального кадрового потенциала, модель кадрового потенциала персонала.
Введение
Оценивая кадровый потенциал сельского хозяйства с точки зрения потребностей высокотехнологичного аграрного производства, особое внимание необходимо уделять развитию существующих уровней профессионального образования работников сельского хозяйства для обеспечения кадрами новых форм и сфер аграрной деятельности: агропромышленных холдингов, сельскохозяйственных кооперативов, фермерского и личного сектора, иных структур обеспечения рыночного механизма хозяйствования.
Объекты и методы
В зависимости от основных субъектов реализации предлагается различать две
модели развития кадрового потенциала: «индивидуального кадрового потенциала», «кадрового потенциала персонала». Представим особенности каждой модели в виде её краткой функциональной характеристики.
Результаты и их обсуждение
Первая модель «индивидуального кадрового потенциала» характеризует профессиональную деятельность работника любого уровня образования (начального профессионального, среднего, высшего) или индивидуального предпринимателя, имеющего подготовку в разных областях знаний, с конкретным опытом работы, определённого возраста и пола, обладающего уникальными, личностными и квалификационными характеристиками и качествами, которые во взаимодействии с различными факторами и средами формируют его конкурентные преимущества.
Структура данной модели кадрового потенциала в большей степени складыва-