агропромышленный комплекс
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ и перспективы
AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
УДК 378.4:631.1
Старкова Е.И., заместитель руководителя регионального центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовке кадров
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Предложен организационно-экономический механизм, способный связать образование, науку, бизнес и производство АПК Амурской области в единое целое через создание системы информационно-консультационных центров. Связующим звеном этой интеграции должен стать Региональный Центр по оказанию консультационной помощи при ДальГАУ. Использование возможностей программно-целевых установок ведомственной Министерству сельского хозяйства Российской Федерации целевой программы Единой системы информационного обеспечения АПК (ЕСИО) позволит распространять научные знания, оказывать техническую помощь, а главное способствовать развитию предпринимательства, в том числе инновационного. Формирование и реализация этого механизма создаст условия для исключительной роли и принципиально новой модели университетского комплекса, основанной на инновациях, новом видении цели и миссии вуза в процессах, обеспечивающих успешное реформирование аграрной отрасли всего Дальневосточного региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, ЕДИНАЯ СИСТЕМА
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК, АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЕЛЙ.
Starkova E.I.
THE DEVELOPMENT OF CONSULTANCY SYSTEM IN AGRARIAN PRODUCTION FOR THE INCREASE IN COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY COMPLEX
An organizing-and-economic mechanism able to unite education, science, business and the Amur region Agro-Industrial complex production is offered in this paper. It can be done by establishing a number of information-and-consultancy centers. The Regional Consulting Centre located in Far Eastern State Agricultural University should become a coordinator of such integration.
The aim of the Regional Consulting Centre will be popularization of scientific knowledge, rendering technological assistance and promotion of innovative entrepreneurship.
A new created mechanism can become a completely new model of the university complex based on innovations and new approach to the mission of the educational institution in the processes of successful reforming of the agricultural branch of the whole Russian Far East.
KEYWORDS: CONSULTANCY, A COMMON SYSTEM OF INFORMATION OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX, AGRARIAN PRODUCTION, AGRICULTURAL PRODUCERS SUPPORT.
В настоящее время преобразование ведущих университетов России в учебно-
5
научно-инновационные комплексы является определяющим направлением стратегии ин-
новационного развития России. В этих условиях становится очевидной необходимость в новых организационно-экономических механизмах, способных связать образование, науку, бизнес и производство в единое целое.
Как показывает российский опыт, информационно-консультационная служба сможет стать действенным механизмом решения этой проблемы.
В мае 2009 года на ученом совете университета было принято решение о создании регионального центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовке кадров (далее - Центр).
Сложившаяся система университета со своей структурой, материальной базой, предметно ориентированной методикой работы является ядром информационноконсультационной службы на региональном уровне. В свою очередь, Центр крайне необходим для университета, поскольку его деятельность протекает в русле практических решений, представляющих собой бесценную информацию для доработки и корректировки учебных программ университета.
Миссия Центра - в содействии развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе путем формирования СИСТЕМЫ информационной, консультационной и обучающей поддержки хозяйствующих субъектов АПК и других отраслей, а также инфраструктуры села и сельского населения, позволяющей распространять знания, оказывать техническую помощь и выполнять другие связанные с этим услуги, а главное, способствование развитию предпринимательства, в том числе инновационного.
Университет с созданием Центра получает дополнительные конкурентные преимущества, которые позволяют не только успешно позиционировать на региональном рынке аграрного производства, но, что особенно важно, создает условия для исключительной роли университета в аграрном производстве всего Дальневосточного региона.
В качестве основной задачи Центр ставит не простое доведение до сельхозтоваропроизводителей сведений о нововведениях, а повышение качества их знаний с использованием передового практического опыта до уровня, позволяющего принимать самостоятельные решения.
В настоящее время многие сельхозпредприятия настолько раздроблены, а их ресурсы настолько малы, что они не в состоянии иметь высококвалифицированных специали-
стов по животноводству, растениеводству, экономике и т.п.
Основной деятельностью Центра является создание механизмов саморазвития сельскохозяйственного производства, научнообоснованное выявление и поддержка форм и методов хозяйствования, отвечающих складывающимся рыночным условиям через создание системы информационноконсультационных центров в ключевых районах Амурской области. Для успешного функционирования такой системы необходимо создание единой двухуровневой консультационной организации (Единый Центр) с центральным офисом (Региональный Центр при ДальГАУ), играющим роль научнометодического центра, и районными (межрайонными) сельскими консультационными центрами (СКЦ). Деятельность единой системы эффективна лишь в том случае, если она будет представлять цельную конструкцию с четким вертикальным подчинением и финансированием. Единая система обеспечит оперативное взаимодействие и принятие решений. Взаимодействия всех этих самостоятельных организаций должно скрепляться многочисленными и/или многосторонними договорами. Необходимо укомплектование этой системы высокопрофессиональными специалистами по отраслям знаний, работающих на условиях полной занятости. Качественная подготовка их к ведению консультационной деятельности. Создание материально-технической базы консультационных организаций, включающей не только компьютеры, но и полевые лаборатории (приборы), позволяющие консультанту провести анализ почвы на поле клиента, анализ качества молока на ферме, а также стационарное агрохимическое оборудование. Также необходимы компьютерные программы по расчету рационов кормления и многое другое, без чего не мыслим современный консультант в большинстве стран. Наличие собственных опытных площадок и мини-техники могло бы поднять опытно-демонстрационную деятельность на должный (классический) уровень. И конечно же постоянная материальная поддержка консультационной деятельности из бюджетов различных уровней даже в условиях её коммерциализации. Районный уровень является центром диверсификации целей и задач с учётом реального состояния дел районов.
Для организации деятельности системы информационно-консультационной службы разработан специальный механизм, построенный на шести модулях (таблица 1)
6
Таблица 1
Модульная система организации регионального консультационного центра ДальГ АУ
Содержание модуля Цель модуля Задачи для достижения цели
Модуль 1. Организация эффективных информационно -консультационных центров на территориях пилотных регионов Амурской области. Создание профессиональных консультационных организаций, в которых сельхозтоваропроизводители могут получить доступную, рыночную информацию, облегчающую им работу в конкурентной среде, в решении имеющихся и назревающих проблем, оказания поддержки иного альтернативного бизнеса селян Задача 1. Изучение опыта работы информационноконсультационных служб для сельхозпредпринимателей в Российской Федерации, в частности ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» (ФГУ РЦСК). Задача 2. Вступление в Ассоциацию сельскохозяйственных консультационных организаций России «АСКОР»; организация и открытие филиала ассоциации при ФГБОУ ВПО ДальГ АУ по Дальневосточному Федеральному округу. Задача 3. Проведение межрегиональной конференции по обсуждению практических вопросов обеспечения информацией и консультирования товаропроизводителей всех форм собственности в регионе. Задача 4. Маркетинговый мониторинг потребностей всех товаропроизводителей в Дальневосточном федеральном округе и Амурской области в консультационных услугах; Задача 5. Подготовка консультантов для работы в аграрном секторе через систему аккредитации для подтверждения компетентности и обеспечение гарантий ответственности перед заинтересованными лицами -получателями консультационных услуг в области сельского хозяйства.
Модуль 2. Обучающие тематические и отраслевые семинары и тренинги Создание системы обеспечения специалистов и предпринимателей аграрного сектора экономики регулярными семинарами и тренингами, мастерклассами по всем вопросам осуществления производственной и коммерческой деятельности Задача 1. Проведение семинаров и тренингов по вопросам законодательства, реорганизации хозяйств, организации и управления производством, экономикой и финансами, решение задач привлечения инвестиций, налогообложения, бухгалтерского учета и аудита, по энергосберегающим технологиям производства и другим проблемам, связанным с деятельностью товаропроизводителей в АПК. Задача 2. Обучение молодежи в сельских территориях развитию несельскохозяйственных видов деятельности (ремесленничество, народно-художественные промыслы) и сельскохозяйственных, перерабатывающей промышленности и других, составляющих основу для развития сельского туризма; Задача 3. PR- тренинги, в том числе методика работы с общественностью, обучение организации прессконференций, презентаций, создание информационного потока и т.д.; Задача 4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации консультантов по сельскому хозяйству, повышение знаний специалистов агропромышленного комплекса в области инновационного обеспечения производства.
Модуль 3. Отраслевые консультации Обеспечение условий ускоренного развития отдельных отраслей животноводства (мясное животноводство, овцеводство), растениеводства (производство, переработка и организация хранения и продажи соевых бобов) и овощеводства (строительство теплиц) Задача 1. Консультации по развитию отдельных видов животноводства, растениеводства и других отраслей производства сельхозпродукции; Задача 2. Консультации по бизнес планированию, реструктуризации бизнеса; Задача 3.Участие в подготовке инвестиционных предложений, содействие в подборе инвесторов и партнеров в агробизнесе; Задача 4. Комплексное юридическое, экономическое и бухгалтерско-аудиторское обслуживание; Задача 5. Консультационное сопровождение 2-3 пилотных проектов по хранению и переработке сельхозпродукции;
7
Содержание модуля Цель модуля Задачи для достижения цели
Задача 6. Разработка схемы «общественные огороды» как формы работы с индивидуальным клиентом, не включенным в систему товарного сельхозпроизводства (любительское садоводство и огородничество). Задача 7. Рекламно-информационные услуги.
Модуль 4. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам Пропаганда деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов как основы финансового кредитования малых форм хозяйствования на селе Задача 1. Улучшить условия доступа к финансированию фермерской деятельности через создание и сопровождение работы организаций по микрокредитованию; Задача 2. Разработка программы развития сельских территорий по обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения «Развитие аграрного туризма в России». Задача 3. Разработка Концепции развития института микрофинансирования села через систему создания кредитной кооперации в Амурской области как элемента общей Программы поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Модуль 5. Совершенствование рыночной инфраструктуры Обучение работе с информационными системами о наличии бизнес поддерживающих организаций в регионе, ознакомление с методами работы с ними, использованию передовых информационных технологий. Задача 1. Информирование о ценах, состоянии и прогнозах развития аграрных рынков, проведение оперативного маркетингового анализа и содействие в реализации готовой продукции; Задача 2. Разработка рекомендаций направлений производства для отдельных районов территорий и областей; Задача 3. Использование возможностей современных телекоммуникационных систем и компьютерной техники для формирования и постоянного пополнения информационных баз данных и пр.; Задача 4. Разработка рыночной аграрной политики в Дальневосточном федеральном округе, а также демонстрация роли коммерческих жизнеспособных сбытовых предприятий, посредством пилотных инвестиций в строительство овощехранилищ, создание оптовых рынков и рынков выходного дня. Задача 5. Целенаправленный поиск, апробация и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Привлечение современных достижений науки и техники для решения проблем, необходимых рыночному производству
Модуль 6. Координация деятельности по улучшению коммуникаций с органами власти и на межрегиональном уровне Научить сельхозпредпринимателей работе по лоббированию и защите своих интересов перед органами власти и их представителями на местах. Поддержать деятельность общественных некоммерческих бизнес поддерживающих организаций Задача 1. Усиление координации деятельности фермерских ассоциаций с органами власти, советами предпринимателей для улучшения законодательных условий деятельности сельхозтоваропроизводителей. Задача 2. Разработка законодательных и нормативных инициатив для создания эффективной правовой и законодательной базы по вопросам развития и совершенствования деятельности службы сельскохозяйственного консультирования
Механизм реализации поставленных задач может быть представлен следующим образом. В настоящее время в рамках ведомственной целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008 - 2010 годы)» осуществлены мероприятия по созданию системы информа-
ционного обеспечения в Амурской области, которая предполагает интеграцию в Единую систему информационного обеспечения агропромышленного комплекса (далее - ЕСИО АПК) России.
ЕСИО представляет собой совокупность содержащихся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов государствен-
8
ной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления информации о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития и информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку. Шестнадцать муниципальных районов области, значимых для сельского хозяйства, в настоящее время обеспечены современными средствами электронной вычислительной техники. Установлен комплекс технических средств ЕСИО АПК муниципального уровня, включая поставку сетевого и коммутационного оборудования для создания локальной вычислительной сети, средства электронной цифровой подписи с ежегодным оформлением сертификатов, оборудование для организации видеоконференцсвязи и IP-телефонии, передачу данных по каналам связи и доступ в Интернет. Ресурсное обеспечение - 12760 тыс. рублей. Есть предварительное согласование с Министерством сельского хозяйства Амурской области об использовании открывающихся возможностей в рамках проекта в целях развития информационно-консультационной
службы через ЕСИО создать структуру сельских консультационных центров с головным центром при ДальГАУ. Это дает возможность осуществлять услуги информационноресурсного обеспечения процессов внедрения новых технологий, информационноресурсного сопровождения действующих и создаваемых новых малых предприятий в каждом муниципальном районе.
Сегодня речь идет о создании принципиально новой модели вуза, основанной на инновациях, новом видении цели и миссии самого университета в процессах, обеспечивающих успешное реформирование отрасли. Следует отметить, что в ДальГАУ многое делается для реализации представленного механизма. Разработан проект Дальневосточного регионального центра инновационных технологий ведения сельского хозяйства на базе Дальневосточного государственного аграрного университета для представления его в Министерство сельского хозяйства России. Проект поддерживает Правительство Амурской области и Министерство сельского хозяйства региона. Одно из центральных мест в этом проекте отводится региональному консультационному центру.
Ещё большую актуальность деятельности центра внутри вуза приобрело решение о
том, что консультационную помощь всем субъектам малого предпринимательства предлагается считать государственным (муниципальным) заданием с финансированием такой услуги из средств бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве результативного признака предлагается использовать показатели занятости и повышения уровня жизни сельского населения.
У нашего университета, который многие годы ориентирован на реализацию стратегии устойчивого развития отрасли, есть все возможности для инновационного развития с использованием потенциала созданного на его базе Регионального консультационного центра и в этом есть залог будущего развития университета в новом качестве и направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства сельского хозяйства России от 31 марта 2008 г. № 183 «Об утверждении целевой программы ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)».
2. Постановление Правительства Амурской области от 11 ноября 2008 г. N 262 «О долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2009-2012 годы» (с изменениями от 23 марта 2011 г.).
3. Козлов, В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-
консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области) / В.В. Козлов. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000.
4. Организация консультационной службы
в АПК /Д.С.Алексанов, А.Ф.Корольков,
В.М.Кошелев [и др.]; под ред. В.М.Кошелева. -М. Изд-ство «КолосС» , 2007.
5. Зильберман, М. Консалтинг: методы и технологии / М. Зильберман /пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007.
6. По материалам Всероссийской научнопрактической конференции «Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования АПК», Москва, 17 декабря 2010.
7. Заседание коллегии Министерства сельского хозяйства «О государственной поддержке малых форм хозяйствования в АПК» Москва, 2011.
9