Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования доступности лекарственного ресурса для лечения остеопороза'

Маркетинговые исследования доступности лекарственного ресурса для лечения остеопороза Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
605
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ОСТЕОПОРОЗ / АС-СОРТИМЕНТ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Олейникова Т. Л., Орешко А. Ю.

Представлены маркетинговые исследования российского и регионального (Курской области) фармацевтических рынков лекарственных препаратов, применяемых для лечения остеопороза. Определены маркетинговые характеристики ассортимента по группам фармакологической и АТС-классификации, составу действующих веществ, торговым названиям, производственному признаку, видам лекарственных форм. Рассчитаны показатели ассортимента: широта, глубина, полнота, степень обновления. Предложены рекомендации по повышению доступности лекарственных препаратов для больных остеопорозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования доступности лекарственного ресурса для лечения остеопороза»

МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ

УДК 336.626:616.12:616.71-007.234 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО

РЕСУРСА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСТЕОПОРОЗА

ТЛ. ОЛЕЙНИКОВА А.Ю. ОРЕШКО Курский Представлены маркетинговые исследования

государственный медицинский университет Российского и рега°нальн°ш (Курск°й облает^ e-mail: [email protected] фармацевтических рынков лекарственных

препаратов, применяемых для лечения остеопо-роза. Определены маркетинговые характеристики ассортимента по группам фармакологической и АТС-классификации, составу действующих веществ, торговым названиям, производственному признаку, видам лекарственных форм. Рассчитаны показатели ассортимента: широта, глубина, полнота, степень обновления. Предложены рекомендации по повышению доступности лекар-ственных препаратов для больных остеопорозом.

Ключевые слова: лекарственные препараты, остеопороз, ас-сортимент, маркетинговые исследования, доступность.

Остеопороз, нередко приводящий к инвалидности, стал чрезвычайно важной социально-экономической проблемой. По данным Всемирной организации здраво-охранения, среди неинфекционных заболеваний остеопороз занимает четвертое место после болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических патологий и сахарного диабета [3]. Именно остеопороз является основной причиной переломов костей, в част-ности перелома шейки бедра, часто встречающегося у женщин старше 65 лет [1]. При этом заболевание, как правило, диагностируется только после появления осложнений -переломов [2]. Отечественный фармацевтический рынок предлагает целевому сегменту потре-бителей широкий спектр лекарственных препаратов (ЛП), применяемых для лечения остеопороза. Поэтому актуальными задачами исследования являются комплексное изучение, качественная и количественная оценка доступности для потребителей но-менклатуры лекарственных средств данной группы с учетом их маркетинговых харак-теристик. Цель исследования: анализ ассортимента ЛП, применяемых для лечения ос-теопороза, на российском и региональном (Курской области) фармацевтических рынках. Для проведения исследования использованы официальные справочные изда-ния о лекарственных средствах: Государственный реестр лекарственных средств (2004, 2008 гг.), интернет-версия государственного реестра лекарственных средств (2012 г.); справочник синонимов лекарственных средств (2011 г.), справочник Видаль «Лекарст-венные препараты в России» (2011 г.), Федеральное руководство по использованию ле-карственных средств (2011 г.). Сведения о региональном рынке получены по результа-там изучения товарных накладных 57 аптечных организаций Курской области.

Методы исследования: контент-анализ, логический, структурный, графоа-налитический, сравнительный, комплексный анализ. Для реализации поставленной цели разработана концепция исследования, включающая три этапа: формирование макроконтура рынка ЛП, применяемых для лечения остеопороза; формирование мезоконтура регионального рынка; изучение дос-тупности ассортимента лекарственных средств для лечения остеопороза и определение возможностей развития регионального фармацевтического рынка. На первом этапе исследования по результатам маркетингового анализа установлено, что ассортимент зарегистрированных в России ЛП, применяемых для лече-ния

остеопороза, включает 25 международных непатентованных наименований (МНН), 82 торговых названия (ТН) и 172 ЛП. Региональный фармацевтический рынок Курской области представлен 12 МНН, 27 ТН и 30 ЛП. Систематизация результатов контент-анализа и маркетинговые характеристики российского и регионального рын-ков ЛП для лечения остеопороза представлены в табл. 1.

Таблица 1

Маркетинговые характеристики лекарственных препаратов, применяемых для лечения остеопороза

№ МНН, состав Фармацевтический рынок России Фармацевтический рынок Курской области

ТН ЛП ТН ЛП

кол-во доля,% кол-во доля,% кол-во доля,% кол-во доля,%

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Бисфосфонаты

1.1. Алендронов ая кислота 10 12,2 16 9,3 3 11,1 3 10,0

1.2. Золендроно вая кислота 1 1,2 1 0,6 1 3,7 1 3,3

1.3. Ибандронов ая кислота 2 2,4 4 2,3 1 3,7 1 3,3

1.4. Клодронова я кислота 2 2,4 3 1,7 - - - -

1.5. Ризедронов ая кислота 2 2,4 3 1,7 1 3,7 1 3,3

1.6. Памидроно вая кислота 3 3,7 22 12,8 - - - -

1.7. Этидронова я кислота 2 2,4 5 2,9 - - - -

Итого 22 26,8 54 31,4 6 22,2 6 20,0

2. Препараты витамина D

2.1. Альфакальц идол 4 4,9 11 6,4 3 11,1 4 13,3

2.2. Альфакальц идол+Кальц ия карбонат 1 1,2 1 0,6

2.3. Дигидротах истерол 2 2,4 2 1,2 - - - -

2.4. Кальцитрио л 2 2,4 4 2,3 1 3,7 1 3,3

2.5. Колекальци ферол 3 3,7 3 1,7 - - - -

2.6. Парикальци тол 1 1,2 5 2,9 - - - -

2.7. Эргокальци ферол 2 2,4 3 1,7 - - - -

Итого 15 18,3 29 16,9 4 14,8 5 16,7

3. Препараты кальцитонина

3.1. Кальцитони н 4 4,9 5 2,9 1 3,7 2 6,7

Итого 4 4,9 5 1 2,9 1 3,7 2 6,7

4. Соли кальция

4.1. Кальция глюконат 4 4,9 27 15,7 1 3,7 1 3,3

4.2. Кальция карбонат 1 1,2 1 0,6 - - - -

4.3. Кальция карбонат+К альция лактоглюко нат 2 2,4 3 1,7

4.4. Кальция карбо-нат+Колека льциферол 8 9,8 11 6,4 5 18,5 6 20,0

Итого | 15 | 18,3 1 42 I 24,4 1 6 | 22,2 | 7 | 23,3

5. Препараты фтора

5-1- Натрия Фторид 1 1,2 3 1,7 - - - -

Итого 1 1 1,2 ,7 1, 3 - - - -

6. Эстрогены и эстроген-гестагенные препараты

6.1. Медроксипр огестерон+ Эстрадиол 2 2,4 4 2,3 1 3,7 1 3,3

6.2. Ралоксифен 2 2,4 2 1,2 - - - -

6.3. Тиболон 2 2,4 2 1,2 2 7,4 2 6,7

6.4. Эстрадиол 5 6,1 7 4,1 2 7,4 2 6,7

6.5. Эстрадиол+ Левоноргест рел 1 1,2 1 0,6 1 3,7 1 3,3

6.6. Эстрадиол+ Норэтистер она ацетат 2 2,4 2 1,2

6.7. Эстрадиол+ Ципротерон 1 1,2 1 0,6 1 3,7 1 3,3

Итого 15 18,3 19 11,0 7 25,9 7 23,3

7. Анаболические стероиды

7.1 Метандиено н 1 1,2 1 0,6 - - - -

7.2. Нандролон 1 1,2 1 0,6 1 3,7 1 3,3

Итого 2 2,4 2 1,2 1 3,7 1 3,3

1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Соматотропные гормоны

8.1. | Соматропин 4 4,9 9 5,2 - - - -

Итого 4 4,9 9 5,2 - - - -

9. Комбинированные средства для лечения остеопороза

9.1. Алендронов ая кисло-та+Альфака льцидол 1 1,2 1 0,6 1 3,7 1 3,3

9.2. Алендронов ая кисло-та+Колекал ьциферол 1 1,2 1 0,6

9.3. Стронция ранелат 1 1,2 6 3,5 1 3,7 1 3,3

Итого 3 3,7 8 4,7 2 7,4 2 6,7

10. Парати реоидный гормон и его аналоги

10.1 Терипарати д 1 1,2 1 0,6 - - - -

Итого 1 1,2 1 0,6 - - - -

ВСЕГО 82 100 172 100 27 100 30 100

В ходе анализа фармацевтического рынка лекарственных средств, разрешенных к применению в Российской Федерации (РФ), установлено, что в общем ассортименте предложений (172 ЛП) 83,7% приходится на препараты четырех фармакологических групп: бисфосфонаты - 31,4%, соли кальция - 24,4%, препараты витамина D - 16,9%, эстрогены и эстроген-гестагенные препараты - 11,0%. В структуре ТН и МНН лиди- рующие позиции занимают эти же группы, среди которых первое место принадлежит бисфосфонатам 26,8% - по ТН и 28,0% - по МНН (рис. 1).

шинство ЛП (44,1%) относится к группе А - пищеварительный тракт и метаболизм, среди них преобладают препараты кальция и его комбинации (26,1%). ЛП для лечения костно-мышечной системы (М) представлены в основном бисфосфонатами и их ком- бинациями - 32,6%. В группе гормональных препаратов системного действия, кроме половых гормонов (Н), применяемых для лечения остеопороза, лидируют препараты соматотропного гормона и его аналогов - 5,2%. Лекарственная группа G - мочеполо- вая система и половые гормоны, включает 7 подгрупп с преобладанием природных и полусинтетических эстрогенов - 4,1% (рис. 2).

Рис. 2. Структура ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения остеопороза, по группам АТС-классификации, %

Сопоставление ассортимента по фармакологической и АТС классификациям показало общую рейтинговую структуру основных групп ЛП для лечения остеопороза: первое место принадлежит бисфосфонатам (31,4% по фармакологической классифика- ции и 32,6% по АТС-классификации), второе место - солям кальция (24,4% и 26,1% соответственно), третье место - препаратам витамина D (16,9% и 14,5%). В ходе анализа ассортимента по признаку состава действующих веществ выяв- лено, что преобладают монокомпонентные препараты (85,5%).

Анализ предложений ассортимента ЛП, применяемых для лечения остеопороза, по производственному признаку показал, что доминирующую часть занимают препараты зарубежного производства - 70,3%. Всего зарегистрировано 121 предложение 26 зарубежных стран, среди которых первое место в рейтинге принадлежит Швейцарии (18,0%), второе - Дании (7,0%), третье - Германии (6,4%). В число известных фармацевтических фирм, зарегистрировавших свои лекарственные средства в России, входят Ново Нордиск А/С (Дания), Тева Фармацевтические Предприятия Лтд (Израиль) -предлагают на рынке по 5,8% ЛП, Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд (Швейцария), Орион Корпорейшн Орион Фарма (Финляндия), Шеринг АГ (Германия) - по 4,3%. В ходе анализа по видам лекарственных форм выявлено, что в ассортименте ЛП присутствуют твердые (71,0%), жидкие (24,4%), газообразные (1,7%) и мягкие (2,9%) формы выпуска. В структуре твердых форм основная доля приходится на таблетки - 42,5%. Среди жидких лекарственных форм преобладают растворы для инъекций - 16,9%. Газообразные лекарственные формы представлены назальным спреем (1,7%), мягкие -трансдермальным гелем (1,7%) и трансдермальной терапевтической системой (1,2%).

Представленное многообразие лекарственных форм позволяет удовлетворить потребности различных групп потребителей в выборе ЛП для лечения остеопороза. Анализ динамики регистрации лекарственных средств установил, что наиболь- шее число зарегистрированных препаратов приходится на 2009 г. - 43 ЛП (25,0%) (рис. 3). Индекс обновления ассортимента анализируемой группы за последние 3 года (2009-2011 гг.) составил 0,47, что свидетельствует о высокой степени насыщения фар- мацевтического рынка России новыми препаратами изучаемой группы.

I Й №10(1 29j_18_4.pdf - Adobe Reader ЕЕМ

File Edit View Window Help

<яешФ^0Е1|®©н/1бо|©® [шу] ы 0 i © р i а

мацевтического рынка гостии новыми препаратами изучаемом группы. Кол-во лп

50 43

40 30 20 10 а

Sign

31 26 24

23 n 13

1 In п

19782003

2005

2007

2009

Рис. 3. Динамика количества зарегистрированных лекарственных препаратов, применяемых для лечения остеопороза, шт.

По результатам маркетингового анализа составлен макроконтур российского фармацевтического рынка лекарственных средств, применяемых для лечения остеопороза, который характеризуется наличием в основном монокомпонентных препаратов (85,5%), относящихся к бисфосфонатам по фармакологической классификации (31,4%), группе А - пищеварительный тракт и метаболизм (44,2%) - по АТС-классификации, выпускаемых за рубежом (70,3%), большей частью в Швейцарии (18,0%), в виде твердых лекарственных форм (71,0%).

На втором этапе исследования, по результатам анализа регионального фармацевтического рынка Курской области, сформирован мезоконтур лекарственных средств, применяемых для лечения остеопороза: по составу это в основном монокомпонентные препараты (63,3%); выпускаются в виде твердых лекарственных форм (70,0%), среди которых наибольший удельный вес занимают таблетки [49,9%); производятся за рубежом (86,7%); поступают на локальный рынок из Швейцарии или Израиля (по 13,3%); относятся к солям кальция и эстрогенам по фармакологической классификации (по 23,3%) и группе А по АТС-классификации (43,3%); степень обновления ассортимента за 2009-2011 гг. составляет 47,0%.

0 " гЭтЬга: Входящие (1,,. 51 D:\HB\ece для пере... №10(129)_18_4.pdf.., ДокументЗ - Мкг050...

Таким образом, ассортиментный контур локального рынка аналогичен макро- контуру по большинству параметров (рис. 4).

На третьем этапе исследования в ходе сравнительного анализа маркетинговых характеристик целевого и локального ассортимента ЛП, применяемых для лечения остеопороза, проведена оценка доступности лекарственных средств изучаемой группы для потребителей Курской области. С этой целью были рассчитаны следующие показа- тели ассортимента: коэффициент широты (Кш), коэффициент глубины (Кг), коэффици- ент полноты (Кп), индекс обновления. Анализ широты ассортимента показал, что из 10 фармакологических групп и 20 АТС-групп лекарственных средств, применяемых для лечения остеопороза, на фармацевтическом рынке области представлены препараты 7 и 13 групп соответственно. Следовательно, Кш составил по фармакологическим и АТС-группам 0,7. Недоступными для населения региона являются препараты фтора, соматотропные гормоны, парат реоидный гормон и его аналоги.

Рис. 5. Структура регионального ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для

лечения остеопороза, %

Расчет коэффициента полноты выявил наличие на региональном рынке ЛП во всех лекарственных формах, представленных на российском рынке (Кп=1,о). Анализ степени обновления локального фармацевтического рынка показал, что из 80 новых ЛП, имеющихся на фармацевтическом рынке страны, в Курской области представлено 14 (17,5%), что свидетельствует о низком уровне их доступности для населения. По итогам сравнительного анализа российского и регионального рынков по- строен ассортиментный профиль доступности ЛП для лечения остеопороза на фарма- цевтическом рынке Курской области, который наглядно показывает низкий уровень данного параметра изучаемых лекарственных средств по показателям глубины и но- визны (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Беневоленская, Л.И. Проблемы остеопороза в современной медицине / Л.И. Бенево- ленская // Consilium Medicum. - 2004. - № 2 - С.96-99.

2. Ершова, О.Б. Системный остеопороз: современная фармакотерапия / О.Б.Ершова // Российские аптеки. - 2005. - № 11. - С. 39-43.

3. Овчинникова, Л.К. Остеопороз - лечение и профилактика / Л.К. Овчинникова, Р.И. Ягудина, Е.А. Овчинникова // Аптека-2007 : материалы научной программы. - М., 2007. - С. 245-248.

MARKETING RESEARCH OF OSTEOPOROSIS DRUG RESOURCE

T.A. OLEYNIKOVA A.YU. ORESHKO Kursk State

Medical University e-mail: [email protected]

Research of the Russian and regional (the Kursk area) pharma-ceutical marketing of the medicines to treat osteoporosis is pre-sented in the article. The range of the marketing performance of the pharmacological and ATC-classification, composition of the active ingredients, trade names production lines, types of dosage forms is defined. Such indicators as breadth, depth completeness, degree of renovation were calculated. Recommendations to improve the availa-bility of the medicines for the patients with osteoporosis were sug-gested. Key words: medicinal agents, osteoporosis, assortment, market-ing research, accessibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.