Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования для судостроения и судоходства'

Маркетинговые исследования для судостроения и судоходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войлошников М.В., Безуглова М.Б., Коваленко М.В.

Обновление флота гражданских судов имеет большое социально-экономическое значение в прибрежных регионах России, для которых транспортное судоходство является наиболее эффективным средством доставки грузов. В статье с учетом организационных и технологических особенностей судостроения и судоходства, предлагаются подходы и рекомендации по обобщению статистических данных относительно спроса и предложения на рынке гражданских судов. Рекомендации касаются учета характеристик судов в маркетинговых исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования для судостроения и судоходства»

Экономика и управление

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОХОДСТВА

м. в. войлошников,

доктор технических наук, профессор

м. б. безуглова, м. в. коваленко

Дальневосточный государственный технический университет

Восточные и северные регионы России характеризуются большой протяженностью морских побережий, а морской транспорт является наиболее эффективным средством доставки неограниченного количества грузов, что оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие прибрежных регионов.

Управление составом и пополнением активов судоходных компаний в условиях рыночной экономики требует разработки специальных подходов с учетом специфики судоходства и судостроения.

Анализ рынка гражданских судов основывается на обработке статистических данных. По данным коммерческих предложений транспортных судов к продаже и производству представлено разделение по наиболее распространенным типам (в совокупности обработано около 6 700 единиц (рис. 1).

Самый многочисленный тип транспортных судов — по статистике предложений к продаже — универсальные сухогрузные теплоходы, несмотря на то, что наибольший общий тоннаж имеют наливные суда.

При выполнении маркетинговых исследований достаточно эффективным может быть использование статистических регрессий на основе экономического подобия гражданских судов на уровне удельных показателей.

Палубные баржи 1,2 % Плав доки 1,4 % Баржи 1,7 %

Рефрижераторы 1,8 % Суда снабжения 1,9 % Паромы 3,3 %

Контейнеро-возы 3,6 % Другие 4,5 %

Накатные 5,4 %

Буксиры 5,6 %

При построении статистических регрессий по результатам исследований рынка предложений к продаже гражданских судов в наиболее общем случае подлежат учету признаки подобия из числа следующих: состав представленных к продаже имущественных прав и время рыночного предложения; характеристики макроэкономического окружения; технологические (микроэкономические) условия — характеристики гражданского судна, используются соответствующие единицы подобия.

К числу единиц подобия для судов большинства типов может быть отнесен дедвейт DW. Целесообразность использования дедвейта, а не другой составляющей нагрузки (или полного водоизмещения D) обусловлена следующими причинами: • большинство наиболее важных составляющих нагрузки (и полное водоизмещение) по при-

Плавкраны 1,1 %

Сухогрузные 17%

Наливные 16,9 %

Насыпные 14,5 %

Пассажирские 7,4 %

Промысловые 12,6 %

Рис. 1. Процентное соотношение судов в составе коммерческих предложений к продаже и производству

ближенному значению определяется дедвейтом;

• дедвейт как характеристика судна широко применяется не только в судостроении, но и в судоходстве;

• к числу наиболее важных характеристик судов некоторых типов наряду с дедвейтом относится грузовместимость, однако удельная кубатура груза обычно известна, а замена переменной (грузовместимости на грузоподъемность и, далее, на дедвейт) при необходимости не вызывает затруднений.

В качестве второй единицы подобия можно выбрать, например, мощность энергетической установки или вместимость, или другой показатель в зависимости от назначения судна.

Выбрать единицы подобия для гражданского судна того или иного типа (табл. 1) можно по приведенным выше рекомендациям, на основе теоретических выкладок, экспертных суждений или с помощью исследования статистическо й информации [1, 2].

В качестве дополнительных характеристик могут быть указаны размерения судна, скорость, мощность энергетической установки. В третьем столбце указаны обобщенные рекомендации в отношении выбора единиц подобия при обобщении результатов исследования рынка граждане кихсуеов.

Форма зависимости, которую можно было бы рекомендовать для статистической аппроксимации данных маркетинговых исследований о стоимости, предлагается в составе трех сомножителей: общего

коэффициента, множителя, включающего единицу подобия из числа характеристик судна, и множителя, зависящего от возраста судна и характеризующего обесценивание.

Результаты анализа спроса и предложения представлены ниже для транспортных судов наиболее распространенных типов в форме зависимости стоимости судна MV (в долларах США, поскольку статистика имеется в этой денежной единице) от соответствующей характеристики X, от возраста судна I

Помимо стоимости MV, результатом статистических обобщений является также долговечность судна T и безрисковая норма эффективности i (определяемая по результатам ретроспективных наблюдений).

Для систематизации статистических исследований используется математическая форма зависимости стоимости от перечисленных данных: МТ = аУ е Ха е еаз еХ е

е (((У + 1)т- - У)/((У + 1)т - У))'/1"(У+'). (1) На графике (рис. 2) представлены статистические наблюдения и регрессионная зависимость стоимости универсального сухогрузного теплохода.

Регрессионная зависимость стоимости универсального сухогрузного теплохода имеет вид МТ = 2,Х8У еИЖ030 ее-°-000065хВЖ е

е (У, 09650-г - У)У0Х7 тыс. долл. (2)

Для справочных сведений: среднее значение возраста представленных к продаже универсальных сухогрузных теплоходов составляет 22,5 лет, дедвейта — 10 856 т, осадки — 7,12 м.

Таблица 1

Рекомендуемые единицы подобия гражданских судов

Иш судна Характеристики в последовательности количества упоминаний в предложениях Рекомендуемые единицы подобия

Сухогрузные теплоходы Дедвейт, осадка, скорость, ширина, высота борта, регистровая вместимость Дедвейт, вместимость

Суда для перевозки массовых грузов Дедвейт, вместимость, осадка, скорость, мощность энергетической установки, длина, ширина и высота борта Дедвейт, вместимость (кроме рудовозов)

Многоцелевые суда снабжения Длина, ширина, осадка, высота борта, мощность энергетической установки и скорость Произведение длины на ширину

Контейнеровозы Дедвейт, осадка, контейнеровместимость, длина, ширина, скорость, мощность энергетической установки Дедвейт, вместимость по контейнерам

Рефрижераторные теплоходы Дедвейт, осадка, вместимость, контейнеровместимость, мощность энергетической установки Дедвейт, вместимость

Накатные суда типа РОРО Дедвейт, осадка, длина, ширина, вместимость, скорость и мощность энергетической установки Дедвейт, вместимость

Паромы Вместимость по пассажирам и автомобилям, длина, ширина, осадка, мощность энергетической установки и скорость Вместимость, длина

Наливные суда Дедвейт, длина, ширина, осадка, вместимость, скорость Дедвейт

Промысловые суда Длина, ширина, регистровая вместимость, мощность энергетической установки, осадка и высота борта Дедвейт, вместимость, мощность

* §

я о

я ч ® ^

я ^

ч ^ 111 ^

сз

О ч ч

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

« Статистические наблюдения ^ Значение параметра - 5450 (т) дедвейт "-Значение параметра - 10900 (т) дедвейт -Значение параметра - 21800 (т) дедвейт

|ВШ0ШШШ Ш ЦВ

0

5

я ч

и ^

я

в £ < ез а

О ч ^ о

п

1500 1250 1000 750 500 250 0

О Статистические наблюдения -•-Значение параметра - 7900 (т) дедвейт -А-Значение параметра - 15800 (т) дедвейт

о» О. О

о \ о О

\ О . «о ° <у О

о II ,..... < « «о 1!' о о О О

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Возраст судна t, лет

Рис. 3. Зависимость стоимости судна, предназначенного для наволочных и насыпных грузов, от возраста в расчете на единицу дедвейта

Значение безрисковой нормы эффективности i инвестиций в производство и продуктивное использование судов для перевозки навалочных и насыпных грузов составляет i« 6,1 %.

Регрессионная зависимость стоимости наливного танкера имеет вид

ЫУ = 0,00438 х ПЖ1234 х е-°-000038хПЖ х х (1, 0953-г -1 /°44 тыс. долл.

10 15 20 25 30 35 40 45

Возраст судна t, лет

Рис. 2 Зависимость стоимости сухогрузного теплохода от возраста в расчете на единицу дедвейта

Значение безрисковой нормы эффективности i инвестиций в производство и продуктивное использование универсальных сухогрузных теплоходов, определяемое методом рыночной экстракции, составляет приближенно i« 8,5 %. Именно при подстановке указанного значения ставки дисконтирования i в сомножитель для формулы (1) достигается наибольшее соответствие результатов аппроксимации с данными маркетинговых исследований, если в качестве характеристики используется дедвейт судна DW.

На графике (рис. 3) представлены статистические наблюдения и регрессионная зависимость стоимости судна для перевозки навалочных и насыпных грузов.

Регрессионная зависимость стоимости судна для перевозки навалочных и насыпных грузов судна имеет вид

ЫУ = 0,15 х БЖ1625 х е-°00010хПЖ х х (1,06366'5- -1 /031 тыс. долл. (3) Для справочных сведений: среднее значение возраста представленных к продаже судов для перевозки навалочных и насыпных грузов составляет 20,6 лет, дедвейта — 15 775 т, осадки — 7,51 м.

(4)

На графике (рис. 4) представлены статистические наблюдения и регрессионная зависимость стоимости наливного танкера.

Для справочных сведений: среднее значение возраста представленных к продаже наливных танкеров — 21,2 года, длины — 109 м, осадки — 6,6 м, дедвейта — 13 400 т, вместимости наливных танков — 28 500 куб. м. Значение безрисковой нормы эффективности для инвестиций в производство и продуктивное использование нефтеналивных танкеров равно i« 9,2 %.

При проведении маркетинговых исследований предложений к производству и продаже сухогрузных судов с горизонтальной грузообработкой (накатных) в качестве характеристики подобия можно использовать дедвейт или вместимость. Для сохранения единообразия с результатами по исследованиям для транспортных судов других типов ниже используется дедвейт DW.

Учитывается, также, что для сухогрузных судов с горизонтальной грузообработкой отношение вместимости к дедвейту является в основном, свойством груза, а не характеристикой судна, и составляет (по исследованной статистической совокупности) в среднем 1,80 куб. м / т.

Регрессионная зависимость стоимости накатного судна имеет вид

г0,722 , , -0,000014хПЖ

ЫУ = 0,723 х ПЖ х е-.......... х

х (1,0750^ -1 )10

тыс. долл.

(5)

§ :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

3000 1 2500 2000 1500 1000 500 0

о Статистические наблюдения -•- Значение параметра - 4500 (т) дедвейт -а- Значение параметра - 13400 (т) дедвейт -■- Значение параметра - 40200 (т) дедвейт \

0 5

10 15 20 25 30 35 40 45 Возраст судна t, лет Рис. 4. Зависимость стоимости нефтеналивного танкера от возраста в расчете на единицу дедвейта

я ^ § Ь н

¡39-

и ч <

§ а

5 £ ч

о *

2 и &

к § ^

о Статистические наблюдения -•- Значение параметра - 2000 (т) дедвейт Значение параметра - 6100(т) дедвейт - Значение параметра - 18300 (г) дедвейт

1500 -1000 500 0

о

0 5 10 15 20

25 30 35 40 45

Возраст судна /, лет

Рис. 5. Зави симость стоимости накатного судна от возраста в расчете на единицу дедвейта

На графике (рис. 5) представлены статистические наблюдения и регрессионная зависимость стоимости накатного судна.

Для справочных сведений: среднее значение возраста представленных к продаже сухогрузных судов с горизонтальной грузообработкой составляет 22,9 года, дедвейта — 6 029 т.

Значение безрисковой нормы эффективности для инвестиций в производство и продуктивное использование сухогрузных судов с горизонтальной грузообработкой, по данным маркетинговых исследований, равно i« 7 %.

Особенности методологии рыночных исследований охватывают способы учета возраста и характеристик гражданских судов, которые находятся в технологической и функциональной взаимосвязи. Макроэкономические показатели спроса и предложения находят отражение по стоимостным значениям и по форме статистических регрессионных зависимостей. Кроме этого, результатами рыночных исследований являются наиболее общие характеристики гражданских судов, представленных к продаже на вторичном рынке и в качестве предложений к производству, а также, безрисковый показатель эффективности инвестиций в соответствующий сектор судоходства и судостроения. Полученные данные и рекомендации предназначены для использования при определении состава и пополнения флота гражданских судов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войлошников М. В. Методы оценки активов: учебное пособие/ М. В. Войлошников, М. Б. Без-углова, М. В. Коваленко. — Владивосток: Изд—во ДВГТУ, 2006. С. 164.

2. Войлошников М. В. Морские ресурсы и техника: эффективность, стоимость, оптимальность. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. С. 586.

Подписка cUBRARty.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.