Научная статья на тему 'Морское судоходство стран АТР в условиях экономического кризиса'

Морское судоходство стран АТР в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОХОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / БАЛКЕРНЫЙ ФЛОТ / КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ / ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузиято В. Тагир Даутович

Анализ нынешней ситуации на морском транспорте может дать полезную информацию, необходимую для лучшего понимания масштабов влияния экономического кризиса на мировую торговлю и экономическое развитие. В этом смысле особый интерес представляют два вопроса: во-первых, спрос на услуги морского транспорта; во-вторых, предложение услуг судоходства в совокупности со смежными сегментами бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морское судоходство стран АТР в условиях экономического кризиса»

Морское судоходство стран ATP в условиях экономического кризиса

Т.Д. Хузиятов

1. Спрос на услуги морского транспорта.

Индикатором спроса и предложения транспортных услуг для перевозки различных грузов международной торговли могут служить ставки фрахта на специализированные суда различных типов; в свою очередь, индикатором торговых потоков на определенных маршрутах является размещение судов. Здесь мы представим долговременные тренды трех основных сегментов морских перевозок - сухих насыпных1 грузов, контейнеризованных2 грузов и наливных3 грузов.

Перевозка сухих насыпных грузов

Спрос на сухогрузы может служить хорошим индикатором промышленного производства и экономического роста в целом, поскольку этими судами перевозятся те товары международной торговли, которые являются сырьем и энергоносителями для промышленного производства. В этом контексте Балтийский фрахтовый индекс4 (Baltic Dry Index, BDI) с недавних пор обратил на себя особое внимание, в том числе, потому, что несколько лет назад в одной из статей специализированного издания The Shipping News5 он был назван «лучшим экономическим индикатором, о котором вам доводилось слышать». С помощью BDI, базирующаяся в Лондоне, Балтийская биржа6 (Baltic Exchange) в ежедневном режиме оценивает стоимость морской перевозки основных сырьевых грузов (угля, железной руды, зерна и др.) по 26 маршрутам. Строго говоря, BDI является композитным индексом, формирующимся на основе четырех индексов для сухогрузов различной грузоподъемности7.

Однако интерпретация данных BDI требует осторожного отношения к оценке предложе-

ния. БОЇ - это свод ставок фрахта, отражающих не только изменения спроса на сырье, но и изменения предложения тоннажа. Предложение тоннажа оказывает влияние на БОЇ и, таким образом, несколько снижает его полезность как опережающего индикатора промышленного производства. На деле же, если изучить динамику БОЇ и его возросшую в последние годы волатильность (см. рис. 1), видимо, можно сделать вывод, что в настоящее время он не является таким превосходным показателем конъюнктуры, каким был в 1985 - 2002 гг. Каковы вероятные причины возросшей волатильности БОЇ?

Во-первых, существует общая циклическая динамика судоходства, которая не зависит от спроса. Судовладельцы заказывают новые суда во время благоприятной конъюнктуры, однако, поставка судов происходит двумя-тремя годами позднее. По данным на конец марта 2009 г., около 17,3 млн т дедвейта (совокупной полной грузоподъемности флота), или 9% сухогрузного флота, простаивали8. Даже если бы спрос повысился, избыток тоннажа удерживал бы ставки фрахта от возвращения к высотам 2008 г. Портфель заказов на новые сухогрузы по состоянию на февраль 2009 г. состоял из 3387 судов, что по тоннажу равно 70% существующего фло-та9.

Во-вторых, в долгосрочном плане ставки фрахта должны покрывать средние совокупные издержки, тогда как в краткосрочном плане им достаточно покрыть только переменные издержки, причем доля последних уменьшается. Новые технологии и новые суда становятся дороже, однако они требуют меньших расходов на топливо и персонал. Таким образом, даже малые колебания спроса могут приводить к большим колебаниям цен.

Российский внешнеэкономический вестник N12 (Декабрь) 2009

Рисунок 1

Балтийский фрахтовый индекс для сухогрузов BDI (1984 - 2009 гг.)

Источник: The Baltic Exchange. - www.balticexchange.com

В-третьих, BDI оказывается под растущим влиянием игроков рынка, которые не являются ни поставщиками, ни пользователями тоннажа флота. Одним из показателей такой тенденции является рост количества «грузовых деривативов», например FFA (forward freight agreements), представляющих собой производные финансовые инструменты для биржевой торговли будущими ставками фрахта сухогрузов или танкеров. Если в 2005 г. физический объем торговли вдвое превышал объем сделок по FFA, то в 2008 г. уже объем сделок по FFA был на 10% больше физического объема

торговли10.

Примечания:

1 Сухие насыпные грузы - грузы, которые размещаются на транспортном средстве без специальной (отдельной упаковки). Насыпные грузы делятся на две группы - собственно насыпные грузы, обладающие свободной сыпучестью (например, зерно), и навалочные грузы, требующие при погрузке и

разгрузке применения дополнительной техники (например, уголь). К основным сухим насыпным грузам относят железную руду, зерно, уголь, бокситы и фосфаты. Суда, перевозящие такие грузы, называются балкерами, или сухогрузами.

2 Контейнеризованные грузы - грузы, перевозимые в стандартных контейнерах. Как правило, это готовая продукция и полуфабрикаты. Перевозка в стандартных контейнерах делает излишней переупаковку (перетарирование) и ускоряет перевозочный процесс при смене видов транспорта. Наиболее распространенные стандартные контейнеры - 20-футовый (с внешними размерами 6,06 м х 2,44 х 2,59 м) и 40-футовый (12,19 м х 2,44 м х 2,59 м). В статистике контейнерных перевозок в качестве счетной единицы используется двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ, или TEU - 20-foot equivalent unit). Развитие технологий контейнерных перевозок и появление модифи-КсЦЦИ контейнеров (рефрижераторов, контейнеров для вертикальной загрузки груза и т.д.) привело к тому, что в настоящее время около 90% контейнеропригодных грузов мировой торговли перевозится в контейнерах.

№ 12 (Декабрь) 2009 Российский внешнеэкономический вестник

61

3 Наливные грузы - нефть, нефтепродукты, наливные химические грузы, масла, спирт, вино и др. В данной статье речь идет о перевозках нефти и нефтепродуктов специализированными судами - танкерами.

4 Балтийский фрахтовый индекс BDI - эталонный фрахтовый индекс, отслеживающий ежедневные колебания ставок фрахта балкеров по основным торговым маршрутам. Балтийская биржа получает от брокеров данные по стоимости перевозки конкретного сырьевого товара на определенном маршруте, определенным судном и с определенным временем доставки. Эти данные сводятся в композитный индекс, отражающий ситуацию на рынке морских перевозок основных видов сырья, в частности, и общую ситуацию в мировой торговле. Индекс BDI традиционно рассматривается как опережающий индикатор промышленного производства и экономического роста, в целом.

5 The Shipping News. - www.shipping-news.net

6 Балтийская биржа - товарная и фрахтовая биржа в лондонском Сити. Получила свое название от торговли зерном с балтийскими портами, чем она преимущественно занималась в XVIII в. В настоящее время на бирже под эгидой Ассоциации зерна и свободной торговли продолжается международная торговля зерном, картофелем и мясом. Кроме того, Биржа является центром заключения сделок по фрахту судов для перевозки товаров морем и по заказам грузовых и пассажирских чартерных авиарейсов. За форвардными сделками фрахта наблюдает Балтийская международная срочная фрахтовая биржа (Baltic International Freight Futures Exchange (BIFFEX).

7 Сухогрузы классов Capesize, Panamax, Supramax и Handysize. Capesize - судно дедвейтом (полной грузоподъемностью) более 80 тыс. т. Типичные сухогрузы этого класса имеют дедвейт 175 тыс. т, хотя специализированные рудовозы могут быть до 400 тыс. т. Этимология названия данного класса грузовых судов связана с ограничениями на прохождение Суэцкого канала, в связи с чем крупные суда вынуждены были проходить либо мимо Мыса Горн, либо мимо Мыса Доброй Надежды. В настоящее время суда этого класса, если их осадка не превышает 18,91 м, могут проходить через Суэцкий канал. Panamax - суда грузоподъемностью 60 тыс. -80 тыс. т. Название класса связано с Панамским каналом, и означает максимально возможные размеры судна, необходимые для прохождения Панамского канала. Supramax (Handymax) - суда грузоподъемностью 35 тыс. - 60 тыс. т. Handysize-сухогрузы грузоподъемностью 10 тыс. - 35 тыс. т (официального определения с точки зрения тоннажа не существует). Наиболее многочисленный класс сухогрузов.

8 BDI no longer indicator of world economy // Lloyd’s List. www.lloydslist.com

9 Hoffmann, Jan. Boom and bust in shipping // UNCTAD Transport Newsletter No. 41 (2008). - P. 1921; Valentine, Vincent. Declining freight rates: Opportunities and challenges for developing economies // UNCTAD Transport Newsletter No. 41 (2008). - P. 15-19; Dry Bulk Trade Outlook // Clarkson Research Services. - www.crsl.com

10The Baltic Exchange. - www.balticexchange. com

Окончание статьи см. в одном из следующих номеров журнала

62

Российский внешнеэкономический вестник № 12 (Декабрь) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.