Маркетинговые инструменты будущего: ИИ и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии
sovman.ru/article/10428/
Marketing tools of the future: AI and neural networks, neuromarketing and AR/VR technologies
Управление маркетингом
Авторы
Голдыбаев Дмитрий Игоревич аспирант факультета менеджмента
Российская Федерация, Московский финансово-промышленный университет
"Синергия"
Суворова Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры маркетинга
Российская Федерация, Московский финансово-промышленный университет
"Синергия"
[email protected] Аннотация
Статья посвящается изучению потенциала таких маркетинговых инструментов, как искусственный интеллект и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии. Актуальность исследования связана с необходимостью анализа новых маркетинговых инструментов и оценки их перспектив для применения в маркетинговой деятельности
компаний. В статье рассмотрены примеры применения ИИ и нейросетей, нейромаркетинга и AR/VR технологий в маркетинговой деятельности крупных компаний, на основе которых сделаны предположения о возможностях этих инструментов в будущем.
Ключевые слова
маркетинг; цифровой маркетинг; инструменты цифрового маркетинга, искусственный интеллект, нейросети, нейромаркетинг, дополненная реальность, виртуальная реальность.
Финансирование
Работа подготовлена в рамках научного мероприятия: VIII Международный конкурс научно-исследовательских работ и проектов "Цифровая экономика 2023" DE-2023 () (Организатор: Stars of Science and Education, РусАльянс Сова, г. Москва)
Рекомендуемая ссылка
Голдыбаев Дмитрий Игоревич, Суворова Татьяна Викторовна. Маркетинговые инструменты будущего: ИИ и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10428. Дата публикации: 26.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10428/
Authors
Suvorova Tatyana Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing
Russian Federation, Moscow Financial and Industrial University "Synergy"
Goldybaev Dmitry Igorevich
graduate student of the Faculty of Management
Russian Federation, Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
Abstract
The article is devoted to the study of the potential of such marketing tools as artificial intelligence and neural networks, neuromarketing and AR/VR technologies. The relevance of the research is connected with the need to analyze new marketing tools and assess their prospects for application in the marketing activities of companies. The article considers examples of application of AI and neural networks, neuromarketing and AR/VR technologies in marketing activities of large companies, based on which assumptions are made about the possibilities of these tools in the future.
Keywords
marketing; digital marketing; digital marketing tools, artificial intelligence, neural networks, neuromarketing, augmented reality, virtual reality.
Project finance
The work was prepared within the framework of a scientific event: VIII International Competition of Research Works and Projects "Digital Economy 2023" DE-2023 (Organizer: Stars of Science and Education, RusAlliance Sova, Moscow)
Suggested citation
Suvorova Tatyana Viktorovna, Goldybaev Dmitry Igorevich. Marketing tools of the future: AI and neural networks, neuromarketing and AR/VR technologies // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. # 10428. Date issued: 26.12.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10428/
Введение
На сегодняшний день темпы развития цифровых технологий достигли таких показателей, при которых перемены стали единственной константой. На фоне набирающей интенсивность конкуренции, беспрецедентных рыночных и мировых потрясений, цифровой маркетинг стал адаптивным, динамичным и интерактивным.
Маркетологи и предприниматели постоянно ищут новые способы привлечения и удержания внимания потребителей. Согласно исследованию компании Meltwater, к 2023 году население земли составляет 8,01 млрд человек, из них 68% (около 5,44 млрд человек) пользуются мобильными телефонами, и 64,4% (5,16 млрд человек) подключены к Интернету (The changing world of digital in 2023. We Are Social, 2023. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2023/01/the-changing-world-of-digital-in-2023/ (дата обращения: 31.10.2023)). В связи с этим цифровые технологии стали играть ведущую роль в построении маркетинговых стратегий. А с развитием искусственного интеллекта и нейросетей, а также дополненной и виртуальной реальности открываются новые возможности для маркетологов будущего.
Маркетинг будущего будет сильно отличаться от того, что мы знаем сегодня. С развитием цифровых технологий и науки, маркетологам придется адаптироваться к новым условиям и использовать новые инструменты для достижения успеха.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью постоянного анализа и оценки новых маркетинговых инструментов, с целью понимания их потенциала и перспектив применения для формирования наиболее эффективных маркетинговых стратегий. Кроме того, изучение потенциала передовых маркетинговых инструментов
позволяет определить наиболее вероятные тренды и направления инноваций, что, в свою очередь, помогает компаниям быть более гибкими и адаптивными к изменениям на рынке.
Результаты исследований
Вопросы развития цифрового маркетинга и его инструментария в будущем занимают многих зарубежных и отечественных исследователей. Можно выделить несколько основных тенденций:
1. Искусственный интеллект и нейросети
Несмотря на то, что искусственный интеллект (ИИ) был представлен как область науки в середине 1950-х годов, он до сих пор находится в процессе становления. На сегодняшний день он стал важным инструментом для организации и развития цифровых технологий. [1]
Искусственный интеллект разделили на две части: кибернетику и нейрокибернетику. Основываясь на мнении нейрокибернетиков, искусственный интеллект должен быть схож с головным мозгом человека. Нейрокибернетики изучают структуры, которые похожи на человеческую нервную систему. Именно нейрокибернетики стали пытаться создавать системы элементов, сходных с нейронами. Так появилось направление нейронные сети в развитии искусственного интеллекта. [2]
Ряд технологий на основе ИИ на сегодняшний день демонстрируют стремительное развитие. Среди них можно выделить технологии обработки естественного языка, системы распознавания речи и изображений, интеллектуальные алгоритмы машинного обучения и анализа данных, виртуальные агенты и чат-боты, обладающие высоким уровнем адаптивности и интерактивности и др. Кроме того, нейросети научились генерировать контент: тексты, изображения, видео, - что значительно облегчает деятельность маркетологов по всему миру. Возможности ИИ и нейросетей позволяют провести глубокий анализ целевой аудитории, ее поведения, реакций на рекламные материалы, что помогает маркетологом лучше сегментировать аудитории, прогнозировать поведение, предсказывать реакции на рекламу, а, следовательно, точнее планировать бюджет, длительность и результативность своей деятельности. ИИ и нейросети могут анализировать комментарии, отзывы в социальных медиа, такой анализ помогает оценить общественное мнение о контенте или продукте, также они помогают анализировать большие объемы данных для выявления тенденций и паттернов, что помогает в принятии бизнес-решений.
Все это активно используется в маркетинге, но потенциал этих технологий в будущем открывает перед маркетологами еще более захватывающие перспективы. Вот несколько примеров:
• Создание гиперперсонализированной рекламы: используя данные о мозговой активности потребителей и анализируя их предпочтения, компании смогут создавать рекламные объявления, которые будут в максимальной степени соответствовать интересам каждого отдельного потребителя.
• Оптимизация маркетинговых бюджетов: используя точные прогнозы о реакции потребителей на рекламу, компании смогут наиболее эффективно распределять свои маркетинговые бюджеты, вкладываясь в самые перспективные рекламные кампании и каналы.
• Автоматизация креативного процесса: ИИ может помочь маркетологам сосредоточиться на стратегическом планировании, в то время как машина будет создавать контент, адаптированный под интересы целевой аудитории.
• Более глубокое понимание мотивации потребителей: технологии на основе ИИ, с применением подходов нейромаркетинга, могут помочь маркетологам глубже понять, что мотивирует потребителей при совершении покупки, что позволяет создавать более эффективные и убедительные рекламные кампании.
В России внедрение ИИ в бизнес только набирает обороты. Это подтверждают результаты опроса от Авито Работа среди представителей 300 бизнесов. Согласно опросу, 32% компаний планируют начать вводить решения ИИ в бизнес-процессы в ближайшее время, 35% не собираются внедрять ИИ-технологии, еще 20% - на данном этапе только пытаются определить область применения ИИ-технологий в своем бизнесе. Среди сфер, в которых компании намерены внедрять ИИ-алгоритмы в первую очередь, 55% респондентов называют маркетинг и продажи.
Кроме того, совершенствование ИИ и нейросетей делает возможным развитие огромного количества других сфер и направлений, в том числе потенциально важных для будущего маркетинга.
2. Нейромаркетинг.
В течение последних 50 лет наблюдается неуклонное развитие и внедрение нейротехнологий, особенно с появлением методов нейровизуализации, которые позволили изучать активность мозга в реальном времени. Эти технологии нашли свое применение в различных сферах, включая фармацевтику, диагностику, восстановление функций мозга и, в том числе, маркетинг. [3]
Нейромаркетинг - не новое понятие. Впервые термин появился в 2002 году - его ввел профессор Университета Эразма Роттердамского Эйл Смидтс, которым описал коммерческое применение нейробиологии и технологии нейровизуализации, картирования мозга. [3]
Нейромаркетинг - это активно развивающаяся область, которая соединяет изучение потребительского поведения с нейробиологией и когнитивной психологией.
За последние 20 лет исследований в области нейромаркетинга произошел огромный прогресс в понимании фундаментальных мозговых процессов, лежащих в основе предпочтений и выбора потребителей.
Основная задача нейромаркетинга - лучше понять потребителя и его реакцию на маркетинговые раздражители путем прямого измерения процессов в мозгу и повысить эффективность методов маркетинга, изучая реакцию мозга. [4]
Вместо того чтобы полагаться на опросы и фокус-группы, нейромаркетологи используют психологический анализ поведения потребителей и различные технологии, чтобы изучать мозговые реакции потребителей на рекламные материалы. Две наиболее часто используемые нейромаркетологами технологии - это количественная электроэнцефалография (КЭЭГ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). [3]
Согласно исследованию профессора Гарвардской школы бизнеса Джеральда Златмана, 95% решений о покупке потребитель принимает подсознательно и эмоционально (The Subconscious Mind of the Consumer (And How To Reach It). Harward Bussiness School, 2003. URL: https://hbswk.hbs.edu/item/the-subconscious-mind-of-the-consumer-and-how-to-reach-it (дата обращения: 27.10.2023)). В стремлении лучше понять эти процессы, сегодня более 500 компаний занимаются исследованиями и разработками в области нейромаркетинга, в том числе и такие гиганты, как Intel, DEC, IBM, Motorola и др.
Вот несколько примеров применения нейромаркетинговых технологий:
Одно из первых нейромаркетинговых исследований, проведенное в 2004 году, было связано с брендами Coca-Cola и Pepsi. Сканируя мозг с помощью МРТ, испытуемым сперва дали попробовать оба напитка без указания бренда, а затем дали напитки, уже сообщая бренд. В варианте с анонимной доставкой наблюдалась последовательная нейронная реакция в орбитофронтальной коре, которая отвечает за принятие решений. В варианте с указанием бренда, знание бренда одного из напитков активировало дорсолатеральную префронтальную кору, которая отвечает за память и эмоции. Исследователи сделали вывод, что социальное влияние и узнаваемость бренда были гораздо важнее просто вкусовых качеств (McClure SM, Li J, Tomlin D, Cypert KS, Montague LM, Montague PR. Neural correlates of behavioral preference for culturally familiar drinks. Neuron. 2004. V. 44, I. 2, P379-387. URL: https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(04)00612-9 (дата обращения: 27.10.2023)).
В 2009 году компания Hyundai запустила эксперимент, в ходе которого 15 мужчинам и 15 женщинам предложили в течение часа рассматривать тестовую спортивную модель автомобиля и ее отдельные части: лобовое стекло, бампер, шины. Мозг этих людей
все время сканировали при помощи ЭЭГ. В результате маркетологи Hyundai получили информацию о том, какие части авто больше нравились участникам эксперимента, чтобы в дальнейшем акцентировать на них внимание потенциальных покупателей в рекламе (Neuromarketing: Companies Use Neuroscience for Consumer Insights. Forbes, 2009. URL: https://www.forbes.com/forbes/2009/1116/marketing-hyundai-neurofocus-brain-waves-battle-for-the-brain.html (дата обращения: 27.10.2023)).
В 2018 году еще один пример использования технологий нейромаркетинга продемонстрировали исследователи факультета экспериментальной психологии Университетского колледжа Лондона (UCL).
Они отобрали фрагменты из аудиокниг и эквивалентные сцены кино-адаптаций "Игры престолов" и "Молчания ягнят". Исследовали стремились выбрать эмоционально заряженные сцены, в которых звук и видео были бы практически идентичны. Аудиофрагменты были дольше видео, поэтому авторы эксперимента оценивали относительные временные диаграммы, которые выравнивали соответственно содержанию сцен.
Участники эксперимента оценили видеофрагменты на 15% более привлекательными, чем аудио, однако их физиологические показатели говорили об обратном. Частота сердечных сокращений была выше, когда они слушали аудиофрагмент, примерно на два удара в минуту; они имели больший диапазон пульса примерно на четыре удара в минуту, температура тела была больше в среднем на 1,66°C, а проводимость кожи (кожно-гальваническая реакция, КГР) была выше на 0,02 мкС.
Проанализировав результаты эксперимента, авторы выдвинули гипотезу о том, что прослушивание историй представляет собой более активный процесс взаимодействия с информацией, в ходе которого активнее задействуется воображение, чем при просмотре видеоматериалов. В процессе слушания аудиоинформации мозг воспроизводит ту же активность, которая характерна для процесса личного изложения истории. Для мозга это качественно и количественно близко к непосредственному участию в описываемых в истории событиях. Кроме того, мозговая активность не ограничивается отделами, связанными с языком и речевой деятельностью, но также включает эмоциональные, сенсорные и моторные системы, а это поддерживает представление о том, что слушатель на некотором уровне действительно "переживает" историю (Daniel C.Richardson. Measuring narrative engagement: The heart tells the story // Experimental Psychology, UCL, UK, 2018. URL:
https://www.biorxiv.org/content/biorxiv/early/2018/06/20/351148.full.pdf (дата обращения: 26.10.2023)).
Маркетологи же могут сделать из этого исследования следующий вывод: с одной стороны, видеоконтент более привлекателен для потребителей и вызывает больше позитивных реакций, а значит, такой контент будет иметь больший коэффициент
вовлеченности (ER), с другой стороны, аудиореклама дает потребителям большую иммерсивность, может лучше удерживать внимание и будет более запоминаемой, по сравнению с видео. Эту информацию можно использовать, чтобы подбирать оптимальные форматы рекламы под конкретные цели продвижения.
Еще пример продемонстрировал в 2020 году СберМаркетинг, который также запустил серию исследований в области нейромаркетинга. Исследователи СберМаркетинга разработали метод определения специфических психотипов, соответствующих целевым аудиториям определенного продукта или бренда. Основными объектами их исследований являются сам бренд и история его рекламных компаний. Исследователи разбирают успешные и неудачные рекламные кампании на составляющие, такие как цвета, геометрию, семантику сообщений и прочие признаки, отражающие психологические особенности целевой аудитории. Далее, используя кластерный анализ, из набора психометрических данных выделяют 2-3 основных устойчивых психотипа. В результате, маркетинговый отдел получает набор рекомендаций для создания рекламных кампаний, адаптированных под каждый из выделенных психотипов.
В результате применения метода, в ряде рекламных кампаний коэффициент конверсии (CR) вырос на 40%, а стоимость заказа (CPO) снизилась на 50% (Как технология нейромаркетинга может снизить CPA на 50%, VC.RU, 2023. URL: https://vc.ru/marketing/584927-kak-tehnologiya-neyromarketinga-mozhet-snizit-cpa-na-50 (дата обращения: 27.10.2023)).
Из приведенных примеров видно, что нейромаркетинг является весьма гибким инструментом с большим потенциалом и обширной сферой применения. На данный момент использование технологий нейромаркетинга ограничивается технической сложностью проводимых исследований, высокой стоимостью, трудностями в поиске релевантных испытуемых и негативным влиянием лабораторных условий на результаты эксперимента. [5]
Кроме того, не всем нравится идея развития и применения нейромаркетинговых подходов. У некоторых исследователей вызывает опасение перспектива, что с помощью нейромаркетинга можно будет манипулировать чувствами людей, играть на страхах потребителей или стимулировать бессознательные нейронные реакции на триггеры, которые буквально "заставят" человека совершить то или иное действие, купить тот или иной товар.
Несмотря на ряд сложностей и ограничений развития этой области, нейромаркетинг представляет собой важный и перспективный в будущем инструмент для маркетинговых исследований, позволяющий более глубоко и точно понять механизмы восприятия маркетинговых стимулов потребителями, а также адаптировать под них маркетинговые стратегии. Благодаря использованию достижений нейронауки и
нейровизуализации, нейромаркетинг способен обеспечить более эффективное взаимодействие с потребителем и повысить успешность маркетинговых кампаний. В связи с этим, можно ожидать, что роль нейромаркетинга в маркетинговых стратегиях будет продолжать расти в ближайшие годы, а дальнейшие нейромаркетинговые исследования потребительского поведения откроют перед маркетологами огромные перспективы.
Предполагается, что виртуальная реальность станет важной частью нейромаркетинга в будущем. Гарнитура VR может быть объединена с устройством ЭЭГ для сбора неврологических данных. Это будет гораздо дешевле, чем покупка стандартного аппарата ЭЭГ, а также сведет к допустимому минимуму негативное влияние лабораторных условий на испытуемых и облегчит участие потребителей в нейромаркетинговых исследованиях.[6]
3. AR/VR технологии - дополненная и виртуальная реальность
В последние годы часто ведутся разговоры о возможностях дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Основное различие между VR и AR состоит в том, что VR создает полностью цифровой мир, изолируя пользователя от реальности, в то время как AR дополняет наблюдаемую реальность виртуальными объектами и элементами, тем самым "обогащая" окружение пользователя.
На быстрый прогресс VR и AR особое воздействие оказало развитие мобильных устройств.
Растущие вычислительные способности цифровых устройств вывели технологии VR и AR на совсем другой уровень, уже сейчас они выбираются за границы сферы развлечений и входят в различные области человеческой деятельности.
На сегодняшний день происходит активная интеграция AR и VR технологий в индустрию развлечений, кроме того они применяются в различных программах и приложениях для инженеров, архитекторов, дизайнеров, художников, риелторов, используются в сфере образования и медицины, на их основе создаются обучающие приложения и тренажеры. [7]
Кроме того, технологии AR и VR используются многими глобальными брендами, такими как IKEA, Coca Cola, LOreal, Volvo и др. в их маркетинговой деятельности по всему миру.
Одной из сфер применения AR/VR технологий в маркетинге является виртуальная примерка. По данным Яндекс.Маркета на конец 2022 года, более 58% россиян покупают в интернете, еще 10 лет назад, в 2012 году доля составляла лишь 10%. Почти 45% опрошенных называют главной причиной покупок онлайн возможность
никуда не ехать, не тратить силы и время. Самый популярный вид товара — одежда и обувь для взрослых (Развитие онлайн-торговли в России. 2022. Яндекс, 2023. URL: https://yandex.ru/company/researches/2022/ecomdash (дата обращения: 01.11.2023)).
Интернет-магазины всегда стремились делать карточки товаров максимально информативными, чтобы увеличить продажи и снизить количество отказов и возвратов. Несколько брендов для этих же целей внедрили AR-примерку.
Например, в 2017 году ИКЕА представила приложение IKEA Place, которое с помощью AR-технологии показывает, как мебель будет выглядеть в интерьере пользователя. Приложение вызвало большой интерес к бренду, что отразилось на росте поисковых запросов в Google и упоминаниях в СМИ, издание Fast Company включило IKEA в список 50 самых инновационных компаний (У IKEA появилось AR-приложение для выбора мебели. AdIndex,2017. URL:
https://adindex.ru/news/innovations/2017/09/13/165705.phtml (дата обращения: 31.10.2023)).
В 2019 году компания Nike разработала дополнение к своему мобильному приложению в виде AR-инструмента Nike Fit, который позволяет пользователям определить точный размер обуви, не выходя из дома (Nike предложила использовать AR для определения размеров ступни покупателя при выборе обуви. Habr, 2019. URL:
https://habr.com/ru/news/451424/ (дата обращения: 31.10.2023)). Компания предполагала таким образом повысить онлайн продажи и снизить количество возвратов. По итогам года онлайн-продажи продукции увеличились на 35% (Nike misses on earnings, but beats on revenues as customers buy more sneakers and sports gear, 2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/06/27/nike-reports-fiscal-4q-2019-earnings.html (дата обращения: 31.10.2023)).
Snap развивает приложение для креаторов - Lens Studio. Линзы Snapchat позволяют совмещать изображение пользователя с двух и трехмерными объектами, и накладывать спецэффекты, отслеживая движение головы и мимику, а благодаря ряду внедренных функций, в Lens Studio стала возможной виртуальная примерка одежды, обуви и аксессуаров (Виртуальная примерка в Snapchat: новые технологии для фешн-индустрии. VC.RU, 2021. URL: https://vc.ru/s/httpool/335861-virtualnaya-primerka-v-snapchat-novye-tehnologii-dlya-feshn-industrii (дата обращения: 31.10.2023)).
Gucci одним из первых запустил рекламу в приложении, предлагая пользователям примерить кроссовки с помощью камеры смартфона. Фирма ставила целью только повысить вовлеченность пользователей и упоминаемость в СМИ, однако им удалось также увеличить продажи (Gucci successfully engages Snapchatters and drives sales with first ever virtual shoe try-on activation on Snap. Snapchat, 2020. URL: https://forbusiness.snapchat.com/inspiration/gucci-ar-tryon (дата обращения: 31.10.2023)).
Еще одна компания - Clearly, предложившая пользователям примерить очки с помощью Lens Studio, повысила продажи на 3,6%, а число уникальных посетителей их сайта увеличилось на 46%. (Clearly used Snapchat to drive a 3.6% purchase lift with virtual try-on. Snapchat for Business, 2020, URL:
https://forbusiness.snapchat.com/inspiration/clearly-used-snapchats-to-drive-a-purchase-lift-with-virtual-try-on (дата обращения: 31.10.2023)).
На сегодняшний день тенденция внедрения виртуальной примерки брендами показывает уверенный рост. В сочетании с технологией Programmatic виртуальная примерка может стать самодостаточным рекламным инструментом в обозримом будущем.
Programmatic - это способ закупки трафика в режиме реального времени через интерфейсы рекламных систем, который позволяет покупать не весь массив трафика или контентного наполнения, а конкретных пользователей, которым будет интересен конкретный продукт. При этом одна из важных особенностей Programmatic заключается в возможности оптимизировать рекламные кампании в режиме реального времени по множеству параметров (Что такое программатик и как с ним работать? VC.RU, 2019. URL: https://vc.ru/marketing/70152-chto-takoe-programmatik-i-kak-s-nim-rabotat (дата обращения: 3.11.2023)).
Еще один пример использования AR/VR технологий - распространение AR-социальных сетей. Например, Octi - социальная сеть, которая использует AR для создания уникального опыта. Пользователи могут навести свой смартфон на другого человека с открытым приложением Octi и взаимодействовать с ним через иконки и кнопки дополненной реальности, просматривать ленту новостей AR, создавать посты, или смотреть кольцо иконок активных учетных записей в других социальных сетях. По мере расширения аудитории Octi будут появляться новые AR-инфлюенсеры, что откроет возможности для коллабораций, например, с брендами виртуальной одежды, такими как Fabricant (Octi launches a social network built around augmented reality. TechCrunch, 2020. URL: https://techcrunch.com/2020/01/22/octi-social-network-launch/ (дата обращения: 3.11.2023)).
Устройства AR могут значительно усовершенствовать маркетинговые кампании и помочь лучше понять потребности аудитории. Например, AR-очки, которые позволяют пользователям просматривать AR-эффекты без использования смартфона. Сейчас такие очки доступны разработчикам AR-эффектов и контент-креаторам, которые могут тестировать свои объекты в разных реальных условиях. Свои решения в этой области разрабатывает ряд компаний таких как: Magic Leap, Microsoft, Sony, Snap, Facebook, Intel, Apple и др. Несмотря на сложности разработки, технология стремительно развивается, и уже в ближайшем будущем очки дополненной реальности могут стать
доступными для массового рынка, что откроет перед маркетологами новые перспективы (Очки дополненной реальности: где мы сейчас? Habr, 2020. URL: https://habr.com/ru/articles/503630/ (дата обращения: 6.11.2023)).
Устройства дополненной реальности гармонично вписываются в физический мир, и пользователи воспринимают их как часть реальности. Это подтверждает исследование, проведенное учеными Стэнфордского университета, согласно которому, даже после окончания AR-сессии, люди ведут себя так, будто цифровые объекты реальны. Например, они стараются не садиться на место, которое в дополненной реальности занимал цифровой аватар (Miller MR, Jun H, Herrera F, Yu Villa J, Welch G, et al. Social interaction in augmented reality. PLOS ONE 14(5), 2019. URL:. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0216290 (дата обращения: 6.11.2023)).
Так, восприятие цифровых объектов как часть реальности, позволяет развиваться такому феномену как виртуальные инфлюенсеры. Это цифровые аватары с огромной аудиторией подписчиков. Например, Лил Микела (США), которая выглядит, как реальный человек, ведет активную деятельность в социальных сетях, принимает участие в рекламных кампаниях таких брендов, как Calvin Klein и Prada. Или Алиона Полн (Россия) - виртуальная фотомодель, которая занимается дизайном одежды и увлекается живописью. Сотрудничает с российским брендом оптики Fakoshima, AliExpress и другими.
Виртуальные инфлюенсеры стали настоящим феноменом социальных сетей, они способны генерировать весомые доходы. Например, рекламное размещение у Микелы стоит 8,5 тысяч долларов, а годовой доход от рекламных интеграций может достигать более 11 миллионов долларов. Эти показатели доказывают, что виртуальные инфлюенсеры могут быть важным и весьма эффективным элементом маркетинговой стратегии бренда.
Виртуальные инфлюенсеры привлекают внимание новаторов и креаторов по всему миру. Можно ожидать, что популярность и влияние виртуальных инфлюенсеров продолжит расти, и это откроет перед маркетологами больше перспектив и возможностей для интеграций.
Виртуальные помощники тоже будут становиться все более интегрированными в жизнь человека. Это относится к новому этапу в развитии цифровых ассистентов, основанных на сочетании технологий виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Они фактически могут заменить приложения, благодаря своей способности выполнять множество задач. Например, Алиса от Яндекса на сегодняшний день уже может заказать такси или собрать корзину в Яндекс.Лавке только на основе голосовых команд пользователя (Алиса поможет совершать покупки в Лавке. Яндекс, 2023. URL: https://yandex.ru/company/news/01-28-09-2023 (дата обращения: 06.11.2023)).
Текущие виртуальные помощники также будут совершенствоваться с развитием технологий распознавания речи и лиц, что сделает общение с ними более плавным и нативным. Кроме способности имитировать человеческое общение, виртуальные ассистенты также обретут эмоциональный интеллект. Например, компания Fable уже создает виртуальных персонажей с различными профилями, историями и характерами, с которыми можно общаться через мессенджеры, видео-чаты или по телефону. Разработчик предлагает познакомиться с девушкой-поэтом Шарли, спортсменом Бэком или персонажем Люси из книги "Волки в стенах" Нила Геймана (Fable Studio представила двух первых искусственных людей. Хайтек, 2020. URL: https://hightech.plus/2020/12/21/razrabotan-stabilnii-katod-bez-kobalta-dlya-litii-ionnoi-batarei (дата обращения: 06.11.2023)).
Наконец, стоит сказать о развитии AR/VR-рекламы для поколения Z. Установка интерактивных дисплеев в торговых центрах или на зданиях в мегаполисах, позволяющие разместить рекламу с дополненной реальностью, воспринимаются потребителями позитивно. Однако просмотреть такую рекламу на сегодняшний день можно, только если навести камеру смартфона в определенное место, что, конечно же, сильно ограничивает рекламный охват, так как у людей еще не выработался стойкий паттерн поведения, согласно которому, они рассматривали бы реальный мир через призму камеры все время. Однако, как только AR/VR девайсы, удобные для ежедневного использования, получат массовое распространение, такая реклама станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Таким образом, проанализировав текущие тенденции, можно сделать вывод, что VR и AR, как технологии инновационного маркетинга, уже сейчас оказывают существенное влияние на интеграцию потребителя с брендом, укрепляя имидж последнего, помогают упростить процесс выбора товара и завоевать потребительскую лояльность. В будущем этот инструмент может стать одним из основных в маркетинговой стратегии брендов.
Выводы
Рассмотрев потенциал развития таких маркетинговых инструментов, как ИИ и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии, можно предположить, что в будущем они станут для маркетологов ключевыми, так как позволяют более эффективно взаимодействовать с потребителями, адаптировать свои продукты и услуги под их потребности и предпочтения, а также создавать уникальные маркетинговые стратегии. А глубокий анализ мотиваций потребителей, гиперперсонализация предложений и иммерсивный опыт будут важным условием успешных рекламных кампаний. Как следствие, для эффективной работы в будущем маркетологам следует уже сегодня приступить к изучению этих инструментов и разработке стратегий их интеграции в свою работу.
Оправить мне на email статью
Читайте также Библиографический список
1. Леонов, А.В., Пронин, А.Ю. Новая парадигма искусственного интеллекта // Компетентность. 2023. №2. С. 37-46.
2. Горохов, А. В., Мартынов, В. А., Гаврин, В. А. Искусственный интеллект // Скиф. 2022. №4 (68), С. 159-162.
3. Льюис, Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. М.: МИФ, 2015, 304 с.
4. Амирханова, РМ., Тагирова, К.М., Нажмутдинова, С.А. Нейромаркетинг как новая Наука о поведении потребителя // Вестник Академии знаний. 2019. №6 (35). С. 4447.
5. Неделько, А. Ю. Возможности и ограничения использования методов нейромаркетинга // Управленческие науки. 2018. №4. С. 77-81.
6. Бурцева, Д.Я., Луков, М.Ю., Менделеев, Е.А., Петров, РВ. Нейротехнологии и VR. Принципы совместимости // Вестник НовГУ. 2021. №2 (123). С. 9-12.
7. Утегенов, Н. Б. Виртуальная и дополненная реальности (VR И AR) // Universum: технические науки. 2022. №7-1 (100). С. 23-26
References
1. Leonov, A.V., Pronin, A.Yu. New paradigm of artificial intelligence [Novaya paradigma iskusstvennogo intellekta]// Competence. 2023. No. 2. pp. 37-46.
2. Gorokhov, A.V., Martynov, V.A., Gavrin, V.A. Artificial intelligence [Iskusstvennyy intellekt]// Scythian. 2022. No. 4 (68), pp. 159-162.
3. Lewis, D. Neuromarketing in action. How to get into the buyer's brain [Neyromarketing v deystvii. Kak proniknut' v mozg pokupatelya]. M.: MIF, 2015, 304 p.
4. Amirkhanova, R.M., Tagirova, K.M., Nazhmutdinova, S.A. Neuromarketing as a new Science of consumer behavior [Neyromarketing kak novaya Nauka o povedenii potrebitelya]// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6 (35). pp. 44-47.
5. Nedelko, A. Yu. Possibilities and limitations of using neuromarketing methods [Vozmozhnosti i ogranicheniya ispol'zovaniya metodov neyromarketinga]// Management Sciences. 2018. No. 4. pp. 77-81.
6. Burtseva, D.Ya., Lukov, M.Yu., Mendeleev, E.A., Petrov, R.V. Neurotechnology and VR. Principles of compatibility [Neyrotekhnologii i VR. Printsipy sovmestimosti]// Bulletin of NovGU. 2021. No. 2 (123). pp. 9-12.
7. Utegenov, N. B. Virtual and augmented reality (VR AND AR) [Virtual'naya i dopolnennaya real'nosti (VR I AR)]// Universum: technical sciences. 2022. No. 7-1 (100). pp. 23-26