Научная статья на тему 'Маркетинговые инновации как ингредиент управления малыми предприятиями в сфере ритейлерства'

Маркетинговые инновации как ингредиент управления малыми предприятиями в сфере ритейлерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ-РИТЕЙЛЕРА / МARKETING INNOVATIONS / RETAILER ENTERPRISE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арендаренко О. А.

Статья содержит описание авторского алгоритма разработки маркетинговых инноваций как ингредиента управления,учитывающего рыночные условия гармонизации его производственно-торговой деятельности. Приведён методический инструментарий, необходимый для совершенствования практики малых предприятий,функционирую-щих в сфере ритейлерства,т.е.розничной торговли товарами и продуктами повседневного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING INNOVATIONS AS INGREDIENT OF SMALL ENTERPRISES MANAGEMENT IN THE RITEYLERSTVO SPHERE

Article contains the description of author’s algorithm of marketing innovations development as ingredient of the management considering market conditions of harmonization of its production and trade activity. It is given the methodical toolset, that is necessary for improvement of practice of the small enterprises functioning in the sphere of a riteylerstvo, i.e. retail trade of goods and products of daily demand.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые инновации как ингредиент управления малыми предприятиями в сфере ритейлерства»

ISNN 1029-3388

Арендаренко O.A.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНГРЕДИЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СФЕРЕ РИТЕЙЛЕРСТВА

Развитие предприятия представляет собой целенаправленное качественное изменение его функций и свойств на основе управленческих воздействий внешнего и внутреннего характера на все его элементы и связи для обеспечения устойчивого промышленно-торгового функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегическое развитие предполагает исследование текущего состояния инновационной системы, выбор источников и направлений её изменения, определение временных характеристик, выбор стратегии развития из множества альтернатив и её реализацию с учётом условия гармонизации деятельности в промышленной и торговой областях [4, с. 30]. Необходимым условием стратегического развития производственно-торговой деятельности предприятия является динамическое функционирование процесса разработки, принятия и реализации стратегических и тактических промышленных, торговых и инновационных решений. Стратегия - это целенаправленный план действий по управлению объектом в долгосрочной перспективе, имеющий обобщённый характер и основанный на определённой концепции, политике, программах и мероприятиях для достижения поставленных целей и выполнения миссии организации [5, с. 82]. Стратегический подход лежит в основе менеджмента развития, поскольку предполагает совершенствование объекта с учётом его развития в будущем. Для определения процедуры разработки стратегии развития предприятия необходимо выделить не только стратегические составляющие производственной деятельности, установить источники развития, определить необходимые ресурсы, но и оценить возможность реализации стратегии с позиции торговой деятельности предприятия. Это позволит учесть инновационные и маркетинговые составляющие, найти пути повышения конкурентоспособности предприятия и учесть возможные риски внедрения стратегии.

Формирование стратегии развития требует проведения мероприятий по гармонизации промышленно-торговой деятельности, поскольку качественное изменение состояния экономической системы возможно только при комплексном подходе к функционированию её основных аспектов и согласовании работы различных функций и уровней управления.

Основу производственно-торговой деятельности в условиях развития предприятия составляют инновации, которые связаны с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной, торговой видами деятельности.

Алгоритм разработки стратегии развития предприятия пищевой промышленности, учитывающий условия гармонизации его производственно-торговой деятельности, включает три блока - анализ информации, формирование стратегии и реализации стратегии. Каждый блок включает ряд стадий, а также характеристику входной и выходной информации, которая связывает блоки друг с другом и позволяет достигнуть конкретного результата реализации стратегии.

42

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

Блок 1. Анализ информации. Предполагает поиск и исследование информации о текущем состоянии развития предприятия, выработку стратегических целей, создание группы специалистов и оценку готовности пищевого предприятия к изменениям. При этом выполняется условие активизации инновационной деятельности. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Определение стратегической цели производственно-торговой деятельности пищевых предприятий. На основе видения и миссии предприятия формулируется стратегическая цель его развития с учётом специфики производственно-торговой деятельности. Производственная и торговая составляющие могут быть оценены каждая в отдельности.

Стадия 2. Создание рабочей группы и стратегической подгруппы, что предполагает формирование постоянно работающей или временно создаваемой группы специалистов из функциональных отделов и служб. В группу должны входить специалисты по маркетингу, финансам, инновациям, производству. В рабочей группе выделяется стратегическая подгруппа, которая занимается формированием стратегии и контролирует её внедрение на предприятии.

Стадия 3. Анализ внешней информации об изменениях, которая группируется, структурируется, выделяются общие и конкретные источники изменений, формулируются предпосылки развития. Даётся оценка информации о потребителях, поставщиках, конкурентах, различного рода посредниках, органах власти, налоговых органах и прочих компонентах внешнего окружения предприятия. Здесь применяются статистический, аналитический и прогностический методы исследования.

Блок 2. Формирование стратегии, где осуществляется формирование стратегических альтернатив/вариантов с учетом условия гармонизации деятельности. Предполагает выделение типов стратегий предприятия, предложение и оценку альтернатив, проверку условия гармонизации производственно-торговой деятельности и анализ стратегических действий. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Выделение направлений производственно-торговой политики предприятия. На основе анализа текущего состояния и предпосылок развития предприятия стратегическая подгруппа проводит описание видов производственно-торговых стратегий. При этом учитывается необходимость гармонизации производственной и торговой деятельности при проведении изменений

Стадия 2. Формирование стратегических альтернатив, на которой определяется стратегическое инновационное поле и разрабатываются стратегические альтернативы, то есть конкретизируются возможные направления стратегической деятельности в рамках определенных ранее приоритетных видов производственно-торговых стратегий. Оптимальные стратегии должны быть подробно описаны с выделением положительных и отрицательных последствий при внедрении инноваций.

Стадия 3. Оценка и выбор стратегических альтернатив с учётом новшеств. Здесь разработанные стратегические альтернативы/варианты подвергаются анализу и оценке с позиции их реализуемости, эффективности и соответствия стратегической цели развития предприятия. Учитываются производственная и торговая составляющие каждой альтернативы (каждого варианта), определяется их оптимальное сочетание и прогнозируется результат для каждой из частных политик предприятия.

43

ISNN 1029-3388

Стадия 4. Формулирование гармонизированной стратегии развития предприятия пищевой промышленности при инновационной деятельности: проводится формирование производственно-торговой политики с учётом выделенных гармонизированных стратегических направлений развития предприятия и её увязка со стратегией и тактикой развития предприятия.

Стадия 5. Оценка стратегии и её корректировка при необходимости. На данной стадии выделяются необходимые стратегические действия по инновационному развитию предприятия в условиях гармонизированной производственно-торговой деятельности; устанавливаются сроки их проведения; осуществляется их анализ и оценка, а также корректировка при необходимости повышения уровня гармонизации или изменении внешних и внутренних факторов.

Результаты 2-го блока позволяют эффективно реализовать стратегические действия и способствуют повышению уровня гармонизации деятельности предприятия.

Блок 3. Реализация стратегии предполагает осуществление стратегии и тактики развития предприятия, внедрение мер по сокращению инновационных, производственных и торговых рисков при выполнении основных функций гармонизации. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Выделение условий реализации производственно-торговой стратегии при инновационной деятельности. На основе формированной совокупности стратегических действий гармонизированной промышленно-торговой деятельности выполняются действия по реализации промышленно-торговой стратегии, которые состоят в распределении полномочий и ответственности, сроков выполнения отдельных работ, их контроле и координации при осуществлении инновационных проектов пищевых предприятий.

Стадия 2. Формирование производственно-торговой тактики с учётом инновационной деятельности пищевого предприятия, где определяются тенденции инновационной деятельности предприятия в целях непрерывного развития; определяется тактическое инновационное поле и разрабатывается производственно-торговая тактика с учётом особенностей производственно-торговой политики предприятия.

Стадия 3. Внедрение мероприятий по сокращению рисков производственно-торговой деятельности. Выделяются риски, свойственные реализации производственно-торговой тактики в условиях инновационного развития, и вырабатываются меры по предупреждению и сокращению рисков.

Результатом 3-го блока является реализация стратегии развития пищевого предприятия с учётом гармонизированной производственно-торговой политики и применение мероприятий по сокращению рисков. При реализации стратегии развития предприятия гармонизация производственно-торговой политики, по мнению автора, должна выполнять экономическую, социальную функции и функцию оптимизации. Также необходимо учитывать особенности проведения гармонизации и активизации инновационной деятельности.

Для осуществления процедуры разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий и повышения уровня гармонизации деятельности особое значение следует уделять формированию и функционированию проектной группы [1], в рамках

44

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

которой выделяются следующие подгруппы: 1) стратегическая; 2) инновационная; 3) производственная; 4) торговая; 5) оценочная.

Для обеспечения гармонизированной деятельности предприятия и эффективного его развития инновационная, производственная, торговая и оценочная подгруппы формируются из специалистов предприятия или внешних консультантов, а в стратегическую подгруппу входят по одному представителю из каждой подгруппы. Возглавляет проектную группу руководитель проекта разработки и реализации стратегии развития предприятия. Проектная группа должна работать на постоянной основе для обеспечения непрерывности разработки, внедрения, корректировки, оценки и обновления стратегии

Каждая из подгрупп должна иметь двустороннюю связь со стратегической подгруппой, которая будет достигаться на основе участия специалистов подгрупп в работе стратегической группы и иерархии целей при работе проектной группы. Перечисленные группы взаимодействуют друг с другом, обмениваются текущей и отчётной информацией. В группу принятия решений должен входить руководитель проектной группы и один из заместителей руководителя предприятия. Рекомендуется привлекать внешних консультантов или принимать инновационные решения на уровне руководителя организации.

В общем, проведение инновационных изменений на предприятиях пищевой промышленности требует тесной работы маркетинговой службы, производства и технологов. Так как изменения во внешней среде, внедрение новых технологий, производство обновленного ассортимента предопределяет изменения в работе сотрудников предприятия, то это обусловливает и проведение организационных изменений.

Совершенствование и активизация инновационной деятельности в целях обеспечения непрерывности инновационного процесса предполагает проведение организационных изменений при учёте человеческого фактора. Здесь необходимо организовать системную, постоянную работу по реализации инноваций, заинтересовать сотрудников идеей перемен - не достаточно. Обязанность руководства - довести до сознания всех задействованных работников понимание необходимости будущих перемен и полезности инноваций, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу по усилению мотивации проведения изменений.

Для эффективного управления организационными изменениями необходимо закрепить за сотрудниками определенные функции и распределить обязанности в организации проведения изменений.

Вышеизложенное позволяет заключить, что внедрение современной ритейлерс-кой практики малых предприятий крайне затруднено, а порой и невозможно без разработки и реализации грамотной стратегии инновационного развития предприятия, связанной с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной и иными видами рыночной деятельности. При этом, одним из условий рыночного позиционирования предприятий-ритейлеров является умение менеджеров организовать системную работу с сотрудниками предприятия по реализации маркетинговых инноваций.

45

ISNN 1029-3388

Библиографический список

1. Анисимов, Ю.П. Стратегическое развитие предприятия на основе инновационной деятельности: монография / Ю.П. Анисимов, Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова; под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 489 с.

2. Арендаренко, О.А. Инновационное развитие предприятий пищевой промышленности: монография / О.А. Арендаренко. - Сочи: 2012. - 148 с.

3. Ашмарина, С.И. Управление изменениями: учебное пособие / С.И. Ашмарина, Б.Н. Герасимов. -М: Рид Групп, 2011. - 208 с.

4. Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах: монография / В.С. Ефремов. - М: Финпресс, 2001. - 240 с.

5. Журавлев, Ю.В. Управление инновационными изменениями на предприятии: учебное пособие / Ю.В. Журавлев, Е.Л. Смольянова, Ю.И. Матузов, С.В. Семененко. - М: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2011. - 266 с.

6. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, финансы, инвестиции, маркетинг: учебное пособие / В.Ф. Протасов. - М: Финансы и статистика, 2003. - 358 с.

7. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Ла-чинина; под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М: КНОРУС, 2005. - 302 с.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.