Научная статья на тему 'Формирование стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности'

Формирование стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности»

5. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 26.07.2011 г. №161-ФЗ.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009.

7. http ://www. cbr.ru

8. http://www.slovopedia.com

9. http://www.wikipedia.org

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Беляева Е.В.

Формирование стратегии инновационного развитияпредприятий

пищевой промышленности

Актуальность исследования стратегического управления инновациями на предприятиях логически связана с тем, что в последние 10 лет в профильных экономических изданиях идет научноедискутирование (Мильнер Б.З., 2006; Герасимов Б.Н., 2009, 2010; Горфинкель В.Я., 2004; Бриджес У., 2007; Харрингтон Дж., 2008; Анисимов Ю.П., 2009; Антипов Ю.О., 2010; Аньшин В.М., Дагаев А.А., 2006; Лыгина Н.И., Сибирская Е.В., Старцева О.А., 2008; Глисин Ф.Ф., Зимин В.А., 2010;. Аньшин В.М., Дагаев А.А., 2003; Лосева О.Н., 2003; Кортов С.А., 2004; Медынский В.Г., 2005; Семенычев В.К., Ашмарина С.И., 2008, 2011;Плотников Н.И., 2005; Трифонова А.А., 2004; Смольянова Е.Л., 2008, 2009;) по проблеме преимуществ и недостатков технологий инновационной деятельности предприятий в условиях современного бизнеса.

При этом, ведущие отечественные и зарубежные экономические школы (Ван-Дейн Я., Пригожин А.И., Кондратьев Н.Д., Менш Г., Акофф Р., Фримен Х., Шумпетер Й., Шеер А.-В., Гольдштейн Г.Я., Левин К., Шейн Э.) считают, что в условиях преобразования промышленных экономических систем необходим пересмотр парадигмы управления хозяйствующими субъектами и концептуальные изменения способов и процессов управления на них.

Исследование эффективного развития на основе инноваций предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности особенно актуально для экономики Краснодарского края, т.к. согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (2008-2012) пищевая отрасль Краснодарского края составляет практически половину объема от всей промышленной продукции, производимой в крае. При этом пищевая отрасль и агропромышленный

комплекс Краснодарского края представляет важное стратегическое значение для всей России, так как здесь производятся значимые объемы продукции в стране.

Вышеизложенное потенцировало необходимость проведения собственного научных разработок поддержки инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности, и данная статья направлена на поиск путей разработки оптимальной стратегии управления инновационным развитием предприятий пищевой промышленности с учетом гармонизации его производственно-торговой политики, учитывающего условия гармонизации его производственно-торговой деятельности. Рассмотрен методический инструментарий гармонизации производственно-торгового развития предприятия пищевой промышленности.

Развитие предприятия представляет собой целенаправленное качественное изменение его функций и свойств на основе управленческих воздействий внешнего и внутреннего характера на все его элементы и связи для обеспечения устойчивого промышленно-торгового функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегическое развитие предполагает исследование текущего состояния инновационной системы, выбор источников и направлений ее изменения, определение временных характеристик, выбор стратегии развития из множества альтернатив и ее реализацию с учетом условия гармонизации деятельности в промышленной и торговой областях [3, с. 30].

Необходимым условием стратегического развития производственноторговой деятельности предприятия является динамическое функционирование процесса разработки, принятия и реализации стратегических и тактических промышленных, торговых и инновационных решений. Стратегия- это целенаправленный план действий по управлению объектом в долгосрочной перспективе, имеющий обобщенный характер и основанный на определенной концепции, политике, программах и мероприятиях для достижения поставленных целей и выполнения миссии организации [3, с. 82]. Стратегический подход лежит в основе менеджмента развития, поскольку предполагает совершенствование объекта с учетом его развития в будущем. Для определения процедуры разработки стратегии развития предприятия необходимо выделить не только стратегические составляющие производственной деятельности, установить источники развития, определить необходимые ресурсы, но и оценить возможность реализации стратегии с позиции торговой деятельности предприятия. Это позволит учесть инновационные и маркетинговые составляющие, найти пути повышения конкурентоспособности предприятия и учесть возможные риски внедрения выбранной стратегии.

Формирование стратегии развития требует проведения мероприятий по гармонизации производственно-торговой деятельности, поскольку

качественное изменение состояния экономической системы возможно только при комплексном подходе к функционированию ее основных аспектов и согласовании работы различных функций и уровней управления. Формирование стратегии развития требует проведения мероприятий по гармонизации производственно-торговой деятельности, поскольку качественное изменение состояния экономической системы возможно только при комплексном подходе к функционированию ее основных аспектов и согласовании работы различных функций и уровней управления.

Основу производственно-торговой деятельности в условиях развития предприятия составляет инновационная деятельность, которая связана с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной, торговой видами деятельности.

Алгоритм разработки стратегии развития предприятия пищевой промышленности, учитывающий условия гармонизации его производственноторговой деятельности, включает три блока - анализ информации, формирование стратегии и реализации стратегии. Каждый блок включает ряд стадий, а также характеристику входной и выходной информации, которая связывает блоки друг с другом и позволяет достигнуть конкретного результата реализации стратегии.

Блок 1. Анализ информации. Предполагает поиск и исследование информации о текущем состоянии развития предприятия, выработку стратегических целей, создание группы специалистов и оценку готовности пищевого предприятия к изменениям. При этом выполняется условие активизации инновационной деятельности. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Определение стратегической цели производственно-торговой деятельности пищевых предприятий. На основе видения и миссии предприятия формулируется стратегическая цель его развития с учетом специфики производственно-торговой деятельности. Производственная и торговая составляющие могут быть оценены каждая в отдельности.

Стадия 2. Создание рабочей группы и стратегической подгруппы, что предполагает формирование постоянно работающей или временно создаваемой группы специалистов из функциональных отделов и служб. В группу должны входить специалисты по маркетингу, финансам, инновациям, производству. В рабочей группе выделяется стратегическая подгруппа, которая занимается формированием стратегии и контролирует ее внедрение на предприятии.

Стадия 3. Анализ внешней информации об изменениях, которая группируется, структурируется, выделяются общие и конкретные источники изменений, формулируются предпосылки развития. Дается оценка информации о потребителях, поставщиках, конкурентах, различного рода посредниках, органах власти, налоговых органах и прочих компонентах

внешнего окружения предприятия. Здесь применяются статистический, аналитический и прогностический методы исследования.

Блок 2. Формирование стратегии, где осуществляется формирование стратегических альтернатив/вариантов с учетом условия гармонизации деятельности. Предполагает выделение типов стратегий предприятия, предложение и оценку альтернатив, проверку условия гармонизации производственно-торговой деятельности и анализ стратегических действий. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Выделение направлений производственно-торговой политики предприятия. На основе анализа текущего состояния и предпосылок развития предприятия стратегическая подгруппа проводит описание видов производственно-торговых стратегий. При этом учитывается необходимость гармонизации производственной и торговой деятельности при проведении изменений

Стадия 2. Формирование стратегических альтернатив, на которой определяется стратегическое инновационное поле и разрабатываются стратегические альтернативы, то есть конкретизируются возможные направления стратегической деятельности в рамках определенных ранее приоритетных видов производственно-торговых стратегий. Оптимальные стратегии должны быть подробно описаны с выделением положительных и отрицательных последствий при внедрении инноваций.

Стадия 3. Оценка и выбор стратегических альтернатив с учетом новшеств. Здесь разработанные стратегические альтернативы/варианты подвергаются анализу и оценки с позиции их реализуемости, эффективности и соответствия стратегической цели развития предприятия. Учитываются производственная и торговая составляющие каждой альтернативы (каждого варианта), определяется их оптимальное сочетание и прогнозируется результат для каждой из частных политик предприятия.

Стадия 4. Формулирование гармонизированной стратегии развития предприятия пищевой промышленности при инновационной деятельности: проводится формирование производственно-торговой политики с учетом выделенных гармонизированных стратегических направлений развития предприятия и ее увязка со стратегией и тактикой развития предприятия.

Стадия 5. Оценка стратегии и ее корректировка при необходимости. На данной стадии выделяются необходимые стратегические действия по инновационному развитию предприятия в условиях гармонизированной производственно-торговой деятельности; устанавливаются сроки их проведения; осуществляется их анализ и оценка, а также корректировка при необходимости повышения уровня гармонизации или изменении внешних и внутренних факторов.

Результаты 2-го блока позволяют эффективно реализовать стратегические действия и способствуют повышению уровня гармонизации деятельности предприятия.

Блок 3. Реализация стратегии предполагает осуществление стратегии и тактики развития предприятия, внедрение мер по сокращению инновационных, производственных и торговых рисков при выполнении основных функций гармонизации. Данный блок состоит из следующих стадий.

Стадия 1. Выделение условий реализации производственно-торговой стратегии при инновационной деятельности. На основе формированной совокупности стратегических действий гармонизированной промышленноторговой деятельности выполняются действия по реализации промышленно -торговой стратегии, которые состоят в распределении полномочий и ответственности, сроков выполнения отдельных работ, их контроле и координации при осуществлении инновационных проектов пищевых предприятий.

Стадия 2. Формирование производственно-торговой тактики с учетом инновационной деятельности пищевого предприятия, где определяются тенденции инновационной деятельности предприятия в целях непрерывного развития; определяется тактическое инновационное поле и разрабатывается производственно-торговая тактика с учетом особенностей производственноторговой политики предприятия.

Стадия 3. Внедрение мероприятий по сокращению рисков производственно-торговой деятельности. Выделяются риски, свойственные реализации производственно-торговой тактики в условиях инновационного развития, и вырабатываются меры по предупреждению и сокращению рисков.

Результатом 3-го блока является реализация стратегии развития пищевого предприятия с учетом гармонизированной производственноторговой политики и применения мероприятий по сокращению рисков. При реализации стратегии развития предприятия гармонизация производственноторговой политики, по мнению автора, должна выполнять экономическую, социальную функции и функцию оптимизации. Также необходимо учитывать особенности проведения гармонизации и активизации инновационной деятельности.

Для осуществления процедуры разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий и повышения уровня гармонизации деятельности особое значение следует уделять формированию и функционированию проектной группы [1], в рамках которой выделяются следующие подгруппы: 1) стратегическая; 2) инновационная; 3)

производственная; 4) торговая; 5) оценочная.

Для обеспечения гармонизированной деятельности предприятия и эффективного его развития инновационная, производственная, торговая и оценочная подгруппы формируются из специалистов предприятия или внешних консультантов, а в стратегическую подгруппу входят по одному представителю из каждой подгруппы. Возглавляет проектную группу руководитель проекта разработки и реализации стратегии развития предприятия. Проектная группа должна работать на постоянной основе для обеспечения непрерывности разработки, внедрения, корректировки, оценки и обновления стратегии

Каждая из подгрупп должна иметь двустороннюю связь со стратегической подгруппой, которая будет достигаться на основе участия специалистов подгрупп в работе стратегической группы и иерархии целей при работе проектной группы. Перечисленные группы взаимодействуют друг с другом, обмениваются текущей и отчетной информацией. В группу принятия решений должен входить руководитель проектной группы и один из заместителей руководителя предприятия. Рекомендуется привлекать внешних консультантов или принимать инновационные решения на уровне руководителя организации.

В общем, проведение инновационных изменений на предприятиях пищевой промышленности требует тесной работы маркетинговой службы, производства и технологов. Так как изменения во внешней среде, внедрение новых технологий, производство обновленного ассортимента предопределяет изменения в работе сотрудников предприятия, то это обуславливает и проведение организационных изменений.

Совершенствование и активизация инновационной деятельности в целях обеспечения непрерывности инновационного процесса предполагает проведение организационных изменений при учете человеческого фактора. Здесь необходимо организовать системную, постоянную работу по реализации инноваций, заинтересовать сотрудников идеей перемен - не достаточно. Обязанность руководства - довести до сознания всех задействованных работников понимание необходимости будущих перемен и полезности инноваций, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу по усилению мотивации проведения изменений.

Для эффективного управления организационными изменениями необходимо закрепить за сотрудниками определенные функции и распределить обязанности в организации проведения изменений.

Вышеизложенное позволяет заключить, что внедрение инноваций на предприятиях пищевой предприятий крайне затруднено, а порой и невозможно без разработки и реализации грамотной стратегии инновационного развития предприятия, связанной с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной и торговой видами деятельности. При

этом необходимо организовать системную, постоянную работу с работниками предприятия по реализации инноваций.

Список литературы:

1. Анисимов, Ю.П. Стратегическое развитие предприятия на основе

инновационной деятельности: монография / Ю.П. Анисимов, Е.Л.

Смольянова, С.В. Шапошникова; под ред. Ю.П. Анисимова. Воронеж: Научная книга, 2009. 489 с.

2. Ашмарина, С.И. Управление изменениями: учебное пособие / С.И. Ашмарина, Б.Н. Герасимов. М: Рид Групп, 2011. 208 с. (Национальное экономическое образование).

3. Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах: монография / В.С. Ефремов. М: Финпресс, 2001. 240 с.

4. Журавлев, Ю.В. Управление инновационными изменениями на предприятии: учебное пособие / Ю.В. Журавлев, Е.Л. Смольянова, Ю.И. Матузов, С.В. Семененко. М: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2011. 266 с.

5. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, финансы, инвестиции, маркетинг: учебное пособие / В.Ф. Протасов. М: Финансы и статистика, 2003. 358 с.

Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачинина; под ред. Ю.Н. Лапыгина. М: КНОРУС, 2005. 302 с.

Лященко Н.А.

Проблемы управления маркетинговой средой на рынке образовательных услуг

В современных условиях вузы выступают как субъекты рыночной экономики, являясь товаропроизводителями интеллектуальной продукции и услуг, реализующими эту продукцию на интенсивно развивающемся в России рынке государственных и негосударственных образовательных организаций. Развитие российского рынка образовательных услуг актуализирует проблему определения перспектив становления образовательного маркетинга и проведения маркетинговых исследований в области образования. На первое место выходят проблемы, которые еще больше подчеркивают остроту данного вопроса:

- способность личности конкурировать в условиях нынешнего рынка труда;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.