Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
ао
Коды классификатора JEL: G 21, G 32
МАРКЕТИНГОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ НА РЫНКЕ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
СВИРИДОВ О.Ю.
Свиридов О.Ю. ЮФУ, Доцент кафедры «Финансы и кредит», докторант СКНИИЭ-иСП, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, к. 103
В статье рассматриваются вопросы разработки и проведения клиентоориентированной стратегии развития финансово-кредитных институтов на основе использования инструментов маркетинговой концепции управления, основанной на привлечении вкладов, активном использовании привлеченных средств, страховом управлении рисками банковской деятельности, а также формирования механизма увеличения спроса на комплексные услуги доверительного управления в рамках реализации модели индивидуального банковского обслуживания («private banking») с высокой долей консалтинга.
Ключевые слова: финансово-кредитные институты, маркетинговая концепция управления, индивидуальное банковское обслуживание.
В современной экономике сферы производства услуг и материальных благ тесно переплетаются между собой; большинство товаров массового потребления, опредмеченных в вещах, продается через сеть, которая относится к сфере услуг, а многие виды услуг реализуются с помощью различных материальных носителей, например, кредитный договор, оформленный на бумажном носителе. Для выявления особенностей развития сферы финансовых услуг целесообразно проанализировать характерные особенности собственно услуг, которые присущи банковскому делу. Большинство ученых-экономистов считает, что главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого продукта в виде услуги. В то же время, услуга всегда передается покупателю через непосредственную деятельность ее производителя, причем эта деятельность должна быть экономически полезной, а ее результаты (услуги) иметь возможность выступать в качестве товара.
Просьюмеристы, по мнению Л.А. Зубченко, верно выбрали в качестве критерия верно выработанной маркетинговой стратегии ориентацию на потребителя, так как в этом случае возможно поддержание развития даже после истощения явных резервов роста [2]. С этой точки зрения верно спрогнозированным является бум на банковских рынках потребительского кредитования, пластиковых карт и т.д. В существующих реалиях невозможно работать только на основе когда-то избранного продукта. Поэтому, чтобы выживать, необходим новый продукт, новые услуги, в большей мере отвечающий требованиям клиентов. Обеспечивая приспособляемость к условиям рынка, необходимо завоевывать потребителя.
Специфика банковского маркетинга обусловлена не только тем, что он способствует коммерциализации банковской работы и обеспечивает эффективное использование денежных ресурсов, но и особенностями денежного оборота, который выступает объектом всей банковской деятельности. Нельзя не признать тот факт, что банковский маркетинг нацелен в первую очередь на ускорение денежного оборота за счет совершенствования и ускорения безналичных расчетов. Маркетинговая политика банка ориентирована на анализ и удовлетворение потребностей клиентов, на быстрое и правильное проведение расчетов. Банковский маркетинг связан с новыми формами расчетов, в максимальной степени учитывающими характер хозяйственной деятельности клиентов банка, особенности нахождения их партнеров, их финансовое состояние и другие факторы, влияющие на скорость денежного оборота.
Специфика банковского маркетинга заключается в том, что банк заинтересован не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств, как юридических, так и физических лиц с помощью кредитования. Это обусловливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений. Отметим, что 80% рост российского фондового рынка вызвал спрос на услуги доверительного управления со стороны самых богатых банковских клиентов в рамках системы индивидуального банковского обслуживания (private banking). Такие клиенты не хотят, чтобы их деньги находились на валютных депозитах и готовы рисковать для увеличения доходности своих ресурсов.
Банки начали формировать новые маркетинговые стратегии за счет VIP-клиентов. Российские эксперты уверены, что у рынка private banking - большое будущее: сейчас, правда, объем услуг по частному банковскому обслуживанию не превышает 5-7% от общего объема банковских услуг в России (для сравнения: этот показатель в странах с развитой экономикой составляет порядка 30-40% от общего объема банковских услуг физическим лицам). Потенциал этого рынка растет и потому, что темпы роста экономики России остаются на высоком уровне, и благодаря рыночной конъюнктуре цен на нефть, притоку нефтедолларов, и потому, что многие российские компании планируют в ближайшие два-три года провести первичные размещения акций.
ai
Развивать направление «private banking» российские банки начали с предложения своим клиентам системы VIP-обслуживания, появились здесь до финансового кризиса 1998 г., однако далеко не все из них удержались в этом направлении маркетинговой стратегии. Выделяются следующие принципы банковского маркетинга (под принципами банковского маркетинга понимаются те особенности, которые характеризуют маркетинговую политику банка и те законы, по которым эта политика осуществляется):
1. Ориентация на потребности клиентов;
2. Активное влияние на потребительский спрос;
3. Комплексность маркетингового процесса в банке (планирование, анализ, регулирование и контроль);
4. Единство перспективного и текущего планирования банковского маркетинга;
5. Автономия и участие. Этот принцип определяет сочетание автономной работы структурных подразделений банка и их участия в разработке общей стратегии банковского развития. Современный банковский маркетинг - это приглашение к гармоничному соединению единства и многообразия.
Рассмотрим основные задачи банковского маркетинга:
1. Максимальное удовлетворение требований клиентов по объему, структуре и качеству банковских продуктов и услуг, создающее оптимальные условия для устойчивости деловых отношений;
2. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях финансового рынка;
3. Гарантирование ликвидности банка;
4. Содействие решению социальных проблем региона, в котором осуществляется деятельность банка.
Особенности планирования и реализации маркетинговых стратегий в банке объясняются тем, что его деятельность регулируется не только федеральными законами, но и целым рядом обязательных нормативов, налоговых постановлений, указаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. Это приводит к необходимости поиска альтернативных решений для обеспечения ликвидности банка в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Сложившаяся ситуация побуждает банк постоянно совершенствовать свою деятельность на основе среднесрочной и долгосрочной маркетинговой стратегии. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, банк должен вводить в практику новые виды обслуживания, бороться за каждого клиента. Этим и объясняется объективная необходимость для банка действовать на рынке на основе теории и практики банковского маркетинга. На реализацию задач банковского маркетинга ориентированы его функции:
1. Выявление потенциального рыночного спроса и требований клиентов к банковским продуктам и услугам посредством комплексного исследования состояния финансового рынка и перспектив его развития.
2. Эффективная организация деятельности по созданию новых и совершенствованию предоставляемых банковских продуктов, более полно удовлетворяющих запросы клиентов;
3. Определение оптимального ассортимента банковских продуктов и услуг, исходя из реальных возможностей банка и требований рынка;
4. Планирование и координация деятельности банка на финансовом рынке;
5. Разработка сбытовой политики, организация системы стимулирования реализации банковских продуктов и услуг, формирование потребностей покупателей.
6. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.
Банковский маркетинг как инструмент проведения в жизнь глобальной стратегии ориентации банков на потребителя включает: исследование существующих и потенциальных рынков сбыта; установление кратко- и долгосрочных целей для развития оказываемых и создания новых видов услуг.
Банковский маркетинг - это различные формы экономической и социально-культурной самоидентификации банка как субъекта рынка, проявляющие себя в идеях, настроениях, действиях, тактиках, направленных на повышение статуса банка на рынке. Услуга банка - это средство удовлетворения потребности клиентов. Предоставление банковских услуг - это основная деятельность любого банка. Для того, чтобы получить прибыль, банк должен создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее. Товар банка специфичен - это банковские услуги, операции с деньгами и ценными бумагами, а также посреднические операции и консультационные услуги финансового характера.
С точки зрения классификация услуг банка выделим
1. Кредитные услуги - это отношения между банком и клиентом (заемщиком или дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности. Существуют две основные группы кредитных операций: банк выступает как кредитор (активные); банк выступает как дебитор или заемщик (пассивный). Клиентами банка могут быть физические или юридические лица, другие банки, либо финансовые учреждения. В качестве активных кредитных операций выступают ссудные операции, проводимые с клиентами и другими банками. Пассивные кредитные операции представляют собой получение межбанковского кредита
2. Депозиты - услуги, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства клиентов и рыночных экономических контрагентов.
3. Расчетно-кассовые услуги-расчеты и платежи с клиентами и банковскими учреждениями.
4. Инвестиционные операции и ценные бумаги. Банковские инвестиции - это вложение денежных средств в различные отрасли народного хозяйства. Прямые инвестиции осуществляются посредством реальных активов и вложения средств банка в конкретное производство. Портфельные инвес-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
а2
тиции осуществляются долгосрочных денежных ссуд в национальной или иностранной валюте.
5. Трансформация ссудных капиталов. Производство банковских операций таких как форфетирование, факторинг, лизинг, траст и других.
6. Консультационные и аудиторские услуги своим клиентам, контрагентам, акционерам и прочие.
Концепция маркетинговой деятельности - это ориентированная на потребителя целевая философия
и стратегия банка. Она основывается на анализе всего спектра показателей влияющих на финансово-кредитную систему в целом и банка в частности. На базе маркетинговой концепции готовятся предложения по оптимизации деятельности банка, и в последующем проводится комплексное планирование внутренней и внешней деятельности банка. В зависимости от характеристик банка (размера, специфики деятельности, учредителей) и его целей и задач выбирается маркетинговая концепция, которая принимается за основу до изменения важнейших показателей на рынке заложенных в расчеты при ее выборе. Часть банков в условиях России ориентируются на одну маркетинговую концепцию на протяжении нескольких лет. Однако это могут себе позволить только надежные и консервативные банки имеющие значительные собственные средства и их ресурсы могут выдерживать даже сбои в экономике и политические изменения. Другие меняют свою концепцию оперативно, в зависимости от динамики внешних и внутренних факторов, в то же время необходимо отметить, что на практике ни одна концепция в чистом виде не встречается.
Финансовый рынок в условиях глобализации способен динамично развиваться при условии большого числа крупных, самостоятельных и обеспеченных ресурсами игроков, активно взаимодействующих со средой, воспринимающей трансформационный и интеграционный векторы.
В замкнутом пространстве финансовые институты локальных государств развиваются, активно взаимодействую с крупными игроками реального сектора, обслуживая их интересы, управляя их рисками, способствуют росту разнообразия экономических подсистем с включением транснациональной составляющей. Вместе с тем, у современных национальных финансовых институтов возможности существования в виде замкнутой системы в условиях глобализации невелики вследствие ограниченности финансовых, информационных и организационных параметров жизнедеятельности.
Некоторые исследователи ограничиваются указаниями на общий координационный эффект институтов, реализуемый снижением уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Это утверждение будет верным, но лишенным эвристической силы и останется в плоскости общих заявлений и пожеланий. Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое наличием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости - делают вывод ученые.
В глобальной экономике институциональная среда национального финансового рынка может порождать неопределенность и в случае, если институты вырабатывают не согласующие, а иногда и противоречащие друг другу правила, применение которых вызывает несовпадающие типы поведения. Эта ситуация может быть обозначена как неопределенность институциональной среды. В этой связи и в этих условиях неопределенность внешней среды не уменьшается, а возрастает. Для преодоления данного процесса в качестве эффективного институционального канала называется необходимость формулирования и запуска некоторого «мегаправила», которое упорядочивает действие экономические агентов. Поведенческий подход к финансовым рынкам базируется на двух теориях - ограниченного арбитража (limited arbitrage) и экономического поведения инвесторов. На рынках арбитраж реально связан с риском, так как многие ценные бумаги не имеют идеальных и даже приемлемых субститутов. Даже при наличии подходящих субститутов, арбитраж остается рискованным, потому что цены не приводятся быстро к фундаментальной стоимости.
Цены могут реагировать на информацию «неправильно», а также могут зависеть от изменения в спросе, не связанные с информацией о фундаментальной стоимости. Теория ограниченного арбитража показывает, что рынки в течение длительного времени могут оставаться неэффективными, но она не говорит ничего о форме неэффективности. Теория настроения инвесторов объясняет, как реально складываются представления инвесторов, и определяется стоимость ценных бумаг фирм, а также как формируется спрос на них. В сочетании с теорией ограниченного арбитража эта теория позволяет прогнозировать поведение цены и прибыльности ценных бумаг.
Усовершенствованные технологии позволили банкам обрабатывать информацию более эффективно, что снизило затраты на обработку чеков, предоставление кредитов и идентификацию контрафактных кредитных карт. Технологии также позволили банкам лучше обслуживать своих клиентов. Например, сегодня клиенты банка могут где угодно воспользоваться торговыми автоматами, от супермаркета до местного магазина. Однако усовершенствование технологий теперь угрожает самому существованию банков. Многие клиенты больше не видят необходимости пользоваться услугами местных банков, а возможности сети Интернет позволяют им совершать покупки по всему миру на лучших кредитных условиях.
Еще большую угрозу для банковского бизнеса представляет продолжающееся развитие электронной коммерции. Электронная коммерция позволяет клиентам и предприятиям совершать сделки непосредственно, тем самым, устраняя необходимость в посредниках, таких как коммерческие банки. В течение последующих лет финансовые менеджеры должны продолжать оставаться на высоком уровне технологических разработок и быть готовыми к принятию изменяющихся условий среды.
Экономические агенты, которые выходят на рынок заимствования, вступают в финансовые отношения с теми, у кого имеются избыточные фонды на финансовых рынках. Каждый рынок имеет дело с отличающимся в чем-то от других типом финансовых инструментов, и чаще всего отличия заключаются в активах, которыми происходят торги на рынке, и в условиях и сроках предполагаемых этими активами платежей.
аз
Кроме того, различные рынки обслуживают различные типы клиентов или работают в различных частях страны. В этом разделе представлены семь основных типов рынков:
1. Рынки физических активов, называемые рынками «материальных» или «реальных активов»; рынки финансовых активов (инструментов), на которых обращаются акции, облигации, вексельные бумаги, закладные. Ценность производной ценной бумаги проистекает из стоимости соответствующего базового финансового инструмента.
2. Спот-рынки и фьючерсные рынки, на которых производится купля-продажа активов на определенную дату (через шесть месяцев или через год).
3. Денежные рынки - это рынки краткосрочных высоколиквидных и низкорисковых долговых ценных бумаг.
4. Фондовые рынки средне- или долгосрочной задолженности и корпоративных ценных бумаг.
5. Рынки ипотечных долговых бумаг в основном котируют долговые инструменты, связанные с займами на жилую, коммерческую и промышленную недвижимость, а также на сельскохозяйственные угодья, в то время как рынки потребительских кредитов включают займы на автомобили кредиты на обучение.
6. Фондовая биржа как вторичный рынок, поскольку она работает с уже выпущенными в обращение, а не заново эмитированными акциями. Исследованы вторичные рынки облигаций, закладных и других различных типов долговых и иных финансовых инструментов. Выделено, что корпорация, чьи ценные бумаги продаются, не участвует в транзакции вторичного рынка и, таким образом, не привлекает в результате подобной операции денежных средств.
7. Частные рынки (рынки частных сделок), на которых транзакции происходят непосредственно между двумя сторонами, отличаются от открытых рынков, на которых происходит торговля стандартными контрактами на организованной основе. Банковские ссуды и страхование автогражданской ответственности являются примерами транзакций частного рынка.
Важнейшим условием обеспечения устойчивого развития экономики является задача эффективного функционирования финансовых рынков, характеризующаяся низкими транзакционными издержками. Различия между рынками часто оказываются размытыми и не столь важными, если не затрагивают их основных свойств. Развитие информационных технологий дает уникальные возможности для научно-технического, экономического, культурного развития мира. Но на практике развитие коммуникаций и средств связи означает появление возможностей реального контроля небольшой группы лиц над огромными территориями. Реально существующий субъективно-волевой механизм глобализации базируется на этих особенностях, целенаправленно их используя.
Сегодня большая часть крупных банков, рассматривая возможность аутсорсинга информационных технологий, ставят перед собой цель сократить до 30% своих расходов. Опыт использования информационного аутсорсинга финансовыми операторами банковского рынка в странах Восточной Европы свидетельствует, что важной причиной активного развития аутсорсинга информационных технологий послужили высокая динамика развития финансовых институтов, а также нехватка квалифицированного персонала по управлению развитием информационного капитала.
Увеличение сделок в финансовом секторе с развитием розничного банковского обслуживания, в том числе. В последнее время в российском секторе существенно активизировались процессы слияний и поглощений в сторону укрупнения банковского бизнеса, особенно в направлении банковского ритейла. На российском рынке слияний и поглощений можно выделить такие сделки, как покупка «Росбанком» банка «Первое О.В.К», «Внешторгбанком» - «Гута-банка». Также наблюдается повышение интереса со стороны иностранных инвесторов, особенно к сектору розничного кредитования. В частности, следует отметить такую сделку, как покупка «GE Consumer Finance» «Дельтабанка», а также несостоявшуюся сделку между «BNP Paribas» и «Русским стандартом». Отметим, что начало 2005 г. было богато финансовыми объединениями. Наиболее значимым для российского бизнеса стало соглашение о покупке пакета акций ОАО «Промышленно-строительный банк» (ПСБ). ОАО «Внешторгбанк» стало владельцем 75% акций ПСБ и планирует уже до конца 2005 г. полностью завершить сделку.
Внимание иностранных банков к российскому финансовому сектору было особенно заметно в сделке по продаже пакета акций ЗАО «Банк кредитования малого бизнеса» (КМБ-банк). Часть своего пакета акций КМБ-банка был намерен продать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которому принадлежало 36,8% акций. Для осуществления сделки ЕБРР привлек компанию «Ренессанс Капитал» и инициировал тендер между основными претендентами: «Deutsche Bank» (Германия), BNP «Paribas» (Франция) и «Banca Intesa» (Италия) [3].
По оценкам экспертов, средняя стоимость сделки слияний и поглощений (М&А) в российском банковском секторе составляет 13 млн долларов [1].
Второй важный показатель, отражающий синергетический эффект сделки - производительность труда, то есть, сколько нетто-активов приходится на одного работающего в банке. Несколько лет назад российские банки отставали от американских банков по объему операций на каждого менеджера в 8-10 раз, сегодня в 2-3 раза, через несколько лет этот разрыв, по нашему мнению, должен быть ликвидирован. Наконец, мы должны полностью заменить банковские вычислительные системы, устаревшее программное обеспечение. А для этого надо зарабатывать хорошую прибыль: региональным банкам - как минимум полмиллиарда рублей в год. Если банки не выйдут на эти показатели, они будут неконкурентоспособны.
Для реализации своих конкурентных преимуществ, национальные банки и страховые компании должны разработать обоснованную корпоративную стратегию, направленную на увеличение стоимости бизнеса. В
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
а4
большинстве случаев, иностранные финансовые группы к решению этого вопроса подходят путем оценки стоимости бизнеса через ликвидные параметры капитализации на фондовом рынке [4]. Стратегия капитализации основывается на моделировании финансовых технологий развития компании на основе наблюдения за изменением курса акций в зависимости от действий банка в плане приобретения профильных и непрофильных бизнесов. Рыночная стоимость может не изменяться или быть отрицательной, однако реакция рынка в краткосрочном периоде является неполной характеристикой для определения успехов диверсификации в долгосрочном периоде. Анализ ценового риска учитывает возможность изменения доходности или рыночной стоимости активов и пассивов банка в связи с изменениями курсов валют, процентных ставок по кредитным вложениям и обязательствам, изменением курсовой стоимости ценных бумаг на фондовом рынке.
Банки имеют возможность предотвращать потерю ликвидности, если регулярно осуществляется анализ их экономических показателей в меняющихся условиях конъюнктуры рынка. Основной целью указанной деятельности является внесение текущих корректив в стратегическое и тактическое развитие банка. Это касается координации соотношений активов и пассивов, поддержки определенного уровня капитала для возможного покрытия убытков и сохранения уровня ликвидности, необходимого для своевременного исполнения принятых на себя обязательств.
Оценивая функциональные риски, банки используют данные анализа мер, связанных со стратегическим управлением банка, в совокупности с данными анализа финансовых рисков, а также соотношения целей и задач банка с возможностью их ресурсного и организационного обеспечения. Кроме того, кредитные институты осуществляют анализ адекватности системы операционного учета банка характеру его деятельности. В условиях конкуренции банки исходят из необходимости совершенствования информационных технологий для своевременного обеспечения технологических потребностей, организации системы защиты банковской деятельности от несанкционированного доступа. Существенную роль в организации системы оценки рисков играет эффективное административно-хозяйственное обеспечение банковской деятельности. Администрирование управления рисками связано, например, с разработкой основных принципов кредитной политики банков: поиском приоритетных направлений кредитования, утверждением процедуры рассмотрения заявок, установлением критериев одобрения кредитов, определением предпочтительных сроков и объемов кредитования, форм кредитов и их обеспечения.
Банки, привлекая и размещая средства на мировых рынках капиталов и оказывая услуги клиентам в целях организации бескризисной и эффективной работы, осуществляют управление рисками. Риски предварительно тщательно изучаются, оцениваются, после чего формируется модель управления рисками на основе комплексной оценки инструментов и технологий их возможного нивелирования.
Для поддержания финансовой устойчивости банки разрабатывают комплексные методы управления финансовыми потоками (активами и пассивами), планируют доходы и расходы. Руководство банка на основании материалов, представленных уполномоченными структурными подразделениями, устанавливает и регулярно пересматривает систему лимитов на контрагентов и операции с ними по срокам и суммам в различных валютах с учетом всех рисков в совокупности. Менеджментом банка регулярно проводится корректировка стратегии в зависимости от условий рынка, осуществляется формирование достаточных резервов для страхования средств и, в случае необходимости, для покрытия убытков (по ссудам, под операции с ценными бумагами и т.п.), для обеспечения бесперебойной работы банка и реализации клиентоориентированной стратегии, направленной на увеличение доли рынка.
Банки, нацеленные на привлечение и удержание клиентов, ведут работу по управлению рисками на основе мониторинга, регулярного сравнения текущих данных с запланированными. Уполномоченные структурные подразделения банка осуществляют внутренний контроль счетов и ревизию текущей финансовой отчетности в целях определения соответствия операций установленным ограничениям. Эффективность управления рисками зависит от обеспечения сотрудников банка достоверной и всесторонней информацией. В связи с этим руководство банка принимает меры по организации совместимой с системой риск-менеджмента внутренней системы сбора, структурирования и обмена информацией, исходя из профессиональных задач. Координацией работы занимается структурное подразделение, которое изучает и обрабатывает финансово-экономическую информацию, поступающую из мировых и национальных источников, и обменивается ею с различными структурами.
Банки организуют систему внутреннего использования актуальной и объективной финансово-экономической информации на базе использования современных информационных технологий. Все риски имеют общие принципы, но каждый управляется специфическим способом, присущим только ему. Одним из способов предотвращения финансовых потерь является распределение (диверсификация) рисков по операциям, рынкам и клиентам. Например, одним из способов предотвращения валютных рисков является правильное размещение ресурсов и использование фиксированной или плавающей процентной ставки в зависимости от условий рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева А. Банковский бизнес укрупняется//Деловой Петербург, 2006. № 8. С. 27.
2. Зубченко Л.А. новые тенденции в развитии банковского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом.
- 2006, № 1, с. 9-13.
3. McIntyre G. Merges of the financial capital on the European market. - London, Cambridge University, 2006.
Р. 113.
4. Whitman R. Issues of Modern Financial Integration in Europe. London, Oxford University Press, 2006. Р. 233.