Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты идентификации недобросовестной конкуренции'

Маркетинговые аспекты идентификации недобросовестной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинговые инструменты конкурентной борьбы / недобросовестная конкуренция / конкурентоспособность / этика бизнеса / закон о защите конкуренции / репутация / деловая активность / marketing tools of competition / unfair competition / competitiveness / business ethics / competition law / reputation / business activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лучанинов Роман Сергеевич

На сегодняшнем высококонкурентном рынке функционирует огромное количество организаций различных форм собственности, отличающихся друг от друга по размерам, видам деятельности, отраслевой принадлежности, степени открытости и т.п. Каждая организация в той или иной степени конкурирует с себе подобными. Отличаются они и тактикой ведения бизнеса в вопросе занятия той или иной конкурентной позиции. Одни проповедуют этические нормы и правила, а другие – предпочитают пойти недобросовестным путем. Дела о недобросовестной конкуренции часто являются сложными с точки зрения доказуемости. Чтобы установить факт нарушения, зачастую требуется доказать возможность и степень смешения потребителями продукции производителей, наличие ущерба деловой репутации, вероятность возникновения убытков у той фирмы, чью деятельность «имитировали». А это влечет представление в качестве доказательств различных заключений, социологических опросов, маркетинговых исследований и иных аналогичных свидетельств, которые антимонопольный орган должен рассмотреть и определить, составляют ли действия (бездействие) хозяйствующих субъектов нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Aspects of Identifying Unfair Competition

In today’s highly competitive market, there is a huge number of organizations of various forms of ownership, differing from each other in size, type of activity, industry affiliation, degree of openness, etc. Each organization competes with its own kind to some extent. They also differ in the tactics of doing business in the matter of occupying a particular competitive position. Some preach ethical norms and rules, while others prefer to take an unscrupulous path. Unfair competition cases are often difficult to prove. To establish the fact of violation it is often required to prove the possibility and degree of mixing by consumers of the products of manufacturers, the presence of damage to business reputation and the likelihood of losses for the company whose activities were “imitated”. And this entails the presentation as evidence of various conclusions, opinion polls, marketing research and other similar evidence, which the antimonopoly body must consider and determine whether the actions (inaction) of economic entities constitute a violation of the Federal Law «On Protection of Competition».

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты идентификации недобросовестной конкуренции»

Лучанинов Роман Сергеевич,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 ^^ LuchaninovRS@mail.ru

На сегодняшнем высококонкурентном рынке функционирует огромное количество организаций различных форм собственности, отличающихся друг от друга по размерам, видам деятельности, отраслевой принадлежности, степени открытости и т.п. Каждая организация в той или иной степени конкурирует с себе подобными. Отличаются они и тактикой ведения бизнеса в вопросе занятия той или иной конкурентной позиции. Одни проповедуют этические нормы и правила, а другие - предпочитают пойти недобросовестным путем. Дела о недобросовестной конкуренции часто являются сложными с точки зрения доказуемости. Чтобы установить факт нарушения, зачастую требуется доказать возможность и степень смешения потребителями продукции производителей, наличие ущерба деловой репутации, вероятность возникновения убытков у той фирмы, чью деятельность «имитировали». А это влечет представление в качестве доказательств различных заключений, социологических опросов, маркетинговых исследований и иных аналогичных свидетельств, которые антимонопольный орган должен рассмотреть и определить, составляют ли действия (бездействие) хозяйствующих субъектов нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

Ключевые слова: маркетинговые инструменты конкурентной борьбы; недобросовестная конкуренция, конкурентоспособность, этика бизнеса, закон о защите конкуренции, репутация, деловая активность.

DOI: 10.24412/2071-3762-2020-11-29-36

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция в экономике представляет собой процесс противостояния двух или более субъектов, отражающий разность позиций, взглядов, мнений. Акцент делается на хозяйствующих субъектах, которые в той или иной степени противостоят друг другу. Они могут быть прямыми уже состоявшимися конкурентами, либо же пока потенциальными, но уже само их функционирование в дальнейшем так или иначе предполагает необходимость «передела собственности» для занятия более высокой строки в табеле о рангах, возникновение определенной рыночной иерархии.

Конкуренция — это борьба между хозяйствующими субъектами за оптимальное положение на рынке, наибольший спрос на свою продукцию, а значит и за наиболее эффективное использование факторов производства, средств производства, с учетом единых правил для всех участников рынка. Тесная взаимосвязь качества

выпускаемой продукции, ее необходимости потребителям в повседневной жизни, количества продавцов на рынке и себестоимости товара определяют характер конкуренции.

Свобода получать средства к существованию, вести бизнес и иным образом конкурировать на рынке имеет важное значение для любой системы свободного предпринимательства. Конкуренция создает стимулы для предприятий завоевывать лояльность клиентов, предлагая качественные товары по разумным ценам. В то же время конкуренция может нанести вред. Свобода конкуренции дает компаниям право переманивать клиентов друг от друга. Когда один бизнес переманивает достаточно клиентов у конкурентов, эти конкурирующие предприятия могут быть вынуждены закрыться или переехать.

Каждый владелец бизнеса имеет желание быть «на передовой». Но данное желание не так просто

реализуемо, как может показаться на первый взгляд. Уж честными методами точно. Из этого следует ряд вопросов:

— Все ли владельцы организаций действуют добросовестно?

— Насколько этичные методы используют предприниматели для того, чтобы фирма занимала высшие строки рейтинга?

— Всегда ли конкурентная борьба основывается на существующих нормативно-правовых постулатах?

Практика свидетельствует, что не всегда, анализируя конкурентную борьбу, можно говорить о честности и достоинстве используемых в ней инструментов. Это в свою очередь предопределило введение в оборот термина «недобросовестная конкуренция».

В Федеральном законе «О защите конкуренции» понятие недобросовестной конкуренции раскрывается следующим образом: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые

направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестную конкуренцию можно разделить на две большие категории:

♦ недобросовестная конкуренция — иногда используется для обозначения только тех правонарушений, которые предназначены для того, чтобы ввести потребителей в заблуждение относительно источника продукта (также известные как обманчивые торговые практики):

♦ недобросовестная торговая практика (включает в себя все другие формы недобросовестной конкуренции). Недобросовестная конкуренция

не относится к экономическому ущербу, связанному с монополиями и антимонопольным законодательством. Что представляет собой «несправедливое» действие, зависит от контекста бизнеса, исследуемого действия и фактов конкретного дела.

Глава вторая того же закона определяет формы проявления

недобросовестной конкуренции такие, как:

1. Недобросовестная конкуренция путем дискредитации.

Под недобросовестной конкуренцией при этом подразумевается распространение неправдивых, искаженных, неточных сведений, которые в свою очередь могут нанести ущерб какому-либо хозяйствующему субъекту, вследствие чего он понесет убытки. Так, к примеру, запрещено (даже если очень хочется) делиться якобы «проверенной стопроцентной», «полученной из достоверных источников» информацией о том, что товар конкурента непригоден к использованию или потреблению, что он ненадлежащего качества, и при его производстве используется запрещенная технология или детский труд. Конкуренция и взаимный троллинг между марками существуют уже много лет. В маркетинговых войнах пробуют себя службы такси, торговые площадки, автопроизводители, сети ги-пермаркетов и даже театры. Участники таких акций рискуют: например, в России за подобную рекламу можно получить штраф. Но от этого их приемы становятся лишь более изощренными. Ниже представлены примеры таких уловок.

Однажды в Твери был установлен рекламный щит с изображением легкового автомобиля Opel

Astra и надписью «Astra и никаких ФОКУСОВ». Это действие федеральная антимонопольная служба сочла порочащим репутацию фирмы Ford Motor Company и оштрафовала рекламодателя (рис. 1а).

Взяв за основу фирменные цвета и шрифты (на профессиональном языке «Айдентика»), Авито распространили рекламные бан-неры с сообщением следующего содержания: «Не устроил Price? Продавайте выгоднее без посредников». Таким образом Авито подчеркнули свое конкурентное преимущество — клиент сам устанавливает цену на свой любимый автомобиль. Особенно стоит обратить внимание на подпись в правом нижнем углу «price». По правилам наружной рекламы на все иностранные слова должен указываться как сноска перевод на русский язык. Но Авито, с одной стороны, делает перевод слова «price», а, с другой — сознательно не оформляет эту информацию как сноску, чтобы подчеркнуть «мы вообще-то не о цене говорим, а о компании CarPrice» (рис. 1б).

«Яндекс.Такси» и Gett воюют за рынок перевозок уже несколько лет. Так, в одной из своих рекламных кампаний Gett намекнул характерной красной буквой «Я» на низкие рейтинги водителей «Ян-декс.Такси». (рис. 1в).

а б в

Рис. 1. Примеры недобросовестной конкуренции путем дискредитации

Или другой пример дискредитации. С октября 2016 по январь 2017 на таких телеканалах, как «Первый», «5 канал» показывали видеоролик, рекламирующий лекарство «Ренни». В нем говорилось, что потребление алюминия может привести к нарушению пищеварения. При этом демонстрировали на экране пильный диск с острыми зубьями с нанесенной на него надписью «А1 алюминий», который двигался внутри желудка и повреждал его стенки. Однако алюминий как активное вещество содержится в лекарствах-конкурентах: «Фосфалюгеле», «Алмагеле», «Маалоксе», «Гаста-ле», и других. А сам алюминий, вернее, алюминия фосфат, по Госстандарту назначают для лечения органов ЖКТ. Такой рекламой производитель «Ренни» опорочил деловую репутацию конкурентов, за что его и оштрафовали.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации находит свое отражение и в новостях о российской вакцине от корона-вируса. Заявления о вакцине были неоднозначно восприняты на Западе, скорее всего, именно из-за конкуренции — иностранные СМИ на протяжении последних месяцев регулярно публиковали материалы с критикой российского препарата, основываясь на косвенных свидетельствах или ничем не подкрепленных выводах. Эксперты отмечают, что в условиях пандемии СОУЮ-19 вакцину преврати-

ли в геополитический инструмент. Кроме того, реализация таких препаратов выгодна с экономической точки зрения, поэтому Запад всеми способами пытается дискредитировать перспективную российскую разработку, предполагают аналитики.

2. Недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. Здесь уже речь идет о неточной информации, донесенной до потребителя в вопросе способов изготовления собственной продукции, ее состава, качественной составляющей. В качестве примеров такого вида недобросовестной практики на рынке можно привести использование «фирмами-клонами» части словесного обозначения (слогана) другой фирмы, копирование элементов чужого дизайна (логотипа) и прочие заимствования, на основании которых потребитель хоть и осознает, что перед ним другой товар, но считает, что его выпускает тот же производитель, которому принадлежит оригинальная торговая марка. И соответственно потребитель априори верит в качество данного товара, считая его одной из позиций ассортиментного портфеля того бренда, которому он доверяет.

«Паразитический» маркетинг представляет собой серьезную угрозу для ведущих товаропроизводителей, действующих на рынке товаров. Компании-паразиты,

не тратя средств на продвижение собственной продукции или затрачивая их сравнительно немного, приобретают значительное число потребителей, готовых купить данный товар. В то же время компания-оригинал соответственно теряет своих покупателей, а при низком качестве подделки несет и репутационные потери [1].

Примеры таких «брендов-паразитов» представлены на рисунке 2.

Когда конкуренты используют обманчиво похожие торговые наименования, товарные знаки, знаки обслуживания или фирменный стиль, может существовать основание для иска о нарушении. Закон о недобросовестной конкуренции запрещает конкурентам вводить потребителей в заблуждение, используя идентифицирующие торговые устройства, которые невозможно отличить или которые трудно различить. Для предъявления иска о нарушении нет необходимости демонстрировать фактическую путаницу, если существует вероятность того, что потребители будут сбиты с толку подобными идентифицирующими торговыми устройствами. Большая свобода действий предоставляется предприятиям, которые используют аналогичные идентифицирующие торговые устройства в несвязанных областях или на разных географических рынках. Например, суд с большей

вероятностью разрешит двум компаниям использовать название «HotHandguns», когда одна компания продает огнестрельное оружие в центре города, а другой бизнес управляет театром в стиле кантри-вестерн в пригороде.

3. Недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения. В данном случае имеет место сравнительная характеристика одних предприятий с другими с помощью некорректных выражений создающих впечатление о превосходстве продукта или фирмы без указания конкретных характеристик, имеющих объективное подтверждение. Нельзя, к примеру,сравнивать свой товар с товаром конкурента путем использования таких слов как: «номер один», «самый лучший», «один единственный», «самый первый» и т.п.

Примеры таких брендов с манией величия отображены на рисунке 3.

4. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (товарные знаков и знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товаров).

Так, Комиссия ФАС России усмотрела в действиях ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» признаки недобросовестной конкуренции. Суть дела заключалась в том, что ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» стало производить плиточный шоколад «Алина» с комбинированным обозна-

чением, сходным до степени смешения с комбинированным товарным знаком плиточного шоколада «Аленка», принадлежащим ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (рис. 4). Тем самым «Кондитерская фабрика «Славянка» ввела в заблуждение потребителя относительно производителя шоколада и его рецептуры, а также нанесло ущерб другому хозяйствующему субъекту — конкуренту.

Признаки правонарушения нетрудно определить — нарочито похожие этикетки (обе девочки в схожих платочках, цвет фона, на котором изображена девочка, исполнен в коричневых и светло-желтых тонах). Да и нельзя оспорить созвучность словесных элементов на обертках обеих шоколадок — «Аленка» и «Алина». Хотя еще изощреннее было бы назвать «Алинка». По запросу

Рис. 3. Примеры недобросовестной конкуренции путем некорректного сравнения

Рис. 4. Пример недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права

на средства индивидуализации

ФАС России данные факты подтверждены Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Шоколадный спор закончился в пользу «Красного Октября».

5. Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В данном пункте статьи закона «О защите конкуренции» речь идет о том, что запрещается использование в процессе производства продукции чьей-либо интеллектуальной собственности на незаконной основе. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

♦ секреты производства (ноу-хау);

♦ исполнения и фонограммы;

♦ произведения науки, литературы и искусства;

♦ базы данных и программы для электронных вычислительных машин;

♦ полезные модели, изобретения и промышленные образцы и т.п.

Закон об авторском праве предоставляет частным лицам и компаниям исключительные права на любые оригинальные произведения, которые они создают, вклю-

чая фильмы,книги, музыкальные произведения, звукозаписи, драматические произведения и пантомимы. Авторский контент, компьютерная программа или уже рассмотренная выше обертка от шоколадки — все это объекты интеллектуальной собственности. Они представляют материальную ценность, поэтому важно оградить их от злоумышленников.

Так, к примеру, на фоне пандемии у российских сервисов доставки еды появилось большое количество мошеннических копий. С апреля 2020 года в рунете было создано 56 «клонов» сайта Delivery Club и как минимум 30 фишинговых копий сайтов «Сбермаркета» и «Яндекс.Еды»; также подделывали «Утконос», «ВкусВилл» и «Перекресток». Сайты мошенников практически полностью копируют оригинал: есть каталоги с сотнями позиций, списки ресторанов, опции доставки и оплаты заказа банковской картой. На сером рынке появилась качественная программа для копирования сайтов, поэтому число «клонов» растет*.

6. Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения, например, копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъек-

том-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (рис. 5).

7. Недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Нематериальные активы бизнеса включают не только его торговое название и другие идентифицирующие устройства, но также его изобретения, творческие работы и художественные достижения. Эта коммерческая информация, широко определяемая как коммерческая тайна, может состоять из любой формулы, схемы, процесса, программы, инструмента, техники, механизма или соединения, которые предоставляют бизнесу возможность получить преимущество перед конкурентами. Хотя коммерческая тайна не запатентована и не защищена авторским правом, она доверяется только избранной группе людей. Закон о недобросовестной конкуренции предоставляет физическим и юридическим лицам право собственности на любую ценную торговую информацию, которую они обнаруживают и пытаются сохранить в тайне с помощью принимаемых мер.

Рис. 6. Пример недобросовестной конкуренции, связанной с созданием смешения

* https://vc.ru/services/147732-moshenniki-sozdali-86-kopiy-saytov-delivery-club-yandeks-edy-i-drugih-na-fone-rosta-sprosa-na-dostavku-v-pandemiyu.

Владелец коммерческой тайны имеет право на исключительное ее использование. Коммерческая тайна ценна не только потому, что она позволяет компании получить преимущество перед конкурентом, но также потому, что она может быть продана или лицензирована, как и любое другое право собственности. Напротив, коммерческая информация, которая раскрывается общественности или, по крайней мере, конкуренту, сохраняет ограниченную коммерческую ценность. Следовательно, суды бдительно защищают коммерческую тайну от разглашения, присвоения и кражи. Сотрудники могут быть привлечены к ответственности за разглашение коммерческих тайн своего работодателя, даже если раскрытие происходит после прекращения трудовых отношений.

Ценная бизнес-информация, которая раскрывается общественности, может быть защищена от нарушения патентным правом. Патентное право дает физическим и юридическим лицам право исключать всех остальных из производства, использования и продажи определенных типов изобретений, таких как механические устройства, производственные процессы, химические формулы и электрическое оборудование. Изобретатель или автор получают полную юридическую защиту своих интеллектуальных усилий, а общественность получает ценную информацию.

В связи со спецификой дел и трудностями при доказывании таких нарушений, дел о незаконном получении, использовании и разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну пока не так много. Так, к примеру, бывшего сотруд-

ника американской Tesla суд обязал выплатить компенсацию компании Илона Маска по иску о разглашении коммерческой тайны. Представители Tesla обратились в суд, требуя с бывшего сотрудника 167 миллионов долларов ввиду снижения стоимости акций компании из-за его действий. В сентябре 2020 года суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, однако сумма, которую сотрудник-вор должен заплатить, не уточнялась. В исковом заявлении утверждалось, что Трипп (сотрудник, посягнувший на коммерческую тайну), исполняя обязанности инженера завода по производству аккумуляторов Gigafactory с 2017 по 2018 год, получил несанкционированный доступ к сведениям о производстве электрокара Tesla Model 3, после чего передал их третьим лицам.

Закон о недобросовестной конкуренции служит следующим основным целям:

♦ закон направлен на защиту экономических, интеллектуальных и творческих активов предприятий;

♦ закон направлен на сохранение доброжелательных отношений бизнеса и потребителей;

♦ закон направлен на обеспечение ясности и стабильности, побуждая потребителей полагаться на репутацию продавца при оценке качества конкурирующих товаров;

♦ закон направлен на усиление конкуренции, предоставляя предприятиям стимулы предлагать на рынке более качественные товары и услуги [2].

Хотя закон о недобросовестной конкуренции помогает защитить потребителей от травм, вызванных обманом в торговой практике, средства правовой защиты,

предоставляемые для возмещения таких травм, доступны только коммерческим организациям и собственникам. Потребители, пострадавшие в результате обманной торговой практики, должны воспользоваться средствами правовой защиты, предусмотренными государственными и федеральными законами о защите прав потребителей. В целом, предприятия и собственники, пострадавшие от недобросовестной конкуренции, имеют два средства правовой защиты:

♦ судебный запрет (постановление суда, запрещающее конкуренту участвовать в конкретной мошеннической или вводящей в заблуждение практике);

♦ денежное возмещение (компенсация любых убытков, понесенных потерпевшим бизнесом). Закон о недобросовестной конкуренции не будет наказывать бизнес только за успех на рынке. Закон также не налагает ответственности просто потому, что компания агрессивно продвигает свой продукт. Однако закон предполагает, что на каждый рубль, заработанный одним предприятием, один рубль будет потерян его конкурентом. Соответственно, закон запрещает бизнесу получать несправедливую прибыль за счет конкурента.

То, что представляет собой недобросовестная конкуренция, зависит от причин иска, заявленных в каждом конкретном случае. К ним относятся нарушение патентов, товарных знаков и авторских прав; действия для противоправного присвоения торговых наименований, коммерческой тайны и знаков обслуживания; действия по публикации клеветнических, ложных и вводящих в заблуждение заявлений. К формам недобросовестной конкуренции можно

отнести также такое явления, как «промышленный шпионаж» — форма недобросовестной конкуренции, в основе которой лежит незаконное разглашение тайной информации какой-либо организации в целях использования данной информации для эффективной предпринимательской деятельности, увеличения доходной части предприятия. Промышленный шпионаж принимает разные обличья, но у всех шпионов есть одна общая черта — они хотят использовать секреты вашей компании для получения личной выгоды [3].

К данному явлению относятся такие инструменты как:

♦ использование денежных средств для платы их лицу, которое имеет доступ к нужной информации и возможность ее предоставить;

♦ методы насильственного характера, шантаж лиц, имеющих данную информацию;

♦ незаконная кража каких-либо информационных носителей, на которых есть существенные факты эффективной деятельности какого-либо предприятия;

♦ использование засланного человека, внедрение проверенных лиц в организацию, информацию о которой нужно заполучить;

♦ использование информационных технологий в незаконных целях (проще говоря, взлом). Демпинг тоже можно назвать

форматом недобросовестной конкуренции. Он известен как хищническое ценообразование, коммерческая стратегия, при которой компания продает продукт по агрессивно низкой цене на конкурентном рынке в убыток самой себе. Компания с большой долей рынка, которая может временно пожертвовать продажей продукта

или услуги по цене ниже средней, может вытеснить конкурентов с рынка, после чего компания сможет свободно поднять цены для получения большей прибыли. Например, многие развивающиеся страны обвиняют Китай в демпинге. Так, например, в 2006 году страну обвинили в демпинге шелка и атласа на индийских рынках, что отрицательно сказалось на местных производителях.

Эксклюзивная сделка — тоже образец недобросовестного бизнеса, при котором розничный или оптовый торговец обязан по контракту закупать только у поставщика, с которым заключен контракт. К примеру, компанию Alibaba подозревают в недобросовестной конкуренции и занятии монопольных позиций в ряде секторов, в том числе и через заключение эксклюзивных соглашений с продавцами.

Фиксация цен, когда компании вступают в сговор для установления цен, фактически разрушая свободный рынок, не вступая в конкуренцию друг с другом, — тоже подвид недобросовестной конкуренции. Так, в 2018 году туристическое агентство Flight Center было оштрафовано на 12,5 млн долларов за поощрение сговора между 3 международными авиакомпаниями в период с 2005 по 2009 год.

Антиконкурентное поведение используется бизнесом и правительствами для уменьшения уровня конкуренции на рынках, чтобы монополии и доминирующие фирмы могли генерировать сверхприбыли и удерживать конкурентов от рынка, создавая всевозможные барьеры для входа в отрасль. Поэтому оно строго регулируется и преследуется по закону в случаях, когда оно существенно влияет на рынок. Антиконкурентная

практика обычно считается незаконной только тогда, когда такая практика приводит к существенному ослаблению конкуренции, поэтому для того чтобы фирма была наказана за любую форму антиконкурентного поведения, она, как правило, должна быть монополией или доминирующей фирмой в олигополии, имеющей значительное влияние на рынок.

Антиконкурентная практика — это практика бизнеса или правительства, которая незаконно предотвращает или снижает конкуренцию на рынке. Споры о морали определенных методов ведения бизнеса, которые считаются антиконкурентными, продолжаются как при изучении истории экономики, так и в массовой культуре. Антимонопольное законодательство и прочие законы,направленные на регулирование конкурентных отношений, своим действием гарантируют, что предприятия не участвуют в конкурентной практике, которая наносит вред другим, обычно более мелким, предприятиям или потребителям. Эти законы созданы для содействия здоровой конкуренции на свободном рынке за счет ограничения злоупотребления монопольной властью. Именно совершенная конкуренция позволяет компаниям:

♦ конкурировать за улучшение качества продуктов и услуг;

♦ внедрять и продвигать инновации;

♦ предоставить потребителям больше возможностей для выбора.

Добросовестная конкуренция — это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает конечный потребитель.

ИСТОЧНИКИ

1. Степченко Т.С. Паразитизм в маркетинге как современный инструмент продвижения бренда // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 3-4. — С. 58—60.

2. Попова Т.С., Мамай С.С., Шевяков Ю.А. Ключевые характеристики концепции социально-этичного маркетинга // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. В 5-ти томах. — 2020. — С. 144—149.

3. Степченко Т.С., Довбыш В.Е. Промышленный шпионаж и конкурентная разведка как современные методы изучения ситуации на рынке // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 11-1. — С. 900—903.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2071-3762-2020-11-29-36

Marketing Aspects of Identifying Unfair Competition Luchaninov Roman Sergeevich,

Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Pobedy 85, Belgorod, 308015, Russia (LuchaninovRS@mail.ru)

In today's highly competitive market, there is a huge number of organizations of various forms of ownership, differing from each other in size, type of activity, industry affiliation, degree of openness, etc. Each organization competes with its own kind to some extent. They also differ in the tactics of doing business in the matter of occupying a particular competitive position. Some preach ethical norms and rules, while others prefer to take an unscrupulous path. Unfair competition cases are often difficult to prove. To establish the fact of violation it is often required to prove the possibility and degree of mixing by consumers of the products of manufacturers, the presence of damage to business reputation and the likelihood of losses for the company whose activities were "imitated". And this entails the presentation as evidence of various conclusions, opinion polls, marketing research and other similar evidence, which the antimonopoly body must consider and determine whether the actions (inaction) of economic entities constitute a violation of the Federal Law «On Protection of Competition».

Keywords: marketing tools of competition; unfair competition, competitiveness, business ethics, competition law, reputation, business activity.

REFERENCES

1. Stepchenko, T.S. (2015) Parasitism in marketing as a modern tool for brand promotion. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law, 2015, No. 3-4, pp. 58—60.

2. Popova, T.S.; Mamai, S.S.; Shevyakov, Yu.A. (2020) Key characteristics of the concept of social and ethical marketing. In the collection: Socio-economic development ofRussia:problems, trends, prospects. Collection of scientific articles of the 19th International Scientific and Practical Conference. In 5 volumes, 2020, pp. 144—149.

3. Stepchenko, T.S.; Dovbysh, V.E. (2015) Industrial espionage and competitive intelligence as modern methods of studying the market situation. Economics andEntrepreneurship, 2015, No. 11-1, pp. 900—903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.