Недобросовестная конкуренция как угроза экономической безопасности: правовые аспекты
Васильченко Анна Ивановна,
канд. юрид. наук, кафедра экономической безопасности, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются формы недобросовестной конкуренции в качестве источников угроз экономической безопасности организации. Большинство актов недобросовестной конкуренции так или иначе связаны с обращением информации, поэтому одним из основных направлений, способствующих поддержанию уровня экономической безопасности, является мониторинг и анализ информации, содержащейся в открытых источниках, а также внутренний аудит на предмет соблюдения требований конкурентного законодательства. Также уделено внимание вопросу законности получения информации в ходе конкурентной разведки.
Ключевые слова: конкуренция, недобросовестная конкуренция, экономическая безопасность, недобросовестная реклама, конкурентная разведка, промышленный шпионаж.
Общие положения. Известно, что эффективно функционирующая экономика является одной из основ благополучия государства. Россия продолжает двигаться по пути рыночной экономики, при этом важнейшей задачей остается обеспечение экономической безопасности на всех уровнях. Рыночная экономика подразумевает минимизацию вмешательства государства во взаимоотношения участников рынка. Принято считать, что рыночные механизмы выполняют роль естественных регуляторов, и при их эффективной работе излишняя «зарегулированность» будет только вредить. Одним из таких естественных регуляторов является конкуренция. Согласно одному из вариантов происхождения слова «конкуренция» (лат. Concurentia), оно складывается из приставки con-, означающей совместность действия или равную меру участия, и корня curr, означающего «бежать» [1]. И этот «бег» делает «совместным» отнюдь не дружеское взаиморасположение его участников. Слово «конкуренция» подразумевает, прежде всего, соревнование, столкновение. Оставив за рамками тонкости теоретических подходов к определению понятия «конкуренция» в экономике, в контексте настоящего исследования предлагаем понимать конкуренцию как наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для тех и других свободно выходить на рынок и покидать его; взаимодействие, взаимосвязь, борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли [2]. В идеальном представлении конкуренция должна характеризоваться фактическим отсутствием барьеров при входе на рынок и выходе из него, свободными ценами, однородностью продукции и отсутствием принуждения в отношении участников рынка; при этом предложение формируется продавцами, стремящимися заинтересовать покупателя качеством товара, его ценой, а покупатели, в свою очередь, формируют спрос, руководствуясь собственными предпочтениями и уровнем дохода. Правила конкуренции должны быть едины для всех участников.
Акты недобросовестной конкуренции как источники угроз экономической безопасности организации. Статьей 8 Конституции РФ устанавливаются экономические основы конституционного строя, в том числе гарантируется поддержка конкуренции со стороны государства [3]. Во исполнение конституционной гарантии был принят федеральный закон «О защите конкуренции», согласно которому конкуренция - это соперничество
5 -о
сз
<
хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [4] В ходе конкуренции стороны всегда конфликтуют, поскольку стремятся к доминированию и преследуют цель максимизации прибыли. Именно поэтому реальные рыночные условия - сфера, в которой участники зачастую используют «запрещенные приемы», и конкуренция как регулятор перестает работать эффективно. Законодательство содержит понятие «недобросовестная конкуренция», которое охватывает любые действия хозяйствующих субъектов с целью получения преимуществ, совершаемые в обход закона, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости. Устанавливая запрет на любые формы недобросовестной конкуренции, законодатель отмечает, что недобросовестная конкуренция имеет вредоносный потенциал - способствует причинению убытков организации и нанесению ущерба деловой репутации. В результате недобросовестной конкуренции ухудшается финансовая устойчивость пострадавших субъектов, страдают экономические интересы участников рынка, что создает угрозу экономической безопасности организации. Однако для нейтрализации угрозы важна не только регулятивная и охранительная деятельность государства, но и действия самих участников рынка. Поэтому целесообразно рассмотреть, какие угрозы экономической безопасности организации возникают вследствие недобросовестной конкуренции и какие пути противодействия могут избрать субъекты хозяйственной деятельности.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит запреты на следующие формы недобросовестной конкуренции: дискредитация, введение в заблуждение, некорректное сравнение, недобросовестная конкуренция, связанная с правами на средства индивидуализации, с использование результатов интеллектуальной деятельности, а также связанная с созданием смешения. При этом запрещены любые другие действия, не поименованные в законе, и при этом содержащие признаки недобросовестной конкуренции. Поименованные в законе формы, в свою очередь, связаны либо с использованием информации (сведений), либо с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности [5].
Как указывалось ранее, покупатель при выборе товара руководствуется своими предпочтениями и уровнем дохода. На предпочтения любого покупателя можно влиять с помощью информационного воздействия (даже в том случае, когда — в роли покупателя выступает юридическое лицо). 2 Предпочтения покупателя формируются по большей части путем обобщения информации о това-° ре и условиях его реализации. Покупателя инте-Ц ресуют свойства товара, его качества, товар оце-
нивается на предмет способности удовлетворить те или иные потребности с учетом финансовых возможностей покупателя. Добросовестные конкуренты стремятся донести достоверную и актуальную информацию о товаре наиболее полно, исчерпывающе, сделать ее доступной для круга покупателей, представлять сведения в яркой, запоминающейся индивидуальной манере. Недобросовестные конкуренты, как правило, осуществляют действия, либо намеренно искажая информацию о товаре своего конкурента (дискредитация), либо искажая информацию о собственном товаре (введение в заблуждение), либо осуществляя некорректное сравнение товаров - недобросовестная конкуренция выражается в формировании у покупателя искаженного представления о товаре.
Что касается тех форм недобросовестной конкуренции, которые связаны с незаконным использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, то они могут быть выражены в таких действиях, как использование обозначений, сходных с зарегистрированным товарным знаком до степени смешения, копирование или имитация внешнего вида товара, незаконное получение информации, относящейся к коммерческой тайне и иных действиях. Недобросовестный конкурент посягает на конкурентную идентичность организации, наносит ущерб ее деловой репутации.
Любая форма недобросовестной конкуренции характеризуется наличием лица, совершившего незаконное действия, и лица (лиц), экономические интересы которого (-ых) пострадали в результате таких действий. В результате можно выделить два основных вида угроз экономической безопасности организации в зависимости от источника их возникновения:
1. Угроза, возникающая вследствие действий недобросовестного конкурента.
В результате искажения информации недобросовестным конкурентом предпочтение покупателя формируется на основе обобщения информации, не соответствующей действительности, выбор делается не в пользу лучшего, а уровень дохода добросовестного конкурента снижается, что создает угрозу его финансовой устойчивости. Несмотря на то, что в России действует Федеральная антимонопольная служба, уполномоченная пресекать акты недобросовестной конкуренции, предприятие может достаточно эффективно способствовать предотвращению такой угрозы. С этой целью предприятие должно обеспечить постоянный мониторинг открытого информационного пространства на предмет обнаружения конкурентно-значимых искажений информации. Большая часть информации о товаре распространяется посредством рекламы. Статья 5 ФЗ «О рекламе» [6] устанавливает такие требования к рекламе, как добросовестность и достоверность. Кроме того, закон содержит прямой запрет на рекламу, являющуюся актом недобросовестной конкуренции. Так, например, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС вынесла решение по делу, возбуждённому в отноше-
нии ООО «Первая международная букмекерская компания» (букмекерская компания «Лига ставок»). Рекламный баннер, размещенный по заказу организации, содержал фразу «Лучший букмекер»; реклама аналогичного содержания демонстрировалась и в эфире телеканала «Матч-ТВ». В данном случае, реклама является недостоверной, вводит потребителя в заблуждение, поскольку критерий «лучший» в конкретном случае ничем объективно не подтвержден, также не указан критерий, по которому проводилось сравнение [7]. В результате в отношении организации было возбуждено административное производство с целью привлечения к ответственности. Примечательно, что нарушение было обнаружено частным лицом, которое и обратилось с заявлением в ФАС. Мониторинг рекламы позволит обнаружить признаки актов недобросовестной конкуренции и своевременно привлечь внимание уполномоченных органов и, при необходимости, обратиться за судебной защитой нарушенного права.
2. Угроза, возникающая вследствие совершения акта недобросовестной конкуренции самой организацией.
В данном случае на финансовую устойчивость организации повлияет факт привлечения к материальной ответственности (необходимость уплаты штрафа или возмещения убытков). Нейтрализации угрозы будет способствовать своевременный юридический аудит - он позволит организации активно конкурировать без нарушения норм закона.
Недобросовестная конкуренция и конкурентная разведка. Однако проводить мониторинг и анализ информации следует не только с целью обнаружения возможных нарушений со стороны конкурентов и внутренних нарушений, но и с целью изучения рынка, определения дальнейшей стратегии существования организации и получения конкурентных преимуществ - то есть осуществлять конкурентную разведку. Конкурентная разведка является необходимостью для поддержания высокого уровня экономической безопасности предприятия; некоторые авторы справедливо отмечают, что конкурентная разведка направлена на информационное обеспечение управления предприятием с целью повышения его конкурентоспособности [8]. Вопросы конкурентной разведки прямо отечественным законодательством не урегулированы. В таком случае, к осуществлению конкурентной разведки следует подходить по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Нормативную базу для конкурентной разведки составляет Конституция РФ, гарантирующая право на свободу информации (ч. 4 ст. 29), ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ФЗ «О защите конкуренции». Законность действий по сбору конкурентно-значимой информации будет определяться в соответствии с правовым режимом информации. В ходе конкурентной разведки осуществляется сбор сведений, которые находятся в открытом доступе: опубликованы в СМИ, содер-
жатся в публичных реестрах, на сайтах организаций, рекламе, информационных стендах, опубликованных решениях судов и иных источниках. Что касается информации с ограниченным доступом (например, конфиденциальная информация, охраняемая законом тайна), то ее сбор запрещен законом и, следовательно, не может осуществляться в рамках конкурентной разведки. Более того, Уголовный кодекс РФ содержит статью 183 [9], предусматривающую ответственность виновного физического лица за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, то есть, по сути, за осуществление промышленного шпионажа. Таким образом, конкурентная разведка, в отличие от промышленного шпионажа и иных противозаконных действий, подразумевает только законные способы сбора информации, все остальные способы конкурентной разведкой считаться не могут. Если конкурентная разведка необходима для обеспечения экономической безопасности, то промышленный шпионаж, наоборот, этому не способствует. Однако следует обратить внимание, что незаконным является только активное собирание информации с ограниченным доступом (в отличие от разглашения, к примеру, коммерческой тайны, которое может осуществляться и путем бездействия). Поэтому сведения, ставшие известными конкурентам в результате случайной утечки, нельзя считать полученными с нарушениями закона. Так, получение значимой информации из опубликованной в социальной сети фотографии сотрудника конкурирующей организации на фоне монитора с открытым файлом не относится к незаконным способам получения информации и, следовательно, может рассматриваться как конкурентная разведка. Конкурентная разведка не относится к актам недобросовестной конкуренции, поскольку направлена на сбор информации законными способами, и поэтому достаточно широко распространена в предпринимательской среде.
Вывод. Угрозы экономической безопасности организации могут возникать как вследствие актов недобросовестной конкуренции со стороны иных организаций, так и вследствие нарушений конкурентного законодательства, допущенных самой организацией. В то же время, сбор и анализ конкурентно-значимой информации, проводимый в рамках действующего законодательства и с соблюдением требований правовых режимов информации не является недобросовестной конкуренцией - к такой деятельности применимо понятие «конкурентная разведка». Вывод о существовании у организаций и индивидуальных предпринимателей права на осуществление конкурентной разведки следует из наличия конституционного права на свободу информации. Для обеспечения экономической безопасности организация должна не только качественно организовать проведение конкурентной разведки, но и предпринять меры по противодействию разведывательной деятельности со стороны конкурентов.
5 -о
сз
<
Литература
1. Латинский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://latin.slovaronline.com/ (дата обращения: 29.04.2020).
2. Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки. Под. ред. В.Л. Малькевича [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.osln.ru/knigi/Ekonomik_slovar.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета, № 162, 27.07.2006.
5. Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика/ О.А. городов. - М.: Статут, 2008.
6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ// Российская газета», № 51, 15.03.2006.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
8. Берсенев В.Л., Ющук Е.Л. Феномен конкурентной разведки: основы теоретического анализа. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. - 52 с.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
UNFAIR COMPETITION AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY: LEGAL ASPECTS
Vasilchenko A.I.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Forms of unfair competition are considered in the article as sources of threats to the economic security of the organization. Most actions of unfair competition are related to the circulation of information, therefore one of the main directions to provide the economic security is monitoring and analysis of information contained in open sources, as well as an internal audit to ensure compliance with the requirements of competition law. The legality of obtaining information with competitive intelligence is also considered in the article.
Keywords: competition, unfair competition, economic security, illegal advertising, competitive intelligence, industrial espionage.
References
1. Latin dictionary [Electronic resource]. Access mode: https://lat-in.slovaronline.com/ (accessed: 04/29/2020).
2. Dictionary: economics, foreign trade, exhibitions. Under. ed. V.L. Malkevich [Electronic resource]. Access mode: http://www. osln.ru/knigi/Ekonomik_slovar.pdf (accessed date: 04/29/2020).
3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) // SZ RF, 08/04/2014, No. 31, Art. 4398.
4. Federal Law of July 26, 2006 No. 135-FZ "On the Protection of Competition" // Rossiyskaya Gazeta, No. 162, July 27, 2006.
5. Gorodov O.A. Unfair competition: theory and law enforcement practice / O.A. cities. - M.: Statute, 2008.
6. Federal Law of March 13, 2006 No. 38-FZ // Rossiyskaya Gazeta, No. 51, March 15, 2006.
7. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of October 8, 2012 No. 58 On some issues of the practice of application by the arbitration courts of the Federal Law "On Advertising".
8. Bersenev V.L., Yushchuk E.L. The phenomenon of competitive intelligence: the foundations of theoretical analysis. Preprint Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009. - 52 p.
9. The Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", June 17, 1996, No. 25, Art. 2954.
см л