Научная статья на тему 'Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках'

Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3166
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / UNFAIR COMPETITION / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / BRANCH MARKET / НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / IMPERFECT COMPETITION / РЫНОЧНЫЕ АГЕНТЫ / MARKET AGENTS / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А. А., Амбарцумян М. Г.

В современных условиях развития отраслевых рынков вопросы конкуренции приобретают особенную актуальность. Конкуренция имеет ключевое значение в механизме рынка: она активизирует деятельность фирм, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, снижению цен и издержек и, наконец, стимулирует внедрение новейших технологий. Высокий уровень конкуренции снижает показатели концентрации на рынке, обеспечивая более эффективные параметры рынка. Однако без вмешательства государства конкуренция может вызвать и негативные тенденции, такие как создание картелей, применение недобросовестных методов соперничества на рынке, злоупотребление доминирующим положением, что отрицательно сказывается на параметрах функционирования отраслевого рынка. В данной статье рассматривается недобросовестная конкуренция как результат функционирования самой конкуренции на отраслевых рынках. Проведен анализ подходов к трактовке понятия «недобросовестная конкуренция», причин ее возникновения и последующего развития. Приведены специфические характеристики недобросовестной конкуренции. Также рассмотрены истоки формирования и эволюции категории «недобросовестная конкуренция» в законодательстве России. По результатам исследования сделан вывод о том, что категории «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция» неотделимы друг от друга. Конкуренция всегда служит предпосылкой возникновения и развития нечестной конкуренции. Главными предпосылками недобросовестного поведения рыночных агентов являются собственно конкуренция в ее несовершенном виде и рынок. Таким образом, полное устранение недобросовестной конкуренции не представляется возможным, и как следствие государственная политика, устремленная на борьбу с недобросовестной конкуренцией, может только минимизировать ее уровень. Недобросовестная конкуренция направлена на ущемление интересов не только конкурентов, но и общества и всегда предполагает нарушение законодательства и норм морали. В России первым законом, регламентирующим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Само определение недобросовестной конкуренции в данном Законе появилось чуть позже в 1995 г. На сегодняшний день правовое регулирование норм недобросовестной конкуренции в Российской Федерации носит многоуровневый характер. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения рыночных агентов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Недобросовестная конкуренция требует контроля со стороны государства, так как служит источником проявления теневой экономики на отраслевых рынках, что может негативно отразиться на экономике страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes and the role of unfair competition at modern industry markets

Development and protection of competition is one of the main directions for the implementation of the economic policy of the state and require a systematic and theoretical understanding of the emerging trends. Therefore, without government interference, competition can also cause negative trends, such as conducting unscrupulous methods of struggle, abuse of dominant position, which adversely affects the parameters of the functioning of the market. This article deals with unfair competition as a result of the intensification of competition in the markets. The authors analyzed the approaches to the interpretation of the concept of «unfair competition**, the reasons for its emergence and further development. Competition always serves as a prerequisite for the emergence and development of unfair competition. Thus, the complete elimination of unfair competition is not possible, and as a result, state policy aimed at combating unfair competition can only minimize its level. Unfair competition is aimed not only at infringement of the interests of competitors, but also on the state and always involves violation of legislation and morality. Unfair competition requires control by the state, as it serves as a source of shadowing of markets, which can negatively affect the economy of the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках»

Жук А. А, докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономической теории Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, [email protected] Амбарцумян М. Г., магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, [email protected]

Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках

В современных условиях развития отраслевых рынков вопросы конкуренции приобретают особенную актуальность. Конкуренция имеет ключевое значение в механизме рынка: она активизирует деятельность фирм, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, снижению цен и издержек и, наконец, стимулирует внедрение новейших технологий. Высокий уровень конкуренции снижает показатели концентрации на рынке, обеспечивая более эффективные параметры рынка. Однако без вмешательства государства конкуренция может вызвать и негативные тенденции, такие как создание картелей, применение недобросовестных методов соперничества на рынке, злоупотребление доминирующим положением, что отрицательно сказывается на параметрах функционирования отраслевого рынка. В данной статье рассматривается недобросовестная конкуренция как результат функционирования самой конкуренции на отраслевых рынках.

Проведен анализ подходов к трактовке понятия «недобросовестная конкуренция», причин ее возникновения и последующего развития. Приведены специфические характеристики недобросовестной конкуренции. Также рассмотрены истоки формирования и эволюции категории «недобросовестная конкуренция» в законодательстве России.

По результатам исследования сделан вывод о том, что категории «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция» неотделимы друг от друга. Конкуренция всегда служит предпосылкой возникновения и развития нечестной конкуренции. Главными предпосылками недобросовестного поведения рыночных агентов являются собственно конкуренция в ее несовершенном виде и рынок. Таким образом, полное устранение недобросовестной конкуренции не представляется возможным, и как следствие государственная политика, устремленная на борьбу с недобросовестной конкуренцией, может только минимизировать ее уровень. Недобросовестная конкуренция направлена на ущемление интересов не только конкурентов, но и общества и всегда предполагает нарушение законодательства и норм морали. В России первым законом, регламентирующим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Само определение недобросовестной конкуренции в данном Законе появилось чуть позже в 1995 г. На сегодняшний день правовое регулирование норм недобросовестной конкуренции в Российской Федерации носит многоуровневый характер. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения рыночных агентов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Недобросовестная конкуренция требует контроля со стороны государства, так как служит источником проявления теневой экономики на отраслевых рынках, что может негативно отразиться на экономике страны в целом.

Ключевые слова: конкуренция, недобросовестная конкуренция, отраслевой рынок, несовершенная конкуренция, рыночные агенты, нечестная конкуренция, конкурентная среда.

Введение

В современных условиях развития отраслевых рынков степень конкуренции в России характеризуется как очень невысокая. Однако конкуренция играет ключевую роль в механизме функционирования эффективного рынка. Она активизирует деятельность фирм, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, снижению уровня цен, снижению издержек и, наконец, стимулирует внедрение инновационных технологий. Высокий уровень конкуренции снижает показатели концентрации на рынке, а чем ниже концентрация, тем эффективнее выглядят параметры рынка. В настоящее время по сравнению с 2009 г. выросла доля тех компаний, на деятельность которых конкуренция со стороны отечественных производителей оказывает существенное влияние — с 16,3% до 22,7%1 (здесь и далее — доклад о конкуренции в РФ). Однако без регулирующей роли государства конкуренция может вызвать и негативные тенденции, такие как создание картелей, применение недобросовестных методов борьбы, злоупотребление доминирующим положением, что отрицательно сказывается на параметрах функционирования отраслевого рынка.

В российском законодательстве недобросовестная конкуренция выступает одной из характеристик деятельности фирм, которая оказывает негативное влияние на итоговые параметры рынка. Экономическая динамика в последние десятилетия отрицательная: фирмы чаще испытывали трудности в своей деятельности из-за недобросовестной конкуренции — доля ответов респондентов на вопрос «приходилось ли сталкиваться» выросла с 37,8% до 48,4%. При этом в последние годы ситуация остается неизменной (доклад о конкуренции в РФ).

1 Проект Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год, 2017.

Повышение степени конкурентности рыночной среды объективно является важнейшей составляющей формирования эффективного и динамично развивающегося рынка. Более того, данная проблема является ключевой в позиционировании стран в глобальной конкуренции. Именно поэтому развитие и защита конкуренции является одним из главных направлений реализации экономической политики государства и требует системного теоретического осмысления складывающихся тенденций.

Экономическое содержание научной категории «конкуренция»

Научная экономическая категория «конкуренция» имеет множество трактовок. Не существует какого-либо универсального определения, потому что данная категория неоднозначна в рамках различных экономико-теоретических подходов [Жук, 2009].

Разные исследователи в зависимости от направления, к которым они относились, и от их взглядов, а также от изучаемых объектов вкладывали в данное определение различное содержание [Хандамо-ва, Хараджян, 2012]. Однако это не значит, что определения, данные представителями различных экономических школ, противоречат друг другу, скорее каждый автор, внося что-то свое в данный термин, дополнял его. И в настоящее время каждое определение, взятое в отдельности, невозможно принять как исчерпывающее.

По мнению Гуляева, отправной точкой в теории конкуренции является работа Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней он показал основную роль конкуренции, воплотив ее действие в принципе «невидимой руки». Смит впервые установил, что конкуренция благоприятно влияет на общество в целом, потому что приводит к более эффективному распределению ресурсов и их использованию [Гуляев, 2012]. Категория «конкуренция» в переводе с латинского означает

Таблица 1. Классификация основных теорий госрегулирования экономики Table 1. Classification of the main theories of state regulation of the economy

Теория Представители Содержание

Меркантилизм У. Стаффорд, Г. Скаруффи, Ж. Боден, А. Л. Ордин-Нащекин Сильная государственная власть, развитие производства, поддержка экспорта и сдерживание импорта

Физиократы Ф. Кенэ, Жан-Клод Гурнэ, Мерсье де ла Ривьер, Анн Робер Жак Тюрго Свобода торговли, защита государством «естественного права»

Классическая школа А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу Саморегуляция экономики, минимальные налоги, отсутствие госрегулирования

Неоклассическая школа Д. Кейнс, Д. Милль, М. Фридман, Р. Льюкес, Н. Уоллес Защита конкуренции, снижение налогов («экономика предложения»), «монетаризм» (Фридман), ТРО

Институциональная теория Д. Норт, П. Самуэльсон, Д. Стиглиц Важность институтов для регулирования рынков, социально ориентированная рыночная экономика

Источник: Кишмарая, Безгласная, 2013, с. 2.

«столкновение», «состязание». Именно так изначально трактовал эту категорию Адам Смит, связывая ее с честным соперничеством. Он рассматривал конкуренцию как нечто самостоятельно развивающееся и функционирующее, не требующее вмешательства государства, уделяя внимание только ценовой конкуренции. По мнению Ю. Б. Рубина конкуренция — «это взаимные действия людей, основанные на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания» [Рубин, 2014, с. 102].

Научная категория «конкуренция» впервые сложилась в процессе формирования политической экономии и затем усложнилась в процессе экономического развития [Лоскутова, 2011]. В современной экономике под конкуренцией понимают состязательность между хозяйствующими субъектами рынка за наиболее благоприятные условия производства и реализации выпускаемой продукции.

Различные экономические школы в разные периоды времени неоднозначно оценивают роль конкуренции в экономике страны. Также представители разных экономических течений неодинаково оценивают вме-

шательство государства в рыночную экономику (табл. 1).

Теоретической разработке категории «конкуренция» посвящены разделы в работах известнейших ученых, таких как: Дж. М. Кейнс, который считал необходимым вмешательство государства в экономику и процессы конкуренции, Дж. Стиглер, рассматривавший информацию как конкурентное преимущество. Заметный вклад в теорию конкуренции внес Г. Беккер и его теория человеческого капитала, где он доказывал, что затраты, направленные на получение знаний и умений, равны инвестициям на создание и приобретение новых технологий и техники, которые в будущем могут дать фирме значительные конкурентные преимущества [Беккер, 2003].

Конкуренция — основная движущая сила формирования недобросовестной конкуренции

Как бы то ни было сама конкуренция служит главной предпосылкой возникновения недобросовестного поведения рыночных агентов. Категории «конкуренция» и «не-

добросовестная конкуренция» неотделимы друг от друга, конкуренция порождает свою недобросовестную составляющую. Именно конкуренция вынуждает хозяйствующих субъектов активно использовать различные методы борьбы, в том числе и нечестные, которые в обществе и конкурентной среде не принято воспринимать как добросовестные.

Понятие недобросовестной конкуренции было закреплено еще в 1883 г. в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где «актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах»2 (далее — закон 1999). СССР присоединился к данной конвенции в 1967 г.

В российской действительности первым законом, регламентирующим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Само определение недобросовестной конкуренции в данном Законе появилось чуть позже в 1995 г.

В статье 10 указанного Закона впервые были приведены формы недобросовестной конкуренции:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

2 Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г.) (ред. от 02.10.1979) // Закон. 1999. № 7.

• продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

• получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Правовое регулирование недобросовестной конкуренции в России носит многоуровневый характер и опирается на множество источников. Основы регулирования недобросовестной конкуренции заложены в Конституции РФ. Также нормы, касающиеся пресечения недобросовестных действий приводятся в гражданском, уголовном кодексах Российской Федерации и в кодексах РФ об административных правонарушениях. Разработан специальный закон «О защите конкуренции», где определены нормы о недобросовестной конкуренции. Еще одним основным правовым источником регулирования отношений в области недобросовестных отношений является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 «О рекламе». Наконец, важное место в регулировании отношений в сфере недобросовестной конкуренции занимают различные подзаконные акты.

Так, в ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в котором «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут

причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В приведенном выше определении есть понятия, границы которых размыты и носят субъективный характер. Например, обычаи делового оборота, добропорядочность или разумность. Их нельзя отнести к правовым ограничениям, у каждого индивида свои трактовки данных понятий. Максимизация прибыли является главной задачей предпринимателя, и, руководствуясь ею, он может пойти и в обход моральных ценностей. Ведь не всегда то, что противоречит нормам морали, незаконно, поэтому недобросовестную конкуренцию можно определить как действия экономических субъектов, при которых они получают конкурентные преимущества, однако эти действия наносят прямой вред конкурентам и противоречат действующему законодательству либо обычаям делового оборота.

Научная категория «недобросовестная конкуренция» на сегодняшний день имеет множество трактовок, каждая из которых отражает взгляды исследователей различных направлений.

В. Н. Шретер определял недобросовестную конкуренцию как «явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля» [Шретер, 2005, с. 552].

Ю. Касьянов считает, что недобросовестной конкуренцией является «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности» [Касьянов, 2000, с. 37].

А. И. Каминка считает, что «недобросовестная конкуренция — это вид конкуренции вообще... И если, в общем, и в настоящее

время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо» [Каминка, 2002, с. 270-271].

А. И. Ладыга трактует недобросовестную конкуренцию как «методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции» [А. Ладыга, 2011, с. 288].

Ю. Б. Рубин полагает, что термин «недобросовестная конкуренция» имеет правовой смысл и определяет ее как «те или иные методы конкурентных действий, которые противоречат закону» [Рубин, 2003, с. 202].

О. А. Федотова и Я. И. Семиколено-ва трактуют недобросовестную конкуренцию как «нарушение общепринятых правил и норм конкуренции с нарушением законов» [Федотова, Семиколенова, 2016, с. 44].

Исходя из вышеперечисленных определений, можно отметить, что недобросовестная конкуренция определяется авторами по двум критериям:

1) соответствия действующим нормам закона;

2) соответствия нормам добропорядочности, чести, морали, традиций.

Актом недобросовестной конкуренцией в итоге выступает отклонение от следования вышеуказанным нормам. Недобросовестная конкуренция является одним из наиболее ярких примеров действий, которые не соответствуют как требованиям законности, так и нормам добросовестности и честности и которые не только могут принести какие-либо выгоды, но и целенаправленно осуществляются именно для получения необоснованных преимуществ [Козлова, 2016].

Главный парадокс заключается в том, что в Федеральном законе «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция трактуется как нарушения норм добропорядочности, деловой этики, честности и т. д. Другими словами, нарушение данных норм и наруше-

ние закона тождественны относительно недобросовестной конкуренции. Если, к примеру, уклонение от уплаты налогов — это нарушение законодательства и одновременно нарушение норм честности, добропорядочности, и как результат — применение недобросовестных методов конкурентной борьбы. Особенностью, характеризующей недобросовестную конкуренцию, является противоречие законодательству. Однако налоговые правонарушения и нарушения законодательства о защите конкуренции не всегда тождественны друг другу. Максимизация прибыли, общая цель хозяйственной деятельности, привлечение потребителей, инновационные технологии конкурента образуют цели, направленные на устранение соперника с рынка нечестными способами, что собственно и называют недобросовестной конкуренцией. Этими же целями руководствуются фирмы, которые используют честные способы конкурентной борьбы.

К основным можно отнести следующие причины возникновения конкуренции в отрасли [Кондратюков, Стаурский, 2015]:

1) ограниченность ресурсов и рост потребностей;

2) наличие общей цели хозяйственной деятельности. Каждая фирма в отрасли пытается максимизировать свою прибыль, получить конкурентные преимущества перед другими участниками рынка и динамично развиваться;

3) организация фирмы, начало деятельности, вход на рынок. Появление нового участника на рынке — свидетельство формирования конкурентных отношений (рис. 1) [Гасюк, 2015];

4) позиционирование, продвижение компании — производителя продукта на рынке, реклама. Множество недобросовестных конкурентных деяний совершается путем ненадлежащей рекламы, посредством дезинформации потенциальных потребителей. Согласно Федеральному закону «О рекламе» производитель должен сообщать достоверную информацию о продукции, которую он рекламирует. Однако, как правило, в рекламе не предоставляется информация о недостатках товара, которые выявляются только после его покупки;

5) формирование предложения благ;

6) адаптация к рыночной среде и склонность к достижению лидерства;

7) расширение сферы деятельности фирмы и ее совершенствование;

8) желание достичь высокой конкурентоспособности (выпускаемого продукта, организации).

Вышеперечисленные причины одновременно являются и причинами формирования и развития недобросовестной конкуренции. Хозяйствующие субъекты руководствуются ими при принятии решений, какие методы стоит использовать для достижения

^ прибыль

Б пересекающаяся

8 цель о

^ потребитель инновации

а

границы товарного рынка

J 1 устранение СЕ 1 ценовое

^ CD конкурента s X регулирование

J прибыль конкурента CD * промышленный

достижение шпионаж

н

доминирующего о о недобросовестная

положения реклама

потребительский 15 vo распространение

состав конкурента о о о ^ г- ложных и неточных

л инновационные сведений

технологии

4 конкурента

Г

\

Рис. 1. Причины, способствующие возникновению недобросовестной конкуренции Fig. 1. The reasons contributing to the emergence of unfair competition

поставленных целей. И эти же причины могут подтолкнуть организации к использованию инструментов недобросовестной конкуренции.

Важной причиной возникновения недобросовестной конкуренции является честная конкуренция и рынок. Ведь если у организации неудачно идут дела на рынке, то ее руководителей особо не интересуют правила честной конкуренции. В этой ситуации предприниматель стремится выполнять свою главную функцию — максимизировать свою прибыль, противодействуя конкуренту всеми возможными способами. Сама конкуренция предполагает борьбу за превосходство на рынке, и в случае неудачи предприниматель вынужден использовать нечестные методы конкурентного соперничества. «Явление недобросовестной конкуренции порождено отношениями свободной конкуренции» [Серебруев, 2016, с. 49].

По мнению В. С. Тикина, конкуренция всегда является недобросовестной [Тикин, 2008]. Небезосновательное утверждение, с которым можно, пожалуй, согласиться.

Цели конкуренции добросовестной и конкуренции недобросовестной схожи — это максимизация прибыли и получение конкурентных преимуществ на рынке. Получение преимуществ при ведении экономической деятельности характеризует цель этих нечестных действий [Скляр, 2014]. Однако способы их реализации отличаются. Если первая направлена на достижение целей путем улучшения, совершенствования собственной организации без прямого ущерба для других участников, то недобросовестная конкуренция достигает этих же целей путем нанесения вреда всем хозяйствующим субъектам рынка, в том числе и государству. Сама по себе конкуренция направлена на ущемление интересов конкурентов, ведь если выигрывает один, то другой участник игры проигрывает. Ф. Хайек утверждал, что «в целом последствия конкуренции благотворны, но они неизбежно предполагают разочарование

или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений» [Хайек, 1989, с. 6-14]. Эта же конкуренция вынуждает не сдаваться и до последнего бороться, используя все возможные методы для того, чтобы победить соперника. Далее выделим особенность, которая отличает недобросовестную конкуренцию от добросовестной — это то, что недобросовестная конкуренция ущемляет не только интересы других игроков рынка, но и интересы государства.

Выделяют две модели регулирования рыночной конкуренции:

1) американская модель;

2) европейская модель.

В американской модели закон о запрете монополий включает в себя и определенные нормы о недобросовестной конкуренции. В европейской модели законы, регламентирующие деятельность монополий, отделены от законодательства, которое регулирует недобросовестную конкуренцию. Другими словами, различие заключается в том, что в европейской модели есть отдельный закон, устанавливающий нормы добросовестной конкуренции, а в американской модели нет.

Несомненно, недобросовестная конкуренция в целом негативно влияет на рыночные отношения, однако существуют и положительные элементы в данной категории:

1) возможное получение дополнительной прибыли у хозяйствующих субъектов, могут появиться дополнительные финансовые возможности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) дополнительные финансовые возможности позволяют фирме инвестировать их в развитие производства, в инновации с целью получения конкурентных преимуществ на рынке;

3) с использованием методов недобросовестной конкуренции у новых игроков рынка появляется больше возможностей обосноваться в отрасли.

К негативным элементам недобросовестной конкуренции можно отнести следующие признаки:

1) деятельность хозяйствующих субъектов негативно отражается на состоянии государственных финансов, сокращает бюджет государства за счет уклонения от уплаты налогов;

2) недобросовестная конкуренция создает дополнительные барьеры входа на рынок, вынуждает новые организации использовать недобросовестные инструменты конкурентной борьбы для выживания;

3) она негативно влияет на деятельность добросовестных участников рынка, ущемляя их интересы, а также стимулирует играть по новым, нечестным правилам;

4) она служит угрозой для развития экономики, так как расширяет сферы теневой экономики.

В юридической литературе существуют различные критерии классификаций форм недобросовестной конкуренции.

Так, С. А. Паращук в зависимости от типа неправомерных методов и способов получения преимуществ в хозяйственной деятельности выделяет следующие основные виды недобросовестной конкуренции [Паращук, 2002]:

• смешение между деятельностью оппонентов рынка;

• дискредитация других участников конкурентного процесса и их деятельности;

• дезорганизация деятельности игроков рынка, конкурентов;

• введение потребителей в заблуждение в отношении предлагаемых им продуктов;

• демпинг.

К. Ю. Тотьев классифицирует формы недобросовестной конкуренции по содержанию нечестных действий, осуществляемых хозяйствующими субъектами, и их целей. Согласно данной классификации он выделяет [Тотьев, 2000]:

• формы недобросовестной конкуренции, которые связаны непосредственно с информацией. Организации учитывают, что информация так или иначе влияет на поведение участников рынка;

• формы недобросовестной конкуренции, касающиеся дезорганизации производ-

ственного процесса других участников рыночного механизма;

• формы недобросовестной конкуренции, связанные с паразитированием, т. е. с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности конкурентов.

Ю. Б Рубин выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции [Рубин, 2003]:

1) дезорганизация деловой деятельности конкурентов, нанесение вреда имуществу конкурента, разглашение конфиденциальной информации о конкуренте, нанесение вреда деловой репутации, имиджу;

2) прямая дискредитация конкурентов, то есть распространение информации о конкурентах, которая не соответствует действительности;

3) косвенная дискредитация конкурентов, распространение ложной информации о конкурентах в виде некорректного сравнения товаров и услуг;

4) паразитическая конкуренция, или использование имиджа конкурентов в своих интересах. Включает в себя копирование продукта конкурента, использование чужого товарного знака, упаковки, наименований и т. п.;

5) прямой и позиционный демпинг;

6) введение в заблуждение в отношении производимых и реализуемых товаров и услуг.

Г. В. Виталиев, В. В. Белов и Г. М. Денисов берут за основу положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности и зарубежное законодательство, выделяя следующие действия, характеризующие недобросовестную конкуренцию [Белов, Виталиев, Денисов, 1997]:

— действия, приводящие к смешению в отношении компании, продукции, хозяйственной деятельности конкурента;

— действия, вводящие потребителей в заблуждение;

— дискредитация участников рынка;

— действия, связанные с недобросовестной конкуренцией и не зафиксированные в Парижской конвенции.

В Российской Федерации основные виды недобросовестной конкуренции приведены в ст. 14.2-14.7 Федерального закона «О защите конкуренции».

Несовершенство рынков порождает недобросовестную конкуренцию

В Х1Х-ХХ веках широкое распространение получила структурная трактовка категории «конкуренция». Известнейшие экономисты, такие как А. Курно, Дж. Робинсон, Ф. Эджуорт, Э. Чемберлин являются основоположниками современной западной теории конкуренции.

Джоан Робинсон предложила теорию несовершенной конкуренции, а также выделила отрасли, в которых конкуренция невозможна из-за технологических и технических особенностей [Робинсон, 1989]. Для нее совершенная конкуренция — это некий эталон рыночной экономики, а любые отклонения от него вызваны государственной политикой. Именно несовершенная конкуренция является предпосылкой формирования недобросовестных рыночных отношений. Например, на автомобильном рынке у игроков имеются значимые стимулы использовать нечестные методы конкурентной борьбы, так как уровень конкуренции на данном рынке достаточно высокий. На рынках оли-гополистической структуры ситуация менее острая, однако стремление устранить конкурента и занять большую долю на рынке может побудить применить нечестные методы конкурентной борьбы. На данном рынке высока вероятность сговора, так как участников мало, то намного выгоднее разделить рынок, чем конкурировать. Недобросовестные конкурентные практики на рынках несовершенной конкуренции встречаются чаще, чем на рынках совершенной конкуренции.

Итак, конкуренция — главная предпосылка активизации недобросовестных действий рыночных агентов. В свою очередь, из самой конкуренции следуют следующие предпосылки:

1) наличие крупных хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие места на рынке. Стремление достичь их уровня и конкурировать на равных побуждает игроков рынка использовать все допустимые и недопустимые методы борьбы;

2) наличие барьеров входа на рынок. Институциональные барьеры затрудняют новым участникам свободное вступление в конкурентные отношения, обременяя дополнительными издержками, как финансовыми, так и транзакционными. В какой-то мере институциональные ограничения даже положительно влияют на рынок, благодаря данным барьерам на рынок смогут выйти только действительно конкурентоспособные фирмы. Отличительной чертой конкурирующего рынка является постоянное очищение рынка от нежизнеспособных неэффективных предприятий. Так, из-за институциональных ограничений на рынок не выходят слабые конкуренты, в результате фирмы не теряют пусть даже небольшое число клиентов. Таким образом и проявляется роль института как фильтрующего механизма. Институциональные преграды значительно влияют на состояние конкуренции;

3) несовершенство информации. Его главным источником выступает ненадлежащая реклама. Хозяйствующие субъекты не обладают точной информацией о производственном процессе конкурентов, характеристиках товара конкурента, что побуждает их предполагать при использовании недобросовестных методов, что конкуренты действуют таким же образом. Следовательно, все находятся в равных условиях, и с точки зрения моральной составляющей норм делового оборота в том числе.

Таким образом, сам рыночный механизм вынуждает экономических субъектов действовать особыми методами конкурентной борьбы. Таковы сегодня рыночные реалии, и побеждает тот, кто более адаптирован к ним. Таким образом, рынок как таковой выступает еще одной важной предпосыл-

кой недобросовестного поведения рыночных агентов.

Перечислим отличительные черты недобросовестной конкуренции от добросовестной:

• недобросовестная конкуренция всегда предполагает нарушение действующего законодательства, то есть ущемление интересов и конкурентов, и государства;

• недобросовестная конкуренция — это конкуренция несовершенного вида. Все, что характерно для несовершенной конкуренции, можно отнести и к конкуренции недобросовестной;

• недобросовестная конкуренция является составляющей теневой экономики;

• эволюцию взглядов ученых экономистов на проблему конкуренции можно сформулировать так: первоначально формируется модель совершенной конкуренции и разрабатываются черты конкурентного рынка. Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию того, что конкуренция и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции — такой структуре, где существуют черты и конкуренции, и монополии [Гуляев, 2012]. В дальнейшем получила широкое распространение теория несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция, в свою очередь, послужила предпосылкой формирования недобросовестной конкуренции.

Заключение

Таким образом, нужно отметить, что конкуренция вынуждает экономических субъектов использовать недобросовестные методы борьбы. Недобросовестная конкуренция является следствием самой конкуренции экономических субъектов на отраслевых рынках. Они не могут существовать обособленно друг от друга, поэтому и устранить признаки недобросовестной конкуренции полностью невозможно, по этой причине государственная политика по борьбе с не-

добросовестной конкуренцией направлена на ее минимизацию. Признаки теневой экономики на отраслевых рынках по большей части являются следствием применения рыночными агентами инструментов недобросовестной конкурентной борьбы, которая перераспределяет конкурентные силы хозяйствующих субъектов в отрасли, играя таким образом очень важную роль в реалока-ции конкурентных преимуществ участниками рынка в свою пользу.

Впервые основные положения категории «недобросовестная конкуренция» были приведены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности в 1883 г. Данные категории сосуществуют друг с другом, там, где есть конкуренция, проявляются признаки недобросовестной конкуренции. Главными предпосылками недобросовестного поведения рыночных агентов являются сама конкуренция в ее несовершенном виде и рынок. Следовательно, полностью устранить недобросовестную конкуренцию невозможно, государственная политика, направленная на борьбу с ней, может только минимизировать ее уровень. На сегодняшний день недобросовестная конкуренция в России квалифицируется различными законами и подзаконными актами на разных уровнях, основным из которых является Федеральный закон «О защите конкуренции». Она требует контроля со стороны правительства, так как служит источником проявления теневой экономики, что может негативно отразиться на эффективности экономики страны в целом. Наличие множества подходов и отсутствие единой точки зрения на категории «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция» подчеркивает всю сложность и много-аспектность приведенных научных категорий.

Список литературы

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 672 с.

2. Белов В. В, Виталиев Г. В, Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М.: Гардарика, 1997. — 320 с.

3. Гасюк А. В. Причины возникновения недобросовестной конкуренции // Знание. 2015. № 12-2 (29). С. 50-52.

4. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317.

5. Жук А. А. Трансформация институтов конкурентной среды в современных условиях // Тегга economicus. 2009. № 4 (2). С. 28.

6. Каминка А. И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфор, 2002. С. 270-271.

7. Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37.

8. Кишмарая А. С, Безгласная Е. А. Ведущие экономические школы о регулировании рыночной экономики / Сборник статей Самарского государственного экономического университета. 2013. С. 2.

9. Козлова М. Ю. Недобросовестная конкуренция с использованием прав на средства индивидуализации как действие, нарушающее принцип добросовестности // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2016. Т. 3. С. 168-174.

10. Кондратюков С. В, Стаурский С. С. Причины, условия и последствия конкуренции // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 257.

11. Ладыга А. И. Недобросовестная конкуренция как стратегический детерминант конкурентной среды российских промышленных предприятий // Общество и право. 2011. № 1. С. 288.

12. Лоскутова М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 101.

13. Паращук С. А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ). М.: Городец-издат, 2002. — 416 с.

14. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1989. — 469 с.

15. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., 2003. — 584 с.

16. Рубин Ю. Б. Что такое конкуренция (Введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 102.

17. Серебруев И. В. Недобросовестная конкуренция: подходы к определению понятия // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 12. С. 49-51.

18. Скляр Р. В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2 (149). С. 11 -23.

19. Тикин В. С. Конкуренция всегда недобросовестная // Современная конкуренция. 2008. № 2 (8). С. 118-129.

20. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ). М.: Издат. РДЛ, 2000. С. 218-226.

21. Федотова О. А., Семиколенова Я. И. Недобросовестная конкуренция как фактор дестабилизации рыночной экономики // Современные научно-практические решения XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 44-51.

22. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.

23. Хандамова Э. Ф, Хараджян Л. В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 82. С. 2.

24. Шретер В. Недобросовестная конкуренция / Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. 2005. С. 552.

References

1. Becker G. Chelovecheskoye povedeniye: ekonomiches-kiy podkhod [Human behavior: the economic approach]. Moscow, 2003, 232 p.

2. Belov V. V., Vitaliev G. V., Denisov G. М. Intellektual'naya sobstvennost' [Intellectual property]. Zakonodatel'stvo i praktika yego primeneniya — Legislation and practice of its application. Moscow, 1997, pp. 120-127.

3. Fedotova O. A., Semikolenova Ya. I. Nedobrosovestnaya konkurentsiya kak faktor destabilizatsii rynochnoy ekonomi-ki [Unfair competition as a factor of destabilization of the market economy]. Sovremennyye nauchno-prakticheskiye resheniya XXI veka Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Modern scientific and practical solutions of the XXI century. Materials of the international scientific and practical conference, 2016, pp. 44-51.

4. Gasyuk A. V. Prichiny Vozniknoveniya nedobrosovestnoy konkurentsii [The causes of unfair competition]. Znaniye — Knowledge, 2015, pp. 50-52.

5. Gulyaev G. Yu. Evolyutsiya teorii konkurentsii [Evolution of the theory of competition]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo — Izvestiya Penza State Pedagogical University. V. G. Belinsky, 2012, p. 317.

6. Hayek F. Konkurentsiya kakprotsedura otkrytiya [Competition as a procedure for opening]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya — World Economy and International Relations, 1989, no. 12, pp. 6-14.

7. Kaminka A. I. Ocherki torgovogo prava [Essays on commercial law]. Moscow, Center YurInfo, 2002, pp. 270-271.

8. Kasyanov U. Problemy rossiyskogo antimonopol'nogo zakonodatel'stva [Problems of the Russian antimonopoly legislation]. Zakonodatel'stvo i ekonomika — Legislation and economy, 2000, no. 6, p. 37.

9. Khandamova E. F., Kharadzhyan L. V. Ekonomicheskaya priroda konkurentsii i konkurentosposobnosti predpriyati-ya (korporatsii) [The economic nature of competition and competitiveness of an enterprise (corporation)]. Zhurnal Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta — Journal of the Political Network Electronic Journal of the Kuban State Agrarian University, 2012, p. 2.

10. Kishmaraya A. S, Bezglasnaya E. A. Vedushchiye eko-nomicheskiye shkoly o regulirovanii rynochnoy ekonomi-ki [Leading economic schools on the regulation of market economy]. Gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet Samara, Rossiya — State Economic University Samara, Russia, 2013, p. 2.

11. Kondratyukov S. V, Staursky S. S. Usloviya i posledstviya konkurentsii [Causes, conditions and consequences of competition]. Omskiy nauchnyy vestnik — Omsk Scientific Herald, 2015, p. 257.

12. Kozlova M. Yu. Nedobrosovestnaya konkurentsiya s ispol'zovaniyem prav na sredstva individualizatsii kak deystviye, narushayushcheye printsip dobrosovestnos-ti [Unfair competition with the use of rights to means of individualization as an act that violates the principle of conscientiousness]. Sovremennyye tendentsii razvitiya grazhdan-skogo i grazhdanskogo protsessual'nogo zakonodatel'stva i praktiki yego primeneniya — Modern trends in the development of civil and civil procedural law and practice of its application, 2016, vol. 3. pp. 168-174.

13. Ladyga A. I. Nedobrosovestnaya konkurentsiya kak strate-gicheskiy determinant konkurentnoy sredy rossiyskikh pro-myshlennykh predpriyatiy [Unfair competition as a strategic determinant of the competitive environment of Russian industrial enterprises]. Zhurnal Obshchestvo ipravo — Journal of Society and Law, 2011, p. 288.

14. Loskutova M. V. Analiz teoriy konkurentsii i konkurentospo-sobnosti [Analysis of theories of competition and competitiveness]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy — Socio-economic phenomena and processes, 2011, p. 101.

15. Parashchuk S. A. Konkurentnoye pravo [Competitive Law]. Pravovoye regulirovaniye konkurentsii i monopolii v RF — Legal Regulation of Competition and Monopoly in the Russian Federation. Moscow, 2002, pp. 199-200.

16. Robinson J. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoy konkurentsii [Economic theory of imperfect competition]. Moscow, Progress, 1989, p. 302.

17. Rubin Yu. B. Chto takoye konkurentsiya (Vvedeniye v teoriya konkurentnogo povedeniya) [What is competition (Introduction to the theory of competitive behavior)]. Journal of Modern Competition, 2014, p. 102.

20.

21

18. Rubin Y. B. Teoriya i praktika predprinimatel'skoy konkurentsii [Theory and practice of entrepreneurial competition]. Moscow, 2003, p. 202.

19. Schroeter V. Nedobrosovestnaya konkurentsiya [Unfair competition]. Sbornik statey po grazhdanskomu i torgo-vomu pravu Pamyati professora Gabrielya Feliksovicha Shershenevicha — Collection of articles on civil and commercial law. In memory of Professor Gabriel Feliksovich Shershenevich, 2005, p. 552.

Serebroev I. V. Nedobrosovestnaya konkurentsiya: pod-khody k opredeleniyu ponyatiya [Unfair competition: approaches to the definition of the concept]. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana — Izvestiya vuzov Kyrgyzstan, 2016, no. 12, pp. 49-51.

Sklyar R. V. Nedobrosovestnaya konkurentsiya: ponyatiye i obshchaya kharakteristika [Unfair competition: the concept and general characteristics]. Imushchestvennyye otnosh-eniya v Rossiyskoy Federatsii — Property relations in the Russian Federation, 2014, no. 2 (149), pp. 11-23.

22. Tikina V. S. Konkurentsiya vsegda nedobrosovestnaya [Competition is always dishonest]. Journal of Modern Competition, 2008, no. 2 (8), pp. 118-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Totyev K. Yu. Konkurentnoye pravo [Competitive Law]. Pravovoye regulirovaniye konkurentsii i monopolii v RF — Legal Regulation of Competition and Monopoly in the Russian Federation. Moscow, 2000, pp. 218-226.

24. Zhuk A. A., Ransformatsiya institutov konkurentnoy sredy v sovremennykh usloviyakh [Transformation of the Institutes of the Competitive Environment in Present-Day Conditions]. Terra economicus, 2009, vol. 8, no. 4 (2), pp. 28.

A. Zhuk, South Federal University, Rostov -on-Don, [email protected] M. Ambartsumyan, South Federal University, Rostov-on-Don, [email protected]

The causes and the role of unfair competition at modern industry markets

Development and protection of competition is one of the main directions for the implementation of the economic policy of the state and require a systematic and theoretical understanding of the emerging trends. Therefore, without government interference, competition can also cause negative trends, such as conducting unscrupulous methods of struggle, abuse of dominant position, which adversely affects the parameters of the functioning of the market. This article deals with unfair competition as a result of the intensification of competition in the markets. The authors analyzed the approaches to the interpretation of the concept of «unfair competition», the reasons for its emergence and further development. Competition always serves as a prerequisite for the emergence and development of unfair competition. Thus, the complete elimination of unfair competition is not possible, and as a result, state policy aimed at combating unfair competition can only minimize its level. Unfair competition is aimed not only at infringement of the interests of competitors, but also on the state and always involves violation of legislation and morality. Unfair competition requires control by the state, as it serves as a source of shadowing of markets, which can negatively affect the economy of the country as a whole.

Keywords: competition, unfair competition, branch market, imperfect competition, market agents, unfair competition, competitive environment.

About authors: A. Zhuk, Dr of Economics, Professor; M. Ambartsumyan, Master's Degree Student

For citation: Zhuk А., Ambartsumyan М. The causes and the role of unfair competition at modern industry markets. Journal of Modern Competitions, 2017, vol. 11, no. 6 (66), pp. 40-51 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.