СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Поведение инженера в условиях конкурентной борьбы
Киселев С. Н.
Киселев Сергей Николаевич / Kiselev Sergey Nikolaevich - бакалавр, кафедра системы обработки информации и управления, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва
Аннотация: эта статья призвана прояснить проблемы конкуренции, с которыми может столкнуться инженерное сообщество, определить направление в модели поведения инженера. Статья отражает природу воздействия капитализма на человеческое поведение, последствия становления монополии. В данной статье описываются основные виды конкуренции и принципы, которыми должен руководствоваться инженер при возникновении одной из них. В работе приведены примеры регулирования конкурентных взаимоотношений. Рассматриваются основы коллективного взаимодействия и индивидуального поведения работника предприятия. В статье описаны основные личностные качества, которыми должен обладать инженер, чтобы эффективно и долгосрочно выполнять отведенные ему обязанности.
Abstract: this article aims to clarify the problem of competition, which could face the engineering community, to determine the direction of an engineer behaviors. The article reflects the nature of capitalism, the impact on human behavior, the consequences of becoming a monopoly. This article describes the main types of competition and the principles that should guide the engineer in the event of one of them. Examples of competitive relationships regulation are given in the work. We consider the foundations of collective interaction and individual behavior of employees. The article describes the basic personality traits, which should have an engineer to effectively carry out long-term and reserved his duties.
Ключевые слова: инженерная деятельность, инженерный этос, правила и нормы поведения, проблема ответственности, добросовестная конкуренция, недобросовестная конкуренция, капитализм.
Keywords: engineering activities, engineering ethos, the rules and norms of behavior (rules and standards of behavior), the problem of responsibility, fair competition), unfair competition, capitalism, a monopoly.
Современное общество в большинстве своем пошло по пути капитализма и это изменило человеческие ценности, поведение людей и их стремления. Этот этап можно рассматривать как очередной шаг общественного развития. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Его достижение предполагает участие в конкурентной борьбе [1]. Модель поведения участников обуславливается этической системой взглядов и поступков. В капиталистическом обществе основным мотивом поведения является получение прибыли и стремление к ее максимизации. Когда главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, возможно пренебрежение моралью, направленной на преодоление индивидуализма и агрессивности, так как существуют методы, выходящие за её пределы, но являющиеся наиболее эффективными для достижения цели. Поэтому, опираясь только на моральные нормы, человек сталкивается с невозможностью достижения успеха в такой «нечеловеческой» среде [2]. Существует
крайняя точка зрения, в которой человек рассматривается как моральное существо, только если он демонстрирует формы альтруистического поведения. Человек, придерживающийся данной формы поведения, зачастую обрекает себя на поражение в конкурентной борьбе. Имеется мнение, что такой «неправильный» предприниматель разорится и его обгонит «правильный», который не постесняется обманывать, подкупать, грабить, убивать, если это поможет увеличить прибыль [3]. Например, утилитаристический подход, в отличие от альтруистического, не дает оценки действиям, которые были предприняты для достижения цели, не имеет значения нравственные это поступки или безнравственные. Данные особенности позволяют увеличить количество средств достижения поставленной задачи.
В своем критическом анализе Карл Маркс дает следующее описание капиталисту:
«Капитал ... избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» [4].
Инженерная деятельность напрямую сталкивается с воздействием капитализма, так как встречается на массовом производстве, где объемы прибыли наиболее значительны. Определение инженера предполагает не только обширные теоретические и практические знания в производственной отрасли, но и обязательное соблюдение определенных этических норм и правил, как общих, так и узкоспециализированных. И данные правила необходимы, инженерная деятельность должна осуществляться с осознанием ответственности перед обществом, которое может пострадать от некачественных товаров и услуг, производимых только для извлечения выгоды.
Инженер - высококвалифицированный специалист с законченным техническим высшим образованием, занимающийся разработкой новых и оптимизацией уже существующих технологий изготовления того или иного продукта массового производства [5]. Для того, чтобы определить каким должно быть поведение инженера, в том числе и в условиях конкуренции, необходимо обозначить его основные личностные качества:
- ответственность;
- усидчивость;
- аккуратность;
- дотошность;
- креативность;
- инициативность;
- целеустремленность [5].
Данные качества влияют на все аспекты жизни человека, в том числе на его профессиональную деятельность. Например, от личностных качеств зависит стремление инженера к саморазвитию, будет ли он заниматься изучением новых технологий или постепенно отстанет от современных технологических тенденций.
Также инженер должен придерживаться этических норм поведения в обществе, в личной жизни, общепринятых правил служебных отношений на производстве (на предприятии, в организации) [6]. В отношениях с коллегами необходимо стремиться к сотрудничеству, взаимной поддержке, что должно обеспечить рост эффективности выполнения работ и повышение профессионального уровня. Порой возникновение внутренней конкурентной борьбы накладывает свой отпечаток на поведение
инженера. Кроме положительного стремления выполнить свои задачи качественнее, могут быть нарушены здоровые отношения между сотрудниками, возможен саботаж, что приведет к нарушению работы всего производства. Например, одним из последствий конфликта может стать формирование в коллективе духа конфронтации, взаимной неприязни. Усиливаются такие явления, как необоснованное критиканство, взаимная слежка, жесткий формализм, постоянный поиск виновных, вместо эффективного решения реальных проблем. Все это приводит к потерям ресурсов материальных и временных. Эти потери могут выражаться и в снижении престижа, и даже в развале организации [7].
Также существует внешняя конкуренция между однонаправленными производствами, при которой компании используют повышение качества и улучшение характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг для привлечения потребителей, удержания доли рынка [8]. Она может быть ценовой и неценовой, совершенной и несовершенной. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция может быть достигнута с помощью производства более качественной продукции. Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
- на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;
- обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;
- покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;
- существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.
Если модель совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат, то рынок несовершенной конкуренции предполагает отклонение от состояния равновесия, связанное с потерями от монополизации [1]. В итоге все сводится к вопросу о власти над ценой, которая может быть построена как на законных экономических приемах, так и на противоправных.
Внешняя конкуренция заставляет предприятие постоянно держать высокую планку, улучшая свойства производимого продукта или доведя до идеала качество, поддерживать его должным образом. Если между предприятиями имеет место добросовестная конкуренция, на рынок поступает более совершенная группа товаров и услуг, появляются товары различных ценовых категорий. Добросовестная конкуренция - это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает конечный потребитель [8]. Отсутствие такой конкуренции возможно только при возникновении монополии, что контролируется на законодательном уровне. Существует также и «недобросовестная конкуренция», которая способна вытеснить или прекратить существование конкурентных предприятий, путем нарушения общепринятых норм и правил конкуренции [9]. Нарушаются как законы, так и неписаные правила. Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» трактует понятие «недобросовестной конкуренции» как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [10]. К методам недобросовестной конкуренции относятся:
- целенаправленная ценовая политика для устранения конкурентов. В частности, демпинг - при продаже товаров значительно ниже рынка, а порой и ниже себестоимости;
- силовое воздействие на конкурентов. В основном уголовные действия для влияния на конкурентов - в том числе запугивание, шантаж, демонстрация силы, поджоги, физическое устранение конкурентов, киднэппинг. Также к данной категории относится привлечение силовых структур для проверки якобы из-за незаконной деятельности своих конкурентов;
- кража интеллектуальной собственности - нарушение авторских прав, хищение программного продукта, аудио- и видеопродукции, изобретений и пр.), в виде промышленного шпионажа либо в любой для снижения своих издержек и успешной конкурентной борьбы;
- сговор - формальный либо неформальный, объединение конкурентов против потребителей либо третьих конкурентов;
- недобросовестная конкуренция специфических методов, связанная с биржевой торговлей, акционерным делом, борьбой за получение контрольного пакета акций;
- бойкот либо побуждение к нему в отношении продукции конкурентов;
- лишение конкурентов рынков сбыта товаров либо покупки сырья;
- использование асимметричной информации для коммерческих отношений (инсайдерская торговля - сделки совершаются с использованием «непубличной» информации. Согласно законодательству большинства стран, в том числе России, её использование запрещено) [11].
Таким образом, данный вид конкуренции основан на попытках разрушения производства конкурентов, обмана потребителей, а не на стремлении к повышению качества собственного производства. Одной из основных функций современного государства является развитие конкуренции, и, соответственно, предупреждение, ограничение и пересечение недобросовестной конкуренции [12].
Как и в случае с внешней конкуренцией, внутри предприятия возможна недобросовестная конкуренция, при которой инженер пытается дискредитировать конкурирующего участника инженерной деятельности, путем ложных донесений и необоснованной критики. На данные действия коллег инженер должен отвечать своим профессионализмом, качественное выполнение работы способно повернуть высказывания против самого обвинителя. Для решения этой проблемы также необходимы контролирующие механизмы со стороны работодателя. Необходимо предупреждать и в отдельных случаях ограничивать профессиональную деятельность инженера, в случаях злонамеренного или многократного нарушения правил поведения, которое повлекло за собой материальный или моральный ущерб для других участников производственной деятельности, пользователей продукции, коллег [6]. Со стороны инженеров также должны контролироваться действия работодателей в соответствии с установленными нормами и действующем законодательством. Инженер должен выполнять свои прямые обязанности, отклонять предложения руководителя, которые носят мошеннический характер и направлены на скорое получение прибыли. Несмотря на всю привлекательность в финансовом плане, производство не должно строиться на создании бракованной продукции, даже если в настоящее время нет эффективных средств внешнего контроля.
Таким образом, инженер должен быть ответственен перед своей профессией. В условиях конкурентной борьбы четко выполнять свои обязательства и работы, а также требования, устанавливаемые законодательством, по предотвращению недобросовестной конкуренции как внешней, так и внутренней. Действия инженера не должны причинять вред как моральный, так и материальный обществу, заказчику и другим пользователям его трудов. Коллектив должен представлять собой единый,
развивающийся конкурентоспособный механизм, где каждый из участников выполняет отведенную ему задачу.
Литература
1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: Учебное пособие. 3-е изд., 2010.
2. Акулов В. Б., Акулова О. В. «Экономическая теория», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
3. Владимир Хан. Кому выгодны Капитализм и Демократия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://open-eyes-russia.com/sotiety/world/427-who-benefits-from-capitalism-and-democracy.html/ (дата обращения: 24.01.2016).
4. Маркс К., Энгельс Ф. Карл Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Собр. соч., изд. 2. Т. 23. С. 770.
5. Инженер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fulledu.ru/articles/professii/ar ticle/152_osobennosti-professiy-inzhener.html/ (дата обращения 24.01.2016).
6. Кодекс инженера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.engineering74.ru/2013/05/blog-post.html/ (дата обращения: 24.01.2016).
7. Конфликты и способы их решения и предупреждения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.zancor.ru/index.php/psikhologiya-menedzhmenta/245-konflikty-i-sposoby-ikh-resheniya-i-preduprezhdeniya/ (дата обращения: 24.01.2016).
8. Добросовестная конкуренция. Принципиальные отличия и методы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/dobrosovestnaya-konkurenciya-principialnye-otlichiya-i-metody/ (дата обращения: 24.01.2016).
9. Недобросовестная конкуренция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspatent.ru/article/article.175.6.html/ (дата обращения: 24.01.2016).
10. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». [Электронный ресурс]. Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
11. Недобросовестная конкуренция. Обзор видов и методов борьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/8044-nedobrosovestnaya-konkurentsiya/ (дата обращения: 24.01.2016).
12. Горбылев С. В. Некоторые экономикоправовые аспекты формирования конкурентной политики в России // Евразийский юридический журнал. № 12 (31), 2010. С. 72-75.