Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование инвестиционной привлекательности российской пищевой промышленности'

Маркетинговое исследование инвестиционной привлекательности российской пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Е.В.

В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного автором с целью оценки инвестиционной привлекательности российской пищевой промышленности. Приведены итоги анализа текущего состояния, оценено влияние импортозамещения на инвестиционную привлекательность российской пищевой промышленности, выявлены тенденции, драйверы и факторы, ограничивающие ее стратегическое развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research of investment attractiveness of Russian food industry (Russia, St. Petersburg)

The article presents results of a marketing research conducted by the author to evaluate investment attractiveness of Russian food industry. The author analyzes the current state of the industry, measures the impact of import substitution upon its investment attractiveness, and distinguishes tendencies and factors that limit its strategic development

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование инвестиционной привлекательности российской пищевой промышленности»

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Е.В. Пономарева,

доцент кафедры менеджмента Балтийского государственного технического университета« Военмех» им. Д.Ф. Устинова (г Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук elena542@mail.ru

В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного автором с целью оценки инвестиционной привлекательности российской пищевой промышленности. Приведены итоги анализа текущего состояния, оценено влияние импортозамещения на инвестиционную привлекательность российской пищевой промышленности, выявлены тенденции, драйверы и факторы, ограничивающие ее стратегическое развитие.

Ключевые слова: пищевая промышленность, маркетинг, инвестиционная привлекательность отрасли, маркетинговые исследования

УДК 339.138 ББК 65.291.3

Российская пищевая промышленность — один из наиболее активно развивающихся секторов российской экономики. Экономический кризис и введение санкций привели к тому, что пятый год пищевая промышленности растет с опережающими темпами по сравнению с обрабатывающей промышленностью, в состав которой она входит. Если после кризиса 2008 года структурная доля пищевой промышленности в добывающей промышленности падала, то за период с 2013 по конец 2016 года она выросла на 2,2 п.п. до 17,6% (рис. 1) [5].

Можно выделить три региона, для которых пищевая промышленность является одной из ключевых отраслей эконо-

мики. На ее долю приходится более 25% всей обрабатывающей промышленности в Южном федеральном округе (ЮФО), Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в связи с преобладанием в них сельского хозяйства и рыболовства при меньшем уровне развития других видов промышленности. Более 20% обрабатывающей промышленности приходится на пищевую промышленность в Центральном федеральном округе (ЦФО), где сосредоточено большое количество производственных площадок российских и зарубежных компаний. Это позволяет говорить о наличии привязки пищевой промышленности к сы-

Рис. 1. Динамика отгрузок продукции, произведенных российской обрабатывающей и пищевой промышленностью

(составлено автором)

© ПСЭ, 2017

9 5

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

Рис. 2. Доля российского производства в реализации пищевой продукции и напитков

рьевой базе (к местам производства сельскохозяйственной и рыболовной продукции) и к крупным городам для сокращения доли логистических затрат в себестоимости.

Реализация программы импортозамещения в 2013-2016 годах привела к тому, что, начиная с 2013 года, оптовая отгрузка производителями пищевых продуктов и напитков растет опережающими темами по сравнению с их реализацией. В связи с тем, что продовольствие относится к категории товаров краткосрочного хранения, можно говорить о том, что производство практически равно оптовым отгрузкам, доля запасов при этом невелика. В связи с этим по итогам 2016 года доля российского производства в общем объеме реализации продовольствия составила почти половину и выросла на 8,2 п.п. за период 20132016 годов (рис. 2) [5]. Остальной объем приходится на импорт и запасы. Анализ проведен с использованием [5].

Оборот розничной торговли продовольственными товарами превышает объем реализации продуктов питания и напитков,

45 -

произведенных предприятиями пищевой промышленности, за счет продукции, реализуемой частными лицами и индивидуальными предпринимателями на рынках и ярмарках. Доля такой продукции в обороте розничной торговли ежегодно растет — с 10,7% в 2010 году до 14,1% по итогам 2016 года. Указанный тренд свидетельствует о росте активности населения в сфере производства продуктов питания на приусадебных участках и их реализации для получения дополнительного дохода, что связано с влиянием кризисов 2008 и 2013 годов. Кроме того, на рост реализации влияет увеличение предпринимательской активности фермеров не только на этапе производства сельскохозяйственной продукции, но и ее переработки (мясные полуфабрикаты, творог, сметана и др.).

Существенный рост оборота розничной торговли продовольственными товарами в денежном выражении в 2014-2015 годах был связан, прежде всего, с ростом цен производителей и временным дефицитом некоторых продуктов питания на рынке

1,8

1,9

1,9 3(3

1,9

1,8

30

15

3,6

8,

11

i.

3.5 3,8

о

5

2012

7,

7 2

в.

34,

3,4

3,7

■з

5

2013

7,

34,

3,6

о

5

2014

2,

L-30,

38,

3,2

3,6

■з £

2015

Ï-30,

2016

38,

3,3 3,6

1,9

■з

5

2016

31,

>-30,

БД

■з £

I квартал 2017

Она покупку продуктов для домашнего питания

1на питание вне дома

Рис. 3. Изменение доли расходов на домашнее питание и питание вне дома в структуре потребительских расходов населения

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

Л

в связи с введением санкций и «перенастройкой» российской пищевой промышленности.

Рост цен одновременно с продолжающимся влиянием кризиса привел к изменению структуры расходов населения — в 2015-2016 годах наблюдался рост доли затрат на покупку продуктов для домашнего питания, в то время как доля затрат на питание в кафе и ресторанах практически неизменна (рис. 3). Анализ проведен с использованием [5].

Доля затрат на питание у городского населения значительно ниже, чем у сельского, что связано с разными моделями поведения потребителей. Городская модель обусловлена лучшими возможностями трудоустройства и как следствие более высокими доходами потребителей, в том числе, за счет совмещения нескольких мест работы и самозанятости. Жители городов, особенно мегаполисов, имеют в целом другую структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг за счет более широкого потенциального выбора, предоставляемого им предприятиями различных сфер бизнеса (розничные сети, ресторанный бизнес, индустрия красоты и спорта, сфера развлечений, образовательные услуги и др.), по

Макаронные и зделия Сахар белый свекловичный Хлеб н хлебобулочные и зделия Мукан з зерновых культур, овощныхн др Сыры н продукты сырные Масло сливочное и пасты масляные Цельномолочная продукция Мясо н субпродукты (птица) Мясо и субпродукты (убойные животные)

сравнению с удаленными небольшими населенным пунктами с низким уровнем развития инфраструктуры.

За период 2014-2016 годов по всем децильным группам населения выросли доли расходов на молоко и молочную продукцию, сахар и кондитерские изделия, а также хлеб и хлебобулочные изделия [5]. Потребление именно этих категорий товаров население в первую очередь увеличивает при снижении уровня доходов, т.к. молоко и хлеб являются традиционными российскими относительно недорогими продуктами питания, имеющими высокую пищевую ценность, а сахар и кондитерские изделия, как показал кризис 2008 года и текущая тенденция, — для населения это «лекарство от стресса». Прежде всего, в такой ситуации растет потребление карамели и недорогих шоколадных конфет. По сравнению с 2013 годом в 2016 году на 18% выросло производство карамели с молочными и молочно-ореховыми начинками, глазированной шоколадной глазурью, на 55% карамели с фруктовыми, ягодными, фруктово-ягодными и желейными начинками и на 22% традиционных шоколадных конфет (без алкоголя) [5]. Одновременно с этим потребление мяса, рыбы и продуктов их переработки выросло только у де-

Г-6

В

89

а

0

50

1 '

36

1

66

64

61

ш

а

65

7?

à

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79

91

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

□ 2015 □ 2014 ■ 2013

Рис. 4. Средняя загрузка производственных мощностей предприятий пищевой промышленности (%)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

I_I Количество предприятий пищевой промышленности » Темп прироста, %

Рис. 5. Количество предприятий пищевой промышленности

ut

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

цильных групп с шестой по десятую, что позволяет говорить о снижении уровня доступности этих продуктов питания у менее обеспеченных слоев населения, перераспределивших часть своих доходов на указанные ранее товарные категории.

Кроме того, несмотря на продолжающееся влияние кризиса, происходит рост потребления более дорогих и высокотехнологичных продуктов (например, йогурты), полуфабрикатов и продуктов, полностью готовых к употреблению. Эта тенденция также связана с изменениями моделей поведения потребителей — рост занятости населения и увеличение темпов роста жизни приводят к стремлению потребителей экономить время на приготовлении и приеме пищи (перекусы, еда на ходу, упаковка на один прием пищи, продукты, требующие времени только на разогрев, и др.). Также все более явным становится тренд, связанный со здоровым образом жизни, правильным питанием и поддержанием здоровья — потребители готовы платить дороже за функциональные (например, с пребиоти-ками), натуральные (например, фермерские) и «облегченные» (например, с пониженным содержанием сахара) продукты. Анализ показывает, что эти особенности поведения потребителей проявляются практически на всех российских рынках продуктов питания и напитков, и станут в ближайшие несколько лет основными направлениями развития и расширения ассортимента производителей.

Импортозамещение привело к росту среднегодовой загрузки мощностей российских предприятий пищевой промышленности, занимающихся переработкой мяса и молока, а также предприятий, основным сырьем для которых является мука, спрос на которую всегда растет в кризисное время за счет роста потребления населением хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий (рис. 4). Анализ проведен с использованием [5].

Всплеск деловой активности в 2015 году под влиянием программ импортозамещения и государственной поддержки не привел к долгосрочному изменению количества игроков отрасли (рис. 5). В 2016 году на 4437 вновь открывшихся предприятий пришлось 6461 закрывшихся. Для сравнения в 2015 году — 4760 и 3297 предприятий соответственно. Анализ проведен с использованием [5].

Сопоставление данных, представленных на рис. 2 и 5, позволяет говорить о том, что российская пищевая промышленность находится на этапе жизненного цикла «Зрелость», о чем свидетельствуют следующие факты:

1. Замедление темпов роста производства и розничной торговли продовольственными товарами, несмотря на рост численности населения. При этом происходит медленное смещение в сторону потребления инновационных (функциональных, обогащенных и т.п.) продуктов питания и напитков, предлагаемых производителями, ведущими борьбу за кошельки потребителей с помощью полного комплекса маркетинговых мероприятий

— ценовая конкуренция, новинки, интегрированные маркетинговые коммуникации (традиционная реклама, SMM, BTL-меропри-ятия, событийный маркетинг, интернет-продвижение и др.), увеличение количественной и качественной дистрибуции во всех каналах продаж, конкуренция на уровне брендов и упаковки.

2. Сокращение количества производителей за счет сделок M&A в группе крупных и средних игроков (например, покупка компанией PepsiCo российского производителя «Вимм-Билль-Данн» [6]), уход с рынка наименее успешных и появление новых игроков в группе малых предприятий пищевой промышленности (в том числе, фермерских предприятий, выходящих на этап переработки сельскохозяйственного сырья).

3. Рост консолидации рынков под влиянием факторов 1 и 2. Например, индекс концентрации пяти крупнейших игроков на российском рынке кофе составляет 53% (Nestle, «Орими Трейд», «Якобс Рус», MacCoffee и Strauss) [2], на рынке соков — 79% («Мултон» (Coca-Cola), «Лебедянский» (PepsiCo), «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), «Сады Придонья» и «САНФРУТ-Трейд») [4], на рынке шоколадных изделий — 67% («Объединенные кондитеры», Mars Inc., Nestle, Mondekz International и Ferrero SpA) [3].

4. На большинстве рынков лидирующие позиции занимают компании, входящие в состав крупнейших игроков мировой пищевой промышленности (Nestle, Danon, PepsiCo, Unilever и др.) и имеющие преимущества в пищевой промышленности, поскольку активно инвестируют как в развитие отраслей в целом, так и в разработку и выведение на рынок инновационных продуктов питания и напитков, следуя за изменениями в моделях поведения потребителей. Эти компании задают своего рода «стандарты» для остальных игроков с точки зрения маркетинга и работы с потребительским спросом.

5. Наличие вертикально интегрированных структур, работающих одновременно в агропромышленном комплексе и обрабатывающей промышленности (формирование цепочки «от поля до прилавка»). Например, Группа компаний «ЭФКО» (один из лидеров рынка масложировой продукции), Группа «Черкизово» и АПХ «Миратог» (одни из лидеров рынка мяса и мясных продуктов).

6. Растущее влияние федеральных розничных сетей как одного из ключевых каналов сбыта. Во многом именно от них зависит распределение сил между игроками на всех рынках продуктов питания и напитков — крупные компании с большими бюджетами имеют возможность занимать лучшие места на полках и в каталогах. Одновременно с этим сети дают возможность производителям дозагрузить их мощности за счет производства private label (частных торговых марок), позиционируемых, как правило, в низком и среднем ценовых сегментах.

Инвестиции в основной капитал предприятий пищевой промышленности продолжались, несмотря на кризис, за счет импортозамещения и открытия новых предприятий (рис. 6).

¿010

¿011

¿01¿

¿013

¿014

¿015

¿016

| | Инвестиции —■«— Темп прироста, % Рис. 6. Инвестиции в основной капитал пищевой промышленности, млрд руб.

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

Л

Но в 2016 году тренд пошел вниз, что связано с замедлением темпов роста пищевой промышленности после ее активной перестройки в 2014-2015 годах. В целом же структурная доля инвестиций в пищевую промышленность в рамках добывающей промышленности стабильна и находится в пределах 11,8-12,1%. Анализ проведен с использованием [5].

На основе анализа данных по развитию пищевой промышленности в целом [1], конкретных ее рынков и изменения моделей поведения потребителей были определены основные драйверы и ограничивающие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность российской пищевой промышленности (табл. 1).

Таким образом, проведенное исследование подтверждает мнение других российских ученых и экспертов-практиков, утверждающих, что российская пищевая промышленность динамично развивается и в 2015-2016 годах начала восстанавливаться после кризиса. Введение санкций и запуск программ импортозамещения помогли сделать существенный прорыв во внутреннем производстве, в результате которого не только повысился уровень самообеспеченности страны продовольствием, но и произошли структурные изменения в географии производства за счет открытия новых предприятий и развития существующих. Инвестиционная привлекательность пищевой промышленности достаточно высока, особенно на рынках, которые гибко реагируют на меняющиеся потребности населения и позволяют компаниям устанавливать на товары больший уровень доходности по сравнению с традиционными продуктами питания и напитками. Еще одним направлением инвестирования может стать развитие небольших нишевых проектов, например, развития сетей фермерских магазинов, предлагающих потребителям продукты питания, соответствующие потребностям городского населения.

Таблица 1

Драйверы и факторы, ограничивающие рост российской пищевой промышленности

Драйверы роста

• Стабильный спрос на продукты питания со стороны населения (удовлетворение базовой потребности — базовые отрасли экономики)

• Развитие технологий в сфере производства продуктов питания и появление новых видов и модификаций продуктов питания и напитков (функциональные, обогащенные и др.)

• Развитие технологий и появление новых видов оборудования и упаковки продуктов питания

• Высокий уровень конкуренции, стимулирующий игроков на развитие и повышение эффективности как собственной деятельности, так и отрасли в целом

• Реализация программы им-портозамещения

• Изменения в моделях поведения потребителей

• Развитие вертикальных интегрированных структур, использующих возможности синергии сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности

Ограничивающие факторы

• Пищевая промышленность находится на этапе жизненного цикла «Зрелость»

• Высокий уровень конкуренции, ограничивающий возможности развития для игроков среднего и малого бизнеса

• Снижение уровня доходов населения во время кризиса

• Лидерство крупных международных компаний, «гонка» за которыми для большинства остальных игроков усложняется отсутствием возможности существенных инвестиций в развитие, R&D и маркетинг

• Продолжающееся развитие федеральных розничных сетей

• Существенное отставание сельской модели поведения от городской

• Отсутствие в России технологий производства определенных продуктов питания, требующих затрат на их разработку и внедрение (ограничение рыночного ассортимента под влиянием санкций)

Составлено автором Литература

1. Багиев Г.Л., Кетова Н.П. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент». — СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. — 340 с.

2. Еремина О. Остаться в тонусе // Мое дело. Магазин. — №9. — 2017. — С. 38-45.

3. Луцева-Эр О. Жим из положения лежа. Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий // Russian Foodmarket. — 2017. — № 5. — С. 4-8.

4. Российский рынок безалкогольных напитков 2017. Анализ и тенденции рынка (выпуск 4) http://www.step-by-step.ru/marketing-researches/element/14498/ (Дата обращения: 28.10.2017)

5. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

6. Pepsi купила «Вимм-Билль-Данн» https://lenta.ru/articles/2010/12/03/pepsi1/ (Дата обращения: 28.10.2017)

КОММУНИКАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ: СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В.Е. Ершов,

аспирант кафедры маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета,

специалист по маркетингу ООО «ДЕНИМ ФРЕШ» vadim.ershov5@gmail.com

В статье раскрывается значение интернета и социальных сетей, как современного, инновационного канала коммуникации, а также особенности деятельности по продвижению продукта на их основе. Автором сформулированы, представлены в рамках единой системы и охарактеризованы основные этапы процесса формирования стратегии продвижения продукта в социальных сетях.

Ключевые слова: интернет, социальные медиа, социальные сети, социальный медиа маркетинг (СММ), маркетинг, интернет-реклама

УДК 659.19 ББК 65.012.43

Появление интернета и в последующем социальных сетей, привнесло новую составляющую в различные аспекты общественной жизни, что активизировало процесс их трансформации с приобретением соответствующей обновлённой формы. Более доступный, в меньшей степени контролируемый и зависимый, в сравнении с традиционными СМИ, формат коммуникации открыл новые возможности для маркетинга, экономических взаимоотношений и взаимодействия.

В сфере экономики молодым и развивающимся понятием и новым рыночным сегментом является рынок криптовалют (цифровые, электронные деньги, выпускающиеся на основе технологии блокчейн) или электронной наличности (англ. electronic cash). Понятие закрепилось в обращении после публикации статьи «Crypto Currency» Энди Гринберга [1].

Что касается маркетинговой активности в интернете, стоит обратить внимание на динамику ежегодных статистических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.