Научная статья на тему 'Коммуникационный маркетинг: стратегия продвижения продукта в социальных сетях'

Коммуникационный маркетинг: стратегия продвижения продукта в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2363
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / INTERNET / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕДИА МАРКЕТИНГ (СММ) / SOCIAL MEDIA / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / SOCIAL MEDIA-MARKETING (SMM) / ADVERTISEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов В. Е.

В статье раскрывается значение интернета и социальных сетей, как современного, инновационного канала коммуникации, а также особенности деятельности по продвижению продукта на их основе. Автором сформулированы, представлены в рамках единой системы и охарактеризованы основные этапы процесса формирования стратегии продвижения продукта в социальных сетях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication marketing: strategy of product promotion in social networks (Russia, Rostov-upon-Don)

The article focuses on the role of the Internet and social networks as a contemporary innovative communication channel, as well as specific features they allow for product promotion. The author formulates and describes the principal stages in the process of strategy formation aimed at product promotion in social networks

Текст научной работы на тему «Коммуникационный маркетинг: стратегия продвижения продукта в социальных сетях»

Но в 2016 году тренд пошел вниз, что связано с замедлением темпов роста пищевой промышленности после ее активной перестройки в 2014-2015 годах. В целом же структурная доля инвестиций в пищевую промышленность в рамках добывающей промышленности стабильна и находится в пределах 11,8-12,1%. Анализ проведен с использованием [5].

На основе анализа данных по развитию пищевой промышленности в целом [1], конкретных ее рынков и изменения моделей поведения потребителей были определены основные драйверы и ограничивающие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность российской пищевой промышленности (табл. 1).

Таким образом, проведенное исследование подтверждает мнение других российских ученых и экспертов-практиков, утверждающих, что российская пищевая промышленность динамично развивается и в 2015-2016 годах начала восстанавливаться после кризиса. Введение санкций и запуск программ импортозамещения помогли сделать существенный прорыв во внутреннем производстве, в результате которого не только повысился уровень самообеспеченности страны продовольствием, но и произошли структурные изменения в географии производства за счет открытия новых предприятий и развития существующих. Инвестиционная привлекательность пищевой промышленности достаточно высока, особенно на рынках, которые гибко реагируют на меняющиеся потребности населения и позволяют компаниям устанавливать на товары больший уровень доходности по сравнению с традиционными продуктами питания и напитками. Еще одним направлением инвестирования может стать развитие небольших нишевых проектов, например, развития сетей фермерских магазинов, предлагающих потребителям продукты питания, соответствующие потребностям городского населения.

Таблица 1

Драйверы и факторы, ограничивающие рост российской пищевой промышленности

Драйверы роста

• Стабильный спрос на продукты питания со стороны населения (удовлетворение базовой потребности — базовые отрасли экономики)

• Развитие технологий в сфере производства продуктов питания и появление новых видов и модификаций продуктов питания и напитков (функциональные, обогащенные и др.)

• Развитие технологий и появление новых видов оборудования и упаковки продуктов питания

• Высокий уровень конкуренции, стимулирующий игроков на развитие и повышение эффективности как собственной деятельности, так и отрасли в целом

• Реализация программы им-портозамещения

• Изменения в моделях поведения потребителей

• Развитие вертикальных интегрированных структур, использующих возможности синергии сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности

Ограничивающие факторы

• Пищевая промышленность находится на этапе жизненного цикла «Зрелость»

• Высокий уровень конкуренции, ограничивающий возможности развития для игроков среднего и малого бизнеса

• Снижение уровня доходов населения во время кризиса

• Лидерство крупных международных компаний, «гонка» за которыми для большинства остальных игроков усложняется отсутствием возможности существенных инвестиций в развитие, R&D и маркетинг

• Продолжающееся развитие федеральных розничных сетей

• Существенное отставание сельской модели поведения от городской

• Отсутствие в России технологий производства определенных продуктов питания, требующих затрат на их разработку и внедрение (ограничение рыночного ассортимента под влиянием санкций)

Составлено автором Литература

1. Багиев Г.Л., Кетова Н.П. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент». — СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. — 340 с.

2. Еремина О. Остаться в тонусе // Мое дело. Магазин. — №9. — 2017. — С. 38-45.

3. Луцева-Эр О. Жим из положения лежа. Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий // Russian Foodmarket. — 2017. — № 5. — С. 4-8.

4. Российский рынок безалкогольных напитков 2017. Анализ и тенденции рынка (выпуск 4) http://www.step-by-step.ru/marketing-researches/element/14498/ (Дата обращения: 28.10.2017)

5. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

6. Pepsi купила «Вимм-Билль-Данн» https://lenta.ru/articles/2010/12/03/pepsi1/ (Дата обращения: 28.10.2017)

КОММУНИКАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ: СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В.Е. Ершов,

аспирант кафедры маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета,

специалист по маркетингу ООО «ДЕНИМ ФРЕШ» [email protected]

В статье раскрывается значение интернета и социальных сетей, как современного, инновационного канала коммуникации, а также особенности деятельности по продвижению продукта на их основе. Автором сформулированы, представлены в рамках единой системы и охарактеризованы основные этапы процесса формирования стратегии продвижения продукта в социальных сетях.

Ключевые слова: интернет, социальные медиа, социальные сети, социальный медиа маркетинг (СММ), маркетинг, интернет-реклама

УДК 659.19 ББК 65.012.43

Появление интернета и в последующем социальных сетей, привнесло новую составляющую в различные аспекты общественной жизни, что активизировало процесс их трансформации с приобретением соответствующей обновлённой формы. Более доступный, в меньшей степени контролируемый и зависимый, в сравнении с традиционными СМИ, формат коммуникации открыл новые возможности для маркетинга, экономических взаимоотношений и взаимодействия.

В сфере экономики молодым и развивающимся понятием и новым рыночным сегментом является рынок криптовалют (цифровые, электронные деньги, выпускающиеся на основе технологии блокчейн) или электронной наличности (англ. electronic cash). Понятие закрепилось в обращении после публикации статьи «Crypto Currency» Энди Гринберга [1].

Что касается маркетинговой активности в интернете, стоит обратить внимание на динамику ежегодных статистических

РОССИЯ

МИР

(Л Rank © Website

Category

О Rank © Website

Category

1 Q vk.com Internet and Telecom > Social Network 1 [3 facebook.com Internet and Telecom > Social Network

2 Я yandex.ru Internet and Telecom > Search Engine 2 © google.com Internet and Telecom > Search Engine

3 © google.ru Internet and Telecom > Search Engine 3 О youtube.com Arts and Entertainment > TV and Video

4 В ok-m Internet and Telecom > Social Network 4 ßfrl baidu.com Internet and Telecom > Search Engine

5 В youtube.com Arts and Entertainment > IVand Video 5 Г1 vk.com Internet and Telecom > Social Network

6 @ mail.ru Internet and Telecom > Email 6 Я yahoo.com News and Media

7 © google.com Internet and Telecom > Search Engine 7 © google.com.br Internet and Telecom > Search Engine

8 ÎJ avito.ru Shopping > Classifieds 8 © google.co.in Internet and Telecom > Search Engine

9 КЗ facebook.com Internet and Telecom > Social Network 9 <5§) sogou.com Internet and Telecom > Search Engine

10 S aliexpress.com Shopping > General Merchandise 10 Щ xvideos.com Aduit

11 Щ instagram.com Internet and Telecom > Social Network 11 * twitter.com Internet and Telecom > Social Network

Рис. 1. Топ-рейтинг популярных сайтов в России и мире на 1 июля 2017 года [3]

отчётов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), посвящённых объемам рекламы в средствах её распространения [2]. В них очевидно прослеживается постепенный процесс вытеснения интернетом предшествующих каналов коммуникации, в том числе смещение прежнего лидера — телевидения с лидерских позиций. А именно, с 2000 по 2016 год интернет-сегмент вырос с 0% до 38% от общего объёма рекламного рынка. Лидером остается телевидение с 42%, с небольшим преимуществом в 4%, которое, при сохранении общей динамики, может быть легко утеряно в ближайшие годы. Радио и пресса составляют незначительную конкуренцию с 4% и 5% соответственно на 2016 год, а также сегмент Out Of Home (включающий в себя различную наружную рекламу) составляет 11%. Стоит отдельно отметить, что интернет-сегмент показывал регулярный прирост, а в кризисные 2009 и 2015 годы только сократил его, но не ушёл в отрицательные показатели, как все остальные каналы.

Актуальность использования социальных сетей и построения стратегии продвижения продукта именно на их основе подтверждается рейтингом исследовательской компании SimilarWeb [3], посвящённому популярным, с точки зрения посещаемости, интернет-платформам. Первые 11 позиций рейтинга представлены на рис.1.

Как видно из представленной статистики, социальные сети занимают первые позиции как в России (социальная сеть ВКонтакте), так и во всём мире (социальная сеть Facebook). Кроме них, наиболее популярны поисковые сервисы и видеохостинг YouTube.

Распространение интернета среди населения земного шара наглядно демонстрирует пресс-релиз Международного Союза Электросвязи (МСЭ), датирующийся 26 мая 2015 года [4]. На момент публикации релиза, в мире насчитывалось 3,2 миллиарда пользователей интернета (из 7,2 миллиардов общего числа населения Земли), а два миллиарда из них проживали в развивающихся странах. Также интересно отметить схожую динамику с приведёнными выше данными АКАР об объёмах рекламы в средствах её распространения. Так, с 2000 по 2015 годы число пользователей интернета увеличилось с 6,5% до 43% населения земного шара. А в России, по данным компании Яндекс на 2014 год, аудитория интернета составляет 72,3 миллиона человек [5], против 144,3 миллионов общего числа населения (по данным Всемирного Банка на 2016 год [6]).

С развитием и распространением интернета, люди, практически занимающиеся деятельностью по продвижению с использованием предшествующих каналов коммуникации, направили свой взор в онлайн, начали применять аналогичные традиционным каналам инструменты и алгоритмы продвиже-

ния, ведения рекламной активности. Но инновационная среда работала по отличным законам и начался процесс формирования новых правил, инструментов и возможностей продвижения в рамках интернет пространства в целом и в социальных сетях в частности. Постепенно выделились основные отличия и преимущества нового канала коммуникации с точки зрения рекламной активности. Рассматривая конкретно социальные сети, стоит отметить, что с момента появления и распространения наиболее популярных в России (таких как Вконтакте и Одноклассники), они часто менялись с точки зрения внешнего вида, дизайна, доступных возможностей для рекламной активности как на базовом, эксплуатируемом рекламщиками, уровне, так и с точки зрения инструментария создаваемого специально для маркетинговой деятельности в социальных сетях. Это постоянное развитие, появление новых функций и завершение существования старых мешало созданию универсальной и актуальной теоретико-практической базы продвижения продукта в социальных сетях. В данной статье автор постарается привести этапы формирования стратегии продвижения в социальных медиа, основываясь на актуальных на момент 2017 года тенденциях в сфере, а также на наиболее устоявшихся и ставших базовыми понятиях продвижения в социальных сетях.

Построение стратегии — ключевой этап перед началом практической деятельности в любой сфере. Рассматривая процесс построения стратегии в социальных сетях, автор выделяет восемь ключевых этапов (рис.2).

Первый этап — определение объекта продвижения в рамках конкретной рекламной кампании. На основе изученной информации об объекте продвижения, выбирается один из двух выделенных нами типов:

— Событийный. Продвижение событий, мероприятий и т.д. В ряде соцсетей присутствует отдельный инструментарий для продвижения мероприятий, приглашения людей. Стратегия зачастую выстраивается краткосрочная, активность в соцсетях завершается после проведения мероприятия или после публикации фото/видео отчёта. Если мероприятие периодически повторяется, брендированный канал существует постоянно, но активность ведётся в соответствии с периодичностью. Например, ежегодно с декабря по февраль.

— Постоянный. Активность по продвижению продукта длится неопределённый срок, зачастую соотносящийся со сроком существования продукта. Постоянный тип продвижения противоположен событийному. Здесь регулярно проводятся акции по продвижению и продукт присутствует в соцсетях на постоянной основе.

Рис.2. Этапы построения стратегии продвижения продукта в социальных сетях

Также событийный тип может присутствовать в рамках постоянного, но не наоборот. В качестве примера можно привести Red Bull, который проводит спортивные мероприятия. В этом случае для бренда существует постоянный канал, а также создаются событийные для активностей, связанных с мероприятиями.

Второй этап—это определение цели продвижения продукта в социальных сетях. Цели могут быть следующие:

— продажи или повышение продаж (прямые/косвенные);

— переход привлеченной аудитории на сайт для выполнения какого-либо действия;

— репутационная;

— исследование аудитории бренда;

— исследование предпочтений аудитории;

— привлечение новых партнёров для бизнеса;

— техническая поддержка;

— повышение узнаваемости и др.

Вероятно преследование нескольких из приведённых целей. В таком случае следует выделить ключевые и второстепенные и на этой основе выбрать один из типов продвижения в рамках второго этапа:

— Внешний. Трафик (привлечённая аудитория) направляется на интернет ресурс за пределами социальной сети, в ко-

торой ей транслируется реклама. В рамках этого типа может существовать брендированный канал, в котором будет представлена только информация, необходимая для привлечения пользователя на сайт и т.д.

— Внутренний. Аудитория привлекается на канал бренда в социальных сетях, который является основой продвижения. На нём может быть представлена возможность приобретения товаров и услуг, а также представлено максимум информации о бренде и продукции.

— Смешанный. Аудитория привлекается как на страницу в социальных сетях, так и на сайт. Например, продажи и актуальный каталог товаров могут быть представлены на сайте, а в соцсетях идти продвижение конкретных товаров, повышение репутации и узнаваемости бренда, обратная связь с аудиторией.

Так как соцсети стараются предоставить всё более широкий функционал для рекламодателей и представителей брендов (например, вводятся разделы товаров), в дальнейшем, вероятно, продвижение будет сведено к внутреннему типу.

На третьем этапе происходит работа с целевой аудиторией. Чем тщательнее выделены её сегменты, тем вероятнее успех рекламной кампании. Сегментирование аудитории играет роль при настройке показа рекламных записей, выбора подходящих рекламных каналов, наиболее подходящей соцсети и создании рекламной идеи, креатива в целом. Зачастую это сводится к двум вопросам: «Кто наш покупатель?», «Что ему интересно?».

Четвёртый этап состоит из оценки потенциала генерации внутренних инфоповодов и имеющегося бюджета на создание разнообразного медиа контента для публикации в социальных сетях от лица бренда. Указанные составляющие определяют потенциальный объём и качество брендированной информации, которая применяется в процессе рекламной активности, а следовательно и рекламные инструменты, которые будет возможно задействовать.

При оценке потенциала продукта с точки зрения внутренних инфоповодов, нужно оценить все аспекты, связанные с его созданием, функционированием, на предмет генерации постов в социальных сетях.

После оценки указанных выше данных, определяются используемые в продвижении рубрики, а также тип брендиро-ванного канала социальных сетей. Последние были сформулированы автором ранее в работе «Особенности продвижения брендов в социальных сетях»( рис.3.) [7].

«Клуб по интересам» основан на публикации небрендиро-ванных постов, аналогичных публикуемым в небрендированных сообществах со схожей ЦА. Этот тип канала оптимален при отсутствии бюджета или информационного потенциала для создания брендированного контента, а также для узкой ЦА с конкретными интересами.

«Креативный подход» предполагает концентрацию внимания на создании необычного, креативного, яркого, узнаваемого и привлекательного контента как в графическом, так и текстовом виде.

При создании брендированного канала «Рок — звезда» внимание акцентируется на продвигаемом бренде, его достижениях, акциях, конкурсах, мероприятиях. В данном случае важно наличие и генерация большого числа информационных поводов, связанных с брендом, служащих основой для активностей в соцсетях. Обычно это требует больших финансовых затрат со стороны бренда.

На пятом этапе формирования стратегии проводится анализ активности конкурентов в социальных сетях. Такой анализ позволит оценить рубрики конкурентов и выделить наиболее и наименее популярные, а также оценить решения в отношении выбранных для присутствия социальных сетей, механизмов продвижения. Кроме сравнительного анализа конкурентов, возможно применение SWOT- анализа. Подробно этот вопрос был рассмотрен в работе «Особенности использования SWOT-анализа при применении social media marketing в системе продвижения бренда» [8].

Шестой этап представляет собой оценку актуальных, популярных в выбранных социальных сетях и среди выбранных аудиторий тем, информационных поводов, которые могут быть применены для реализации активностей по продвижению продукта. Использование такого рода инсайтов в основе построения контентной стратегии повысит шансы сообщества бренда заинтересовать и привлечь целевую аудиторию. Для анализа популярных тем можно обратиться к небрендирован-ным сообществам, специализированным форумам, популярным среди ЦА.

Седьмой этап предполагает определение ряда элементов, составляющих рекламную кампанию на основе информации, полученной на предыдущем этапе. Среди них:

— социальные сети, в которых будут созданы брендиро-ванные каналы;

— вид и тип создаваемых каналов социальных сетей;

— набор используемых в продвижении рекламных инструментов социальных сетей (официальные — таргетированная реклама в различных форматах как в ленте, так и в отведённом месте, размещение рекламных постов в каналах социальной сети и т.д.; неофициальные — реклама у блогеров, покупка офферов, инвайтинг и др.).

Также в рамках седьмого этапа необходимо определить следующую группу элементов построения стратегии продвижения в социальных медиа:

— основной креатив (идея) рекламной кампании;

— рубрикатор, формат постов, способ деления контента для различных социальных сетей;

— стилистика оформления контента, рубрик, промо-ма-териалов;

Все выделенные элементы являются взаимосвязанными, формируя образ будущей рекламной кампании, практическая реализация которой может начаться по завершению седьмого этапа построения стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительным является восьмой этап, который предполагает оценку результатов практической реализации, постро-

Рис. 3. Основные типы брендированных каналов социальных сетей

енной на предыдущих этапах стратегии. Необходимо проводить регулярный анализ отношения пользователей к постам из различных рубрик, заменять или улучшать наименее успешные, вносить в стратегию актуальные коррективы. Проводить анализ такого рода позволяет статистика аккаунта, предоставляемая социальными сетями, а также сторонними сервисами. Для оценки результатов могут быть использованы и внутренние метрики, выработанные исходя из конкретных целей продвиже-

ния. Кроме этого, необходимо следить за развитием сферы в целом, новых тенденциях и инструментах, чтобы своевременно внедрять их в активность по продвижению в социальных сетях. Подводя итог, можно сказать, что на восьмом этапе мы снова возвращаемся к третьему и проходим все последующие до восьмого. Переход такого рода рекомендуется осуществлять регулярно в рамках деятельности по продвижению в социальных сетях.

Литература

1. Andy Greenberg, Crypto Currency, Forbes [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/ technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html#, свободный.

2. Ассоциация коммуникационных агентств России. Исследование объёма рынка рекламы // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.akarussia.ru/node/7849, свободный.

3. Исследовательская компания SimilarWeb. Топ 50 сайтов мира во всех категориях. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.similarweb.com/top-websites

4. Официальный сайт международного союза электросвязи. Революция в ИКТ последних 15 лет подтверждается статистическими данными // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.itu.int/net/pressoffice/press_releases/2015/pdf/17-ru.pdf

5. Яндекс Компания. Развитие интернета в регионах России //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://company.yandex. ru/researches/reports/2014/ya_internet_regions_2014.xml, свободный.

6. The World Bank Data //[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=RU, свободный.

7. Ершов В.Е. Особенности продвижения брендов в социальных сетях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление (Ростов на Дону). — 2015. — №10 (65). — С. 49-54.

8. Ершов В.Е. Особенности использования SWOT-анализа при применении social media marketing в системе продвижения бренда // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т.7. — №3. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/189EVN315.pdf

9. Пономарёва А.М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: учебное пособие. — М.: РИОР. — 2016.

10. Пономарёва А.М. Интегрированные интерактивные off-on-line-коммуникации на рынке digital-маркетинга в Интернет-экономике // Государственное и муниципальное управление. — 2015. — № 1. — С. 58-64.

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО БРЕНДИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ СТРАН ЕАЭС

Н.И. Куприк,

аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

менеджер по развитию бизнеса ООО «Интервим» [email protected]

В статье раскрывается положения о том, что динамика экономического развития стран ЕАЭС и рост ВВП зависят от инвестиций в инновационные технологии. Выдвинута и обоснована гипотеза, показывающая, что для привлечения инвестиций необходимо применять модель конвергентного брендинга, начиная с первой фазы разработки продуктов, использование которого способствует быстрому внедрению инноваций в разработку технологий, ускорению процесса вывода технологий на рынок, снижению рисков при внедрении технологий и росту их капитализации.

Ключевые слова: конвергентный брендинг, инновационные технологии, форсайт-технологии маркетинга, инвестиции в инновации, национальные технологические кластеры

УДК 331.133.024

Развитие инновационных технологий и процессов стимулирует экономический рост всех стран Евразийского экономического союза, участниками которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Экономическая стабильность союза обусловлена совместной работой стран над развитием кластеров высокотехнологичных предприятий, совместных НИОКР, формированием перспективных методов их финансирования, формированием развитой архитектуры маркетинга и инструментов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, отраслевой инфраструктуры и самих стран [1].

Рыночные реалии таковы, что формирование портфеля высокотехнологичных продуктов страны и формирование стратегии НИОКР должны быть частью маркетинговой стратегии на уровне государства, для разработки которой должны привлекаться передовые ученые и прогрессивные предприниматели страны. Именно взвешенная маркетинговая стратегия поможет правильно распределить инвестиции по отраслям и отдельным проектам.

Почти во всех странах ЕАЭС увеличился ВВП и приток инвестиций от государств-участников. В 2016 году Кыргызстан среди государств-членов Союза стал лидером по темпам роста валового внутреннего продукта (табл.1).

Уровень ВВП влияет на экономический рост, который также обусловлен и инвестициями в инновации. В докладе ОНН, подготовленном под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), был представлен рейтинг стран, вошедших в «Глобальный инновационный индекс 2016» (табл.2).

Таблица 1

ВВП государств-членов ЕАЭС за 2016/2015 гг.*

Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

ВВП в 2016 г., млрд $ 10,8 (+0,2%) 48,1 (-2,6%) 135 (+1%) 6,6 (+3,7%) 1284 (-0,2%)

ВВП на душу населения, тыс. $/чел. 3,6 5,1 7,6 1,1 8,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.