УДК 332.1 JEL: M22, M31
DO110.25513/1812-3988.2017.3.183-191
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
А.М. Киселёва
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье Аннотация. Рассматриваются вопросы кластерного развития российских регионов
Дата поступления через призму внедрения в данные процессы принципов маркетинга территорий - инст-
23 мая 2017 г. румента, позволяющего оценить конкурентоспособность региона и его рыночный потенци-
ал: определить территориальные продукты и их объем, качество и стоимость, провести Дата принятия в печать анализ целесообразности их выпуска и реализации, обеспечить процедуры позициони-
25 июня 2017 г. рования и продвижения в определенном региональном и межрегиональном рыночном
сегменте и среди конкретных групп потребителей. Обязательным условием становится учет региональных конкурентных преимуществ, географических и природных особенно-Ключевые слова стей расположения региона, сложившихся рыночных и властно-управленческих комму-
Маркетинг территорий, кластер, никаций, потребностей региона в определенных территориальных продуктах, отрасле-кластерная политика, регион, вой специфики и ресурсных возможностей. В настоящее время в современной экономи-региональное развитие, конку- ке кластеры становятся актуальным рычагом воздействия на региональное развитие. ренция, конкурентоспособность При поддержке государством и региональными органами власти инициатив субъектов региона, инвестиционный по- предпринимательской системы в разработке кластеров и кластерных продуктов стано-тенциал вится очевидной их способность создавать конкурентную среду и влиять на инвестици-
онный климат. Органам власти региона необходимо учитывать управление элементами Работа проводилась при фи- маркетинга территории и системное встраивание их в процессы кластерного развития нансовой поддержке Россий- при разработке грамотной кластерной политики. Эффективность ее проведения также ского фонда фундаментальных возможно поддерживать экономическим мониторингом на основе маркетинговых иссле-исследований, Правительства дований. В статье представлены варианты внедрения инструмента маркетинга террито-Омской области, номер проекта рий - промышленная и потребительская сфера, которые позволяют понять общее и 17-12-55010 а(р) различное в практике его применения.
MARKETING OF THE TERRITORIES OF CLUSTER DEVELOPMENT: REGIONAL ASPECT
A.M. Kiseleva
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract. The article is devoted to the issues of cluster development of Russian regions through the prism of the introduction of the marketing principles of the territories into these processes. This tool is able to assess the competitiveness of the region and its market potential for the formation and development of clusters. In this direction, marketing research of the market potential of the region allows us to determine the territorial products and their volume, quality, cost, analyze the feasibility of their release and sale, provides positioning and promotion procedures in a certain regional and interregional market segment and among specific consumer groups. An obligatory condition is the consideration of regional competitive advantages, geographic and natural features of the location of the region, established market and power-management communications, the needs of the region in certain territorial products, sector specificities and resource opportunities. At present, in the modern economy, clusters become an actual lever of influence on regional development. With the support of the state and regional government initiatives of business entities in the development of clusters and cluster products, their ability to create a competitive environment and influence the investment climate becomes evident. Management of the elements of marketing of the territory and their systematic integration into the processes of cluster development must be taken into account by the authorities of the region in developing a competent cluster policy. The effectiveness of its implementation is also possible to be supported by economic monitoring based on marketing research. The article presents variants of the implementation of the marketing tool for territories - industrial and consumer sphere, which allow understanding the general and various in the practice of its application.
© А.М. Киселёва, 2017
Article info
Received May 23, 2017
Accepted June 25, 2017
Keywords
Marketing of the territories, cluster, cluster policy, region, regional development, competition, competitiveness of region, investment potential
Acknowledgements
Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFFI and the Administration of the Omsk region No. 17-12-55010 а(р)
Введение. На региональных и межрегиональных пространствах большой проблемой становится несовпадение ритма и скорости протекания различных социально-экономических процессов, что влечет за собой нестабильность развития государства в целом. Это задает целесообразность обеспечения реализации системного подхода к управлению территориями, обусловленного консолидацией усилий на основе грамотного определения социальных и экономических приоритетов развития каждого региона, выделения и удержания его конкурентных преимуществ и потенциала, правильной расстановки институциональных сил и организационных стимулов, и соединения данных факторов в единую стратегию регионального развития.
Данный подход в современной экономической практике находит свое выражение в формировании и развитии региональных кластеров, поскольку в условиях рыночных вызовов предполагает многовекторность направлений приложения социально-экономических инструментов с целью формирования укрупненных конкурентных инвестиционно-привлекательных объектов. Каждый регион обладает собственным набором субъективных и объективных факторов социально-экономической привлекательности своей территории, что находит отражение в формировании стратегии развития, элементом которой становятся и региональные кластеры. Объединение территориального потенциала и ресурсов как внутри отдельного региона, так и в процессах межрегионального сотрудничества должно опираться на принципы маркетинга территорий. Включение указанного инструмента в кластерную политику определило постановку проблемы исследования и актуальность обращения к данному вопросу.
Обзор литературы. Изначально вопросы кластерного развития были подняты М. Портером, М. Энрайтом. Значительный вклад в исследование кластеров и обоснование кластерного подхода внесли отечественные и зарубежные ученые Н. Бондаренко, А. Воронов, П.Дж. Галвин, Т. Данько, Х. Кетелс, Г. Клей-нер, Е. Куценко, Дж. Линдквист, Ю. Нишиму-ра, Дж. Свордс, О. Солвел, Х. Окамуро, Т. Ци-хан, Д. Ялов и др. Маркетингу территорий регионов и городов уделено внимание со стороны таких российских и зарубежных специалистов, как К. Асплунд, Д. Визгалов, Ф. Кот-лер, И. Рейн, Т. Сачук, А. Панкрухин, Д. Хай-дер и др.
Гипотеза исследования. Внедрение маркетинга территорий в процессы кластерного развития регионов в научной среде пока не нашло своего отражения, поэтому в нашем исследовании мы попытались определить важность и целесообразность применения данного инструмента в региональной кластерной политике. Маркетинг территорий как социально-экономический инструмент обеспечивает конкурентоспособность и улучшение инвестиционного имиджа региона, его социально-экономическое развитие на основе исследований процессов формирования и реализации региональных кластеров.
Результаты исследования. Региональное планирование раньше не осуществлялось в строгом понимании этого процесса, оно следовало за экономическим развитием и обеспечивало его эффективность. Не делался акцент на необходимости учета конкурентных преимуществ регионов, определения точек роста и концентрации экономических и кадровых усилий на ведущих направлениях территориального развития. В современных условиях ресурсы развития выступают в качестве основного объекта региональной конкуренции и при условии наличия, достаточности, качественного состояния и эффективного использования позволяют региону достигать заложенные стратегические цели. Ограниченность ресурсов развития, трудовая мобильность, совпадение стратегических целей регионов и диспропорции в объеме и содержании их финансовой поддержки из федерального бюджета, некоторые структурные противоречия в хозяйственной деятельности объясняют причинно-следственные установки возникновения и существования конкуренции регионов в современных условиях.
Вопросы укрепления экономических основ территориального развития и повышения заинтересованности органов власти регионов в развитии социально-экономического потенциала собственных территорий, а также увеличения доходной базы региональных бюджетов являются самыми сложными в нахождении путей и ресурсов их решения. В условиях ограничения и недостаточности ресурсов возникает необходимость территориальной концентрации отраслей, которые могут извлекать выгоду на основе своего близкого расположения и совместного сотрудничества. Это нашло свое выражение в кластерной политике терри-
ториального развития, получившей свое распространение с 1990-х гг.
Достоинства кластерного подхода к развитию территории региона определяются возможностью рассматривать деятельность предприятий различных отраслей системно, так же, как и результаты их деятельности в виде выпуска регионального продукта, увеличения доходности бюджета, достижения социального эффекта. Принимая решение о разработке региональной кластерной политики, органы власти ставят цель оптимального учета географического положения региона и эффективного использования потенциала территории и общества, включая финансово-экономические, материально-технические и имущественные, кадровые и интеллектуальные, нормативно-правовые ресурсы. Считается, что методы выявления кластеров в экономике региона по источникам информации делятся на две большие группы:
- основанные на анализе официальной государственной статистики;
- основанные на анализе косвенной информации и экспертных оценках [1, с. 248].
Вторая группа методов как раз и предполагает возможность локализовать исследовательские практики и более точно определять потенциал территории для кластерного развития на основе индивидуальной информации, присущей конкретному региону. Регион становится рыночным объектом, и для его оценки и реализации необходим специализированный экономический инструмент, обеспечивающий повышение конкурентоспособности отдельного региона на базе внутрирегиональных и межрегиональных связей. Таковым является маркетинг территорий, который включил в себя элементы традиционного маркетинга: продукт и его цену, его продвижение и позиционирование. Данный инструмент соединяет в себе аспекты территориального развития и исследования регионального рынка, способствует системному взгляду на формирование актуального сочетания и взаимодействия этих элементов. Этим объясняется целесообразность включения маркетинга территорий в региональную кластерную политику для решения проблем повышения инвестиционной привлекательности региона, принимая во внимание сложившиеся региональные и национальные тенденции разделения труда и функционирования рыночной системы.
М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара определили следующие элементы конкурент-
ных преимуществ государства: наличие в стране факторов производства, которые необходимы для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли; состояние спроса на внутреннем рынке; наличие в государстве поставщиков и предприятий смежных отраслей, конкурентоспособных на международном уровне; тип и уровень конкуренции, конкурентные стратегии компаний, которые характерны для государства [2, с. 37]. Данные составляющие можно переложить на более локальный уровень -региональный, уточнив их характеристики. Производственные и отраслевые параметры рассматриваются в маркетинговом изложении как наиболее приемлемые для определенного рынка и межрегионального сотрудничества в условиях добросовестной конкуренции. Мониторинг состояния рынка региона способствует построению, анализу и применению данных динамики спроса и предложения как на региональные продукты, так и на ресурсное сопровождение и обеспечение рынка. Исследования регионального рынка позволяют определять качество, количество, отраслевую специфику, конкурентоспособность субъектов хозяйствования, включая предприятия среднего и малого бизнеса, а также долю их вклада в региональное инновационное развитие. Разработка и реализация стратегии маркетинга региона способствует оценке и применению на практике конкурентных преимуществ предприятий и организаций в контексте сложившихся территориального потенциала и хозяйственных / межхозяйственных связей.
Маркетинговым продуктом может выступать как комплекс предложений промышленного и потребительского рынков различной отраслевой направленности, способных сформировать определенный кластер, так и сам сложившийся и функционирующий в регионе кластер. Становится возможным формировать и реализовывать маркетинговый продукт в виде концепции уникальных предложений для внешних инвесторов. Отсюда вытекает и ценовая стратегия, которая позволяет при создании кластера на первом этапе оценивать отдельных субъектов хозяйствования и их инфраструктурные объекты, на втором этапе - финансовую выгоду от их соединения в определенный кластер. Мониторинг цены также необходимо осуществлять в отношении уже сложившегося кластера, учитывая текущие изменения внут-
ренних условий функционирования кластера и факторов влияния внешней среды для удержания его на рынке в конкурентоспособном состоянии, а именно: уровень экономической стабильности в регионе и государстве, состояние отраслей социальной сферы, степень научно-технологического и промышленно-производ-ственного развития территории, достаточность инновационного потенциала и др.
Значение маркетинговых исследований возрастает при ясном понимании целей формирования и развития регионального кластера, к которым относятся привлечение и удержание инвестиций непосредственно на территории региона, а также для функционирования самого кластера. Структурно кластер состоит из таких основных элементов, как ядро кластера, представляющее собой совокупность производств, которые ориентированы на выпуск конкурентоспособной продукции, и резидентов - предприятий (организаций) с конкурентными преимуществами, определяемыми перечнем, как правило, шестого технологического уклада (информационно-компьютерные технологии, электронная, аэрокосмическая и ядерная промышленность, фармацевтика и т. д.).
Понятие «кластер» было использовано еще в 1970-х гг. отечественными экономическими географами А.П. Горкиным и Л.В. Смирняги-ным, шведскими бизнес-экономистами К. Фред-рикссоном и Л. Линдмарком, которые обозначали им скопления предприятий в пространстве [3, с. 117]. Поэтому считается, что кластеры представляют собой объединение разных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Сам же кластерный подход должен рассматриваться в качестве базы для политики экономического развития, политики процветания, конкурентной и промышленной политики [4, р. 285].
Ключевой функцией региональных кластеров является встраивание видов деятельности, которые локализованы в регионе, в систему территориального разделения труда, поэтому к субъектам региональных кластеров относят предприятия, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных, произ-
водственных и сервисных услуг, научно-исследовательские и образовательные организации, которые связаны отношениями территориальной близости (внутри конкретного региона или на основе своего расположения вблизи межрегиональных границ) и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Субъектной основой кластерного развития территорий регионов является малый и средний бизнес, который в российской практике хозяйствования не имеет достаточной поддержки от государства, что, как следствие, влечет за собой их низкую рыночную конкурентоспособность. Поэтому предприятия малого и среднего бизнеса также требуют экономического мониторинга и регулярного маркетингового анализа для понимания своей роли, места, целеполагания и актуальности в процессах формирования определенных кластеров. Это будет способствовать расширению доли их интеграции в кластеры и стимулировать создание новых малых и средних предприятий под конкретные кластеры.
Каждый регион постоянно находится в сетях транспортной, социальной, инженерно-коммунальной инфраструктуры. Здесь происходит накопление материальных, информационных, культурных и духовных ценностей, совершенствование и изменение социально-экономических и политических коммуникаций. Поскольку кластеры могут размещаться на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, они могут задействовать инфраструктурные объекты как конкретного региона, так и смежных регионов. В настоящее время в России насчитывается не менее 125 территориальных кластеров, из которых более половины имеют сформированные органы управления, треть - разработанные стратегические или программные документы, регулирующие их развитие (http://economy.gov.ru/ ттес/аЬои^гисШгеМерто/2015091801).
Элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов Российской Федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития. С 2010 г. в нашей стране реализуются меры государственной поддержки центров кла-
стерного развития. В настоящее время в России действуют уже 34 центра (агентства) кластерного развития, в которых получают методологическую и консультационную помощь более 70 действующих территориальных кластеров (http://duster.hse.ru/duster-poHcy/das-ter_centers.php).
В целях прикладного применения маркетинговых инструментов в практике региональной кластерной политики требуется первоочередное определение ее направлений, характеризующих тематику кластеров региона. Возложение маркетинговых исследований территорий возможно на действующие в регионах и даже в отдельных городах (например, Центр развития ядерного инновационного кластера г. Димитровграда Ульяновской области) специализированные структуры кластерной политики и оценки кластерных инициатив. Есть отдельные примеры применения маркетинговых инструментов, хотя их назначение более узкое: услуги маркетинга и брендинга уже предлагаются участникам туристско-рекреационного кластера в Центре кластерного развития Мурманской области (http://www.ckr51.ru/). В функции центров также можно заложить подбор участников промышленного кластера на основе требований, заложенных Постановлением Правительства РФ № 779 от 31 июля 2015 г. «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
Степень зрелости определенного регионального кластера измеряется уровнем сложившейся кооперации и плотностью коммуникации между всеми участниками регионального кластера, поэтому маркетинг территории кластерного развития позволяет:
- обеспечить широкий выбор площадок для потенциальных инвесторов,
- разработать и соблюдать единые стандарты и правила работы в результате складывающихся рыночных коммуникаций,
- выявить и реализовать возможности построения эффективной системы территориального разделения труда и видов деятельности между регионами и их муниципальными образованиями при исследовании региональной и межрегиональной конкурентной среды,
- усилить экономически - за счет анализа и формирования углубленной специализации и обеспечения достижения конкурентоспособности - каждого субъекта хозяйствования, входящего в кластерную группу.
При проведении маркетинговых процедур, предназначенных для оценки уровня готовности региона к формированию кластеров, органы власти могут сталкиваться с рядом объективных проблем, которые сдерживают кластерное развитие территории и проведение кластерной политики, например недостаточный уровень научно-технического и технологического развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, инновационной, образовательной и социальной инфраструктуры, а также необходимость модернизации данной инфраструктуры для реализации проектов. Накладывает ограничения и высокая стоимость проектов модернизации инфраструктурных объектов. Не каждый регион обладает развитыми транспортными и логистическими узлами (центрами), позволяющими выстраивать производственные и рыночные связи как внутри региона, так и между регионами. Сложность реализации кластерной политики обусловлена также наличием в регионе высокопрофессиональных кадров, которые способны работать в условиях применения новейших научных разработок и инновационных технологий. В определенных экономических ситуациях проблемой будет являться отрицательное миграционное сальдо, отражающее недостаток трудового и человеческого капитала региона, который становится одним из главных ресурсов территории, выступающих резервом и стимулом территориального развития. Это объясняется следующими факторами:
1) растущей мобильностью населения -территориальные и социально-экономические условия проживания и реализации профессиональных интересов формируют постепенное отсутствие привязанности жителей к конкретному месту;
2) растущей конкуренцией мест за интеллектуальные ресурсы - речь идет о качестве рабочей силы в условиях новой экономики, новых технологий и новых услуг;
3) растущей в России депопуляцией [5, с. 74].
Грамотно разработанной и эффективно внедренной стратегией маркетинга территории, позволяющей выявить, проанализировать, учесть и отразить в кластерных проектах социально-экономический потенциал региона, определяется качество регионального кластера. Как экономический субъект регион должен
привлекать к себе инвесторов, предлагая свои ресурсы, имея сложившиеся положительные рекомендации по поддержке и реализации прошлых проектов и эффективно себя рекламируя в текущем периоде. Применяя данный инструмент к территориям кластерного развития, можно определить точки соприкосновения интересов региона и внешних / внутренних инвесторов, готовых сотрудничать с региональными органами власти.
Объектами маркетинговых исследований становятся емкость и уровень монополизации регионального рынка, его конъюнктура, различные территориальные и ресурсные особенности, экономические тренды региона, качественные и количественные показатели конкурентной среды, новизна и конкурентоспособность продуктов, качество продуктов и дополнительные преимущества, длительность жизненного цикла, потребители и их потребности, процессы ценообразования, элементы продвижения и каналы маркетинговой коммуникации, системы сбыта и т. д. Результатом маркетинговых исследований выступает сегментация и прогноз развития регионального рынка, позиционирование кластерных продуктов и спрос на них, оценка уровня конкурентоспособности кластеров и их инвестиционных потребностей.
Как инструмент регионального развития маркетинг территорий влияет на комплексное управление конкретными секторами и отраслями жизнедеятельности региона, улучшение инвестиционного имиджа территории в глазах потенциальных инвесторов, обеспечивая расширение влияния территории во внешней среде. Конкурентная инвестиционная среда обусловливает процесс сравнения и состязания территорий между собой за создание наиболее благоприятных условий хозяйствования экономических субъектов, за формирование инвестиционного климата и поддержание устойчивого инвестиционного интереса.
В основном регионы стараются учитывать свои собственные территориальные возможности для создания определенных кластеров и использовать сложившийся промышленный потенциал. Например, в Омской области действуют кластер высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный, агробио-технологический и нефтехимический кластеры, предполагается формирование нового кла-
стера, единственного по России, - по переработке золошлаков. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализуются газоперерабатывающий и лесопромышленный кластеры (http://www.ckr-ugra.ru/). В Иркутской области - машиностроительный, фармацевтический, нефтегазохимический, агропромышленный кластеры (http://irkcluster.ru/). В Самарской области - кластер автомобильной промышленности, кластер медицинских и фармацевтических технологий, инновационный территориальный аэрокосмический кластер (http://cik63.ru/).
Это позволяет регионам разрабатывать программы кластерного развития и на их основе участвовать в процедурах конкурсного отбора на получение государственной поддержки из федерального бюджета. В России первые 25 инновационных территориальных кластеров располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности: Алтайский край, Архангельская, Калужская, Кемеровская области, Красноярский край, Ленинградская область, г. Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская области, Пермский край, республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская, Томская, Ульяновская области и Хабаровский край. На основе оценок инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ развития были определены 14 кластеров, реализация программ развития которых субсидируется из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых они располагаются. Данная государственная поддержка, согласно Государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316), осуществляется по следующим направлениям:
- на развитие транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, инновационной, образовательной и социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу сфер здравоохранения, культуры и спорта;
- на выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров и реализацию
других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций - участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.
Для промышленных направлений кластерной политики маркетинговые исследования территорий также являются конструктивным инструментом в инвестиционной практике. Они должны обеспечивать необходимый анализ состояния и оценку количества и качества исходных субъектных и объектных данных для создания кластера, чтобы соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
С учетом требований, обозначенных данным документом, разработчикам кластеров следует проводить тщательный отбор субъектов, которые являются эффективными в своей отрасли, способны обеспечить реализацию кластера и достижение целей кластерной политики региона. Так, в результате отборочных процедур в нефтехимический промышленный кластер Омской области вошли НПО «Промэко-логия», ПАО «Омский каучук», ООО «Поли-ом», ООО «Омсктехуглерод», ООО «Полимер-Пласт», АО «ГК «Титан», ООО «Поли-Про-Пак», ЗАО «Фирма «Кайрос», НПФ «Омскре-зинотехника», ООО «Ризолин», а также Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, Омский государственный технический университет, Омский промышленно-технический колледж и АО «Россельхозбанк» (Приказ Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова от 26 декабря 2016 г. № 4715 «О внесении Нефтехимического промышленного кластера Омской области в федеральный реестр для возможности применения к нему мер стимулирования в сфере промышленности»). Качество проведенного отбора резидентов будет определяться эффективностью их совместного функционирования в рамках кластера. Но, используя маркетинговые исследования как дополнительный инструмент анализа и оценки, разработчики кластера обеспечили бы себя более точной информацией по потенциальным участникам и снизили бы субъективизм в процедуре отбора.
Другой пример связан с лесопромышленным кластером Омской области, включившим в себя сектора, в которые входят предприятия
производственного и сырьевого «ядра» кластера. К производственному «ядру» относятся субъекты хозяйствования, производящие пиломатериалы и изделия из древесины, включая мебель, шпон, фанеру, плиты, панели, деревянные строительные конструкции, деревянную тару, древесный уголь. К сырьевому «ядру» -субъекты хозяйствования, занимающиеся лесоводством и лесозаготовкой, включая заготовку дров и производство щепы (http://gulh.omskpor-tal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/ GULH/klaster.html). Рынок для предприятий лесопромышленного кластера представлен торговыми, строительными, теплогенерирующими компаниями, физическими и юридическими лицами, а также субъектами хозяйствования нефтехимического кластера, кластера высокотехнологичных компонентов и систем, агропище-вого кластера. Это требует детального аналитического подхода. Для реализации инвестиционного предложения лесопромышленного кластера по организации производства на территории Омской области по переработке низколиквидной древесины лиственных пород в продукцию с высокой добавленной стоимостью необходимо, применяя инструмент маркетинга территорий, грамотно определить предприятия, которые станут участниками данного проекта. Отдельного исследовательского внимания потребует и анализ территориальной локализации предприятий - северные муниципальные районы Омской области.
Помимо промышленного направления кластерного развития регионы инициируют и развивают кластеры потребительского рынка. Например, в Санкт-Петербурге функционирует кластер ювелиров, кластер водоснабжения и водоотведения (http://spbcluster.ru/). В Республике Саха (Якутия) действуют туристско-рек-реационные кластеры «Северная мозаика» и «Деревня мастеров», территория кластерного развития товарного рынка и услуг в муниципальном образовании «Чурапчинский район» (http://ckryakutia.ru/). Туристский кластер есть и в Орловской области (http://ckr.msb-orel.ru/). Поэтому особую актуальность для кластерной политики приобретают маркетинговые исследования территории, отражающие потребительские направления: туристическое и рекреационное, мебельное и пищевое, товарного рынка и услуг, агропромышленное и животноводческое и т. д. В частности, при формиро-
вании туристического кластера следует принимать во внимание унифицированные требования маркетинга туризма, влияющие на развитие туристической отрасли, дополнив их необходимыми инфраструктурными объектами. К данным требованиям можно отнести:
- природно-климатическую привлекательность;
- культурно-исторические ресурсы;
- качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;
- оперативную транспортную и информационную доступность;
- политическую стабильность в регионе и гарантию личной безопасности;
- международную известность и престиж места (имидж территории) [6, p. 23].
Заключение. Подводя итоги, следует подчеркнуть актуальность и целесообразность внедрения маркетинга территории в региональную кластерную политику органов власти. Представляя регион как рыночное пространство, на котором могут функционировать разные субъекты с определёнными конкурентными статусами и возможностями, включая кластеры, становится логичным задействовать в анализе и оценке конкурентных преимуществ территориальных продуктов маркетинговые принципы. Равным образом маркетинг территорий будет способствовать позиционированию и продвижению как товаров и услуг, производимых кластерами внутри региона и за его пределами, так и самих кластеров на межрегиональном и общегосударственном пространстве. Это потребует детальной разработки алгоритма внедрения маркетинга территории в процессы регионального кластерного развития.
Литература
1. Данько Т. П., Куценко Е. С. Основные подходы к выявлению кластеров в экономике региона // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 248-254.
2. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 262 с.
3. Бондаренко Н. Е. Кластерная теория экономического развития: история становления и формирования // Символ науки. - 2016. - № 2-2 (14). - С. 116-121.
4. Galvin P. J. Local Government and Cluster-Related Innovation Policy: Two Industry Clusters in the City of Toronto : Thesis of Dissertation. - University of Exeter, 2011. - 328 p.
5. ВизгаловД. Маркетинг города. - М. : Фонд «Института экономики города», 2008. - 110 с.
6. Kiseleva A. M. Marketing strategy of the territory in the investment policy of the city // Strategic Management. - 2017. - Vol. 22. - № 1. - P. 22-29.
References
1. Dan'ko T.P., Kutsenko E.S. Major approaches to distinguishing of cluster in the economy of a region. Problems of Modern Economics, 2012, no.1, pp. 248-254. (in Russian).
2. Porter M., Takeuchi H., Sakakibara M. Can Japan Compete?, Moscow, Al'pina publ., 2005, 262 p. (in Russian).
3. Bondarenko N.E. Klasternaya teoriya ekonomicheskogo razvitiya: istoriya stanovleniya i formi-rovaniya [Cluster theory of economic development: the history of formation and formation]. Simvol nauki, 2016, no. 2-2 (14), pp. 116-121. (in Russian).
4. Galvin P.J. Local Government and Cluster-Related Innovation Policy: Two Industry Clusters in the City of Toronto, Thesis of Dissertation, University of Exeter, 2011, 328 p.
5. Vizgalov D. Marketing goroda [Marketing of the city], Moscow, Fond "Institut ehkonomiki goroda" publ., 2008, 110 p. (in Russian).
6. Kiseleva A.M. Marketing strategy of the territory in the investment policy of the city. Strategic Management, 2017, Vol. 22, no. 1, pp. 22-29.
Сведения об авторе
Киселёва Альбина Мусаевна - д-р социол. наук,
доцент, профессор кафедры региональной экономики
и управления территориями
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
About the author
Kiseleva Albina Musaevna - Doctor of Sociological sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Regional Economics and Territorial Administration Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Для цитирования
Киселёва А. М. Маркетинг территорий кластерного развития: региональный аспект // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 183-191. - РО!: 10.25513/1812-3988.2017.3.183-191.
For citations
Kiseleva A.M. Marketing of the territories of cluster development: regional aspect. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 183-191. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.183-191. (in Russian).