УДК 338.242.4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Альбина М. Киселева1, Анна Г. Бреусова1, ®2, Кирилл А. Самодийский12у **
1 Омскийгосударственныйуниверситет им. Ф.М.Достоевского, Россия, 644077, г. Омск, пр-тМира, 55-а
2 Министерство экономики Омской области, Россия, 644099, г. Омск,ул. Красный путь, 5
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Поступила вредакцию 01.09.2017. Принята кпечати 05.10.2017.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, государственное регулирование, экономическая политика, Омская область.
* Работа проводилась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Омской области, проекта № 17-12-55010 а(р).
Аннотация: В качестве цели и задач исследования в статье было положено системное обоснование необходимости формирования структурной и содержательной базы кластерной политики в рамках движения регионов к кластероориентированной модели регионального экономического роста для обеспечения своей рыночной конкурентоспособности. В статье предложена структура и содержание концептуальных основ региональной кластерной политики, позволяющие выстроить алгоритм ее реализации. Авторы считают, что нормативно-правовое оформление концептуальных основ кластерной политики позволит обеспечить логичность и легитимность ее проведения. Структура концепции кластерной политики включает в себя направления, цели и задачи ее проведения, принципы и конечные показатели оценки эффективности, а также собственно механизм ее реализации. Механизм проведения региональной кластерной политики представлен в виде пяти элементов, логика выделения которых позволяет отразить единство концепции кластерной политики. Предложенные авторами концептуальные основы могут носить универсальный характер в практике применения региональными органами власти к разработке и проведению региональной кластерной политики.
Для цитирования: Киселева А. М., Бреусова А. Г., Самодинский К. А. Концептуальные основы кластерной политики региона (на примере Омской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 2. С. 39-44.
Увеличение роли экономической интеграции и усиление конкурентной борьбы регионов за привлечение инвестиций на свою территорию, поиск новых эффективных подходов к организации территориальных экономических систем становятся важнейшей задачей органов власти субъектов РФ. Одним из таких процессов, активно внедряющихся в настоящее время в России, является выявление и стимулирование роста региональных кластеров как основных источников повышения конкурентоспособности региональной экономической системы.
Кластерный подход находит свое применение при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли; как основа общегосударственной промышленной политики; при разработке программ регионального развития; как основа стимулирования инновационной деятельности; как основа взаимодействия большого и малого бизнеса [1]. Р. в. ваМп считает, что кластерный подход должен рассматриваться как основа не только инновационной политики, но и политики экономического развития, политики процветания, конкурентной и промышленной политик [2, с. 281-285]. Поэтому переход от собственно промышленной и инвестиционной политик региона к их комплексному представлению на основе единой кластерной политики является актуальным шагом в формировании и развитии инновационной стратегии любого субъекта РФ и обеспечении его экономического роста.
В Омской области переход к кластероориентированной модели организации региональной экономики определен
Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93. Развитие приоритетных кластеров обозначено как одно из основных направлений роста конкурентоспособности экономики Омской области [3]. Стратегия заложила активизацию работы по содействию формированию и развитию следующих приоритетных кластеров: нефтехимического, агробиотехнологического; высокотехнологичных компонентов и систем; лесопромышленного. В конце 2016 г. было заявлено о создании первого в России научно-промышленного кластера по использованию и переработке золошлаковых отходов [4], а в 2107 г. был презентован проект кластера социальных инноваций Омской области [5].
Процесс постепенного включения кластеров в инновационно-экономическую практику управления территорией требует концептуального оформления в виде кластерной политики. Такая потребность в концептуализации кластерной политики обусловлена необходимостью определения порядка взаимодействия основных акторов кластерной политики, интенсификации механизма государственно-частного партнерства, идентификации особенностей государственной поддержки кластеров как наиболее инвестиционно-привлекательных точек опережающего экономического роста. Разработка концептуальных основ должна быть обусловлена формированием базовых основ осуществления региональной кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности экономики
Омской области и должна соотноситься со сроками реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Концепция кластерной политики Омской области может выступить как единый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере реализации кластероори-ентированного подхода к управлению региональной экономикой, определяющий цели и задачи кластерной политики, а также ее принципы, механизмы, сроки и этапы осуществления, прогноз ожидаемых результатов.
Изначально в рамках формирования концептуальных основ региональной кластерной политики необходимо определяться с направлениями ее реализации, которые найдут свое выражение в конкретных практических процедурах.
В качестве первого направления следует использовать идентификацию региональных кластеров. Это направление позволит определять комплексы отраслей с высокой степенью агрегации и с высоким уровнем межрегиональной специализации, выявлять кластеры и агломерации с признаками кластеров при помощи метода «снизу» (состав предприятий отрасли, межотраслевые связи и т. д.). Второе направление должно быть связано с обеспечением дружественной среды для формирования и развития кластеров, что включает в себя: систему стимулирования инноваций (в рамках национальной и региональной стратегии инновационного развития) и совершенствование инфраструктуры под нужды кластеров (особенно кадрового и научного обеспечения). Третье направление подразумевает меры по стимулированию спроса с одновременным поддержанием высокого уровня конкуренции между предприятиями-участниками кластера. Здесь следует говорить об организации выставок и ярмарок, развитии межрегиональных и внешнеэкономических контактов, маркетинговых исследованиях в интересах отрасли (включая территориальный маркетинг), организации независимого тестирования продукции. В качестве четвертого направления можно выделить процедуры стимулирования кооперации ме^ду отраслями кластера в рамках создания промышленных парков, организации встреч различного формата для обсуждения межотраслевой кооперации [6, с. 69-74].
В качестве целеполагания кластерной политики Омской области следует определить обеспечение высоких темпов экономического роста, модернизации и диверсификации экономики региона путем содействия формированию и развитию региональной кластерной системы. Для достижения заданной цели сформулированы следующие задачи кластерной политики:
1. Определение приоритетных направлений формирования и развития кластерной системы Омской области.
2. Формирование условий для эффективного развития кластеров Омской области, среди которых: выявление конкурентоспособных кластеров, разработка стратегий их развития, формирование инфраструктуры для повышения конкурентоспособности кластеров.
3. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы создания и эффективного функционирования кластероориентированной экономики региона.
4. Разработка системы мероприятий по оказанию государственной поддержки резидентам региональных кластеров, в том числе финансовой, методической, информа-цио нно-консу льтацио нной.
5. Формирование институциональных условий реализации кластерной политики Омской области, в частности создание эффективной системы управления ее реализацией.
6. Обеспечение эффективного взаимодействия акторов кластерной политики Омской области в рамках концепции «тройной спирали».
7. Создание благоприятных условий для стимулирования и реализации кластерных проектов и кластерных инициатив.
8. Формирование и реализация программ развития кадрового потенциала руководителей и сотрудников резидентов кластеров Омской области и структур управления реализацией кластерной политики региона.
9. Содействие развитию научного и инновационного потенциала резидентов региональных кластеров.
10. Обеспечение координации органов исполнительной власти Омской области с органами исполнительной власти РФ по вопросам организации кластерной политики региона.
11. Обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления, бизнес-объединениями, институтами развития и иными заинтересованными организациями региона по вопросам проведения и совершенствования кластерной политики.
12. Проведение регулярного мониторинга качества реализуемой кластерной политики Омской области.
Концептуальные основы региональной кластерной политики должны содержать определенные принципы ее формирования и реализации, которые определят ее организованность и функциональность, зададут условия территориального управления и дальнейшего мониторинга. По мнению авторов, к ним могут быть отнесены следующие:
1. Принцип согласованности, представляющий собой активное взаимодействие структур управления региональной кластерной политикой с органами государственной власти РФ, иными органами государственной и муниципальной власти Омской области, институтами развития, инвесторами и представителями научной общественности региона, а также с резидентами (потенциальными резидентами) кластеров.
2 Принцип системности, отражающий единство и комплексность подходов к проведению кластерной политики с учетом приоритетов социально-экономического развития страны и региона, и в свою очередь интересов резидентов кластеров.
3. Принцип транспарентности, представленный как открытость, полнота и доступность информации об основных направлениях кластерной политики региона, о результатах ее реализации, о мерах государственной поддержки резидентов кластеров и практике их применения, о требованиях к вхождению в состав кластеров и возможностях выхода из состава кластеров, о возможностях и перспективах вложения инвестиций в реализацию кластерных проектов и кластерных инициатив.
4. Принцип демократичности и представительности, включающий в себя соблюдение процедур обеспечения равных прав и возможностей резидентов кластеров при получении мер государственной поддержки, при участии в разработке и корректировке стратегий развития кластеров.
5. Принцип эффективности, представляющий разработку и корректировку мероприятий по реализации кластерной политики Омской области на основании мониторинга качества реализуемой региональной кластерной политики.
6. Принцип добровольности, который подразумевает, что кластерные проекты и кластерные инициативы, как и предложения о создании новых кластеров в регионе, выдвигаются резидентами (потенциальными резидентами) кластеров на условиях инициативности, согласованности, хозяйственной самостоятельности.
7. Принцип конкуренции при получении мер государственной поддержки, учитывающий необходимость процедур конкурсного отбора для получения мер государственной поддержки на основе комплексной оценки кластерных проектов.
8. Принцип научности, отражающий учет последних достижений экономики, науки государственного управления и кластерного менеджмента, мнений авторитетных экспертов в области кластерной политики, научных рекомендаций федеральных и региональных органов государственной власти, институтов развития, научных и образовательных организаций.
Процесс реализации кластерной политики закладывается с учетом требований эффективности, что влечет применение необходимых механизмов, определяющих качественный и количественный аспекты управления кластерной политикой региона. В концептуальные характеристики кластерной политики следует заложить следующие механизмы управления. Во-первых, механизм нормативно-правового обеспечения реализации кластерной политики на основе ее концептуального оформления. Как было отмечено, концепция должна представлять собой региональный базовый нормативно-правовой акт, призванный регулировать все взаимоотношения в сфере кластерной политики. Это, в свою очередь, требует разработки и принятия на основе программно-целевого подхода необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты осуществления кластерной политики в целях комплексного обеспечения ее реализации.
Во-вторых, механизм формирования оптимальной структуры управления реализацией кластерной политики региона. В Омской области существует необходимость в формировании четырехзвенной структуры управления реализацией региональной кластерной политики: органы государственной власти региона и его органы местного самоуправления, территории муниципальных образований которых участвуют в работе кластеров (например, лесопромышленный кластер области и муниципальные районы омского Севера: Усть-Ишимский, Тарский, Большеуковский, Тевризский и т. д.) [7], Центр кластерного развития Омской области, органы управления каждого создаваемого кластера и совещательные органы (советы по развитию кластеров).
Министерство экономики Омской области выступает в качестве органа исполнительной власти, который осуществляет координацию как региональной кластерной политики, так и резидентов кластеров. Для оптимизации взаимодействия всех акторов и непосредственной реализации предусмотренной концепцией мероприятий предполагается создание Центра кластерного развития Омской области как основного институционального субъекта региональной кластерной политики [8, с. 23]. Он должен обеспечить решение следующих задач:
1. Организационные задачи:
- выявление резидентов (потенциальных резидентов) кластеров;
- разработка прогнозов развития предприятий-резидентов кластера с использованием Форсайт-сессии для формирования дорожных карт разработки приоритетных технологий;
- оказание содействия организационному развитию кластеров Омской области;
- мониторинг состояния производственного, научно-инновационного, кадрового потенциала кластерной системы Омской области;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности резидентов кластеров Омской области;
- оказание содействия резидентам кластеров Омской области при получении мер государственной поддержки, при взаимодействии с иными акторами кластерной политики, институтами развития.
2. Программно-проектные задачи:
- разработка программ, планов и проектов развития кластеров Омской области, в том числе определение перспективных направлений для развития кластеров на территории региона [9];
- участие в разработке схем размещения производительных сил региональных кластеров;
- определение содержания и оценка совместных проектов резидентов кластера;
- разработка и сопровождение кластерных проектов и кластерных инициатив при активном участии резидентов кластеров Омской области, научных и образовательных организаций, иных заинтересованных лиц.
3. Кадровые задачи: организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах резидентов кластеров Омской области.
4. Информационные задачи:
- осуществление консультационного и информационно-коммуникационного сопровождения деятельности кластеров Омской области;
- организация конференций, семинаров и тренингов в интересах резидентов кластеров региона.
В каждом кластере создаются органы управления кластером (управляющая (специализированная) компания кластера) для организации эффективного управления кластером за счет содействия развитию резидентов кластера, повышению их конкурентоспособности. На этапе формирования кластеров функции управляющей (специализированной) компании кластеров могут выполняться Центром кластерного развития региона. Задачи, которые возлагаются на данную категорию субъекта, как правило, следующие:
а) организация эффективного взаимодействия между резидентами кластера, равно как и между кластером, органами власти и научными и образовательными организациями в рамках концепции «тройной спирали»;
б) усиление кооперации между резидентами кластера в рамках реализации кластерных проектов, разработки кластерных инициатив, формирования проектных команд;
в) сопровождение реализации и продвижения кластерных проектов и кластерных инициатив;
г) содействие продвижению продукции резидентов кластера на национальном и международном рынках;
д) разработка программ развития производственного, научно-инновационного, кадрового потенциала кластера.
В целях укрепления сотрудничества между акторами кластерной политики Омской области, координации кластерного менеджмента, решения оперативных вопросов развития кластеров может быть инициировано создание совещательных органов (советов по развитию кластеров). В состав таких советов могут входить представители региональных органов исполнительной власти, Центра кластерного развития региона, резидентов кластеров и иные заинтересованные лица.
В-третьих, механизм активизации внешних связей в рамках реализации кластерной политики Омской области, поскольку эффективная реализация региональной кластерной политики предполагает не только активное сотрудничество акторов кластерной политики, но и взаимодействие с внешними по отношению к кластерной системе контрагентами.
В первую очередь предполагается активизация взаимодействия по вопросам повышения эффективности проводимой кластерной политики с органами государственной власти РФ (Министерством экономического развития РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и иными заинтересованными федеральными органами государственной власти), а также с институтами развития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Российская Венчурная Компания», Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским фондом технологического развития, НИУ «Высшая школа экономики», Ассоциацией инновационных регионов России и другими).
Кроме того, приоритетным направлением развития кластерной системы является расширение присутствия продукции региональных кластеров на национальном и международном рынках. В связи с этим ставится задача по активизации международного и межрегионального сотрудничества Омской области в целях продвижения продукции региональных кластеров, что предполагает:
а) содействие налаживанию двусторонних связей как на уровне регионов, так и на уровне кластеров путем подписания документов о сотрудничестве (соглашений, меморандумов, протоколов), заключения договоров и контрактов, разработки совместных инвестиционных проектов в рамках задач развития кластерной системы Омской области;
б) реализацию мер экспортной поддержки для резидентов кластера;
в) разработку маркетинговых концепций кластеров Омской области, активизацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в целях продвижения брендов кластеров Омской области.
В плане обмена опытом лучших практик важным направлением сотрудничества в рамках развития кластерной системы Омской области является организация межкластерного взаимодействия как в рамках Омской области, так и с кластерами других регионов РФ и иностранных государств. В рамках задачи повышения эффективности использования преимуществ географического положения с целью рассмотрения вопроса об организации трансграничных межрегиональных кластерных систем и формирования соответствующей совместной инфраструктуры (в частности, транспортно-логистической) для развития
региональных кластеров особое внимание будет уделено сотрудничеству по вопросам реализации кластерной политики Омской области с граничащими регионами (Новосибирской, Тюменской и Томской областями, Павлодарской и Северо-Казахстанской областями Республики Казахстан).
В-четвертых, механизм финансово-инвестиционного, инфраструктурного и кадрового обеспечения реализации кластерной политики. В основе финансово-инвестиционного обеспечения реализации кластерной политики заложена активизация института государственно-частного партнерства в соответствии с Законом Омской области от 25.12.2014 № 1698-03 «О государственно-частном партнерстве в Омской области» [10]. Инфраструктурное обеспечение должно обеспечивать решение таких задач, как создание и модернизацию инженерной, транспортно-ло-гистической, энергетической, жилищной инфраструктуры с учетом задач развития кластерной системы Омской области; создание и оптимизацию деятельности объектов инновационной инфраструктуры: индустриальных парков, технопарков, центров прототипирования, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации знаний и трансфера технологий.
Стоит отметить, что в эпоху формирования экономики знаний человеческий капитал рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов, поэтому управление развитием кадрового потенциала имеет решающее значение для устойчивого роста кластеров. В связи с этим особое внимание в концептуальных основах кластерной политики региона должно уделяться программам развития кадрового потенциала, что предполагает решение следующих задач:
а) активное вовлечение образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, в разработку и реализацию программ развития кадрового потенциала в соответствии с потребностями резидентов кластеров Омской области; участие образовательных организаций в заключении трехсторонних договоров на подготовку специалистов, прохождение ими практики и обязательную работу в течение определенного договором срока в организации, с которой заключен договор;
б) организация доступного и качественного непрерывного профессионального образования в сфере кластерной политики, регулярных программ повышения квалификации по кластерному менеджменту, широкое внедрение программ обучения в сфере кластерной политики в дистанционном режиме без отрыва от работы для руководителей и сотрудников структур управления кластерной политикой Омской области;
в) активизация задействования ресурса Президентской Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в целях развития кадрового потенциала кластерной системы региона;
г) привлечение ведущих специалистов в сфере кластерной политики к разработке и реализации образовательных программ и внедрение инновационных образовательных компонентов в практику обучения в сфере кластерной политики;
д) содействие развитию креативного потенциала кластерной системы Омской области.
В-пятых, механизм обратной связи, предполагающий решение задачи обеспечения коммуникационной и инфор-
мационной открытости проводимой кластерной политики Омской области за счет разработки коммуникационной платформы, проведения встреч представителей акторов кластерной политики региона, обеспечения новостной рассылки, создания базы данных о резидентах и внешних партнерах кластеров, веб-страниц кластеров Омской области.
Определение основных направлений и корректировка кластерной политики Омской области осуществляется с участием всех заинтересованных лиц в рамках цели, задач и принципов, которые закладываются концептуальной основой. Для оценки эффективности реализации концепции кластерной политики на основе кластероориентиро-ванной модели развития региональной экономики возможно выделить следующие основные индикаторы:
1. Количество реализованных в Омской области кластерных проектов.
2. Рост объемов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) резидентов кластеров Омской области.
3. Рост поступлений в региональный консолидированный бюджет от резидентов кластеров Омской области.
4. Увеличение удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, производимых резидентами кластеров региона.
5. Рост доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объеме затрат резидентов кластеров Омской области.
6. Рост количества поданных резидентами кластеров региона заявок на патенты, полученных патентов, заключенных лицензионных соглашений.
7. Рост количества коммерциализированных технологий на основе совместных исследований, проведенных резидентами кластеров Омской области.
8. Рост объемов несырьевого и высокотехнологичного экспорта резидентов кластеров региона.
9. Рост объемов прямых российских и иностранных инвестиций в основной капитал резидентов кластеров Омской области, а также в кластерную инфраструктуру.
10. Увеличение стоимости основных фондов резидентов региональных кластеров.
11. Рост количества введенных в эксплуатацию объектов кластерной инфраструктуры.
12. Рост производительности труда резидентов региональных кластеров.
13. Увеличение доли внебюджетных источников финансирования реализации кластерных проектов.
Таким образом, реализация мероприятий, определяемых концепцией кластерной политикой, позволит экономике региона обеспечить:
- рост конкурентоспособности продукции резидентов региональных кластеров;
- увеличение присутствия продукции резидентов кластеров Омской области на национальном и международном рынках;
- развитие инновационного сектора экономики Омской области;
- стимулирование увеличения количества и повышения эффективности деятельности малых и средних предприятий в регионе;
- обеспечение комплексного социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности региона.
В рамках универсальности предлагаемых индикаторов для оценки эффективности они могут быть использованы в любом субъекте РФ, который реализует кластероориенти-рованный подход к развитию своей региональной экономики и проводит соответствующую кластерную политику.
Литература
1.Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. Режим доступа: http://subcontract.ru/docum/documshow_documid_168.html (дата обращения: 19.08.2017).
2.Galvin P. J. Local Government and Cluster-Related Innovation Policy: Two Industry Clusters in the City of Toronto. Thesis of dissertation. University of Exeter. 2011. 328 p. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10036/3468 (дата обращения: 02.08.2017).
3.0 Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 (ред. от 24.09.2015). Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/39743320/ (дата обращения: 02.08.2017).
4. Первый в России кластер по переработке золошлаков может появиться в Омске // Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов. 09.12.2016. Режим доступа: http://zoloshlaki.ru/news/pervyj-v-rossii-klaster-po-pererabotke-zoloshlakov-mozhet-poyavitsya-v-omske/ (дата обращения: 10.05.2017).
5. В Омской области в 2017 году начнет действовать пилотный кластер социальных инноваций // Портал Правительства Омской области. 17.11.2016. Режим доступа: http://omskportal.ru/ru/government/News/2016/ll/17/1479376522445.html (дата обращения: 06.09.2017).
6. Костенко О. В. Региональная кластерная политика: монография. Киров: ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016. 162 с.
7.06 утверждении Лесного плана Омской области. Указ Губернатора Омской области от 26.01.2009 № 10 (ред. от
18.11.2013). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/943030113 (дата обращения: 02.08.2017).
8. Киселева А. В., Самодинский К. А. Кластерный подход в основе реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района: перспективы и алгоритм внедрения // Ars Administrandi. 2014. № 2. С. 13-26.
9. Бреусова А. Г. Программный подход к формированию и развитию кластеров в Омской области // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 34-39.
10.0 государственно-частном партнерстве в Омской области. Закон Омской области от 25.12.2014 № 1698-03. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5500201412290011?index=0 (дата обращения: 02.08.2017).
THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF THE CLUSTER POLICY IN THE OMSK REGION
Albina M. Kiseleva1 Anna G. Breusova1 ®2, KirillA. Samodinskiy12>
1 Dostoevsky OmskState University, 55a, MiraAve., Omsk, Russia, 644077 2MinistryofEconomic Affairsofthe OmskRegion, 5, KrasnyPut St., Omsk, Russia, 644099
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Received 01.09.2017. Accepted 05.10.2017.
Keywords: cluster, Abstract: As the goal and the objectives of the study, the article features a systemic rationale
cluster policy, government for the need to form a structural and substantive basis for cluster policy within the framework regulation, economic policy, of the movement of regions to a cluster-oriented model of regional economic growth to ensure Omsk region. their market competitiveness. The article defines a structure and content of the conceptual
foundations of regional cluster policy, which makes it possible to build an algorithm for * The -work was carried out its implementation. The authors believe that the legal and regulatory framework for the with the financial support of conceptual basis of cluster policy will ensure the consistency and legitimacy of its conduct. the Russian Foundation for The structure of the concept of cluster policy includes the directions, goals and objectives Basic Research, the of its implementation, the principles and final indicators of the effectiveness evaluation,
Government of the Omsk as well as the actual mechanism for its implementation. The mechanism for implementing Region, project No. 17-12- regional cluster policy is presented in the form of five elements, the logic of which reflects 55010 a(p). the unity of the concept of cluster policy. The conceptual framework proposed by the authors
may be universal in the practice of applying regional authorities to the development and implementation of regional cluster policy.
For citation: Kiseleva A. M., Breusova A. G., Samodinskiy K.A. Kontseptual'nye osnovy klasternoi politiki regiona (na primere Omskoi oblasti) [The Conceptual Framework of the Cluster Policy in the Omsk Region)]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2017): 39-44.
References
1. Tsikhan T. V. Klasternaia teoriia ekonomicheskogo razvitiia [The cluster theory of economic development]. Teoriia i praktika upravleniia = Theory and practice of management, no. 5 (2003). Available at: http://subcontract.ru/docum/ documshow_documid_168.html (accessed 19.08.2017).
2. Galvin P.J. Local Government and Cluster-Related Innovation Policy: Two Industry Clusters in the City of Toronto. Thesis of dissertation. University of Exeter. 2011, 328. Available at: http://hdl.handle.net/10036/3468 (accessed 02.08.2017).
3. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Omskoi oblasti do 2025 goda [Strategy of socio-economic development of the Omsk region until 2025]. Decree of the Governor of the Omsk region of June 24, 2013 № 93 (Edited on September 24, 2015). Available at: http://docs.pravo.ru/document/view/39743320/ (accessed 02.08.2017).
4. Pervyi v Rossii klaster po pererabotke zoloshlakov mozhet poiavit'sia v Omske [The first cluster in Russia to process ash and slag can appear in Omsk], 09.12.2016. Available at: http://zoloshlaki.ru/news/pervyj-v-rossii-klaster-po-pererabotke-zoloshlakov-mozhet-poyavitsya-v-omske/ (accessed 10.05.2017).
5. V Omskoi oblasti v 2017 godu nachnet deistvovat' pilotnyi klaster sotsial'nykh innovatsii [In the Omsk region in 2017, a pilot cluster of social innovations will start operating]. Available at: http://omskportal.ru/ru/government/ News/2016/1 l/17/1479376522445.html (accessed 06.09.2017).
6. Kostenko O. V Regional'naia klasternaiapolitika [Regional cluster policy]. Kirov: FGBOU VO \fyatskaya GSHA, 2016, 162.
7. Ob utverzhdenii Lesnogo plana Omskoi oblasti [On approval of the Forest plan Omsk region]. Decree of the Governor of the Omsk region of 26.01.2009 № 10 (Edited on 18.11.2013). Available at: http://docs.cntd.ru/document/943030113 (accessed 02.08.2017).
8. Kiseleva A. V, Samodinskiy K.A. Klasternyi podkhod v osnove realizatsii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia munitsipal'nogo raiona: perspektivy i algoritm vnedreniia [Cluster approach in the basis of realization of strategy of socio-economic development of municipal district: perspectives and algorithm implementation], Ars Administrandi, no. 2 (2014): 13-26.
9. Breusova A. G. Programmnyi podkhod k formirovaniiu i razvitiiu klasterov v Omskoi oblasti [The programmatic approach to the formation and development of clusters in Omsk region]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia: Ekonomika = Herald of Omsk University. Series «Economy», no. 3 (2017): 34-39.
10. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Omskoi oblasti [On public-private partnership in the Omsk region]. The law of the Omsk region of December 25, 2014 No. 1698-OZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/5500201412290011 ?index=0 (accessed 02.08.2017).