УДК 338 JEL: R58
DO110.25513/1812-3988.2017.3.173-182
ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КЛАСТЕРОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Г. Бреусова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 30 мая 2017 г.
Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.
Ключевые слова
Программы развития кластеров, кластер, кластерное развитие, этапы кластерной политики, оценка кластерного развития
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Омской области, номер проекта 17-12-55010 а(р)
Аннотация. Рассматриваются практические аспекты программного подхода к формированию и развитию кластеров на примере Омской области. Одной из актуальных проблем сегодня является низкая результативность кластерной политики, несмотря на приоритетность данного направления в экономике страны и регионов. В экономике Омской области процессы развития кластеров также недостаточно активны. Приоритет кластерного подхода в стратегии Омской области требует поддержки на уровне государственных программ. В связи с чем в исследовании поставлена цель оценить программные инструменты кластерной политики Омской области на предмет их соответствия заявленным в стратегии целям. Для этого проведен анализ программ, связанных с формированием и развитием кластеров. Мероприятия, связанные с кластерной политикой, обозначены в нескольких государственных программах региона, единой программы Омская область не имеет. Путем структурирования государственных программ в виде дерева целей был проведен анализ содержания для определения мероприятий, направленных на реализацию кластерных инициатив региона, и анализ ожидаемых результатов программ, по которым можно провести оценку кластерной политики региона. Анализ мероприятий и ожидаемых результатов показал, что в программах обозначен лишь финансовый механизм поддержки участников кластера в форме субсидий из бюджета и отсутствуют ожидаемые результаты, по которым можно провести оценку кластерной политики. Для разработки действенной программы кластерного развития проведена оценка результатов кластерного развития Омской области путем соотнесения общепринятых этапов кластерного развития территорий и результатов прохождения данных этапов в Омской области. В результате определены рекомендации по содержанию программы кластерного развития Омской области.
PROGRAM APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CLUSTERS IN OMSK REGION
A.G. Breusova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info Abstract. The article discusses the practical aspects of the program approach to the formation
Received and development of clusters on the example of Omsk region. One of the important problems
May 30, 2017 today is the low performance of the cluster policy, despite the priority of this direction in the
economy and regions. In the economy of the Omsk region the processes of development of clusters are also not active enough. Priority to cluster approach in the strategy of the Omsk region requires the support of government programs. Therefore, the study objective was to evaluate the software tools of cluster policy in the Omsk region on their compliance with the stated strategy objectives. The author has conducted analysis of programs related to the formation and development of clusters. Activities related to cluster policy, were identified in several public programs in the region, but the Omsk region does not have the unified program. By structuring state programs in the form of objective tree there was conducted an analysis of the content to determine the measures aimed at realization of cluster initiatives in the region and an analysis of expected results of the programs, which can help to evaluate a cluster policy in the region. Analysis of outputs and outcomes showed that programs marked only a financial mechanism to support cluster members in the form of budget grants and there are no expected outcomes by which the cluster policy can be evaluated. To develop an effective program of cluster development the author conducted the evaluation of the results of cluster development in Omsk region by mapping common stages of cluster development of the territories and the results of completing these steps in the Omsk region. There were determined recommendations on the content of the program for cluster development in Omsk region.
Accepted June 25, 2017
Keywords
Programs of cluster development, cluster, cluster development, phases of cluster policy, assessment of cluster development
Acknowledgements
Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFFI and the Administration of the Omsk region No. 17-12-55010 а(р)
© А.Г. Бреусова, 2017
Введение. В современных условиях регионы заинтересованы в перестройке структуры экономики на основе формирования кластеров взаимосвязанных предприятий. Такая организация регионального менеджмента в экономической литературе называется кластерным развитием. Кластерное развитие закладывается в основу долгосрочных стратегий и программ. Таким образом, как объект управления, региональные кластеры - основа формирования конкурентоспособных регионов, поскольку формирование кластерной схемы обеспечивает хорошие возможности для кооперации хозяйствующих субъектов и способствует максимальному использованию потенциала территории.
Основным инструментом формирования и развития кластеров являются программы. К настоящему времени уже наработан опыт формирования и реализации программ для достижения целей кластерного развития или кластерной политики. Омская область реализует кластерное развитие с 2006 г., что позволяет соотнести заявленные в стратегии региона цели и полученные результаты. Анализ программ развития кластеров как инструмента реализации стратегии дает информацию о реализованных властью мероприятиях, соотнесение которых с результатами создает основу для принятия решений по программам. Обобщение опыта региона является важным этапом для оценки кластерной политики, позволяет выделить проблемные элементы и определить направления совершенствования программ развития кластеров. В связи с этим целью исследования выступает анализ программ кластерного развития Омской области на предмет их комплексности и результативности.
Разработанные рекомендации могут быть использованы для последующего теоретического анализа исследуемой проблемы, для органов государственной власти и местного самоуправления.
Обзор литературы. Основоположником кластерного подхода является М. Портер, который первым сформулировал определение кластера. По определению М. Портера, «кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [1, с. 256]. Сегодня повышение конкурентоспособности экономики посредством развития
кластеров становится основой стратегий развития территорий. Актуальность перехода к кла-стероориентированной модели экономики подчеркивается в трудах Е.Б. Ленчук и Г.А. Вла-скина, которые на основе анализа организации промышленного производства в зарубежных странах свидетельствуют о том, что 50 % мировых экономик охвачены кластеризацией. Так, в США 60 % ВВП создают предприятия, входящие в кластеры. В Китае существуют особые зоны-кластеры, резидентами которых являются более 30 000 компаний с оборотом 200 млрд дол. в год. В Европейском Союзе насчитывается более 2 000 кластеров, где заняты более 38 % населения [2]. Кластеры генерируют мультипликативный эффект - как для организации экономики региона, так и для повышения конкурентоспособности участников кластера, а значит, и территории в целом.
По типу кластеры можно разделить на естественные (формируемые снизу) и искусственные (формируемые сверху). Естественные формируются на основе реализации инициативы бизнеса (основа - отрасли специализации, для развития которых регион имеет абсолютные и относительные преимущества). Искусственные - кластеры, «выращенные» по инициативе и под контролем органов власти [3; 4]. В связи с чем становится актуальным вопрос о регулировании кластерного развития и роли органов власти в этом процессе.
Основным инструментом органов власти по формированию и развитию кластеров являются программы [1; 3-5]. В Экономическом словаре термин «программа» обозначает план мероприятий (http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ _dict/19117). В нормативных актах и экономических исследованиях программа трактуется более широко: как система мероприятий, увязанная по срокам, целям, задачам, исполнителям и направленная на решение обозначенной проблемы [6], т. е. речь идет о сочетании четко поставленной цели и системы мероприятий, работающих на достижение поставленной цели. Программы позволяют сконцентрировать ограниченные ресурсы и направить их на решение принципиальных вопросов развития экономики, обеспечить прямую взаимосвязь между стратегическим и бюджетным планированием, сочетать директивные и индикативные виды регулирования в системе управления экономикой. Таким образом, программы - это инструмент, позволяющий увязать расходы и ожи-
даемые результаты, что и составляет основную ценность программ как инструмента территориального управления. С 2014 г. роль программ в России повышается за счет введения в практику государственных программ. Государственные программы дают возможность комплексно взглянуть на деятельность ведомств и определить их роль и стратегическую миссию в развитии территорий, а также связать стратегию территории, бюджет и программы ведомств. При этом доля расходов бюджета в программной форме должна приближаться к 100 %, что означает комплексное программное планирование работы ведомств.
Среди работ, посвященных роли органов власти в развитии кластеров и формировании
Этапы кластерной пол
кластерных стратегий, можно выделить исследования А.Г. Афониной, которая выделяет четыре типа программ: программы идентификации; программы усиления конкурентоспособности кластера или отрасли; программы, нацеленные на усиление экономики конкурентоспособности региона в целом; программы, стимулирующие деятельность определенной части кластера [7]. О.В. Костенко, резюмируя анализ зарубежных практик на основе метода case-study и выступления В.В. Тарасенко, соединила этапы кластерной политики и применяемые программы [4; 8], выделив этапы и типы программ, представленные в табл. 1.
Таблица 1
и их содержание [4]
Этап кластерной политики Содержание
1. Развитие отдельных видов деятельности Региональные специализированные программы
2. Поддержка перспективных кластеров Комплексные общие программы
3. Создание трансграничных кластеров Программы создания информационно-аналитической инфраструктуры и кластерного альянса
Обобщение успешных страновых практик показывает, что кластерное развитие имеет логические этапы, а основным инструментом являются программы. Дискуссионным остается вопрос о возможности создания кластеров «сверху» [9; 10]. Разрешение дискуссии нам видится в точке зрения Л.С. Маркова, который отмечает, что две принципиально разные -искусственная (собственно кластерная политика) и эволюционная (естественный процесс развития) - компоненты развития кластеров взаимно дополняют друг друга. Он подчеркивает, что полный неучет второй и, как следствие, неадекватные меры первой и составляют основную проблему регулирования кластерного развития [5].
Таким образом, сложность разработки кластерной политики актуализирует задачу обобщения ее результатов и оценки используемых инструментов, что и послужило необходимостью проведения исследования. Объектом исследования выбрана Омская область.
Гипотеза. Программный подход к развитию кластеров в экономике Омской области носит фрагментарный характер. Естественный путь формирования кластеров является основным механизмом в экономике Омской области, что обеспечивает функционирование кла-
стеров, сформированных на базе отраслей специализации Омской области. Другие виды кластеров требуют специальных программ поддержки, без которых их формирование и развитие невозможно.
Методы исследования. Для проверки гипотезы были использованы следующие методы: для анализа программ, связанных с развитием кластеров, - документальный метод и метод дерева целей; для формализации результатов исследования - табличный метод и метод группировок.
Результаты. Формирование и развитие территориальных кластеров - это одна из приоритетных задач региональных органов власти. По сути, кластерная политика представляет собой определённый набор механизмов и инструментов, направленных на объединение субъектов хозяйствования в рамках воспроизводственного цикла. Достижение целей региональной политики в настоящее время осуществляется с помощью стратегии развития территории и государственных программ. Стратегия подразумевает определение точек роста, отраслей и технологий, которые будут доминировать в экономике будущего на перспективу 20-25 лет. С 2017 г. стратегия развития страны разрабатывается до 2035 г., и можно прогно-
зировать разработку стратегии развития российских регионов на аналогичную перспективу. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» одним из механизмов реализации стратегии являются государственные программы. Государственная программа, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», - это документ стратегического характера, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение её приоритетов и целей в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Программные бюджеты на уровне регионов формируются с 2014 г. и выступают основным механизмом региональной политики в социальной и экономической сфере и, соответственно, стратегии развития. Для достижения стратегических целей ежегодно требуется актуализация государственных программ, в связи с чем анализ программ и внесение изменений приобретает особую важность.
Рассмотрим программные документы Омской области, связанные с реализацией кластерной политики. Омская область имеет Стратегию развития до 2025 г., где и обозначены приоритетные кластеры экономики Омской области, к которым отнесены: нефтехимия, агропромышленный кластер, деревообрабатывающий кластер и кластер высоких технологий. Все кластеры, кроме агропромышленного, являются объектами региональной госпрограммы «Развитие промышленности в Омской области» (утв. Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 258-п). Её ответственным исполнителем является Министерство промышленности, транспорта и ин-
новационных технологий, соисполнителем -Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса. Развитие агропромышленного кластера находится в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Но при этом не следует кластерную политику отождествлять с промышленной политикой, поскольку цель кластерной политики заключается в развитии конкуренции за счет усиления интеграционных связей между субъектами кластера для получения взаимных абсолютных и относительных преимуществ. Объектом же промышленной политики являются перспективные отрасли и предприятия, в развитии которых заинтересована территория.
Проанализируем содержание программных документов на предмет комплексного подхода к решению проблем экономики с помощью формирования и развития кластеров. Начнем с анализа госпрограммы «Развитие промышленности в Омской области», поскольку все задекларированные стратегией региона кластеры относятся к промышленным. Анализ программы будем проводить исходя из следующих положений:
- для госпрограммы в целом устанавливаются ожидаемые результаты (в том числе результаты, связанные с кластерным развитием);
- государственная программа реализуется посредством подпрограмм, для каждой из которых устанавливается ожидаемый результат реализации государственной программы (в том числе связанный с кластерным развитием);
- мероприятия измеряются через целевые индикаторы (в том числе мероприятия, ориентированные на кластерное развитие).
Общий алгоритм анализа представлен на рис. 1.
Так, госпрограмма «Развитие промышленности» состоит из двух подпрограмм. Дерево целей госпрограммы в разрезе «подпрограммы - цели - основные мероприятия» представлено на рис. 2.
43-
Рис. 1. Алгоритм анализа программы
Рис. 2. Дерево целей государственной программы «Развитие промышленности в Омской области»
Таким образом, установки развития промышленности являются общими для всех хозяйствующих субъектов и на кластерную политику ориентированы только основные мероприятия, связанные с предоставлением финансовых инструментов поддержки (подпрограмма 1). Кроме того, по первой подпрограмме до 2018 г. не определены бюджетные источники, подпрограмма в этот период будет реализована только за счет внебюджетных источников (этот факт не отражает высокую привлекательность создаваемых кластеров для потенциальных инвесторов, что несомненно явилось бы позитивной тенденцией, данная ситуация связана с жестким ограничением бюджетных расходов региона). Фактически это означает, что инициатива должна исходить непосредственно от хозяйствующих субъектов с минимальным участием органов власти (других мероприятий, направленных на кластерное развитие, программа не имеет). Также можно сделать вывод, что косвенно вторая подпрограмма влияет на формирование и развитие кластеров региона. Так, стимулирование инновационной активности является одним из направлений кластерной политики в целом, обеспечивая основу функционирования кластеров, как и поддержка инвестиционных проектов промышленных организаций.
Итак, анализ госпрограммы «Развитие промышленности в Омской области» показал использование единственного инструмента стимулирования формирования и развития кластеров - оказание финансовой поддержки промышленным кластерам. При этом эксперты относят финансовые меры поддержки к искажающим конкуренцию [4].
Проанализируем ожидаемые результаты государственной программы и подпрограмм на предмет фиксации индикаторов, связанных с развитием кластеров. Интегрально ожидаемые результаты представлены как:
- рост объема валовой добавленной стоимости, производимой по видам экономической деятельности в промышленности (общий показатель промышленности);
- увеличение объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в промышленности (общий показатель промышленности).
Анализ ожидаемых результатов программы, подпрограмм и целевых индикаторов, зафиксированных программой, позволяет сделать
вывод, что в программе лишь обозначено направление кластерного развития, ни одного показателя, реально ориентированного на оценку кластерной политики, программа не имеет.
Проанализируем программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Омской области» (утв. Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 252-п). Прямых методов стимулирования развития кластеров программа не имеет, в том числе нет мероприятий, связанных с кластерной организацией переработки. Но к общим инструментам кластерной политики, обозначенным в программе, можно отнести субсидирование, государственную поддержку кредитования, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения (общие меры экономического стимулирования сельхозтоваропроизводителей).
Обобщая программные документы региона, можно сделать вывод об ориентации на естественное развитие кластеров экономики Омской области с опорой на инициативу предприятий. Так, планируется организация кластера переработчиков золошлаков, для чего уже создана ассоциация предприятий, но в программных документах региона данный кластер не упоминается. При этом нефтехимический и агробиотехнологический кластеры уже нашли свое оформление в федеральном реестре кластеров Российской Федерации, что означает возможность использования федерального финансирования. И нефтехимия, и сектор агропереработки относятся к типу кластеров, формируемых «снизу», т. е. естественным путем и на базе отраслей специализации. Кластер деревообработки (территориальное расположение предприятий - север Омской области) пока только получает свое оформление через формирование ассоциации организаций. Таким образом, законченный вид приобрели нефтехимический и агропромышленный кластеры, что подтверждает гипотезу о естественном формировании кластеров в экономике региона. Для развития кластера деревообработки пока нет условий, поскольку главный ограничивающий фактор - это отсутствие транспортной инфраструктуры, и простое создание ассоциации производителей к реальному формированию кластера не приведет. Реализация планов по созданию кластера деревообработки в этом случае требует специальных программных средств.
Кластер высоких технологий в регионе невозможно сформировать в виду отсутствия условий и интереса к объединению у потенциальных участников, каждый из которых обособленно работает в рамках государственного заказа.
Рекомендации. Для того чтобы определить требуемое содержание программных документов Омской области, направленных на формирование и развитие кластеров, необхо-
димо понять, на каком этапе реализации кластерной политики находится Омская область. Обобщение практики зарубежных стран и российских регионов позволяет выделить этапы, которые и будем использовать для оценки кластерной политики региона. Для этого проанализируем результаты и этапы кластерной политики Омской области (табл. 2).
Таблица 2
Этапы кластерной политики и их реализации в Омской области
Этапы Содержание Результаты
1. Идентификация кластеров Определение потенциальных сфер, отраслей, комплексов, где возможна организация кластеров Идентифицированы промышленные кластеры, обозначенные в стратегии: машиностроение, АПК, нефтехимия, деревообработка
2. Естественные процессы объединения предприятий в кластер Формирование на базе отраслей специализации Созданы: нефтехимический кластер, агропромышленный кластер
3. Развитие отдельных видов кластеров Региональные программы по развитию направлений, способствующих комплексному развитию территории Не используется в экономике региона. Направления проходят по другим программам, не обозначенным как кластерная политика
4. Комплексная поддержка Региональные и национальные программы развития инфраструктуры и организации взаимодействия между потенциальными участниками кластера Комплексная программа отсутствует. Отдельные направления реализуются через приоритетные проекты (строительство промышленного парка)
5. Формирование трансграничных кластеров Реализация кластерного подхода на международном уровне Стадия разработки концепции региона
Анализ позволяет сделать вывод о фрагментарном прохождении этапов. Данные табл. 3 показывают, что полностью пройден только второй этап формирования кластеров на основе отраслей специализации региона. Этот механизм формирования относится к естественным и реализуется через развитие сравнительных преимуществ отраслей и предприятий. В этом случае роль государства и региональных органов власти минимальна, специальных программ развития не требуется, что подтверждается анализом программных документов Омской области. Так, до сих пор не пройден первый этап: обозначенные в стратегии кластеры деревообработки и высоких технологий не оформлены, так как отсутствуют условия для их развития. Машиностроительные предприятия разрознены, входят в федеральные интегрированные структуры и работают по государственному заказу, в связи с чем соединить их в единую цепочку не представляется возможным.
Деревообработка не является отраслью специализации региона, запасы древесины по сравнению с соседними регионами малы (расчеты, проведенные по оценке лесных ресурсов, отнесли Омскую область к числу регионов с низким потенциалом по запасам и качеству древесины). Специальных программ поддержки деревообработки в Омской области не разработано, не создана и инфраструктура (нет транспортных коридоров доставки товара до основных рынков сбыта, не доступна инфраструктура поддержки бизнеса в виду отдаленности северных районов), поэтому даже подписание соглашения между участниками кластера не приведет к его развитию (по типу данный кластер можно отнести к формируемому «сверху»). Это свидетельствует о том, что необходимо вернуться к первому этапу - этапу идентификации кластеров. По нашему мнению, стоит рассматривать возможности организации следующих кластеров: легкая промышленность (кластер
моды и дизайна); кластер в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (возможность трансграничного кластера в будущем), образовательные услуги (как разработка и тиражирование социальных технологий), бизнес-услуги. Стоит ориентироваться не только на промышленные кластеры, но и на отрасли постиндустриального общества. Для выделения кластеров необходимо проведение специального исследования. Именно от идентифицированных кластеров зависит наполнение программ поддержки кластеров. В связи с этим весьма актуален вопрос о содержании регио-
Учитывая переход на систему государственных программ, предлагаем формировать одну государственную программу, где подпрограммы будут соответствовать направлениям региональной политики поддержки кластеров. При формировании государственной программы стоит использовать инструмент контрольных событий, который позволит упорядочить промежуточные и конечные результаты органов власти и кониролировать предпринимаемые действия. Контрольные события - это важные промежуточные результаты государственной программы (Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582). Фиксация контрольных событий делает прозрачной процедуру планирования и упорядочивает работу органов власти по реализации государственной программы. Контрольные события предполагают определение ответственного лица и даты наступления события, что позволит повысить ответственность за реализацию приоритетных направлений в программном подходе развития кластеров.
нальной политики кластерного развития и оценке ее результатов. При разработке программ стоит учитывать, что механизм развития кластера исходит изнутри и опирается на внутренние движущие силы кластера. Поэтому задача программ - усилить внутренние взаимосвязи кластера и ликвидировать барьеры его развития, в связи с чем кластерную политику можно разделить на общую и специальную, что и должна учитывать программа. Кластеры могут находиться на разных стадиях жизненного цикла, что также должно быть отражено в структуре программы (табл. 3).
Заключение. Кластерная политика Омской области была обозначена в программе развития региона в 2006 г. Анализ кластерной политики Омской области показал ее выраженную фрагментарность и низкую результативность. Из четырех запланированных кластеров удалось оформить два: кластер лесопереработ-ки на стадии оформления, но его перспективы не определены в виду значительных инфраструктурных барьеров; кластер высоких технологий, обозначенный в стратегии, не имеет механизмов консолидации предприятий в единую цепочку создания стоимости. В итоге все на текущий момент сформированные кластеры образованы на основе отраслей специализации региона. В целом органы власти играют незначительную роль, поскольку единой программы формирования и развития кластеров регион не имеет. Мероприятия, ориентированные на кластеризацию, представлены в нескольких государственных программах Омской области, но ни в одной государственной программе не представлены ожидаемые результаты кластерной политики. Соответственно, вопрос об оценке мероприятий и кластерной политики не ставится. Таким образом,
Таблица 3
Наполнение специальных подпрограмм программы кластерного развития Омской области
Тип кластера Содержание специальных подпрограм Содержание общих подпрограмм
Сформированные Определение прогнозов развития отрасли и предприятий через форсайт-сессии; формирование перечня критических технологий; формирование дорожных карт разработки приоритетных технологий Подготовка кадров; создание инфраструктуры, в том числе инфраструктуры коммерциализации успешных научных идей; организация и институты взаимодействия предприятий и науки
Планируемые Форсайт-сессия с целью определения приоритетных кластеров
Формирующиеся Мероприятия, направленные на снижение барьеров развития в зависимости от типа кластера
выдвинутая гипотеза нашла полное подтверждение. Реализованный нами анализ позволяет сделать вывод о необходимости придания комплексного характера осуществляемым органами власти действиям в рамках одной государственной программы. Программа в этом случае представляет собой сочетание мер, связанных как с улучшением свойств территории для создания условий развития кластеров, так и набор конкретных мероприятий, ориентированных на процесс кластеризации экономики региона.
Работу над формированием программы предлагаем организовать следующим образом:
1. Начать работу над формированием программы следует с этапа идентификации, в рамках программы это направление можно оформить как отдельную подпрограмму.
2. Разработку программы осложняет разнородность кластеров, как по отраслевой принадлежности, так и по территориальному расположению (отдаленность от основных рынков сбыта и инфраструктур; удорожание продукции, связанное с транспортными расходами). Поэтому подпрограммы предлагаем сформировать в зависимости от типа кластера (специальные подпрограммы). Количество специ-
альных подпрограмм будет соответствовать количеству региональных кластеров.
3. Общие мероприятия следует объединить в обеспечивающую подпрограмму, направленную на создание условий для развития кластеров. Обеспечивающая подпрограмма предполагает набор мероприятий, направленных на подготовку кадров для предприятий - участников кластера, определение институтов поддержки ассоциаций и союзов предприятий и науки.
В целом же администраторам программы необходимо развивать индивидуальный подход к каждому типу кластера, ежегодно проводить корректировку программы с целью повышения ее результативности и эффективности; при проектировании набора мероприятий в отношении уже образованных кластеров - уделять внимание формированию перечня критических технологий для обеспечения конкурентоспособности предприятий на перспективу; для формирующихся кластеров - определить возможных участников, выстроить модель с целью определения стратегии взаимодействия в рамках кластера, разработать дорожную карту развития и определить мероприятия интенсификации образования новых производств в потенциальной структуре кластера.
Литература
1. Портер М. Э. Конкуренция. - М. : Вильямс, 2005. - 608 с.
2. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 5. - С. 38-51.
3. Перчаткин В. В., Перфилов В. А. Импортозамещающая кластерная политика региона: теория и практика : моногр. - Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 196 с.
4. Костенко О. В. Региональная кластерная политика : моногр. - Киров : Вят. ГСХА, 2016. -162 с.
5. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода в экономике : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2014. - 39 с.
6. Программный бюджет / под ред. М. П. Афанасьева. - М. : Инфра-М, 2012. - 384 с.
7. Афонина А. Г. Экономическое содержание и механизм управления развитием кластеров в региональной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2012. - 24 с.
8. Тарасенко В. В. О государственной поддержке пилотных инновационных территориальных кластеров. - URL : http://csr-nw.ru/files/csr/file_content_1303.
9. ГлуховаМ. Кластеры - нужны ли они российской экономике? // Промышленник России. - 2012, окт. - URL : http://www.promros.ru/magazine/2012/oct/mariya-gluhova-klastery-nuzhny-li-oni-rossijskoj -ekonomike.phtml.
10. Петров А. П. Теоретико-методологические основы формирования социально-ориентированных кластеров : дис. ... д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2014. - 396 с.
References
1. Porter M.E. Competition, Moscow, Williams publ., 2005, 608 p. (in Russian).
2. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Klasternyi podkhod v innovatsionnom razvitii [Cluster approach in the innovative development]. Problemyprognozirovaniya, 2010, no. 5, pp. 38-51. (in Russian).
3. Perchatkin V.V., Perfilov V.A. Importozameshchayushchaya klasternaya politika regiona: te-oriya i praktika [Import substitution cluster policy of the region: theory and practice], Monograph, Ufa, ISEI UNC RAN publ., 2016, 196 p. (in Russian).
4. Kostenko O.V. Regionalnaya klasternaya politika [Regional cluster policy], Kirov, Vyatskaya GSKhA publ., 2016, 162 p. (in Russian).
5. Markov L.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasternogo podkhoda v ekonomike [Theoretical and methodological foundations of the cluster approach in the economy], Novosibirsk, 2014, 39 p. (in Russian).
6. Afanasiev M.P. (Ed.) Programmnyi byudzhet [Program budget], Moscow, Infra-M publ., 2012, 384 p. (in Russian).
7. Afonina A.G. Ekonomicheskoe soderzhanie i mekhanizm upravleniya razvitiem klasterov v re-gionalnoi ekonomike [Economic content and the mechanism of management of development of clusters in regional economy], Perm, 2012, 24 p. (in Russian).
8. Tarasenko V.V. O gosudarstvennoi podderzhke pilotnykh innovatsionnykh territorialnykh klasterov [On state support of pilot innovative territorial clusters], available at: http://csr-nw.ru/files/csr/file_ content_1303.pdf. (in Russian).
9. Glukhova M. Klastery - nuzhny li oni rossiiskoi ekonomike? [Clusters - whether they are Russian economy?]. Promishlennik Rossii, 2012, October, available at: http_//www.promros.ru/maga-zine/2012/ oct/mariya_gluhova_klastery_nuzhny_li_oni_rossijskoj_ekonomike.phtml. (in Russian).
10. Petrov A.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya sotsialno-orientirovannykh klasterov [Theoretical-methodological bases of formation of socially-oriented clusters], Dissertation, Yekaterinburg, 2014, 396 p. (in Russian).
Сведения об авторе
Бреусова Анна Георгиевна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления территориями
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
About the author
Breusova Anna Georgievna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Territorial Administration Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Для цитирования
Бреусова А. Г. Программный подход к формированию и развитию кластеров в Омской области // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 173182. - РО!: 10.25513/1812-3988.2017.3.173-182.
For citations
Breusova A.G. Program approach to the formation and development of clusters in Omsk region. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 173182. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.173-182. (in Russian).