Научная статья на тему 'Формирование и мониторинг институциональной среды в региональной кластерной политике'

Формирование и мониторинг институциональной среды в региональной кластерной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КЛАСТЕР / МОНИТОРИНГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / INSTITUTIONAL CONDITIONS / CLUSTER / MONITORING / REGIONAL CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выжитович Александр Михайлович

Развитие региональной кластерной политики основывается на подходах, связанных с уточнением особенностей механизмов формирования и мониторинга институциональной среды в современных условиях. Их разработка и реализация опирается на возможности измерения и моделирования мер институциональной поддержки кластерной политики. Наличие сложных проблем оформления и развития кластеров в различных секторах экономики приводит к актуальности рассмотрения особенностей взаимоотношений между субъектами в кластере, специализированной организацией, государственными и муниципальными органами власти с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности кластера в региональной экономике, а также к формированию удобных механизмов мониторинга для регулирования действий в рамках кластерной политики. Целью исследования стала разработка научного подхода к изучению особенностей формирования и оценке состояния институциональной среды кластеров в Новосибирской области на основе развития системы мониторинга ее показателей. На фоне активности создаваемых кластеров вопрос значимости развития мониторинга показателей институциональной среды в экономической литературе проработан недостаточно. Предложен авторский подход, основанный на разработке системы мониторинга институциональной среды в региональной кластерной политике Новосибирской области для ее последующего регулирования. Он учитывает необходимость расчета показателей текущей институциональной среды под влиянием групп факторов, потребность выполнения моделирования ситуаций по заданным сценариям, включение экспертных методов по оценке альтернативных вариантов стратегий и мероприятий. Показана взаимосвязь принимаемых решений с результатами мониторинга институциональной среды. Результаты исследования могут использоваться в работе органов государственной власти, органов государственного финансового контроля, институтов кластерного развития, участников и специализированных организаций кластеров Новосибирской области и других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND MONITORING OF INSTITUTIONAL CONDITIONS IN REGIONAL CLUSTER POLICY

Development of a regional cluster policy is based on approaches related to refining the features and formation mechanisms of institutional conditions monitoring in modern conditions. Their development and implementation relies on measurement and modelling capabilities institutional support cluster policy measures. The complex problems of design and cluster development in various sectors of the economy leads to a relevance review features relationships between actors in the cluster, a specialized organization, State and municipal authorities taking into account internal and external factors affecting results of operations of the cluster in the regional economy, as well as to the formation of convenient monitoring mechanisms for the regulation of action within the framework of the cluster policy. The aim of the study was the development of a scientific approach to the study of peculiarities of formation and institutional conditions assessment of the clusters in the Novosibirsk region on the basis of the development of a system for monitoring its performance. Against the background of activity clusters created question the significance of development of monitoring indicators of institutional conditions in the economic literature developed enough. The author's suggested approach, based on developing a system for monitoring the institutional conditions regional cluster policy of the Novosibirsk region for subsequent regulation. It takes into account the need for calculating current institutional conditions under the influence of groups of factors, need to run simulations on given scenarios, enabling peer assessment methods alternative strategies and options events. Shows the relationship of decision-making with monitoring institutional conditions. The results of this research can be used in the work of the organs of State power, bodies of State financial control, cluster development, participants in the institutions and specialized organizations of the Novosibirsk region and cluster other regions.

Текст научной работы на тему «Формирование и мониторинг институциональной среды в региональной кластерной политике»

УДК 334.75

JEL О170, D 810, L 140, R580

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-2-35-48

А. М. Выжитович

Сибирский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКЕ *

Аннотация

Развитие региональной кластерной политики основывается на подходах, связанных с уточнением особенностей механизмов формирования и мониторинга институциональной среды в современных условиях. Их разработка и реализация опирается на возможности измерения и моделирования мер институциональной поддержки кластерной политики. Наличие сложных проблем оформления и развития кластеров в различных секторах экономики приводит к актуальности рассмотрения особенностей взаимоотношений между субъектами в кластере, специализированной организацией, государственными и муниципальными органами власти с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности кластера в региональной экономике, а также к формированию удобных механизмов мониторинга для регулирования действий в рамках кластерной политики.

Целью исследования стала разработка научного подхода к изучению особенностей формирования и оценке состояния институциональной среды кластеров в Новосибирской области на основе развития системы мониторинга ее показателей.

На фоне активности создаваемых кластеров вопрос значимости развития мониторинга показателей институциональной среды в экономической литературе проработан недостаточно. Предложен авторский подход, основанный на разработке системы мониторинга институциональной среды в региональной кластерной политике Новосибирской области для ее последующего регулирования. Он учитывает необходимость расчета показателей текущей институциональной среды под влиянием групп факторов, потребность выполнения моделирования ситуаций по заданным сценариям, включение экспертных методов по оценке альтернативных вариантов стратегий и мероприятий. Показана взаимосвязь принимаемых решений с результатами мониторинга институциональной среды.

Результаты исследования могут использоваться в работе органов государственной власти, органов государственного финансового контроля, институтов кластерного развития, участников и специализированных организаций кластеров Новосибирской области и других регионов.

Ключевые слова

институциональная среда, кластер, мониторинг, региональная кластерная политика

* Публикация подготовлена в рамках проекта НИР ИЭОПП СО РАН XI.172.1.2. (0325-2016-0002) «Научные основы региональной кластерной политики России» в соответствии с государственным заданием.

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 2 © А. М. Выжитович, 2018

Для построения процесса мониторинга важно учитывать понятие и особенности институциональной среды. Основой ее формирования считаются институты, под которыми понимаются механизмы, создающие субъекты в целях структурирования окружающих экономических и социальных условий. Институты показывают особенности функционирования среды и выполняют коллективные действия, поддерживающие процессы с учетом практического опыта. Основополагающими институтами, формирующими институциональную среду кластеров, являются институт кооперации, институт конкуренции и партнерства, институт коммуникаций, координации, институт эгалитаризма [1]. В научной литературе к числу институтов, формирующих институциональную среду кластеров, относят также институт инноваций, институт генерации знаний, доверия, защиты от оппортунизма [2].

Автор использует следующее определение: институциональная среда в теории кластеров есть сложившаяся на определенной территории система законодательных актов, норм и правил поведения (в том числе неформальных), оказывающая непосредственное влияние на деятельность экономических агентов [3. С. 36]. Она включает отношения с властью, правовую защищенность, условия для конкуренции.

Характеристики структуры и среды кластеров находятся между собой во взаимосвязи, а именно институциональная региональная среда предрасполагает к определенной модели кластеризации, и сама организационная структура кластера оказывает влияние на эндогенные институциональные условия [3. С. 254].

В научной литературе представлены различные подходы к трактовке институциональной среды и ее характеристике, роли институционального фактора в развитии кластеров. Современные научные исследования показывают наличие множества факторов, влияющих на формирование и развитие кластеров. Так, Т. Ю. Ковалева, М. В. Радионова рассматривали отечественные и зарубежные подходы к обоснованию приоритетных факторов эффективного кластерного развития региональной экономики, выделяя фундаментальное значение экзогенных условий, характеризующих состояние сферы кластерного взаимодействия: социально-экономическая обстановка в стране и регионе; развитость нормативно-правовой базы; уровень налогового давления на производителей; характер конкуренции; ориентация предпринимательских структур на инновации; качество человеческого капитала и пр. [4. С. 882]. Выполненное ими эмпирическое исследование, полученные результаты экономико-математического моделирования позволили установить основные факторы развития семнадцати формирующихся в Пермском крае кластеров, среди которых институциональный фактор стал одним из приоритетных.

О. В. Кучеренко, анализируя современное развитие кластеров на примере Омской области, обращает внимание на институциональную среду, обеспечивающую их поддержку, которая определяет их согласованность и конкурентоспособность на уроне регионов [5].

Необходимость использования инструментов проектирования институциональной среды инновационного кластера исследована Л. В. Дмитриевой, которая разработала методику проектирования кластерных систем, направленную на подбор государственно-управленческих решений по созданию инфраструктуры для формирования и развития точек роста региональной экономики в виде региональных инновационных кластеров. Инструмент проектирования региональных инновационных кластеров был апробирован на примере анализа необходимых институтов развития региональной кластерной инициативы Волгоградской области по созданию кластера информационных технологий [6].

Необходимость учета изменения институциональной среды кластера по стадиям жизненного цикла его развития изучена Л. А. Александровой и О. В. Матвеевой. Ими уделено особое внимание институту доверия в контрактных отношениях и отмечено отсутствие релевантных методик измерения доверия, адаптированных к потребностям кластерных исследований [7].

Е. С. Земсковой и Д. А. Колосковым на примере Республики Мордовия выявлено, что основным институциональным ограничением реализуемой кластерной политики является неразвитость финансовых институтов и непривлекательность кредитной политики, проводимой банками. Предложено применение института государственно-частного партнерства с софи-

нансированием развития кластера из федерального и регионального бюджетов, что гарантирует частным инвесторам заинтересованность органов власти в получении отдачи от вложенных средств, и, следовательно, поддержку предприятий кластера [8].

Изучением условий для успешного функционирования кластеров занимались и другие ученые, которые также выделяли институциональные условия как основной фактор, влияющий на развитие кластеров [9-16].

Изучение научной литературы, федеральных и региональных нормативных документов, информации с V Международного форума технологического развития «Технопром-2017» (Новосибирск, 20-22 июня 2017 г.) позволило построить классификацию условий и факторов, влияющих на формирование институциональной среды (табл. 1). Она показывает сложность институциональной среды, многообразие различных связей и отношений. Институциональная среда может создаваться, изменяться под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов. Например, участники кластера и специализированная компания вправе инициировать внедрение своих предложений по совершенствованию механизмов работы институциональной среды через взаимодействие с органами власти и утверждение новых нормативных документов с более удобными условиями работы. Они становятся важными элементами системы обратной связи по отношению к сформированным внешним условиями для кластеров. Органы управления кластером, экономические субъекты в кластерах принимают решения относительно правил взаимоотношений в рамках института кооперации, конкуренции и партнерства, института коммуникаций и т. д., тем самым выполняют регулирование внутренних механизмов институциональной среды.

Таблица 1

Классификация условий и факторов, влияющих на формирование институциональной среды

Критерий Условия / Факторы / Участники

По уровню законодательных, нормативных документов • федеральные; • региональные; • местные

По уровню (статусу) участия в кластерных отношениях • специализированная организация; • участники кластера; • потенциальные участники кластера, ожидающие изменения условий или подавшие заявки на участие в кластер; • консалтинговые компании

По юридическому статусу норм относительно кластера • внешние нормы, установленные нормативными актами; • внутренние нормы, установленные органами управления кластера

По географии применения правил поведения (делового оборота) • в России в целом; • в Сибирском федеральном округе; • в Новосибирской области; • в других субъектах РФ

По институтам развития • федеральные (агентства, ассоциации, некоммерческие партнерства и т. д.); • региональные и муниципальные (центры кластерного развития, вузы, НИИ и т. д.)

По степени формализации отношений • формальные (нормативные акты); • неформальные (деловая культура и традиции, этические правила поведения в бизнесе)

По исполнителям мероприятий • федеральные органы государственной власти; • органы государственной власти региона;

Институциональный анализ

Окончание табл. 1

Критерий Условия / Факторы / Участники

• институты развития; • кластеры

По сфере деятельности институтов • политические; • экономические; • социальные

По специфике институтов, формирующих институциональную среду кластеров • институт кооперации; • институт конкуренции и партнерства; • институт коммуникаций; • институт координации; • институт эгалитаризма; • институт инноваций; • институт генерации знаний; • институт доверия; • институт защиты от оппортунизма; • институт контроля

Анализ текущих проблем институциональной среды в региональной кластерной политике НСО с рассмотрением их причин и последствий, необходимых задач и показателей на основе метода «Проблемы и решения» [17] представлен на рис. 1. Данный метод предлагается также использовать в ходе мониторинга институциональной среды на периодической основе. Рассмотренная схема выглядит как «дорожная карта» достижения желаемого состояния институциональной среды.

Институциональная среда формируется под влиянием работы институтов развития, органов исполнительной государственной власти, элементов кластера и должна обеспечивать институциональное развитие, продвижение продукции, решение кадровых вопросов, финансовую поддержку, привлечение инвестиций для кластера.

Поскольку ответственность и серьезность последствий принимаемых управленческих решений велики, существует потребность в создании модифицированной технологии экспертизы предлагаемых решений для совершенствования всех основных институтов с применением различных подходов к моделированию.

При выполнении задач в сфере институциональной среды важно использовать специальные показатели, позволяющие оценивать их этапность в рамках реализации кластерной политики, применять удобные процедуры мониторинга данных. Уровень развития институциональной среды оказывает влияние на инвестиционный рейтинг региона. Вместе с тем показатели институциональной среды в кластерной политике региона недостаточно полно конкретизированы в нормативных документах, методики расчета таких показателей и подходы к мониторингу автору не известны.

В ходе исследования предложен авторский подход, основанный на разработке системы мониторинга и регулирования институциональной среды, учитывающей расчет показателей ее текущего состояния под влиянием групп факторов, выполнение моделирования ситуаций по заданным сценариям, использование экспертных методов оценки альтернативных вариантов стратегий и мероприятий, принятие решений по мерам регулирования и поддержки во взаимосвязи с мониторингом институциональной среды (рис. 2).

Порядок работы системы заключается в следующем. Для оценки институциональной среды необходима группа показателей. На значения показателей влияют положительные и негативные внутренние и внешние факторы. С помощью различных методов моделирования оценивается влияние изменений по факторам на прогнозируемые показатели.

2. Основные последствия состояния «как есть» (последствия проблемы)

1. Создание предпосылок для размещения кластеров в других субъектах РФ

2. Усиление влияния на ИС факторов неопределенности в НСО

3. Уменьшение у хозяйствующих субъектов инвестиционной привлекательности работы в кластерах НСО

4. Недостаточный ассортимент конкурентоспособных товаров от кластеров из НСО на внутренних и внешних рынках

5. Сложности в управлении процессами, связанными с ИС

6. Высокая длительность институционального оформления кластеров ввиду непроработанности вопросов органами управления кластером

3. Основные причины проблем (причины состояния «как есть»)

1. Незавершенность работ по институциональному оформлению отдельных кластеров

2. Усиление тренда нестабильности в РФ и за рубежом

3. Недостаточность мер финансовой поддержки участников со стороны НСО и РФ

4. Сложности в привлечении бюджетных и частных инвестиций

4. Недостаток в профессиональных кадрах

5. Возрастающая потребность в организации эффективных механизмов продвижения продукции на внешних и внутренних рынках

6. Неразвитая система межкластерного сотрудничества / кооперации

-

| \ | I |__I

-'I

I I

. _ /

5. Основные показатели (показатели решения проблемы)

. Повышение уровня внешних и внутренних оценок ИС в НСО . Своевременное выполнение целевых показателей по кластерным программам и мероприятиям . Сохранение / рост рейтинга НСО по параметрам ИС

. Увеличение доли поступлений налоговых и других платежей в бюджет от развития кластеров . Рост объемов производства предприятий НСО, объединяемых в кластеры, в государственных программах по развитию производств

4. Задачи по решению основных проблем

Устранение оставшихся барьеров для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по развитию мер финансовой и иной поддержки Получение новых юридических статусов (например, статус участника проекта «Сколково») для дополнительных возможностей Формирование эффективной системы моделирования и мониторинга ИС Развитие межкластерного сотрудничества Использование эффективных инструментов мотивации кадров для привлечения к работе в условиях кластеров

Рис. 1. Результаты анализа институциональной среды в региональной кластерной политике НСО и подходы к ее развитию на основе метода «Проблемы и решения»

Показатели текущей институциональной среды

Моделирование, сценарии мероприятий и изменения факторов

Показатели прогнозируемой институциональной среды

в региональной кластерной политике

У V

Экспертиза мероприятий

по работе с факторами и мерами поддержки

Мероприятия по мониторингу институциональной среды

Принятие решений с финансовыми и нефинансовыми мерами государственной поддержки, решений по регулированию

Рис. 2. Система мониторинга и регулирования институциональной среды в региональной кластерной политике

Далее делается экспертная оценка приоритетности факторов, силы их влияния на показатели, вырабатываются предложения по мерам господдержки и иному государственному регулированию. Состав группы экспертов предлагается формировать на основе предложений Центра кластерного развития НСО. Результаты экспертных обсуждений, например полученных с применением деловой игры, оформляются в виде проекта изменений в официальные документы, который направляется в органы государственной власти для обсуждения и утверждения. Принятые решения потребуют контроля за новыми показателями институциональной среды, для чего будет нужен мониторинг и отчет по результатам мониторинга. На его основе уполномоченные организации решают вопрос о необходимости последующей экспертизы с предварительным моделированием. Далее процесс совершенствования повторяется в аналогичном порядке и может быть бесконечным.

Учитывая наличие сложностей в определении показателей и способов их измерения, для мониторинга был использован подход, основанный на подготовке управленческой отчетности в формате оценочных таблиц (табл. 2-5) и позволяющий устанавливать соответствие нормам и правилам, планируемым показателям деятельности с применением оценочной шкалы в баллах от 1 до N где N - максимальное значение баллов, соответствующее наилучшему результату по согласованию группой экспертов. Балльная оценка определяется на основе сбора данных от всех участников кластера с применением балльно-весового подхода. Текущие показатели работы участников кластера и специализированной организации с бюд-

жетным финансированием разделены автором на три блока (см. табл. 5). Выполнение этих показателей можно использовать также для мониторинга эффективности институциональной среды.

Таблица 2

Оценка соответствия участников кластера внешним нормативным требованиям с учетом опыта взаимоотношений с государственными контролирующими органами

Наименование области требований Балл (от 1 до N Вес Примечание

Бюджетное законодательство и соглашения о субсидиях

Соглашения ГЧП и МЧП

Бухгалтерский учет и отчетность по РСБУ и МСФО

Внутренний контроль и аудит

Налогообложение

Внешний аудит финансовой отчетности

Соблюдение требований законодательства по вопросам финансового мониторинга

Другие вопросы по картам государственного контроля

Промежуточный интегральный показатель К1

Таблица 3

Оценка соответствия участников кластера внутренним нормативным требованиям и принятым правилам поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование области требований Балл (от 1 до N Вес Примечание

Достоверность данных внутренней отчетности

Качество внутреннего контроля

Управление рисками

Организация делового партнерства и применение его форм

Внутренние конфликты

Соблюдение внутренней политики по вопросам финансового мониторинга

Качество оценки контрагентов

Кадровый потенциал

Выполнение показателей КР1

Программы развития, дорожные карты, функциональные схемы

Другие требования

Промежуточный интегральный показатель К2

Таблица 4

Оценка институциональной среды с точки зрения формирования благоприятных условий для развития кластера

Наименование вопроса Балл (от 1 до N) Вес Примечание

Федеральные нормативные документы по организации работы кластеров

Федеральные нормативные документы в сфере работы с субсидиями

Федеральные нормативные документы по инвестиционной деятельности и привлечению инвесторов

Региональные нормативные документы

Муниципальные нормативные документы

Планируемые федеральные нормативные документы со сроком введения до 1 года

Планируемые региональные нормативные документы со сроком введения до 1 года

Планируемые муниципальные нормативные документы со сроком введения до 1 года

Мероприятия, инициируемые органами власти

Доступность и удобность получения мер финансовой поддержки

Бюджетная эффективность

Условия конкуренции

Другие

Промежуточный интегральный показатель КЗ

Таблица 5

Влияние институциональной среды на показатели кластера

Наименование области требований Балл (от 1 до N) Вес Примечание

Текущая система применяемых показателей без участия в кластере и получения субсидий

Показатели, требуемые в соответствии с соглашением участия в кластере

Показатели, выполнение которых требуется по соглашению о предоставлении государственных субсидий для развития кластера

Промежуточный интегральный показатель К4

Для определения балльной оценки показателей в таблицах могут использоваться дополнительные вспомогательные формы, содержащие детализацию вопросов. Общий комплекс табличных форм предполагается реализовать в формате Excel.

Общий интегральный показатель КО может рассчитываться различными способами - как путем сложения промежуточных интегральных показателей, так и с применением балльно-весового подхода. Веса определяются экспертами в зависимости от приоритетности вопросов.

На основе разработанной оценочной шкалы экспертами дается оценка институциональной среды. Например, она может выглядеть в формате «светофора» с показателями шкалы А, Б, В (табл. 6) или в виде качественных оценок (табл. 7), как в риск-ориентированном подходе. Значения в шкале предполагается определить с учетом мнений экспертов.

Таблица 6

Применение метода «светофора»

Значение КО

Более А

От Б до А

Менее Б

Таблица 7

Оценка с использованием риск-ориентированного подхода

Значение КО Оценка уровня развития ИС

Более А высокий

От Б до А средний

От В до Б низкий

Менее В критический

Пользователями результатов мониторинга являются органы власти, органы управления кластером, заказчики по государственным программам, контрольно-ревизионные органы, институты развития. Информация в порядке мониторинга может им предоставляться в зависимости от заинтересованности в конкретном вопросе с учетом действующих компетенций и полномочий.

В целях уточнения порядка документального оформления отношений при внутренних и внешних механизмах, влияющих на институциональную среду и ее показатели, подготовлено распределение принятых норм и правил по институтам (табл. 8). Рассмотренная информация может способствовать выбору управляющих воздействий посредством корректировки отношений в результате применения утвержденных документов и принятых деловых правил по соответствующему институту. Например, если в кластере нет по институту доверия внутреннего документа, разработать и утвердить его в виде Кодекса корпоративного поведения. Если существуют конфликты, споры с органами власти в регионе, то инициировать корректировки Порядка взаимодействия со специализированными Советами, институтами развития, органами власти через официальные обращения.

Наличие многообразия критериев и условий институциональной среды, многочисленность факторов, возможных рисков показывает необходимость в корректном и системном ее моделировании, а также приводит к потребности создания надежных механизмов контроля.

В современных условиях рабочими инструментами, проверенными на практике, стали когнитивный анализ и когнитивное моделирование. Это принципиально новые элементы в структуре систем поддержки принятия решений. Предпосылками к применению когнитивного подхода к анализу сложных ситуаций является сложность анализа процессов принятия

управленческих решений в таких областях, как экономика, социология, экология и т. п., обусловленная многоаспектностью происходящих в них процессов и их взаимосвязанностью, невозможностью вычленения и детального исследования отдельных явлений (все происходящие в них явления должны рассматриваться в совокупности); отсутствием достаточной количественной информации о динамике процессов, что вынуждает переходить к качественному анализу таких процессов; изменчивостью характера процессов во времени и т. д. В силу указанных особенностей экономические, социальные и другие системы называются слабоструктурированными системами.

Таблица 8

Использование документов, информации, форм отношений

Наименование института Механизмы (примеры)

внутренние внешние

Институт кооперации Договор о совместной деятельности Соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), му-ниципально-частном партнерстве (МЧП)

Институт конкуренции и партнерства Внутренние конкурсы проектов Соглашения ГЧП и МЧП, конкурсы инвестиционных проектов

Институт коммуникаций Программное обеспечение для группы компаний Порядок участия в совещаниях с представителями органов власти

Институт координации Внутренние документы по управлению кластером Порядок взаимодействия со специализированными Советами, институтами развития, органами власти

Институт эгалитаризма Положение о комиссии по рассмотрению споров (третейском суде) Нормативные акты по защите интересов участников кластера и органов власти

Институт инноваций Положение о стимулировании внедрения инноваций Нормативные акты по интеллектуальной собственности

Институт генерации знаний Положение об учебных центрах, программы обучения Организация мероприятий по обмену опытом, раскрытию информации

Институт доверия Кодекс корпоративного поведения Получение рейтингов, званий, статусов

Институт защиты от оппортунизма Политика исключения конфликта интересов, политика мотивации деловой активности Публичная информация об опыте решения сложных проблем в условиях перемен

Институт контроля Внутренние документы по системе внутреннего контроля и управления рисками Нормативные акты и правила контрольно-надзорной деятельности

Технология когнитивного моделирования позволяет исследовать проблемы с нечеткими факторами и взаимосвязями в сложных системах, учитывая изменения внешней среды и используя объективно сложившиеся тенденции развития ситуации для предсказания возможных сценариев развития системы и выработки упреждающих воздействий при неблагоприятных развитиях ситуации.

По мнению известных ученых, работающих в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН, невозможно построить реально работающую модель, учитывающую пусть даже не все, а хотя бы сколько-нибудь значимые факторы, воздействующие на российскую экономическую динамику [18].

Когнитивный анализ и когнитивное моделирование не только имеют большое значение в изучении институциональной среды и подготовке альтернативных сценариев ее развития, но и выступают дополнительным источником доказательной базы для обоснования управленческих решений по регулированию институциональной среды.

Особую роль в формировании результатов кластеров играет корпоративное управление. При этом развитие корпоративного управления в кластере становится приоритетным направлением развития институциональной среды, а развитие института внутреннего контроля в кластере может стать эффективным инструментом, способом создания качественно новой корпоративной культуры.

В ходе исследования получены следующие выводы.

Принимая во внимание сложность процессов и недоработку некоторых вопросов в нормативных и корпоративных документах, стратегии формирования и мониторинга институциональной среды целесообразно оценивать в ходе качественной системной экспертизы различными методами, например с применением вариантов экономико-математического моделирования, стратегических сессий, деловых игр, когнитивного моделирования, стресс-тестирования и др.

Достоверность данных мониторинга институциональной среды необходимо обеспечивать технологиями государственного финансового контроля и внутреннего кластерного контроля с привлечением независимых экспертов.

Сформированная институциональная среда должна быть ориентирована на создание механизмов выявления ограничений и рисков, инструментов управления ими. В частности, к ним могут относиться мероприятия по противодействию сомнительным операциям, повышению налоговой безопасности участников кластерных проектов, содействию в достижении целевых показателей инвестиционных проектов с целью исключения ситуаций с возвратом полученных государственных субсидий в бюджет, повышению экономической грамотности, развитию системы внутреннего контроля в кластере.

Механизмы развития институтов предлагается реализовать путем совершенствования корпоративного управления, государственного финансового контроля, технологий многоуровневой экспертизы проектов (стратегий) формирования институциональной среды с участием независимых экспертов, государственных экспертов, экспертов из числа участников кластеров, экспертов институтов развития. Экспертиза здесь ориентирована на подготовку компромиссных решений по развитию институциональной среды для достижения запланированных показателей.

Рекомендуется организовать мониторинг институциональной среды с применением специально разработанных программных комплексов на основе рассмотренных методов моделирования. Они могут быть полезны не только в работе органов государственной исполнительной власти, органов государственного финансового контроля, но и для специализированных организаций кластеров.

Рассмотренные предложения могут способствовать оценке эффективности выполнения задач, поставленных в региональной кластерной политике.

Список литературы

1. Кулубеков Р. Р., Самойлова Л. Б. Институциональный подход в исследовании кластера // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 557-561.

2. Попов Е. В., Симонова В. Л. Экономические институты сетевых организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 23 (422). С. 2-15.

3. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. 300 с.

4. Ковалева Т. Ю., Радионова М. В. Обоснование приоритетных факторов эффективного кластерного развития региональной экономики // Вестн. УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15, № 6. С. 868-888.

5. Кучеренко О. В. Кластеры в региональной экономике: институциональная среда и тенденции развития в Омской области // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/issue/view?id=109

6. Дмитриева Л. В. Проектирование институциональной среды инновационного кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 5. С. 44-51.

7. Александрова Л. А., Матвеева О. В. Институциональный подход в кластерных исследованиях // Аграрный научный журнал. 2014. № 10. С. 65-69.

8. Земскова Е. С., Колосков Д. А. Институциональные особенности реализации региональной кластерной политики // Российское предпринимательство. 2014. № 20 (266). С. 137145.

9. Гареев Т. Р. Кластеры в институциональной проекции: к теории и методологии локального социально-экономического развития // Балтийский регион. 2012. № 3 (13). С. 7-29.

10. Колобова Е. А., Колобов А. Д., Теплова И. Г., Ягольницер М. А. Когнитивная модель кластера как институциональной системы // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 10. С.1039-1056.

11. Марков Л. С. Институциональные аспекты функционирования инновационного кластера // Менеджмент инноваций. 2010. № 4. С. 292-301.

12. Попов Е. В., Симонова В. Л., Казакова Д. М. Управление развитием институтов кластерных образований // Вестн. Перм. ун-та. Серия: Экономика. 2016. № 1 (28). С. 68-78.

13. Портер М. Э. Конкуренция. М.: ИД Вильямс, 2005. 608 с.

14. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Cluster: Concepts and Comparative Applications. 1999. URL: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/contents.htm (дата обращения 28.12.2017).

15. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E. W. The Cluster Policies White-book. Malmo, Sweden: International organization for knowledge economy and enterprise development, 2004. 250 p. URL: http://www.hse.ru/data/2012/08/08/1256387033/The_Cluster_Policies_ Whitebook_-_IKED.pdf (дата обращения 28.12.2017).

16. Barkley D., Henry M. Advantages and Disadvantages of Targeting Industry Clusters / Redrl research report 09-2001-01. South Carolina: Regional Economic Development Laboratory, Clem-son University, 2001. 9 p. URL: http://ageconsearch.umn.edu/bitstream/113337/2/redrl_ rpt3.pdf (дата обращения 28.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Комаров В. Ф., Волкова Л. В., Пирогов В. И. Проблемно-ориентированная методика решения организационно-экономических задач // ЭКО. 2008. № 7. С. 97-110.

18. Кулешов В. В., Алексеев А. В., Ягольницер М. А. Дорожная карта политики реиндуст-риализации: когнитивный инструментарий // Экономист. 2015. № 10. С. 51-63.

Материал поступил в редколлегию 16.01.2018

A. M. Vyzhitovich

Siberian Institute of Management -A Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Novosibirsk

FORMATION AND MONITORING OF INSTITUTIONAL CONDITIONS IN REGIONAL CLUSTER POLICY

Abstract

Development of a regional cluster policy is based on approaches related to refining the features and formation mechanisms of institutional conditions monitoring in modern conditions. Their development and implementation relies on measurement and modelling capabilities institutional support cluster policy measures.

The complex problems of design and cluster development in various sectors of the economy leads to a relevance review features relationships between actors in the cluster, a specialized organization, State and municipal authorities taking into account internal and external factors affecting results of operations of the cluster in the regional economy, as well as to the formation of convenient monitoring mechanisms for the regulation of action within the framework of the cluster policy.

The aim of the study was the development of a scientific approach to the study of peculiarities of formation and institutional conditions assessment of the clusters in the Novosibirsk region on the basis of the development of a system for monitoring its performance.

Against the background of activity clusters created question the significance of development of monitoring indicators of institutional conditions in the economic literature developed enough.

The author's suggested approach, based on developing a system for monitoring the institutional conditions regional cluster policy of the Novosibirsk region for subsequent regulation.

It takes into account the need for calculating current institutional conditions under the influence of groups of factors, need to run simulations on given scenarios, enabling peer assessment methods alternative strategies and options events. Shows the relationship of decision-making with monitoring institutional conditions.

The results of this research can be used in the work of the organs of State power, bodies of State financial control, cluster development, participants in the institutions and specialized organizations of the Novosibirsk region and cluster other regions.

Keywords

institutional conditions, cluster, monitoring, regional cluster policy

References

1. Kulubekov R. R., Samoilova L. B. [Institutional approach in the study of the cluster]. Molodoy uchenyi [The young scientist], 2014, no. 4, p. 557-561. (in Russ.)

2. Popov E. V., Simonova V. L. Economicheskie instituty setevych organisazyi [Economic institutions network organizations]. Ekonomicheskyi analis: teoriya ipraktika [Economic analysis: theory and practice], 2015, no. 23 (422), p. 2-15. (in Russ.)

3. Markov L. S. Teoretiko-Metodologicheskie osnovy klasternogo podhoda [Theoretical and methodological foundations bases of cluster approach]. Novosibirsk, IEOPP SO RAN, 2015, 300 p. (in Russ.).

4. Kovaleva T. Yu., Radionova M. V. Obosnovanie prioritetnykh faktorov effektivnogo klasternogo razvitiya regional'noy ekonomiki [Rationale for priority factors of effective clusters development of regional economy]. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Vestnik UrFU. Seriya: Economics and Management ], 2016, vol. 15, no. 6, p. 868-888. (in Russ.)

5. Kucherenko O. V. Klastery v regional'noy ekonomike: institutsional'naya sreda i ten-dentsii razvitiya v Omskoy oblasti [Cluster in the regional Economy: institutional and development trends in the Omsk region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 3, p. 272. (in Russ.)

6. Dmitrieva L. V. Proektirovanie institutsional'noy sredy innovatsionnogo klastera [Projecting the Institution of the National Environment innovative cluster]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2014, no. 5, p. 44-51. (in Russ.)

7. Aleksandrova L. A., Matveeva O. V. Institutsional'nyy podkhod v klasternykh issledova-niyakh [Institutional approach in cluster researches]. Agrarnyy nauchnyy zhurnal [Agrarian Scientific Journal], 2014, no. 10, p. 65-69. (in Russ.)

8. Zemskova E. S., Koloskov D. A. Institutsional'nye osobennosti realizatsii regional'noy klasternoy politiki [Institutional features of implementation of the regional cluster policy]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2014, no. 20 (266), p. 137-145. (in Russ.)

9. Gareev T. R. Klastery v institutsional'noy proektsii: k teorii i metodologii lokal'nogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Clusters in institutional projection: to the theory and methodology of local socio-economic development]. Baltiyskiy region [Baltw region], 2012, no. 3 (13), p. 7-29. (in Russ.)

10. Kolobova E. A., Kolobov A. D., Teplova I. G., Yagol'nitser M. A. Kognitivnaya model' klastera kak institutsional'noy sistemy [Cognitive model of the cluster as an institutional system]. Kreativnaya ekonomika [Creative economics], 2017, vol. 11, no. 10 (11), p. 1039-1056. (in Russ.)

11. Markov L. S. Institutsional'nye aspekty funktsionirovaniya innovatsionnogo klastera [Institutional aspects of innovative cluster functioning ]. Menedzhment innovatsiy [Management of innovations], 2010, no. 4, p. 292-301. (in Russ.)

12. Popov E. V., Simonova V. L., Kazakova D. M. Upravlenie razvitiem institutov klaster-nykh obrazovaniy [Management of cluster institutions]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Vestnik of Perm University. Series: The Economy], 2016, no. 1 (28), p. 68-78. (in Russ.)

13. Porter M. E. Konkurentsiya [Competition]. Moscow, Williams Publishing House, 2005, 608 p. (in Russ.)

14. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Cluster: Concepts and Comparative Applications. 1999. URL: http:// www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/contents.htm

15. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E. W. The Clus-ter Policies White-book. Malmo, Sweden, International organization for knowledge economy and enterprise development, 2004, 250 p. URL: http://www.hse.ru/data/2012/08/08/1256387033/The_Cluster_ Poli-cies_Whitebook_-_IKED.pdf

16. Barkley D., Henry M. Advantages and Disadvantages of Targeting Industry Clusters / Redrl research report 09-2001-01. South Carolina, Regional Economic Development Laboratory, Clemson University, 2001, 9 p. URL: http://ageconsearch.umn.edu/bitstream/113337/2/redrl_ rpt3.pdf

17. Komarov V. F., Volkova L. B., Pirogov V. I. Problem-oriented methodology solution of organizational-economic challenges]. EKO [ECO], 2008, no. 7, p. 97-110. (in Russ.)

18. Kuleshov B. B., Alekseev A. B., Yagolnizer M. A Dorozhnaya karta politiki rein-dustrializatsii: kognitivnyj instrumentarij. Economist [Economist], 2015, no. 10, p. 51-63. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the Author

Выжитович Александр Михайлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630102, Россия)

Vyzhitovich Alexandr M.

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of taxation, accounting and economic security, Siberian Institute of Management - A Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (6 Nizhe-gorodskaya Str., Novosibirsk, 630102, Russian Federation)

vam_70@mail.ru ORCID 000-003-0139-1317

Для цитирования For citation

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-2-35-48

Выжитович А . М. Формирование и монито- Vyzhitovich A. M. Formation and Monitoring of

ринг институциональной среды в региональ- Institutional Conditions in Regional Cluster Pol-

ной кластерной политике // Мир экономики icy. World of Economics and Management,

и управления. 2018. Т. 18, № 2. С. 35-48. 2018, vol. 18, no. 2, p. 35-48. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.