Научная статья на тему 'Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности'

Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности

Аннотация: предложен комплекс мер, направленных на определение и анализ факторов, влияющих на процессы перемещения товаров от производителя к потребителям, и учета в производственно-сбытовой деятельности предприятий легкой промышленности с целью обеспечения условий их длительного выживания и развития на рынке

Ключевые слова: маркетинг товаров легкой промышленности, конкуренция, рыночная экономика

Mirko N.V., Marketing as a basis of competition in the market product of light industry

A set of measures aimed at identifying and analyzing the factors influencing the processes of moving goods from producer to consumer, and taking into account the supply of light industry in order to ensure the conditions for their long-term survival and development of the market. Key words: marketing of products of light industry, competition, market economy.

Учитывая реалии рыночной экономики, необходимо применять инструментарий маркетинга, который следует рассматривать как методологию рыночной деятельности предприятий легкой промышленности и, одновременно, как одну из функций управления. Маркетинг (от англ. Market- «рынок»), что дословно переводится как «знание о рынке», означает деятельность в сфере рынка. Это одна из систем управления предприятием легкой промышленности, которая предполагает тщательный учет покупательского спроса и ситуации на рынке еще до принятия хозяйственных решений; система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка. Маркетинг товаров легкой промышленности являет собой систему организации работы предприятия (фирмы), при которой производственные решения принимаются на основе специального изучения требований рынка, их управления и прогноза. Подчинение работы предприятия рыночным требованиям - суть маркетинга как искусства установления непосредственной связи производства и обращения. Целью маркетинга является создание условий для наибольшей адаптации производства к требованиям рынка, производства именно того, что нужно покупателям. Маркетинговая деятельность обеспечивает движение товаров от производителя (поставщика) к потребителю. Следовательно, маркетинг требует тщательного анализа процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений: что производить и в каком количестве, для кого и по какой цене продавать. Маркетинг - это наука изучения рынка, путей стимулирования спроса на продукцию, товары. Чёткое определение предмета маркетинга в экономической литературе отсутствует. Но можно утверждать, что маркетинг - особая отрасль экономической науки, которая занимается изучением и решением проблем рационализации производства путем разработки соответственного инструментария. Концепция маркетинга - это ориентация производителей на потребности потребителей. Именно потребность потребителей является основным объектом внимания производителей товаров и услуг. Маркетинг называют философией бизнеса, феноменом экономики перепроизводства, когда спрос перенасыщен избыточным предложением. Возник он в США в начале XX века как обобщение практики неценовой конкуренции в условиях обострения сбыта (перепроизводства) продукции. Маркетинг означает, что товаропроизводитель (предприятие, фирма) от пассивной монофункции - предложение (производство) товаров - переходит к активной полифункции: наряду с производством товаров активно формирует спрос. Проникновение «предложения» в сферу «спроса» является признаком развитой рыночной экономики, выдающимся достижением рыночной цивилизации.

Главная цель маркетинга товаров легкой промышленности как рыночной организации предприятия (фирмы) состоит в том, чтобы создать систему опережающего оперативного отоб-

Мирко Наталья Викторовна

3.

к.н.г.у., доцент, заместитель зав. кафедры «Учета и аудита», Академии муниципального управления, г. Киев, Украина igoreha2@ukr.net

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале ражения данным производством запросов рынка. Маркетинг является системой рыночной организации микроэкономики.

На первых порах маркетинг возник как средство познания конкретной рыночной ситуации, метод получения достоверной информации о структуре, размерах, географию спроса на уровне отдельной фирмы. Все это нужно фирме для её ориентации в производственно-хозяйственной деятельности. Маркетинг - это, по сути, деятельность субъектов рынка по регулированию своих экономических отношений. Он выступает четкой организационной формой современного производства, совершенствуя его. С целью оперативного реагирования на потребности потребителя производители должны быстро менять ассортимент продукции, улучшая ее качество. Чтобы достичь этого, необходимо систематически внедрять новую технику и технологию, прогрессивные формы организации производства и труда. Одна из главных заповедей маркетинга: «Знать, что нужно покупателю сегодня и предвидеть то, что он захочет купить завтра». Исходя из этого, главная задача маркетинга состоит в том, чтобы достичь максимального, в сравнению с емкостью рынка, объема рыночного спроса. Обусловили появление маркетинга объективные потребности высокоразвитой бездефицитной экономики. Маркетинг возник при достаточно высоком уровне развития материально-технической базы производства, товарного рынка, наличия конкурентной борьбы между товаропроизводителями за потребителя, высоком жизненном уровне населения и т.п. При насыщенности рынка товарами особенно ощущается потребность в маркетинге, поскольку производство уже не может развиваться без знания спроса на конкурирующую продукцию производства.

Главной задачей маркетинга на рынке товаров легкой промышленности являются: изучение покупательского спроса на товары и услуги с целью улучшения сбыта продукции, в частности изучение конъюнктуры и динамики платежеспособного спроса на производимую на данном предприятии продукции, процессов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта готовой продукции, определение методов ее транспортировки; обоснование планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, управления торгово-коммерческой деятельностью и персоналом, который ее осуществляет, организация обслуживания потребителей; прогноз роста доходов потенциальных потребителей и размеров их потребностей в данном товаре, использование рекламы как главного способа неценовой борьбы с конкурирующими фирмами; стимулирование сбыта данной продукции путем привлечения покупателей, путем предоставлением льгот, расширения гарантийных прав потребителя, организации лотерей, выставок-продаж, выплаты премий при определенных условиях покупки и т.д., планирование товарного ассортимента (« дифференциация товаров») с учетом социально-психологических установок различных групп потребителей (общественное мнение о социальном престиже покупки данного товара, колебаний моды, дизайна и т. д.); специальная организация торгового обслуживания потребителей по принципу: не покупатель должен идти к товару, а товар должен «догонять» потенциального потребителя.

На практике принципы маркетинга реализуются тремя последовательными этапами действий: 1) составление ассортиментной программы производства фирменной продукции на основе изучения рынка, в т.ч. планов конкурентов; 2) тщательное выполнение намеченной производственной программы, которая включает подбор поставщиков и связь с ними, контроль над структурой и качеством ассортимента; 3) осуществление программы маркетинга - плана захвата рынка сбыта продукции.

Главная цель программы маркетинга, которая состоит фирмой - определение общих принципов конкурентной борьбы и путей усиления позиций на рынке. При маркетинге «сердцем» предприятия становится специальное управленческое звено - отдел маркетинга, который концентрирует действия в области сбыта, качества продукции, цены и рекламы. Управление маркетингом - это процесс, направленный на достижение желаемого объема продаж товара на льготном рынке. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на спрос таким образом, чтобы это помогало достижению поставленной цели. По этому, управление маркетингом - это управление спросом.

Служба маркетинга - одна из главных управленческих звеньев современной корпорации, которая координирует рыночную деятельность фирмы и во многом определяет ее производ-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале ственную, техническую и финансовую политику. Маркетинг подчиняет требованиям рынка деятельность предприятий, заставляя их быть активными не только в сфере предложения, но и в сфере спроса. Ориентация производства исключительно на текущий спрос недостаточна. Следовательно, нужно изучать перспективный спрос, который формируется под влиянием различных факторов - развития научно-технического прогресса, изменения возрастной и профессиональной структуры населения, изменения (рост или снижение) уровня жизни населения, моды и т.д. В связи с этим применяется стратегическое планирование. В результате этого и возник стратегический маркетинг.

Главной задачей стратегического маркетинга является поиск так называемой рыночной «ниши», «щели», под которой подразумевается возможность сбыта продукции с определенными функциями и потребительскими свойствами с учетом конкретных групп потребителей. Это дает фирме существенные преимущества над конкурентами. В США, например, 80% крупнейших корпораций придерживаются правил маркетинга при принятии деловых решений. В этой и многих других странах работают научно-исследовательские фирмы, которые выполняют по договорам с предприятиями маркетинговые исследования, которые помогают производителям лучше овладеть рыночной конъюнктурой, добиваться успеха в конкурентной борьбе. Многие исследовательские службы выполняют заказы по маркетингу в применении к конкурентным группам товаров и способствуют тем самым приумножению и укреплению связей между производством, оборотом и потреблением.

Стратегия маркетинга требует решения следующих задач:

выбор сегмента рынка, в рамках которого будет действовать фирма;

определение основных средств и методов, которые обеспечат высокую конкурентоспособность изделий, продукта фирмы;

определение оптимальных сроков деятельности фирмы на данном рынке, исходя из перспективного прогнозирования.

В условиях создания рыночной экономики при дефиците товаров и услуг возникает вопрос: «нужен ли маркетинг Украине?" Если исходить из состояния экономики нашей страны, то ответ на поставленный вопрос будет положительным. Да, маркетинг Украине нужен. С утверждением и укреплением рыночной экономики потребность в нем обязательно появится. Перед отечественными предприятиями возникают проблемы, что и сколько производить, кому и по какой цене продавать. С развитием конкуренции наши предприятия будут вынуждены заниматься маркетинговой деятельностью. Особенно ощутимой необходимость в маркетинге будет на предприятиях, которые планируют выходить на мировой рынок. Исходя из будущих потребностей в маркетинге, уже сегодня нужно проводить такую работу:

Готовить для предприятий кадры по маркетингу. Включать маркетинг в программы всех форм подготовки и переподготовки специалистов по экономике, а также повышение их квалификации. Теорией и практикой маркетинга должны овладеть специалисты предприятий и фирм. При этом, необходимо обратить особое внимание на изучение зарубежного опыта маркетинговой деятельности. Это позволит нам перейти к рыночной экономике с наименьшими ошибками и потерями.

Предприятия и фирмы должны активно включаться в работу по поиску деловых партнеров (поставщиков и потребителей), по планированию производства и сбыта продукции, по разработке и производству новых товаров с учетом принципов маркетинга.

Внедрять эффективные маркетинговые службы на предприятиях и фирмах. На государственном уровне проводить научные исследования в области маркетинговой деятельности. Создать систему специальных маркетинговых исследовательских и консультационных компаний.

Литература:

1. Грищенко 1.М. Маркетинговi основи комерцшного посередництва: навч. поаб. - К.: Грамота, 2006. - С. 163-208.

2. Крючкова О. Маркетинговi стратеги в умовах глобалiзацií ринюв // Держава та регюни. - 2007. - №3. - С. 149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.