Научная статья на тему 'Маркетинговые проблемы регионального АПК в условиях вступления РФ в ВТО'

Маркетинговые проблемы регионального АПК в условиях вступления РФ в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые проблемы регионального АПК в условиях вступления РФ в ВТО»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Маркетинговые проблемы регионального АПК в условиях вступления РФ в ВТО

Аннотация: одним из проявлений интеграции страны в мировую хозяйственную систему является вступление ВТО. Вопросы, поднятые в статье, являются важными для эффективной деятельности предприятий АПК

Ключевые слова: маркетинг, сельское хозяйство, тенденции развития

Baliyants K.M. Marketing problems of regional agro-industrial complex in Russia's entry into WTO

One manifestation of the country's integration into the global economic system is to join the WTO. The issues raised in the article, are important for the efficient operation of agricultural enterprises Key words: marketing, agriculture, development trends

Весь спектр вопросов маркетинговой деятельности - начиная от стратегического управления отраслями АПК до принятия взвешенных управленческих решений на уровне хозяйствующих субъектов - отражают сложившиеся условия рынка, ориентированные на производство сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки для удовлетворения интересов производителей и потребителей Республики Дагестан и тех регионов, куда поставляется местная продукция.

Цель маркетинговой деятельности предприятий - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей.

Основные задачи маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.

Маркетинговую деятельность в сельскохозяйственных и агропромышленных предприятиях могут осуществлять специальные отделы или работники. Учитывая, что 88,3% опрошенных предприятий в аграрном секторе Дагестана- это микропредприятия (численность до 15 человек) [1], в фермерских крестьянских хозяйствах, в личных хозяйствах и других предприятиях малого бизнеса маркетинговые функции обычно выполняются их руководителями (членами семьи).

Важно, что маркетинг затрагивает не только исследования рынка, но и вопросы организации и управления производством, особенности менталитета и психологии тех слоев населения, на который будет направлен рынок сбыта продукции, а также вопросы финансирования, кредитования, права, наличие навыков самостоятельно принимать маркетинговые решения и овладевать новыми современными приемами ведения агробизнеса, основанными на достижениях научно-технического прогресса.

В условиях, когда РФ находится на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию, возникает необходимость в дополнительном изучении основ международного маркетинга, законодательной базы, достижений зарубежной науки в области принятия соответствующих управленческих решений.

По опросу осведомленности предпринимателей о ВТО, выяснилось, что достаточно осведомленными считают себя- 13,3%- среди малых и средних предприятия агропромышленного сектора [1]. Данный процент очень мал, учитывая, что Дагестан во многом является сельскохозяйственной республикой с широкими и большими реальными возможностями для развития данных отраслей.

Балиянц Карина Михайловна

9

к.э.н., научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Какие же последствия могут ожидать рынок сельскохозяйственного продовольствия после ратификации договоров ВТО?

На этот вопрос нет однозначного ответа в силу того, что специальных показателей готовности регионов к работе в условиях вступления России к ВТО нет, как нет и единых для регионов методик расчета прогнозируемых последствий для местных рынков сбыта продуктов питания. Думается, что важным является вопрос о сезонной обеспеченности региона местной сельскохозяйственной продукцией и гибкого реагирования экономической политики республики в целом и отдельных предприятий на изменение спроса и предложения по временам года, чтобы в рамках действующего законодательства оперативно и с наибольшей выгодой продвигать сельхозпродукцию на местном рынке и рыках РФ, а также за рубеж.

Говоря о последствиях вступления России в ВТО для средних и малых предприятий агробизнеса республики надо сказать, что Рердлробострение конкуренции на фоне неконкурентоспособной продукции дагестанского производства приведет к ухудшению положения малых и средних дагестанских агропроизводителей. Однако, часть крупных агропредприятий получат шанс выйти на зарубежные рынки, получить доступ к новым технологиям.

Подавляющее большинство компании в настоящее время имеют крайне низкий уровень обеспеченности импортным оборудованием, которое надо потом еще обслуживать, поэтому существует большая потребность в приобретении более эффективных технологий и оборудования. И здесь на первый план выходит поддержка государства.

На сегодняшний день государственная поддержка сельскохозяйственного производства в республике осуществляется в виде целевого бюджетного кредитования и субсидирования по направлениям государственных программ. Незначительное место отводиться информационным консультационным услугам. Однако, судить об эффективности вложения этих средств не представляется возможным, в силу того, что такой учет не ведется. И, хотя субъекты малого и среднего предпринимательства агропромышленного сектора считают наиболее эффективными мероприятиями госсубсидии на повышение эффективности с/х производства, компенсации процентной ставки по кредитам , а также госгарантии по займам, на наш взгляд было бы разумно направить государственные финансовые вложения и в другие направления.

Так, на сегодняшний день, довольно низка финансовая устойчивость предприятий, государство практически не оказывает помощь в рекламе и продвижении товара, в поиске и поддержке в приобретении новых технологий, внедрения инноваций.

В агропромышленном секторе можно выделить такие перспективные направления развития как мелиорация, осушение болот, рекультивация земель, строительство прудов, рыбоводство, расширение посевных площадей под садоводство, под виноградники, агротуризм.

Для развития садоводства и виноградарства и продвижения данной продукции на местный и российский рынок необходимо делать закладку новых промышленных насаждений сертифицированным посадочным материалом, для чего необходима система собственного питомни-ководства, ориентированного на международные стандарты посадочного материала для винограда и для фруктовых деревьев.

Опыт развитых стран показывает, что при всей важности прямого финансирования агропромышленного комплекса, одного кредитования и субсидирования недостаточно.

Таким образом, в случае вступления РФ в ВТО малые и средние агропредприятия Дагестана получат стимул для развития в виде усиления конкурентной борьбы, а также доступ к более дешевым технологиям и оборудованию. Для того, чтобы модернизация проходила успешно и малый бизнес оставался конкурентоспособным, агропредприятия должны иметь соответствующие финансовые средства, а это возможно только в случае оптимизации сбытовой инфраструктуры, доступа к финансовым ресурсам, в т.ч. господдержке, инвестициям и кредитам, а также при информационной поддержке со стороны правительства республики Дагестан.

Перспективными направлениями государственной поддержки в условиях вступления в ВТО представляются:

1. Государственные гарантии по займам - в частности с помощью госзакупок.

2. Снижение давления государства - льготное налогообложение

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

3. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции, системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса научно-исследовательской и методической информацией, распространение информации о предприятии, его продукции и услугах, целевой поиск клиентов и партнеров в других регионах РФ и за рубежом, рекламная поддержка.

4. Закупочная ценовая политика государства, государственный заказ.

5. Финансирование участия в выставках.

6. Развитие сельской инфраструктуры - дорожной, инженерной сети, коммуникаций.

7. Для Республики Дагестан крайне необходимо своевременное решение вопросов защиты отечественных производителей, регулирования тарифов на продукцию, производимую в республике (коньяк, марочные вина, консервы в ассортименте, сельскохозяйственная продукция,), по доступу на международный рынок республиканских товаров.

8. Меры проводимой структурной реформы должны обеспечить системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции аграрно-продовольственного сектора, развитие социальной и рыночной инфраструктуры (информационной, транспортной, торговой, финансовой) села, направить государственное финансирование и другие меры поддержки на мероприятия «зеленого ящика», которые не ограничиваются обязательствами ВТО, поддержка агрессивного экспорта и содействие притоку инвестиций в сектор.

9. Проведение маркетинговых исследований для сельскохозяйственных предприятий региона, с учетом ассортимента и качества выпускаемой продукции и доведение информации о рынках сбыта до производителей. Полезной была бы организация рекламных компаний и ярмарок в других регионах, куда сами производители либо оптовики могли бы вывозить местную продукцию в сезоны ее перепроизводства.

Литература:

1.Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО // Научные труды ВИАПИ. 2002. Вып. 6, а также сборник статей, изданный экономическим факультетом МГУ: ВТО и сельское хозяйство России // М.: ТЕИС, 2003; Материалы Никоновской конференции «Агропродовольствен-ная политика и вступление России в ВТО». М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2003

2. Материалы и предложения о возможных последствиях для Республики Дагестан предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - государственная сельхозакадемия, 2008

3. Отчет о маркетинговом исследовании «Определение степени готовности и уровня конкурентоспособности субъектов МСП Республики Дагестан для деятельности в условиях открытых рынков ВТО» Махачкала, 2010 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.