Научная статья на тему 'Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО'

Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ВТО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРАРНЫЙ РЫНОК / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / STATE SUPPORT OF DOMESTIC AND REGIONAL AGRICULTURE / WTO / COMPETITIVENESS / AGRARIAN MARKET / SUBJECTS OF MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балиянц Карина Михайловна К.Э.Н.

Вопросы государственной поддержки отечественного и регионального сельского хозяйства являются одними из самых острых углов наступившего членства в ВТО, что усиливает необходимость совершенствования аграрной политики Российской Федерации, в том числе в регионах, с точки зрения социальной значимости компенсации последствий присоединения нашего государства к ВТО для оказавшихся неконкурентоспособными субъектов сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA AND WTO MEMBERSHIP

Questions of the state support of domestic and regional agriculture are one of the most acute angles of the come WTO membership that strengthens need of improvement of an agrarian policy of the Russian Federation, including for regions, from the point of view of the social importance of compensation of consequences of accession of our state to the WTO for appeared noncompetitive subjects of agriculture.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

БАЛИЯНЦК.М.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РОССИИ И

ЧЛЕНСТВО В ВТО

Вопросы государственной поддержки отечественного и регионального сельского хозяйства являются одними из самых острых углов наступившего членства в ВТО, что усиливает необходимость совершенствования аграрной политики Российской Федерации, в том числе в регионах, с точки зрения социальной значимости компенсации последствий присоединения нашего государства к ВТО для оказавшихся неконкурентоспособными субъектов сельского хозяйства.

BALIYANTS K.M.

STATE SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA AND WTO MEMBERSHIP

Questions of the state support of domestic and regional agriculture are one of the most acute angles of the come WTO membership that strengthens need of improvement of an agrarian policy of the Russian Federation, including for regions, from the point of view of the social importance of compensation of consequences of accession of our state to the WTO for appeared noncompetitive subjects of agriculture.

Ключевые слова: государственная поддержка отечественного и регионального сельского хозяйства, ВТО, конкурентоспособность, аграрный рынок, субъекты хозяйствования

Keywords: state support of domestic and regional agriculture, WTO, competitiveness, agrarian market, subjects of managing

Для России и её регионов внешнеторговая деятельность была и остается одним из важнейших вопросов национального развития по объективным природно-климатическим и историко-экономическим условиям. Важным направлением интеграции страны в мировую хозяйственную систему является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое должно способствовать снижению транзакционных издержек и инфляции.

Отдельной задачей в рамках отношений с Евросоюзом и подготовкой к вступлению в ВТО является создание системы внешнеторговой защиты российского рынка для социально значимых категорий отечественных субъектов хозяйствования.

К настоящему времени уже имеют место различные оценки и сценарии экономических последствий вступления России в ВТО, в основном на уровне российской экономики в целом, проводимые ведущими российскими науч-

ными институтами. Однако на сегодняшний день еще не выработан экономически и научно обоснованный подход к решению специфических проблем сельского хозяйства отдельных регионов при вступлении России в ВТО, в частности - для Республики Дагестан, а определение перспектив агропромышленного производства в этих условиях может существенно влиять на экономику региона.

В современных условиях положение сельского хозяйства России таково, что оно нуждается в системных мерах по выходу из кризиса. Страна находится в опасной зависимости от импорта продовольственных товаров. Свыше 50% сельскохозяйственной продукции ввозится из-за рубежа, а крупные города зависят от импортных поставок продовольствия на 70-80% [1]. Думается, что в России, в отличие, например, от Японии, такая зависимость от импорта вызвана катастрофическим разрушением сельского хозяйства.

Особое внимание стоит обратить на то, что уровень оплаты труда и уровень очень низок в большинстве регионов страны. Пенсия в среднем у сельского жителя также ниже, чем у горожанина, на селе самый высокий уровень безработицы -68% [1]. В Дагестане эта проблема стоит еще острее из-за малоземелья и замыкающего плодородия большей части сельхоз угодий.

Отсутствие дешевых кредитов не позволяет осуществить стратегический проект по техническому перевооружению сельского хозяйства, опираясь на возможности отечественного машиностроения.

Слабо развита инфраструктура села: дороги, подъездные пути, жилища, коммуникации (вода, канализация, Интернет, газ).

На сегодняшний день для повышения конкурентоспособности отечественных предпринимателей сельского хозяйства (в таких регионах, как Дагестан, ими производится большая часть сельскохозяйственной продукции) по сравнению с азербайджанскими, турецкими и израильскими фермерами необходимо воссоздать на современных основах систему перерабатывающей, закупочно-сбытовой, сервисной кооперации, чтобы выращенная и собранная продукция могла быть доведена до конечного потребителя в цивильном переработанном виде оперативно и без необоснованно высоких наценок, которые даже внутри региона по некоторым продуктам достигают двести процентов от оптовой цены изготовителя.

Самое опасное для современного села то, что кризис какой-то отрасли территориальной специализации сельского хозяйства постепенно переходит на все стороны жизнедеятельности людей, связанные с аграрным производством, втягивая все окружающие сельские отрасли экономики и территории. В горном селе Дагестана не хочет жить и работать молодежь, считая неперспективными и нерентабельными вложения своих сил в данную сферу деятельности при низкой механизации труда на мелкоконтурных склоновых участках.

При современном уровне технологий производительность труда, а, значит, и уровень доходов в горной (сельской) местности значительно меньше, чем на равнине (в городе). Поэтому для миграций на постоянное житель-

ство в горы (село) отсутствует экономическая мотивация. Вся проблема в том, что выехавшая в город на учебу молодежь возвращается только в села с хорошей демографической ситуацией, где и так ощущается нехватка земли. Это феномен превышения социальных мотиваций над экономическим интересом. Старение демографической структуры населения горных сел выше определенного уровня превышения численности пенсионеров над численностью детей означает перспективу запустения этого села [2, с.83].

По нашему мнению, разрешить этот системный кризис в сельской местности большинства регионов России без активного участия и планомерного содействия государства не представляется возможным.

На фоне такого шаткого положения в сельском хозяйстве России и её регионов наконец положительно завершились переговоры о вступлении в ее члены, которые вот уже второй десяток лет Правительство РФ ведет с Всемирной торговой организацией (ВТО).

Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими членами. Фирмы, выступающие экспортерами на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, вынуждены заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении высоких технологий. Это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства — члена ВТО. Конечные потребители в таких странах благодаря либерализации внешней торговли получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения. В результате для них расширяется диапазон выбора и, следовательно, возможности более эффективного использования доходов. Однако при этом необходимо соблюдать правила, предусмотренные документами этой организации. Крупные страны-экспортеры, несомненно, получают выгоды от снижения таможенных торговых барьеров, препятствующих их входу на рынки других стран.

Для России, не преодолевшей на сегодняшний день системного кризиса при переходе от централизованно-управляемой экономики к рыночной, необходимость либерализации торговли, снижения или устранения торговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования импорта и прочих мер протекционистского характера, предусматриваемые членством в ВТО, оказывается весьма болезненной политикой. Помимо прочего, снижение таможенных пошлин ведет к сокращению доходов государственного бюджета и коррупционно-бюрократической дани. Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требуются значительные капитальные вложения в производство и инфраструктуру.

Россия вела переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года, при этом во внешнеэкономической политике российская сторона всегда стремилась отстаивать свои государственные интересы, но далеко не всегда достигала в этом успеха. Одна из причин — жесткая позиция ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа своей продукции на российский рынок (Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Канада и другие государства Кэрнской группы).

С другой стороны, ВТО придется снимать дискриминационные барьеры для экспорта российских товаров в США и развитые страны. В частности, Евросоюз, на который приходится 35 процентов российского экспорта, должен будет отменить порядка 60 квот и ограничений. То же самое можно сказать и о нашем импорте, где действуют свыше 100 ограничений. Главным условием вступления в ВТО является снижение ввозных таможенных пошлин. Это реальные потери для бюджета и чиновничьего класса.

На сегодняшний день остались отложенными разногласия как по тарифным уступкам, так и по услугам. Несмотря на то, что к настоящему времени согласовано 85% тарифа России, 15% несогласованных позиций - это отложеные на 10 лет наиболее чувствительные для некоторых влиятельных экономических кругов России позиции. Уступки по ним для современной элиты России если и возможны, то в очень небольшом размере. В числе «несогласованных» остаются такие сектора экономики, как авиация, автомобильная промышленность, сельское хозяйство, в которых, тем не менее, наши фирмы в техническом отношении безнадёжно отстали.

Предполагается, что снижение пошлин будет постепенным и только по 9 процентам позиций товарной номенклатуры на сегодня действуют относительно невысокие пошлины. Переговоры проходят трудно, приходится согласовывать позиции с десятками стран. Особенно - по вопросам регулирования аграрного сектора.

В России максимальная импортная пошлина на продукцию сельского хозяйства составляет 30 процентов. В странах Евросоюза со значительно более высоким уровнем жизни ставки доходят до 200-300 процентов. Тем не менее, если следовать правилам ВТО, тарифы, действующие на момент вступления в организацию, надо будет заморозить на 6-7 лет, после чего снизить не менее чем на 15 процентов.

Кроме того, участие в ВТО предполагает ежегодное снижение объемов государственной поддержки сельского хозяйства. Россия на всякий случай настаивает, чтобы в качестве точки отсчета принять сумму в 18-20 миллиардов долларов. Представители ВТО предлагают начать с существующего уровня, который не превышает 2 миллиардов долларов. Надо добиваться компромисса, подобного тому, какого добилась Литва. В ВТО максимальный уровень господдержки отдельных отраслей не должен превышать 5 процентов от объема производимой ими продукции, Литве разрешили, чтобы дотации агропромышленному комплексу составляли на переходный период 11 процентов. Конечно, открытие внутреннего рынка для импортных товаров должно способствовать созданию настоящей конкурентной среды, появлению новых стимулов для производителей и потребителей, приближению к новому качеству жизни и важнейшему социальному эффекту - появлению новых возможностей выбора.

По нашим прогнозам, более других от снятия таможенных барьеров пострадают ориентированные на регионального потребителя мелкотоварные крестьянские фермы в сельском хозяйстве. При формировании системы мер, призванных защитить этих товаропроизводителей, не стоит забывать, что

кроме пошлин существуют иные способы защиты внутреннего рынка, и они не противоречат правилам ВТО. Другое дело, что надо их эффективно применять. Это прежде всего валютный курс (сейчас рубль дорогой, но от этого выше уровень жизни потребителей), национальные параметры стандартизации и сертификации продукции, технические процедуры допуска импортных товаров, зачастую скрывающих за дешевизной низкие вкусовые качества.

Сейчас только начинаются попытки их оценить, поскольку просчитать такие последствия невозможно, можно только построить различные сценарии с позиций разных сословий. К сожалению, единого мнения по расчетам последствий от вступления в ВТО в России нет.

Нам представляются следующие направления деятельности государства по поддержке АПК в условиях активного влияния правил ВТО:

1. Направить усилия государства на научную деятельность бюджетных организаций в области: разработки сельскохозяйственных технологий, новых сортов растений и пород сельхоз животных; разработки и внедрения мер поощрения инноваций и модернизации в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающих отраслях, а также в отраслях, находящихся в непосредственной взаимосвязи с агропромышленным производством (машиностроение, производство оборудования, химикатов, удобрений, разработка новых методов борьбы с вредителями и болезнями сельхозкультур);

2. Способствовать повышению грамотности крестьян в отношении законодательной базы их деятельности, налоговой и других видов отчетности, информированию о возможных льготах, субсидиях, дотациях, других финансовых, налоговых, таможенных и прочих мерах регулирования сельскохозяйственной деятельности.

3. Финансировать проведение мероприятий по мелиорации, экологии, повышению качества и облагораживанию почв;

4. Поощрять развитие территориальной специализации производства с учетом биоклиматических особенностей и ресурсного потенциала занятия регионом лучшего места в аграрном рынке;

5. Осуществлять последовательней аграрный протекционизм не в пользу заинтересованного конкретного олигарха, а с тем чтоб во главе решения стояли реальные приоритеты сельского развития, нуждающегося в активной государственной поддержке через вкладывание средств в облагораживание сельской местности, повышение уровня и качества жизни сельского населения, что позволило бы обеспечить приток молодых специалистов на село, людей желающих и способных заработать свой кусок хлеба на земле для себя, своей семьи и общества в целом. Такие меры способствовали бы также оздоровлению социально-экономического климата в обществе, способствовали бы повышению его социальной стабильности.

6. Развивать инфраструктуру сельского хозяйства (чему не препятствуют правила ВТО) - модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, дорожной сети, систем связи,

7. Налаживать систему организованного оптового сбыта произведенной сельхозпродукции, как с помощью финансовых рычагов (гозакупок), так и организационного (гарантированный оптовый сбыт) и административными ограничениями.

8. Вести систему оценки финансирования АПК не с точки зрения оценки освоения выделенных финансовых средств, но и по результатам их освоения, эффективности их вложений.

После вступлении России в ВТО государству необходимо обратить

внимание на решение следующих задач:

1. Поддержать конкурентоспособность аграрного сектора России на внутреннем и внешних рынках (по крайней мере, в первые годы после присоединения к ВТО).

Вступление в ВТО накладывает на новых членов более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем те, которые взяли на себя старые члены этой организации. Кроме того, в переговорном процессе коалиции экспортеров выступают солидарно, а государства — участники СНГ действуют поодиночке, что делает их позиции в переговорном процессе неравными. В настоящее время правила ВТО не предусматривают особых режимов для государств с переходной экономикой, которые только выходят из тяжелого кризиса, таких как Россия. Одновременное же снижение государственной поддержки, открытие рынков и отказ от экспортных субсидий будет иметь отрицательные последствия и для производителей, и для бюджета, и для продовольственной безопасности страны.

По расчетам ВИАПИ либерализация российского рынка по правилам ВТО приведет к снижению доли России в мировом экспорте аграрной продукции до одного процента при одновременном увеличении доли в импорте до 2,3 процента. Стоимость импорта превысит стоимость экспорта на 7,3 миллиарда долларов. Этот «прирост» дефицита на 4 миллиарда долларов можно интерпретировать как величину суммарного риска, связанного со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО на принятых в настоящее время условиях. Эта величина в два раза превышает расходы на сельское хозяйство в консолидированном бюджете РФ и составляет 15 процентов от стоимости валового выпуска продукции отрасли [3].

2. Способствовать интеграции аграрных рынков государств — участников СНГ и формированию Общего аграрного рынка, так как правила ВТО не препятствуют созданию региональных торговых соглашений и союзов. Возможно наладить регулярную взаимную информацию и консультации о переговорных позициях, о способах решения наиболее сложных вопросов, о реализации обязательств после присоединения к ВТО.

3. Обеспечить научное сопровождение процессов присоединения и последующего членства России в ВТО, разработке актуальных направлений научных исследований по проблемам внешней торговли и

присоединения РФ к ВТО - развитие теории и практики интеграции аграрных рынков в условиях экономической глобализации позволит объективно оценивать ближайшие и долгосрочные последствия вступления России в эту международную организацию.

4. Подготовку в стране специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.

Исследования состояния проблемы на федеральном уровне свидетельствуют о безусловной перспективности членства России в ВТО, но с отстаиванием выгодных для своей экономики условий, опирающихся на научно обоснованный подход.

_Литература_

1. Фигуровская Н. «Современное состояние сельского хозяйства требует результативных действий государства» Экономист, №8, 2009 г.

2. Багомедов М.А. Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №3, с. 78-85

3. Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО // Научные труды ВИАПИ. 2002. Вып. 6, а также сборник статей, изданный экономическим факультетом МГУ: ВТО и сельское хозяйство России // М.: ТЕИС, 2003; Материалы Никоновской конференции «Агро-продовольственная политика и вступление России в ВТО». М.: Энциклопедия российских деревень, ВИАПИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.