Научная статья на тему 'Маркетинг имиджа как стратегическое направление регионального маркетинга'

Маркетинг имиджа как стратегическое направление регионального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
923
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг имиджа как стратегическое направление регионального маркетинга»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Маркетинг имиджа как стратегическое направление регионального маркетинга

Аннотация: рассматривается маркетинг имиджа как стратегическое направление регионального маркетинга определяющее создание, развитие и распространение позитивной картины региона посредством интеграции в систему международных экономических отношений, целенаправленной работы по созданию выставочной индустрии, позиционированию Дагестана как региона с разнообразными туристскими ресурсами, развития спорта, интеграции молодежи в инвестиционную политику.

Ключевые слова: маркетинг имиджа, Республика Дагестан, внешнеэкономическая деятельность республики, выставочно-ярмарочная деятельность, индустрия туризма, имидж молодого поколения, коммуникационный проект

Gazalieva N.I. Marketing image as a strategic direction for regional marketing

This article discusses the marketing image as a strategic direction for regional marketing defines the creation, development and distribution of a positive picture of the region through integration into international economic relations, the focus for the creation of the exhibition industry, positioning the region as Dagestan, with a variety of tourism resources, development of sport, integration of youth in investment policy. Key words: marketing image, Republic of Dagestan, the republic foreign trade activities, exhibition and fair activities, the tourism industry, the image of the young generation, communication project.

Региональный маркетинг - одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента, это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом.

Разработка программ регионального маркетинга субъектов РФ является актуальной задачей экономического развития регионов. Региональный маркетинг создает базу для экономической деятельности региональных предприятий, позволяет реализовать эффективные рыночные механизмы на макро- и микроэкономическом уровнях, дает ответ на большинство вопросов, касающихся выделения первоочередных целей и задач развития региона. Задача повышения имиджа и инвестиционной привлекательности регионов, выделения приоритетных направлений развития, создания результативных программ межрегионального взаимодействия стоит в настоящее время перед многими субъектами РФ [3]. Современный регион - это открытая дисперсионная система со сложным характером взаимосвязи. Удовлетворение потребностей региона сопряжено с необходимостью определения его маркетингового потенциала, то есть степени реализуемости основного посыла за счёт внутренних ресурсов. Оценка маркетингового потенциала региона в большинстве случаев потребует разработки комплексной программы привлекательности региона, в том числе с точки зрения инвестиций. Региональный маркетинг -эффективный инструмент функционирования в современных рыночных условиях. Одной из основных задачах регионального маркетинга является социально-экономическое развитие региона [7]. Стратегическим направлением, обязательно присутствующими в плане маркетинга региона, являются - маркетинг имиджа. Маркетинг имиджа подразумевает создание, развитие и распространение позитивной картины региона уполномоченным рекламным агентством или PR - фирмой. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требующей определенных затрат. Последние, так же, как и эффективность стратегии в целом зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе [1]. Повышение имиджа Дагестана является одной из основных задач республиканских органов власти, бизнеса и гражданского общества. Успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью

Газалиева Написат Имангазалиевна

4

к.э.н., доцент кафедры коммерции и маркетинга ФГБОУ ВПО ДГУ, г. Махачкала

Gazalieva1@mail.ru

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале как за пределами региона, так и внутри территории. Это позволит нам занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, а также талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров - главного ресурса современного развития [4].

Развитие современной дагестанской экономики невозможно без последовательной интеграции в систему международных экономических отношений, соответственно, внешнеэкономическая деятельность республики приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, является Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. В республике действует Представительство МИД России, Дагестанское Таможенное Управление, Торгово - промышленная палата РД. Республика Дагестан ведет активную работу по углублению и расширению внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества. География торговых партнеров Республики Дагестан расширилась, и на сегодняшний день, республика поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира.

Деятельность представительств Республики Дагестан способствует формированию благоприятного имиджа Дагестана, расширению представлений о его экономическом и культурном потенциале. С целью развития кооперационных связей со странами дальнего зарубежья, в Республику Дагестан состоялись визиты правительственных делегаций и бизнес - миссий следующих зарубежных государств: Швейцария, Швеция, Великобритания, Австрия, Италия, Израиль, Китай, Австралия, Польша, ОАЭ, Турция и.т.д.

Одним из основных инструментов внешнеэкономического взаимодействия и поддержания двусторонних отношений с приграничными государствами является система заключения Межправительственных договоров и соглашений о сотрудничестве. Республика Дагестан постоянно участвует в работе Межправительственных комиссий по сотрудничеству между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном. Правительство Республики Дагестан ведет активную работу с центральными и региональными органами власти прикаспийских стран, что способствует росту грузоперевозок и торгового оборота. Несколько цифр в подтверждение: в 2009 году торговый оборот с Азербайджаном вырос до 200 млн. долларов США, с Ираном до 84 млн. долларов США, с Туркменистаном и Казахстаном более трех миллионов долларов США.

Широко используется такой инструмент, как участие в экономических и инвестиционных форумах, выставках и других презентационных мероприятиях. Республика Дагестан была представлена на Российской национальной выставке в Париже, международном форуме по строительству и инвестициям в инфраструктурные проекты, который прошел в Китае; принимала участие в IX Международном форуме «Транспорт, Транзит и Логистика» в г. Баку (Азербайджан). В 2010 г. дагестанская делегация приняла участие в IX сессии Российско-Арабского Делового Совета, во Второй арабской выставке «Арабия ЭКСПО» 2010» и в Международном форуме выставочной индустрии 5рЕХРО, которые проходили в г. Москве.

Республика Дагестан - постоянный участник Международных инвестиционных форумов, проводимых в городе Сочи. Если на форуме «Сочи-2008» инвестиционные проекты были представлены в виде макетов, то уже в 2010 году их презентация велась в интерактивном режиме, с использованием мультитач-экрана. Презентационный набор для «Сочи-2010» пополнился имиджевым каталогом на русском и английском языках [5]. В результате государственной поддержки, выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Дагестан превратилась в заметный сегмент рынка. Проводится активная целенаправленная работа по созданию выставочной индустрии, тесно связанной со всеми отраслями народного хозяйства, что позволило упорядочить выставочную деятельность и консолидировать усилия органов исполнительной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов на создание инвестиционно - привлекательного имиджа Республики Дагестан. За время своей работы Республиканским выставочно-маркетинговым центром «Дагестан-ЭКСПО» организованы десятки выставок-ярмарок в г. Махачкала и презентаций дагестанских товаропроизводителей на международных и межрегиональных выставках-ярмарках. Тематика проводимых в республике выставочных мероприятий отражает структуру экономики республики и интересы потребительского рынка.

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

В настоящее время индустрия туризма становится одной из самых перспективных отраслей экономики республики, выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития территории, положительно влияющим на рост занятости населения, стимулирующим развитие смежных отраслей экономики, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионе. В Республике Дагестан наметился рост инвестиционной активности в туристско-оздоровительной сфере. Планы по развитию на Северном Кавказе туристско-рекреационного кластера, в том числе проект «Матлас» в Хунзахском районе республики, стоит рассматривать как одно из важнейших направлений не только в туристской отрасли, но и в значительной мере как инструмент социально-экономической политики государства в регионе. Специалистами ОАО «Курорты Северного Кавказа», Агентства по туризму РД и других заинтересованных министерств и ведомств республики подготовлена Концепция создания Каспийского прибрежного кластера и представлена в министерство экономического развития Российской Федерации. [9].

Республика Дагестан с середины прошлого века вносит большой вклад в спортивную славу нашей Родины. Дагестан не только в России, но и за ее пределами известен как кузница чемпионов. Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан выступили с обращением к Президенту и Председателю правительства РФ о поддержании инициативы проведения в 2018 году III летних юношеских Олимпийских игр на территории республики Дагестан, в городе Каспийске. Для проведения Олимпийских игр в республике уже существует спортивная инфраструктура, на базе которой в 2011 году успешно проведены чемпионат мира по вольной борьбе и другие крупные международные спортивные мероприятия. Инициатива проведения III летних юношеских Олимпийских игр на территории Республики Дагестан получила поддержку Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, зам. Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонина, руководителей всех субъектов СКФО. Предложение о проведении юношеских Олимпийских игр в Республике Дагестан было встречено с одобрением и представителями Международного Олимпийского комитета. Проведение Олимпийских игр в Республике Дагестан стало бы еще одним подтверждением огромной роли и высокого авторитета Российской Федерации во всем мире, а также способствовало бы решению экономических проблем Дагестана, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, уменьшению оттока молодежи, возрождению туризма, созданию имиджа республики как мирного и безопасного региона [6].

С целью презентации инвестиционного потенциала республики и формирования имиджа молодого поколения как социального ресурса модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в Дагестане по гранту президента республики в рамках Дагестанского экономического форума - 2012 будет организована площадка для интеграции молодежи в инвестиционную политику. Интеграция молодежи в отраслях экономики является одним из механизмов формирования имиджа благоприятного и инвестиционно привлекательного региона с высококвалифицированными и компетентными молодыми кадрами, что будет способствовать развитию производственной сферы, созданию новых рабочих мест, занятости молодежи и решению ряда социально-экономических проблем [2]. Московская школа политических исследований представила в Дагестане новый коммуникационный проект "Глобальный Дагестан", который способен повлиять на улучшение имиджа республики. В ходе реализации проекта должно быть достигнуто формирование лояльного отношения внешнего мира к Дагестану, причем лояльного отношения как к выходцам из различных сел и районов республики, так и к самой республике в целом. В ходе реализации данного проекта предусмотрена модернизация традиционных институтов и участие в формировании политической элиты, способной интегрировать Дагестан в мировую экономику [8].

Первоочередная задача руководства республики - сформировать благоприятный имидж Дагестана и позиционировать РД как регион со стабильным общественно-политическим и динамично развивающимся социально-экономическим положением. И успехи в этой деятельности несомненны.

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Литература:

1. Арженовский И.В. Маркетинг регионов. http://www.marketing.spb.ru

2. В Дагестане будет создана молодежная инвестиционная площадка http://riadagestan.ru/news/2012

3. Газалиева Н.И. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона. Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Модернизация экономических систем: опыт и перспективы" Махачкала. Дагестанский государственный университет, 2011.

4. Имидж Дагестана - в брендинге территорий. Салихов Ш. М., к. э. н., вед. консультант аппарата Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике. 10.02.2011. РИА «Дагестан»

5. Имидж Дагестана. Журнал "Южно-Российский Вестник" № 5 сентябрь/октябрь 2010 г. Обращение депутатов Народного Собрания Республики Дагестан 11 Марта 2012. РИА «Дагестан»

6. Шишкин А.В. Региональный маркетинг: проблемы формирования и функционирования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 107-108. www.science-education.ru

7. "Глобальный Дагестан" поможет улучшить имидж Дагестана http://regnum.ru/news/fd-south/1083460.html

8. В Дагестане сохраняется положительная динамика развития туризма. В. Гамзатова. 7 февраля 2012 года. РИА «Дагестан»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.