Научная статья на тему 'Маркетинг для высоких технологий'

Маркетинг для высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Мария, Пархименко Владимир, Стреж Виталий

Приход нашей страны в середине 90-х гг. прошлого века на высокотехнологичный рынок ИТ-услуг и программных продуктов следует признать важным шагом инновационного развития в долгосрочной перспективе. Мировой экспорт ИТ-услуг в 2008 г. превысил 190 млрд долл. [1], а в России достиг по итогам 2010 г. 4,1 млрд долл. [2]. В Беларуси показатели пока скромнее: в прошлом году всего 161 млн долл. [3], а годовая экстраполяция данных за первый квартал текущего года дает около 179 млн долл. [4]. Однако устойчивый рост объема экспорта ИТ-услуг в последние годы позволяет прогнозировать постепенное усиление доли сектора в белорусском экспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing for high technology

The advent of our country in the mid 90-ies of the last century in the high-tech market it services and software products should recognize the important step of innovation development in the long term. World exports of it services in 2008 exceeded $ 190 billion. [1] and in Russia reached in 2010, 4.1 billion dollars. [2]. In Belarus the numbers are still modest: last year, 161 million dollars. [3], and the annual extrapolation of the data for the first quarter of this year gives about 179 million dollars. [4]. However, steady growth in exports of it services in recent years allows to predict gradual strengthening of the sector share in the Belarusian exports.

Текст научной работы на тему «Маркетинг для высоких технологий»

синергия знаний

Маркетинг

для высоких технологий

Приход нашей страны в середине 90-х гг. прошлого века на высокотехнологичный рынок ИТ-услуг и программных продуктов следует признать важным шагом инновационного развития в долгосрочной перспективе.

Мировой экспорт ИТ-услуг в 2008 г. превысил 190 млрд долл. [1], а в России достиг по итогам 2010 г. 4,1 млрд долл. [2]. В Беларуси показатели пока скромнее: в прошлом году всего 161 млн долл. [3], а годовая экстраполяция данных за первый квартал текущего года дает около 179 млн долл. [4]. Однако устойчивый рост объема экспорта ИТ-услуг в последние годы позволяет прогнозировать постепенное усиление доли сектора в белорусском экспорте.

мария Бондаренко,

директор по продукту GP Solutions GmbH

Владимир Пархименко,

завкафедрой экономики БГУИР, кандидат экономических наук

Виталий Стреж,

специалист по маркетингу ООО «Дженерэйшн-Пи Консалтинг», магистр экономических наук

И если профессионализм отечественных программистов позволил республике за короткое время выйти на 13-е место в списке стран-лидеров ИТ-аутсорсинга [3], то для закрепления занятых рубежей не менее важное значение имеет про-

фессиональный маркетинг ИТ-услуг и программных продуктов. При всей присущей им специфике, как и любой другой товар или услугу, их следует уметь продавать. Маркетинг в данной сфере все так же остается процессом, направленным на удовлетворение нужд потребителей более полно, чем это делают конкуренты [5], а его базовая концепция и конкретные инструменты не претерпевают существенных изменений. Тем не менее специфика отрасли находит свое отражение в мелочах, знания которых порой не хватает для успешного осуществления маркетинговой деятельности на ИТ-предприятии.

УСЛУГА или продукт?..

Прежде всего необходимо понимать, что содержание, задачи и, как следствие, роль маркетинга в компаниях, занимающихся ИТ-аутсорсингом (то есть, по сути, оказывающих услуги по разработке программного обеспечения по техническому заданию заказчика), существенно отличаются от тех задач, которые подразумевает маркетинг в фирме, создающей собственный программный продукт. В первом случае потребность в маркетинге значительно меньше. Например, в штате одной из ведущих белорусских аутсорсинговых компаний с численностью сотрудников в почти 6 тыс. человек на данный момент

насчитывается только 4 (!) специалиста по маркетингу и продажам. В то же время в другой, производящей программные продукты для мобильных телефонов и продающей их через сеть Интернет, доля специалистов, занимающихся аналитикой рынка и продвижением ПО, гораздо более значительна, и в общем случае для продуктовых компаний может достигать 50% от общей численности.

В среднем по ИТ-отрасли, по оценкам портала dev.by, в отделе продаж и маркетинга работает около 5% сотрудников (доля разработчиков - 44,2%, то есть в среднем 1 маркетолог приходится на 9 программистов) [6].

Почему же маркетинг для аутсорсинговых компаний настолько малозначим? Это объясняется простотой используемых ими бизнес-моделей. Фактически весь маркетинговый аспект сводится к убеждению заказчика в том, что фирма обладает знаниями и опытом, которые требуются для разработки программного обеспечения. При этом собственник в момент открытия предприятия, как правило, сам же выступает и в роли маркетолога, задавая направление его деятельности и определяя первичную маркетинговую стратегию. В дальнейшем усилия маркетологов сводятся в основном к поддержке корпоративного сайта в актуальном состоянии, публикации новостей и т.п.

«Перегретый» рынок аутсорсинговых услуг до сих пор демонстрирует стабильный спрос на ИТ-специалистов различного профиля (Java, .Net, С# и т.п.), а потому и при самых минимальных маркетинговых усилиях, активной работе продавцов «на месте», а также благодаря «сарафанному радио» поток заказов обеспечен. В Беларуси насчитывается более 200 аутсорсинговых компаний, и при такой конкуренции всем

ит-экономика

им находится «место под солнцем». В ИТ-аутсорсинге ключевым фактором успеха выступают профессиональные кадры, и потому большее внимание направлено не на маркетинг с классической точки зрения, а, по сути, на маркетинг на рынке труда, или рекрутинг.

В отличие от аутсорсинговых продуктовым компаниям важно постоянно держать руку на пульсе рыночной конъюнктуры, анализировать предложения конкурентов, расширять предлагаемую функциональность, корректировать ценовые предложения в соответствии с развитием продукта и рынка. В этом случае основой успешной деятельности как раз и выступает маркетинг.

Интересным является также и тот факт, что при отсутствии производственного персонала аутсорсинговая компания практически прекращает свое существование, в то время как для процветания продуктовой это не столь критично, и при соответствующем маркетинге и продажах возможно дальнейшее существование при минимальном количестве ИТ-специалистов, занятых технической поддержкой предлагаемого продукта.

маркетинговые уровни и роли

Принимая во внимание описанные выше различия, остановимся на ключевых аспектах, присущих маркетингу в сфере ИТ. В нем можно выделить (во многом условно) три различных уровня маркетинга в соответствии с кругом решаемых на них задач [7-9]. При этом каждый из уровней включает в себя определенные маркетинговые роли, выполняемые сотрудниками ИТ-компании или внешними маркетинговыми компаниями. Всю логическую структуру этого процесса можно упрощенно представить в виде схемы (рис. 1). Рассмотрим подробно все уровни.

стратегический уровень: «дорожная карта» для компании

Стратегический уровень представлен всего одной, но важной ролью - стратега-идеолога. Ее выполняет высшее руководство компании, однако посильное участие могут принимать и сотрудники отдела маркетинга ИТ-компании, а также производственный персонал (руководители

проектов, бизнес-аналитики и др.). Согласно теории на этом уровне должны определяться общая, конкурентная и функциональные стратегии развития предприятия. На практике это, как правило, сводится к выбору целевых рынков и формированию долгосрочного высокоуровневого плана выпуска програм-много продукта («дорожной карты», или roadmap) для продуктовых компаний либо к принятию решения о специализации - для аутсорсинговых.

Именно здесь даются ответы на вопросы, будет ли фирма работать с определенной технологией (Java, .Net или другой) либо готова браться за все подряд; предполагается ли специализация по конкретной предметной области (например, на банковском секторе или рынке туристических услуг) либо она отсутствует. Наличие четкого профиля деятельности является значимым плюсом для ИТ-компании. Конечно, получить выгодный заказ на разработку можно и без опыта работы в этой сфере,

однако при прочих равных вероятность получить заказ будет выше у той компании, которая уже решала подобные задачи и имеет в этом деле опыт.

Здесь же принимается стратегическое решение о политике ценообразования на предлагаемые программные продукты и оказываемые ИТ-услуги.

тактический уровень: анализ И продвижение

Тактический уровень маркетинга в ИТ-компании в общем виде решает задачу продвижения программного продукта на выбранных ранее целевых рынках (для продуктовых компаний), а также самой компании как коллектива высококвалифицированных и опытных специалистов и надежного партнера по оказанию ИТ-услуг (для аутсорсинговых компаний). На этом же уровне осуществляется формирование базы данных потенциальных клиентов, заинтересованных в покупке предлагаемо-

№8(102)Август2011 НАУКАИИННОВАЦИ И 47

синергия знаний

го программного продукта, и ее анализ, а также поиск заказчиков на разработки.

Для достижения поставленных задач тактический уровень маркетинга в ИТ-компании должен быть представлен рядом маркетинговых ролей, среди которых можно выделить роли аналитика рынка, менеджера продукта, копирайтера, дизайнера, SEO-оптимизатора, переводчика, маркетолога, специалиста по ценам.

Аналитик рынка занимается проведением систематических исследований целевых рынков, сбором и анализом информации, необходимой для принятия как тактических, так и стратегических решений. Имеющаяся база должна содержать количественные и качественные показатели, характеризующие текущее состояние рынка, давать представление о тенденциях его развития. Одним из разделов такого исследования выступает анализ ценовых предложений конкурентов и изучение функциональных возможностей предлагаемых ими продуктов.

Кроме того, аналитик осуществляет поиск потенциальных клиентов и вносит информацию о них в специализированные базы. При этом она должна включать не только контактные данные, но и оценку бизнес-потребностей, уровня финансового обеспечения и важности этого заказчика для компании. Оптимальным вариантом является использование для этих целей систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-систем).

Роль менеджера продукта (product-manager) встречается только в продуктовой компании. Он проводит анализ требований к разработке, бизнес-значимости функциональных и нефункциональных ее характеристик, а также формирует планы производства.

Специалистом по ценам может выступать экономист или специалист по финансам, задача которого - реализовать на практике принятую на стратегическом уровне политику ценообразования ИТ-компании. Это разработка тарифов на предлагаемые программные продукты и аутсорсинговые услуги, дифференциация их в зависимости от рынков сбыта, размера и имущественного положения клиента, принятой бизнес-модели продаж (продажа с инсталляцией

на сервер заказчика или своеобразная «аренда» приобретаемых функциональных модулей (SaaS, программное обеспечение как услуга), составление в конечном итоге прайс-листов, которые смогут использовать менеджеры по продажам.

Копирайтер в ИТ-компании - это объединение нескольких смежных специальностей. Во-первых, собственно копирайтера, занятого написанием продающих текстов: многочисленных брошюр, листовок, буклетов, пресс-релизов, статей для различных СМИ или текстов для прямой e-mail-рассылки и т.п. Во-вторых, контент-менеджера, ответственного за наполнение контентом и поддержание в актуальном состоянии сайта компании и всех ее продуктовых сайтов. В-третьих, технического писателя, отвечающего за написание технической документации для пользователей. Хотя это и является отходом от классических трактовок роли копирайтера, специфика программного продукта вынуждает порой рассматривать такие виды сугубо технических текстов, как руководства пользователя программным продуктом, онлайн-справочники, инструкции или перечень наиболее часто задаваемых вопросов (FAQ) в качестве продающих текстов.

Переводчик. Поскольку основными заказчиками ИТ-услуг, а также программных продуктов, предлагаемых белорусскими разработчиками, выступают зарубежные компании со всего мира, большое значение в маркетинге ИТ-услуг принадлежит роли переводчика. Так, 80% производимого в Парке высоких технологий программного обеспечения идет на экспорт: 45-48% поставляется в США и Канаду, 30-31% в страны Западной Европы, 16-20% в Россию и иные страны СНГ [4, 10].

Перевод контента сайта и маркетинговых материалов обычно осуществляется на английский язык или языки основных целевых рынков и потому может быть выполнен силами штатных сотрудников отдела маркетинга. В то же время согласно условиям поставки нередко требуется перевод всех справочных материалов, руководств пользователя, FAQ и самого программного продукта на язык клиента. В случае отсутствия компетентного персонала в штате компании прибегают к услугам внешних специалистов.

Дизайнер. Сложно представить современный маркетинг и без роли дизайнера. В ИТ-компании ему придется решать фактически тот же круг задач, что и на любом другом предприятии: заниматься разработкой логотипа и иных элементов фирменного стиля; осуществлять графическое оформление всех рекламных и маркетинговых материалов; оотвечать за дизайн сайта; разрабатывать концепцию оформления выставочного стенда и др.

SEO-оптимизатор. Для ИТ-компании, как ни для какой другой, сайт является главной визитной карточкой, наглядно демонстрирующей клиенту возможности разработчика. Несколько странно, если его собственная веб-страница выглядит блекло и занимает место на задворках Интернета. Именно поэтому ее продвижение в ведущих поисковых системах - важный маркетинговый ход, осуществляемый силами SEO-оптимизатора. Сюда же можно отнести задачи и иных способов «раскрутки» продуктов компании во Всемирной сети: баннеры, контекстная реклама, маркетинг в социальных сетях и т.п.

Специалист по маркетинговым коммуникациям выполняет всю работу, необходимую для успешного продвижения компании и ее продуктов на целевых рынках. Фактически он объединяет вокруг себя все остальные тактические роли и использует их результаты в своей деятельности. К основным функциям такого специалиста относятся: планирование и проведение рекламных кампаний, в том числе презентаций, осуществление прямых почтовых рассылок, поддержание связей с общественностью, подготовку участия компании в выставке и др.

Иногда в рамках маркетинговых коммуникаций имеет смысл выделить и роль бренд-менеджера, отвечающего за разработку и продвижение бренда и вводимого в организационную структуру компании в качестве самостоятельной штатной единицы.

операционный уровень: продажи и сопровождение сделки

Операционный уровень маркетинга в сфере ИТ представляет собой всю деятельность, непосредственно связанную с продажей,

ит-экономика

внедрением и сопровождением программного продукта либо услуг конкретному заказчику по конкретной сделке. В число основных задач, решаемых на этом уровне, входит не только оказание ИТ-услуг или заключение контрактов на продажу продукта, но и само его внедрение, своевременное обновление до актуальных версий, решение различных вопросов, возникающих в ходе эксплуатации системы, дальнейшее развитие продукта по мере изменения бизнес-потребностей клиента. Выполнение этих функций можно условно распределить между тремя основными маркетинговыми ролями: менеджера по продажам, бизнес-аналитика и технического консультанта.

Менеджер по продажам. В его задачу входит контакт со всеми потенциальными клиентами, информация о которых была собрана и внесена в CRM-базу, в целях заключения контракта на продажу программного продукта или оказание аутсорсинговых услуг. Для этого менеджер готовит и рассылает деловые предложения, назначает дату и место встреч, проводит презентации разработок и ведет весь процесс сделок.

При этом оптимально разделение отдела продаж на подотделы (бюро, секторы, группы), один из которых занимается, к примеру, первой фазой сбыта (звонки и поиск потенциальных клиентов), другой объединяет менеджеров по активным продажам (проведение презентаций, определение потребностей клиента, подбор необходимой конфигурации и оформление сделки), а в третьем собраны все сотрудники клиентского отдела, которым передаются заказчики на обслуживание и повторные продажи после осуществления первой сделки. Иногда в их роли выступают менеджеры проектов или бизнес-аналитики компании.

Бизнес-аналитик. Потребность в услугах такого специалиста возникает как при согласовании заказа на выполнение аутсорсинговых проектов, так и при продажах готовых программных продуктов при условии, что клиенту необходима адаптация базового решения под его специфические бизнес-требования. Бизнес-аналитик формирует их и представляет последних в форме технического задания для команды разработчиков. Он глубже, чем продавец, разбирается в технологии производства и зачастую привлекается для оценки тендеров. Кроме

того, накапливает общую информацию о потребностях целевой аудитории в целом и таким образом дополняет информацию, собранную аналитиком рынка.

Технического консультанта, функции которого обычно выполняют сотрудники отдела технической поддержки, также следует рассматривать как одну из специфических ролей операционного уровня маркетинга в сфере ИТ-услуг. Технический консультант отвечает за своевременность обновлений программного продукта, разрешает все вопросы, возникающие у заказчика по мере эксплуатации, консультирует его по функциональным возможностям разработки и таким образом нередко выступает как «пассивный» продавец, обнаруживая неудовлетворенную бизнес-потребность клиента и доводя ее до менеджера по продажам.

от теории к практике

Таким образом, маркетинг в ИТ-компании требует выполнения множества функциональных ролей, каждая из которых имеет свою собственную зону ответственности, использует определенный набор инструментов и решает те или иные задачи. При этом необходимо особо подчеркнуть несколько важных моментов, касающихся практической реализации рассмотренных выше теоретических положений.

Маркетинг в сфере ИТ-продуктов требует безусловного выполнения всех обозначенных ролей, независимо от того, будут ли они осуществляться силами сотрудников компании или для этого будут привлечены внешние маркетинговые агентства. Отсутствие той или иной роли - это осознанное ослабление целостности системы маркетинга и продаж. Однако в случае аутсорсинговой компании жесткость данного требования может быть существенно снижена.

Разные роли могут выполняться одним специалистом (один и тот же сотрудник может быть копирайтером и переводчиком. Возможна и обратная ситуация, когда в одной роли задействован целый штат сотрудников (например, отдел продаж) или даже внешняя организация (компания, предлагающая услуги по SEO-оптимизации, или дизайнерское агентство).

Маркетинговые роли операционного уровня в ИТ-компании объективно не мо-

гут быть ликвидированы, так как по сути являются неотъемлемым звеном технологического процесса. Роли тактического и, в еще большей степени, стратегического уровней, как правило, не всегда реализуются в полном объеме на практике. Зачастую их осуществление носит бессистемный характер, сводясь к внеплановому «мозговому штурму», предпринимаемому при возникновении проблемных ситуаций. Но в этом случае следует четко понимать, что подобное отношение к задачам тактического и стратегического уровней чревато осложнениями в долгосрочной перспективе. Компания, которая не уделяет внимания плану развития своего программного продукта и вопросам его продвижения, рискует не только не улучшить собственных позиций на рынке, но и в довольно короткий срок потерять уже имеющиеся.

Литература

1. Ковалев М.М., Лаврова О.И. Развитие экспорта ИТ-услуг в посткризисной перспективе. Вешк сувязг №3, 2010.

2. В 2011 году российский рынок ИТ-услуг и аутсорсинга сделает выбор // Outsourcing. http://www.outsourcing.ru/ content/rus/318/3186-article.asp.

3. Цифры ИТ - статистика в Беларуси // It.tut.by. Информационные технологии. http://it.tut.by/numbers/.

4. Подведены итоги деятельности ПВТ за 1-й квартал 2011 года // Парк высоких технологий. http://park.by/post-278/.

5. Why IT Departments Need Marketing Smarts //Profit Online: the executive guide to oracle applications. http://www. oracle.com/us/corporate/profit/features/092310-itmarketing-176417.html.

6. Размер заработной платы, интересный проект и хорошая команда - самое главное для белорусского айтишни-ка // Dev.by. Режим доступа: http://dev.by/blog/30579.

7. Пархименко В.А. Концепция качественной неоднородности и иерархичности маркетинговой деятельности // Вести Института современных знаний. №3, 2006. С. 88-91.

8. Гилицкий Ф.И., Пархименко В.А., Стреж В.М. Политика цен на научно-техническую продукцию с позиций маркетинга // Наука и инновации. №11, 2008. С. 64-68.

9. Гилицкий Ф.И., Пархименко В.А., Стреж В.М. Продвижение научно-технической продукции: от стратегии к тактике // Наука и инновации. №9, 2009. С. 62-66.

10. Факты и цифры // Парк высоких технологий. http:// www. park.by/topi c-facts/.

11. Operative Professionals. IT Marketing Manager (IT-Ökonom) // Die Professionals im IT-Weiterbildungssyste. http://www.kibnet.org/fix/files/doc/IT_Marketing_Manager.pdf

№8(102) Август 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.