Научная статья на тему 'Возможности Интернета для ведения бизнеса'

Возможности Интернета для ведения бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1873
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности Интернета для ведения бизнеса»

Возможности Интернета для ведения бизнеса

Э.Р. Гоманкова,

к.соц.н., доцент кафедры рекламного маркетинга

Использование Интернета в коммерческих целях насчитывает около пятнадцати лет. За этот короткий период времени глобальная Сеть оказала существенное влияние на развитие бизнеса в самых различных сферах. Производителям товаров и услуг Интернет предоставил новый инструмент ведения бизнеса, средство снижения издержек и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Потребители, в свою очередь, получили новый информационный источник о товарах и услугах, новые способы удовлетворения своих потребностей, а также новое эффективное средство коммуникации как с компаниями, так и между собой.

На данный момент времени не осталось сомнений, во-первых, в высокой эффективности Интернета как средства коммуникации, во-вторых, в высоком потенциале построенного на его основе глобального электронного рынка, в-третьих, вне зависимости от направления в основе успешной деятельности в Интернете и использования его инструментов в коммерческой деятельности продолжают оставаться ключевые принципы маркетинга.

Одним из важнейших явлений за время становления и развития электронного бизнеса стало появление нового направления в маркетинге - Интернет-маркетинга.

Существует достаточно много определений понятий Интернет-маркетинга и созвучных с ним, например: e-marketing, web-марке-тинг, электронный маркетинг, online маркетинг, кибермаркетинг и даже search engines маркетинг. Что общего и что различного в этих понятиях? Попробуем разобраться.

E-marketing - ведение маркетинга на основе электронных технологий.

Кибермаркетинг, электронный маркетинг - маркетинг, который использует как базу информационные технологии.

Web-маркетинг, несколько ограничен: web - это надстройка над Интернетом, которая работает только с web-сайтами. Поэтому Интернет-маркетинг - это более широкое понятие, которое включает, например, e-mail маркетинг - санкционированные рассылки, которые помогают реализовывать маркетинговую стратегию взаимоотношений с клиентами (CRM).

Search Engines Marketing. К нему относится поисковая оптимизация (SEO) и контекстная реклама. Это лишь два из многочисленных методов продвижения в Интернете. Так что SEM - это очень узкая, хотя и важная, отрасль Интернет-маркетинга. Не менее (но и не более) важная, чем все остальные. Маркетинг определяется формулой 4 «P» -Product, Price, Place и Promotion. Те, кто ставит знак равенства между Интернет-маркетингом и раскруткой сайта, упускают первые 3 «P» и частично работают только с четвертым «P» - Promotion. Таким образом, можно сделать такой вывод: многообразные обозначения маркетинга в Интернете говорят лишь о том, что нет никакого маркетинга, отдельного от маркетинга компании. Все остальное, будь это SEM, online, Интернет или кибер - это только один из способов. Автору статьи наиболее близко следующее определение:

Интернет-маркетинг — маркетинг, основанный на использовании ресурсов сети Интернет

Использование Интернета привносит новые особенности и преимущества по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях.

1. ППереход ключевой роли от производителей к потребителям. Использование сети Интернет ускорил и закрепил данную тенденцию, поскольку с одной стороны, компании получили возможность привлечь внимание нового клиента за крайне короткий период времени, а с другой - пользователь также имеет возможность за еще меньший период времени уйти к любому из конкурентов. Таким образом, внимание потенциальных покупателей становится еще большей ценностью, а установленные взаимоотношения с клиентами главным капиталом компаний.

2. Глобализация деятельности и снижение трансакционных издержек. Интернет значительно изменил пространственный и временной масштабы ведения деятельности различных компаний. Он является глобальным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Таким образом, даже самые мелкие поставщики могут достичь глобального

присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно, заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на этапе доставки товаров. В ситуации же продажи так называемого «цифрового товара» (soft product), который можно передавать по цифровым каналам и имеющий природу информации, транспортных издержек не существует вовсе.

Временной масштаб в среде Интернета также имеет свои особенности. Высокая эффективность коммуникативных свойств Интернета обеспечивает возможность сокращения времени на поиск партнеров, принятие решений, осуществление сделок, разработку новой продукции, и т. д. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, его коммуникативные характеристики обладают высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение.

Как результат, стоимость коммуникаций в Интернете по сравнению с традиционными средствами, становится значительно ниже, а их функциональность и масштаб существенно возрастают.

3. Персонализация взаимодействия и переход к индивиду-альномумаркетингу. Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. В результате Интернет позволяет перейти от массового маркетинга к индивидуальному маркетингу.

Особенности реализации комплекса-маркетинга в Интернете Product

Наряду с упомянутым выше цифровым товаром, в Интернете также реализуются и вещественные товары (hard product).

Если речь идет об идеальной электронной коммерции, то это должен быть soft product, который к тому же будет продаваться по «безлюдной» технологии. Этот вид бизнеса наиболее эффективен. В идеальной модели электронной коммерции товар передается по цифровым каналам, т. е. цикл продаж полностью осуществляется в Интернете. Таким продуктом может быть программное обеспечение, информация и информационные сервисы, компьютерные игры, фильмы, музыка и пр. - т. е. любой цифровой продукт. В идеальной модели продукт не только передается по цифровым каналам, но и продажа его производится по безлюдной технологии, без присутствия человека -тогда только мы можем говорить о полностью виртуальной технологии продаж.

Для электронного бизнеса ограничений на характер продукта и безлюдный характер продажи вообще не существует. В любой момент времени можно из цифровой формы общения с потребителем через Интернет перейти в режим реального общения. Как минимум, это придется сделать при отгрузке товара, если он имеет вещественный характер. И ничто не мешает переходить в режим реального взаимодействия каждый раз, когда этого требует бизнес-процесс. Что же именно имеет смысл выводить в Интернет при использовании комбинированного канала? Безусловно, это «цифровая» составляющая продажи. Рассмотрим это на примере продажи авиабилетов, которая сильно видоизменилась с появлением Интернета.

Американская авиакомпания www.southwest.com продает билеты на свои рейсы только через Интернет. Это позволяет отказаться от тысяч авиакасс, десятков тысяч рабочих мест, снижать стоимость билетов и выигрывать в ценовой конкуренции. Вся продажа происходит через Интернет, поэтому билет имеет электронный характер, и это главное изменение: ведь прежде, будучи носителем информации о перелете, билет тем не менее имел вещественный характер — бумажный на бланке установленного образца. Сама услуга — перелет — естественно, не видоизменилась, просто в новой, цифровой экономике компания отделила услугу продажи билета отуслуги перелета. Канал продажи билетов работает по безлюдной технологии: выдача сведений о наличии мест и расчет их стоимости (а она пересчитывается каждый день, увеличиваясь по мере приближения даты перелета), бронирование мест, поступление оплаты с кредитной карты, выписка электронного билета и поступление подтверждения на адрес электронной почты покупателя — все происходит без участия человека. Более того, при регистрации на рейсучастие сотрудника компании тоже не нужно: регистрация происходит с помощью электронного терминала. Это пример идеального предприятия электронной коммерции по продаже авиабилетов.

Price

Стоимость производства товара, продаваемого через Интернет, будет точно такой же, как и для товара, продаваемого через любые другие сбытовые каналы. А величина издержек, иначе говоря, стоимость продажи в долгосрочной перспективе ниже. Исходя из этого, стоимость товара, продаваемого через Интернет, должна быть ниже. Тем не менее, в реальности возможны различные варианты ценообразования.

Цена снижается. При использовании безлюдных технологий происходит экономия на транзакциях. Это позволяет создавать специальную цену и перераспределять клиентов в пользу более выгодного для компании Интернет-канала.

Цена остается прежней. Компания не заинтересована в том, чтобы Интернет-канал продаж конкурировал с другими каналами про-

даж, и, соответственно, стратегия компании не предусматривает дифференциации цен для различных сбытовых каналов.

Ценадифференцируется за счет выбора способа доставки (для вещественного товара).

Цена повышается за счет выбора новых, индивидуализированных дорогостоящих способов доставки и предоставления индивидуального сервиса.

Place

Место продаж «place» сдвигается к клиенту психологически и ресурсно. За счет этого сдвига удается предоставить клиенту расширенный информационный сервис и организовать дополнительный канал продаж, в меньшей степени или вообще не использующий дефицитные или дорогостоящие ресурсы.

Психологически место продаж приходит к клиенту на его территорию (рабочее место, дом) и позволяет совершать покупки в комфортной обстановке, с ощущением того, что он действует, являясь хозяином положения.

Возможные плюсыдля пользователя:

• эффект присутствия;

• структурированность информации (наглядная категоризация, снабженная сопутствующей информацией);

• легкость получения дополнительной информации, способствующей принятию решения о покупке (информационное сопровождение места продаж);

• географическая доступность места продаж;

• временная доступность места продаж.

Возможные минусы для пользователя:

Использование полностью или частично безлюдной технологии может создавать проблемы для определенной категории пользователей. А именно:

• пользователь, привыкший к традиционным средствам коммуникации, не хочет использовать такие возможности безлюдной технологии, как заполнение формы заявки, общение с менеджером через программы общения в режиме реального времени, через e-mail, skype и т. п.;

• пользователь не всегда может найти интересующую его информацию, поскольку структурирование информации на сайте не отвечает его способу мышления, и не к кому обратиться за подсказкой «здесь и сейчас»;

• при отсутствии регламентированной и раскрытой пользователю реакции на его действия интернет-канал продаж вызовет негативную реакцию, недоверие и уход к конкурентам;

• ощущение доверия не дается априори: его нужно создавать.

Для предотвращения от негативных реакций пользователей есть следующие возможности:

1. Предоставить клиенту возможность самому выбирать, какое именно усилие ему необходимо приложить для взаимодействия, предложить разные сценарии работы, например: формоотправитель (с полем для дополнительных сведений); e-mail; телефон; факс; общение в режиме реального времени, использование специальных программ (instant messengers); • ip-телефон (VoIP) - в частности, сейчас очень популярно такое приложение, как Skype.

2. Предоставить возможности альтернативной навигации и нескольких вариантов поиска информации на сайте. Вопросами удобного структурирования информации и навигации, удобствами пользования сайтом занимаются специалисты по информационной архитектуре и юзабилити.

3. Постоянно контролировать пути посетителей по сайту, изучая интернет-статистику и проводя usability-тесты, исключая возможные ошибки в работе программного обеспечения и пользовательских интерфейсов сайта.

4. Размещать полную информацию о предприятии, располагающую совершать покупку без опасений в мошенничестве. Последний пункт особенно хорошо характеризует тот потенциал, который имеют крупные, хорошо раскрученные торговые сети при открытии такого нового канала дистрибуции, как интернет-магазин. За счет кредита доверия, который они приобрели в своем традиционном виде, они могут сразу получить фору перед интернет-магазинами, существующими только виртуально. И это же объясняет, почему успешные интернет-магазины, такие как Amazon.com или Ozon.ru, рекламируются в традиционных медиа-каналах - там же, где рекламируются традиционные торговые сети.

5. Включить в маркетинговую интернет-коммуникацию человека - веб-консультанта и/или телефонного консультанта. Необходимым условием успешной коммуникации будет доступность и достаточная пропускная способность этого дополнительного звена коммуникаций.

При грамотном использовании интернет-канала продаж компания может снизить трудозатраты и другие ресурсы со стороны продавца, а может использовать (в качестве абсолютно самостоятельного ресурса за счет автоматизации) работу с входящими, исходящими и внутренними информационными потоками.

Виды ресурсов, подвергающихся экономии

1. Человеческие: трудозатраты менеджера, бухгалтерии, складскихработников. Экономия ресурсов происходит за счет автома-

тического движения информации клиент - предприятие - клиент. В этой цепочке взаимоотношений реакция со стороны предприятия заменяется реакцией со стороны сайта предприятия и связанных с ним корпоративных информационных (бухгалтерских, складских и т. п.) систем, с использованием алгоритмов обработки различных ситуаций, т. е. клиент общается не непосредственно с предприятием, а с компьютерной интегрированной гиперсредой, которая поставляет информацию предприятия по его запросу. Вмешательство человека осуществляется по мере необходимости, определяемой индивидуально для каждого предприятия.

2. Материальные: экономия торговых площадей и ресурсов на их содержание.

3. Финансовые: экономия на затратах на коммуникацию (междугородние звонки, почтовые расходы), полиграфию. Распространение информации - прайс-листов, каталогов, рекламных материалов, корпоративных брошюр, технической документации, проектов договоров, счетов и т. п. происходит в цифровом виде. Рассмотрим пример.

Ни один канал продаж не может обойтись без информации о продуктах, в интернет-канале продаж она, как правило, представлена в виде каталога. Созданный один раз электронный каталогпродуктов многократно скачивается пользователями с вашего корпоративного сайта. Он существует в единственном экземпляре. При этом главная задача -разработать структурукаталога, следующая задача - заполнить его информацией и в дальнейшем поддерживать в актуальном состоянии. При внесении в каталог любых изменений: в номенклатуру, цены и пр., структура каталога не меняется, данные не вносятся вновь, а лишь редактируются. Поэтому затраты на актуальный электронный каталог складываются из затрат на его разработку, размещение на сервере (хостинг) и время специалиста, который следит за его актуальным состоянием и вносит все изменения. Катало гне успевает устаревать за время его разработки, поскольку информацией он наполняется в последнюю очередь, на завершающем этапе, и не существует того момента в производственном цикле, когда вносить изменения в него становится невозможным. Изменения можно вносить всегда, электронный каталог существует и обновляется постоянно.

Для сравнения: тираж традиционного каталога в полиграфическом исполнении при появлении любых изменений должен быть полностью перепечатан и вновь разослан по всем адресам клиентской базы данных. Затраты на полиграфический каталог складываются из затрат на разработку его макета, весь полиграфический цикл его производства и последующих почтовых расходов. При этом каталогустарева-ет очень быстро, иногда уже в момент выхода из печатного цеха, и все затраты повторяются вновь при печати нового тиража с измененными данными.

Promotion

Мало просто создать место продаж - интернет-канал продаж - и наполнить его содержимым. Необходимо сделать его известным среди целевых потребителей. Все методы продвижения в Интернете делятся на условно-бесплатные и платные, стратегические и тактические, поисковые и непоисковые. В Интернет-маркетинге есть способы, перешедшие из традиционной среды, а есть совершенно новые способы продвижения.

Условно-бесплатныеметодыпродвижения (они же, как правило, поисковые, стратегические): регистрация, поисковая оптимизация, партнерские программы, • PR в Интернете.

Платные методы продвижения (непоисковые, тактические): медийная реклама, контекстная (поисковая) реклама.

Ранее в статье говорилось про то, что достаточно долго Интернет-маркетинг ошибочно ассоциировался именно с поисковым маркетингом (SEM). Это действительно важная составляющая для продвижения в сети Интернет, однако, не единственная. Тем не менее, остановимся на ней.

SEO (от англ. Search Engine Optimization) - это комплекс мероприятий, целью которых является улучшение позиций корпоративного сайта компании или интернет-магазина в выдаче поисковых систем по конкретным запросам. Само слово SEO в России понимается двояко. В первом понимании seo - это все меры, направленные на продвижение сайта в поисковых системах, начиная от написания контента и заканчивая покупкой ссылок; это то, над чем трудятся seo-компании и частные оптимизаторы. Во втором понимании seo - это отдельная часть целого комплекса работ, т. е. только техническая оптимизация сайта (работа с контентом, кодом сайта). Но, в любом случае, понятие «SEO» связано с комплексной оптимизацией сайта и его продвижением в поисковых системах. Привлекательность данного средства продвижения связана с тем, что поисковая оптимизация привлекает целевую аудиторию, так как пользователи, набирающие запрос в поисковой машине, уже заинтересованы в товаре, услуге или информации, выражая свои намерения в виде поисковых запросов. Попадая на сайт из поиска, они получают возможность сразу совершить желаемое действие - купить товар или заказать услугу.

Если сайт не оптимизирован под технологии работы поисковых систем, т. е. недружественен поисковикам, и в связи с этим посетителей приходит слишком мало, чтобы обеспечить желаемый оборот, можно прибегнуть к платным методам поискового продвижения. К ним относится контекстная реклама, и как частный случай - поисковая реклама (SEA - Search Engines Advertising).

Контекстная реклама - это интернет-реклама, которая показывается в поисковых системах и на страницах веб-сайтов. Контекстная реклама отличается от обычной интернет-рекламы тем, что зависит от поискового запроса пользователя или от тематики страницы, на которой демонстрируется. Привлекательность контекстной рекламы в том, что привлекает на сайт целевых пользователей - посетителей, заинтересованных в рекламируемом товаре или услуге. Контекстная реклама позволяет четко соотносить затраты с результатами: клиент платит только за тех пользователей, которые кликнули по объявлению и перешли к нему на сайт.

Интересным является тот факт, что за рубежом основная часть онлайн бюджета уходит как раз на контекстную рекламу (30-50%), а на долю SEO 5-15%. В Рунете все наоборот: в предложениях организаций оптимизация преобладает над услугами контекстной рекламы. Тем не менее, по мнению экспертов из Яндекса, контекстная реклама остается самым быстрорастущим видом рекламы в России не только по оборотам, но и по числу рекламодателей. В период финансового кризиса 2008-2009 годов контексная реклама оказалась самым востребованным видом рекламы. В то время как весь рекламный мир сжался, обороты контекста продолжали расти. По оценкам Mindshare и АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России), оборот контекстной рекламы в России в первом полугодии 2010 года составил 5,9-6,3 млрд рублей (без учета НДС) или 66-67% рынка интернет-рекламы. По рынку SEO нет официальных данных по бюджету, к тому же это вид продвижения, как мы помним, является условно-бесплатным. Однако по данным некоторых экспертов из «Рейтинг Рунета», в 2009 году объем рынка SEO в Рунете составил около 300 млн. долларов США (примерно 9 млрд рублей).

Итак, для эффективной маркетинговой деятельности компаниям необходимо понять, как использование Интернета в бизнесе помогает создавать дополнительную потребительскую ценность, необходимую их клиентам.

Интернет-маркетинг может влиять на потребительскую ценность в нескольких направлениях:

• снижать стоимость товара для потребителей за счет снижения накладных расходов, выполнения некоторых функций самими потребителями и т. п.;

• увеличивать выгоды от приобретения товара с помощью индивидуализации предложения: адаптации характеристик товара к конкретным потребностям клиента, удобства совершения покупки, от самообслуживания при заказе товара и отслеживании заказа, возможности приобретения различных товаров в одном месте.

Таким, образом, Интернет-маркетинг - это новый вид маркетинга, включающий традиционные элементы, которые реализуются с помощью инструментов сети Интернет в дистанционном, интерактивном режимах, и потому обеспечивающий возможность ускорения, удешевления и более качественного осуществления всех маркетинговых процессов.

Библиографический список

1. Трофимов В. Информационные технологии / В. Трофимов, О. Ильина, В. Кияев. - М., 2010.

2. Сухов С. Интернет-маркетинг на 100% / С. Сухов. - М.,

2009.

3. Ашманов И Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И. Ашманов. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.