Научная статья на тему 'МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1972–1991 ГГ.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1972–1991 ГГ.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / Марийский государственный университет / первый ректор МарГУ профессор В.Э. Колла / студенты / профессорскопреподавательский состав / целевая аспирантура / докторантура / укрепление кадров / статистика выпусков / приоритетные направления науки / higher educational institution / Mari State University / first MarSU rector professor V.E. Kolla / students / teaching staff / targeted postgraduate studies / doctoral studies / personnel strengthening / graduation statistics / priority areas of science

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А А. Иванов, С С. Ештыганова

В статье рассматриваются вопросы открытия и деятельности Марийского государственного университета (МарГУ) с 1972 по 1991 гг. Краткий анализ научной литературы показывает, что проблема истории МарГУ остается практически не изученной. Исследователи рассматривали основные научные направления первого марийского университета, отдельных выдающихся личностей вуза, но остались без внимания вопросы статистики студентов и профессорско-преподавательского состава, учебной деятельности, практики, а также воспитательной работы. Источниками для данной работы послужили неопубликованные архивные материалы из фондов Государственного архива Республики Марий Эл и периодическое издание «Марийский университет». Цель публикации определяется изучением истории высшего образования в Марийской АССР в период становления Марийского государственного университета. Автор впервые вводит в научный оборот статистические материалы о составе студентов МарГУ и их выпуске, о распределении педагогических сотрудников по отраслям наук. Годы становления университета (1972–1985) были сопряжены с большими трудностями. Эти трудности молодого вуза потребовали напряжения всех сил немногочисленного административно-управленческого персонала и формирующегося научно-педагогического коллектива. В 1985–1991 гг. сложились основные черты классического университета. За короткий промежуток времени по всем направлениям деятельности МарГУ происходили качественные сдвиги. Достигались рубежные показатели как результат целеустремленных усилий руководства и коллектива вуза. И это все вопреки суровым реалиям переходного времени в обществе и при недостаточном финансировании. Все это позволяет сделать вывод, что Марийский государственный университет стал первым классическим вузом Марийской АССР. С 1972 г. по 1991 г. МарГУ подготовил для республики более 8000 специалистов с фундаментальным образованием по приоритетным направлениям науки и технологий. Открытие третьего вуза в республике стало одним из ключевых факторов развития высшего образования в Марийской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARI STATE UNIVERSITY IN 1972–1991: HISTORY OF ORGANIZATION AND ACTIVITY

The article deals with the issues of the opening and activity of the Mari State University (MarSU) from 1972 to 1991. A brief analysis of the scientific literature shows that the problem of the history of the MarSU remains almost unstudied. The researchers examined the main scientific areas of the first Mari University and outstanding individuals of the university, but the issues of student and teaching staff statistics, educational activities and practice, as well as extracurricular work were ignored. The sources for this article were unpublished archival materials from the funds of the State Archive of the Republic of Mari El and the periodical "Mari University." The purpose of this publication is determined by the study of the history of higher education in the Mari ASSR during the formation of the Mari State University. It is for the first time that the authors introduce into scientific use statistical materials on the composition of the MarSU students and their graduation and on the distribution of teaching staff members by branches of science. The formative years of the university (1972–1985) were associated with great difficulties. These difficulties of the young university required the exertion of all forces of the few administrative and managerial staff members and the emerging scientific and pedagogical team. In 1985–1991, the main features of the classical university were formed. In a short period of time, qualitative changes have taken place in all areas of the MarSU activities. Milestone indicators were achieved as a result of purposeful efforts of the university's management and staff members. And this is all despite harsh realities of the transition period in society and with insufficient funding. These data allow us to conclude that the Mari State University became the first classical university in the Mari ASSR. From 1972 to 1991, the MarSU trained more than 8000 specialists with fundamental education in priority areas of science and technology for the republic. The opening of the third university in the republic has become one of the key factors in the development of higher education in the Mari ASSR.

Текст научной работы на тему «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1972–1991 ГГ.: ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18. Russian State Archive of Ancient Acts. Krepostnye knigi mestnykh uchrezhdeniy XVI-XVIII vv. Fond 615, opis 1, delo 12138. (In Russian).

19. Solovyev S.M. Istoriya Rossii s drevneyshikh vremen [History of Russia since ancient times]. Moscow, Nauka, 1961. 414 p. (In Russian).

20. Golikova N.B. Astrahanskoe vosstanie 1705-1706 gg. [Astrakhan uprising 1705-1706]. Vol. 15. Moscow, Izdatelstvo Moskovskogo universiteta, 1975. 332 p. (In Russian).

21. Taymasov S.U. Bashkirsko-kazakhskie otnosheniya v XVIII v. [Bashkir-Kazakh relations in the 18th century]. Moscow, Nauka, 2009. 317 p. (In Russian).

22. Muratova V.N. Upravlenie Bashkiriey vo vtoroy po-lovine XVI-40-kh godakh XVIII vv. [Management of Bashkiria in the second half of the 16th century to the 1740s]. PhD Thesis in History. Ufa, 1991. 215 p. (In Russian).

23. Tepeyurt M. Bashkirs between two worlds, 15521824. Graduate Theses, Dissertations, and Problem Reports. West Virginia University. 2011. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/230465305.

pdf (accessed March 10, 2021).

24. Russian State Archive of Ancient Acts. Dela Senata. Fond 248, opis 3, delo 102. (In Russian).

25. Russian State Archive of Ancient Acts. Dela Senata. Fond 248, opis 17, delo 1167. (In Russian).

26. Russian State Archive of Ancient Acts. Ufimskaya prikaznaya izba. Fond 1173, opis 1, delo 997. (In Russian).

27. Russian State Archive of Ancient Acts. Ufimskaya prikaznaya izba. Fond 1173, opis 1, delo 1361. (In Russian).

28. Zlatkin I.Ya. Istoriya Dzhungarskogo khanstva [History of the Dzungar Khanate]. Moscow, Nauka, 1983. 332 p. (In Russian).

29. Russian State Archive of Ancient Acts. Dela Senata. Fond 248, opis 13, delo 750. (In Russian).

30. Milyukov P.N. Gosudarstvennoe khozyaystvo Rossii v pervoy chetverti XVIII stoletiya i reforma Petra Velikogo [State economy of Russia in the first quarter of the 18th century and the reform of Peter the Great]. St. Petersburg, Tipografiya M.M. Stasyulevi-cha, 1905. 678 p. (In Russian).

УДК 94(47)08(470.4/5)(093)

DOI: 10.24412/1728-5283-2021-4-63-72

мариискии государственный университет в 1972-1991 гг.: история организации и деятельности

© А.А. Иванов,

доктор исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, пл. Ленина, 1,

424000, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

эл. почта: [email protected]

© С.С. Ештыганова,

аспирант,

Марийский государственный

университет,

пл. Ленина, 1,

424000, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

эл. почта: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы открытия и деятельности Марийского государственного университета (МарГУ) с 1972 по 1991 гг. Краткий анализ научной литературы показывает, что проблема истории МарГУ остается практически не изученной. Исследователи рассматривали основные научные направления первого марийского университета, отдельных выдающихся личностей вуза, но остались без внимания вопросы статистики студентов и профессорско-преподавательского состава, учебной деятельности, практики, а также воспитательной работы. Источниками для данной работы послужили неопубликованные архивные материалы из фондов Государственного архива Республики Марий Эл и периодическое издание «Марийский университет». Цель публикации определяется изучением истории высшего образования в Марийской АССР в период становления Марийского государственного университета. Автор впервые вводит в научный оборот статистические материалы о составе студентов МарГУ и их выпуске, о распределении педагогических сотрудников по отраслям наук. Годы становления университета (1972-1985) были сопряжены с большими трудностями. Эти трудности молодого вуза потребовали напряжения всех

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllllEO

сил немногочисленного административно-управленческого персонала и формирующегося научно-педагогического коллектива. В 1985-1991 гг. сложились основные черты классического университета. За короткий промежуток времени по всем направлениям деятельности МарГУ происходили качественные сдвиги. Достигались рубежные показатели как результат целеустремленных усилий руководства и коллектива вуза. И это все вопреки суровым реалиям переходного времени в обществе и при недостаточном финансировании. Все это позволяет сделать вывод, что Марийский государственный университет стал первым классическим вузом Марийской АССР. С 1972 г. по 1991 г. МарГУ подготовил для республики более 8000 специалистов с фундаментальным образованием по приоритетным направле-ниямнаукиитехнологий.Открытиетретьеговузавреспубликеста-ло одним из ключевых факторов развития высшего образования в Марийской АССР.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, Марийский государственный университет, первый ректор МарГУ профессор В.Э. Колла, студенты, профессорско-преподавательский состав, целевая аспирантура, докторантура, укрепление кадров, статистика выпусков, приоритетные направления науки

© A.A. Ivanov, S.S. Yeshtyganova

mari state university in 1972-1991: history of organization and activity

The article deals with the issues of the opening and activity of the Mari State University (MarSU) from 1972 to 1991. A brief analysis of the scientific literature shows that the problem of the history of the MarSU remains almost unstudied. The researchers examined the main scientific areas of the first Mari University and outstanding individuals of the university, but the issues of student and teaching staff statistics, educational activities and practice, as well as extracurricular work were ignored. The sources for this article were unpublished archival materials from the funds of the State Archive of the Republic of Mari El and the periodical "Mari University." The purpose of this publication is determined by the study of the history of higher education in the Mari ASSR during the formation of the Mari State University. It is for the first time that the authors introduce into scientific use statistical materials on the composition of the MarSU students and their graduation and on the distribution of teaching staff members by branches of science. The formative years of the university (1972-1985) were associated with great difficulties. These difficulties of the young university required the exertion of all forces of the few administrative and managerial staff members and the emerging

FGBOU VO «Mari State University» 1, ploshchad Lenina 424000, Yoshkar-Ola, Russian Federation

e-mail: [email protected]

[email protected]

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllll

scientific and pedagogical team. In 1985-1991, the main features of the classical university were formed. In a short period of time, qualitative changes have taken place in all areas of the MarSU activities. Milestone indicators were achieved as a result of purposeful efforts of the university's management and staff members. And this is all despite harsh realities of the transition period in society and with insufficient funding. These data allow us to conclude that the Mari State University became the first classical university in the Mari ASSR. From 1972 to 1991, the MarSU trained more than 8000 specialists with fundamental education in priority areas of science and technology for the republic. The opening of the third university in the republic has become one of the key factors in the development of higher education in the Mari ASSR.

Key words: higher educational institution, Mari State University, first MarSU rector professor V.E. Kolla, students, teaching staff, targeted postgraduate studies, doctoral studies, personnel strengthening, graduation statistics, priority areas of science

Марийский государственный университет (МарГУ) основан 1 января 1972 г. в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 9 марта 1971 г. № 155 [1, с. 153]. Роль и значение университетского образования в истории мировой и отечественной науки, образования, культуры очевидны, и их трудно переоценить. Именно поэтому руководством страны во второй половине прошлого века был взят курс на расширение сети университетов за счет реорганизации имеющихся вузов, а также открытия новых в столицах автономных республик и ряде областных центров.

Вопросы истории Марийского государственного университета нашли определенное отражение в региональной историографии. Организации и деятельности МарГУ посвящены монографии [2; 3; 4], статьи и научно-популярные издания Е.А. Хлебникова [5], Г.Н. Айплатова [6], А.Н. Чимае-ва [7], А.Р. Ахмедзяновой [8], В.А. Иванова [9], В.П. Ившина [10]. Исследователи рассматривали основные научные направления МарГУ и достижения отдельных выдающихся ученых вуза. Однако в отечественной историографии нет научного труда, который изучает вопросы статистики студентов

и профессорско-преподавательского состава, учебной деятельности, практики, а также воспитательной работы Марийского государственного университета с 1972 по 1991 гг.

Становление университета было тяжелым процессом, который требовал в первое время старания и сил немногочисленного научно-педагогического коллектива [4, с. 5]. 1 августа 1971 г. ректором Марийского государственного университета был назначен доктор биологических наук, профессор В.Э. Колла, который прибыл в г. Йошкар-Ола из Пермского государственного университета [11, л. 1]. С декабря 1971 г. начало работать подготовительное отделение с дневной формой обучения, куда были приняты 100 первых слушателей [4, с. 6]. А с 1 января 1972 г. факультет естествознания Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской в полном составе со всеми своими лабораториями и музеем стал биолого-химическим факультетом университета - первым факультетом МарГУ [5, с. 10]. С сентября 1972 г. в университете начали функционировать четыре факультета: биолого-химический (БХФ), историко-филологический (ИФФ), физико-математический (ФМФ), сельскохозяйствен-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИИЕЭ

ный (СХФ). Подготовка кадров велась по десяти специальностям: «Биология», «Химия» (БХФ), «Родной язык и литература», «Русский язык и литература», «История» (ИФФ), «Математика», «Физика» (ФМФ), «Агрохимия», «Зоотехния», «Экономика и организация сельского хозяйства» (СХФ) [12, л. 9]. Днем рождения Марийского государственного университета считается 25 ноября 1972 г. В этот день в Марийском национальном театре имени М. Шкетана прошло торжественное собрание, посвященное официальному открытию Марийского государственного университета [6, с. 4].

За короткий промежуток времени по всем направлениям деятельности МарГУ произошли качественные сдвиги. Достигались рубежные показатели как результат целеустремленных усилий руководства и коллектива вуза. И это все вопреки суровым реалиям переходного времени в обществе и при недостаточном финансировании [2, с. 105]. Многое в этой ситуации решали кадры. С 1982 по 1985 гг. ректором МарГУ был доктор сельскохозяйственных наук профессор П.А. Соколов, который перешел в университет из Поволжского лесотехнического института им. М. Горького [13, л. 3, 30]. В 1985 г. ректором был назначен доктор химических наук профессор В.П. Ившин, работавший в Марийском государственном университете с 1 сентября 1975 г. (после переезда из Казани) -старшим преподавателем, исполняющим обязанности заведующего кафедрой органической и биологической химии [2, с. 106].

В 1981 г. от сельскохозяйственного факультета отделился и стал самостоятельным экономический факультет (ЭКФ). До создания факультета подготовка экономистов и бухгалтеров была ориентирована только на сельскохозяйственную отрасль. С выделением в самостоятельное структурное подразделение факультет стал готовить кадры по двум специальностям: экономика и организация сельского хозяйства с квалификацией «экономист - организатор сельско-

хозяйственного производства» и бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности со специализацией «учет в сельском хозяйстве», его выпускники получали квалификацию экономиста [14, с. 4].

С первых дней работы университета большое внимание уделялось формированию его кадрового профессорско-преподавательского состава. Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской и Марийский политехнический институт им. М. Горького, Марийский научно-исследовательский институт при Правительстве Марийской АССР «поделились» своими учеными. Часть преподавателей для чтения лекций по разделам конкретных наук были приглашены из других вузов страны: «доктор физико-математических наук Е.Ф. Макаров из института химической физики АН СССР (Москва); доктор физико-математических наук С.Б. Ши-хов из физико-технического института (Москва); доктор физико-математических наук Р.Н. Кузьмин из института им. Курчатова (Москва); Г.А. Кринари из Казанского университета» [15, л. 6-7].

В 1972-1973 учебном году из 88 преподавателей 41 человек (47%) имели ученые степени и звания, в том числе 7 докторов наук (8%) (В.Э. Колла, Л.П. Грузов, В.Ф. Пашуков, И.С. Галкин, Н.П. Глазков, Г. Л. Билич, В.С. Николаевский) [15, л. 6]. Для сравнения: в 1972 г. Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской насчитывал 243 преподавателя, в т. ч. 5 докторов наук и 56 кандидатов наук (25% от общего числа) [16, л. 3-4], а Марийский политехнический институт им. М. Горького - 412 преподавателей, в т. ч. 6 докторов наук и 96 кандидатов наук (25%) [17, л. 3]. В 1985 г. численность научно-педагогических работников МарГУ составляла 256 человек, в т. ч. с учеными степенями и званиями 139 человек (54%), из них 8 докторов наук (3%) (табл. 1).

В 1991 г. из 234 преподавателей 149 че-

ТАБЛИЦА 1. Распределение научно-педагогических работников Марийского государственного университета по отраслям наук на 01.01.1985 г.

Отрасли наук Всего Из них

доктора наук кандидаты наук

Физико-математические 32 - 19

Химические 16 1 14

Биологические 33 1 17

Технические 8 - 2

Сельскохозяйственные 35 2 20

Исторические 21 - 13

Экономические 32 - 14

Философские 11 - 6

Филологиче ские 36 3 14

Юридические 1 - -

Педагогические 18 - 7

Медицинские 9 1 3

Ветеринарные 1 - 1

Психологические 1 - 1

Другие науки 2 - -

Итого 256 8 131

[Составлена по: 18, л. 3-4].

ловек (64%) имели ученые степени, в т. ч. 11 докторов наук (5%) [19, л. 2]. Численность преподавателей пополнялась как за счет приглашения со стороны известных ученых, так и за счет направления способной молодежи в целевую аспирантуру ведущих университетов и академических институтов страны. Притоку свежих сил способствовала и практика безвозмездного предоставления квартир по спискам очередников, молодых специалистов, многодетных и приглашенных внеочередников [2, с. 100]. Комплекс социально-правовых форм поддержки сыграл важную роль в том, что состав остепененных научно-педагогических кадров к 1991 г. возрос более чем в 2,5 раза.

МарГУ успешно справлялся и с набором абитуриентов, и с подготовкой молодых специалистов. В первом 1972-1973 учебном году на дневную форму обучения было принято 425 человек, а на заочную - 25 че-

ловек. Всего с учетом студентов биолого-химического факультета, переведенных из Марийского педагогического института им. Н.К. Крупской в 1971 г., обучалось 1348 студентов [6, с. 4-5]. По национальности наибольший процент составляли русские -59%, второе место занимали представители марийского населения - 36% (табл. 2).

В 1991 г. 2111 студент учился по дневной форме, 1291 - по заочной форме обучения [19, л. 1-3].

Выпуски студентов биолого-химического факультета осуществлялись с 19721973 учебного года, а в 1977 г. состоялся выпуск первого набора студентов Марийского государственного университета. Молодой университет по своему охвату студентов значительно уступал другим вузам республики, например, Поволжскому политехническому институту им. М. Горького (табл. 3).

Выпускники после успешной сдачи госу-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) |||||||||||||||||||||||||ИИИмЕЯ

ТАБЛИЦА 2. Состав студентов дневного отделения Марийского государственного университета по национальности в 19721973 учебном году

Национальность Количество

Русские 459

Мари 281

Чуваши 3

Украинцы 7

Татары 23

Удмурты 1

Мордва 1

Азербайджанцы 1

Всего 776

[Составлена по: 15, л. 8].

дарственного экзамена и защиты дипломной работы получали распределение в школы для прохождения стажировки. В 1977 г. около 80% студентов историко-филологического, физико-математического и биолого-химического факультетов, готовящих преимущественно учителей, были направлены в школы. Проректор по учебной работе Г.Н. Айплатов отмечал следующее: «Назначение на работу. Это было большое радостное событие в жизни университета: состоялся первый выпуск! Но радость эта была омрачена тревожными сообщениями о неявке к началу учебного года. По данным отдела кадров университета, 27 выпускников не пришли к месту своего назначения...» [31].

ТА БЛИЦА 3 . Сведения о выпуске студентов Марийского государственного университета и Марийского политехнического института им. М. Горького в 1972-1991 гг.

Учебный год Марийский государственный университет Марийский политехнический институт им. М. Горького

1972-1973 78 765

1973-1974 122 863

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1974-1975 132 959

1975-1976 177 1066

1976-1977 418 1157

1977-1978 514 1225

1978-1979 558 1192

1979-1980 639 1434

1980-1981 615 1337

1981-1982 554 1421

1982-1983 573 1337

1983-1984 534 1471

1984-1985 586 1369

1985-1986 574 1388

1986-1987 537 960

1987-1988 581 987

1988-1989 592 1106

1989-1990 598 1066

1990-1991 574 1051

Всего 8956 22154

[Составлена по: 15, л. 9; 18, л. 3; 19, л. 3; 20; 21, л. 74; 22, л. 22; 23, л. 8; 24, л. 2; 25, л. 4; 26, л. 9; 27, л. 2; 28, л. 4; 29, л. 3; 30, л. 20].

Данное распределение помогало многим молодым юношам и девушкам трудоустроиться, а школам закрыть важные вакансии. В 1978 г. в сельские школы МАССР было направлено 131 человек, в том числе: 25 русских филологов, 20 марийских филологов, 16 историков, 21 математик, 20 физиков, 15 химиков и 30 биологов. 40 физиков и математиков отправились в сельские школы Новосибирской и Пермской областей. Годичная стажировка в школах, колхозах, совхозах и в других организациях, куда направлялись выпускники МарГУ на работу после получения дипломов, была введена для того, чтобы молодые специалисты лучше узнали круг своих должностных обязанностей [31]. Данная стажировка была бы актуальна и в настоящее время. Молодым дипломированным специалистам тяжело адаптироваться в современном мире. К сожалению, МарГУ сейчас не имеет такой практики в больших объемах.

В Марийском государственном университете по вопросам совершенствования организации стажировки молодых специалистов проводилась крупная работа. На каждой кафедре заводились карточки выпускников с указанием года выпуска, места работы по распределению, занимаемой должности, перемещения по работе. Это позволяло поддерживать тесную связь с молодыми специалистами, оказывать им практическую помощь в период стажировки [25, л. 13].

К 1990 г. Марийский государственный университет подготовил 5701 специалиста по дневной и 2256 - по заочной форме обучения, свыше 310 из них получили дипломы с отличием. Выпускники университета успешно трудились в различных областях народного хозяйства: научно-исследовательских учреждениях и лабораториях, промышленных предприятиях, колхозах и совхозах, высших учебных заведениях, средних школах и СПТУ, учреждениях культуры и здравоохранения, в редакциях газет и журналов, радио и телевидения, в партийных, профсоюзных и комсомольских органах. Многие из них стали признанными организаторами производства.

Студенты, хорошо проявляющие себя в научных исследованиях, после окончания университета имели возможность продолжать свое образование через стажировку и аспирантуру ведущих вузов страны для подготовки к работе в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях [32].

Значительная роль в подготовке высококвалифицированных кадров принадлежала отделу аспирантуры и докторантуры. В первые 18 лет существования университета основная масса аспирантов и соискателей обучалась по целевому направлению в ведущих научных академических и университетских центрах Москвы, Ленинграда, Казани, Горького, Свердловска и других городов страны. В 1972-1990 гг. во внешние целевые аспирантуры было направлено 103 человека, из них более 30 процентов вернулись с защищенными диссертациями.

В 1990 г. в университете была открыта первая аспирантура по специальности «Финно-угорские и самодийские языки», в которой обучались два человека. В последующем ежегодно стало лицензироваться по несколько научных специальностей [4, с. 19].

Приказом высшей аттестационной комиссии от 7 июня 1991 г. при университете был создан специализированный совет по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности «Финно-угорские и самодийские языки» [33]. Первым соискателем на ученое звание стала Анна Петровна Кочеваткина, научный сотрудник Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики. Защита диссертации состоялась 27 декабря 1991 г. [34].

В процессе становления хорошего специалиста в период обучения в МарГУ большое значение имела производственная практика [25, л. 14]. Для усиления профессиональной подготовки студентов историко-филологического, физико-математического и биолого-химического факультетов увеличивалось количество часов на преподавание дисциплин психолого-педагогического

' 2021, том 41, № 4(104) ||||||||||||||||||||||||| 1111111|Е9

цикла. Студенты экономического и сельскохозяйственного факультетов в период своей практики занимались не только производственной деятельностью, но и принимали активное участие в общественной жизни предприятий [18, л. 10]. Анализ отчетов и характеристик студентов-практикантов показывает, что преобладающая часть студентов обнаруживала высокую профессиональную подготовку, владела практическими и организаторскими навыками, необходимыми для молодых специалистов.

В МарГУ значительное внимание уделялось студенческой художественной самодеятельности. С 1977 г. на базе историко-филологического факультета существовал студенческий фольклорный ансамбль «Рия-Рия». Его организаторами и руководителями являлись кандидат филологических наук доцент Ю.В. Андуганов и музыковед-фольклорист О.М. Герасимов [7, с. 25]. Ансамбль «Рия-Рия» был участником таких крупных музыкальных форумов, как XV фе-

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Марий Эл. 100-летие в архивных документах. 1920-2020: иллюстрированный сборник документов / Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Государственный архив Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2020. 248 с.: фотоилл.

2. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ-МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Марийский государственный университет; авторы-составители: С.В. Стариков, В.Г. Сушен-цова, А.Г. Иванов, Е.А. Хлебников, А.М. Удалов,

B.А. Иванов, А.Г. Ошаев. Йошкар-Ола: Изд-во ООО «Стринг», 2011. 312 с.

3. Марийский государственный университет. 35 лет: Книга-альбом / Марийский государственный университет. Авт.-сост. Е.А. Хлебников. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т., 2007. 208 с.

4. Марийский государственный университет: 19722002 гг. / Под общей ред. А.Г. Иванова. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т., 2002. 312 с.

5. Хлебников Е.А. С чего начинался Марийский государственный университет // Вестник Марийского государственного университета. 2007. № 1.

C. 7-10.

6. Айплатов Г.Н., Чемоданов В.И. Марийскому го-

стиваль молодых музыкантов «Фольклор и современность» (Ленинград, 1982), III конференция музыковедов-фольклористов (Таллин, 1979), становился лауреатом смотра-конкурса студенческих коллективов художественной самодеятельности вузов РСФСР (1978) [3]. Ансамбль с апреля 1988 г. носил почетное звание «народный» [7, с. 25].

МарГУ стал первым классическим вузом Марийской АССР. Несмотря на тот факт, что молодой Марийский государственный университет по охвату студентов и профессорско-преподавательского состава значительно уступал педагогическому и техническому институтам республики, он с 1972 по 1991 гг. подготовил более 8000 специалистов с фундаментальным образованием по приоритетным направлениям науки и технологий. Открытие третьего вуза в республике стало одним из ключевых факторов развития высшего образования в Марийской АССР.

сударственному университету - 20 лет // Марийский археографический вестник. 1992. № 2. С. 4-8.

7. Чимаев А.Н. Становление и развитие историко-филологического факультета Марийского государственного университета // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С. 13-28.

8. Ахмедзянова А.Р. Обучение в Марийском государственном университете глазами филолога-выпускника // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 12-15.

9. Иванов В.А. Юридический факультет Марийского государственного университета: исследования исторической и историко-правовой направленности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 22-32.

10. Ившин В.П. Марийскому государственному университету - 25 лет // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С. 7-13.

11. Архив ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (Архив МарГУ). Ф. 375. Д. 1870.

12. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 5.

13. Архив МарГУ. Ф. 375. Д. 3221.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

14. Васильев В. Экономический факультет // Марийский университет. 1982. 18 мая. № 12-13 (147— 148). С. 4.

15. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 6.

16. ГА РМЭ. Ф. Р-380. Оп. 4. Д. 331.

17. ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 5. Д. 418.

18. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 436.

19. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 617.

20. Архив музея истории ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет».

Д. П16.4

21. ГА РМЭ. Ф. Р-386 Оп 1. Д. 237.

22. ГА РМЭ. Ф. Р-386 Оп 1. Д. 239.

23. ГА РМЭ. Ф. Р-386 Оп 1. Д. 308

24. ГА РМЭ. Ф. Р-386 Оп 1. Д. 338.

25. ГА РМЭ. Ф. Р-386 Оп. 1. Д. 372.

26. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 40.

27. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 404

28. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 504

29. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 594.

30. ГА РМЭ. Ф. Р-386. Оп. 1. Д. 69.

31. Айплатов Г.Н. Диплом и чувство долга // Марийский университет. 1978. 12 апреля. № 9. С. 1.

32. Чемоданов В.И. Добро пожаловать! // Марийский университет. 1990. 12 апреля. № 14—15 (552— 553). С. 1.

33. Чемоданов В.И. Добро пожаловать! // Марийский университет. 1992. 12 марта. № 6—7 (617— 618). С. 1.

34. Миронов А. Первая защита диссертации // Марийский университет. 1992. 9 января. № 1 (612). С. 1.

35. Андуганов Ю.В. Пропагандисты народного искусства // Марийский университет. 1984. 18 апреля. № 17 (327). С.2.

R E F E R E N C E S

1. Mariy El. 100-letie v arkhivnykh dokumentakh. 19202020: illyustrirovannyy sbornik dokumentov [Mari El. 100th anniversary in archival documents. 1920-2020: Illustrated collection of documents]. Ministry of Culture, Press and Ethnic Affairs of the Republic of Mari El, State Archive of the Republic of Mari El. Yoshkar-Ola, 2020. 248 p. (In Russian).

2. Starikov S.V., Sushentsova V.G., Ivanov A.G., Khleb-nikov E.A., Udalov A.M., Ivanov V.A., Oshaev A.G. Razvitie vysshego professionalnogo obrazovaniya v Respublike Mariy El. 80 let MGPI-MarGU. 1931-2011 [The development of higher education in the Republic of Mari El. 80 years MSPI-MarSU. 1931-2011]. Collective monograph. Mari State University. Yoshkar-Ola, String, 2011. 312 p. (In Russian).

3. Khlebnikov E.A. Mariyskiy gosudarstvennyy univer-sitet. 35 let [Mari State University. 35 years]. Book-

album. Mari State University. Yoshkar-Ola, Mariskiy gosudarstvennyy universitet, 2007. 208 p. (In Russian).

4. Mariyskiy gosudarstvennyy universitet: 1972-2002 gg. [Mari State University: 1972-2002]. A.G. Ivanov (ed.). Yoshkar-Ola: Mariskiy gosudarstvennyy universitet, 2002. 312 p. (In Russian).

5. Khlebnikov E.A. S chego nachinalsya Mariyskiy gosudarstvennyy universitet [How the Mari State University began]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Mari State University, 2007, no. 1, pp. 7-10. (In Russian).

6. Ayplatov G.N., Chemodanov V.I. Mariyskomu gosu-darstvennomu universitetu - 20 let [Mari State University - 20 years]. Mariyskiy arkheograficheskiy vestnik - Mari Archeographic Bulletin, 1992, no. 2, pp. 4-8. (In Russian).

7. Chimaev A.N. Stanovlenie i razvitie istoriko-filo-logicheskogo fakulteta Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta [Formation and development of the Historical and Philological Faculty of the Mari State University]. Mariyskiy arkheograficheskiy vestnik - Mari Archeographic Bulletin, 1997, no. 7. pp. 13-28. (In Russian).

8. Akhmedzyanova A.R. Obuchenie v Mariyskom gosudarstvennom universitete glazami filologa-vypusknika [Studying at the Mari State University through the eyes of a graduate philologist]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki - Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal sciences, 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 12-15. (In Russian).

9. Ivanov V.A. Yuridicheskiy fakultet Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta: issledovaniya istoriches-koy i istoriko-pravovoy napravlennosti [Faculty of Law of the Mari State University: Studies of historical and historical-legal orientation]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki - Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal Sciences, 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 22-32. (In Russian).

10. Ivshin V.P. Mariyskomu gosudarstvennomu universitetu - 25 let [Mari State University - 25 years]. Mariyskiy arkheograficheskiy vestnik - Mari Archeographic Bulletin, 1997, no. 7, pp. 7-13. (In Russian).

11. Archive FGBOU VO «Mari State University». Fond 375, delo 1870. (In Russian).

12. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 5. (In Russian).

13. Archive FGBOU VO «Mari State University». Fond 375. delo 3221. (In Russian).

14. Vasilyev V. Ekonomicheskiy fakultet [Faculty of Economics]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1982, May 18, no. 12-13 (147-148), p. 4. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllllEU

16

17

15. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 6. (In Russian).

State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-380, opis 4, delo 331. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-377, opis 5, delo 418. (In Russian).

18. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 436. (In Russian).

19. State archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 617. (In Russian).

20. Archive of the Museum of History of FGBOU VO «Volga State University of Technology.» Delo R16.4. (In Russian).

State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 237. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 239. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 308. (In Russian).

24. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 338. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 372. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 40. (In Russian).

21

22

25

26

28

29

30

31

27. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 404. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 504. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 594. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 69. (In Russian). Ayplatov G.N. Diplom i chuvstvo dolga [Diploma and sense of duty]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1978, April 12, no. 9, p. 1 (In Russian). 32. Chemodanov V.I. Dobro pozhalovat! [Welcome!]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1990, April 12, no. 14-15 (552-553). p. 1. (In Russian). Chemodanov V.I. Dobro pozhalovat! [Welcome!]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1992, March 12, no. 6-7 (617-618), p. 1. (In Russian). Mironov A. Pervaya zashchita dissertatsii [The first dissertation defense]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1992, January 9, no. 1 (612), p. 1. (In Russian).

Anduganov Yu.V. Propagandisty narodnogo iskusst-va [Propagandists of folk art]. Mariyskiy universitet -Mari University, 1984, April 18, no. 17 (327), p. 2. (In Russian).

33

34

35

УДК 930 DOI: 10.24412/1728-5283-2021-4-72-79

история изучения кряшен башкортостана*

© Ф.Г. Галиева,

доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, ул. К. Маркса, 6,

450077, г Уфа, Российская Федерация эл. почта: [email protected]

Статья посвящена выявлению историко-этнографических и фольклорных источников о кряшенах Башкортостана (в прошлом - Уфимской губернии). Впервые предпринята попытка обобщить материалы, которые свидетельствуют об уникальности культуры кряшенов и дают ответ на вопрос о возможности рассматривать кряшен как самостоятельную этническую группу. В разных разделах статьи сделан обзор результатов исследований этнической истории отдельных селений кряшен Башкортостана, традиционных календарных и семейных обрядов и праздников, языковых особенностей, хозяйственной деятельности, национального костюмного комплекса, музыкального фольклора. Представлены итоги полевых исследований автора статьи в 2021 г. в ареале их компактного расселения в Башкортостане - в селениях Бакалы, Новые Балыклы и Умирово Бака-линского района. Показано, что население указанных селений определяет свою этническую идентичность преимущественно как «кряшены», свой язык называет кряшенским. Выявлено своеобразие культуры кряшенских селений, обусловленное сложной этногенетической и этнокультурной историей. Установлено, что сохранению традиций способствовала изолированность

* Исследование выполнено в рамках государственного задания № ААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.