УДК 94(47)08(470.4/5)(093)
DOI 10.30914/2411 -3522-2020-6-4-339-346
Многотиражная периодическая печать Марийского государственного университета как исторический источник
С. С. Ештыганова, А. А. Иванов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению информативных ресурсов многотиражной периодики первого классического высшего учебного заведения Марийского края - Марийского государственного университета (МарГУ). Показано их значение для изучения истории высшего университетского образования в Республике Марий Эл. Определены перспективные направления дальнейшего исследования деятельности МарГУ в области образования и науки. Цель: изучение истории университетского образования в Республике Марий Эл на основе материалов вузовской многотиражной периодической печати. Материалы и методы. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Результаты исследования, обсуждения. Актуальность исследования связана с крайней недостаточностью в современном отечественном исследовательском поле работ, рассматривающих деятельность университета в целом и его печатной продукции в частности. В работе использованы выпуски газеты «Марийский университет» с 1978 г. и журнала «Марийский университет» с 2017 года. Заключение. Сделан вывод о том, что структура, периодичность и долгий срок издания газеты «Марийский университет» и журнала с одноименным названием позволяет считать их одним из важных и необходимых исторических источников по истории высшего университетского образования в Республике Марий Эл.
Ключевые слова: Республика Марий Эл, Марийский государственный университет, опорный вуз, источники, многотиражное периодическое издание, информативные ресурсы
Для цитирования: Ештыганова С.С., Иванов А.А. Многотиражная периодическая печать Марийского государственного университета как исторический источник // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 4. С. 339-346. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-339-346
Multi-issue periodical press of Mari State University as a historical source
S. S. Eshtyganova, A. A. Ivanov
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. Introduction. The article is devoted to the study of informative resources of the multi - circulation periodicals of the first classical higher educational institution of the Mari territory-Mari state University (MarSU). Their significance for the study of the history of higher University education in the Republic of Mari El is shown. Promising directions for further research of MarSU activities in the field of education and science are identified. Purpose: to study the history of University education in the Republic of Mari El on the basis of materials of the University's multi-circulation periodical press. Materials and methods. The article is based on the principles of historicism and objectivity using methods of analysis, comparison, and description. Research results and discussions. The relevance of the research is connected with the extreme insufficiency in the modern domestic research field of works that consider the activities of the University as a whole and its printed products in particular. The paper uses issues of the Mari University newspaper since 1978 and the Mari University magazine since 2017. Conclusion. It is concluded that the structure, frequency and long period of publication of the newspaper "Mari University" and the magazine with the same name allow us to consider them one of the important and necessary historical sources on the history of higher University education in the Republic of Mari El.
Keywords: Republic of Mari El, Mari State University, reference university, sources, multi-circulation periodical, informative resources
For citation: Eshtyganova S.S., Ivanov A.A. Multi-issue periodical press of Mari State University as a historical source. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 4, pp. 339-346. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-4-339-346
Марийский государственный университет (МарГУ) - один из молодых классических университетов страны, крупный научный и образовательный центр Республики Марий Эл и Приволжского федерального округа, опорный вуз, функционирующий с 1972 г. и готовящий кадры высшей квалификации для государственных структур, образовательных, культурных и медицинских учреждений, многих отраслей экономики.
Дата открытия университета стала важнейшим рубежом не только в развитии высшего образования в республике, но и знаменательным событием в истории марийского и других народов, населявших Марийскую АССР. С этого времени здесь впервые появилась возможность подготовки специалистов с университетским образованием [13, с. 95].
История МарГУ интересна, многогранна, и по-своему уникальна. О деятельности класси-
1, 2, 3
ческого университета написано много книг [13] и статей [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 17], в основе которых лежат документы, воспоминания и другие исторические источники. Однако в отечественной историографии нет научного труда, который был бы посвящен периодическому изданию Марийского государственного университета.
Периодическая печать - это особая форма исторического источника, представляющая собой своеобразное «зеркало» общества, поскольку оно, с большей долей точностью, отражает происходящие события, и фиксирует их на страницах газет и журналов. В нашем случае таким «зеркалом» является газета «Марийский университет», которая с 1978 г. показывает на сво-
1 Хлебников Е.А. Марийский государственный университет. 35 лет: книга-альбом // Марийский государственный университет. Йошкар-Ола, 2007. 208 с.
2 Иванова А.Г. Марийский государственный университет: 1972-2002 гг. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2002. 312 с.
3 Айплатов Г.Н., Иванов А.А. Ученые Марийского государственного университета: библиографический справочник. Йошкар-Ола : Мар. гос.ун-т, 2002. 292 с.
их страницах основные ступени развития классического университета Республики Марий Эл.
Первый номер газеты вышел в свет 23 февраля 1978 г. с напутственного обращения ректора университета Виктора Эдуардовича Колла: «Сегодня выходит первый номер нашей многотиражной газеты «Марийский университет». Мы давно ее ждали, ибо знали, как исключительно важна роль вузовских многотиражек в подготовке молодых специалистов... За пять лет существования университета накоплен определенный опыт по совершенствованию учебного процесса, идейно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Хочется надеяться, что многотиражная газета будет уделять особое внимание учебным вопросам. Да и это закономерно: без капитального знания своего предмета нет хорошего специалиста. В целях повышения академической активности внештатные корреспонденты -многотиражники, думается, будут использовать все жанры, добиваясь лучшей успеваемости и организации самостоятельной работы студентов... В добрый путь, «Марийский университет» - наш коллективный пропагандист, агита-
I 4
тор, организатор!» .
Газета «Марийский университет» публиковалась еженедельно тиражом в 1000 экземпляров, выходила на двух полосах, а если периодическое издание соединяло в себе два номера, то на четырех. Во втором десятилетии XXI в. университетская газета преобразилась, стала яркой, красочной и более объемной, хотя уже издавалась один раз в месяц. В июне 2017 г. газета «Марийский университет» стала журналом тиражом в 3000 экземпляров, и к основному названию «Марийский университет» добавилось понятие «опорный вуз».
В течение долгих лет многотиражное издание МарГУ полноценно отражает разностороннюю жизнь вуза, являясь достоверным летописцем истории становления и развития высшего классического образования в Республике Марий Эл.
4 Колла В.Э. В добрый путь // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1978. 23 февраля. № 1 (2). С. i.
Много интересных событий и фактов можно встретить, читая страницы университетской газеты: от статистических отчетов об успеваемости до воспоминаний студентов о трудовом лете. Складывается впечатление, что опорный вуз всегда был и остается вторым домом для студентов. Здесь они учатся и работают, узнают и открывают. Здесь проходит большая часть каждого дня их жизни, самая плодотворная часть. Выпускник 1983 года 52 группы химиков М. Кали-тенко так пишет о студенческих годах в МарГУ: «Вот и наступил наш последний учебный год. Пролетело 8 семестров, и 8 сессий оставили свой след в наших зачетках. Сейчас, оглядываясь назад, мы в праве подвести итоги и дать оценку своему сложившемуся коллективу... С учебой сначала было туго. Но надо отдать должное Ларисе Токтауловой - ответственной за учебный сектор. За успеваемость она «боролась» мужественно, не считаясь с потерей собственного времени. Пришли знания, пришла уверенность в своих силах. Из отдельных «я» появилось целое «мы», а оно гораздо сильнее. Работа в колхозе, субботники, воскресники -все это вносило новые черты в наш характер. А стройотряд! Три трудовых семестра работали мы в ССО «Кристал».. .Есть о чем рассказать, есть чем поделиться. »\
Анализ газетных публикаций позволяет выделить наиболее часто встречаемые темы, которые затрагиваются практически в каждом номере газеты «Марийский университет».
Большое внимание уделяется рассмотрению достижений студентов и преподавателей в области образования и науки. Порядочное количество статей фиксирует ключевые моменты образовательного процесса с 1970-х г. до настоящего времени. В газете «Марийский университет» представлены сведения о сдаче студентами экзаменов, прохождении ими практик и защите девушками и юношами дипломных работ, данные материалы говорят об организации учебного процесса в МарГУ и являются важным источником. В официальных документах, как правило, запечатлена статистика учебной деятельности, а о подробном и красочном описании учебного процесса можно узнать именно из периодического издания университета.
1 Калитенко М. Нет равнодушных // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1983. 23 февраля. № 2 (171). С. 2.
Значительное место в учебном процессе, как и в любом вузе, традиционно занимают экзамены. Это относится как к студентам, так и к преподавателям. В рубрике «Новое в обучении» в газетном выпуске за ноябрь 1991 г. опубликована статья «Вместо экзамена - игра», которая знакомит читателей с рейтингом - как новой формой обучения в конце XX века. Автор статьи С. Файзуллина, доцент кафедры ботаники, экологии и физиологии растений МарГУ, раскрывает секреты появления рейтинговой системы обучения и итоговой аттестации в университете: «В прошлом году студенты биолого-химического факультета впервые встретились с новой формой обучения - рейтингом, введенным на первом курсе профессором Л. А. Жуковой при изучении низших растений и грибов. Новый подход заинтересовал как сотрудников кафедры, так и студентов, которые приняли активное участие в состязании за высокие баллы по изучаемому предмету... Все вновь изготовленные таблицы, модели, игры оцениваются в баллах. В итоге набравшим определенное заранее число баллов разрешается вместо сдачи экзамена написать реферат. Следует заметить, что интерес к творчеству надо было пробудить. Именно эту цель и выполнил рейтинг.»2.
Зачетно-экзаменационным сессиям вообще уделено особое внимание в газете «Марийский университет». Пора экзаменов не у всех студентов проходила успешно. На страницах многотиражки публикуются отчеты об успеваемости, с целью привлечения студентов к этой проблеме и закрытию ими сессии перед каникулами. Примером является статья начальника учебного отдела Т. Симоновой «Встречают сессию с долгами» за 1984 г. Автор отмечает, что большинство студентов учатся честно и добросовестно, но среди них есть и такие, которые безответственно относятся к главной своей обязанности -учебе и, встречая сессию, надеются, вероятно, на «авось»3. Т. Симонова приводит конкретные цифры: «.За март на СХФ не аттестовано 126 человек, ФМФ - 139, ЭФ - 152. Причем, многие имеют двойки по двум и более предметам»4. Особенностью статей, посвященных успеваемости,
2 Файзуллина С. Вместо экзамена - игра // Марийский университет. Йошкар-Ола, 28 ноября 1991. № 32 (608). С. 2.
3 Симонова Т. Встречают сессию с долгами // Марийский университет. Йошкар-Ола, 9 мая 1984. № 19 (329). С. 1.
4 Там же.
является и тот момент, что в самой газете перечисляются фамилии отстающих студентов, имеющих долги по многим предметам. Очевидно, данный способ помогал преподавательскому составу «достучаться» до студентов и призвать их к сознательности. Такое значительное количество статей, посвященных учебному процессу, встречается лишь в газетах XX столетия, например, в современном журнале «Марийский университет» такие публикации почти не встречаются.
В процессе становления хорошего специалиста, особенно в период обучения в университете, большое значение имеет производственная практика. В газете множество заметок и воспоминаний как самих студентов, так и преподавателей об этом интересном времени. Популярностью в университете пользовалась педагогическая практика, которая у многих начиналась с первого курса. Г. Краснова - студентка I курса физико-математического факультета так делится своими впечатлениями о практике в одном из выпусков газеты за 1987 г.: «Практика. Сколько тревог, волнений, забот вызывала она во все времена у студенчества. А что говорить о нас, нынешних первокурсниках, для которых она началась сразу же после первого семестра. Ведь еще вчера мы сами сидели за партами, а вот сегодня идем в школу в качестве воспитателей. Практика проверит наши силы и способности, умение общаться с детьми. Запомнился мне день знакомства с ребятами. Вместе с моим однокурсником Леонидом Уртюковым мы входили в класс с тревожным чувством. Как они примут нас, современные дети? Сможем ли мы завоевать у них авторитет?... Вот мы перешагнули порог кабинета № 214 школы № 9. На нас устремились детские глаза - вопросительно-любопытные. Мы тоже смотрели на них с любопытством и ... страхом.»1.
Не менее интересно проходила практика студентов биологов. Студентка П. Куликова II курса биолого-химического факультета поделилась своими впечатления о зоологической практике в статье с интригующим названием «Мы жили в палатках»: «Как и в предыдущие годы нынче (1987 г.) биологи второго курса проходили практику на Волге, на живописных берегах великой русской реки. В задачу нашей практики, руко-
1 Краснова Г. Вхождение в профессию // Марийский университет. Йошкар-Ола, 14 мая 1987. № 19 (433). С. 2.
водил которой Х. Ф. Балдаев, входило: научиться по крику и пению различать птиц, изучить стоянки и систематику млекопитающих и так далее. На Волге мы жили в палатках, готовили на костре. Все было как в дальней экспедиции. Многие из нас записывали свои наблюдения в дневники. Практика явилась для нас своеобразным испытанием.»2. Настолько многообразны практики разных факультетов, но объединяет их одно - желание студентов быть ближе к выбранной им профессии. Каждая практика оставляет незабываемое впечатление, учит чему-то новому, помогает преодолевать трудности и находить новые решения.
Завершающим этапом обучения в университете является сдача государственных экзаменов и защита дипломных работ. Первый выпуск Марийского государственного университета состоялся в 1977 г., выпускники после успешной сдачи государственного экзамена и защиты дипломной работы получили распределение в школы для прохождения стажировки, о чем свидетельствует публикация «Диплом и чувство долга» в еженедельной многотиражке «Марийский университет». В 1977 году около 80 процентов студентов историко-филологического, физико-математического и биолого-химического факультетов, готовящих преимущественно учителей, направлены в школы. Как отмечает проректор по учебной работе Г. Н. Айплатов: «Назначение на работу. Это было большое радостное событие в жизни университета: состоялся первый выпуск! Но радость эта была омрачена тревожными сообщениями о неявке к началу учебного года. По данным отдела кадров университета, 27 выпускников не пришли к месту своего назначе-ния.»3. Несмотря на неявку молодых специалистов на работу в школы республики, данное распределение помогало многим молодым юношам и девушкам трудоустроиться, а школам закрыть важные вакансии. В 1978 году в сельские школы МАССР был направлен 131 человек, в том числе: 25 русских филологов, 20 марийских филологов, 16 историков, 21 математик, 20 физиков, 15 химиков и 30 биологов. Сорок физиков и математиков отправились в сельские школы Новосибирской и Пермской областей.
2 Куликова П. Мы жили в палатках // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1987. 18 июня. № 27 (441). С. 1.
3 Айплатов Г.Н. Диплом и чувство долга // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1978. 12 апреля. № 9. С. 1.
Годичная стажировка в школах, колхозах, совхозах и в других организациях, куда направлялись выпускники МарГУ на работу после получения дипломов, была введена для того, чтобы молодые специалисты лучше узнали круг своих должностных обязанностей1. Данная стажировка была бы актуальна и в настоящее время. Молодым дипломированным специалистам тяжело адаптироваться в современном мире. К сожалению, МарГУ сейчас не имеет такую практику в больших объемах.
Марийский государственный университет идет в ногу со временем, и первые годы его деятельности не стали исключением. С 1973 года в стенах университета работал учебный вычислительный центр - подразделение, где студенты учились работать с ЭВМ, а преподаватели и сотрудники кафедр и лабораторий имели возможность пользоваться услугами быстродействующей вычислительной техники для выполнения своих научных работ. Не каждый провинциальный вуз мог похвастаться такой лабораторией. Первая ЭВМ - совсем маленькая «Проминь-М» -начала работать в июне 1973 г., а первым сотрудником УВЦ стал Н. И. Судаков. Сотрудники учебного вычислительного центра видели две главные задачи своего подразделения: обеспечение учебного процесса и математическое обеспечение научно-исследовательской работы. Студенты всех факультетов (в 1978 г. функционировало 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, биолого-химический, сельскохозяйственный), за исключением историко-филологического, выполняли здесь лабораторные работы по курсы «Вычислительные машины и программирование», а студенты физмата проходили на УВЦ учебную и производственную практику, выполняли курсовые и дипломные работы. Старший математик УВЦ С. А. Шулепов в интервью корреспондентам вузовской газеты в декабре 1978 г. на вопрос: «Каким вы видите УВЦ в недалеком будущем?» отвечал так: «Сейчас в стадии рассмотрения находится проект нового корпуса физмата. Он предусматривает и помещение для УВЦ площадью более тысячи квадратных метров. Мы надеемся, что в новом помещении будет и новое оборудование. Мы планируем также в 1980 году
1 Айплатов Г.Н. Диплом и чувство долга // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1978. 12 апреля. № 9. С. 1.
ввести в эксплуатацию первую очередь автоматизированной системы управления университетом. Надеемся, что наш вычислительный центр сыграет не последнюю роль в увеличении кандидатских и докторских диссертаций, выполненных сотрудниками»2. Необходимо отметить, что благодаря ответственному труду и старанию своих сотрудников Марийский университет совершенствовался в информационно-технической сфере, и в 2020 г. в МарГУ открылся институт цифровых технологий, который будет готовить высококвалифицированных специалистов в области цифровой экономики, инженерии, электроэнергетики, национальной безопасности и искусственного интеллекта.
Ключевым моментом в истории классического марийского университета является получение статуса опорного вуза в 2017 году. Данное событие отражено в первом выпуске журнала «Марийский университет»: «Не каждый регион может похвастаться тем, что у него есть свой опорный вуз. Даже после второй волны конкурса опорных университетов таких вузов в стране насчитывается 33. И одним из опорных вузов стал Марийский государственный университет, чья программа развития на 2017-2021 гг. была признана экспертами Минобрнауки РФ достойной высокого статуса»3.
В каждом номере газеты и журнала «Марийский университет» можно встретить разделы, посвященные воспитательной работе вуза и активной студенческой жизни в стенах университета.
Интригующими и захватывающими событиями в университете среди студентов являются ежегодные традиционные конкурсы художественной самодеятельности Марийского университета «Голос юности» и «Студенческая весна». С первых выпусков газеты данным темам посвящены специальные разделы. Слушательница отделения журналистики ФОП Л. Голубева делится своими впечатлениями в статье «Голос юности - 78»: «Как и прежде, в нынешнем году в университете проходил традиционный смотр -конкурс первокурсников «Голос юности». Почетное право выступать первыми было предоставлено первокурсникам истфилфака. 27 ноября состоялся праздник, пусть небольшой, но радостный и веселый. Нашему зрителю очень
2 Шулепов С.А. УВЦ: сегодня и завтра // Марийский университет. Йошкар-Ола, 1978. 14 декабря. № 33. С. 1.
3 Марийский университет. Йошкар-Ола, 2017. июнь. № 1 (1). С. 6.
полюбились и танцы, исполненные Г. Туровой, С. Лебедевым и Н. Юлиной, выступление ансамбля «Роза» и другие исполнители. Максимум инициативы, оптимизма помогли студентам в подготовке концерта, а в конечном итоге стать победителями этого нелегкого конкурса»1.
Студенты университета активно проводят свое время не только в период фестивалей, но и в студенческих отрядах. Трудовые отряды среди студентов формировались с 1972 г., но их разнообразие было не такое большое, как сейчас. В МарГУ в настоящее время функционируют восемь трудовых студенческих отрядов: «Милосердие» педагогического института, «Прометей» электроэнергетического факультета, отряд гидов-переводчиков «Водоходъ» факультета иностранных языков, отряды проводников, спасателей, сводный педагогический отряд «Ералаш», сервисный отряд «Профессионал», медицинский отряд «Авиценна»2.
Студенты Марийского государственного университета саморазвиваются, участвуют во всероссийских и международных форумах, таких как: Российско-китайский молодежный форум «Волга -Янцзы», «¡Волга 2.0», «Таврида», «Территория
1 Голубева Л. Голос юности - 78 // Марийский университет. Йошкар-Ола, 6 декабря 1978. № 32. С. 1.
2 Марийский университет. Йошкар-Ола, Октябрь 2019. № 2 (11). С. 21.
смыслов» и других. Об участии инициативных студентов университета на вышеперечисленных форумах рассказывают нам статьи журнала «Марийский университет»3.
Справедливым будет отметить также, что помимо освещения повседневной университетской жизни редакция газеты старалась уделять внимание и рекламе университета. Один раз в год перед приемной кампанией в вузе на страницах издания публиковались программы вступительных экзаменов для абитуриентов, желающих поступить в МарГУ4. Такие номера газет были очень популярны среди выпускников школ, так как в них ректоратом предоставлялась вся необходимая информация о поступлении и о сдаче вступительных экзаменов.
В целом же структура, периодичность и долгий срок издания газеты «Марийский университет» позволяет считать ее одним из ключевых источников в изучении деятельности первого классического вуза республики. Разнообразие постоянных разделов периодического издания дает возможность отметить, что данная газета является одним из важных и необходимых собраний документальных материалов по истории высшего образования в Республике Марий Эл
3 Там же. Октябрь 2019. № 2 (11). С. 31, 39.
4 Там же. 21 июня 1978. № 19, 20, 21.
Литература
1. Айплатов Г.Н., Левенштейн О.Г., Стариков С.В. Археографическая практика студентов -историков Марийского государственного университета // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1994. № 4. С. 151-152.
2. Айплатов Г.Н., Чемоданов В.И. Марийский государственный университет: Хроника событий 1992-1997 // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. № 7. С. 236-240.
3. Айплатов Г.Н., Чемоданов В.И. Марийскому государственному университету - 20 лет // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1992. № 2. С. 4-8.
4. Айплатов Г.Н. Марийскому государственному университету - 25 лет // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. № 7. С. 7-13.
5. Ахмедзянова А.Р. Обучение в Марийском государственном университете глазами филолога-выпускника // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 12-15.
6. Иванов А.А., А.Г. Иванов Персоналии историков Марий Эл: из опыта написания и издания // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов: сборник статей. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 190-195.
7. Иванов В.А. Юридический факультет Марийского государственного университета: исследования исторической и ис-торико-правовой направленности Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 22-32.
8. Иванов И.Г. Зарубежные ученые - почетные профессора Марийского государственного университета // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2013. № 3. С. 231-234.
9. Мамонтова М.С., Свечников С.К. Подготовка музейного специалиста в вузе: российский опыт и начало ее реализации в Марийском государственном университете // Вестник Марийского государственного унверситета. 2015. № 3. С. 28-31.
10. Минина Е.А. О роли МарГУ в жизни студента // Богатство финно-угорских народов: материалы III Международного финно-угорского студенческого форума. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2016. С. 389-391.
11. Москвина Л.П., Свечников С.К., Научная школа К. Н. Санукова // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 38-45.
12. Обидина Ю.С., Рокина Г.В., Традиции и новации исторического образования на кафедре всеобщей истории Марийского государственного университета // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов: сборник статей. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 190-195.
13. Стариков С.В., Сушенцова В.Г., Иванов А.Г., Хлебников Е.А., Удалов А.М., Иванов В.А., Ошаев А.Г. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ - МарГУ. 1931-2011: коллективная монография // Марийский государственный университет. Йошкар-Ола : Изд-во ООО «Стринг», 2011. 312 с.
14. Рыбалка В.И. Роль Марийского государственного университета в расширении и укреплении международных, научных, культурных и побратимских связей между Марий Эл и Венгрией // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 68-72.
15. Хлебников Е.А. С чего начинался Марийский государственный университет // Вестник Марийского государственного университета. 2007. № 1 (29). С. 7-10.
16. Чимаев А.Н. Историко-филологический факультет Марийского государственного университета на современном этапе // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2012. № 2. С. 4-28.
17. Чимаев А.Н. Становление и развитие историко-филологического факультета Марийского государственного университета // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. № 7. С. 13-28.
References
1. Aiplatov G.N., Levenshtein O.G., Starikov S.V. Arkheograficheskaya praktika studentov-istorikov Mariiskogo gosudarstven-nogo universiteta [Archaeographic practice of students-historians of the Mari State University]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1994, no. 4, pp. 151-152. (In Russ.).
2. Aiplatov G.N., Chemodanov V.I. Mariiskii gosudarstvennyi universitet: Khronika sobytii 1992-1997 [Mari State University: Chronicle of events 1992-1997]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1997, no. 7, pp. 236-240. (In Russ.).
3. Aiplatov G.N., Chemodanov V.I. Mariiskomu gosudarstvennomu universitetu - 20 let [Mari State University is 20]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1992, no. 2, pp. 4-8. (In Russ.).
4. Aiplatov G.N. Mariiskomu gosudarstvennomu universitetu - 25 let [Mari State University is 25]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1997, no. 7, pp. 7-13. (In Russ.).
5. Akhmedzyanova A.R. Obuchenie v Mariiskom gosudarstvennom universitete glazami filologa-vypusknika [Mari State University studies seen through the eyes of graduate philologist]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 12-15. (In Russ.).
6. Ivanov A.A., Ivanov A.G. Personalii istorikov Marii El: iz opyta napisaniya i izdaniya [Personalities of historians of the Mari El Republic: from the experiences of writing and publication]. Rossiiskaya intelligentsiya v usloviyakh tsivilizatsionnykh vyzovov: sbornik statei = Russian intelligentsia in conditions of civilization challenges: a collection of articles, Cheboksary, CNS "Interactive plus" Publ., 2014, pp. 190-195. (In Russ.).
7. Ivanov V.A. Yuridicheskii fakul'tet Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta: issledovaniya istoricheskoi i istoriko-pravovoi napravlennosti [Faculty of Law of the Mari State University: historical, historical and legal research]. Vestnik Mariiskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 22-32. (In Russ.).
8. Ivanov I.G. Zarubezhnye uchenye - pochetnye professora Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta [Foreign scientists -honorary professors of the Mari State University]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 2013, no. 3, pp. 231-234. (In Russ.).
9. Mamontova M.S., Svechnikov S.K. Podgotovka muzeinogo spetsialista v vuze: rossiiskii opyt i nachalo ee realizatsii v Mariis-kom gosudarstvennom universitete [Preparation of museum specialist at the University: Russian experience and the beginning of its implementation at the Mari State University]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 3, pp. 28-31. (In Russ.).
10. Minina E.A. O roli MarGU v zhizni studenta [On the role of MarSU in the life of a student]. Bogatstvo finno-ugorskikh narodov. Materialy III Mezhdunarodnogo finno-ugorskogo studencheskogo foruma = The wealth of the Finno-Ugric peoples. Materials of the III International Finno-Ugric Student Forum, Yoshkar-Ola, 2016, pp. 389-391. (In Russ.).
11. Moskvina L.P., Svechnikov S.K. Nauchnaya shkola K.N. Sanukova [Scientific school of K. N. Sanukov]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 38-45. (In Russ.).
12. Obidina Yu.S., Rokina G.V. Traditsii i novatsii istoricheskogo obrazovaniya na kafedre vseobshchei istorii Mariiskogo gosu-darstvennogo universiteta [Traditions and innovations of historical education at the Department of General history of the Mari State University]. Rossiiskaya intelligentsiya v usloviyakh tsivilizatsionnykh vyzovov: sbornik statei = Russian intelligentsia in conditions of civilization challenges: a collection of articles, Cheboksary, CNS "Interactive plus" Publ., 2014, pp. 190-195. (In Russ.).
13. Starikov S.V., Sushentsova V.G., Ivanov A.G., Khlebnikov E.A., Udalov A.M., Ivanov V.A., Oshaev A.G. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 80 let MGPI-MarGU. 1931-2011: kollektivnaya monografiya [Development of higher professional education in the Republic of Mari El. 80 years of MSPI-MarSU. 1931-2011: collective monograph]. Mari State University, Yoshkar-Ola, Publishing house LLC "String", 2011, 312 p. (In Russ.).
14. Rybalka V.I. Rol' Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta v rasshirenii i ukreplenii mezhdunarodnykh, nauchnykh, kul'turnykh i pobratimskikh svyazei mezhdu Mari El i Vengriei [Role of the Mari State University in expanding and strengthening international, scientific, cultural and sister-city relationship between Mari El and Hungary]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 68-72. (In Russ.).
15. Khlebnikov E.A. S chego nachinalsya Mariiskii gosudarstvennyi universitet [What was the beginning of the Mari State University]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola: MarSU, 2007, no. 1, pp. 7-10. (In Russ.).
16. Chimaev A.N. Istoriko-filologicheskii fakul'tet Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta na sovremennom etape [Historical and philological faculty of the Mari State University at the present stage]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 2012, no. 2, pp. 4-28. (In Russ.).
17. Chimaev A.N. Stanovlenie i razvitie istoriko-filologicheskogo fakul'teta Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta [Formation and development of the Faculty of History and Philology of the Mari State University]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1997, no. 7, pp. 13-28. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 25.08.2020 г.; принята к публикации 15.09.2020 г.
Submitted 25.08.2020; revised 15.09.2020.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Об авторах
About the authors
Ештыганова Снежана Сергеевна
аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected]
Snezhana S. Eshtyganova
Postgraduate student, Mari State University, Yosh-kar-Ola, Russia, [email protected]
Иванов Алексей Ананьевич
Alexey A. Ivanov
Dr. Sci. (History), Professor of the Department of Russian History, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected]
доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,
anani@marsu. гы