Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"
Т. 6. № 2. 2020
Vol. 6, no. 2, 2020
Исторические науки History
УДК 930.85
DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-121-127
Марийская семья в описаниях иностранцев XIX - начала ХХ веков
1 2 Н. А. Васканова , А. Г. Иванов
1 Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, г. Йошкар-Ола, Россия 2 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Введение. При всестороннем и комплексном изучении темы марийской семьи в XIX - начале ХХ вв. важно использование широкого круга письменных источников, в том числе свидетельств зарубежных ученых-путешественников, основанных на их личных наблюдениях. Их уникальность заключается в том, что в них выражается видение некоторых важных аспектов жизнедеятельности марийской традиционной семьи глазами иностранца. В данной статье предпринята попытка анализа особенностей развития семей-но-брачных отношений, структуры крестьянской семьи различных субэтнических групп марийского народа на основе экспедиционных материалов европейских исследователей. Цель статьи: изучить проблему традиционной семьи и семейно-брачных отношений луговых, горных и восточных марийцев в XIX - начале ХХ вв. по материалам свидетельств иностранных ученых-путешественников. Материалы и методы. В данной работе использованы опубликованные историко-этнографические свидетельства, путевые заметки и дневниковые записи европейских ученых, посвященные изучению темы марийской крестьянской семьи в XIX - начале ХХ веков. Исследование основано на принципах историзма, конкретности и объективности с применением историко -сравнительных и историко-типологических методов. Результаты исследования, обсуждения. Несмотря на описательный характер представленных письменных источников и недостаточность применения сравнительных материалов, научные труды европейских исследователей в значительной степени дополняют свидетельства российских современников о марийской традиционной семье рассматриваемого времени и позволяют в целостном виде анализировать особенности внутрисемейных отношений и устойчивые обрядовые элементы марийской свадьбы. Заключение. Таким образом, зарубежными учеными собраны ценнейшие историко-этнографические, фольклорные и антропологические материалы, отражающие различные стороны материальной и духовной жизни традиционной семьи луговых, горных и восточных марийцев в XIX - начале ХХ века.
Ключевые слова: марийская семья, описания, зарубежные ученые, луговые, горные и восточные марийцы, семейно-брачные отношения, марийская свадьба, структура семьи.
Для цитирования: Васканова Н.А., Иванов А.Г. Марийская семья в описаниях иностранцев XIX - начала ХХ веков // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 121-127. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-121-127
Mari family in the descriptions of foreigners of the XIX - early XX centuries
N. A. Vaskanova1, A. G. Ivanov2
1 National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev, Yoshkar-Ola, Russia 2 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Introduction. In a comprehensive study of the topic of the Mari family in the XIX - early XX centuries, it is important to use a wide range of written sources, including the testimonies of foreign scientists and travelers based on their personal observations. Their uniqueness lies in the fact that they express the vision of some important aspects of the life of the Mari traditional family through the eyes of a foreigner. This article attempts to analyze the features of the development of family and marriage relations, the structure of the peasant family
of various sub-ethnic groups of the Man people on the basis of expedition materials from European researchers. The purpose of the article is to study the problem of the traditional peasant family and family and marriage relations of the meadow, mountain and eastern Mari people in the XIX - early XX centuries, based on the evidence of foreign scientists and travelers. Materials and methods. This work uses published historical and ethnographic evidence, travel notes and diary entries of European scientists dedicated to the study of the Mari peasant family in the XIX - early XX centuries. The research is based on the principles of historicism, concreteness and objectivity with the use of historical-comparative and historical-typological methods. Research results and discussions. Despite the descriptive nature of the presented written sources and the lack of use of comparative materials, the scientific works of European researchers greatly complement the evidence of Russian contemporaries about the Mari traditional family of the time under consideration and allow us to analyze the features of intra-family relations and stable ceremonial elements of the Mari wedding in a holistic manner. Conclusion. Thus, foreign scientists have collected the most valuable historical, ethnographic, folklore and anthropological materials that reflect various aspects of the material and spiritual life of the traditional family of the meadow, mountain and eastern Mari in the XIX - early XX centuries.
Keywords: Mari family, descriptions, foreign scientists, meadow, mountain and eastern Mari, family and marriage relations, Mari wedding, family structure.
For citation: Vaskanova N.A., Ivanov A.G. Mari family in the descriptions of foreigners of the XIX - early XX centuries. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 121-127. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-121-127 (In Russ.).
Комплексное изучение проблемы марийской крестьянской семьи в XIX - начале ХХ вв. невозможно без привлечения различных видов письменных источников. В этом отношении большого внимания заслуживают историко-этнографичес-кие материалы зарубежных исследователей, оставивших заметный след в изучении различных вопросов материальной и духовной культуры марийского народа. К их числу относятся работы известного прусского (немецкого) исследователя, чиновника, экономиста, барона Августа Гакстгаузена (1792-1866), выдающегося итальянского ботаника, антрополога Стефана Соммье (1848-1922), финского ученого, профессора Юрье Вихманна (1868-1932) и венгерского этнографа Юлии Вихманн (1881 - неизв.). В их работах помимо этнографического описания хозяйственных занятий, календарных праздников, народных костюмов и традиционных верований марийского народа имеются уникальные сведения, касающиеся свадебных обрядов, внутрисемейных отношений различных субэтнических групп марийского народа (луговых, горных и восточных). Ценность научного наследия иностранных ученых заключается в том, что они основаны на личных наблюдениях и дают возможность охарактеризовать структуру марийской крестьянской семьи и выделить характерные черты ее внутреннего уклада жизни.
Изучение вклада европейских исследователей в формировании научных представлений о финно-угорских народах, в том числе и о марийцах, получило достаточное освещение в российской и региональной историографии. На региональном уровне к вопросу изучения свидетельств иностранцев о марийском народе XIX - начала ХХ вв. обращались В. М. Васильев1, Г. А. Сепеев [11], Т. Л. Молотова [12], В. Е. Кутасова [7], О. А. Калинина [6], Г. Н. Айплатов [1; 2], И. Ф. Ялтаев [3], А. А. Иванов [5], А. Г. Ошаев [8; 9], А. А. Соловьев [13], К. Н. Сануков [10] и другие. В их публикациях предприняты попытки анализа материальной и социокультурной жизни марийцев на основе писем и дневниковых записей зарубежных ученых. Однако отдельных исследований, посвященных изучению темы марийской крестьянской семьи в XIX - начале ХХ вв., на материалах письменных источников иностранцев в настоящее время недостаточно и требует дальнейшей разработки.
Ценнейшим свидетельством дореформенной жизни народов России является книга А. Гакстгаузена, изданная на русском языке в 1869 году2.
1 Васильев В.М. О труде г-жи Юлии Вихман под названием «Введение в этнографию черемис» // Инородческое обозрение. Казань, 1914. Кн. 7. С. 510-511.
2 Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М., 1869. Т. 1. 490 с.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
Ее научная значимость обуславливается тем, что в ней подробно представлены описания хозяйственных, культурных и социально-бытовых сюжетов из жизни народов Поволжья: чувашей, татар, марийцев и мордвы [5, с. 53].
Особый интерес представляют заметки о пребывании прусского исследователя в горномарийской деревне Куликалы Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (совр. д. Куликалы Горномарийского района Республики Марий Эл). В них А. Гакст-гаузен уделяет пристальное внимание описанию внутрисемейных отношений в крестьянской семье горных марийцев. Он отмечает, что патриархальный уклад их семейной жизни в сравнении с русскими имеет свои характерные черты. Это касается особого положения женщины в крестьянской семье горных марийцев, что автор объясняет влиянием соседних тюркоязычных народов1. Оно заключается в том, что при заключении брака невеста получала в наследство от отца часть его движимого имущества. В свою очередь жених в качестве компенсации родителям невесты за переход их дочери в другую семью отдавал выкуп. По словам А. Гакстгаузена, размер этой суммы мог достигать до 100 руб. серебром. Сведения об обязательной выплате денежной суммы в день свадьбы встречались и в описаниях отечественных современников. Так, известный этнограф, просветитель С. М. Михайлов в своих описаниях свадебного обряда горных марийцев Козьмодемьянского уезда отмечает, что максимальный размер выкупа (ална) невесты равнялся 57 руб. 16 коп. серебром, а минимальный размер колебался от 1 до 26 руб. серебром2. Среди горных марийцев Емангашской волости Васильсурского (Васильского) уезда он был выше и варьировал от 50 до 100 рублей3.
В своей работе А. Гакстгаузен упоминает о бытовавшей системе терминов, используемых при обращении членов семьи друг к другу. Автор подчеркивает, что употребление личных имен в горномарийской семье не приветствовалось. Муж обращался к жене, называя ее «вата»,
1 Гакстгаузен А. Указ. соч. С. 298.
2 Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. С. 134.
3 История и культура народов Марий Эл в источниках
середины XIX века / сост., предисл. и примеч. А.Г. Иванова.
Йошкар-Ола, 2016. С. 99.
соответственно, жена называла мужа «мари». Приведенные материалы свидетельствуют об устойчивости традиций сохранения определенных названий родственников и членов семьи.
Совершая путешествие по Козьмодемьянско-му уезду, А. Гакстгаузен обращает внимание на то, что одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось преобладание мононациональных семей, когда оба супруга были из одной этнической, социокультурной среды. По словам прусского исследователя, смешанные браки, в частности брачные союзы горных марийцев с русскими и татарами, практически не встречались. В редких случаях горные марийцы вступали в брак с чувашами4, что, возможно, являлось следствием их тесных связей между собой на протяжении всего исторического развития.
Важным представляется описание А. Гаксту-газена структуры горномарийской крестьянской семьи. Автор подчеркивает, что зачастую старшие сыновья после женитьбы стремились отделиться от родительского дома и начинали вести свое самостоятельное хозяйство. При этом земельный участок они требовали не от отца, а от общины, что свидетельствует о традициях общинного землепользования5. Возможно, выселение женатых сыновей на отдельное место жительства становилось одной из причин распада сложных неразделенных (больших) семей на простые (малые) в рассматриваемое время. О тенденции постепенного сокращения больших семейных коллективов и в то же время увеличения малых семей позволяют утверждать результаты анализа материалов церковной статистики. Так, данные исповедных ведомостей Козьмодемьянского уезда показывают, что в с 1800 г. по 1831 г. удельный вес сложных семей сократился с 63,70 % до 48,91 % [4, с. 123].
В исследовании А. Гакстгаузена особый интерес представляет описание домохозяйства зажиточного крестьянина деревни Куликалы Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда Юрия Родионова. Согласно наблюдениям путешественника, уровень благосостояния крестьянского двора определялся наличием ряда жилых и хозяйственных построек, включавших два жилых дома «порт» для отцовской семьи и женатого сына, сарай для саней, подвод и сельскохозяйственного
4 Гакстгаузен А. Указ. соч. С. 298.
5 Гакстгаузен А. Указ. соч. С. 299.
инвентаря, хлебный амбар «клат», летнее бревенчатое жилье «куды». В хозяйственном комплексе имелись приусадебный луг, огород, хмельник, фруктовый сад и пчельник1. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что крестьянская семья горных марийцев вела многоотраслевое хозяйство, основанное на земледелии, животноводстве (скотоводстве) и различных промыслах.
Как видно, труд А. Гакстгуазена можно отнести к числу первых серьезных исследований среди зарубежных ученых, содержащих подробные сведения о различных сторонах жизни крестьянской семьи горных марийцев в середине XIX века.
В изучении темы семьи и семейно-брачных отношений марийского народа во второй половине XIX в. особую роль сыграл известный итальянский ученый-натуралист и естествоиспытатель Карло Пьетро Стефано Соммье, совершивший путешествие по регионам Европейского Севера и Сибири в 1880 году2. В своих путевых заметках и дневниковых записях он оставил уникальные этногра-фическо-антропологические описания луговых марийцев селений Петъял и Сотнур Царевокок-шайского уезда Казанской губернии и восточных марийцев деревень Карши Артемьевка, Нижний-Поташ и Юва Красноуфимского уезда Пермской губернии. Среди них большую ценность представляют очерки, характеризующие особенности обряда выкупа невесты среди восточных марийцев. Согласно наблюдениям итальянского путешественника, отличительной чертой этого обычая являлось то, что в случае внесения выкупа отец невесты обязывался в течение года одаривать молодоженов ценными подарками. Нередко в условиях тяжелого материального положения восточные марийцы прибегали к традициям похищения невесты. Это делалось в целях уклонения от лишних денежных расходов как со стороны семьи жениха, так и со стороны невесты3. Иногда, как отмечают исследователи, побег невесты с женихом ускорял уплату калыма и приближал день свадьбы4.
1 Гакстгаузен А. Указ. соч. С. 296.
2 Соммье С. О черемисах: Этногр.-антропол. очерк проф. Ст. Соммье: Stephen Sommier. Note di viaggio / пер. В. Москалевой; под ред. и с примеч. Д.П. Никольского. Екатеринбург, 1896. С. 83-118.
3 Соммье С. Указ. соч. С. 104.
4 Этнография марийского народа / сост. Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола, 2001. С. 131.
При описании семейно-брачных отношений С. Соммье подчеркивает, что браки среди восточных марийцев, несмотря на их тесное проживание в соседстве с татарами, башкирами и русскими, в основном были этнически однородными и отличались единобрачием5. Возможно, это было связано с устойчивым сохранением традиционной языческой религии у восточных марийцев и их стремлением сохранить свою национальную идентичность.
Характеризуя брачные отношения луговых марийцев, С. Соммье обращает внимание на то, что после замужества марийская женщина в обязательном порядке начинала носить головной убор. Согласно традициям, ношение головного убора свидетельствовало о принадлежности и подчиненности женщины своему мужу6. Сведения о существовании таких обычаев встречаются во многих исследованиях отечественных современников. Так, известный автор этнографических очерков о чувашах и марийцах Казанской губернии А. Фукс в своей работе отмечает, что важной составной частью марийской свадьбы являлась подготовка и смена головного убора невесты на замужний «шарпан» и «нашмак»7. Проведение такого обряда свидетельствовало о вступлении невесты в супружескую жизнь. Наблюдения С. Соммье, как очевидца, показывают, что после замужества к собственному имени женщины добавлялось имя ее мужа, что позволяет утверждать о бытовавших традициях патриархального уклада внутрисемейных отношений в марийской семье в рассматриваемое время8.
Таким образом, анализируя очерки С. Соммье, можно сказать, что они дают возможность воссоздать некоторые аспекты свадебной обрядности луговых и восточных марийцев, связанных с внесением выкупа за невесту и сменой девичьего головного убора на женский, а также выявить характерные черты внутрисемейных отношений марийского народа, основанных на строгой иерархии членов семьи, послушании и покорности женщины мужчине.
Важнейшим источником исследования темы марийской традиционной семьи начала ХХ в. являются дневниковые записи венгерского этнографа
5 Соммье С. Указ. соч. С. 106.
6 Соммье С. Указ. соч. С. 89.
7 Фукс А.А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. С. 235.
8 Соммье С. Указ. соч. С. 105.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
Юлии Вихманн, участвовавшей в комплексной экспедиции вместе со своим супругом, финским ученым, профессором Юрьё Вихманном по сбору языкового, фольклорного и этнографического материала в Марийском крае в 1905-1906 годах1. Их ценность обусловлена тем, что они содержат уникальные описания некоторых этапов свадебной обрядности горных марийцев села Еласы Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии и луговых марийцев села Сернур Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Исследовательница отмечает, что сама свадьба у горных марийцев проходила в два дня. Празднование первого дня начиналось в доме невесты, сопровождалось венчанием в церкви и завершалось в доме жениха. Особое значение в этот день придавалось смене девичьего головного убора невесты на женский «шарпан» и «нашмак» и его демонстрации гостям. Обычно данный обряд проводила женщина пожилого возраста. Согласно свидетельству этнографа, значимость этого действия заключалась в том, что по ширине вышитого края шарпана гости оценивали умение невесты в рукоделии и достаток ее семьи2. Исходя из этого, можно предположить, что основными критериями успешного выбора девушки в качестве будущей жены являлись высокий уровень ее мастерства в рукоделии и материальное благосостояние ее семьи и рода в целом.
При описании горномарийской свадебной обрядности Ю. Вихманн акцентирует внимание на том, что невеста в течение всего свадебного пиршества находилась отдельно от гостей -на кухне. Возможно, это было связано с устойчивыми традициями защиты невесты от сглаза, порчи и чрезмерного внимания гостей3.
Не менее ценными являются наблюдения венгерской ученой за развитием семейно-брачных отношений луговых марийцев. Так, автор отмечает, что знакомство молодых людей в основном происходило на ярмарках и базарах. Молодые люди обычно женились за год до ухода в армию, а возраст невесты часто превышал возраст жениха на 5-6 лет4.
1 Вихманн Ю. У черемис. Из дневника / пер. Э. Лебедевой // Ончыко. 2001. № 3. С. 138-152; Черемис-влак дене Финн ученый Юлия Вихманнын дневникше // Ончыко. 2001. № 4. С. 111-125.
2 Вихманн Ю. У черемис. Из дневника / пер. Э. Лебедевой // Ончыко. 2001. № 3. С. 149-150.
3 Там же. С. 150.
4 Черемис-влак дене Финн ученый Юлия Вихманнын
дневникше // Ончыко. 2001. № 4. С. 114.
Описывая формы заключения брака у марийцев, Ю. Вихманн заметила, что характерными являлись частые случаи кражи невест. Как отмечают исследователи, похищение невесты у марийцев имело древние традиции. Однако в конце
XIX - начале ХХ вв. умыкание зачастую происходило с согласия самой девушки и носило формальный характер5.
Особое внимание в дневниковых записях Ю. Вихманн уделено описанию особенностей проведения марийской свадьбы. Согласно ее свидетельству, свадебная обрядность начиналась с внесения выкупа за невесту. При этом размер калыма среди луговых марийцев, как отмечает автор, зависел от уровня материальной обеспеченности родителей невесты и обычно составлял 10 рублей. В среднем у богатой невесты в приданом имелось около 40 рубах, не меньше 5 льняных и 5 суконных кафтанов и шуб. Девушки с приданым до 15 рубах относились к средне-обеспеченным6.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что свидетельства зарубежных ученых-путешественников, несомненно, представляют большую научную ценность в изучении проблемы марийской крестьянской семьи в XIX - начале
XX вв. Их уникальность заключается в том, что в них показаны видения некоторых сюжетов семейной жизни марийцев глазами иностранцев. Несмотря на описательный характер представленных источников и недостаточность использования сравнительных материалов, следует отметить, что иностранными исследователями собраны ценнейшие историко-этнографические, фольклорные и антропологические материалы, отражающие различные стороны жизни традиционной семьи луговых, горных и восточных марийцев. Они в значительной степени дополняют свидетельства российских современников рассматриваемого времени и позволяют в целостном виде анализировать особенности внутрисемейных отношений и устойчивые обрядовые элементы марийской свадьбы.
5 Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2013. С. 228.
6 Черемис-влак дене Финн ученый Юлия Вихманнын дневникше // Ончыко. 2001. № 4. С. 114-115.
Литература
1. Айплатов Г.Н. Август Гакстгаузен о марийцах. Предисловие, подготовка к печати и примечания // Марийский археографический вестник. 1993. № 3. С. 79-91.
2. Айплатов Г.Н., Соловьев А.А. Европейские путешественники о Марийском крае XIX века // Финно-угроведение. 2015. № 2. С. 63-70.
3. Айплатов Г.Н., Ялтаев И.Ф. Марийцы в «Описании путешествия» Адама Олеария: историко-этнографические аспекты // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 5-14.
4. Васканова Н.А., Иванов А.Г. Традиционная семья горных марийцев в XIX - начале ХХ века. Йошкар-Ола, 2019.
5. Иванов А.А., Ошаев А.Г., Соловьев А.А. Марийцы в описаниях иностранцев XIX века // Вестник Чувашского университета. 2016. № 2. С. 51-60.
6. Калинина О.А. Финские ученые о традиционных праздниках марийцев // Финские ученые о языке и культуре марийского народа: материалы науч. конф. Йошкар-Ола, 2002. С. 100-105.
7. Кутасова В.Е. Горные марийцы в дореволюционной историографии // Горные марийцы на рубеже веков: материалы докладов и выступлений на республиканской научной конференции, посвященной 450-летию вхождения горных марийцев в состав Российского государства, Козьмодемьянск, 9-10 июня 2001 г. Йошкар-Ола, 2002. С. 98-102.
8. Ошаев А.Г. Марийский край в начале ХХ века в дневниковых записях Юлии Вихманн // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 1 (1). С. 42-45.
9. Ошаев А.Г. Марийский край в начале ХХ века в письмах Юрьё Вихманна // Марийский археографический вестник. 2015. № 25. С. 102-106.
10. Ошаев А.Г., Сануков К.Н., Соловьев А.А. Научная экспедиция Юрьё Вихманна и Юлии Вихманн в Марийский край (1905-1906 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2016. № 2. С. 97-104.
11. Сепеев Г.А. Финские этнографы на марийской земле // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1994. № 2. С. 77-80.
12. Сепеев Г.А., Молотова Т.Л. Вопросы материальной культуры марийцев в отечественной и зарубежной этнографической литературе // Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Археология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола, 1984. Вып. 7. С. 124-144.
13. Соловьев А.А. Стефано Соммье - исследователь народов России // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 2. С. 31-36.
References
1. Aiplatov G.N. Avgust Gakstgauzen o mariitsakh [August Haxthausen about the Mari people]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archaeografic Bulletin, 1993, no. 3, pp. 79-91. (In Russ.).
2. Aiplatov G.N., Solovyev A.A. Evropeiskie puteshestvenniki o Mariiskom krae XIX veka [European travelers about the Mari region of the XIX century]. Finno-ugrovedenie = Finno-Ugric Studies, 2015, no. 2, pp. 63-70. (In Russ.).
3. Aiplatov G.N., Yaltaev I.F. Mariitsy v "Opisanii puteshestviya" Adama Oleariya: istoriko-etnograficheskie aspekty [The Mari in the "Travel description" by Adam Olearius: historical and ethnographic aspects]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2014, no. 3, pp. 5-14. (In Russ.).
4. Vaskanova N.A., Ivanov A.G. Traditsionnaya sem'ya gomykh mariitsev v XIX - nachale XX veka [Traditional family of the mountain Mari in the XIX - early XX century]. Yoshkar-Ola, 2019. (In Russ.).
5. Ivanov A.A., Oshaev A.G., Solovyev A.A. Mariitsy v opisaniyakh inostrantsev XIX veka [Mari people in descriptions of foreigners of the XIX century]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2016, no. 2, pp. 51-60. (In Russ.).
6. Kalinina O.A. Finskie uchenye o traditsionnykh prazdnikakh mariitsev [Finnish scientists about traditional Mari festivals]. Finskie uchenye o yazyke i kulture mariiskogo naroda: materialy nauch. konf. = Finnish scientists about the language and culture of the Mari people: materials of the scientific conference, Yoshkar-Ola, 2002, pp. 100-105. (In Russ.).
7. Kutasova V.E. Gornye mariitsy v dorevolyutsionnoi istoriografii [Mountain Mari people in pre-revolutionary historiography]. Gornye mariitsy na rubezhe vekov: materialy dokladov i vystuplenii na respublikanskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 450-letiyu vkhozhdeniya gornykh mariitsev v sostav Rossiiskogo gosudarstva, Kozmodemyansk, 9-10 iyunya 2001 g. = Mountain Mari people at the turn of the century: materials of reports and speeches at the Republican scientific conference dedicated to the 450th anniversary of the entry of the Mountain Mari into the Russian state, Kozmodemyansk, June 9-10, 2001, Yoshkar-Ola, 2002, pp. 98-102. (In Russ.).
8. Oshaev A.G. Mariiskii krai v nachale XX veka v dnevnikovykh zapisyakh Yulii Vikhmann [Mari territory in the early XX century diaries of Julia Wichmann]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, no. 1, pp. 42-45. (In Russ.).
9. Oshaev A.G. Mariiskii krai v nachale XX veka v pis'makh Yuryo Vikhmanna [Mari territory in the early twentieth century in the letters of Yrie Wichmann]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeografical Vestnik, 2015, no. 25, pp. 102-106. (In Russ.).
10. Oshaev A.G., Sanukov K.N., Solovyev A.A. Nauchnaya ekspeditsiya Yuryo Vikhmanna i Yulii Vikhmann v Mariiskii krai (1905-1906 gg.) [Scientific expedition of Yrie and Julia Wichmann to the Mari region (1905-1906)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2016, no. 2, pp. 97-104. (In Russ.).
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
11. Sepeev G.A. Finskie etnografy na mariiskoi zemle [Finnish ethnographers in the Mari land]. Marii El: vchera, segodnya, zavtra = Mari El: yesterday, today, tomorrow, 1994, no. 2, pp. 77-80. (In Russ.).
12. Sepeev G.A., Molotova T.L. Voprosy material'noi kuFtury mariitsev v otechestvennoi i zarubezhnoi etnograficheskoi literature [Questions of material culture of Mari people in Russian and foreign ethnographic literature]. Istoriografiya i istochnikovedenie po arkheologii i etnografii Mariiskogo kraya. Arkheologiya i etnografiya Mariiskogo kraya = Historiography and source studies on the Archeology and Ethnography of the Mari region. Archeology and Ethnography of the Mari region, Yoshkar-Ola, 1984, no. 7, pp. 124-144. (In Russ.).
13. Solovev A.A. Stefano Sommye - issledovateF narodov Rossii [Stefano Sommier, researcher of peoples of Russia]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law, 2015, no. 2, pp. 31-36. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 11.06.2020 г.; принята к публикации 28.07.2020 г.
Submitted 11.06.2020; revised28.07.2020.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Об авторах
Васканова Надежда Александровна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии, Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, г. Йошкар-Ола, Россия, ОЯСГО ГО: 0000-0001-5698-158Х, koroleka22@mail.ru
Иванов Ананий Герасимович
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, anani@marsu.ru
About the authors Nadezhda A. Vaskanova
Ph. D. (History), Senior Researcher, Department of Ethnography, National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID ID: 0000-0001-5698-158X,
koroleka22@mail. ru
Ananiy G. Ivanov
Dr. Sci. (History), Professor, Head of the Department of Russian History, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, anani@marsu.ru
УДК 070:947.8(470.343)
DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-128-134
Из истории зарождения и становления печатного дела в Республике Марий Эл (конец XIX - первая треть XX в.)
А. А. Иванов, О. М. Петров
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Введение. Исследование процесса становления печати и издательского дела является одной из актуальных задач региональной историографии. Рассмотрение данной проблематики в рамках отдельно взятой области представляет интерес не только для выявления особенностей местных черт данного процесса, но и для более глубокого понимания общих закономерностей развития всей сферы печати Республики Марий Эл. Целью данной статьи является исследование процесса зарождения и становления печати и издательского дела в Марийском крае в начале XX в. В статье делается попытка определения роли печати в культурном развитии Марийской автономной области (МАО). Материалы и методы. Первоочередными материалами исследования стали архивные документы Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), газетные публикации, а также научные работы и статьи исследователей по данной проблематике. В основу работы положены преимущественно историко-генетический, историко-системный и проблемно-исторический методы, которые позволили проследить зарождение первых печатных изданий на территории Марийского края, этапы их развития, а также проанализировать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования авторами были выделены и проанализированы этапы развития марийской печати, а также комплекс проблем, препятствующих их дальнейшей эволюции. Заключение: в ходе становления и развития марийской печати, несмотря на ряд проблем, руководством МАО были решены следующие задачи: запущены в работу первая и вторая государственные типографии, налажен выпуск литературы и периодики на марийском и русских языках, образовано Марийское областное издательство. Выполнение этих задач позволило обеспечить население Марийской автономной области литературой и периодикой, что дало сильный импульс в культурном и общественном развитии края.
Ключевые слова: печать, издательство, Марийская автономная область, периодическая печать, типография.
Для цитирования: Иванов А.А., Петров О.М. Из истории зарождения и становления печатного дела в Республике Марий Эл (конец XIX - первая треть XX в.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 128-134. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-128-134
From the history of the origin and formation of printing
in the Republic of Mari El (late XIX - first third of the XX century)
A. A. Ivanov, O. M. Petrov
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Introduction. The study of the process of formation of printing and publishing is one of the urgent tasks of regional historiography. Consideration of this issue within a single area is of interest not only to identify the features of local features of this process, but also to better understand the general patterns of development of the entire printing sphere of the Mari El Republic. The purpose of this article is to study the process of origin and formation of printing and publishing in the Mari Territory at the beginning of the XX century. The article attempts to define the role of printing in the cultural development of the Mari Autonomous Region (MAR). Materials and methods. The primary research materials were archival documents of the State Archive of the Republic of Mari El (SA RME), newspaper publications, as well as scientific papers and articles of researchers on this issue. The basis of the work is mainly historical-genetic, historical-systemic and problem-historical methods, which made it possible to trace the origin of the first printed publications in the Mari Territory, the stages of their development, as well as to analyze the cause-effect relationships and patterns of historical development. Research results, discussions. In the course of the study, the authors identified and analyzed the stages of the Mari printing development, as well as a set of problems that hinder their further evolution. Conclusion. In the course