Научная статья на тему 'Марийцы в описаниях иностранцев XIX века'

Марийцы в описаниях иностранцев XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1952
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКИЙ КРАЙ / МАРИЙЦЫ / XIX ВЕК / ЭТНОГРАФИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / А. ГАКСТГАУЗЕН / СТ. СОММЬЕ / MARI REGION / MARI PEOPLE / 19TH CENTURY / ETHNOGRAPHY / ANTHROPOLOGY / EUROPEAN TRAVELERS / A. HAXTHAUSEN / ST. SOMMIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Алексей Ананьевич, Ошаев Алексей Григорьевич, Соловьев Анатолий Андреевич

В статье рассматриваются свидетельства иностранных путешественников XIX века о марийцах и Марийском крае. Изменившиеся в середине XIX в. теоретико-методологические основания науки явились важной предпосылкой для формирования нового научного направления этнографии. Финно-угроведение, сформировавшееся первоначально как лингвистическое направление, во второй половине XIX в. получило полноценное признание международной общественности. Весомый вклад в этот процесс внесли европейские путешественники, исследовавшие материальную и духовную культуру финно-угорских народов России в 1840-1880-х гг. К числу европейских первооткрывателей марийской этнографии по праву можно отнести прусского экономиста Августа Гакстгаузена (1792-1866) и итальянского натуралиста Стефано Соммье (1848-1922), публикации и научное наследие которых открыли Европе новые возможности для изучения не только марийского народа, но и других народов Среднего Поволжья и Приуралья. А. Гакстгаузен и Ст. Соммье значительно расширили направления исследований и обогатили проблематику финно-угроведения. Опубликованные Ст. Соммье антропометрические данные и фотографии представителей разных народов России явились важным основанием для формирования визуальной антропологии и нового вида источника антропологической фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARI PEOPLE IN DESCRIPTIONS OF FOREIGNERS OF THE XIX CENTURY

This article is dealing with the evidences of foreign travelers of the 19th century about the Mari people and Mari land. Theoretical and methodological bases of science that changed in the mid 19th century were an important prerequisite for the formation of a new scientific direction-Ethnography. Finno-ugric Studies, initially formed as a linguistic direction in the second half of the XIX century, received full recognition by the international community. A significant contribution to this process have made by the European travellers who have studied the material and spiritual culture of the Finno-Ugric peoples of Russia in 1840-1880-ies. Among the European discoverers of Mari Ethnography can be rightly man Tioned to Prussian Economist August Haxthausen (1792-1866) and the Italian naturalist Stefano Sommier (1848-1922), whose publications and scientific heritage opened Europe new possibilities to study not only of the Mari people, but also the other peoples of the Middle Volga and Ural. A. Haxthausen and St. Sommier research has a greatly expanded and enriched perspective Finno-Ugric studies. Anthropometric data and photographs of representatives of different peoples of Russia Published by St. Sommier have been an important reason for the formation of Visual Anthropology and new kind of source-anthropological photography.

Текст научной работы на тему «Марийцы в описаниях иностранцев XIX века»

УДК 930.85 ББК 63.529

А.А. ИВАНОВ, А.Г. ОШАЕВ, А.А. СОЛОВЬЕВ МАРИЙЦЫ В ОПИСАНИЯХ ИНОСТРАНЦЕВ XIX ВЕКА*

Ключевые слова: Марийский край, марийцы, XIX век, этнография, антропология, европейские путешественники, А. Гакстгаузен, Ст. Соммье.

В статье рассматриваются свидетельства иностранных путешественников XIX века о марийцах и Марийском крае. Изменившиеся в середине XIX в. теоретико-методологические основания науки явились важной предпосылкой для формирования нового научного направления - этнографии. Финно-угроведение, сформировавшееся первоначально как лингвистическое направление, во второй половине XIX в. получило полноценное признание международной общественности. Весомый вклад в этот процесс внесли европейские путешественники, исследовавшие материальную и духовную культуру финно-угорских народов России в 1840-1880-х гг. К числу европейских первооткрывателей марийской этнографии по праву можно отнести прусского экономиста Августа Гакстгаузена (1792-1866) и итальянского натуралиста Сте-фано Соммье (1848-1922), публикации и научное наследие которых открыли Европе новые возможности для изучения не только марийского народа, но и других народов Среднего Поволжья и Приуралья. А. Гакстгаузен и Ст. Соммье значительно расширили направления исследований и обогатили проблематику финно-угроведения. Опубликованные Ст. Соммье антропометрические данные и фотографии представителей разных народов России явились важным основанием для формирования визуальной антропологии и нового вида источника - антропологической фотографии.

Эпоха Просвещения XVIII в. и революционные события в Европе подготовили основательные предпосылки для формирования устойчивого интереса европейцев к истории и традициям далекой и загадочной России. Победа над Наполеоном, поражение декабристского движения и усиление позиций николаевской России в мире еще более повысили интерес западноевропейцев к России, приведя к образованию качественно новых парадигм развития общественных процессов в мире. Сохранившиеся в России крепостное право и русская сельская община, загадочная ментальность русского человека стали знаковыми явлениями общественно-политической и культурной жизни, сохранившими интерес европейцев к изучению России на всем протяжении XIX в.

Романтические настроения европейских исследователей, путешественников и писателей первой половины XIX в. оказали серьезное воздействие на формирование научных взглядов следующего поколения исследователей, придерживавшихся эволюционистских взглядов. Этому способствовали отмена крепостного права в России и последовавшие за ней либеральные реформы Александра II.

Становление финно-угроведения и этнографии как науки в середине XIX в. способствовало формированию возрастающего интереса к истории отдельных народов России не только со стороны финно-угроведов, большей частью занимавшихся лингвистическими исследованиями родственных народов, но и представителей широких слоев западноевропейского общества из числа путешественников, экономистов, государственных деятелей, писателей и художников.

Открывателями неизвестной для европейцев России оказались представители самых разных европейских стран, совершившие длительные путешествия в Россию: чиновники, общественные деятели, писатели и ученые-лингвисты и натуралисты, записки и свидетельства которых стали ярким и

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-12002.

интересным отражением жизни российских народов. Одни пытались найти сенсационные факты из жизни европейца в российской глубинке, переложив опыт своих путешествий в художественные романы, политические памфлеты, описания путешествий и живописные картины (В. Вильсон (1828), Э. Мортон (1830), Астольф де Кюстин (1839), А. Дюма и др.). В них отражались суровость и необычайность жизни в России, имелись интересные суждения о стране, русском народе, различных сторонах повседневной жизни, традициях, обычаях народов России.

Важный вклад в изучение финно-угорских народов внесли пионеры полевых финно-угорских исследований - Андерс Иоганн Шёгрен (финск. Анти Юха, русск. Андрей Михайлович) (1791-1855), Матиас Александр (финск. Матиас Алексантери, русск. Александр Христианович) Кастрен (1813-1852), Антал (немецк. Антон) Регули (1819-1858), которые были для них «не просто экспедиционными маршрутами, но и средством обретения собственной сущности» [6. С. 179]. Они вели кропотливую работу по изучению языка, истории и культуры народов России. Их научное наследие достаточно полно отражено в научной литературе и получило должное признание среди историков, лингвистов и этнографов последующих эпох и в современных исследованиях [6, 7, 9, 10, 14].

Меньшее внимание исследователи уделяли изучению вклада европейских путешественников, которые, хотя и не являлись признанными финно-угроведа-ми, находясь в России, проводили интересные этнографические наблюдения. Они пытались найти ответы на актуальные вопросы современных европейских обществ через этнографическое изучение народов России. Историческая значимость таких наблюдений далеко не равнозначна, но материалы их полевых экспедиций являются бесценным источником для изучения ушедшей эпохи.

В число таких европейских путешественников, оставивших заметный след в этнографическом изучении материальной культуры, традиционных занятий и быта народов России, в том числе марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов, башкир и других народов России, по праву можно отнести прусского экономиста Августа Гакстгаузена (August von Haxthausen) (1792-1866) и итальянского ботаника и антрополога Стефано Соммье (итал. Carlo Pietro Stefano Sommier) (1848-1922).

Первоначально интересы Августа Гакстгаузена были далеки от изучения аграрных отношений. В последующем на его мировоззрение значительное воздействие, по-видимому, оказали труды известного немецкого философа Г.В. Гегеля, заставившие обратить внимание на особенности аграрных отношений в немецких княжествах. Будучи экономистом-аграрником и представителем романтической эпохи, он получил известность после издания в 1829 г. исследования, посвященного изучению аграрных отношений в двух немецких княжествах «Ueber die Agrarverfassung in den Fürstenthümern Paderborn und Corvey» (Берлин, 1829). В 1839 г. появился капитальный труд по исследованию сельских учреждений Пруссии «Die ländliche Verfassung in den einzelnen Provinzen der preussischen Monarchie», в котором А. Гакстгаузен отмечает «какие-то загадочные отношения, не вытекающие из основ чисто германской жизни». Ответ на эти вопросы А. Гакстгаузен попытался найти в России, изучив русскую сельскую общину.

Путешествие А. Гакстгаузена в Россию в 1843 г. стало резонансным событием не только для России, но и для многих европейских государств. Как представитель немецкой консервативной идеологии, А. Гакстгаузен, несомненно, называл государственный строй России идеальным для сохранения стабильности

и порядка. Определяя сельскую общину основным ядром русского общества, он считал невозможным дальнейшее сохранение крепостного права для экономического развития страны. Сочинения А. Гакстгаузена, изданные на немецком и французском языках еще при жизни, хотя и считались многими современниками русофильскими, на русском языке по понятным причинам были опубликованы лишь после отмены крепостного права - в 1869 г. [3].

Книга А. Гакстгаузена явилась не только ценным свидетельством дореформенной русской жизни, но и заметным событием в изучении народов России. Для оказания путешественнику «всякого содействия в его ученых изысканиях» к Гакстгаузену был прикомандирован чиновник Адеркас, которому было предписано «...отстранять незаметным образом все то, что могло бы сему иностранцу подать повод к неправильным и неуместным заключениям, которые легко могут произойти от незнания им обычаев и народного быта нашего отечества.». На основе доступной литературы (А.А. Фукс, И.Г. Георги и др.) и дневниковых записей А. Гакстгаузен оставил интересные заметки о хозяйстве, занятиях, быте и традициях марийских и чувашских крестьян Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Труды А. Гакстгаузена вызвали живой интерес у последующей волны исследователей и общественных деятелей. Не забыли имя известного путешественника и современные исследователи [1, 2, 9, 10, 11, 12, 15, 17, 21].

Описанию поволжских народов А. Гакстгаузен посвятил Х!У-ХУ!!! главы своего сочинения. В них отражены культурные, социально-бытовые и хозяйственные сюжеты из жизни поволжских народов: татар, марийцев, чувашей и мордвы. Сравнительно с другими европейскими путешественниками этого периода, пытавшимися найти во время своих путешествий сенсационные, «удивительные картины жизни», свидетельства А. Гакстгаузена имели конкретно-описательный характер и позволяли европейскому читателю понять глубинные истоки эволюции человеческого общества.

А. Гакстгаузен побывал в Марийском крае по пути из Нижнего Новгорода в Казань летом 1843 г. Встретив радушный прием Козьмодемьянского уездного начальника государственных имуществ, «. в тот же день мы поехали с г. Фененко в черемисскую деревню Куликалово, за 20 верст от Козьмодемь-янска...» [3. С. 295]. Остановились в избе зажиточного марийца Юрия Родионова, хозяйству которого А. Гакстгаузен дал полное описание с подробным планом и комментариями. Путешественник отмечал, что хозяйство марийцев включает дворовые постройки - две жилые избы и шесть хозяйственных построек, фруктовый сад с пчельником, луговой участок с огородом. Описывая хозяйство, путешественник дает сравнительные характеристики ведения хозяйства с представителями других народов. Свои наблюдения основывает на исследованиях «Палласа, Георги, Фалка, Лепехина, Рычкова и др.» [3. С. 297].

Исследователь подробно рассмотрел хозяйственные занятия, внешний вид, одежду, семейные отношения, религиозные традиции и верования. Замечает, что «женщины обвязывают свои головы платком (шердан)» и праздничным головным убором («шурк»). Значительное место в своем сочинении А. Гакстгаузен уделяет местному общинному управлению и их старшинам -каштанам, порой идеализируя общинные порядки. Он отмечает: «.несколько волостей стоят опять под каштаном высшего порядка, и так далее, по иерархической градации, дело доходит до народного Каштана, который кажется, живет в Вятской губернии.» [3. С. 300].

Со ссылкой на И. Георги и А. Фукс, Гакстгаузен дает подробное описание обряда жертвоприношения и религиозным воззрениям и мифологии марийцев: «...они совсем не держат постов православной церкви, так строго соблюдаемых Русскими...», «.мифология языческих Черемисов, по-видимому, мало обработана, по крайней мере, до сих пор она мало известна.» [3. С. 302-303].

Собранная в деревне «Куликалово» (совр. д. Куликалы Горномарийского района Республики Марий Эл) информация позволяла использовать их для сравнительного изучения хозяйства, занятий и быта чувашей и других поволжских народов. Используя накопленные знания, А. Гакстгаузен прибегает к сравнительному анализу орудий труда, земельных переделов, традиций и верований, семейного права чувашских и марийских крестьян: «.Я часто думал о том, каким образом могли возникнуть у почти диких народов такие обычаи и церемонии, полные значения, осмысленные, богатые последствиями и часто благородные?». Сравнивая русские и марийские деревни, А. Гакстгаузен отмечает, что марийские деревни живописны с зеленью и садами, но расположены «неправильными группами», не имеют «прямых улиц.». Касаясь перспектив развития поволжских народов, А. Гакстгаузен соглашается с составителями официального Журнала министерства внутренних дел: «... описание теперешнего состояния Вотяков, Мордвинов, Черемисов и др. представляет последний документ для истории, потому что физиономия их начинает стираться, повсюду русский народ поглощает финский элемент.» [3. С. 315].

Несмотря на то, что труд А. Гакстгаузена содержит ценные сведения о жизни, занятиях, быте и верованиях марийцев одного из уездов Марийского края - Козьмодемьянского, в работе, по мнению ряда исследователей, допущен ряд неточностей как в изложении фактического материала, так и в их интерпретации [1. С. 91]. Тем не менее в путешествии по России Гакстгаузен выполнил свою главную цель - детально описал основные формы общинного устройства многонационального государства и ее роль в перспективном развитии русского общества. Следует также признать, что до Гакстгаузена ни один иностранный путешественник не пытался подробно описать буквально все стороны жизни народа. В своем произведении он не пытался отражать сенсационные факты, присущие многим произведениям европейских путешественников, старался понять сущность наблюдаемых явлений. Труд А. Гакстгаузена открыл дорогу новому этапу дискуссий о путях развития российского общества как для славянофилов, так и для позднейших народников, актуализировал вопрос об отмене крепостного права в России.

Не обошло увлечение этнографическими исследованиями и известных европейских натуралистов. К числу их относится и Карло Пьетро Стефано Соммье (итал. Carlo Pietro Stefano Sommier), итальянец французского происхождения. Приняв в 1869 г. итальянское гражданство, с 1870 г. он начал изучать итальянскую флору. Как известный в Европе ученый-натуралист и естествоиспытатель, С. Соммье много путешествовал по странам Европы и Азии, изучая растительный мир малоисследованных регионов. Его маршрут проходил по самым безлюдным местам Европейского Севера и Сибири, по бескрайним просторам Северного Кавказа, Казахстана и Киргизии.

В отличие от А. Гакстгаузена, в этнографо-антропологических исследованиях С. Соммье имеется несколько иное понимание объекта исследования. Во второй половине XIX в. с усилением модернизационных процессов в Европе повысился интерес к окружающему природному миру, историческому

прошлому и совместной деятельности в рамках разного рода любительских и профессиональных научных сообществ. Подобные общества, появлявшиеся по всему миру, занялись не только научными исследованиями, но и распространением научных знаний в широких слоях населения. В пределах интересов научных сообществ оказались не только природа, но и культура, быт коренных и малочисленных народов в самых отдаленных уголках мира. Проводившиеся этнографические исследования позволяли получить ценный материал для анализа движения человечества по пути цивилизации.

Перед гуманитариями и естествоиспытателями открывалась возможность спроецировать функционирующие в современных реликтовых обществах политические, экономические, религиозные и иные системы на историческое прошлое «цивилизованных» народов [7. С. 58].

Путешествуя в восточных районах Европы и Сибири, С. Соммье не мог не обратить внимание на традиционные обычаи и обряды проживавших там народов, определяемых в то время как «примитивные», на их антропологический облик, фиксировал этнографическо-антропологические характеристики саамов (лопарей), коми (зырян), марийцев (черемисов), башкир и других, в том числе с помощью фотоаппарата.

Отдельные работы С. Соммье, посвященные этнографическому и антропологическому исследованию народов России, увидели свет в русском переводе еще при жизни исследователя в «Записках Уральского общества любителей естествознания» [18, 19], отдельных оттисках с этого издания и получили достойное признание российской научной общественности [5, 22]. В научном наследии С. Соммье сохранились этнографические и антропологические материалы, собранные среди марийского населения Красноуфимского уезда Пермской губернии и Царевококшайского уезда Казанской губернии. В своем очерке «О черемисах» он упоминает работы участников академических экспедиций и исследователей XVIII и XIX вв., с работами которых он, вероятно, был знаком. Исследование о марийцах представляет собой результат преимущественно собственных наблюдений, осуществленных автором в полевых условиях.

Путешествие в Сибирь С. Соммье начал 21 июня 1880 г. из Москвы. Проехав на поезде в комфортабельных условиях до Нижнего Новгорода, на следующий день отправился по Волге до Казани. За двадцать часов плавания на «Бенардаки» до Казани он успел познакомиться и описать различные типажи народов Поволжья, изображения которых в виде фотографий, репродукций с картин других путешественников и художников затем активно размещал в своих публикациях. В Казани С. Соммье встретился с профессорами Казанского университета: известным антропологом бароном фон Розеном, доктором Малиевым, видимо оказавшим ему немалую практическую помощь в сборе сведений, директором Ботанического сада профессором Сорокиным. Профессор Радлов, директор татарских школ, на три дня стал для него персональным гидом по Казани и окрестностям [20. С. 1-39].

Кроме знакомства с достопримечательностями Казани С. Соммье удалось побывать в марийских селениях Петъял и Сотнур Царевококшайского уезда, фотографии и материалы из которых стали важным дополнением для очерка «О черемисах». К сожалению, в своем исследовании «Un'estate in Siberia» [24], написанном, видимо, на основе путевых заметок и дневниковых записей, С. Соммье не всегда достоверно датирует свое путешествие, отмечая даты то по григорианскому, то по юлианскому календарю. Маршрут его проходил через

Казань - Пермь - Нижний Тагил - Екатеринбург - Тюмень. Он пишет, что «... утром 15 числа я вновь сел на корабль, чтобы плыть по Волге.» [20. С. 41]. Таким образом, прибыв в Казань 11 июня, 15 июня путешественник отправился в Пермь. Находясь в Пермской губернии, с 18 июня по 9 июля, посетил Нижний Тагил, Екатеринбург. Помимо сбора растительных экземпляров, совершил путешествие к красноуфимским марийцам для сбора этнографического и антропометрического материала, которые стали основой его очерка «О черемисах».

Публикация очерка «О черемисах» состоялась в 1888 г. в «Заметках путешествий» (Note di viaggio) в «Извлечениях из Архива по антропологии и этнологии» (Т. XIX) [25]. В 1896 г. в «Записках Уральского общества любителей естествознания» (т. XVII, вып. 1) в переводе В. Москалевой, под редакцией и примечаниями Д.П. Никольского, а затем и в отдельных оттисках был напечатан этнографическо-антропологический очерк С. Соммье «О черемисах» [19], представляющий собой самостоятельный раздел его «Записок путешествий».

Публикация очерка «О черемисах» в «Записках Уральского общества» включала предисловие редактора Д.П. Никольского (1855-1918) - доктора медицины, автора работ по этнографии и антропологии башкир. Он писал: «... Несмотря на то, что хотя литература о черемисах и обширна, но она, главным образом, касается этнографической стороны этого народа, по отношению же антропологической почти совсем не имеем сведений, если не считать небольшие работы д-ра Малиева. Ввиду этого антропологические данные профессора Соммье о черемисах, несмотря на их неполноту, являются существенным и важным дополнением к характеристике черемис...» [19. С. 84].

К сожалению, русскоязычное издание 1896 г. не могло включить многочисленные иллюстрации и фотографии, отражающие этнографические особенности различных групп марийского населения. Тем не менее очерк «О черемисах» содержит ценные сведения о размещении марийского населения, традициях, обрядах, одежде, украшениях, антропологические данные. Путешественник писал: «... На Урале я побывал в деревнях Карши, Артемьевка, Нижний Поташ, Юва (Красноуфимского уезда); на Волге, в окрестностях Казани, я побывал в Петъяле и Сотнуре, проживая в некоторых более суток...» [19. С. 87].

Во вступительной статье к Урало-Сибирской выставке он с восхищением отмечает «бесконечное множество комбинаций» в марийской женской вышивке [25. С. 217]. В своем исследовании путешественник дает подробный сравнительный анализ быта и традиций, одежды и верований марийцев Красноуфимского уезда Пермской губернии и Царевококшайского уезда Казанской губернии. Особого внимания удостоились головные уборы и украшения, праздничные и похоронные обряды. Завершают очерк подробные антропометрические данные о марийцах. В оригинальном итальянском издании очерк сопровождается 18 иллюстрациями в виде фотографий и авторских зарисовок, отражающих особенности марийского костюма, антропологические особенности марийского населения Казанской и Пермской губерний, музыкальные инструменты и украшения.

Исследования и фотоколлекции С. Соммье о народах России, его путешествии по Сибири и Уралу «открыли» для Италии и Европы новые неизвестные страницы истории. В своих исследованиях С. Соммье искусно пользовался не только пером, но и фотоаппаратом, не ограничивался флорой и фауной, а всесторонне изучал человека, народы и их культуру.

В 1888 г. С. Соммье принял участие в создании Итальянского ботанического общества, затем на протяжении 8 лет возглавлял эту организацию. С научным экспедициями он побывал в Крыму и на Кавказе, в Турции и Греции и др. За заслуги в области естествознания в 1907 г. Уппсальский университет присвоил С. Соммье почётную степень доктора медицины.

Однако его научное наследие не получило должного признания даже на родине. В начале ХХ в. Флоренция как культурный и научный центр Италии постепенно потеряла свое значение. По мнению Паоло Кьоцци, итальянского антрополога, многие работы С. Соммье по этнологии, к сожалению, не избежали распространённого в Италии явления, которое флорентийский литератор XX в. Фернандо Темпести назвал «отчаянным безразличием». «... Позорный процесс «вытеснения». после Первой мировой войны накрыл всю флорентийскую школу, и книги главных космополитов - Паоло Мантегацца и Стефана Соммье - были среди первых» [8. С. с].

Лишь в послевоенные годы научное наследие Ст. Соммье активно стало вовлекаться в научный оборот, но возможности его использования ограничивались узким кругом исследователей - этнографов, антропологов и историков, так как работы итальянского путешественника все еще были недоступны широкому кругу читателей [4, 13-16]. В 2012 г. издательством Томского университета при поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была издана книга Ст. Соммье «Лето в Сибири...» в переводе А. Переваловой [20].

Подобное повышенное внимание к наследию С. Соммье обусловлено как расширением издания русскоязычных переводов его работ, так и возрастающим интересом отечественных исследователей к письменному наследию европейских путешественников второй половины XIX - начала ХХ вв. Перед исследователями стоит задача дальнейшей работы по переводу и популяризации работ зарубежных путешественников [23, 25-27].

Таким образом, в первой половине XIX в. финно-угроведение, первоначально ассоциировавшееся как лингвистическое направление, в научном творчестве А. Гакстгаузена и Ст. Соммье получило дополнительный импульс для формирования финно-угорской истории, этнографии и археологии. А. Гакстгаузен и Ст. Соммье значительно расширили список профессиональных исследователей финно-угорской тематики, обогатив проблематику и направленность изысканий, что позволило российским финно-угроведам получить заслуженное признание мировой научной общественности.

Литература

1. Август Гакстгаузен о марийцах / предисл., подготовка к печати и примеч. Г.Н. Айплато-ва // Марийский археографический вестник. 1993. № 3. С. 91-103.

2. Авдеева О.А. Август фон Гакстгаузен и его труды о России, 40-е - 60-е годы XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1998.

3. Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М., 1869. Т. 1. 490 с.

4. Гено Д. Коми в исследованиях Стефана Соммиэ (1848-1922) // Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 205-207.

5. Головачев П. Путешествие итальянца Соммье по Сибири // Сибирский сборник: Приложение к «Восточному обозрению». СПб., 1886. Кн. 1. С. 169-195.

6. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII - первая половина XIX в.). Ижевск, 2006. 324 с.

7. Загребин А.Е. Интеллектуальные основы финно-угорских исследований в эпоху позитивизма // Вестник Удмуртского университета. 2009. Вып. 2. История и филология. С. 58-70.

S. Кьоцци П. К первому изданию «Лета в Сибири...» на русском языке II Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир I пер. с итал. А.А. Переваловой; под ред. Я.А. Яковлева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2Q12. С. c-d.

9. Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. 24Q с.

1Q. Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 624 c.

11. Никитина Э.В. Чувашский этноменталитет: сущность и особенности. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2Q12. 2Q4 с.

12. Потапенко О.А. Гакстгаузен и немецкая консервативная мысль о России II Россия и Запад: диалог культур. 1996. №. 3. С. 155-164.

13. Профессор Соммье о марийцах конца XIX века I предисл., подготовка к печати и примеч. Г.Н. Айплатова и Г.А. Сепеева II Марийский археографический вестник. 1999. № 9. С. 1S7-2Q4.

14. Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX в.). Йошкар-Ола, 1975. 24S с.

15. Сепеев Г.А., Молотова Т.Л. Вопросы материальной культуры марийцев в отечественной и зарубежной этнографической литературе II Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Археология и этнография Марийского края. Вып. 7. Йошкар-Ола, 19S4. С. 124-144.

16. Соловьев А.А. Стефано Соммье - исследователь народов России II Вестник Марийского государственного университета. 2Q15. № 2 (2). С. 31-36.

17. Соловьев А.А. Марийский край в записках А. Гакстгаузена II Вятская земля в пространстве исторической памяти I науч. ред. М.С. Судовиков; отв. за вып. С.Н. Будашкина; Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. Киров: Герценка, 2Q14. С. 1QS-112.

1S. Соммье С. О башкирах I пер. О.Н. Олениной, под ред. и с примеч. Д.П. Никольского II Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1891-1892. Т. XIII. Вып. 1. С. 22-34.

19. Соммье Ст. О черемисах: Этнографическо-антропологический очерк I пер. В. Москалевой, под ред. и с примеч. Д.П. Никольского II Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XVII. Вып. 1. Екатеринбург, 1S96. С. S3-117.

2Q. Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир I пер. с итал. А.А. Переваловой; под ред. Я.А. Яковлева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2Q12. 64Q с.

21. Шаров В.Д. Сельская община марийских крестьян середины XIX - начала ХХ веков в трудах дореволюционных и советских исследователей II Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Археология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола, 19S4. Вып. 7. С. 145-157.

22. Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев II Русский антропологический журнал. 1913. № 1-2 (кн. 33-34). С. 29-9S.

23. Sommier S. Sirini, Ostiacchie e Samoiedi dell' Ob. Prime Parte. Archivio per l'Antropologia e la Etnologia, vol. 17. Fasc. 1 e 2. Firence, 1S77, pp. 2Q-7Q.

24. Sommier S. Un'estate in Siberia fra Ostiacci, Samoiedi, Sirieni, Tatari, Kirghisi e Baskiki. Firenze, Torino, Roma, 1SS5, 634 p.

25. Sommier S. Note di viaggio. Esposizione Uralo - Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga. In: Archivo per l Antropologia. Organo della societa italiana di antropologia, etnologia e psicologia comparat. Publicato dal dott. Paolo Mantegazza professore ordinario di antropologia. Diciottesimo Volume. Firenze, Tipografia dell arte della stampa, 1SSS, pp. 215-257.

26. Sommier St. Note di viaggio. I. Esposizione Uralo - Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga. II. Mordva. - Popolazione di Astrakan - Kalmucchi. In: Archivo per l Antropologia. Organo della societa italiana di antropologia, etnologia e psicologia comparat. Publicato dal dott. Paolo Mantegazza professore ordinario di antropologia. Firenze, Tipografia dell arte della stampa, 1SS9.

27. Sommier St. Note volanti sui Karatchiai ed alcine misure di Abasа, Kabardini et Abasekh. Archivio per l'Antropologia e la Etnologia, 19Q1, vol. XXXI, pp. 413-459.

ИВАНОВ АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (anani@marsu.ru).

ОШАЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, декан историко-филологического факультета, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (aleksei.oshaev@mail.ru).

СОЛОВЬЕВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (solowaa@mail.ru).

A. IVANOV, A. OSHAYEV, A. SOLOVEV

MARI PEOPLE IN DESCRIPTIONS OF FOREIGNERS OF THE XIX CENTURY

Key words: Mari region, Mari people, 19th century, Ethnography, Anthropology, European travelers, A. Haxthausen, St. Sommier.

This article is dealing with the evidences of foreign travelers of the 19th century about the Mari people and Mari land. Theoretical and methodological bases of science that changed in the mid 19th century were an important prerequisite for the formation of a new scientific direction-Ethnography. Finno-ugric Studies, initially formed as a linguistic direction in the second half of the XIX century, received full recognition by the international community. A significant contribution to this process have made by the European travellers who have studied the material and spiritual culture of the Finno-Ugric peoples of Russia in 1840-1880-ies. Among the European discoverers of Mari Ethnography can be rightly man Tioned to Prussian Economist August Haxthausen (1792-1866) and the Italian naturalist Stefano Sommier (1848-1922), whose publications and scientific heritage opened Europe new possibilities to study not only of the Mari people, but also the other peoples of the Middle Volga and Ural. A. Haxthausen and St. Sommier research has a greatly expanded and enriched perspective Finno-Ugric studies. Anthropometric data and photographs of representatives of different peoples of Russia Published by St. Sommier have been an important reason for the formation of Visual Anthropology and new kind of source-anthropological photography.

References

1. Avgust Gakstgauzen o mariytsakh [August Haxthausen about Mari people]. Mariiskii arkheo-graficheskii vestnik [Mari archeografichesky Messenger],1993, no. 3, pp. 91-103.

2. Avdeeva O.A. Avgust fon Haxthausen i ego trudy o Rossii, 40-e - 60-e gody XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [August von Haxthausen and his works about Russia, 1840s-1860s. Abstract of PhD thesis]. Moscow, 1998.

3. Haxthausen A. Studien über die inneren Zustände, das Volksleben und insbesondere die ländlichen Einrichtungen Russlands. Bd 1, Hannover B., 1847. (Russ. ed.: Issledovaniya vnutrennikh otno-shenii narodnoi zhizni i v osobennosti sel'skikh uchrezhdenii Rossii. Moscow, 1869, vol. 1, 490 p.).

4. Geno D. Komi v issledovaniyakh Stefana Sommie (1848-1922) [The Komi people in research papers by St. Sommier (1848-1922)]. Materialy VI Mezhdunarodnogo kongressa finno-ugrovedov [Proc. of the VI Int. Congress of Fenno-Ugric studies]. Moscow, 1989, vol. 1, pp. 205-207.

5. Golovachev P. Puteshestvie ital'yantsa Somm'e po Sibiri [Journey of the Italian Sommier in Siberia]. Sibirskii sbornik: Prilozhenie k «Vostochnomu obozreniyu» [Siberian Collection: Application to the «Eastern view»]. St. Petersburg, 1886, book 1, pp. 169-195.

6. Zagrebin A.E. Finno-ugorskie etnograficheskie issledovaniya v Rossii (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Finno-Ugric ethnographical studies in Russia (XVIII- the first half XIX century)]. Izhevsk, 2006, 324 p.

7. Zagrebin A.E. Intellektual'nye osnovy finno-ugorskikh issledovanii v epokhu pozitivizma. [Intellectual foundations of Finno-Ugric studies in the age of positivism]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the University of Udmurtia], 2009, iss. 2, pp. 58-70.

8. K'otstsi Paolo. K pervomu izdaniyu «Leta v Sibiri...» na russkom yazyke [About the first edition of «Summer in Siberia» in Russian]. Somm'e S. Leto v Sibiri sredi ostyakov, samoedov, zyryan, tatar, kirgizov i bashkir [Summer in Siberia, among the samoyed, ostyak, zyryan, Kyrgyz, Tatars and Bashkirs]. Tomsk, Tomsk State Univesity Publ, 2012, pp. c-d.

9. Mokshin N.F. Mordva glazami zarubezhnykh i rossiiskikh puteshestvennikov [Foreign and Russian travelers about Mordva people]. Saransk, 1993, 240 p.

10. Mordva: istoriko-kul'turnye ocherki [Mordvins: historical and cultural essays]. Saransk, Mordovian Publishing House, 1995, 624 p.

11. Nikitina E.V. Chuvashskii etnomentalitet: sushchnost' i osobennosti [Chuvash ethnic mentality: essence and characteristics]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2012, 240 p.

12. Potapenko O.A. Haxthausen i nemetskaya konservativnaya mysl' o Rossii [Haxthausen and German conservative thoughts about Russia]. Rossiya i Zapad: dialog kul'tur [Russia and the West: cultural dialogue],1996, iss. 3, pp. 155-164.

13. Professor Somm'e o mariitsakh kontsa XIX veka [Professor Somm'e about Mari people of the late 19th century]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik [Mariiskii arkheograficheskii vestnik], 1999, no. 9, pp. 187-204.

14. Sepeev G.A. Vostochnye mariitsy: Istoriko-etnograficheskoe issledovanie material'noi kul'tury (seredina XIX - nachalo XX v.) [Mari: historic-ethnographic study of the material culture (middle of XIX-beginning of XX century)]. Yoshkar-Ola, 1975, 248 p.

15. Sepeev G.A., Molotova T.L. Voprosy material'noi kul'tury mariitsev v otechestvennoi i zaru-bezhnoi etnograficheskoi literature [Questions of material culture in the Mari national and international

ethnographic literature]. In: Istoriografiya i istochnikovedenie po arkheologii i etnografii Mariiskogo kraya. Arkheologiya i etnografiya Mariiskogo kraya [Historiography and source study of Archeology and ethnography of the Mari land. Archaeology and ethnography of the Mari edge]. Yoshkar-Ola, 1984, iss. 7, pp. 124-144.

16. Solovev A.A. Stefano Sommier - issledovatel' narodov Rossii [Stefano Sommier, Researcher of peoples of Russia]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Mari State University], 2Q15, no. 2(2), pp. 31-36.

17. Solovev A.A. Mariiskii krai v zapiskakh A. Gakstgauzena [Mari edge notes A. Haxthausen]. In: Sudovikov M.S., ed. Vyatskaya zemlya v prostranstve istoricheskoi pamyati [Viatka land space of historical memory]. Kirov, Gertsenka Publ, 2Q14, pp. 1QS-112.

1S. Sommier S. O bashkirakh [About Bashkirs]. Zapiski Ural'skogo obshchestva lyubitelei estestvoz-naniya [Note the Ural society of Natural History]. Ekaterinburg, 1S91-1S92, vol. XIII, iss. 1, pp. 22-34.

19. Sommier St. O cheremisakh: Etnografichesko-antropologicheskii ocherk [About Cheremis: Ethnographic and anthropological essay]. Zapiski Ural'skogo obshchestva lyubitelei estestvoznaniya. [Note the Ural society of natural history]. Ekaterinburg, 1S96, vol. XVII, iss. 1, pp. S3-117.

2Q. Sommier S. Leto v Sibiri sredi ostyakov, samoedov, zyryan, tatar, kirgizov i bashkir [Summer in Siberia, among the Samoyed, Ostyak, Zyryan, Kyrgyz, Tatars and Bashkirs]. Tomsk, Tomsk State Univesity Publ, 2Q12, 64Q p.

21. Sharov V.D. Sel'skaya obshchina mariiskikh krest'yan serediny XIX - nachala KhKh vekov v trudakh dorevolyutsionnykh i sovetskikh issledovatelei [Rural community of Mari peasants in mid-19th -early 2Qth centuries, in the works of pre-revolutionary and Soviet researchers]. In: Istoriografiya i istochnikovedenie po arkheologii i etnografii Mariiskogo kraya. Arkheologiya i etnografiya Mariiskogo kraya [Historiography and source study of Archeology and ethnography of the Mari land. Archaeology and ethnography of the Mari edge]. Yoshkar-Ola, 1984, iss. 7, pp. 145-157.

22. Shchukin I. S. Materialy dlya izucheniya karachaevtsev [Materials for the study of the Kara-chay]. Russkii antropologicheskii zhurnal [Russian Journal of anthropology], 1913, no. 1-2 (book 3334), pp. 29-9S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Sommier S. Sirini, Ostiacchie e Samoiedi dell' Ob [Sirini, Ostiacchie and Samoyed of Ob] Prime Parte. Archivio perl'Antropologia e la Etnologia [Archive for anthropology and Ethnology], vol. 17. Fasc. 1 e 2. Firence, 1S77, pp. 2Q-7Q.

24. Sommier S. Un'estate in Siberia fra Ostiacci, Samoiedi, Sirieni, Tatari, Kirghisi e Baskiki [Un'estate in Siberia fra Ostiacci, Samoiedi, Sirieni, Tatari, Kirghisi e Baskiki]. Firenze, Torino, Roma, 1SS5, 634 p.

25. Sommier S. Note di viaggio. Esposizione Uralo - Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga [Travel notes. Ural Ekaterinburg-Ural Cheremis exposure Siberian and Volga]. In: Archivo per l Antropologia. Organo della societa italiana di antropologia, etnologia e psicologia comparat [Archive for anthropology. Italian society of anthropology, Ethnology and organ psychology comparat]. Publicato dal dott. Paolo Mantegazza professore ordinario di antropologia. Diciottesimo Volume. Firenze, Tipografia dell arte della stampa, 1SSS, pp. 215-257.

26. Sommier St. Note di viaggio. I. Esposizione Uralo - Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga. II. Mordva. - Popolazione di Astrakan - Kalmucchi [Travel notes. I. The Ural exhibition - Ural Yekaterinburg Siberian Volga Cheremis. II. Mordva. - Population of Astrakhan - Kalmucchi]. In: Archivo per l Antropologia. Organo della societa italiana di antropologia, etnologia e psicologia comparat [Archive for anthropology. Italian society of anthropology, Ethnology and organ psychology comparat]. Publicato dal dott. Paolo Mantegazza professore ordinario di antropologia. Firenze, Tipografia dell arte della stampa, 1SS9.

27. Sommier St. Note volanti sui Karatchiai ed alcine misure di Abasa, Kabardini et Abasekh. Archivio per l'Antropologia e la Etnologia [Flying notes on Karatchiai and Abasа measures, Kabardins et Abasekh alcine. Archive for anthropology and Ethnology], 19Q1, vol. XXXI, pp. 413-459.

IVANOV ALEXEY - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola (anani@marsu.ru).

OSHAYEV ALEKSEY - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

SOLOVEV ANATOLII - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

Ссылка на статью: Иванов А.А., Ошаев А.Г., Соловьев А.А. Марийцы в описаниях иностранцев XIX века // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 51-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.