Научная статья на тему 'Стефано Соммье - исследователь народов России'

Стефано Соммье - исследователь народов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
513
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / СТЕФАНО СОММЬЕ / ЧЕРЕМИСЫ / SOCIAL ANTHROPOLOGY / ETHNOGRAPHY / STEFANO SOMMIER / ABOUT CHEREMISES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьёв А.А.

Статья посвящена выдающемуся деятелю флорентийской школы социальной антропологии и ботанику Стефану Соммье. В статье рассматривается роль С. Соммье в этнографическом и антропологическом изучении народов России, историографическая ситуация вокруг его научного наследия. Особое место уделяется антропологическим исследованиям марийского народа. Итальянец Стефано Соммье, больше известный в Европе как ботаник и эволюционист, являлся одним из основоположников флорентийской школы социальной антропологии, которая занималась исследованием не только традиционных культур Италии, но и России. Публикации С. Соммье о путешествиях по России (Сибирь, Урал, Средняя Азия, Крым и Кавказ) «открыли» для Италии и Европы новые для европейцев регионы и народы. С. Соммье использовал различные методы изучения (антропологическая психология, визуальная антропология), умело пользовался фотоаппаратом, создавая новый вид источника антропологическую фотографию. В России об этом ученом и о его трудах известно немногое. Лишь в последнее время стали переиздаваться и переводиться на русский язык его труды. В своих работах Соммье, будучи натуралистом, не ограничивался исследованием только флоры и фауны, а всесторонне изучал человека, народы и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to Stefano Sommier, a botanist and the outstanding figure of the Florentine school of social anthropology. The article examines the role of S. Sommier in the ethnographic and anthropological research of peoples of Russia, and historiographical importance of his scientific heritage. Emphasis was placed on the anthropological research of the Mari people. Italian Stefano Sommier, better known as a botanist and an evolutionist in Europe, was one of the founders of the Florentine school of social anthropology, which studied not only Italian, but also Russian traditional cultures. The notes by S. Sommier about his journeys through Russia (Siberia, the Urals, Central Asia, the Crimea and the Caucasus) opened new regions and nations for European and Italian people. S. Sommier used various methods of studying (anthropological psychology, visual anthropology) he used the camera to his best advantage and created a new kind of shot the anthropological photo. In Russia, it is known too little about this scientist and his works. Not long ago his papers began to republish and translate into Russian. Sommier, being a naturalist, was not limited in his research works only by flora and fauna, he thoroughly studied human, peoples and cultures.

Текст научной работы на тему «Стефано Соммье - исследователь народов России»

УДК 929 (Сомье С.)

А. А. Соловьёв

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Стефано Соммье - исследователь народов России

Статья посвящена выдающемуся деятелю флорентийской школы социальной антропологии и ботанику Стефану Соммье. В статье рассматривается роль С. Соммье в этнографическом и антропологическом изучении народов России, историографическая ситуация вокруг его научного наследия. Особое место уделяется антропологическим исследованиям марийского народа. Итальянец Стефано Соммье, больше известный в Европе как ботаник и эволюционист, являлся одним из основоположников флорентийской школы социальной антропологии, которая занималась исследованием не только традиционных культур Италии, но и России. Публикации С. Соммье о путешествиях по России (Сибирь, Урал, Средняя Азия, Крым и Кавказ) «открыли» для Италии и Европы новые для европейцев регионы и народы. С. Соммье использовал различные методы изучения (антропологическая психология, визуальная антропология), умело пользовался фотоаппаратом, создавая новый вид источника - антропологическую фотографию. В России об этом ученом и о его трудах известно немногое. Лишь в последнее время стали переиздаваться и переводиться на русский язык его труды. В своих работах Соммье, будучи натуралистом, не ограничивался исследованием только флоры и фауны, а всесторонне изучал человека, народы и культуры.

Ключевые слова: социальная антропология, этнография, Стефано Соммье, черемисы. Работа подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 14-11-12002.

Вторая половина девятнадцатого века закрепила в Европе совершенно новые явления и процессы, заметно усилившие модернизационные процессы в Российской империи. Образование новых государств - Италии и Германии, завершение промышленного переворота в Европе, глобализация мировой экономики, проведение буржуазных реформ в России привели к качественным изменениям в формировании общественных институтов и создали важную предпосылку для образования и поступательного развития научных обществ и комиссий во всей Европе. Характерными признаками этого периода стали повышенный интерес к окружающему природному миру, к историческому прошлому, стремление к совместной деятельности в рамках разного рода любительских и профессиональных научных сообществ.

Подобные общества, появлявшиеся по всему миру, занялись не только научными исследованиями, но и распространением научных знаний в широких слоях населения. В 1863 году открыло свою деятельность Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, заложив начало созданию новых региональных научных организаций в России. В пределах интересов научных сообществ оказались не только природа, но и культура, быт коренных и малочис-

ленных народов в самых отдаленных уголках мира. Наряду с известными писателями и публицистами Александром Дюма, Оноре де Бальзаком, маркизом де Кюстин и Августом Гакстгаузеном, ранее открывшими европейскому читателю отдаленные уголки Российской империи, в процесс изучения российских просторов вступили признанные специалисты и профессионалы своего дела, научное наследие которых не получило до сих пор достойного признания.

Глубокие изменения в социально-экономическом и культурном развитии, происшедшие во всем мире во второй половине XIX века, заставляли наиболее известных интеллектуалов констатировать постепенное исчезновение прежнего быта, и все чаще звучали предложения по скорейшей фиксации исчезающих элементов народной культуры. В этой связи широко стали проводиться этнографические исследования, в которых на первом месте оказался анализ движения человечества по пути цивилизации. Перед гуманитариями и естествоиспытателями открывалась возможность спроецировать функционирующие в современных реликтовых обществах политические, экономические, религиозные и иные системы на историческое прошлое «цивилизованных» народов. [6, с. 58]. Подобный «эволюционистский» взгляд

на этнографические исследования был характерен для большинства исследователей того времени.

Не обошло увлечение этнографическими исследованиями и известных европейских натуралистов, побывавших в отдаленных уголках Российской империи. К числу их относится и Карло Пьетро Стефано Соммье (итал. Carlo Pietro Stefano Sommier, 1848-1922), итальянец французского происхождения. Приняв в 1869 г. итальянское гражданство, с 1870 г. он начал изучать итальянскую флору. Впоследствии, уже как известный в Европе ученый-натуралист и естествоиспытатель, С. Соммье много путешествовал по странам Европы и Азии, изучая растительный мир малоисследованных регионов. Его маршрут проходил по безлюдным местам Европейского Севера и Сибири, по бескрайним просторам Казахстана и Киргизии. С научными экспедициями он побывал в Крыму и на Кавказе, Турции и Греции.

Однако его научное наследие не получило должного признания даже на родине. В начале ХХ века Флоренция, как культурный и научный центр Италии, постепенно потеряла свое значение. По мнению Паоло Кьоцци, итальянского антрополога, многие работы С. Соммье по этнологии, к сожалению, не избежали распространенного в Италии явления, которое флорентийский литератор XX в. Фернандо Темпести назвал «отчаянным безразличием». «Позорный процесс «вытеснения»... после Первой мировой войны накрыл всю флорентийскую школу, и книги главных космополитов - Паоло Мантегацца и Стефана Соммье - были среди первых» [9].

Для широкого круга российских читателей работы С. Соммье оказались на долгое время недоступными. Тем не менее отдельные работы С. Соммье, посвященные этнографическому и антропологическому исследованию народов России, увидели свет в русском переводе в «Записках Уральского общества любителей естествознания» [16; 17], в отдельных оттисках с этого издания и получили достойное признание российской научной общественности [4; 20]. В 1930-е годы попытка перевода книги С. Соммье «Лето в Сибири» была предпринята Е. Е. Колосовым, но в силу трагических обстоятельств перевод книги так и не сохранился [8; 21].

В послевоенные годы научное наследие Ст. Соммье активно вовлекалось в научный оборот, но возможности его использования ограничивались узким кругом исследователей-этнографов, антропологов и историков, так как работы итальянского путешественника все еще были недо-

ступны широкому кругу читателей. Большая часть таких работ посвящалась истории, этнографии и антропологии Сибири, башкирского и марийского народов. В меньшей степени работы Ст. Соммье были востребованы исследователями Поволжья, Кавказа и других регионов [1; 3; 7; 13; 14; 19]. В появившихся работах были даны обобщенные характеристики собранного материала, выявлены достоинства и даны оценки репрезентативным возможностям научного наследия путешественника.

В последние десятилетия интерес к научному наследию С. Соммье значительно вырос. Читатели смогли ознакомиться с важнейшими трудами итальянца, переизданными на русском языке в различных вариантах с комментариями и примечаниями к тексту [12; 26]. Работы С. Соммье неоднократно становились предметом обсуждения на конгрессах антропологов и этнологов России (КАЭР). Подобное повышение интереса к наследию С. Соммье обусловлено как расширением издания русскоязычных переводов его работ, так и возрастающим интересом отечественных исследователей к письменному наследию европейских путешественников второй половины XIX - начала ХХ века [11; 15].

В 2012 году издательством Томского университета при поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была издана книга Ст. Соммье «Лето в Сибири... » в переводе А. Переваловой [18]. Появились публикации его работ, значительно выросла цитируемость работ С. Соммье в отечественных и зарубежных научных изданиях.

Путешествуя в восточных районах Европы и Сибири, С. Соммье не мог не обратить внимание на традиционные обычаи и обряды проживавших там народов, определяемых в то время «примитивные», на их антропологический облик, фиксировал этнографическо-антропологические характеристики саамов (лопарей), коми (зырян), марийцев (черемисов), башкир и других, в том числе с помощью фотоаппарата.

В научном наследии С. Соммье сохранились этнографические и антропологические материалы, собранные среди марийского населения Царево-кокшайского уезда Казанской губернии и Крас-ноуфимского уезда Пермской губернии. Он был знаком с работами многих представителей российской науки. В своем очерке «О черемисах» он упоминает работы участников академических экспедиций и исследователей XVIII и XIX в. Исследование о марийцах представляет собой результат преимущественно собственных наблюдений, осуществленных автором в полевых условиях.

Публикация очерка «О черемисах» включает предисловие редактора Д. П. Никольского (1855-1918) - доктора медицины, автора работ по этнографии и антропологии башкир. Он писал: «... благодаря той обширной территории, которую занимают в настоящее время и той разбросанности, как они рассеяны, автор, конечно, не мог исследовать их подробно... Для нас наиболее важными и интересными являются сведения и последних [восточных] черемисах, относящихся к восточной группе и о которых имеющиеся сведения, даже русских исследователей, недостаточны... Несмотря на то, что хотя литература о черемисах и обширна, но она главным образом касается этнографической стороны этого народа, по отношению же антропологической почти совсем не имеем сведений, если не считать небольшие работы д-ра Малиева. Ввиду этого антропологические данные профессора Соммье о черемисах, несмотря на их неполноту, являются существенным и важным дополнением к характеристике черемис...» [17].

К сожалению, по техническим причинам русскоязычное издание 1896 г. не могло включить многочисленные иллюстрации и фотографии, отражающие этнографические особенности различных групп марийского населения. Очерк «О черемисах» содержит ценные сведения о размещении марийского населения, традициях, обрядах, одежде, украшениях, антропологические данные. Путешественник писал: «... На Урале я побывал в деревнях Карши, Артемьевка, Нижний Поташ, Юва (Красноуфимского уезда); на Волге, в окрестностях Казани, я побывал в Петъяле и Сотнуре, проживая в некоторых более суток...» [17]. Во вступительной статье к Урало-Сибирской выставке, он с восхищением отмечает «бесконечное множество комбинаций» в марийской женской вышивке [24, с. 217].

Исследования и коллекции С. Соммье о народах России, его путешествия по Сибири и Уралу «открыли» для Италии и Европы новые неизвестные страницы истории. В своих исследованиях С. Соммье искусно пользовался не только пером, но и фотоаппаратом, создавая новый вид источника - антропологическую фотографию. Описание путешествия бесстрашного итальянца - это целостная мозаика в сочетании с исследованиями из области ботаники и антропологии, данными демографии, экономики, картографии и археологии. С. Соммье не ограничивался в своих работах исследованием только флоры и фауны, а всесторонне изучал человека, народы и культуры.

В 1888 году С. Соммье принял участие в создании Итальянского ботанического общества, на протяжении 8 лет возглавляя эту организацию. За его заслуги в области естествознания в 1907 году. Уппсальский университет присвоил С. Соммье почетную степень доктора медицины.

Марийская женщина Казанской губернии (Волга)

Марийцы Старой деревни (Урал)

Женщина-марийка Казанской губернии (Волга)

Украшение (Казань)

Украшения (Нижний Потам)

Молодые марийцы из Ювы (Урал)

ш

1. Алексеева Е. П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1992.

2. Богашев А. Н. Происхождение аборигенов Северной Евразии. Взгляд антрополога: моногр. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbh & Co. KG Dudweiler Landstr., 2011. 363 с.

3. Гено Д. Коми в исследованиях Стефана Соммиэ (1848-1922) // Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. М., 1989. Т. 1. С. 205-207.

4. Головачев П. Путешествие итальянца Соммье по Сибири // Сибирский сборник: приложение к «Восточному обозрению». СПб., 1886. Кн. 1. С. 169-195.

5. Дремов В. А. История антропологических исследований в Западной Сибири. (XIX - начало XX вв.) // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980.

6. Загребин А. Е. Интеллектуальные основы финно-угорских исследований в эпоху позитивизма // Вестник Удмуртского университета. Вып. 2: История и филология. 2009. С. 58-70.

7. Карачай - страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая. Составление, вступительная статья и комментарии С. X. Хотко. Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2011. 448 с.

8. Колосов Е. Е., Яковлев Я. А. Стефан Соммье: невостребованное наследие. Евгений Колосов: утраченное наследие // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: сб. статей / отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. Вып. 5. С. 154-180.

9. Кьоцци Паоло. К первому изданию «Лета в Сибири...» на русском языке // Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / пер. с ит. А. А. Переваловой; под ред. Я. А. Яковлева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012.

10. Омельчук А. К. Сибирские круги Дантова ада // Омельчук А. К. Частное открытие Сибири. Тюмень, 1999. С. 198-204.

11. Ошаев А. Г. Марийский край в начале XX века в дневниковых записях Юлии Вихманн // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 42-45.

12. Профессор Соммье о марийцах конца XIX века / предисловие, подготовка к печати и примечания Г. Н. Айп-латова и Г. А. Сепеева // Марийский археографический вестник. 1999. № 9. С. 187-204.

13. Сепеев Г. А. Восточные марийцы: Историко-этногра-фическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX в.). Йошкар-Ола, 1975.

14. Сепеев Г. А., Молотова Т. Л. Вопросы материальной культуры марийцев в отечественной и зарубежной этнографической литературе // Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Археология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола, 1984. Вып. 7. С. 136.

15. Соловьёв А. А. Марийский край в записках А. Гакст-гаузена // Вятская земля в пространстве исторической памяти (к 110-летию открытия Вятской ученой архивной комиссии): материалы всерос. науч. конф., Киров, 11 ноября 2014 г. / науч. ред. М. С. Судовиков; отв. за вып. С. Н. Будашкина; Киров. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. Киров: ИД «Герценка», 2014. С. 108-112.

16. Соммье С. О башкирах / пер. О. Н. Олениной, под ред. и с прим. Д. П. Никольского // Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1891-1892. Т. XIII. Вып. 1. С. 22-34.

17. Соммье С. О черемисах: Этнографическо-антрополо-гический очерк / пер. В. Москалевой, под ред. и с прим. Д. П. Никольского // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XVII. Вып. 1: Екатеринбург 1896. С. 83-117.

18. Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / пер. с ит. А. А. Переваловой; под ред. Я. А. Яковлева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012. 640 с., ил.

19. Шаров В. Д. Сельская община марийских крестьян середины XIX - начала ХХ веков в трудах дореволюционных и советских исследователей // Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. Археология и этнография Марийского края. Вып. 7: Йошкар-Ола, 1984. С. 145-157.

20. Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев // Русский антропологический журнал. 1913. № 1-2 (кн. 33-34). С. 29-98.

21. Яковлев Я. А. Стефано Соммье - востребованное наследие // Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / пер. с ит. А. А. Переваловой; под ред. Я. А. Яковлева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012.

22. Sommier S., 1877. Slrlnl, Ostlacchle e Samoledl dell' Ob. Prlme Parte // Archlvlo per l'Antropologla e la Etnologla. Vol. 17. Fasc. 1 e 2. Flrence, 1877. P. 20-70.

23. Sommier, S. Un'Estate ln Slberla. Flrenze, Torlno, Roma, 1885. 634 p.

24. Sommier S. Note dl vlagglo. Esposlzlone Uralo-Slberlana dl Ekaterlnburg Ceremlssl degll Urall e del Volga // Archlvo per l Antropologla. Organo della socleta ltallana dl antropologla, etnologla e pslcologla comparat. Publlcato dal dott. Paolo Man-tegazza professore ordlnarlo dl antropologla. Dlclotteslmo Volume. Flrenze. Tlpografla dell arte della stampa, 1888. P. 215-257.

25. Sommier S. Note volantl sul Karatchlal ed alclne mlsure dl Abasа, Kabardlnl et Abasekh // Archlvlo per l'Antropologla e la Etnologla, 1901, vol. XXXI. P. 413-459.

26. Sommier S. Note dl vlagglo. I. Esposlzlone Uralo-Slberlana dl Ekaterlnburg Ceremlssl degll Urall e del Volga. II. Mordva. Popolazlone dl Astrakan - Kalmucchl. (Itallan) Hardcover. January 1, 2011.

1. Alekseeva E. P. Arheologlcheskle pamJatnlkl Karachae-vo-Cherkesll, M.: Nauka, 1992.

2. Bogashev A. N. Prolshozhdenle aborlgenov SevernoJ Evrazll. VzglJad antropologa: monogr. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academlc Publlshlng Gmbh & Co. KG Dudweller Landstr., 2011, 363 p.

3. GenoD. Koml v lssledovanlJah Stefana SommlJe (1848-1922), Materlaly VI Mezhdunarodnogo kongressa flnno-ugrovedov, M., 1989, t. 1, pp. 205-207.

4. Golovachev P. Puteshestvle ltal'Janca Somm'e po Slblrl, SlblrsklJ sbornlk: prllozhenle k «Vostochnomu obozrenlJu», SPb., 1886, Kn. 1, pp. 169-195.

5. Dremov V. A. IstorlJa antropologlchesklh lssledovanlJ v ZapadnoJ Slblrl. (HIH - nachalo XX vv.), Voprosy Jetno-kul'turnoJ lstorll Slblrl, Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1980.

6. Zagrebin A. E. Intellektual'nye osnovy flnno-ugorsklh lssledovanlJ v Jepohu pozltlvlzma, Vestnlk Udmurtskogo unlverslteta, 2009, Vyp. 2: IstorlJa l fllologlJa, pp. 58-70.

7. KarachaJ - strana na vershlne Kavkaza. Ocherkl lstorll l kul'tury KarachaJa. Sostavlenle, vstupltel'naJa stat'Ja l kommen-tarll S. H. Hotko, MaJkop: OAO "Pollgraf-JuG", 2011, 448 p.

8. Kolosov E. E., Jakovlev Ja. A. Stefan Somm'e: nevostre-bovannoe nasledle. EvgenlJ Kolosov: utrachennoe nasledle, Hanty-ManslJsklJ avtonomnyJ okrug v zerkale proshlogo: sb. stateJ, otv. red. Ja. A. Jakovlev. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2007, Vyp. 5, pp. 154-180.

9. K'occi Paolo. K pervomu lzdanlJu «Leta v Slblrl...» na russkom Jazyke, Somm'e S. Leto v Slblrl sredl ostJakov, samoe-dov, zyrJan, tatar, klrglzov l Bashklr, per. s lt. A. A. PerevalovoJ; pod red. Ja. A. Jakovleva. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2012.

10. Omel'chukA. K. Slblrskle krugl Dantova ada, Omel'chuk A. K. Chastnoe otkrytle Slblrl, TJumen', 1999, pp. 198-204.

11. Oshaev A. G. MarlJsklJ kraJ v nachale HH veka v dnev-nlkovyh zaplsJah Julll Vlhmann, Vestnlk MarlJskogo gosu-darstvennogo unlverslteta, 2015. № 1 (16). pp. 42-45.

12. Professor Somm'e o marlJcah konca XIX veka, Predlslo-vle, podgotovka k pechatl l prlmechanlJa G. N. AJplatova l G. A. Sepeeva, MarlJsklJ arheograflchesklJ vestnlk, 1999, № 9, pp. 187-204.

13. Sepeev G. A. Vostochnye marlJcy: Istorlko-Jetnografl-cheskoe lssledovanle materlal'noJ kul'tury (seredlna XIX - nachalo XX v.), Joshkar-Ola, 1975.

14. Sepeev G. A., Molotova T. L. Voprosy materlal'noJ kul'tury marlJcev v otechestvennoJ l zarubezhnoJ Jetnografl-cheskoJ llterature, IstorlograflJa l lstochnlkovedenle po arheolo-gll l Jetnografll MarlJskogo kraJa. ArheologlJa l JetnograflJa MarlJskogo kraJa, vyp. 7: Joshkar-Ola, 1984, p. 136.

15. Solov'jov A. A. MarlJsklJ kraJ v zaplskah A. Gakstgauzena, VJatskaJa zemlJa v prostranstve lstorlcheskoJ pamJatl (k 110-letlJu otkrytlJa VJatskoJ uchenoJ arhlvnoJ komlssll): materlaly vseros. nauch. konf., Klrov, 11 noJabrJa 2014 g., nauch. red., M. S. Su-dovlkov; otv. za vyp. S. N. Budashklna; Klrov. obl. nauch. b-ka lm. A. I. Gercena, Klrov: ID "Gercenka", 2014, pp. 108-112.

16. Somm'e S. O bashklrah, per. O. N. OlenlnoJ, pod red. l s prim. D. P. Nlkol'skogo, Zaplskl Ural'skogo obshhestva lJublteleJ estest-voznanlJa, Ekaterlnburg, 1891-1892, T. XIII, vyp. 1, pp. 22-34.

17. Somm'e S. O cheremlsah: Jetnograflchesko-antropologl-chesklJ ocherk, per. V. MoskalevoJ, pod red. l s prlm. D. P. Nl-kol'skogo, Zaplskl Ural'skogo obshhestva lJublteleJ estestvoznanlJa, T. XVII, vyp. 1: Ekaterlnburg. 1896, pp. 83-117.

18. Somm'e S. Leto v Slblrl sredl ostJakov, samoedov, zyr-Jan, tatar, klrglzov l Bashklr, per. s lt. A. A. PerevalovoJ; pod red. Ja. A. Jakovleva, Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2012, 640 p., ll.

19. Sharov V. D. Sel'skaJa obshhlna marlJsklh krest'Jan seredlny XIX - nachala HH vekov v trudah dorevolJuclonnyh l sovetsklh lssledovateleJ, IstorlograflJa l lstochnlkovedenle po arheologll l Jetnografll MarlJskogo kraJa. ArheologlJa l JetnograflJa MarlJskogo kraJa, vyp. 7: Joshkar-Ola, 1984, pp. 145-157.

20. Shhukin I. S. Materlaly dlJa lzuchenlJa karachaevcev // RussklJ antropologlchesklJ zhurnal. 1913, No. 1-2 (kn. 33-34), pp. 29-98.

21. Jakovlev Ja. A. Stefano Somm'e - vostrebovannoe nasledle, Somm'e S. Leto v Slblrl sredl ostJakov, samoedov, zyrJan, tatar, klrglzov l Bashklr, per. s lt. A. A. PerevalovoJ; pod red. Ja. A. Jakovleva, Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2012.

22. Sommier S., 1877. Slrlnl, Ostlacchle e Samoledl dell' Ob. Prlme Parte, Archlvlo per l'Antropologla e la Etnologla, Vol. 17, Fasc. 1 e 2. Flrence, 1877, pp. 20-70.

23. Sommier, S. Un'Estate in Siberia. Firenze, Torino, Roma, 1885. 634 p.

24. Sommier S. Note di viaggio. Esposizione Uralo-Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga, Archivo per l Antropologia. Organo della societa italiana di antropologia, etnologia e psicologia comparat. Publicato dal dott. Paolo Mantegazza professore ordinario di antropologia. Diciottesimo Volume. Firenze. Tipografía dell arte della stampa, 1888, pp. 215-257.

25. Sommier S. Note volanti sui Karatchiai ed alcine misure di Abasa, Kabardini et Abasekh, Archivio per l'Antropologia e la Etnologia, 1901, vol. XXXI, pp. 413-459.

26. Sommier S. Note di viaggio. I. Esposizione Uralo-Siberiana di Ekaterinburg Ceremissi degli Urali e del Volga. II. Mordva. Popolazione di Astrakan - Kalmucchi. (Italian) Hardcover. January 1, 2011.

UDK 929 (CoMbe C.)

A. A. Solov'jov Mari State University, Yoshkar-Ola

Stefano Sommier, researcher of peoples of Russia

The article is devoted to Stefano Sommier, a botanist and the outstanding figure of the Florentine school of social anthropology. The article examines the role of S. Sommier in the ethnographic and anthropological research of peoples of Russia, and historiographical importance of his scientific heritage. Emphasis was placed on the anthropological research of the Mari people. Italian Stefano Sommier, better known as a botanist and an evolutionist in Europe, was one of the founders of the Florentine school of social anthropology, which studied not only Italian, but also Russian traditional cultures. The notes by S. Sommier about his journeys through Russia (Siberia, the Urals, Central Asia, the Crimea and the Caucasus) opened new regions and nations for European and Italian people. S. Sommier used various methods of studying (anthropological psychology, visual anthropology) he used the camera to his best advantage and created a new kind of shot - the anthropological photo. In Russia, it is known too little about this scientist and his works. Not long ago his papers began to republish and translate into Russian. Sommier, being a naturalist, was not limited in his research works only by flora and fauna, he thoroughly studied human, peoples and cultures.

Keywords: social anthropology, ethnography, Stefano Sommier, about Cheremises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.