УДК 930"18/19"
Кутасова Валентина Евгеньевна
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры социально-культурных технологий
Марийского государственного университета
ФИННО-УГРЫ ПОВОЛЖЬЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КРАЕВЕДОВ XIX - НАЧАЛА XX В. [1]
Kutasova Valentina Evgenyevna
PhD in History, Assistant Professor, Social and Cultural Technologies Department, Mari State University
FINNO-UGRIC PEOPLES OF THE VOLGA REGION IN THE RESEARCHES OF REGIONAL ETHNOGRAPHERS OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES [1]
Аннотация:
Основное содержание работы составляет обобщенная характеристика краеведческих исследований К.Ф. Фукса, А.А. Фукс, АА. Келлер, К.С. Рябинского, И.О. Дерюжева, С.М. Михайлова, И.Я. Молярова, М. Гребнева и Н.А. Спасского о финно-угорских народах Поволжья - мордве и мари, написанных в XIX- начале XX в. Дан анализ их научных изысканий. Статьи данных авторов уникальны, так как представляют взгляды современников на историю народов той эпохи, являются историческими источниками.
Ключевые слова:
Поволжье, финно-угры, мари, мордва, М. Гребнев, И.О. Дерюжев, А.А. Келлер, С.М. Михайлов, И.Я. Моляров, К.С. Рябинский, Н.А. Спасский, К.Ф. Фукс, А.А. Фукс.
Summary:
The article describes in general the regional studies of K.F. Fuchs, A.A. Fuchs, A.A. Keller, K.S. Ryabinsky, I.O. Deryuzhina, S.M. Mikhailov, IJ. Molyarov, M.N. Grebnev, N.A. Spassky concerned with the Finno-Ugric peoples of the Volga region - Mordva and Mari, written in the XIX- early XX centuries. The author deals with their research findings. The works of these researches are unique, because they represent the views of contemporaries on the history of peoples of that era, they are historical sources.
Keywords:
Volga region, Finno-Ugric peoples, Mordva, Mari, K.F. Fuchs, A.A. Fuchs, A.A. Keller, K.S. Ryabinsky, I.O. Deryuzhina, S.M. Mikhailov, I.J. Molyarov, M.N. Grebnev, N.A. Spassky.
В XIX в. началось изучение истории России, а потом и народов многонациональной страны. Стали появляться статьи, монографии историков и краеведов. Не исключением были и финно-угорские народы Поволжья - мордва и мари. Интерес к истории не у историков говорит прежде всего об увеличении исторических знаний. Большое значение имела «История государства Российского» Н.М. Карамзина, так как практически для всех краеведов книга была основным историческим источником. Процесс накопления исторических знаний, конкретного материала по истории народов длительный. Исследования краеведов XIX - начала XX в. становятся тем ценнее, чем дальше от нас. Необходимость обращения именно к краеведческим материалам вызвана тем, что их анализ позволит определить степень интереса представителей самих народов к своим истории, быту.
«Финно-угорские языки (угро-финские языки) - семья родственных языков, составляющих вместе с самодийскими языками крупное генетическое объединение - уральские языки» [2, с. 1280].
Финно-угры Поволжья - мордва и мари, коренные народы полиэтнического региона. Они прошли сложный путь эволюции. Поволжье - территория, которая имела большое значение для развития и создания великорусского государства, исторически формировалась как многонациональная и стала самобытным интересным регионом для изучения его автохтонов. Поэтому особенно важно понимание истории через статьи краеведов, людей с разным уровнем образования и достатка, непосредственно обитавших в этой местности среди аборигенов края, много видевших, замечавших и описывавших явления окружающей жизни изучаемых нами народов.
Самым многочисленным народом в южном районе Поволжья является мордва, которая этнически неоднородна, состоит из двух общностей - эрзя и мокша; были и каратаи, но они ассимилировались. Мордва жила во многих губерниях: Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Симбирской, Саратовской, Тамбовской, Томской, Уфимской и Енисейской, а также в областях - Тургайской и Акмолинской.
Народ мари проживал в Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской, Костромской, Пермской, Оренбургской, Томской, Тобольской и Енисейской губерниях. В исследованиях дореволюционных авторов известен как черемисы. Данный термин всегда вызывал много споров. А.И. Артемьев писал, что в древних актах XVI-XVIII вв. упоминались «горные черемисы», так называли еще и чуваш, а иногда и удмуртов. Этноним «черемис» встречается в арабских, тюркских, древнерусских письменных памятниках [3, с. LXII-LXlII]. Марийский филолог С.Я. Черных
говорил, что «будучи древнего, доисторического происхождения, чем название мари, слово черемис включает два компонента: чере + мисс... Причем оба слова (компонента) воплощали сходные значения: человек, муж, мужчина» [4, с. 221].
Марийский народ делится на горных, луговых и восточных. В Среднем Поволжье расселены первые и вторые, а третьи переселились в Прикамье и Приуралье из-за социального, национального, религиозного давления со стороны Русского государства.
Общей чертой исследуемых нами народов является то, что они говорят на двух языках. Мордва - на эрзянском и мокшанском; марийцы - на горном и луговом языках и восточном наречии.
Современные ученые периодически обращаются к работам краеведов [5]. Их творчество отражает формирование общественного сознания народа, историческую жизнь. Издана рукопись А.А. Келлера [6] в 2013 г. [7]. Еще в 1972 г. Научно-исследовательский институт при Совете министров Чувашской АССР собрал статьи С.М. Михайлова с предисловием и комментариям доктора исторических наук профессора В.Д. Димитриева и издал отдельной книгой [8].
Интересной личностью был Карл Федорович Фукс (1776-1846) - врач, этнограф, профессор Императорского Казанского университета. Учился в Гёттингене. Начал изучение Поволжья в медико-топографическом отношении. Он исследовал религиозные обряды, семейный быт нерусского населения Казанской губернии. Для знакомства с мордвою съездил в Чистопольский уезд и напечатал заметки в журнале Министерства внутренних дел [9]. Профессор Императорского Казанского университета И.Н. Смирнов в монографии «Мордва» писал, что «автор знакомит с результатами сожительства русских с мордвой», мордовские языческие молитвы приведены «с большей точностью, чем у Лепехина, хотя с таким же произвольным переводом», описал свадебные обряды с «большей подробностью, чем у Лепехина» [10, с. 237].
Александра Андреевна Фукс (1805-1853), урожденная Апехтина, под влиянием мужа К.Ф. Фукса изучала быт инородцев Казанской губернии. Она объездила несколько марийских деревень Царевококшайского и Чебоксарского уездов губернии. Во время поездок отправляла письма К.Ф. Фуксу, которые были изданы. В «Записках» описала праздники, свадьбу, пищу, одежду, гостеприимство народа, также отметила, что в Казанской губернии проживают люди разных национальностей: «черемис христианских - 66,650, языческих - 1,007, а мордвы - христианских - 11, 317, языческих - 60» [11, с. 157]. И.Н. Смирнов в историко-этнографическом очерке «Черемисы» пояснил, что «Записки» «заключают интересные для своего времени сведения о материальном быте черемис» [12, с. 236].
Царевококшайский земский исправник барон и кавалер Александр Андреевич Келлер (1789 -дата смерти не установлена) - иностранный дворянин, участник кампании 1812-1815 гг., в 1820 г. принял русское подданство. В Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола) приехал в 1830 г., служил земским исправником [13], затем вплоть до 1860 г. «почетным смотрителем» земского училища [14]. Он описал Царевовокшайский уезд в следующих разделах: математическое расположение и пределы, местоположение, климат, времена года, естественные произведения, царство животных и птиц, народонаселение, примечательные села, деревни и др. В части «Основание города и учреждение уезда» отметил, что Царевококшайск был «основан в 1584 г. как крепостица или острожек, служивший для усмирения беспокойных черемис луговой стороны Волги» [15, с. 38]. Основным населением уезда являлись мари. А.А. Келлер первым из исследователей охарактеризовал промышленное производство города в разделе «Фабрики и заводы»: два бумажных, два стекольных, три кумачных завода и шесть фабрик - винокуренная, кожевенная, кумачно-красильная и три поташных [16, с. 46-52].
Краевед Константин Сергеевич Рябинский (1855-1903) работал инспектором Казанского четырехклассного городского училища. Интересовался историей, этнографией, выступал с докладами в Императорском Русском географическом обществе и Обществе археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, членом-сотрудником которого был с 1882 г. [17, с. 20].
К.С. Рябинский родился в бедной семье, учился в Казанском и Чебоксарском уездных училищах. Тринадцатилетним начал трудиться в Свияжском полицейском управлении. Потом работал в Чебоксарском волостном управлении, помощником учителя в Чебоксарском приходском училище, в почтовом ведомстве в Казани. В 1878-1881 гг. учился в Казанском учительском институте, после окончания которого был определен учителем Лаишевского двухклассного городского училища [18, с. 20].
С 1885-1896 гг. его жизнь была связана с уездным городом Козьмодемьянск Казанской губернии, где он работал учителем-инспектором Козьмодемьянского трехклассного городского училища. Он занимался наукой и литературой. Написал и издал «Исторические записки Козьмодемьянского городского училища» [19]. Источником информации служил архив училища. «На проценты, полученные от продажи книги, была учреждена, с Высочайшего соизволения Государя Императора, стипендия при названном училище имени Его Величества» [20, с. 20-21].
К.С. Рябинский, занимаясь местной историей в исследовании об Ардинском приходе (ныне Килемарском районе Республики Марий Эл), отметил, что «коренное население - черемисы. Луговыми их назвать нельзя, так как они отличаются от горных только незначительными особенностями языка; собственно луговые черемисы, язык которых ардинские черемисы не понимают, живут далее, начиная с Царевококшайского уезда». По преданию, «черемисы пришли сюда с горной волжской стороны вследствие того, что их вытеснил оттуда, воевал с ними народ, у которого был в то время не царь, а царица» [21, с. 179]. Автор отметил грамотность жителей, они читали «купленные на базаре книжки, некоторые выписывают "Сельский вестник", один - в Ку-шарге - "Нива"» [22, с. 195].
Учитель Кузнецовской сельской школы Козьмодемьянского уезда Иван Яковлевич Моляров (1843 - начало ХХ в.) родился в д. Сиухино Козьмодемьянского уезда (ныне Горномарийского района Республики Марий Эл). Самостоятельно научился читать и писать. В 1860 г. стал работать учителем Кузнецовской сельской школы Козьмодемьянского уезда [23, с. 1].
И.Я. Моляров, работая учителем и общаясь с детьми и их родителями, старожилами, собирал предания, легенды о прошлом народа мари. Он занимался сельским трудом, малярными работами, поэтому получил прозвище - Моляров [24, с. 1]. В «Беседах» родителям учеников он рассказывал о том, что около Кавказских гор после всемирного потопа образовались разные племена, в том числе финское [25, с. 3]. Исследователь пытался осознать историю и жизнь марийского народа со всеми ее реальными сложностями. Профессор И.Н. Смирнов назвал его «черемисским бытописателем»: «в лице Молярова, кажется, мы имеем перваго черемисина, который заинтересовался историей своей народности» [26, с. 246].
Просветитель и краевед Иван Осипович Дерюжев (вторая половина XIX в.) работал помощником классного наставника 2-й Казанской гимназии, учителем русского языка и словесности Царевококшайского уездного училища (1873-1874) [27, с. 25]. Он - автор исследования, посвященного истории города Царевококшайска. Книга написана в 1876 г. в честь 290-летия города и его уезда. Цель краеведческого труда - собрать для интересующихся родиноведением по возможности в одно целое все то, что известно о городе и уезде. В очерке приведены описание природно-климатических условий, растительного и животного мира, информация о занятиях, праздниках, обычаях, обрядах, одежде горожан, демографические сведения. Учитель с сожалением отмечал, что «на несколько улиц существует 22 кабака и два винокуренных завода, но нет ни одной книжной лавки...» [28, с. 18].
В работе над очерком автор использовал собственные наблюдения, статьи В. Сбоева, А. Пу-парева, А. Износкова, «Статистическое описание Царевококшайского уезда Казанской губернии, составленное Царевококшайским земским исправником бароном и кавалером Александром фон Келлером» и другие материалы [29, с. 43-44]. Марийский ученый К.К. Васин писал, что автор возмущен обывательским существованием чиновничества, недоволен их мещанским бытом: «Кажется, что все отрицательные явления современной ему общественной жизни можно уничтожить усиленной пропагандой идей просвещения, воспитанием любви к труду, к трудовому народу» [30, с. 45].
Спиридон Михайлович Михайлов (1821-1861), исследователь истории, этнографии мари, чуваш и русских, родился в д. Юнгапоси Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Республики Чувашия) в семье крестьянина-чуваша. О себе он писал: «Предки мои были служилые горные черемиса Ядринского полка» [31, с. 349]. В 1842 г. он, в совершенстве владевший чувашским, русским и марийским языками, был принят переводчиком и письмоводителем в Козьмодемьянский земский суд, где проработал почти два десятилетия. Его настольными книгами служили «История государства Российского» Н.М. Карамзина, ведомственные журналы, содержащие статьи по этнографии, истории. В 1854 г. С.М. Михайлов был избран членом-сотрудником Русского географического общества, награжден серебряной медалью, а в 1856 г. стал членом-корреспондентом Казанского статистического комитета, удостоен серебряной медали за службу в качестве переводчика [32, с. 7]. Написал много статей, заметок, которые публиковались в разных изданиях. Чувашский историк В.Д. Димитриев обратил внимание на то, что его работы открыли «российским читателям чувашско-марийский мир» [33, с. 9], материал выстроен логично, присутствует прекрасный стиль изложения, а сами они «могут служить образцом оформления краеведческих работ» [34, с. 11].
Для изучения истории народа мари представляет интерес «Статистическое описание Козьмо-демьянского уезда за 1852 год», где даны сведения о пространстве, местоположении, естественных произведениях, дикорастущих травах, садовых и огородных растениях, животных, правдиво освещены быт и культуру. В разделе «Основание города и уезда» сказано, что «в 1583 г. воеводою князем Иваном Самсоновичем Турениным устроена была крепость для защиты от набегов черемис» [35, с. 111-112]. В уезде проживают «черемисы - мужчины - 13 654, женщины - 15 414» [36, с. 113].
В историко-этнографическом очерке, опубликованном в «Самарских губернских ведомостях», М. Гребнев писал об истории мордовского народа, развитии этноса, материальной и духовной культуре. Источниками для его создания служили местные архивные материалы, собственные наблюдения автора, труды историков Н. Карамзина, Г. Перетятковича, Н. Костомарова, статьи из адрес-календаря Самарской губернии. Он считал, что «древнее отечество мордовского племени находилось на юго-восток от мери, обитавшей близ Ростова, в 10 днях пути от Печенежской земли, на запад от земли чувашской, южнее Волги, то есть именно в тех местах, где мордва и ныне обитает» [37, с. 407].
В очерке отражены события вхождения мордвы в состав Московского государства. Автор отмечал, что отношение Москвы к инородцам, в том числе мордвинам, не изменилось существенно к лучшему, началась политика христианизации народа. Также он остановился на том, что мордовские переселенцы в первой четверти XIX в. мигрировали в Заволжье и образовывали села в разных уездах Самарской губернии [38, с. 434]. Критический анализ работы дан И.Н. Смирновым, который обратил внимание, что на исследователя повлияли материалы Мельникова, «хотя об этом он умалчивает», а нового о религиозных верованиях народа «после книги Майнова мы, конечно, ничего не найдем, кроме указаний на снохачество - преимущественно у эрзи» [39, с. 254].
Первый учебник по краеведению «Очерки по родиноведению. Казанская губерния» [40] написал работник народного образования, окружной инспектор Казанского учебного округа Николай Александрович Спасский (1858 - после 1914). Он родился в Царевококшайске, закончил Казанский университет, преподавал русский язык и словесность в Вятке и Казани.
Еще при жизни автора книга выдержала две публикации. Он рассмотрел историю автохтонов Казанской губернии - мари (черемис), удмуртов (вотяков), мордвы, чуваш, мишарей и татар. Интересно второе издание книги. Использован большой фактический материал, есть фотографии. Читателю показаны типажи народов: «мордва», «мордовская девушка» в национальном костюме, «весенние мордовские моления, общественная моляна» [41, с. 41, 43, 45], «черемисы» - мужчина и женщина в традиционных одеждах, «черемисы с. Унжи Царевококшайского уезда» в национальных костюмах [42, с. 21, 32]; виды городов: «Царевококшайск», «Козьмодемьянск» [43, с. 130, 146]. На форзаце помещена «карта Казанской губернии» [44].
Первое издание признано Ученым комитетом Министерства народного просвещения заслуживающим внимания при пополнении библиотек средних учебных заведений Казанской губернии и допущено в библиотеки низших учебных заведений губернии. Книга опубликована Казанским педагогическим музеем [45].
Интерес представляет материал о мари, где обращено внимание на то, что Москва их разделила для уплаты налогов «по татарскому принципу... на ясачных и тарханных, то есть свободных от податей, но обязанных постоянной службой» [46, а 24]. Автор отметил, что с 1718 г. тарханы слились с ясачными, ясак платили мехами, потом - деньгами: «у черемис есть наименование рубля (манеш, акт, теньга), но копейка называется ик ур (одна белка)». Платили налоги «медвяные, куничные, за бобра, за рыбные ловли, и за всякие угодья». Из-за того что народ бунтовал, в городах им можно было останавливаться в гостиных дворах только в дневное время, запрещалось ночевать, покупать оружие, заниматься кузнечным ремеслом [47, с. 25].
Н.А. Спасский, рассматривая расселение мордвы, отметил, что это - одно из древних финских племен, еще с «VI в. известное по имении moxes, mordens» [48, с. 40]. Мордва-терюхане слились с русскими, эрзя разбросана по разным губерниям, а мокша живут в Нижегородской губернии [49, с. 42]. Поселения изучаемых нами народов в Спасском и Чистопольском уездах Казанской губернии появились «с учреждением здесь закамской оборонительной линии. были присланы служилые люди из ясачной мордвы, черемис» [50, с. 44].
В очерке исследовано старое название реки Волги, которое упоминается в одной из мордовских народных песен: «величающая р. Волгу Ра-ава: Волгой-матушкой» [51, с. 44]. Так, народ мордва сохранил «древнее название Волги Ра, замененное впоследствии для среднего и низового Поволжья хазарско-арабским именем Итиль» [52, с. 44].
Деятельность краеведов по изучению истории, этнографии народов мари и мордвы началась в XIX в. Научное значение их исследований состоит в том, что они привлекали известные им исторические источники, изучали быт, писали труды по истории рассматриваемых нами народов, проводили значительную работу по сбору материала, сами были очевидцами некоторых событий. Особенно следует отметить И.Я. Молярова и К.С. Рябинского, информаторами которых были старожилы, родители учеников.
Из девяти представленных в статье краеведов пятеро - К.Ф. Фукс, А.А. Келлер, К.С. Рябин-ский, И.Я. Моляров, И.О. Дерюжев и Н.А. Спасский - были связаны с образованием, служили на ниве просвещения мордовского и марийского народов. Большое значение имеет то, что К.С. Ря-бинский был членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, а С.М. Михайлов - Русского географического общества. Все они
были скромными людьми. Мало что известно о них, даже даты жизни А.А. Келлера, И.О. Дерю-жева, Н.А. Спасского, И.Я. Молярова, М. Гребнева не сохранились в архивах.
Краеведы высказали свои видение и понимание, может быть, не всегда они были верными, но они искали, работали, описывали. Не являясь историками-специалистами, они не ставили задачу систематического изучения народов, старались пробудить интерес у других к прошлому своих народов. Чем дальше мы от времени, описанного краеведами, тем ценнее становятся сведения в их исследованиях, ставших ценными историческими источниками.
Ссылки и примечания:
1. Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 15-11-12002 «Финно-угорские народы Поволжья в исследованиях дореволюционных исследователей».
2. Финно-угорские языки // Большой энциклопедический словарь. М., 1977.
3. Артемьев А.И. Общие сведения о Казанской губернии // Список населенных мест по сведениям 1858 г. Казанская губерния. СПб., 1866. Т. XIV. С. 1-1X111.
4. Черных С.Я. Этнонимные антропонимы марийцев // Материалы VI международного конгресса финно-угров. г. Будапешт. М., 1990. Т. 2. С. 221-224.
5. Айплатов Г.Н. Листая страницы старой книги // Мар. правда. 1972. 2 дек. ; Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Моляров Иван Яковлевич // Марийский археографический вестник. 2003. С. 237-238.
6. Келлер А.А. Статистическое описание Царевококшайского уезда Казанской губернии, составленное Царевококшайским земским исправником бароном и кавалером Александром фон Келлером : рукопись. Царевококшайск, 1837. 171 л.
7. Келлер А.А. Статистическое описание Царевококшайского уезда Казанской губернии, составленное Царевококшайским земским исправником бароном и кавалером Александром фон Келлером. Йошкар-Ола, 2013. 152 с.
8. Михайлов С. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / предисл. В.Д. Димитриева. Чебоксары, 1972. 423 с.
9. Фукс К.Ф. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 году // Журнал Министерства внутренних дел. 1839. № 10. С. 85-118.
10. Смирнов И.Н. Мордва : историко-этнографический очерк. Саранск, 2002. 296 с.
11. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. 329 с.
12. Смирнов И.Н. Черемисы : историко-этнографический очерк. Казань, 1889. 255 с.
13. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. 97. Оп. 1. Д. 219. Л. 1.
14. Там же. Д. 73. Л. 2.
15. Келлер А.А. Статистическое описание ... Йошкар-Ола, 2013. С. 38.
16. Там же. С. 46-52.
17. Александров Я.А. Доброй памяти Константина Сергеевича Рябинского // Известия Общества археологии, истории и этнографии. 1904. Т. ХХ, вып. 1-3. С. 17-28.
18. Там же. С. 20.
19. Рябинский К.С. К столетию Козьмодемьянского городского училища. Казань, 1891. 186 с.
20. Александров Я.А. Указ. соч. С. 20-21.
21. Рябинский К.С. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда. Исторические сведения. Языческие верования и обычаи черемис. Черемисское население. Казань, 1900. 40 с.
22. Там же. С. 195.
23. Моляров И.Я. Беседы к черемисам Кузнецовского прихода Кузнецовского школьного учителя Ивана Яковлевича Молярова / предисл. Н.И. Ильминского. Казань, 1873. 44 с.
24. Там же. С. 1.
25. Там же. С. 2.
26. Смирнов И.Н. Черемисы. С. 246.
27. Дерюжев И.А. Очерк 290-летнего состояния г. Царевококшайска и его уезда (1584-1874 гг.). Казань, 1876. 47 с.
28. Там же. С. 18.
29. Там же. С. 43-44.
30. Васин К.К. Марийские литераторы-просветители второй половины XIX века // Труды МарНИИ. 1966. Вып. 20. С. 41-68.
31. Михайлов С. Указ. соч. С. 349.
32. Там же. С. 7.
33. Там же. С. 9.
34. Там же. С. 11.
35. Там же. С. 111-112.
36. Там же. С. 113.
37. Гребнев М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. 1886. № 20-24. С. 407-421, 423-436, 439-450, 455-464, 479-485 ; 1887. № 1. С. 1-7 ; № 2. С. 33-45.
38. Там же. 1886. № 20-24. С. 434.
39. Смирнов И.Н. Мордва. С. 254.
40. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань, 1910. 165 с.
41. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1913. 376 с. : с рис. и картою.
42. Там же. С. 21, 32.
43. Там же. С. 130, 146.
44. Там же.
45. Там же. Тит. лист.
46. Там же. С. 24.
47. Там же. С. 25.
48. Там же. С. 40.
49. Там же. С. 42.
50. Там же. С. 44.
51. Там же. С. 44.
52. Там же. С. 44.
References and notes:
1. Article made in the framework of the project RHF № 15-11-12002 "Finno-Ugric peoples of the Volga region in the study of pre-revolutionary researchers".
2. 'The Finno-Ugric languages' 1977, Great Encyclopedic Dictionary, Moscow.
3. Artemiev, AI 1866, 'General information about the Kazan province', List of localities according to the 1858 Kazan province, St. Petersburg, vol. XIV, p. I-LXIII.
4. Chernykh, SY 1990, 'Etnonimnye anthroponomy Mari', Proceedings of the VI International Congress of Finno-Ugric peoples. Budapest, Moscow, vol. 2, p. 221-224.
5. Aiplatov, GN 1972, 'Leafing through the pages of an old book', Mari true 2 December; Aiplatov, GN & Ivanov, AG 2003, 'Molyarov Ivan Yakovlevich', Mari Acrheographic Gazette, p. 237-238.
6. Keller, A 1837, Statistical description Tsarevokokshaisk County Kazan province composed Tsarevokokshaisk Zemsky district police and cavalry Baron Alexander von Keller: the manuscript. Tsarevokokshaisk, 171 p.
7. Keller, A 2013, Statistical description Tsarevokokshaisk County Kazan province composed Tsarevokokshaisk Zemsky district police and cavalry Baron Alexander von Keller, Yoshkar-Ola, 152 p.
8. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, 423 p.
9. Fuks, KF 1839, 'The trip from Kazan to Mordovians Kazan province in 1839', Journal of the Ministry of Internal Affairs, no. 10, p. 85-118.
10. Smirnov, IN 2002, Mordva: historical and ethnographic essay, Saransk, 296 p.
11. Fuks, AA 1840, Notes about Chuvashia and Cheremisov Kazan province, Kazan, 329 p.
12. Smirnov, IN 1889, Cheremis: historical and ethnographic essay, Kazan, 255 p.
13. State Archives of the Republic of Mari (SA RM), f. 97, op. 1, d. 219, l. 1.
14. State Archives of the Republic of Mari (SA Rm), f. 97, op. 1, d. 73, l. 2.
15. Keller, A 2013, Statistical description Tsarevokokshaisk County Kazan province composed Tsarevokokshaisk Zemsky district police and cavalry Baron Alexander von Keller, Yoshkar-Ola, 152 p.
16. Keller, A 2013, Statistical description Tsarevokokshaisk County Kazan province composed Tsarevokokshaisk Zemsky district police and cavalry Baron Alexander von Keller, Yoshkar-Ola, 152 p.
17. Aleksandrov, YA 1904, 'Good memory of KS Ryabinskiy', Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography, vol. XX, no. 13, p. 17-28.
18. Aleksandrov, YA 1904, 'Good memory of KS Ryabinskiy', Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography, vol. XX, no. 13, p. 20.
19. Ryabinskiy, KS 1891, On the centenary Kozmodemyansk urban schools, Kazan, 186 p.
20. Aleksandrov, YA 1904, 'Good memory of KS Ryabinskiy', Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography, vol. XX, no. 13, p. 20-21.
21. Ryabinskiy, KS 1900, Ardinsky parish of Kozmodemyansk County. Historical information. Pagan beliefs and practices Chere-missian. Cheremis population, Kazan, 40 p.
22. Ryabinskiy, KS 1900, Ardinsky parish of Kozmodemyansk County. Historical information. Pagan beliefs and practices Chere-missian. Cheremis population, Kazan, p. 195.
23. Molyarov, IY 1873, Talk to Cheremis Kuznetsovsky arrival Kuznetsovsky schoolteacher Ivan Yakovlevich Molyarov, Kazan, 44 p.
24. Molyarov, IY 1873, Talk to Cheremis Kuznetsovsky arrival Kuznetsovsky schoolteacher Ivan Yakovlevich Molyarov, Kazan, p. 1.
25. Molyarov, IY 1873, Talk to Cheremis Kuznetsovsky arrival Kuznetsovsky schoolteacher Ivan Yakovlevich Molyarov, Kazan, p. 2.
26. Smirnov, IN 1889, Cheremis: historical and ethnographic essay, Kazan, p. 246.
27. Deryuzhev, IA 1876, Essay 290-year-old state of Tsarevokokshaisk and county (1584-1874), Kazan, 47 p.
28. Deryuzhev, IA 1876, Essay 290-year-old state of Tsarevokokshaisk and county (1584-1874), Kazan, p. 18.
29. Deryuzhev, IA 1876, Essay 290-year-old state of Tsarevokokshaisk and county (1584-1874), Kazan, p. 43-44.
30. Vasin, KK 1966, 'Mari writers of the Enlightenment of the second half of XIX century', Proceedings of the MarNII, vol. 20, p. 41-68.
31. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 329.
32. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 7.
33. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 9.
34. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 11.
35. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 111112.
36. Mikhailov, S 1972, Proceedings of ethnography and history of Russian, Chuvash and Mari peoples, Cheboksary, p. 113.
37. Grebnev, M 1886, 1887 'Mordva of Samara province. Historical and Ethnographic essay', Samara diocesan statement, no. 20-24, p. 407-421, 423-436, 439-450, 455-464, 479-485; no. 1, p. 1-7; no. 2, p. 33-45.
38. Grebnev, M 1886, 'Mordva of Samara province. Historical and Ethnographic essay', Samara diocesan statement, no. 20-24, p. 434.
39. Smirnov, IN 1889, Cheremis: historical and ethnographic essay, Kazan, p. 254.
40. Spassky, NA 1910, Essays. Kazan province, Kazan, 165 p.
41. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, 376 p.
42. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 21, 32.
43. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 130, 146.
44. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan.
45. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan.
46. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 24.
47. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 25.
48. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 40.
49. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 42.
50. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 44.
51. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 44.
52. Spassky, NA 1913, Essays. Kazan province, 2nd ed., Kazan, p. 44.