Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРЯШЕН БАШКОРТОСТАНА'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРЯШЕН БАШКОРТОСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кряшены Башкортостана / этноконфессиональная группа / традиционная культура / этногенетическая общность с народами Урало-Поволжья / этнокультурные связи / фольклор / Kryashens of Bashkortostan / ethnoreligious group / traditional culture / ethnogenetic affinity with the peoples of the Ural-Volga region / ethno-cultural relations / folklore

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ф.Г. Галиева

Статья посвящена выявлению историко-этнографических и фольклорных источников о кряшенах Башкортостана (в прошлом – Уфимской губернии). Впервые предпринята попытка обобщить материалы, которые свидетельствуют об уникальности культуры кряшенов и дают ответ на вопрос о возможности рассматривать кряшен как самостоятельную этническую группу. В разных разделах статьи сделан обзор результатов исследований этнической истории отдельных селений кряшен Башкортостана, традиционных календарных и семейных обрядов и праздников, языковых особенностей, хозяйственной деятельности, национального костюмного комплекса, музыкального фольклора. Представлены итоги полевых исследований автора статьи в 2021 г. в ареале их компактного расселения в Башкортостане – в селениях Бакалы, Новые Балыклы и Умирово Бакалинского района. Показано, что население указанных селений определяет свою этническую идентичность преимущественно как «кряшены», свой язык называет кряшенским. Выявлено своеобразие культуры кряшенских селений, обусловленное сложной этногенетической и этнокультурной историей. Установлено, что сохранению традиций способствовала изолированность кряшен: с одной стороны – как носителей православной культуры, оказавшихся в тюркско-мусульманском, с другой стороны – как тюркоязычного народа в русскоязычном окружении. Христианский образ жизни обусловил способы и традиции хозяйствования, формы духовной жизни и связанные с ними праздники и обряды. Влияние татар и башкир можно продемонстрировать на элементах национального костюма и в позднетрадиционном фольклоре. Больших результатов добились исследователи музыкального фольклора кряшен, на примере ладоинтонационной структуры, ритма, фактуры, особенностей многоголосия и других элементов музыкального языка показавшие этногенетическую общность кряшенов с чувашами, удмуртами, марийцами и другими этносами Урало-Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE STUDIES ON THE KRYASHENS OF BASHKORTOSTAN

The article is devoted to the identification of historical, ethnographic and folklore sources about the Kryashens of Bashkortostan (formerly the Ufa Province). For the first time, an attempt has been made to summarize materials that testify to the uniqueness of the Kryashen culture and provide an answer to the question on the possibility of considering the Kryashens as an independent ethnic group. In different sections of the article, an overview of the research results is made regarding the ethnic history of individual Kryashen villages in Bashkortostan, traditional calendar and family rituals and holydays, language features, economic activity, national costume complex, and musical folklore. The author's presents the results of her field research in 2021 in the areas of the Kryashens’ concentration in Bashkortostan, namely, the villages of Bakaly, Novye Balykly and Umirovo of the Bakalinsky district. It is shown that the people of these villages determine their ethnic identity mainly as "Kryashens", and their language is called Kryashen. The peculiarity of the culture of the Kryashen villages has been revealed, which is due to the intricate ethnogenetic and ethno-cultural history. It is established that the isolation of the Kryashens contributed to the preservation of their traditions: on the one hand, as carriers of Orthodox culture who found themselves in a Turkic-Muslim environment, on the other hand, as a Turkic-speaking people in a Russian-speaking environment. The Christian way of life has determined technologies and traditions of the economic management, forms of spiritual practices and related holidays and rituals. The influence of the Tatars and Bashkirs can be demonstrated through national costume elements and late traditional folklore. Researchers of musical folklore of the Kryashens have achieved great results as seen on the example of the harmony-laden tonal structure, rhythm, texture, features of polyphony and other elements of the musical language to show the ethnogenetic affinity of the Kryashens with the Chuvashes, Udmurts, Maris and other ethnic groups of the Ural-Volga region.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРЯШЕН БАШКОРТОСТАНА»

16

17

15. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 6. (In Russian).

State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-380, opis 4, delo 331. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-377, opis 5, delo 418. (In Russian).

18. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 436. (In Russian).

19. State archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 617. (In Russian).

20. Archive of the Museum of History of FGBOU VO «Volga State University of Technology.» Delo R16.4. (In Russian).

State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 237. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 239. (In Russian).

23. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 308. (In Russian).

24. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 338. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 372. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 40. (In Russian).

21

22

25

26

28

29

30

31

27. State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 404. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 504. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 594. (In Russian). State Archive of the Republic of Mari El. Fond R-386, opis 1, delo 69. (In Russian). Ayplatov G.N. Diplom i chuvstvo dolga [Diploma and sense of duty]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1978, April 12, no. 9, p. 1 (In Russian). 32. Chemodanov V.I. Dobro pozhalovat! [Welcome!]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1990, April 12, no. 14-15 (552-553). p. 1. (In Russian). Chemodanov V.I. Dobro pozhalovat! [Welcome!]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1992, March 12, no. 6-7 (617-618), p. 1. (In Russian). Mironov A. Pervaya zashchita dissertatsii [The first dissertation defense]. Mariyskiy universitet - Mari University, 1992, January 9, no. 1 (612), p. 1. (In Russian).

Anduganov Yu.V. Propagandisty narodnogo iskusst-va [Propagandists of folk art]. Mariyskiy universitet -Mari University, 1984, April 18, no. 17 (327), p. 2. (In Russian).

33

34

35

УДК 930 DOI: 10.24412/1728-5283-2021-4-72-79

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРЯШЕН БАШКОРТОСТАНА*

© Ф.Г. Галиева,

доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, ул. К. Маркса, 6,

450077, г Уфа, Российская Федерация эл. почта: afg18@mail.ru

Статья посвящена выявлению историко-этнографических и фольклорных источников о кряшенах Башкортостана (в прошлом - Уфимской губернии). Впервые предпринята попытка обобщить материалы, которые свидетельствуют об уникальности культуры кряшенов и дают ответ на вопрос о возможности рассматривать кряшен как самостоятельную этническую группу. В разных разделах статьи сделан обзор результатов исследований этнической истории отдельных селений кряшен Башкортостана, традиционных календарных и семейных обрядов и праздников, языковых особенностей, хозяйственной деятельности, национального костюмного комплекса, музыкального фольклора. Представлены итоги полевых исследований автора статьи в 2021 г. в ареале их компактного расселения в Башкортостане - в селениях Бакалы, Новые Балыклы и Умирово Бака-линского района. Показано, что население указанных селений определяет свою этническую идентичность преимущественно как «кряшены», свой язык называет кряшенским. Выявлено своеобразие культуры кряшенских селений, обусловленное сложной этногенетической и этнокультурной историей. Установлено, что сохранению традиций способствовала изолированность

* Исследование выполнено в рамках государственного задания № ААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2023 гг.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

кряшен: с одной стороны - как носителей православной культуры, оказавшихся в тюркско-мусульманском, с другой стороны -как тюркоязычного народа в русскоязычном окружении. Христианский образ жизни обусловил способы и традиции хозяйствования, формы духовной жизни и связанные с ними праздники и обряды. Влияние татар и башкир можно продемонстрировать на элементах национального костюма и в позднетрадиционном фольклоре. Больших результатов добились исследователи музыкального фольклора кряшен, на примере ладоинтонацион-ной структуры, ритма, фактуры, особенностей многоголосия и других элементов музыкального языка показавшие этногенети-ческую общность кряшенов с чувашами, удмуртами, марийцами и другими этносами Урало-Поволжья.

Ключевые слова: кряшены Башкортостана, этнокон-фессиональная группа, традиционная культура, этногене-тическая общность с народами Урало-Поволжья, этнокультурные связи, фольклор

© F.G. Galieva

HISTORY OF THE STUDIES ON THE KRYASHENS OF BASHKORTOSTAN

The article is devoted to the identification of historical, ethnographic and folklore sources about the Kryashens of Bashkortostan (formerly the Ufa Province). For the first time, an attempt has been made to summarize materials that testify to the uniqueness of the Kryashen culture and provide an answer to the question on the possibility of considering the Kryashens as an independent ethnic group. In different sections of the article, an overview of the research results is made regarding the ethnic history of individual Kryashen villages in Bashkortostan, traditional calendar and family rituals and holydays, language features, economic activity, national costume complex, and musical folklore. The author's presents the results of her field research in 2021 in the areas of the Kryashens' concentration in Bashkortostan, namely, the villages of Bakaly, Novye Balykly and Umirovo of the Bakalinsky district. It is shown that the people of these villages determine their ethnic identity mainly as "Kryashens", and their language is called Kryashen. The peculiarity of the culture of the Kryashen villages has been revealed, which is due to the intricate ethnogenetic and ethno-cultural history. It is established that the isolation of the Kryashens contributed to the preservation of their traditions: on the one hand, as carriers of Orthodox culture who found themselves in a Turkic-Muslim environment, on the other hand, as a Turkic-speaking people in a Russian-speaking environment. The Christian way of life has determined technologies and traditions of the economic management, forms of spiritual practices and related holidays and rituals. The influence of the Tatars and Bashkirs can be

R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies,

Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences, 6, ulitsa Karla Marksa, 450077, Ufa, Russian Federation e-mail: afg18@mail.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllllEO

demonstrated through national costume elements and late traditional folklore. Researchers of musical folklore of the Kryashens have achieved great results as seen on the example of the harmony-laden tonal structure, rhythm, texture, features of polyphony and other elements of the musical language to show the ethnogenetic affinity of the Kryashens with the Chuvashes, Udmurts, Maris and other ethnic groups of the Ural-Volga region.

Key words: Kryashens of Bashkortostan, ethnoreligious group, traditional culture, ethnogenetic affinity with the peoples of the Ural-Volga region, ethno-cultural relations, folklore

Кряшены (керэшеннэр, от рус. крещен)1 -одна из самых обсуждаемых научной общественностью этнических общностей на предмет статуса: самостоятельного народа - «кряшены» или субэтнической (этноконфессио-нальной) группы татар - «татары-кряшены». В октябре 2001 г. кряшены приняли декларацию о самоопределении, которая год спустя была одобрена Межрегиональной конференцией кряшен РФ. Однако в процессе проведения Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. в силу ряда условий и обстоятельств, описанных в научной литературе [1], они учитывались в качестве субэтнической группы татар. Указанный подход обусловил изучение и освещение в научной литературе этнокультурных особенностей кряшен в контексте татарской культуры [2-5]. Специальных историко-этнографических исследований кряшен Башкортостана не проводилось, хотя они могли бы внести вклад в решение вопроса о правомерности называть кряшен самостоятельным этносом с научной точки зрения.

Цель настоящей статьи - выявить корпус различных историко-этнографических и фольклорных источников, характеризующих своеобразие культуры кряшен Башкортостана. При написании статьи помимо ранее накопленных источников разных авторов (хранящихся в государственных архивах,

1 В 1926 г. в СССР было зафиксировано 101,4 тыс. кряшен. В 2002 г. в России - 24 668 чел., в том числе в Татарстане 18 760 чел., в Башкортостане - 4510 чел. К 2010 г. по переписным данным численность кряшен выросла до 34 822 чел. (на 41,1%) по России и до 29 962 чел. в Татарстане (на 59,7%), но в Башкортостане уменьшилась до 3801 чел. (15,7%). По неофициальным сведениям, численность кряшен существенно больше

9

опубликованных в прессе, краеведческой и научной литературе) привлечены результаты полевых исследований автора статьи. Они были собраны в 2021 г. в ареале компактного расселения кряшен в Башкортостане -в селениях Бакалы, Новые Балыклы и Уми-рово Бакалинского района2. По результатам опросов информаторов, большинство кря-шенского населения определяет свою идентичность как «кряшены», а не «татары-кряшены», в связи с чем при написании статьи используется этот этноним.

Весь корпус источников о кряшенах Башкортостана можно разделить по тематике - по истории формирования отдельных кряшенских поселений, языковой классификации, хозяйственной деятельности, национальному костюму, обрядам и праздникам, фольклору. Наиболее ранние сведения о кря-шенах Уфимской губернии содержатся в заметках православных миссионеров с связи с активизацией их деятельности во второй половине XIX - начале XX в. Уже в то время была отмечена особенность культуры кря-шен - их изолированность с одной стороны в тюрко-мусульманском, с другой - в русском окружении. Например, в 1880 г. епископ Ни-канор (Бровкович), посетив селения кряшен Уфимской губернии, пишет: «русские чуждаются крещеных иноверцев, не сближаются с ними в домашнем обиходе, не вступают в родство посредством браков» [6, с. 175]. В 1900 г. Л. Павлов отмечал о кряшенах: «никто из них не идет в работники к мусульманам», да и к русским редко, потому что «рус-

2 В Бакалинском районе кряшены компактно проживают в 21 селении. По официальным данным, общая численность кряшен в указанном районе составляет 3,6 тыс. чел.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

ского языка кряшеные татары не знали (даже и теперь, при более частых сношениях их с русскими, еще далеко не знают его). Женщины же вовсе не знают его» [7, с. 258, 259].

Общие сведения о кряшенах содержатся в исследованиях башкирских и татарских этнологов. Выдающийся этнолог Р.Г. Кузе-ев обобщил сведения предшественников в процессе изучения этногенетической истории Волго-Уральского региона, сделав акцент на этническую многокомпонентность и этнотерриториальное разнообразие кряшен. Он пишет, что этническая общность «кряше-ны» сформировалась в результате обращения части татар, марийцев, удмуртов, мордвы и чувашей в христианство. При этом выделяются западная и восточная части. Западные кряшены вобрали в себя христианизированные финно-угорские народы и чувашей, восточные кряшены включили крещеных или крестившихся башкир, а также выходцев из Средней Азии [8, с. 265]. В работах Д.М. Исхакова [9], Р.И. Якупова [4], Ф.С. Ба-язитовой [10] кряшены представлены как потомки тюркских племен, проживавших в Волго-Камском регионе, крещеных не позднее XII в. В первой половине XVIII в. многие кряшены Предкамья были переселены в Восточное Закамье. Более 42,7 тыс. проживало в Казанской губернии, остальные в Вятской, Симбирской, Уфимской губерниях. Кряшены на рубеже ХЕХ-ХХ вв. расселялись на обширной территории от правобережья Волги на западе до башкирского Зауралья на востоке [8].

Сведения об этногенетической истории кряшен отдельных селений Башкортостана содержатся в работах татарских этнографов. По их данным, этногенетическая история каждого селения уникальна и характеризуется многокомпонентностью. Например, в XVIII в. население д. Базгия Бака-линского района по историческим документам состояло из «новокрещеных чувашей», отчасти «новокрещеных татар», старокрещеных казаков; в преданиях жителей деревни были также «мари» и «мордва». Предками с. Новые Балыклы считались «туменцы»

(твмэннэр) [3, с. 142], которых объединяют с мишарями. Население д. Старое Азмее-во Бакалинского района состояло из башкир, тептярей и марийцев [3, с. 143]. По полевым материалам, в этом селе до сих пор широко празднуется Семик (Симет бэйрэме), вероятно, как наследие культуры язычников-марийцев. С усилением христианства праздник вошел в семицко-троицкий цикл, проводился на горе с названием «Симет тау» (гора Семик). В селе функционирует фольклорный ансамбль с этим же названием.

Исследования языковых особенностей кряшен Башкортостана свидетельствуют о том, что в процессе внутриэтнической консолидации формировались общие традиции. Они объединяют такие селения, как Старое Азмеево, Бузюрово, Новые Балы-клы, Новые Маты (Арияш), Новое Илико-во Бакалинсого района [3, с. 140-141]. По мнению татарских языковедов, речь кряшен Башкортостана относится к бакалинскому подговору нижнеприкамского говора татарского языка. По убеждению С.В. Соколовского [1] и самих кряшен, опрошенных автором в 2021 г., язык кряшен является «кря-шенским» (самостоятельным), а не диалектом татарского языка.

Сведения о хозяйственной деятельности имеются в названной выше работе Л. Павлова 1900 г., в которой отмечается большое трудолюбие кряшен, их занятие не только земледелием, но и отхожими промыслами, шерстобитием [7]. С 1960-х гг. материальная культура кряшен стала предметом исследования Ю.Г. Мухаметшина. Анализируя процесс формирования их специфической культуры, автор выявил сохранение целого ряда архаичных, реликтовых явлений, в том числе булгарских (древне-татарских) [11].

Источники по национальному костюму представляют работы Р.Г. Мухамедовой [12], С.В. Сусловой [13], Г.Р. Кутушевой [5]. Они отмечают наличие в культуре кряшен общих элементов традиционного костюмного комплекса с татарами-мусульманами, а также с русскими. Вместе с тем следует отметить, что во второй половине XIX в. у разных на-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) |||||||||||||||||||||||||ИИИмБя

родов региона (чувашей, удмуртов, марийцев и др.) произошло перенятие русской косоворотки у мужчин и платья с оборками у женщин как дань моде. В отличие от татар-мусульман кряшены до середины XX в. продолжали носить холщовые рубахи из тканого сукна, подпоясывая плетеным или в виде шнурка поясом [12]. Согласно полевым материалам автора, старинная пестрядинная одежда до сих пор используется участниками фольклорных коллективов, чего нет у башкир и татар. По-прежнему маркером женского кряшенского костюма является уникальный головной убор сорока (сYрэкэ), включающий волосник (мэланчек) с налобной повязкой с вышивкой серебряными нитями (ука щебе), монетные наушники (щилкэлек) и повязку (или покрывало, цветной платок с набивным рисунком). Ряд фольклорных коллективов кряшен Бакалинского района перешел на костюмы, общие с башкирами и татарами (платье с оборками, щилэн с позументами и др.).

Сведения о семейных обрядах стали формироваться в конце XIX в. В 1896 г. С.М. Матвеев опубликовал труд «Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии» [14]. При этом автор привел тексты песен и песенных диалогов между сторонами жениха и невесты в оригинале и переводе на русский язык. Они приурочены смотринам невесты, преподнесению свадебных подарков и гостинцев, выносу угощений (лапша с пельменями, каша, чак-чак, курники, пара гусей), приданого невесты (вышитые полотенца, набожники, подзорники, занавески и др.). С.М. Матвеев отметил, что в числе приглашенных гостей на свадьбе бывает два-три музыканта со скрипкой, балалайкой и гармоникой [14, с. 26]. На личных наблюдениях и расспросах местных жителей С.М. Матвеевым также изучены погребально-похоронные обряды кряшен Уфимской губернии, приведены сведения о гаданиях девушек в святочный период [15]. Указанные материалы показывают влияние татар-мусульман в системе питания, православных русских - в обрядовых традициях, в то же время уникальность культуры кряшен.

Сведения о календарных обрядах встречаются в прессе начала XX в., например, о празднике Сретенья Господня (на сороковой день после Рождества Христова) в с. Ба-калы Белебеевского уезда - в газете «Уфимские губернские ведомости» [16].

В 1939 г. И. Коваль выявил своеобразие календарных обрядов и праздников кряшен Уфимской губернии, в том числе весеннего земледельческого ритуала Шийдык, ритуалов вызывания дождя Чук и жертвоприношения Корман [17, с. 64].

Исследователь календарной обрядности татар этнограф Р.К. Уразманова в процессе полевых исследований выявила соседство в традиционном календаре кряшен религиозных христианских, дохристианских, земледельческих и семейных ритуалов, своеобразие праздников в д. Курчеево, д. Новые Усы и других селениях Бакалинского района [18].

Источники по музыкальному фольклору кряшен Башкортостана стали накапливаться в 1970-х гг. Фольклорист и этнограф Г.М. Макаров в процессе изучения территориальных особенностей кряшен Республики Татарстан, Саратовской, Кировской и других областей в 1977 г. посетил с. Новые Балы-клы Бакалинского района, в 1978-1979 г. -с. Верхнее Юлдашево Илишевского района РБ, где сделал записи традиционных песен кряшен. Заслуга Г.М. Макарова еще и в том, что он собрал солидную фотобазу. В Бакалинском районе он запечатлел праздник Сабантуй, исполнителей на балалайке, скрипке, а также предметах быта - самоваре, ложках, стиральной доске [19; 20]. Будучи доцентом кафедры этномузыкологии Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, Г.М. Макаров организует студенческие фольклорные экспедиции к кря-шенам и участвует в процессе подготовки научных кадров. В 2008 г. в Диссертационном совете указанного вуза была защищена диссертация А.Т. Ильясовой, посвященная церковно-певческой практике кряшен, в том числе региональным особенностям бакалин-ских кряшен [21]. В 2009 г. защищена диссертация Г.И. Трофимовой о песенном фольклоре кряшен Бакалинского района [22].

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) |||||||||||||||||||||||||||||||||

Сбором и изучением музыкальной культуры кряшен Башкортостана в 2000-х гг. занимались З.Н. Сайдашева и Л.И. Трифонова. По результатам фольклорных экспедиций 2000-2003 гг. студентов и преподавателей Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова в Бакалинском районе Башкортостана был подготовлен и опубликован фольклорный сборник. Были охвачены села Бакалы, Умирово, Утарово, Ново-Илеково, Старо-Азмеево, Новые Маты, Старые Маты, Бузюрово, Петровка, Новые Калыклы, Кур-чеево, Нарат-Чокыр.

Большой интерес представляют как сами записи фольклора, так и результаты исследования, изложенные во вступительных статьях к сборнику. На примере ладоинтонаци-онной организации, ритмики, фактуры, форм многоголосия и других элементов музыкального языка З.Н. Сайдашева и Л.И. Трифонова сделали вывод об этногенетической общности музыкальной культуры кряшен с чувашами, удмуртами, марийцами, мордвой, славянами и другими народами. Влияние казанских татар (и башкир) проявилось в поздне-традиционном фольклоре кряшен [23].

В 2021 г. Ф.Г. Галиевой сделаны запи-

си фольклора кряшен Бакалинского района, выявлена сохранность жанров, которые в других регионах давно утрачены. Например, записаны песни: рекрутские, рождественские, пасхальные, аграрного цикла, гостевые, озон кюй, танцевальные и др.

Таким образом, к настоящему времени накоплены сведения по разным областям этнической культуры кряшен Башкортостана. Они показывают уникальность культуры кряшен, обусловленную сложной этно-генетической и этнокультурной историей, изолированностью носителей православной культуры в тюркско-мусульманском и русском окружении. Христианский образ жизни обусловил способы и традиции хозяйствования, формы духовной жизни и связанные с ними праздники и обряды. Влияние татар и башкир можно продемонстрировать на элементах национального костюма и в поздне-традиционном фольклоре. Больших результатов добились исследователи музыкального фольклора кряшен, показавшие этноге-нетическую общность кряшен с чувашами, удмуртами, марийцами и другими этносами Урало-Поволжья.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Соколовский С.В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. 2-е изд. Набережные Челны: КряшИздат, 2009. 248 с.

2. Татары / отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. М.: Наука, 2001. 583 с. (Народы и культуры).

3. Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: ПИК «Дом печати», 2002. 248 с.

4. Якупов Р.И. Татары // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана / Р.М. Мухаметзянова-Дуггал, Ф.Г. Галиева, И.Г. Петров и др. М.: Перо, 2019. С. 137-176.

5. Кутушева Г.Р. Традиционный костюм башкир и татар в Западном Башкортостане (к проблеме этнокультурных взаимодействий). Уфа, 2003. 264 с.

6. Из путевых заметок епископа Никанора (Бров-кович) о результатах проверки положения крещеных татар, сделанных во время обозрения Уфимской епархии в 1880 г. // Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-

кряшен Волго-Уралья (XIX - начало XX в.) / авт.-сост. Х.З. Багаутдинов, Р.Р. Исхаков. Казань: Ин-т Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. С. 172-182.

7. Из этнографических заметок Л. Павлова «Быт крещеных татар Уфимской губернии Мензе-линского уезда» (1900) // Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX - начало XX в.) / авт.-сост. Х.З. Багаутдинов, Р.Р. Исхаков. Казань: Ин-т Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015.

8. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 347 с.

9. Исхаков Р.Р. Очерки истории традиционной культуры и религиозности татар-кряшен (XIX -начало XX в.). Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2014. 332 с.

10. Баязитова Ф.С. Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении М.: Наука, 1986. 248 с.

11. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2021, том 41, № 4(104) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИмЕЯ

культуры. Середина XIX - нач. XX в. М.: Наука, 1977. 184 с.

12. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. Казань: Слово, 2005. 159 с.

13. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX -нач. ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2000. 312 с.

14. Матвеев С.М. Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1896. Т. 13. Вып. 5-6. С. 317-353.

15. Матвеев С.М. Погребальные и поминальные обряды крещеных татар Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1899. Т. 15. Вып. 3; С. 241-272.

16. Бакалинец. Сретенская ярмарка // Уфимские губернские ведомости. 1905. № 64 (20 марта).

17. Этнографические заметки И. Коваля «Обряды крещеных татар (именуемых кряшен)» (1939 г.) // Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX - нач. XX в.) / авт.-сост. Х.З. Багаутдинов, Р.Р. Исхаков. Казань: Ин-т Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. С. 106-110.

18. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX - нач. XX вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. 196 с.

19. Макаров Г.М. О становлении особенностей праздника Питрау у кряшен. URL: https: //vk.com/id30068424?z=photo30068424_457 242280%2Fwall30068424_2549 (дата обращения: 01.09.2021).

20. Макаров Г. Традиционные этнические песни села Юлдашево Илишевского района Республики Башкортостан. URL: http://tuganaylar. ru/blog/blog/traditsionnye-etnicheskie-pesni-kryashen-sela-verkhnee-yuldashevo-ilishevskogo-rayona (дата обращения: 01.09.2021).

21. Ильясова А.Т. Церковно-певческая практика татар-кряшен: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Казан. гос. консерватория. Казань, 2008. 24 с.

22. Трофимова Г.И. Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Казан. гос. консерватория. Казань, 2009. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Народные песни кряшен Башкортостана (Бакалинский район) / под общ. ред. 3.Н. Сай-дашевой; Казанская консерватория. Казань,

2008. 200 с. (Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества; Вып. 3).

R E F E R E N C E S

1. Sokolovsky S.V. Kryasheny vo Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2002 goda [Kryasheny in the All-Russian Population Census of 2002]. 2nd edition. Naberezhnye Chelny: Kryashizdat, 2009. 248 p. (In Russian).

2. Tatary [Tatars]. R.K. Urazmanov, S.V. Cheshko (eds). Moscow: Nauka, 2001. 583 p. (In Russian).

3. Etnoterritorialnye gruppy tatar Povolzhya i Urala i voprosy ikh formirovaniya. Istoriko-etnogra-ficheskiy atlas tatarskogo naroda [Ethnoterritorial groups of Tatars of the Volga region and the Urals and issues of their formation. Historical and ethnographic atlas of the Tatar people]. Kazan, Dom pechati, 2002. 248 p. (In Russian).

4. Yakupov R.I. Tatary [Tatars]. Etnosy i kultury v edi-noy semye Bashkortostana [Ethnoses and cultures in a single family of Bashkortostan]. Moscow, Pero, 2019, pp. 137-176. (In Russian).

5. Kutusheva G.R. Traditsionnyy kostyum bashkir i tatar v Zapadnom Bashkortostane (k probleme etnokulturnykh vzaimodeystviy) [Traditional costume of Bashkirs and Tatars in Western Bashkortostan (on the problem of ethno-cultural interactions)]. Ufa, 2003. 264 p. (In Russian).

6. Iz putevykh zametok episkopa Nikanora (Brovkov-ich) o rezultatakh proverki polozheniya kresh-henykh tatar, sdelannykh vo vremya obozreniya Ufimskoy eparkhii v 1880 g. [From the travel notes of Bishop Nikanor (Brovkovich) on the results of checking the position of the baptized Tatars, made during a survey of the Ufa diocese in 1880]. Religioznyy sinkretizm i traditsionnaya obryad-nost tatar-kryashen Volgo-Uralya (XIX - nachalo XX v.) [Religious syncretism and traditional rituals of the Kryashen Tatars of the Volga-Urals (19th -early 20th centuries. Kh.Z. Bagautdinov, R.R. Iskhakov (authors-compilers). Kazan, Institut Sh. Mardzhani, YaZ Publ., pp. 172-182. (In Russian).

7. Iz etnograficheskikh zametok L. Pavlova «Byt kreshchenykh tatar Ufimskoy gubernii Menze-linskogo uezda» (1900) [From L. Pavlov's ethnographic notes «The life of the baptized Tatars of the Ufa Province of the Menzelinsky district» (1900)]. Religioznyy sinkretizm i traditsionnaya obryadnost tatar-kryashen Volgo-Uralya (XIX -nachalo XX v.) [Religious syncretism and traditional ritual of the Kryashen Tatars of the Volga-Urals (19th - early 20th centuries). Kh.Z. Bagautdinov,

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2021, том 41, № 4(104) lllllllllllllllllllllllllllllllll

R.R. Iskhakov (authors-compilers). Kazan, Institut Sh. Mardzhani, YaZ Publ. (In Russian).

8. Kuzeev R.G. Narody Srednego Povolzhya i Yuzh-nogo Urala: etnogeneticheskiy vzglyad na istoriyu [Peoples of the Middle Volga region and the South Urals: An ethnogenetic view on history]. Moscow, Nauka, 1992. 347 p. (In Russian).

9. Iskhakov R.R. Ocherki istorii traditsionnoy kultury i religioznosti tatar-kryashen (XIX - nachalo XX v.) [Essays on the history of traditional culture and religiosity of the Kryashen Tatars (19th - early 20th centuries)]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekh-nologiy, 2014. 332 p. (In Russian).

10. Bayazitova F.S. Govory tatar-kryashen v sravnitel-nom osveshchenii [Tatar-Kryashen dialects in comparative coverage]. Moscow, Nauka, 1986. 248 p. (In Russian).

11. Mukhametshin Yu.G. Tatary-kryasheny. Istoriko-etnograficheskoe issledovanie materialnoy kultury. Seredina XIX - nachalo XX v. [Kryashen Tatars. Historical and ethnographic study of material culture. Mid-19th - early 20th centuries]. Moscow, Nauka, 1977. 184 p. (In Russian).

12. Mukhamedova R.G. Narodnyy kostyum tatar-kryashen [Folk costume of the Kryashen Tatars]. Kazan, Slovo, 2005. 159 p. (In Russian).

13. Suslova S.V., Mukhamedova R.G. Narodnyy kostyum tatar Povolzhya i Urala (seredina XIX -nachalo XX vv.) [Folk costume of the Tatars of the Volga region and the Urals (mid-19th - early 20th centuries). Historical and ethnographic atlas of the Tatar people]. Kazan, 2000. 312 p. (In Russian).

14. Matveev S.M. Svadebnye obychai i obryady kreshchenykh tatar Ufimskoy gubernii [Wedding customs and rituals of the baptized Tatars of the Ufa Province]. Izvestiya Obshchestva arkheologii, istorii i etnografii - Bulletin of the Society of Archeology, History and Ethnography. Kazan, 1896, vol. 13, issue 5-6, pp. 317-353. (In Russian).

15. Matveev S.M. Pogrebalnye i pominalnye obryady kreshchenykh tatar Ufimskoy gubernii [Funeral and memorial rites of the baptized Tatars of the Ufa Province]. Izvestiya Obshchestva arheologii, istorii i etnografii - Izvestia of the Society of Archeology, History and Ethnography, Kazan, 1896, vol. 13, iIssues 5-6, pp. 241-272. (In Russian).

16. Bakalinets. Sretenskaya yarmarka [Sretenskaya fair]. Ufimskie gubernskie vedomosti - Ufa Provincial Gazette, 1905, no. 64 (March 20). (In Russian).

17. Etnograficheskie zametki I. Kovalya «Obryady kreshchenykh tatar (imenuemykh kryashen)» (1939 g.) [Ethnographic notes by I. Koval "The rites of baptized Tatars (called Kryashens) (1939)]. Reli-gioznyy sinkretizm i traditsionnaya obryadnost ta-tar-kryashen Volgo-Uralya (XIX - nachalo XX v.). [Religious syncretism and the traditional rites of the Kryashen Tatars of the Volga-Urals (19th -early 20th centuries). Kazan, 2015, pp. 106-110. (In Russian).

18. Urazmanova R.K. Obryady i prazdniki tatar Povolzhya i Urala (Godovoy tsikl XIX - nachalo XX vv.): Istoriko-etnograficheskiy atlas tatarskogo naro-da [Rites and holidays of the Tatars of the Volga region and the Urals (Annual cycle of the 19th -20th centuries): Historical and ethnographic atlas of the Tatar people]. Kazan, Dom pechati, 2001. 196 p. (In Russian).

19. Makarov G.M. O stanovlenii osobennostey prazd-nika Pitrau u kryashen [On the formation of the features of the Pitrau festival among the Kryashens]. Available at: https://vk.com/id3006 8424?z=photo30068424_457242280%2fwa ll30068424_2549 (accessed September 9, 2021). (In Russian).

20. Makarov G. Traditasionnye etnicheskie pesni sela Yuldashevo Ilishevskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Traditional ethnic songs of the village of Yuldashevo, Ilishevsky district of the Republic of Bashkortostan]. Available at: http://tuganay-lar.ru/blog/blog/traditsionnye-etnicheskie-pes-ni-kryashen-sela-verkhnee-uldashevo-ilishevsk-ogo-rayona (accessed September 9, 2021). (In Russian).

21. Ilyasova A.T. Tserkovno-pevcheskaya praktika ta-tar-kryashen [The church-singing practice of the Kryashen Tatars]. PhD Thesis in Art History. Kazan State Conservatory. Kazan, 2008. 24 p. (In Russian).

22. Trofimova G.I. Pesennaya traditsiya tatar-kryash-en Bakalinskogo rayona Bashkortostana [The song tradition of the Kryashen Tatars of the Bakalinsky district of Bashkortostan]. PhD Thesis in Art History. Kazan State Conservatory. Kazan, 2009. 24 p. (In Russian).

23. Narodnye pesni kryashen Bashkortostana (Baka-linskiy rayon) [Folk songs of the Kryashens of Bashkortostan (Bakalinsky district)]. Pamyatniki tatarskogo narodnogo muzykalnogo tvorchest-va [Tatar musical and poetry heritage]. Issue 3. Z.N. Saydasheva (ed.). Kazan State Conservatory. Kazan, 2008. 200 p. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.